Алексей Михайлович Жемчужников в фотографиях и воспоминаниях М.А. Боратынского - история в фотографиях

Жемчужников Алексей Михайлович родился 10(22).II.1821 г. в местечке Почеп Черниговской губернии в дворянской семье - поэт.

До 14 лет воспитывался в доме отца - участника волны 1812, впоследствии гражданского губернатора в Костроме и Петербурге .

Учился в столичной гимназии, с 1835 по 1841 - в Училище правоведения. Помимо «образования казенного», Алексей Михайлович усердно изучал сочинения русских и зарубежных писателей, редактировал выпускаемый воспитанниками рукописный журнал, писал стихи. После окончания Училища служил в сенате, в канцелярии Государственного совета. В литературном творчестве Жемчужников находил убежище от тягостного однообразия службы, отупляющей канцелярщины, пустоты светских отношении. Увлечение поэзией сблизило его с двоюродным братом - гр. А. К. Толстым. И дружеском кружке Толстых - Жемчужнковых (сочинением стихов, пьес для домашних спектаклей занимались также младшие братья Жемчужникова - Александр и Владимир) возник знаменитый сатирический образ Козьмы Пруткова. Алексей Михайлович укрепился во мнении, что надо «жить вне мундиров и парадов».

В 1858, к немалому удивлению сослуживцев и знакомых, он уходит с крупного сулившего блестящую карьеру поста помощника статс-секретаря Государственного совета. После отставки живет в Калуге, Москве, затем длительное время за границей - в Германии, Швейцарии, Италии и на юге Франции. Интересуется литературой, много читает, поддерживает дружеские отношения с Тургеневым и писателями его круга, сотрудничает в журналах «Современник», «Искра», «Русский вестник» и особенно плодотворно в «Отечественных записках», выходивших под редакцией Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

В 1884 возвращается в Россию и полностью отдается литературному труду. В продолжение еще четверти века стихи Жемчужникова А.М. появляются в периодической печати и в отдельных сборниках.

Наибольшую известность приобрели произведения поэта «прутковского» цикла. Поэт удачно избрал истинно комический угол зрения, доводя до абсурда характерные признаки осмеиваемого предмета. В написанной совместно с А. Толстым «Фантазии» до крайности заострены банальные водевильные сюжеты, полнейшая бессодержательность действия (поиски Моськи), откровенная пустая развлекательность персонажей. Таким же способом сатирический эффект достигался и в баснях, высмеивавших нелепое сцепление случайных «действующих» лиц («Кондуктор и тарантул», «Червяк и попадья»), невероятно глупую «мораль». Тонким искусством юмористической стилизации отличаются «антологические», «испанские», «восточные» стихи, обличающие напыщенный романтизм, бездумное барское эстетство в поэзии, альбомную, «мотыльковую» лирику. В Козьме Пруткове соединились свойственный николаевским временам гипноз чина, тупоумие, духовное ничтожество «казенных» людей и легкомыслие, самодовольство, пошлая самоуверенность, словно поощряемая с высоты престола. Глубиной содержания, живостью и остротой откликов на политическую злобу дня отмечены также и некоторые пореформенные сатиры Жемчужникова, очень разнообразные по жанру. Здесь соседствовали эпиграмма и памфлет

«К портрету Михаила Никифоровича Каткова», I860;

«Эпитафии», 1871;

«Парадные песни», 1873).

Пародия и злободневный фельетон

«Пророк и я», 1868;

«Литературы-гасильники», 1870.

Сатирическая поэма и комедия в стихах

«Неосновательная прогулка», 1869;

«В чем вся суть?», 1872;

«Сказка о глупом бесе и мудром патриоте», 1881-83.

Юмористическое послание и монолог высокой гражданской сатиры

«Кентавр», 1870;

«Современному гражданину», 1870;

«Думы оптимиста», 1871;

«Конь Калигулы», 1892;

«Скерцо» на гражданские мотивы», 1895.

Не менее значительную часть творческого наследия Алексея Михайловича составляет философская, пейзажная и любовная лирика. Лейтмотив ее - призыв к созиданию в России «гражданских начал», «гражданской доблести», к решительной борьбе с крепостнической реакцией, тянущей страну назад, к мраку и произволу

«Духа не угашайте», 1888;

«Забытые слова», 1889;

«Новая вариация на старую тему», 1892.

Алексей Михайлович отстаивает жизнеутверждающие, реалистические цели и принципы художественного творчества

«Животная проза и декадентская поэзия», 1896;

«Завещание», 1897.

Поэт умеет передать словом и в слове звуки, краски природы, нарисовать подмеченные зорким и любящим глазом поэтические подробности зимы, весеннего оживления, знойного лета. Его стихи о природе необычайно конкретны, живописны, дышат искренней, горячей любовью к родине («Сельские впечатления и картинки», 1886-91).

В позднейших произведениях поэта воспроизведена редко встречающаяся в дореволюционной литературе лирика старости, мудрой, жизнелюбивой, бодрой, необычайно духовно деятельной

«Песни старости», 1892-98;

«Прощальные песни», 1900-1907.

Жемчужникову А.М. недоставало последовательности убеждений, демократической определенности их, чтобы вырасти в большого поэта-гражданина. Революционных и социалистических идей века он не разделял. В его произведениях порой сказывалась либеральная ограниченность, близорукое прославление царя-«освободителя» и когда-то «дарованных» им куцых реформ («Памятник Александру II», 1898). Ослабляла содержание его творчества повторяемость тем и мотивов, встречающиеся кое-где в стихах религиозные настроения. Но не это главное в наследии поэта.

Русская критика конца века справедливо видела и ценила в Жемчужникове видного продолжателя в поэзии реалистических традиций классики. В пору, когда русскую поэзию захлестнули волны декадентства, когда журнальные страницы заполнялись стихотворными декларациями разочарования и зыбкого, туманного эстетизма, ясные, здоровые стихи поэта, обращенные к жизни, сохраняли заветы подлинно идейного творчества.

Умер 25.III(4.IV). 1908 г. в Тамбове, похоронен в Москве.

Биография

Жемчужников, Алексей Михайлович - лиpичecкий поэт, сатирик и юморист; род. в 1821 г.; окончил курс в училище правоведения, служил в сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря государственного совета. В 1858 г. вышел в отставку и жил в Калуге, Москве и за границей; последние годы живет в деревне.

Преобладающий элемент в поэзии Ж. - искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Ж. представляет крайне редкий в наше время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатирах Ж. В одной из них, описавши оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом «греховоднике»:

«О, торжествующий меж нами

Покрыт и срамом и грехами

Наш современник не таков!

Он, гордо лоб закинув медный,

Пред алтарем отчизны бедной

Священнодействовать готов».

В другом стихотворении (памятник Пушкину) Ж. так обращается к лжепатриотам:

«Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна

Любовь, которая все лучшее в нем губит -

И хочется сказать, что в наши времена

Тот честный человек, кто родину не любит».

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна со жгучей ненавистью к ее действительным врагам.

«О, этот вид, о, эти звуки!

О, край родной, как ты мне мил!

От долговременной разлуки

Какие радости и муки

В моей душе ты пробудил!

Твоя природа так прелестна

Она так скромно-хороша!

Но нам, сынам твоим, известно

Как на твоем просторе тесно

И в узах мучится душа…"

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:

«И отвращения, и злобы

Исполнен к ним я с давних лет

Они - «повапленные» гробы…

Лишь настоящее прошло бы

А там - им будущего нет».

Несмотря на преобладание у Ж. патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Ж. отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство является здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. Вообще лирические стихотворения Ж., хотя, к сожалению, немногочисленные, так же оригинальны, как и его сатира, и займут свое неотъемлемое почетное место в русской поэзии.

Вместе с графом А. К. Толстым и своим братом Владимиром Михайловичем, Ж. был «непременным членом» при создании Козьмы Пруткова (см.) и недавно выпустил третье издание его «Сочинений». Собственные стихотворения А. М. Ж., печатавшиеся в разных журналах, изданы отдельно в 1892 г., с портретом и автобиографическим очерком.

Алексей Михайлович Жемчужников родился в 1821 г. в дворянской семье. Получил юридическое образование, окончив училище правоведения.

Работал в сенате и был участником в сенатских ревизиях Калужской и Орловской губерний, а также Таганрогского градоначальства. Дальше устроился помощником у статс-секретаря Государственного совета. Сделав хорошую карьеру, в 1858 г. Жемчужников выходит в отставку. Он переселяется в Калугу, время от времени живёт в Москве или за границей. В 1859 г. женится на Елизавете Дьяковой. Старость проводит в деревне.

Основной темой его поэзии стало глубоко прочувствованное, искреннее и метко выраженное недовольство общественным устройством и ложью. Он был редким примером истинного патриота, глубоко чувствовавшего все зло и неблагополучие своей родины, ненавидевшего её врагов и мечтающего о лучшем будущем. А также осуждал грубое национальное самомнение и шовинизм, которые называл лжепатриотизмом. Все эти чувства отображались в беспощадных сатирах автора.

Кроме патриотической сатиры в стихах Жемчужникова много чистого лиризма, в частности красоты природы, момента первой встречи и боли последней разлуки. Любовь в творчестве поэта изображена очень чистой и непорочной, абсолютно без эротизма.

Стихотворения Алексея Жемчужников с 1850 г. печатались в нескольких журналах, среди которых «Современник» и «Искра». Кроме того, вместе с братьями Владимиром и Александром, а также графом А.Толстым, поэт создал творческий союз с литературным псевдонимом Козьма Прутков.

Первая собственная книга стихов Жемчужникова была выпущена лишь в 1892 г. (в 2 томах, с автобиографическим очерком и портретом автора). В 1983 г. она была награждена пушкинской премией.

В 1900 г. издаётся новый сборник Жемчужникова с названием «Песни старости», посвящённый 50-летию литературной деятельности поэта. Тогда же ему дают звание почётного академика Российской академии наук.

Жемчужников был прекрасным лирическим поэтом, изумительным сатириком и юмористом. Умер Алексей Михайлович в г. Тамбове в 1908 г.

Алексе́й Миха́йлович Жемчу́жников (10 февраля 1821, Почеп, Мглинский уезд, Черниговская губерния - 25 марта 1908, Тамбов) - русский лирический поэт, сатирик и юморист.

Биография

Родился в дворянской семье, сын сенатора Михаила Николаевича Жемчужникова (1788-1865) от брака его с Ольгой Алексеевной Перовской (1799-1833). Приходился племянником известному писателю Антонию Погорельскому, двоюродным братом Алексею Толстому.

Вырос в родовом имении Павловка под Ельцом, затем учился в Первой Санкт-Петербургской гимназии и в Училище правоведения. Жемчужников служил в Сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря Государственного совета. Его карьера развивалась довольно успешно, однако в 1858 он вышел в отставку, что было жестом отчасти демонстративным. Последующие пять лет Жемчужников жил в Калуге и отчасти в Москве, тесно общаясь со своим соучеником и мужем своей сестры, калужским губернатором Виктором Арцимовичем (видным политиком реформаторского крыла), а также с жившими в Калуге бывшими декабристами, прежде всего с .

В 1863-1884 Жемчужников живёт за границей: в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Вернувшись в Россию, главным образом остается в Тамбове и Тамбовской губернии, в имении своего зятя Михаила Баратынского (родственника поэта ).

Творчество

Печатался Жемчужников с 1850 в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Искра». На раннем этапе творчества Жемчужникова наиболее заметной его частью был созданный совместно с братьями Владимиром и Александром, и двоюродным братом Алексеем Толстым литературный псевдоним .

В 1859-1869 Жемчужников не печатался и почти не писал. Затем постепенно, особенно после возвращения в Россию в 1884, начал возвращаться в литературу. Первая книга стихотворений Жемчужникова была издана лишь в 1892 году (в 2-х томах, с портретом автора и автобиографическим очерком) и была отмечена поощрительной пушкинской премией в 1893 году. В 1900, к 50-летию его литературной деятельности, вышел в свет новый сборник Жемчужникова «Песни старости». В том же году он был избран почётным академиком Российской академии наук. Юбилейные торжества были отмечены сердечными приветствиями Льва Толстого, Владимира Соловьёва и других крупнейших деятелей русской культуры.

Преобладающий элемент в поэзии Жемчужникова - искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Жемчужников представлял крайне редкий в то время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатире Жемчужникова.

В одной из них, описав оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом «греховоднике»:

О, торжествующий меж нами

Покрыт и срамом и грехами

Наш современник не таков!

Он, гордо лоб закинув медный,

Пред алтарем отчизны бедной

Священнодействовать готов.

В другом стихотворении («Памятник Пушкину») Жемчужников так обращается к лжепатриотам:

Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна

Любовь, которая все лучшее в нём губит —

И хочется сказать, что в наши времена

Тот честный человек, кто родину не любит.

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна со жгучей ненавистью к её действительным врагам.

О, этот вид, о, эти звуки!

О, край родной, как ты мне мил!

От долговременной разлуки

Какие радости и муки

В моей душе ты пробудил!

Твоя природа так прелестна

Она так скромно-хороша!

Но нам, сынам твоим, известно

Как на твоем просторе тесно

И в узах мучится душа…

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:

И отвращения, и злобы

Исполнен к ним я с давних лет

Они - «повапленные» гробы…

Лишь настоящее прошло бы

А там - им будущего нет.

Несмотря на преобладание у Жемчужникова патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Жемчужникова отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство проявляется здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. Вообще, лирические стихотворения Жемчужникова, хотя и немногочисленные, так же оригинальны, как и его сатира, и занимают своё неотъемлемое почетное место в русской поэзии.

Семья

С 1859 года Жемчужников был женат на Елизавете Алексеевне Дьяковой (1833-1875), дочери полковника Алексея Николаевича Дьякова (1790-1837) от второго брака его с баронессой Марией Ивановной Д`Альгейм (ум. 1833). После смерти отца воспитывалась мачехой - Елизаветой Алексеевной Дьяковой (1805-1886), урож. Окуловой. В браке имела детей:

Ольга Алексеевна (1859-1920), хорошая музыкантша, в первом браке замужем за доктором медицины Александром Рорецем; во втором с 1892 года - за Михаилом Андреевичем Боратынским (1855-1924).

Лидия Алексеевна (1860-1887)

Анастасия Алексеевна

Владимир Алексеевич

В гражданской лирике Жемчужникова, в его сатирических стихотворениях отразился его общественный идеал - просвещенное демократическое общество, уважающее свободу личности, независимость мысли. Ратовал за честного общественного деятеля.


Жемчужников Алексей Михайлович - лирический поэт, сатирик и юморист (1821 - 1908). Окончил курс в училище правоведения; служил в Сенате,участвовал в сенаторских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря государственного совета. В 1858 г. вышел в отставку.

Преобладающий элемент в поэзии Жемчужникова - искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Жемчужников представляет крайне редкий в наше время пример истинного патриота, болезненно чувствовавшего действительное зло своей родины и желавшего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатирах Жемчужникова. В одной из них,описав оборванного пьяницу,молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом "греховоднике":

О, торжествующий меж нами,

Покрыт и срамом, и грехами,

Наш современник не таков!

Он, гордо лоб закинув медный,

Пред алтарем отчизны бедной

Священнодействовать готов.

В другом стихотворении ("Памятник Пушкину") Жемчужников так обращается к лжепатриотам:

Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна,

Любовь, которая все лучшее в нем губит -

И хочется сказать, что в наши времена,

Тот честный человек, кто родину не любит.

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна с жгучей ненавистью к ее действительным врагам:

О, этот вид, о, эти звуки!

О, край родной, как ты мне мил!

От долговременной разлуки

Какие радости и муки

В моей душе ты пробудил!

Твоя природа так прелестна,

Она так скромно хороша!

Но нам, сынам твоим, известно,

Как на твоем просторе тесно,

И в узах мучится душа...

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:

И отвращения, и злобы

Исполнен к ним я с давних лет;

Они - "повапленные" гробы...

Лишь настоящее прошло бы,

А там - им будущего нет.

Несмотря на преобладание у Жемчужникова патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Жемчужникова отметила только момент первой встречи ("Странно! мы почти что незнакомы") и скорбь последней разлуки; любовное чувство является здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. - Вообще лирические стихотворения Жемчужникова так же оригинальны, как и его сатира, и займут свое неотъемлемое почетное место в русской поэзии. Вл.Соловьев.

Много разнообразных и удивительно глубоких стихотворений внушила Жемчужникову, в последние годы его жизни, мысль о смерти; она ему не страшна, хотя он и любит жизнь. "О, если б был я удостоен, - читаем мы в одном из них, - с грядущей смертью тихой встречи и таял, светел и спокоен, как пред иконой тают свечи!" Вместе с графом А.К. Толстым и своим братом В.М. Жемчужниковым был "непременным членом" при создании Кузьмы Пруткова. В 1900 г. Жемчужников был избран почетным академиком. В 1892 г. Жемчужниковым были выпущены "Стихотворения" (4-е доп. изд., 1910), в 1900 г. -"Песни старости";в 1908 г. вышли "Прощальные песни". - См. автобиографию Жемчужникова при его "Стихотворениях", а также его автобиографическое письмо в "Новое Время" (1900, № 8613); К. Арсеньев "Цветущая старость" ("Вестник Европы", 1892, Х; 1900, III); его же "Поэзия цветущей старости" (там же, 1908, V); Я. Полонский "Стихотворения Жемчужникова" (СПб., 1893); М. Протопопов "Литературно-критические характеристики" (2-е изд., СПб., 1898); его же "Критические статьи" (М., 1902); И. Бунин "Поэт-гуманист" ("Вестник Воспитателей", 1900, III); Н. Котляревский "Памяти Жемчужникова" ("Вестник Европы", 1908, VI); П. Вейнберг "Жемчужников как поэт- гражданин" ("Известия отделения русского языка и словесности Академии Наук", 1908, IV); А.Н. Веселовский "История русской литературы", под редакцией Д. Овсянико-Куликовского; В. Брюсов "Далекие и близкие" (М., 1912). Литература о Жемчужникове указана в "Источниках словаря русского писательства" С. Венгерова, т.II.

Поэт и соавтор образа Козьмы Пруткова Алексей Михайлович Жемчужников (11.02.1821-25.03.1908) последние годы своей жизни провел в Тамбове, куда он переехал, чтобы быть поближе к дочери Ольге Алексеевне, вышедшей замуж за Михаила Андреевича Боратынского (племянника поэта), и к своим единственным внукам - Володе и Сереже, появившемся от этого брака. С младшей дочерью Анастасией он сначала снимал комнаты в доме на Козловской улице, недалеко от дома Боратынских, затем - небольшую квартиру в доме Евсюковой на улице Араповской.

А.М. Жемчужников с внуками Володей и Сережей Боратынскими.
Фото М.А. Боратынского. Около 1900 г.



М.А. Боратынский писал: "Отец моей жены Алексей Михайлович Жемчужников тоже переехал в 1897-м году в Тамбов, чтобы быть с нами. После свадьбы старшей дочери он стал жить с младшей Настей сперва в Стенькине Рязанск. губ. у Мерхелевича, а затем частью в Москве, а большей частью в Петербурге. Переехав в Тамбов, он прожил в нем (за исключением своего юбилейного 1901 года, который провел в Петербурге) до самой своей смерти, т.е. до 1908 года. В городе он проводил только зимы, а на каждое лето, начиная с 1894 года, переезжал в Ильиновку, которую очень полюбил и в которой написал немало своих наилучших произведений. Некоторые стихи им были написаны прямо под впечатлением Ильиновки, напр.: «Лесок при усадьбе», «Желтая муха», «Липы», «Родная природа», посвященная моей жене и др. Много было снято мною фотографий, обрисовывающих частную повседневную жизнь Алексея Михайловича в Ильиновке и в Тамбове».

М.А. Боратынский вспоминал о А.М. Жемчужникове:

"Первое мое знакомство с Алексеем Михайловичем Жемчужниковым, моим будущим тестем, было в имении мужа племянницы его, Мерхелевич, Рязанской губ. - Стенькине - весной 1892 года. Я приезжал просить его согласия на брак с его дочерью вдовой Ольгой Алексеевной Рорец, с которой познакомился в Москве у наших общих родственников. Мы были очень оба взволнованы этой встречей и ничего, как мне помнится, не успели сказать друг другу, а прямо бросились друг другу в объятия. Этим было все сказано, и с этой минуты мы стали близки друг к другу, и отношения сразу установились между нами как у отца с сыном. Я был вдовцом и имел четырех детей от первого брака, и эти дети нашли в лице моего тестя настоящего во всех отношениях дедушку, который совершенно искренне не боялся впоследствии различию между этими внуками и родными детьми его дочери (это достаточно доказывает наши семейные отношения).



Алексей Михайлович по просьбе дочерей решился издать свои стихотворения лишь незадолго до моего знакомства с ним. Я имел весьма слабое понятие о его поэзии и первое, что я сделал после моего свидания с ним - это начал знакомиться с его стихотворениями, изданными в двух томах. Меня сразу поразила глубина мысли и сила убеждения, которые все время оставались неизменными. Затем я заметил, что стихи напечатаны в хронологическом порядке и что они в том же хронологическом порядке становятся все лучше и сильнее. Эта особенность его поэзии не ослабевать, а все более и более совершенствоваться, замечается, по-моему, и в позднейших его произведениях - в «Песнях старости», изданных уже после его кончины «Прощальных песнях».

Алексею Михайловичу было 71 год, когда я с ним познакомился, но для этих лет он казался молодым человеком - всегда жизнерадостный, любил и наслаждался жизнью с благодарностью. Здоровья он был некрепкого и вел очень правильный и скромный образ жизни.

В Стенькине он жил в семье своей племянницы - дочери Льва Михайловича Жемчужникова (художника). Дочери его, Ольга и Анастасия Алексеевны, тоже временами жили с ним, особенно старшая Ольга. Дом был большой, хорошо обставленный, хозяева милые и радушные, потому Алексею Михайловичу жилось хорошо и вполне удобно. Все относились к нему с любовью и уважением. Жизнь протекала очень правильно, по строго установленному расписанию, как вообще бывает в деревенских помещичьих семьях. В известные часы привозилась почта, читались письма, газеты, по вечерам играли в карты и винт по маленькой, или же раскладывался пасьянс, чем очень любил заниматься Алексей Михайлович.

Дочери Алексея Михайловича, обе музыкантши, иногда вечером играли в четыре руки и чаще всего симфонии Бетховена, которые особенно любил Алексей Михайлович. Вообще он очень любил, интересовался и понимал музыку, которую очень много слушал, долго живя за границей.

В Стенькине Алексей Михайлович жил до осени 1893 года и на зиму переехал с младшей дочерью в Москву. В Москве он сильно заболел, было что-то вроде воспаления легких. И весною, когда установилась дорога, я поехал из своего имения, где жил с семьей, в Москву и привез Алексея Михайловича к себе, в деревню Ильиновку Кирсановского уезда Тамбовской губ. Здесь он вполне поправился и осенью поехал с младшей дочерью в свое имение Павловку Елецкого уезда Орловской губ., а оттуда на зиму в Петербург.


Жемчужников с дочерьми в усадьбе Боратынских Ильиновка. Тамбовская губерния. Фото 1890-х гг.


Имение мое, Ильиновка, ему очень понравилось своим живописным расположением, и очень наслаждался своим пребыванием в моей семье, которая теперь стала для него родной. У него уже был родной внук - маленький Володя - мой сын от второго брака. Летом мне удалось сделать несколько любительских фотографических снимков, которые увековечили некоторые эпизоды из нашей жизни.


А.М. Жемчужников с внуком в Ильиновке. Тамбовская губерния.
Фото 1890-х гг.


Здесь Алексей Михайлович познакомился с соседями - с моими родственниками Чичериными, Боратынскими и баронессой Дельвиг. Две старушки Боратынские и жена Владимира Николаевича Чичерина, брата Бориса Николаевича Чичерина, были родными племянницами поэта Евгения Абрамовича Боратынского, а их единоутробная сестра Елизавета Антоновна баронесса Дельвиг была дочерью поэта А.А. Дельвига, друга Пушкина. Старушки Боратынские и Дельвиг жили в 5-ти верстах от моего имения, в с. «Мара», в которой некогда жил поэт Евгений Абрамович и мать. Чичерины жили в своем имении «Сергиевка» в двух верстах от Ильиновки. Так как эти соседи принадлежали к тому же поколению, к которому принадлежал Алексей Михайлович Жемчужников, то нашлись общие знакомые и общие интересы.

Вообще чувствовалось, что Алексею Михайловичу было в наших местах приятно и хорошо - он был еще достаточно крепок, чтобы делать с нами большие прогулки пешком. Особенно он любил ходить в рощу Лопатню и разговаривать с лесными караульщиками. Ему ужасно нравилась эта жизнь в лесу среди птиц и тишины, и он часто говорил, что если он был бы бедным крестьянином, то выбрал бы себе именно службу лесника.



Фото 1900-х гг.


Алексей Михайлович до самой смерти наслаждался природой как очень немногие. Он особенно любил наблюдать за жизнью природы и восторженно удивлялся той роскошью, которой она себя обставляет. Иногда он умилялся, глядя на сорванный им маленький полевой цветочек - его поражали мелкие подробности и полная законченность этой работы природы. Удивительной была чистота и прозрачность души. Он никогда не скучал, потому что всегда был занят, и все его занимало. Он долго мог смотреть и наблюдать муху, букашку или птичку и это наполняло его жизнью, которую он с благодарностью насаждался.

Он душевно любил Россию и искренно скорбел о ней. Скорбь свою он изливал в своих стихах. Он так желал видеть Россию более счастливой и более свободной. Как он радовался Манифесту 17 октября и как негодовал на крайние политические партии, которые затеяли между собой борьбу, тормозили естественное мирное развитие страны, возвещенное с высоты престола.


А.М. Жемчужников в усадьбе Боратынских Ильиновка. Тамбовская губерния.
Фото 1890-х гг.


Так как Алексей Михайлович не был поэтом ремесленником, то иногда ему не писалось очень долго, почему в его литературной работе встречались большие промежутки времени. Стихи у него являлись внезапно - для него самого неожиданно. Придет, бывало, из своей комнаты на утренний чай и скажет: «А я сегодня ночью написал стихотворение, - оно еще требует отделки, но окончено». Причем иногда говорил, что мысль, т.е. сюжет этого стихотворения, давно уже сидит в голове, иногда являясь, иногда пропадая, и вдруг этой ночью сразу же вылилось.

Иногда, как он рассказывал, у него выходил конец стихотворения, а уже затем начало и середина, как придется. У него была привычка вечером долго читать в кровати. До самой смерти он читал без очков (он был близорук в молодости и носил пенсне). Если являлось настроение писать, он вставал, надевал халат и записывал свои мысли. Раз написав стихотворение, он начинал его отделывать. Он был так самолюбив, строг к себе и вместе с тем скромен, что только тогда успокаивался, когда вновь написанное стихотворение вполне одобрялось нами, кому он предварительно прочитывал. Иногда и одобряемое стихотворение им поправлялось и изменялось, и всегда можно сказать к лучшему. А иногда были случаи, что его стихотворение переставало ему нравиться, когда оно появлялось в печати. Он страшно боялся сам себя пережить и очень просил откровенно ему сказать, когда он начнет слабеть в своем литературном даровании. Нам не пришлось удовлетворить его просьбу, так как дарование его не только не началось слабеть, но, напротив, его последние стихотворения чуть ли не самые сильные и лучшие.

Алексей Михайлович скончался на 88-м году жизни 25-го марта 1908 года, а последнее стихотворение Льву Николаевичу Толстому он написал 5-го марта, т.е. за 20 дней до кончины.


А.М. Жемчужников с Ольгой Алексеевной и Софьей Михайловной Боратынскими
в тамбовском доме Боратынских на ул. Козловской. Фото начала 1900 гг.


Он скончался в Тамбове, где проводил зимы в последние года в доме Евсюковой на Араповской улице, где он нанимал небольшую, но уютную квартиру.
Я служил в Тамбовском губернском земстве и потому тоже жил с семьей в этом же городе. Алексей Михайлович жил с младшей дочерью Анастасией Алексеевной, а когда она уезжала в Петербург или за границу, то оставался с преданным камердинером и посещался почти ежедневно своей старшей дочерью Ольгой Алексеевной, моей женой. Он любил свою одинокую, спокойную жизнь, которая давала ему возможность работать без помехи. Часто он приглашал нас обедать к себе и вечером составлялся винт, причем в числе партнеров приглашалась часто очень милая умная и образованная старушка Зинаида Ивановна Мордвинова. На лето семья моя переезжала в Ильиновку, и Алексей Михайлович следовал за ней, а я туда ездил по субботам, а иногда брал более продолжительные отпуска.

Деревенская жизнь действовала на него успокоительно, и он вполне наслаждался природой и душевным отдыхом, что вылилось в его последних стихотворениях, написанных в Ильиновке, вдали от городской жизни и шума. В некоторых из них проглядывается спокойная грусть приближающегося конца, как например, «Летний зной», «Лесок при усадьбе», «Погибшая нива», «Желтая муха», «Липы», «Родная природа», «Послание к старикам о природе» и «О, когда б мне было можно»…

Стихотворения Алексея Михайловича печатались по мере их появления на свет, почти исключительно в «Вестнике Европы». Первое издание его стихотворений в двух томах было в 1892 году, затем в 1900-м году появился небольшой томик «Песни старости»; наконец, в 1908 году были изданы, уже после его кончины, его последние стихотворения под заглавием «Прощальные песни»".

(Фрагмент из книги: Боратынский М.А. Из истории дворянского рода Боратынских / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. М.А. Климкова. Тамбов, 2007.)



А.М. Жемчужников в кресле, подаренном ему в год 50-летия литературной деятельности.
Дом Евсюковой на ул. Араповской в Тамбове. Фото начала 1900-х гг.


О том, как в Тамбове сохраняется память о Жемчужникове см. .