Тест 22 обнаружение магнитного поля по его. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Как обнаруживается магнитное поле

§ 14. Нормальное уравнение прямой. Задача определения расстояния от точки до прямой

Пусть на плоскости хОу дана прямая. Проведём через начало коорди­нат перпендикуляр к данной прямой и назовём его нормалью. Обозначим

через Р точку пересечения нормали с данной прямой и установим положительное направление нормали от точки О к точке Р.

Если а есть полярный угол нормали, p - длина отрезка (черт.10), то уравнение данной пря­ мой может быть записано в виде

х cos α + у sin α - р = 0;

уравнение этого вида называется нормальным.

Пусть дана какая-нибудь прямая и произвольная точка

Черт. 10 М*; обозначим через d расстояние точки М* от данной прямой. Отклонением точки М* от прямой называется число +d, если данная точка и начало координат лежат по разные стороны от данной прямой, и - и, если данная точка и начало координат расположены по одну сторону от данной пря­мой. (Для точек, лежащих на самой прямой, = 0.)

Если даны координаты x*, у* точки М* и нормальное уравнение прямой х cos α + у sin α -р = 0; то отклонение https://pandia.ru/text/79/428/images/image003_21.gif" width="15" height="19"> = х* соs α а + у*sin α - р.

Таким образом, чтобы найти отклонение какой-нибудь точки М* от данной прямой, нужно в левую часть нормального уравнения этой прямой вместо текущих координат подставить координаты точки М*. Полученное число будет равно искомому отклонению.

Чтобы найти расстояние d от точки до прямой, достаточно вычислить отклонение и взять его модуль: d =

Если дано общее уравнение прямой Аx+Bу+С=0, то, чтобы приве­сти его к нормальному виду, нужно все члены этого уравнения умножить на нормирующий множитель μ., определяемый формулой

Знак нормирующего множителя выбирается противоположным знаку сво­бодного члена нормируемого уравнения.

309. Определить, какие из следующих уравнений прямых являются нормальными:

1) x - y -3=0; 2) EN-US style="color:black"">x - y -1 = 0;

3) https://pandia.ru/text/79/428/images/image010_3.gif" width="21" height="41 src=">у + 2 = 0; 4) -color:black">+color:black">- 2 = 0;

5) - х + 2 = 0; 6) х - 2 = 0; 7) у + 2 = 0; 8) - у - 2 = 0.

310. Привести общее уравнение прямой к нормальному виду в каждом из следующих случаев:

1) 4х -3у -10 = 0; 2) x -y +10 = 0;

3) 12х - 5у + 13 = 0; 4) х + 2 = 0; 5) 2х - у -= 0.

311. Даны уравнения прямых:

1) х -2 = 0; 2) х + 2 = 0; 3) у -3 = 0; 4) у + 3 = 0;

5) х +у -6 = 0; 6) х -у +2 = 0; 7) х + у +2 = 0;

8) x cos b -y sin b - q = 0, q >0; b - острый угол;

9) x cos b + y sin b + q = 0, q > 0; b - острый угол.

Определить полярный угол нормали a и отрезок р для каждой из данных прямых; по полученным значениям параметров a и р построить эти прямые на чертеже (в последних двух случаях построение прямой выполнить, считая b = 30 ° и q = 2).

312. Вычислить величину отклонения d и расстояние d точки от прямой в каждом из следующих случаев:

1)А (2;-1)) 4х + 3у +10 = 0;

2) В (0; - 3), 5х -12у -23=0;

3) Р (-2; 3), 3х -4у -2 = 0;

4) Q (l; -2), х -2у -5 = 0.

313. Уcтaнoвить, лежит ли точка М (1; -3) и начало коорди­нат по одну или по разные стороны каждой из следующих прямых:

1) 2х -у + 5 = 0; 2) х -3у -5 = 0; 3) 3х +2у -1 = 0;

2) х -3у + 2 = 0; 5) 10х + 24у +15 = 0.

314. Точка А (2; -5) является ве2шиной квадрата, одна из сторон которого лежит на прямой

х - 2у - 7 = 0.

Вычислить площадь этого квадрата.

315. Даны уравнения двух сторон прямоугольника

3х -2у - 5 = 0, 2х + 3у + 7 = 0

и одна из его вершин А (-2; 1). Вычислить площадь этого прямо­угольника.

316. Дoкaзaть, что прямая

2х +у +3 = 0

пересекает отрезок, ограниченный точками А (-5; 1) и В (3; 7).

317. Доказать, что прямая

2х -3у +6 = 0

не пересекает отрезка, ограниченного точками М1(- 2; -3) и М2(1; -2).

318. Последовательные вершины четырёхугольника суть точки А (-3; 5), В(- 1; -4), С(7; - 1) и D (2; 9). Установить, является ли этот четырёхугольник выпуклым.

319. Последовательные вершины четырёхугольника суть точки А (-1; 6), B (1; -3), С (4; 10) и D (9; 0). Установить, является ли этот четырёхугольник выпуклым.

320. Даны вершины треугольника: А (-10; -13), В(- 2; 3) и С (2; 1). Вычислить длину перпендикуляра, опущенного из вершины В на медиану, проведённую из вершины С.

321. Стороны АВ, ВС и СА треугольника ABC соответственно даны уравнениями

х + 21у - 22 = 0, 5х - 12у + 7 = 0, 4х - 33у + 146 = 0.

Вычислить расстояние от центра тяжести этого треугольника до стороны ВС.

322. Вычислить расстояние d между параллельными прямыми в каждом из следующих случаев:

1) 3х -4у -10 = 0, 2) 5х -12у + 26 = 0,

6х -8у + 5 = 0; 5х -12у -13 = 0;

3) 4х - 3у + 15 = 0, 4) 24х -10у + 39 = 0,

8х -6у + 25 = 0; 12х -2у -26 = 0.

323. Две стороны квадрата лежат на прямых

5х - 12у - 65 = 0, 5х - 12у + 26 = 0.

Вычислить его площадь.

324. Доказать, что прямая

5х - 2у - 1 = 0

Параллельна прямым

5х -2у + 7 = 0, 5х -2у -9 = 0

и делит расстояние между ними пополам.

325. Даны три параллельные прямые

10х +15у -3 = 0, 2х +3у + 5 = 0, 2х +3у -9 = 0.

Установить, что первая из них лежит между двумя другими, и вычислить отношение, в котором она делит расстояние между ними.

326. Доказать, что через точку Р(2; 7) можно провести две прямые так, чтобы их расстояния от точки Q (l; 2) были равны 5. Составить уравнения этих прямых.

327. Доказать, что через точку Р (2; 5) можно провести две прямые так, чтобы их расстояния от точки Q (5; 1) были равны 3. Составить уравнения этих прямых.

328. Доказать, что через точку С (7; - 2) можно провести только одну прямую так, чтобы расстояние её от точки А(4; - 6) было равно 5. Составить её уравнение.

329. Доказать, что через точку В (4; -5) невозможно провести прямую так, чтобы расстояние её от точки С(- 2; 3) было равно 12.

330. Вывести уравнение геометрического места точек, отклоне­ние которых от прямой 8х -15у - 25 = 0 равно -2.

331. Составить уравнения прямых, параллельных прямой 3х -4у - 10 = 0 и отстоящих от неё на расстоянии d =3.

332. Даны две смежные вершины квадрата А (2; 0) и В(-1; 4). Составить уравнения его сторон.

333. Точка А (5; -1) является вершиной квадрата, одна из сторон которого лежит на прямой

4х - 3у - 7 = 0.

Составить уравнения прямых, на которых лежат остальные стороны этого квадрата.

334. Даны уравнения двух сторон квадрата

4х -3у + 3 = 0, 4х -3у -17 = 0

и одна из его вершин А (2; -3). Составить уравнения двух дру­гих сторон этого квадрата.

335. Даны уравнения двух сторон квадрата

5х +12у -10 = 0, 5х +12у +29 = 0.

Составить уравнения двух других его сторон при условии, что точка M 1(-3; 5) лежит на стороне этого квадрата.

336. Отклонения точки М от прямых

5х -12у -13=0 и 3х -4у -19 = 0

равны соответственно - 3 и - 5. Определить координаты точки М.

337. Составить уравнение прямой, проходящей через точку Р(-2; 3) на одинаковых расстояниях от точек А (5; - 1) и В (3; 7).

338. Составить уравнение геометрического места точек, равно­удалённых от двух параллельных прямых:

1) 3х - у + 7 = 0, 2) х - 2у + 3 = 0, 3) 5х - 2у - 6 = 0,

3х - у - 3 = 0; х -2у + 7 = 0; х -4у + 3 = 0.

339. Составить уравнения биссектрис углов, образованных двумя пересекающимися прямыми:

1) х - 3у + 5 = 0, 2) х - 2у - 3 = 0, 3) 3х + 4у - 1 = 0,

3х -у -2 = 0; 2х + 4у + 7 = 0; 5х + 12у - 2 = 0.

340. Составить уравнения прямых, которые проходят через точку Р (2; -1) и вместе с прямыми

2х - у + 5 = 0, 3х + 6у - 1 = 0

образуют равнобедренные треугольники.

341. Определить, лежат ли точка М (1; -2) и начало коорди­нат в одном, в смежных или вертикальных углах, образованных при пересечении двух прямых:

1) 2х -у -5 = 0, 2) 4х +3у -10 = 0, 3) х - 2у - 1=0,

3х +у +10 = 0; 12х -5у -5 = 0; 3х -у -2 = 0.

342. Определить, лежат ли точки М (2; 3) и N (5; -1) в одном, в смежных или вертикальных углах, образованных при пересечении двух прямых:

1) х -3у -5 = 0, 2)2х +7у -5 = 0, 3) 12х +у - 1=0,

2х +9у -2 = 0; х + 3у + 7 = 0; 13х + 2у -5 = 0.

343. Определить, лежит ли начало координат внутри или вне треугольника, стороны которого даны уравнениями

7х -5у -11=0, 8х + 3у + 31=0, х + 8у -19 = 0.

344. Определить, лежит ли точка М (- 3; 2) внутри или вне треугольника, стороны которого даны уравнениями

х + у -4 = 0, 3х - 7у + 8 = 0, 4х - у - 31 = 0.

345. Определить, какой из углов, острый или тупой, образован­ных двумя прямыми

3х - 2у + 5 = 0 и 2х + у - 3 = 0,

содержит начало координат.

346. Определить, какой из углов, острый или тупой, образован­ных двумя прямыми

3х -5у -4 = 0 и х + 2у + 3 = 0,

содержит точку М (2; - 5).

347. Составить уравнение биссектрисы угла между прямыми 3х -у- 4= 0 и 2х +6у +3 = 0, в котором лежит начало коор­динат.

348.

х -7у+5 = 0, 5х+ 5у- 3 = 0,

смежного с углом, содержащим начало координат.

349. Составить уравнение биссектрисы угла между прямыми х + 2у -11 = 0 и 3х - 6у - 5 = 0, в котором лежит точка М(1; -3).

350. Составить уравнение биссектрисы угла между прямыми

2х - 3у - 5 = 0, 6х - 4у + 7 = О,

смежного с углом, содержащим точку С (2; -1).

351. Составить уравнение биссектрисы острого угла, образован­ного двумя прямыми

3x +4y -5 = 0, 5х -12у +3 = 0.

352. Составить уравнение биссектрисы тупого угла, образован­ного двумя прямыми х - 3у + 5 = 0, 3х - у +15 = 0.

1. Как называются линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси небольших магнитных стрелок:
а) электрические
б) магнитные +
в) фокальными

2. В 1820 году Эрстед, изучая взаимодействие проводника с током и магнитной стрелкой, обнаружил, что вокруг проводника:
а) существует электрическое и магнитное поле +
б) существует электрическое поле
в) существует магнитное поле

3. Расположение в магнитном поле прямого тока железных опилок:
а) беспорядочно
б) по прямым линиям вдоль проводников
в) по замкнутым кривым, охватывающим проводник с током +

4. Какой из проводников называется соленоидом:
а) проводник в виде спирали, чья длина больше диаметра +
б) проводник любой формы
в) проводник в виде спирали, чья длина меньше диаметра

5. Что такое электромагнит:
а) катушка с большим количеством витком
б) катушка с железным сердечником внутри +
в) катушка большого диаметра

6. Как поменяется сила магнитного поля, если сила тока в цепи уменьшится:
а) не изменится никак
б) увеличится
в) уменьшится +

7. Если ввести железный сердечник в катушку, то магнитное поле:
а) усилится +
б) не изменится никак
в) уменьшится

8. Что нужно сделать, чтобы изменить магнитные полюсы электромагнита:
а) изменить род вещества обмотки
б) изменить направление тока в цепи +
в) магнитные полюса нельзя менять

9. Что произойдёт, если к северному полюсу постоянного магнита поднести северный полюс магнита:
а) произойдёт притяжение магнитов
б) магниты не будут взаимодействовать
в) произойдёт отталкивание магнитов +

10. У какого из полюсов проявляется наиболее сильное магнитное действие у магнита:
а) возле северного полюса
б) возле обоих полюсов +
в) возле южного полюса

11. Как называется неподвижная часть электродвигателя постоянного тока:
а) ротор
б) якорь
в) индуктор +

12. Как называется подвижная часть электрического двигателя постоянного тока:
а) якорь +
б) ротор
в) статор

13. Благодаря чему электрические двигатели получили наибольшее практическое применение:
а) имеют небольшие габариты
б) не имеют продуктов выделения
в) практически бесшумные +

14. Южный магнитный полюс Земли находится:
а) на экваторе
б) вблизи Северного географического полюса +
в) на Южном полюсе

15. Выберите места на нашей планете, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли:
а) Южный географический полюс Земли
б) Северный географический полюс Земли
в) магнитные аномалии +

16. Северное сияние образуется при взаимодействии Земли с:
а) мелкими метеоритами
б) солнечный ветром +
в) кристаллами льда в атмосфере

17. Назовите главную теорию причины существования магнитного поля Земли:
а) движение расплавленных металлов с магмой земли и потоках металлических веществ в ядре планеты +
б) присутствие Луны
в) вращение планеты вокруг своей оси

18. Значительное возрастание солнечной активности:
а) тёмное пятно
б) магнитная буря +
в) солнечный ветер

19. Существование магнитного поля вокруг проводника с током, назовите опыт:
а) Опыт Кулона
б) Опыт Ома
в) Опыт Эрстеда +

20. Сколько полюсов у каждой катушки:
а) два +
б) северный
в) южный

21. Физическая величина, характеризующая энергоэффективность электрического двигателя:
а) масса и размеры
б) КПД двигателя +
в) мощность

22. Какое поле существует вокруг проводника, включённого в электроцепь:
а) электромагнитное +
б) магнитное
в) электрическое

23. Источник электрического поля:
а) отрицательный электрический заряд
б) положительный электрический заряд
в) любой электрический заряд +

24. Выберите форму магнитных линий магнитного поля прямого проводника с током:
а) замкнутые кривые вокруг проводника
б) концентрические окружности, охватывающие проводник +
в) отходящие от проводника радиальные линии

25. Каким образом можно усилить магнитное поле катушки с током:
а) увеличить силу тока в ней +
б) увеличить радиус катушки
в) сделать ее более длинной

26. Какое из перечисленных веществ не притягивается к магниту:
а) сталь
б) стекло +
в) кобальт

27. Что называется магнитной бурей:
а) резкое кратковременное изменение магнитного поля Земли +
б) изменение магнитного поля Земли
в) неожиданное усиление магнитного поля планеты

28. Назовите признак, по которому электродвигатели превосходят тепловые двигатели:
а) мощность
б) экологичность +
в) масса

29. Электрическое поле существует вокруг каких зарядов:
а) упорядоченно движущихся зарядов
б) неподвижных электрических зарядов
в) любых электрических зарядов +

30. Магнитное поле можно обнаружить вокруг зарядов:
а) в случае упорядоченного движения любых зарядов +
б) когда движутся отрицательные заряды
в) когда движутся положительные заряды

Тест по теме «Основы электродинамики. Магнитное поле. Явление электромагнитной индукции» 11 класс

1.Магнитное поле создается…

1)неподвижными электрическими зарядами; 2) движущимися электрическими зарядами ;

3)телами, обладающими массой; 4)движущимися частицами.

2.Постоянное магнитное поле можно обнаружить по действию на…

1) движущуюся заряженную частицу ; 2) неподвижную заряженную частицу;

3) любое металлическое тело; 4) заряженный диэлектрик.

3. Что наблюдалось в опыте Эрстеда?

1) взаимодействие двух параллельных проводников с током . 2) поворот магнитной стрелки вблизи проводника при пропускании через него ток а. 3)взаимодействие двух магнитных стрелок 4)возникновение электрического тока в катушке при вдвигании в нее магнита.

4. Как взаимодействуют два параллельных проводника при протекании в них тока в противоположных направлениях?

1)сила взаимодействия равна нулю; 2)проводники притягиваются;

3) проводники отталкиваются ; 4)проводники поворачиваются.

5. Как называется единица магнитной индукции?

1)Тесла 2)Генри 3)Вебер 4)Ватт

6. Как называется сила, действующая на движущуюся заряженную частицу со стороны магнитного поля?

1) Сила Ампера; 2)Центробежная сила; 3 )Сила Лоренца; 4)Центростремительная сила

7. Какова траектория протона, влетевшего в однородное магнитное поле параллельно линиям индукции магнитного поля?

8. Изменится ли, а если изменится, то, как частота обращения заряженной частицы в циклотроне при увеличении ее скорости в 2 раза. Скорость частицы считать намного меньше скорости света

1)Увеличится в 2 раза 2)Увеличится в 4 раза 3)Увеличится в 16 раз. 4)Не изменится

9. Электрон и протон влетают в однородное магнитное поле перпендикулярно вектору магнитной индукции с одинаковыми скоростями. Отношение модулей сил, действующих на них в этот момент времени со стороны магнитного поля, равно

1) 1 2) 0 3) 1/2000 4) 2000

10. Участок проводника длиной 10 см находится в однородном магнитном поле с индукцией 50 мТл. Сила тока, протекающего по проводнику, 10 А. Какую работу совершает сила Ампера при перемещении проводника на 8 см в направлении действия силы. Проводник расположен перпендикулярно линиям магнитного поля

1 ) 0,004 Дж . 2) 0,4 Дж. 3) 0,5 Дж. 4) 0,625 Дж

11.Рамку площадью 0,5 м 2 пронизывают линии магнитной индукции магнитного поля с индукцией 4 Тл под углом 30 0 к плоскости рамки. Чему равен магнитный поток, пронизывающий рамку?

1) 1 Вб 2) 2,3 Вб 3) 1,73 Вб 4) 4 Вб

12.В магнитном поле с индукцией 4 Тл движется электрон со скоростью 10 7 м/с, направленной перпендикулярно линиям индукции магнитного поля. Чему равен модуль силы, действующий на электрон со стороны магнитного поля?

1) 0,4 пН; 2) 6,4 пН; 3) 0,4 мкН; 4) 6,4 мкН

13.Если величину заряда увеличить в 3 раза, а скорость заряда уменьшить в 3 раза, то сила, действующая на заряд в магнитном поле,

1) не изменится ; 2)увеличится в 9 раз; 3)уменьшится в 3раза; 4) увеличится в 3 раза.

14. Заряд движется в магнитном поле. Индукция магнитного поля и скорость заряда увеличиваются в 3 раза. Сила, действующая на заряд

1) увеличится в 3 раза; 2) уменьшится в 3раза;

3) увеличится в 9 раз ; 4) уменьшится в 9 раз.

15. Определить индукцию магнитного поля проводника, по которому протекает ток 4 А, если поле действует с силой 0,4 Н на каждые 10 см проводника.

1) 0,5 Тл; 2) 2Тл; 3) 1 Тл; 4) 0,1 Тл.

16. Линии магнитного поля в пространстве вне постоянного магнита

1) начинаются на северном полюсе магнита, заканчиваются на южном;

2) начинаются на южном полюсе магнита, заканчиваются на бесконечности;

3) начинаются на северном полюсе магнита, заканчиваются на бесконечности;

4) начинаются на южном полюсе магнита, заканчиваются на северном.

17. С помощью правила Буравчика можно определить

1) направление силы магнитного поля; 2) направление движения заряженной частицы;

3) направление линий магнитного поля ; 4)направление силы электрического поля.

18. Линии однородного магнитного поля

1) искривлены, их густота меняется от точки к точке; 2) параллельны друг другу и расположены с одинаковой густотой;

3) расположены параллельно с разной густотой; 4) расположены хаотично.

19.Разноименные полюсы магнита…, а одноименные полюсы -

1) …отталкиваются, …притягиваются; 2)…притягиваются, …отталкиваются;

3)…отталкиваются; 4)…притягиваются.

20. Частица с электрическим зарядом 8·10 -19 Кл движется со скоростью 220 км/ч в магнитном поле с индукцией 5 Тл, под углом 30 0 . Определить значение силы Лоренца.

1) 10 -15 Н 2) 2·10 -14 Н 3) 2·10 -12 Н 4) 1,2·10 -16 Н

21 . Какая физическая величина измеряется в «генри»?

1) индукция поля 2) магнитный поток 3) ЭДС индукции 4) Индуктивность .

22. Какой из перечисленных процессов объясняется явлением электромагнитной индукции

1) отклонение магнитной стрелки при прохождении по проводу электрического тока; 2) взаимодействие проводников с током;

3 ) появление тока в замкнутой катушке при опускании в нее постоянного магнита;

4) возникновение силы, действующей на проводник с током.

23. Определить индуктивность катушки, через которую проходит поток величиной 5 Вб при силе тока 100 мА.

1) 0,5 Гн 2) 50 Гн 3) 100 Гн 4) 0,005 Гн Д. 0,1 Гн

24. Какова энергия магнитного поля катушки индуктивностью, равной 2 Гн, при силе тока в ней, равной 200 мА?

1) 400 Дж; 2) 4·10 4 Дж; 3) 0,4 Дж; 4) 4·10 -2 Дж

25. Какова ЭДС индукции, возбуждаемая в проводнике, помещенном в магнитном поле с индукцией 100 мТл, если оно полностью исчезает за 0,1 с?

Площадь, ограниченная контуром, равна 1 м 2 .
1) 100 В; 2) 10 В; 3) 1 В 4) 0,01 В


26. Чем определяется величина ЭДС индукции в контуре?

1) Магнитной индукцией в контуре; 2) Магнитным потоком через контур;

3) Электрическим сопротивлением контура; 4) Скоростью изменения магнитного потока

27. Определить сопротивление проводника длиной 40 м, помещенного в магнитное поле, если скорость движения 10м/с. Индукция магнитного поля равна 0,01Тл, сила тока 1А.

1) 400 Ом; 2) 0,04Ом; 3) 4Ом 4) 40 Ом
28. Какова ЭДС индукции, возбуждаемая в проводнике, помещенном в магнитное поле с индукцией 200мТл, если оно полностью исчезает за 0,05с? Площадь, ограниченная контуром, равна 1м 2 .
1) 400В; 2) 40В; 3) 4В; 4) 0,04В
29. Определить индуктивность катушки, если при силе тока в 2А, она имеет энергию 0,2Дж.

1) 200Гн; 2) 2мГн 3) 200мГн 4) 100мГн

30. Определить сопротивление проводника длиной 20 м, помещенного в магнитное поле, если скорость движения 10м/с, индукция поля равна 0,01Тл, сила тока 2А.

1) 100 Ом; 2) 0,01Ом; 3) 0,1Ом; Г. 1 Ом ;


Проверка теста 1. Магнитное поле порождается электрическим током. 2.Магнитное поле создается движущимися заряженными частицами. 3. За направление магнитной линии в какой-либо ее точке условно принимают направление, которое указывает северный полюс магнитной стрелки, помещенной в эту точку. 4. Магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный.






ПРАВИЛО ЛЕВОЙ РУКИ для заряженной частицы Если ЛЕВУЮ РУКУ расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь перпендикулярно к ней, а четыре пальца были направлены по движению положительно заряженной частицы (или против движения отрицательно заряженной частицы), то отставленный на 90 градусов большой палец покажет направление действующей на частицу силы.


Нельзя ли защититься от действия магнитных сил? Как ни странно, веществом, непроницае мым для магнитных сил, является то же самое железо, которое так легко намагничивается! Внутри кольца из железа стрелка компаса не отклоняется магнитом, помещенным вне кольца.намагничивается



Вопросы.

1. Как на опыте обнаружить наличие силы, действующей на проводник с током в магнитном поле?

Нужно разместить проводник с током между полюсами магнита так, чтобы направление тока было перпендикулярно линиям магнитного поля, а крепление позволяло проводнику двигаться. При пропускании тока проводник будет отклоняться, но этого не произойдет, если убрать магнит.

2. Как обнаруживается магнитное поле?

Магнитное поле можно обнаружить по его действию на магнитную стрелку или на проводник с током.

3. От чего зависит направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле?

От направления тока и направления магнитных линий.

4. Как читается правило левой руки для находящегося в магнитном поле проводника с током? для движущейся в этом поле заряженной частицы?

Если расположить левую руку так, чтобы линии магнитной индукции входили в ладонь перпендикулярно к ней, а вытянутые четыре пальца указывали направление тока (направление движения положительно заряженной частицы), то отставленный на 90° большой палец покажет направление силы, действующей на проводник.

5. Что принимается за направление тока во внешней части электрической цепи?

Это направление от положительного полюса к отрицательному.

6. Что можно определить, пользуясь правилом левой руки?

Направление силы, действующей на проводник, зная направление тока и линий магнитного поля. Направление тока, зная направление силы и магнитных линий. Направление линий магнитного поля, зная направление тока и силы, действующей на проводник.

7. В каком случае сила действия магнитного поля на проводчик с током или движущуюся заряженную частицу равна нулю?

В случае когда направление движения тока или направление скорости частиц совпадает с направлением линий магнитной индукции сила действия магнитного поля равна нулю.

Упражнения.

1. В какую сторону покатится легкая алюминиевая трубочка при замыкании цепи (рис. 112)?

По правилу левой руки определяем, что вправо.

2. На рисунке 113 изображены два оголенных проводника, соединенных с источником тока, и легкая алюминиевая трубочка АВ. Вся установка находится в магнитном поле. Определите направление тока в трубочке АВ, если в результате взаимодействия этого тока с магнитным полем трубочка катится по проводникам в направлении, указанном на рисунке. Какой полюс источника тока является положительным, а какой — отрицательным?

По правилу левой руки ток движется от точки А к В, следовательно верхний полюс источника тока - положительный, а нижний - отрицательный.

3. Между полюсами магнитов (рис. 114) расположены четыре проводника с током. Определите, в какую сторону движется каждый из них.

Слева - вверх, вниз. Справа - вниз, вверх.

4. На рисунке 115 изображена отрицательно заряженная частица. движущаяся со скоростью v в магнитном поле. Сделайте такой же рисунок в тетради и укажите стрелочкой направление силы, с которой поле действует на частицу.


5. Магнитное поле действует с силой F на частицу, движущуюся со скоростью v (рис. 116). Определите знак заряда частицы.

Знак заряда частицы - отрицательный (применяем правило левой руки).