Слон живописец герой одноименной басни сергея михалкова. Михалков, "Слон-живописец": анализ басни, характеристика героев. Басня Слон-живописец - анализ

Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно:
Что, если вдруг не удалось оно?
Вниманием гостей художник наш польщен!
Какую критику сейчас услышит он?
Не будет ли жесток звериный суд?
Низвергнут? Или вознесут?
Ценители пришли. Картину Слон открыл.
Кто дальше встал, кто подошел поближе.
"Ну, что же, - начал Крокодил, -
Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу..." -
"Что Нила нет, в том нет большой беды! -
Сказал Тюлень. - Но где снега? Где льды?" -
"Позвольте! - удивился Крот. -
Есть кое-что важней, чем лед!
Забыл художник огород". -
"Хрю-хрю, - прохрюкала Свинья, -
Картина удалась, друзья!
Но с точки зренья нас, свиней,
Должны быть желуди на ней".
Все пожеланья принял Слон.
Опять за краски взялся он
И всем друзьям по мере сил
Слоновьей кистью угодил,
Изобразив снега, и лед,
И Нил, и дуб, и огород,
И даже - мед!
(На случай, если вдруг Медведь
Придет картину посмотреть...)
Картина у Слона готова,
Друзей созвал художник снова.
Взглянули гости на пейзаж
И прошептали: "Ералаш!"

Мой друг! Не будь таким Слоном:
Советам следуй, но с умом!
На всех друзей не угодишь,
Себе же только навредишь.

Мораль басни Слон-живописец

Советам следуй, но с умом! На всех друзей не угодишь, себе же только навредишь.

Басня Слон-живописец - анализ

Слон-живописец Михалкова - прекрасный пример того, как некоторые люди пытаются угождать всем подряд и в итоге ничего не добиваются. Эта басня - хороший инструмент для дизайнера или менеджера в убеждении клиента, что за всем не угонишься. Нужно уметь выбирать самое важное, не следуя всем советам, а лишь прислушиваться к ним и формировать свое собственное видение. То, что для этой басни был выбран именно слон - не случайно. Издревне он считается очень умным животным, способным на многие социальные действия. Как говорят ученые, слоны могут сделать тоже, что и человек, просто им это не нужно.

А вот в Таиланде слон почитается особым образом: Бог Ганеша изображается с головой слона, как символ мудрости.

Гимназия №3

Разработка открытого

урока

Тема: "Слон-живописец"

Предмет:Литература

Класс: 7"А"

Учитель:Молдабекова Ж.М.

Кызылорда 2009год

Тема: "Слон-живописец " Сергей Владимирович Михалков

Тип: комбинированный

Цели урока: познакомить с творческой деятельностью

Михалкова Сергея Владимировича,

с его басней "Слон-живописец"

развивать у учащихся эмоционально-эстетическое

восприятие литературы и живописи,

совершенствовать навыки выразительного

чтения текста, обогатить словарный запас

учащихся, способствовать развитию речи

привитие интереса к предмету

воспитание чувства прекрасного

Средства: Выразительное чтение, "Басни"

Наглядность: Интерактивная доска, иллюстрации к уроку

Форма: Урок-вернисаж

Эпиграф к уроку:" У каждого слова есть душа своя…"

Ход урока:

I . Организационный момент. Психологический настрой.

Пожелания удачи друг другу .

II . Опрос пройденного материала.

Актуализация знаний.

а) Где и когда родился Крылов? (Родился в 1769 в Москве)

б) Какие басни Крылова вы знаете? (Ответы учащихся)

в) Почему пришлось ему работать? (Отец умер,ему нужно было помогать матери)

г) Кого изображает Крылов в своих баснях? (Животные, насекомые, птицы, вещи)

д) Что такое басня? (Басня-это небольшое произведение, в котором

содержится поучение (мораль)

е) Что такое аллегория? (Аллегория-иносказание)

ё) Назовите древнегреческого баснописца.? (Эзоп)

ж) Какие басни Крылова мы изучали в 6 классе? (Басню "Стрекоза и Муравей")

з) Почему басни Крылова до сих пор не состарились?

почему они актуальны? .???????????????

. (Потому что много выражений из басен стали пословицами

и поговорками)

Учитель: Потому что у него слова – настоящие, сильные и правдивые –

и они не стареют, а наоборот становятся достоянием всего народа.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством человека,герои книг которого вам давно известны. Это писатель, поэт, сказочник Сергей Владимирович Михалков И его творчество является великим искусством, потому что его стихи, сказки,пьесы,басни

дарят детям много радости.

О его биографии расскажет нам чуть попозже экскурсовод()

III .Новая тема

Вступительное слово учителя

На уроках русского языка мы проходим лексическую тему"Искусство"


Искусство – живопись, литература и т.д.

Художники: пейзажист, маринист, баталист

Экскурсоводы:

1 экскурсовод: И.Левитан ()

2 экскурсовод: А.Кастеев () Слайд №6,7

Слайд 8 класс Меритс "Живопись"

3 экскурсовод: Биография Михалкова () Слайд № 8

4 экскурсовод: Словарная работа () Слайд №9

,

Вернисаж- торжественное открытие художественной выставки

Полотно- картина на холсте

Польщен- испытавший удовлетворение от чего -нибудь

Жёлудь- плод дуба

Ералаш- беспорядок, путаница

Низвергнут- сбросить сверху

Чтение басни "Слон-живописец" учителем.

Слон-живописец

Слон-живописец написал пейзаж.

Но раньше, чем послать его на вернисаж

Он пригласил друзей взглянуть на полотно

Что, если вдруг не удалось оно?

Вниманием гостей художник наш польщен

Не будет ли жесток " звериный суд"?

Низвергнут?Или вознесут?.

Ценители пришли. Картину слон открыл.

"Ну что же! – начал – Крокодил

Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу"

"Что Нила нет, в том нет большой беды!-

Сказал Тюлень. Но где снега? Где льды?

Позвольте! удивился крот

Есть кое-что важней чем лед!

Забыл художник огород.

"Хрю-хрю"- прохрюкала свинья

Картина удалась, друзья!

Но с точки зренья нас свиней

Должны быть желуди на ней.

Все пожелания принял Слон

Опять за краски взялся он

И всем друзьям по мере сил

Слоновой кистью угодил.

Изобразив снега и лед,

И Нил, и дуб, и огород

И даже мед

(На случай если вдруг Медведь

Придет картину посмотреть)

Картина у Слона готова

Друзей созвал художник снова

Взглянули гости на пейзаж

И прошептали:"Ералаш".

Мой друг! Не будь таким слоном:

Советам следуй! Но с умом!

На всех друзей не угодишь,

Себе же только навредишь!

Анализ басни

Показ иллюстрации№1 (слайд №10)

1.К какому литературному жанру относится это произведение?

2.Для чего Слон пригласил друзей?

3.О чем он беспокоился?

4.Что хотел увидеть каждый из гостей?

Показ иллюстрации№2 (слайд №11)

5.Можно ли назвать их истинными ценителями?

6.Охарактеризуйте персонажей.

7.Как мы называем людей, похожих на них?

8.Найдите в тексте слова, которые могли бы стать пословицами?

9.Найдите в тексте мораль?

10.Кто выражает мораль?

Выводы: Обычно персонажи басни сами характеризуют себя- поступками и

речевой манерой.И Крылов,и Михалков раскрывали в людях плохие качества так,что всем понятно,что это плохо Любое литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая часть –скрыта от нас и ее надо научиться увидеть. А для этого надо вдумчивое чтение, работа и ума, и

сердца. Мы должны проникнуться в мир поэта, понять его мысли.

Чтение басни сильными учениками.

Запишите мораль в тетради (Слайд №12)

Лайма Вайкуле "Вернисаж"(слайд №

Дифференцированная работа

1 группа (красный) Работа по картине

2группа (синий) Конкурс чтецов

3 группа (желтый) Блиц-турнир

Отгадайте, из какой басни строчки:

1.А только воз и ныне там (Лебедь,Щука и Рак)

2.Лето красное пропела

Оглянуться не успела

Как зима катит в глаза (Стрекоза и Муравей)

3.Вниманием гостей художник наш польщен

Какую критику сейчас услышит он?

4.Смотри, уж ты хрипишь,а он себе идет вперед

И лаю твоего совсем не примечает (Слон и Моська)

IV . Закрепление

"Обратная связь"

Быстрая проверка усвоенного

Что такое живопись?

Где и когда родился Михалков?

Что обозначает слово Ералаш?

Что написал Михалков кроме басен?

Назовите персонажей басни "Слон-живописец"

V . Обобщение

"Рефлексия"

Что нового и интересного было для тебя на этом уроке?

Подведение итогов

Дом/задание Выучить наизусть басню "Слон-живописец"



Слон-живописец

Слон-живописец написал пейзаж,

Но раньше, чем послать его на вернисаж,

Он пригласил друзей взглянуть на полотно:

Что, если вдруг не удалось оно?

Вниманием гостей художник наш польщен!

Какую критику сейчас услышит он?

Не будет ли жесток звериный суд?

Низвергнут? Или вознесут?

Ценители пришли. Картину Слон открыл.

«Ну, что же, – начал Крокодил, -

Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу…» -

«Что Нила нет, в том нет большой беды! -

Сказал Тюлень. – Но где снега? Где льды?» -

«Позвольте! – удивился Крот. -

Есть кое-что важней, чем лед!

Забыл художник огород».

«Хрю-хрю, – прохрюкала Свинья, -

Картина удалась, друзья!

Но с точки зренья нас, свиней,

Должны быть желуди на ней».

Все пожеланья принял Слон.

Опять за краски взялся он

И всем друзьям по мере сил

Слоновьей кистью угодил,

Изобразив снега, и лед,

И Нил, и дуб, и огород,

И даже – мед!

(На случай, если вдруг Медведь

Придет картину посмотреть…)

Картина у Слона готова,

Друзей созвал художник снова.

Взглянули гости на пейзаж

И прошептали: «Ералаш!»

Мой друг! Не будь таким Слоном:

Советам следуй, но с умом!

На всех друзей не угодишь.

Себе же только навредишь.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуй жанр басни и укажи его признаки.

2. Как использует прием аллегории в своих баснях Эзоп?

3. Как в басне Ж. Лафонтена «Похороны львицы» описывается «двор» льва?

4. Что заставляет оленя в басне Ж. Лафонтена «Похороны львицы» лгать льву?

5. Кто из персонажей басни Ф. Эмина «Голубь и Ястреб» подтверждает мораль басни?

6. Как в басне И. А. Крылова «Волк и Ягненок» выражены специфические черты таких животных, как Волк и Ягненок?

7. Какое историческое событие послужило основой басни И. А. Крылова «Волк на псарне»?

8. Какие человеческие пороки подвергает критике С. В. Михалков в басне «Две подруги»?

9. Как следует понимать в басне С. В. Михалкова «Слон-живописец» фразу «советам следуй, но с умом»?

10. Подготовь выразительное чтение наизусть басен И. А. Крылова и басни С. В. Михалкова «Две подруги».

11. Подготовь инсценировку басни Лафонтена.

12. Попробуй самостоятельно придумать басню.

Из книги Вторая книга авторского каталога фильмов +500 (Алфавитный каталог пятисот фильмов) автора Кудрявцев Сергей

"ЧЕЛОВЕК-СЛОН" (The Elephant Man) США - Великобритания, 1980.125 минут. Режиссер ДейвидЛинч.В ролях: Энтони Хопкинс, Джон Хёрт, Энн Бэнкрофт, Джон Гилгуд, Уэнди Хиллер, Фредди Джонс.В - 4; М - 4; Т - 3,5; Дм - 4,5; Р - 5,5; Д - 4; К - 5. (0,835)Свой интерес к странному, загадочному, чудовищному,

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги За окном автора Барнс Джулиан Патрик

Джордж Оруэлл и проклятый слон Мистер и миссис Воэн Уилкс, получившие у своих подопечных прозвища Самбо и Флип, заслуживают некоторого сочувствия. В течение первых десятилетий двадцатого века они были владельцами приготовительной школы на южном побережье Англии. Это

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

Слон – Слоник-слоник, настоящий слон живой, - Отчего ты всё качаешь головой? – Оттого что, потому что, потому, - Всё я думаю, дружок, и не пойму… Не пойму, что человек, такой малыш - Посадил меня в клетушку, словно мышь… Ох, как скучно головой весь день качать! Лучше

Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно:
Что, если вдруг не удалось оно?
Вниманием гостей художник наш польщен!
Какую критику сейчас услышит он?
Не будет ли жесток звериный суд?
Низвергнут? Или вознесут?
Ценители пришли. Картину Слон открыл.
Кто дальше встал, кто подошел поближе.
"Ну, что же, - начал Крокодил, -
Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу..." -
"Что Нила нет, в том нет большой беды! -
Сказал Тюлень. - Но где снега? Где льды?" -
"Позвольте! - удивился Крот. -
Есть кое-что важней, чем лед!
Забыл художник огород". -
"Хрю-хрю, - прохрюкала Свинья, -
Картина удалась, друзья!
Но с точки зренья нас, свиней,
Должны быть желуди на ней".
Все пожеланья принял Слон.
Опять за краски взялся он
И всем друзьям по мере сил
Слоновьей кистью угодил,
Изобразив снега, и лед,
И Нил, и дуб, и огород,
И даже - мед!
(На случай, если вдруг Медведь
Придет картину посмотреть...)
Картина у Слона готова,
Друзей созвал художник снова.
Взглянули гости на пейзаж
И прошептали: "Ералаш!"


Советам следуй, но с умом!
На всех друзей не угодишь,
Себе же только навредишь.

Мораль басни Слон-живописец в строках:

Мой друг! Не будь таким Слоном:
Советам следуй, но с умом!
На всех друзей не угодишь,
Себе же только навредишь.

Анализ басни

Басня показывает, что всегда нужно иметь голову на плечах. Нужно думать, прежде чем делать. Всем угодить нельзя и не нужно.

Герои басни Михалкова

  • Слон - художник
  • свинья, тюлень, крокодил - каждый находит изьяны в картине

Несколько интересных Басен

  • Басня Эзопа Улитки

    Текст и анализ басни Улитки

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.