Приближение присоединение примеры. В каком слове правописание приставки определяется ее значением " неполнота действия"? Слова, которые надо различать

Cтраница 1


Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений.  

Нравственный идеал даосизма - это отшельник, который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желание погрузиться в общение с божественным Дао.  

Нравственные идеалы советских людей определяются величием цели, за осуществление которой они борются. Партия строго на научных основах сформулировала моральный кодекс строителя коммунизма, включающий в себя важнейшие нравственные принципы, которыми должен руководствоваться советский человек. Лекционная пропаганда призвана активно содействовать тому, чтобы добросовестный труд на общее благо, забота о сохранении и умножении общественного достояния, высокое осознание общественного долга стали нравственными принципами каждого советского человека.  

Важен также нравственный идеал - представления человека о том, что подлежит одобрению или осуждению.  

Требование следовать нравственному идеалу обязательно для любого, коль скоро он человек. Поэтому-то подлинной реальностью истории, подлинным предметом социологии является именно личность, хотя, с другой стороны, не следует забывать, что общество задает новое качество обособленному личностному опыту.  

Гносеологический анализ категории нравственный идеал обнаруживает, что связь понятия идеал с конкретной личностью вполне закономерна. Повседневное рождение идеалов в сознании Отдельных людей кратко повторяет историю возникновения и развития морального сознания человечества. Мораль берет свое начало с оценки поступков, действий людей и явлений действительности с точки зрения их значимости для человека и общества. Моральное сознание здесь еще тесно вплетено в свою материальную основу. Только на следующей ступени оно отрывается от своей Материальной конкретности и начинает существовать идеально в форме системы норм, понятий и принципов. Среди этих понятий идеал занимает особое место, так как он связан не только с настоящим, но и с будущим. Эта устремленность в будущее не может быть неопределенной и беспредельной.  

Рассмотрим теперь современный кризис нравственных идеалов и права.  

Всякая этическая концепция, выражая нравственный идеал определенных социальных групп, в конечном счете является нормативной. Марксизм же считает, что дать научно-теоретическое обоснование нравственных идей возможно лишь при условии познания законов истории, что эти идеи отражают объективную логику развития об-ва. Нравственность рабочего класса не только отвечает этому условию, но и является основой для формирования общечеловеческой морали в бесклассовом об-ве.  

Учет диалектического взаимодействия общественного и нравственных идеалов дает возможность точнее определить содержание, специфические особенности и значение указанных категорий.  

На многое способен человек, имеющий нравственные идеалы. Они не появляются в сознании на пустом месте. Необходимы высокий культурно-образовательный уровень, развитое воображение, стремление к самосовершенствованию. Человек должен быть устремлен к лучшему, благородному, к эталонной чистоте нравственных принципов. Всякое стремление предполагает конечную точку - цель; цель является венцом стремления.  

В основе этой программы лежит создание нравственного идеала, которому могли бы подражать в своей жизнедеятельности и поведении все люди. Этот идеал-мудрец - благородный муж, которому Конфуций противопоставляет низкого человека, простолюдина. Благородному мужу изначально присущи пять основных качеств: чувственность, долг, знание, чувство меры и доверие. Простолюдин же из-начально лишен этих качеств. Изложение этики конфуци-анства строится на противопоставлении этих двух образцов нравственных установок и поведения. Первый следует долгу закону, второй думает, как бы получше устроиться и по-лу) чить выгоду. Первый требователен к себе - второй к лю-дя) и. О первом нельзя судить по мелочам, и ему можно дове-рить большие дела, второму же нельзя доверить большие дела и о нем можно судить по мелочам. Первый живет в со-гл сии с людьми, но не следует за ними, второй же следует за другими, но не живет с ними в согласии. Первому легко услужить, но трудно доставить радость, ибо он радуется лишь должному; второму трудно услужить, но легко доставить радость. Первый идет на смерть ради человеколюбия и доЛжного, второй кончает жизнь самоубийством в канаве. Благородный муж боится трех вещей: он боится веления Не 5а, великих людей и слов совершенно мудрых.  

Так приходим мы к выводу, что нравственный идеал требует постоянного действия. Не земной рай, как вечная награда за употребленные ранее усилия, а неустанный труд, как долг постоянного стремления к вечно усложняющейся цели, - вот что, с этой точки зрения, должно быть задачей общественного прогресса.  

Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов.  

Нас интересует специфика культуры, т.е. системы ценностей, духовных и нравственных идеалов, менталитета, повлиявшая на развитие хозяйственной жизни Востока, особенности хозяйственной культуры, не способствовавшие зарождению духовных предпосылок эндогенного капитализма.  

Необходимо также уметь проводить различие между нравственным долгом и нравственным идеалом. В стремлении реализовать собственные нравственные идеалы юристы должны полагаться на соответствующие их специализации этические кодексы, для того чтобы делать добро и приносить пользу в тех культурных формах, которые установило профессиональное сообщество.  

Нравственный идеал личности.

Нравственный идеал личности - это воплощение морально безупречного человека, являющегося олицетворением всех добродетелей, необходимых для конкретной эпохи, и служащим образцом для подражания. Во-первых, через нравственный идеал моральное сознание оценивает существующую действительность и людей как несовершенных, признает отсутствие каких-либо важных нравственных качеств. И, во-вторых, посредством нравственного идеала моральное сознание эти качества пытается восполнить, сделав наглядным примером поведения.

В разное время нравственный идеал находил и сейчас находит свое воплощение в конкретных персонах. Прежде всего это были и есть религиозные образы - Будды, Христа, а также вымышленные литературные, художественные, исторические герои или реальные личности. Именно они позволяют оценивать человеку свои качества и поведение, стимулируют его активность, указывают человеку перспективу и цели саморазвития и самосовершенствования. Моральные идеалы объединяют воедино моральные нормы, принципы, моральные качества человека относительно более высокой цели, которой они служат.

Следует помнить, что моральный идеал не должен быть слишком отдален от простых людей и не должен быть слишком недосягаемым. Иначе свою функцию ориентира он выполнить не сможет. Неслучайно воплощение нравственного совершенства и безупречности для христиан - Иисус Христос - богочеловек, соединяющий в себе как божественную, так и человеческую природу.

Одновременно с нравственным идеалом рисуются антигерои и антиидеалы. Это воплощение несправедливости, зла, бесчестья и т.д. Безнравственное содержание качеств и поступков антигероев и антиидеалов может играть и позитивную роль, убедительно показывая, как не следует поступать и каким не стоит быть.

Китайский философ Конфуций нравственный идеал соотнес с понятием «благородного мужа» («цзюнь - цзы»). Оно предполагает два взаимодополняемых смысла: принадлежность к аристократии и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе еще не является гарантом человеческого совершенства, ибо для этого необходима упорная духовная работа над самим самой. Однако и для простого простолюдина не закрыта дорога к человеческому совершенству. И в то же время более высокое положение в человеческой и социальной иерархии требует более высокого уровня нравственной ответственности.

Благородный муж - соединение всех высоких качеств, идеальная личность. В первую очередь благородный муж имеет «жень» - «человеческое начало», означающее «милосердие», «человеколюбие», «гуманность».

«Благородный муж» стремится познать правильный путь - «дао».

«Благородный муж» всегда соблюдает принцип «сяо» и ритуал «ли» (церемонии) - конкретные нормы и образцы общественно достойного и ответственного поведения. Они являются нравственным мерилом поведения, оптимальной дистанцией во взаимоотношениях между разными по возрасту и социальному статусу людьми, обеспечивающим их согласное существование в обществе.

«Благородный муж» имеет высокий уровень воспитанности «вэнь», культуры и образованности. Это нравственно самостоятельная личность, целью которой является постоянное самосовершенствование и упорный труд над собой.

«Благородный муж» имеет ровные отношения с людьми, не судит их и заимствует у окружающих только лучшее.

«Благородный муж» заботится о том, чтобы его слова не расходились с поступками. Поэтому он сначала осуществляет задуманное, а потом говорит об этом.

В учении Конфуция идеальной личности противостоит «низкий человек» («сяо жень»).Он думает только о том, как бы извлечь собственную выгоду - представления о человеческом приличии и достоинстве, необходимость следования ритуалу не стали для него определяющими мотивами поведения. «Низкий человек» своевольный, грубый и невоспитанный, он судит других людей и предъявляет к ним требования, а в общении склонен к раздорам и даже может дойти до разбоя.

Вопросы для самопроверки

Дайте определение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

Сформулируйте «золотое правило нравственности» и моральный закон И. Канта.

Что такое моральное сознание? Посредством каких элементов раскрывается его содержание?

Что такое нравственная практика и нравственное самосознание?

Какие функции мораль выполняет в современном обществе?

Что такое нравственный идеал личности? Почему для человека важно иметь нравственный идеал?

Идеал состоит в реализации своего собственного «Я».

Д. Мур

Теперь целесообразно перейти к раскрытию сущности понятия «нравственный идеал человека». В современном психологопедагогическом словаре дается следующее толкование понятия

«идеал»: «(греч. idea - идея, первообраз) образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Содержание идеала часто складывается как альтернатива действительности, как внутренний протест против устоявшегося порядка вещей.

Основные точки зрения в понимании феномена нравственного идеала человека можно выразить и классифицировать следующим образом. Основным критерием, определяющим наличие разных подходов к рассмотрению нравственного идеала, является степень отношения (приближения) его к действительности. Можно выделить следующие основные подходы в этике к решению проблемы отношения нравственного идеала к действительности.

Одним из них является подход И. Канта, который осуществил попытку раскрыть структуру идеала и его место в деятельности, отношениях и сознании человека По Канту, идеалом может быть только человек, разумно утверждающий свои цели и, таким образом, сознательно стремящийся к совершенству. Идеал принципиально недостижим в действительности. Он представляет собой регулятивную идею и указывает скорее направление цели, чем саму цель, и поэтому руководит человеком скорее как чувство верного направления чем как ясный образ результата. Только в искусстве идеал может быть представлен в виде образа - в форме прекрасного, а значит, жизнь идеала допускается только в искусстве.

В марксистской философии рассмотрение соотношения идеала и действительности происходит с позиции диалектики сущего и должного. Понятие должного шире идеала, а идеал воплощает в себе не все, а лишь определенные грани должного. «Идеал - желаемое будущее, оцениваемое как высшая, более совершенная, с точки зрения достигнутого, ступень развития, высшая цель человеческого бытия.... В нравственном идеале... мы находим... общее представление о совершенном обществе, об образе человеческой личности, ее назначении, цели и месте в жизни... Нравственные идеалы всегда стоят несколько выше достигнутого, совершеннее его, иначе они не были бы высшим образцом, своеобразным эталоном для многих реально живущих в обществе людей» .

Согласно позиции экзистенциализма, у каждого человека свой нравственный идеал, и он непосредственно соотносится с реальностью. Чем является нравственный идеал человека по отношению к действительности, субъектом или объектом, определяется в «пограничной ситуации», или акте «кризисного прозрения», в которых человек должен сделать нравственный выбор, «с кем он»: со своим нравственным идеалом, или с несовершенной действительностью.

Целесообразным является синтезированное представление о нравственном идеале человека Содержательный аспект нравственного идеала человека лучше всего отражает позиция И. Канта. Исходя из этого общие черты содержательного аспекта нравственного идеала человека определяются нами следующим образом:

  • нравственный идеал человека имеет идеальную, духовную сущность;
  • основные формулировки категорического императива составляют главное содержание нравственного идеала человека;
  • в содержании нравственного идеала человека представлены такие неотъемлемые его характеристики, как абсолютность, универсальность, совершенство;
  • содержание нравственного идеала человека имеет определенную автономию к изменчивому влиянию исторической действительности и окружающей социальной среды;
  • содержание нравственного идеала человека наделено свойством императивности по отношению к действительности.

Возникновение, развитие, формы воплощения нравственного идеала человека в действительности более полноценно раскрываются в позиции марксистской философии. Исходя из этой позиции можно обозначить следующие черты нравственного идеала человека применительно к обозначенному нами аспекту:

  • рассмотрение нравственного идеала как явления, находящегося в процессе постоянного динамического становления и развития Смена одной конкретизации нравственного идеала человека другой осуществляется по мере воплощения нравственного идеала человеком в действительности;
  • рассмотрение соотношения идеала и действительности с позиций диалектики сущего и должного, обуславливающей необходимость и возможность воплощения нравственного идеала человека в действительности;
  • рассмотрение нравственного идеала человека как продукта чисто человеческой деятельности отношений и сознания. Нравственный идеал не может существовать в отрыве от нравственных потребностей человека;
  • характеристика окружающей социальной среды как фактора, оказывающего большое воздействие (положительное или отрицательное) на актуализацию человеком своего нравственного идеала.

Определение субъекта-носителя нравственного идеала человека более верно, на наш взгляд, представлено в позиции ситуативной этики и экзистенциализма. Итак, субъект - носитель нравственного идеала, раскрывается посредством следующих его определений:

  • носителем нравственного идеала является человек как деятельный, свободный, ответственный субъект, творец своего нравственного поведения через избранный им нравственный идеал;
  • подчеркивается приоритет конкретного человека (индивидуальности) перед всевозможными формами внеиндиви- дуальной деятельности, отношений и сознания (религией, обществом, социальным классом, политической идеологией, группой, авторитетом и так далее);
  • именно человек, его неповторимый индивидуальный мир, объявляется подлинной этической реальностью (нравственностью, находящейся в диалектической противоположности морали), в котором только и возможно воплощение и существование нравственного идеала.

Таким образом, нравственный идеал человека - это универсальный, абсолютный, целостный эталон этически совершенного человека, центром содержания которого является понимание человека как цели и никогда как средства. Содержание нравственного идеала человека не только автономно, но и императивно по отношению к действительности. Нравственный идеал человека служит абсолютной ценностью, целью, образцом, стандартом для определения Смысла жизни и направления нравственного самосовершенствования человека Только человек может быть носителем нравственного идеала в силу своих неотъемлемых экзистенциальных характеристик деятельности, свободы, творчества, субъектности, ответственности; является творцом данного идеала, который может возникнуть, существовать и воплощаться только в подлинной этической реальности - нравственности в процессе своего непрерывного нравственного роста (становления). Конкретизации нравственного идеала человека постоянно совершенствуются в ходе исторического развития человечества, вбирают в себя наиболее ценные особенности индивидуального и общественного менталитета (своего народа).

Формулировка задания:

Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением "пространственная близость":
(4)На пришкольном участке работы шли полным ходом. (5) Ребята, припевая, копали грядки.

Правильный ответ: пришкольном (приставка ПРИ- имеет значение ОКОЛО - около школы)

Другие возможные формулировки:
Из предложений... выпишите слово(а), в котором...
варианты продолжения:

  • правописание приставки зависит/не зависит от глухости-звонкости последующего согласного;
  • правописание согласной в приставке зависит от глухости последующего согласного;
  • правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного;
  • правописание приставки определяется ее значением (может указываться конкретное значение приставки);
  • правописание приставки зависит от ударения.

Что нужно знать:

В русском языке существует 4 группы приставок в написании которых могут возникнуть трудности:
1) (их нужно запомнить);
2) , написание которых зависит от последующего согласного;
3) , написание которых зависит от ударения;
4) , написание которых определяется их значением.

1. Неизменяемые приставки.

Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда! Обязательно запомните эти приставки:

В- (ВО-), ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО, О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ПО-, ПОД- (ПОДО-), С- (СО-), ПЕРЕ-, ПРЕД-, ПРО-.

ПРИМЕР: на писать, недо солить, по скользнуться, по стучаться, с делать, с дать, пред принять.
Приставки З- нет в русском языке! В словах з дание, з доровье, з десь, ни з ги (не видно) буква З входит в состав корня.

2. Приставки на З-, С-.

Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными - с буквой С. Обязательно запомните эти приставки:

БЕЗ-/БЕС-, ВЗ-/ВС-, ВОЗ-/ВОС-, ИЗ-/ИС-, НИЗ/НИС-, РАЗ-/РАС-, ЧЕРЕЗ-(ЧРЕЗ-)/ЧЕРЕС-

ПРИМЕР:
РАС с мотреть,
РАЗ г лядеть,
ИЗ в ести,
ИС т опить,
ЧРЕЗ м ерный,
РАС ч ертить,
ВС к арабкаться,
ЧЕРЕС ч ур,
сНИС х одительный

Случай 1. Чтобы выбрать правильную букву -з- или -с- на конце приставок, необходимо отличать звонкие согласные от глухих.
Все глухие согласные звуки позволяет запомнить фраза: Ф ОК А, Х ОЧ ЕШ Ь П ОЕСТ Ь Щ ЕЦ ?
Звонкие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ОЙ , М Ы Ж Е Н Е З АБ ЫВ АЛ И О ДР УГ Е!
ПРИМЕР:
в приставках слов РАС ч удесный и РАС ц ветка мы напишем -с -, потому что первые буквы корня - ч - и - ц - обозначают глухие согласные звуки, а в приставках слов ИЗ д ержка и ИЗ м ена мы напишем букву -з -, так как первые буквы корней обозначают звонкие согласные звуки
- д - и - м -

Случай 2. Запомните, что правописание приставки С - в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного . Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.
ПРИМЕР:
в словах С ДЕЛАТЬ и С ПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкий согласный, а во втором - глухой.

Случай 3. Приставку на З- С- можно не заметить, если слово имеет две приставки.
ПРИМЕР:
в слове НЕВОС ТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости последующего согласного, в то время как правописание приставки НЕ- этим правилом не определяется.

Случай 4. Не путайте слова с приставками на З-С- со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.
ПРИМЕР:
1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)
2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)
3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)
4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)
5. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)
6. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)
7. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)

3. Приставки РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-), НЕ-, НИ-

Написание гласных букв в данных приставках определяется ударением.
В приставках РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) без ударения пишется буква А , под ударением - О .
ПРИМЕР:
ра списАться - рО спись, ра зыгрАть - рО зыгрыш, ра злИв (реки), рО злив напитков

Приставки НЕ и НИ, встречающиеся в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях, также зависят от ударения. Под ударением пишем НЕ, без ударения - НИ.
ПРИМЕР:
нЕ когда - ни когдА, нЕ кто - ни ктО, нЕ что - ни чтО

4. Приставки ПРИ-, ПРЕ-

Правило написания этих приставок одно из самых любимых школьниками, и оно также очень простое в запоминании. Написание гласной в них зависит от значения приставок.

Приставка ПРИ- обозначает:
1) приближение, присоединение, прибавление: при ехать, при клеить
2) расположение вблизи чего-либо (близость): при морский, при окский
3) неполноту действия (действие выполнено не до конца): при открыть, при тормозить
Это основные значения приставки при-, но есть еще три более редких значения:
4) законченность действия: при думать
5) действие, выполненное исходя из чьих-либо интересов: при прятать
6) сопутствующее действие: при прыгивать, при говаривать, при танцовывать, при певать

Приставка ПРЕ- обозначает:
1) близкое по значению к слову "очень": пре красный (очень красивый)
2) близкое по значению к приставке пере-: пре ступить (перейти черту), прервать (перервать)

Однако не всегда написание этих приставок определяется перечисленными значениями!

Трудности, которые могут возникнуть:

Случай 1. Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению:
придать соответствующий видпредать друга,
притворить дверь — претворить мечту (воплотить),
прибывать вовремя — пребывать в отпуске (находиться),
приступить к работе — преступить закон,
приходящий в гости — преходящий момент (непостоянный),
презреть врага (возненавидеть) — призреть сироту (приютить)
преклоняться перед талантами (восхищаться) — приклоняться к земле (наклоняться)
превратности судьбы — привратник у ворот
предел (граница) терпения — придел (пристройка) дома
претерпеть (пережить) — притерпеться (привыкнуть) к зною

Случай 2. Правописание некоторых слов с приставками ПРИ-, ПРЕ- следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (ус-тар.) — «споткнуться», преткновение — «помеха, затруд-нения», камень преткновения; преставиться (устар.) —«умереть», устроить светопреставление.

Случай 3. Правописание заимствованных слов с при-, пре- в корне рекомендуется определять по орфографическому словарю: престиж, президент, прейскурант, префикс, прецедент; приоритет, привилегия, притяз ание, приватный, примитивный и т.п.

На экзамене по русскому языку учащиеся могут столкнуться с различными формулировками задания 4, связанного с правописанием приставок ПРЕ- и ПРИ-. Рассмотрим возможные варианты:

1. Из предложений (указываются номера) выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение».

2. Из предложений (указываются номера) выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «присоединение».

3. Из предложений (указываются номера) выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия».

4. Из предложений (указываются номера) выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «расположение вблизи».

5. Из предложений (указываются номера) выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением, близким к значению приставки ПЕРЕ-.

Вспомним соответствующее правило.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

(обобщающая таблица)

Значение

приставки ПРЕ-

Примеры

Значение

приставки ПРИ-

Примеры

Высокая степень качества или действия (= очень, весьма, самый, слишком)

премудрый

престарелый

презабавный

пренеприятный

прехорошенький

преважный

преопасный

преподносить

превосходить

преобладать

превысить

пресытиться

преувеличить

преотлично

премило

превосходно

Присоединение

(значение соединения чего-то с чем-то);

приближение

(значение движения к какой-либо цели);

прибавление

(значение увеличения размеров чего-либо, прибавления чего-то к уже имеющемуся)

приобщиться

пристроить

присоединить

примчаться

приклеить

приварить

приезжать

прилипать

принимать

привинтить

прискакать

прихромать

присыпать

пририсовать

приладить

приплетать

приделать

Исключения: привольный

прискорбный

пригожий

причудливый

привередливый

Сходство со значением приставки пере-

(однако следует учитывать, что прямую замену

чаще всего сделать невозможно)

преграда

преодолеть

пререкаться

беспрерывно

преградить

Неполнота действия

(= чуть-чуть)

приоткрыть

приумолкнуть

присесть

пригнуться

пригасить

привстать

приостановить

Нахождение вблизи

чего-нибудь (около, близко)

Прибалтика

приозерный

пришкольный

приморский

придорожный

прибрежный

привокзальный

приамурский

привратник

Доведение действия

до конца или совершение действия в чьих-то интересах

привыкнуть

придумать

приручить

приготовить

припрятать

приютить

Очень важно учитывать следующее:

1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:


ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют)

ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку)

ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам)

ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон)

ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться)

ПРИПИРАТЬ (дверь) – ПРЕПИРАТЬСЯ (перебраниваться) и многие др.


2. Есть слова, в которых написание гласной невозможно объяснить изложенным в таблице правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В данных случаях необходимо пользоваться орфографическим словарем.

Предлагаю потренироваться.

Задание 1. Вставить в слова пропущенные буквы.

Пр...жимать, пр...богатый, пр...многоуважаемый, пр...тягательный, пр...открытый, пр...занятный, пр...росший, пр...чудесный, пр...вознесенный, пр...умолкать, пр...бедняться, пр...резанный, пр...лезший, пр...печь, пр...образовать, пр...сыщение, пр...щучивать, пр...метывать, пр...тереть, пр...ставлять, пр...острый, пр...пухлый, пр...вкусный, пр...варить, пр...щелкивание, пр...взошедший, пр...бытие, пр...дполетный, пр...дусматривать, пр...способленец, пр...менение, пр...двещать, пр...падок, пр...фект, пр...дпр...нятый, пр...доставление, пр...дседатель, пр...творщица, пр...дпосланный, пр...дзнаменовать, пр...восходить, пр...небрежение, пр...образить, пр...людия, пр...емщица, пр...дзнаменование, пр...смыкающееся, пр...вкус, пр...восходящий, пр...дательство, пр...ступление, пр...кращенный, пр...дполагаемый, пр...рывистый, пр...дстартовый , пр...высить, пр...умыть, пр...дсенокосный, пр...творный, пр...дъявитель, пр...слать, пр...зреть, пр...подобный, пр...кусывать, пр...гасить, пр...скучный, пр...волье, пр...странный, пр...драсположенность, пр...образователь, пр...вой, пр...дметно-тематический, пр...клоненный, пр...земистый, пр...ценяться, пр...долимпийский, пр...подносить, пр...миальный.

Задание 2. Вставить в словосочетания пропущенные буквы.

Пр...восходный результат, пр...вышать скорость, пр...данья старины глубокой, пр...градить дорогу, пр...ступить закон, пр...вратности судьбы, пр...кратить кричать.

Задание 3. Вставить пропущенные буквы и прочитать сказку малышам – сестричкам и братишкам.

Пр...красным вечером Василисе пр...мудрой пр...снился пр...чудливый сон. Пр...забавные и пр...хорошенькие зайчата скакали впр...прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр...огромная туча. Это пр...летел злой-пр...злой Змей Горыныч. Пр...землился он, пр...сел на травку и пр...задумался. Пр...казал ему Кащей Василису пр...мудрую найти, пр...пугнуть, к нему пр...вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр...одолимые пр...пятствия .

Ответы:

Задание 1

Прижимать, пребогатый, премногоуважаемый, притягательный, приоткрытый, презанятный, приросший, пречудесный, превознесенный, приумолкать, прибедняться, прирезанный, прилезший, припечь, преобразовать, пресыщение, прищучивать, приметывать, притереть, приставлять, преострый, припухлый, превкусный, приварить, прищелкивание, превзошедший, прибытие, предполетный, предусматривать, приспособленец, применение, предвещать, припадок, префект, предпринятый, пр е доставление, председатель, притворщица, предпосланный, предзнаменовать, превосходить, пренебрежение, преобразить, прелюдия, приемщица, предзнаменование, пресмыкающееся, привкус, пр е восходящий, предательство, преступление, прекращенный, предполагаемый, прерывистый, предстартовый , превысить, приумыть, предсенокосный, притворный, предъявитель, прислать, презреть, преподобный, прикусывать, пригасить, прескучный, приволье, престранный, предрасположенность, преобразователь, привой, предметно-тематический, преклоненный, приземистый, приценяться, предолимпийский, преподносить, премиальный.

Задание 2

Превосходный результат, превышать скорость, преданья старины глубокой, преградить дорогу, преступить закон, превратности судьбы, прекратить кричать.

Задание 3

Прекрасным вечером Василисе премудрой приснился причудливый сон. Презабавные и прехорошенькие зайчата скакали вприпрыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла преогромная туча. Это прилетел злой-презлой Змей Горыныч. Приземлился он, присел на травку и призадумался. Приказал ему Кащей Василису премудрую найти, припугнуть, к нему привести. Но возникли на пути Змея Горыныча непреодолимые препятствия.

Литература

    Розенталь Д.Э. Русский язык: пособие для поступающих в вузы. М., 2000.

    Урок русского языка в 6-м классе