Анненский годы жизни. Иннокентий Анненский: биография, творческое наследие. Сравнение с Блоком

Анненский Иннокентий Фёдорович (1855-1909) – русский поэт, литератор, критик, переводчик, драматург. Много занимался исследованием русского языка и литературы, работал директором мужской гимназии в Царском Селе.

Детские годы

Иннокентий появился на свет 1 сентября 1855 года на западе Сибири в городе Омске. Сюда шестью годами раньше семья Анненских переехала из Петербурга ввиду назначения на новую должность главы семейства.

В 1856 году мальчика крестили в Омской Крепостно-Соборо-Воскресенской церкви. Обряд проводил протоиерей Стефан Знаменский, который в тот же самый год крестил в этой церкви Михаила Врубеля, ставшего впоследствии великим русским художником.

Папа Иннокентия, Анненский Фёдор Николаевич, состоял на службе у государства высокопоставленным чиновником. Отец сначала работал в Главном управлении Западной Сибири советником Омского отделения попечительного общества о тюрьмах. Позже он занял пост начальника этого отделения.

Мать, Анненская Наталья Петровна (девичья фамилия Карамолина), занималась воспитанием шестерых детей. У будущего поэта были ещё четыре старшие сестры Наташа (1840), Александра (1842), Мария (1850), Любовь (1852) и брат Николай (1843), ставший впоследствии известным российским общественным деятелем, журналистом, переводчиком, публицистом, экономистом.

Бабушка по материнской линии была женой одного из сыновей Абрама Петровича Ганнибала (прадеда Пушкина А. С.)

В Омске семейство Анненских занимало большой одноэтажный деревянный дом со всеми полагающимися служебными помещениями, садом и наделом земли. В те времена это считалось нормой для многодетной семьи и положения статского советника, в котором служил отец (этот чин приравнивался к генеральскому званию). Когда в конце 1850-х годов отца по службе перевели в город Томск, Анненские продали свой дом за семь с половиной тысяч рублей серебром. Мать полагала, что в этом просторном и удобном помещении можно разместить городскую больницу.

Ранние детские годы Иннокентия прошли в Сибири под присмотром няни и гувернантки-француженки, которая занималась воспитанием его старших сестёр.

В 1860 году отца семейства снова повысили в должности, назначив в Министрество внутренних дел чиновником по особым поручениям. В связи с этим назначением Анненские из Томска перебрались в Петербург. В этом же году пятилетний Иннокентий перенёс длительное и тяжёлое сердечное заболевание, которое на всю дальнейшую жизнь оставило неизгладимый след на состоянии здоровья. С тех пор мальчик отчётливо помнил, что по сравнению со сверстниками он рос болезненным и слабым, оставаясь далеко позади них в физическом развитии.

Учёба

Обстановка, в которой рос Иннокентий, способствовала тому, что у него рано проявилась охота к чтению и наукам. Товарищей у него практически не было, детские подвижные и шумные игры, которыми увлекались мальчишки его возраста, Иннокентия не интересовали по причине здоровья. Воспитывался он в женском окружении, учиться начал рано и никогда этим не тяготился. Учёба давалась ему легко. Обучившись под руководством старшей сестры чтению, Иннокентий принялся читать всё, что было позволено ему согласно возрасту.

В Петербурге семья Анненских жила на Песках. Неподалёку от их дома располагалась школа, в которую родители отдали десятилетнего сына для подготовки к поступлению в гимназию. Мальчик занимался в школе два года, а первые уроки по латинской грамматике преподавал ему старший брат Николай.

В 1867 году на 5-ой Рождественской улице Петербурга открылась новая мужская прогимназия № 2, куда Иннокентий успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен приходящим учеником второго класса. Учился он хорошо, больше всего нравились русский язык и география. Однако уже весной учёбу пришлось прервать из-за болезни. На лето семья уехала в пригородные окрестности Петербурга, где на чистом воздухе юноше удалось поправить здоровье, и осенью он вернулся в гимназию.

В 1869 году Иннокентий поступил в частную гимназию В. И. Беренса, где обучался два с половиной года. Но и здесь учёбу постоянно приходилось прерывать по причине болезненности и поездок для лечения на Старорусские минеральные воды. Подтянуть знания помог старший брат Николай, у которого Иннокентий проживал большую часть времени. С его помощью в 1875 году молодой Анненский сдал экстерном экзамены за полный гимназический курс, получил аттестат зрелости и стал студентом историко-филологического факультета Петербургского университета.

Учился он на отделении словесности, специализировался на античной литературе, выучил четырнадцать языков, в том числе такие сложные, как древнееврейский и санскрит. В 1879 году Анненский окончил обучение и получил звание кандидата, его присваивали выпускникам, чьи дипломные работы представляли особенную ценность для науки.

Преподавательская деятельность

После окончания университета Иннокентий Фёдорович занялся педагогическим трудом. В гимназиях Петербурга он преподавал греческий язык и латынь, на высших женских (Бестужевских) курсах читал лекции по теории словесности. Ему нужно было обеспечивать молодую семью, поэтому Анненский брал по 56 гимназических уроков в неделю, чем подрывал своё и без того слабое здоровье.

В 1891 году Иннокентий Фёдорович стал директором Киевской гимназической коллегии.

В 1893 году возглавил 8-ю Петербургскую гимназию.

В 1896 году его назначили руководителем Николаевской гимназии в Царском Селе. На этой должности он оставался до 1906 года. Потом его начальство решило, что в тревожное время 1905-1906 годов Анненский проявил себя чрезмерно мягким, по этой причине его сняли с поста директора Царскосельской гимназии и назначили окружным инспектором. На этой должности он проработал до 1909 года, выйдя в отставку незадолго до смерти.

Литературная деятельность

Иннокентий Анненский никогда не считал преподавание главным делом своей жизни. Сердце его принадлежало литературе. Он перевёл на русский язык девятнадцать пьес великого трагика Древней Греции Еврипида, помимо перевода он снабдил их статьями и комментариями. Его перу принадлежат также переводы Горацио, Гейне, Лонгфелло, знаменитых французских лириков – Шарля Бодлера, Рембо, Леконта де Лиля, Верлена, Малларме.

Много работал Анненский в качестве литературного критика. Он писал очерки о произведениях Гоголя, Чехова, Лермонтова, Горького, Майкова, Достоевского, Тургенева. Не обходил стороной и иностранную литературу – Ибсена, Бальмонте, Шекспира.

Немного подражая манере Еврипида, Анненский написал несколько пьес:

  • 1901 – «Меланиппа-философ»;
  • 1902 – «Царь Иксион»;
  • 1906 – «Лаодамия»;
  • 1906 – «Фамира-кифарэд».

Ещё с 1881 года он публиковал свои статьи, в которых рассматривал педагогические проблемы. Анненский утверждал, что первостепенную роль в воспитании учеников должна играть родная речь. Его педагогические работы благотворно повлияли на целый ряд известных русских поэтов. Среди них Николай Гумилёв, который учился в гимназии в Царском Селе и свои первые шаги в мире поэзии делал под впечатлением личного знакомства с Анненским.

Наиболее строго относился Иннокентий Фёдорович к своей собственной поэзии. Писать начал ещё с гимназических лет и только спустя десятилетия рискнул предъявить свои труды читателям. Даже в голове не укладывалось, что этот статский советник в безупречном мундире и с такими же манерами мог так резко контрастировать с дикой, одинокой, скрытной человеческой душой, которая убита непосильною тоскою. Именно таким Иннокентий открылся в своих стихах. Как будто в нём жило два человека, не пересекающихся между собою.

Единственный изданный при жизни Иннокентия Фёдоровича поэтический сборник «Тихие песни» вышел в 1904 году, но не стал событием в литературной жизни. Он был выпущен под псевдонимом «Ник. Т-о.» Анненский придумал себе такой псевдоним с двойным умыслом. Во-первых, все эти буквы были взяты из его имени, а во-вторых, так назвал себя Одиссей, попав в пещеру Полифема.

Спустя год после его смерти увидела свет вторая книга стихов «Кипарисовый ларец», которая полностью изменила мнение об Анненском. Его стали называть тонким критиком и исключительным эрудитом, оригинальным, не похожим на других истинным поэтом.

В этом легкомысленном пренебрежении к живым выражается общее русское горе. Как же не ценят великих людей, пока они живут. И только когда уходят, мир начинает, спохватившись, им плести венки…Через много лет о его поэзии скажут, что «в русской литературе нет стихов тише, трезвей, честней».

Личная жизнь

В 1877 году поэт страстно влюбился в Хмару-Барщевскую Надежду Валентиновну.

Вдова имела двоих детей-подростков и была старше Анненского на четырнадцать лет. Иннокентий называл её ласково Диной и писал сестре Любови в письме, как необычайно хороша его избранница, какие у неё красивые светло-пепельные волосы, ясный ум, привлекательное изящество. Дина тоже очень любила Анненского и ревновала его не меньше.

Когда Иннокентий окончил университет, они поженились. В 1880 году у них родился мальчик Валентин. В будущем он тоже стал поэтом и филологом, именно сыну Анненского принадлежит заслуга в издании двух сборников поэзии отца после смерти.

В 1909 году от перенапряжений на работе у Иннокентия Фёдоровича обострилась сердечная болезнь. Он умер скоропостижно от инфаркта 11 декабря 1909 года прямо на ступеньках Царскосельского вокзала. Меньше всего поэт хотел такого конца, даже написал на эту тему строки, ставшие впоследствии афоризмом: «Я бы не хотел умереть скоропостижно. Это всё равно, что уйти из ресторана, не расплатившись».

Его похоронили в Царском Селе на Казанском кладбище.

русский поэт, драматург, переводчик, критик, исследователь литературы и языка, педагог и административный деятель образования, дсс, преподаватель и директор 1

16 октября 1896 года на должность директора , был назначен Иннокентий Федорович Анненский, сменивший на этом посту .

Во многом, только благодаря десятилетнему директорству этого выдающегося поэта, филолога, эллиниста и педагога Николаевская гимназия заняла особое место в истории учебных заведений России. И если о царскосельском лицее принято говорить, как о пушкинском лицее, то с тем же правом царскосельскую гимназию можно назвать гимназией Анненского.

Родился Иннокентий Федорович Анненский в Западной Сибири, в городе Омске, 20 августа (ст.ст.) 1855 года в семье "командированного" в Сибирь государственного чиновника Фёдора Николаевича Анненского. 4 сентября мальчика крестили в военном храме Омска - Омско-Крепостной Соборо-Воскресенской церкви, как тогда назывался Омский Военный собор. Восприемниками мальчика стали дсс того же управления, что и его отец, Александр Стефанович Воинов и жена Дежурного офицера штаба, майора Кольчева Мария Васильевна.37

Собор в котором крестили маленько Иннокентия Анненского. Омск, конец XIX - начало XX века 38

Его отец был начальником отделения Главного управления Западной Сибири. Когда Иннокентию было около пяти лет, отец получил место чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел, и семья из Сибири вернулась в Петербург, который ранее покинула в 1849 году.

Федор Николаевич и Наталия Петровна Анненские, родители поэта. Наталия Петровна, урожденная Карамолина (или Кармалина), предположительно происходила из рода Ганнибалов. Фотоархив ГЛМ

Иннокентий в пять лет тяжело заболел, и болезнь дала осложнение на сердце; сердечником он был всю жизнь, от паралича сердца потом и умер.

Болезненный мальчик сменил несколько учебных заведений, И.Анненский учился в частной школе, затем — во 2-й С.-Петербургской прогимназии (1865—1868). После чего последовал перерыв на несколько месяцев на лечение, после которого отец 8 октября 1868 года перевёл тринадцатилетнего Иннокентия в I С.-Петербургскую гимназию. 27 В сопроводительной записке к документам Иннокентия инспектор пишет директору гимназии, что мальчик был переведён в III класс с наградной книгой и похвальным листом. 28

Автограф Фёдора Николаевича Анненского. Публикуется впервые 27

Впрочем, и здесь он тоже задержался ненадолго — отец забрал его из гимназии через три месяца, 7 января 1869 года. При отличном поведении успехи были мальчика удовлетворительными. 29 Затем Иннокентий два с половиной года обучался в частной гимназии В.И. Беренса. Закончил свое среднее образование Иннокентий Анненский в 1875 году, сдав экзамены на "испытание зрелости" и получив аттестат об окончании гимназического курса в Гимназии Человеколюбивого общества, показав следующие познания: Закон Божий и французский язык - отлично, русский язык и словесность, математика - хорошо, остальные предметы - удовлетворительно, 36

Наконец, уже юношей, поселился у старшего брата, который взялся его готовить в университет. Отец братьев в это время почти разорился, ввязавшись в какую-то финансовую авантюру, за разорением последовал апоплексический удар, по-нынешнему - инсульт. Иннокентию пришлось оставить гимназию и готовиться к сдаче экзаменов самостоятельно, а брату и его жене - фактически заменить юноше отца и мать.

Николай Фёдорович Анненский, старший брат поэта

Старший брат, Николай Фёдорович (1843-1912) — экономист-статистик в министерстве путей сообщения, публицист, учёный, глава «Русского богатства» — был опорой и ангелом-хранителем этой семьи. Он и его жена, Александра Никитична, педагог и детская писательница, исповедовали идеалы народничества. По признанию Иннокентия Фёдоровича, брату и его жене он был «всецело обязан интеллигентным бытием».

Н.Ф. Анненский со своей семьёй

Впрочем, он сам был чрезвычайно книжный мальчик, с детства влюбленный в литературу. В «Моем жизнеописании» Анненский признавался:

«… я рос слабым, болезненным ребенком и, в отношении физического развития, оставался далеко позади своих сверстников. Довольно рано начал я учиться и, сколько помнится, никогда не тяготился учением. Выучившись читать под руководством моей старшей сестры, я с удовольствием принялся за чтение книг, доступных моему возрасту и развитию. Обстановка, среди которой я рос, оказывала большое влияние на развитие во мне ранней охоты к чтению: я рос почти без товарищей, среди людей, которые были старше меня...»

24 июля 1875 года он подает прошение Ректору Санкт-Петербургского университета о зачислении его на историко-филологический факультет. На тот момент он жил с братом, в доме Мятлева на углу Почтамской улицы и Исаакиевской площади, № 2/9, кв.12. 35

В 1876 году Анненский первый раз отметился в Городском по воинской повинности присуствие и получил отсрочку от службы до 1882 года. 40 Это значит, что, несмотря на свое слабое здоровье и больное сердце, он не получил сразу освобождение от воинской повинности.

Новоиспеченный студент погрузился в то, что любил более всего - в изучение языков. По сведениям его отец знал или когда-либо изучал 13 языков: русский, латинский, греческий, французский, немецкий, английский, итальянский, польский, санскрит, древнееврейский, сербский, болгарский и один из африканских языков — дина. Кроме того, Анненский хорошо знал западноевропейскую поэзию и, пожалуй, в своих стихах ориентировался не на русских предшественников, а на французских символистов - Верлена, Бодлера, Рембо, которых много переводил. Анненский начал писать стихи ещё в детстве, но сёстры обнаружили его патетическую поэму «Магали». Мария Фёдоровна уверяла, что в ней был такой стих: «Бог шлёт с небес ей сладостную фигу» . Можно представить, сколько шуток это породило! Иннокентий стал прятать свои поэтические опыты. В молодости, студентом, он продолжал писать, но никогда не печатал, относился к ним резко критически.

В студенческие годы Иннокентия Анненские жили на Головинской улице, д.13, а затем - во 2 участке Коломенской части Петербурга на Офицерской улице, д.57, кв.23. 31 На летние каникулы он уезжал в имение матери в Бельском уезде Смоленской губернии. 32

Отчаянно нуждаясь в средствах на образование, Анненский обращается к Ректору с просьбой о назначении ему "необязательной стипендии". На прошении выставлены отметки студента: из шести предметов только одна четверка, остальные - отлично. 33 К прошению прилагалось Свидетельство о бедности Анненских, выданное Канцелярией петербургского градоначальника. В ней говорилсь: "Студент Императорского С.Петербургского университета Иннокентий Фёдорович Анненский обратился ко мне с просьбой о выдаче ему свидетельства о бедности для представления ВП на предмет назначения ему бедности. Вследствии сего, имею честь уведомить Вас, МГ, что по собранным сведениям, Анненский, сын ДСС, уроженец Тобольской губернии, 22 лет, вероисповедания православного, проживает при родителях, отец его в оставке, разбит параличем, получает в год пенсию в 1000 руб. и на эти средства содержит семейство, состоящее из жены и шести детей, из которых на казенный счет никто не воспитывается, проситель, а равно родители его недвижимой собственности в С.-Петербурге не имеют и действительно находятся в бедности". 34

Решением Совета Университета на 3 курсе ему назначается Императорская стипендия (1 сентября 1878 года).

Перед каждым поэтом рано или поздно встает вопрос, как зарабатывать на жизнь; Анненский зарабатывал преподаванием, хотя куда с большим удовольствием, наверное, уединился бы со своими стихами и переводами. Преподавал он преимущественно древние языки - он вообще был «классик», но и античную литературу, и русский, и даже теорию словесности; много размышлял о том, как правильно преподавать детям язык и литературу.

В 1879 году он получил свидетельство о прослушании полного курса наук С.-Петербургского университета. Еще год ушел на защиту кандидатской работы и в 13 ноября 1880 года ему вручен Диплом кандидата филологии. 30

Кандидатский диплом И.Ф. Анненского, публикуется впервые 30

После этого молодой филолог долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в различных учебных заведениях Санкт-Петербурга. Первым местом его службы стала частная Гимназия Ф.Ф. Бычкова (позднее - Гимназия и Реальное училище Я.Гуревича). В частную Гимназию Бычкова Иннокентий Фёдорович подал прошение о поступлении преподавателем древних языков еще будучи кандидатом университета, 23 августа 1879 года. 39 В деле Анненского в Гимназии Бычкова отложился любопытнейший документ, подписанный Иннокентием Фёдоровичем при вступлении в должность "Клятвенное обещание" о честной и беспорочной службе Самодержцу Всероссийскому. Подписал клятву Анненский 4 декабря 1879 года. 41 Текст клятвы стандартный, его давали многие преподаватели того времени при поступлении на службу.

И.Ф. Анненский, 1870-е. Паспарту фотографии Перла Г.М. (H.Perl), СПб, архив МНГ 10

За 17 лет педагогической деятельности (до вступления в должность директора Николаевской гимназии) он прошел путь от преподавателя латинского и греческого языков петербургской гимназии Гуревича до директора 8-й петербургской гимназии.

Когда министр просвещения И. Д. Делянов предложил ему новое назначение на пост директора Николаевской Царскосельской гимназии, Анненскому не хотелось расставаться с 8-й гимназией, но он не мог отказаться от предложения министра, который откровенно сказал ему, «что отказ от назначения сюда поставил бы его в крайне затруднительное положение. Что у него нет другого лица, которое он мог бы спокойно отправить в Царскосельскую гимназию», намекая на близость гимназии ко Двору и умение, при необходимости, соблюсти этикет при общении с лицами императорской фамилии.

Иннокентий Федорович принял предложение и 16 октября 1896 года официально вступил в должность директора. Вместе с семьей он переехал в Царское Село, где получил служебную .

"Очень высокий и стройный, он своим обликом напоминал тех кавалеров, какие попадались на французских иллюстрациях 60 годов. Сходство с ними усиливал покрой его щегольского платья с подчеркнутым уклоном в сторону мод 60 годов. Галстухи, широкие из черного атласа, такие, как у него, я видал только на портретах герцога Морни. На манер французских дворян времен III империи подстригал он и свою бородку, от которой всегда сильно пахло тонкими духами и фиксатуаром. Длинные ноги его с очень высоким подъемом над ступней плохо гнулись, и походка получалась тоже какая-то напряженная и деланная. Среди филологов и педагогов такая фигура была совсем необычна. Славился он среди членов Общества своими стихотворными переводами трагедий Эврипида, печатавшимися в "Журнале Министерства народного просвещения".

Трудности в служебном отношении начались для Анненского в 1905 году, когда волнения учащейся молодежи, вызванные первой русской революцией, не обошли стороной и Николаевскую гимназию.

Однако гимназия оказалась на плохом счету у учебного руководства; многих раздражала независимая позиция директора, его нерешительность в установлении строго порядка, попытки отстоять «крамольное юношество». Все эти обстоятельства привели к «добровольной» отставке (1 января 1906 года) И. Ф. Анненского с поста директора гимназии, хотя каких—либо официальных обвинений ему предъявлено не было.

2 января 1906 года, на основании предписания управляющего петербургским учебным округом, назначенному на его место .

Семья Иннокентия Федоровича

В 1877 году И. Анненский страстно влюбляется в и через два года по окончании университета женится на ней.

Образ жены Анненского в мемуарной и биографической литературе несколько мифологизирован и наделен весьма противоречивыми чертами, неоднозначность оценок присуща и свидетельствам о характере их семейных отношений.

Анненская (урожд. Сливицкая, в первом браке Борщевская, еще при жизни мужа ставшая именовать себя сначала Хмара-Борщевской, а впоследствии Хмара-Барщевской

Надежда (Дина) Валентиновна (1841 — 1917) — дочь отставного генерал-майора, небогатая помещица, жена Анненского с 23 сентября 1879 г. Дина Валентиновна овдовела 1 декабря 1867 г., когда ей было 26 лет отроду, а ее сыновьям: Платону — 4 года, Эммануилу — 2 года. Смерть Петра Петровича Борщевского — первого ее мужа, которого она горячо любила, явилась для Дины Валентиновны тяжелым ударом судьбы. Вдовствовать ей пришлось долгих 12 лет, занимаясь воспитанием своих детей.

Сыновьям Дины Валентиновны — Платону и Эммануилу, учившимся с 1874 года в С.-Петербургской 6-й гимназии, предстояло осенью 187 7 года перейти в III класс, а они были "троечниками". Слабые их успехи в усвоении предметов гимназического курса были известны их матери и очень ее заботили, а потому она решила нанять для своих сыновей на время летних каникул репетитора. Именно это обстоятельство привело ее к знакомству со студентом II курса Иннокентием Анненким, нуждавшимся тогда в подработке.

Из насыщенного большим числом неточностей мемуарного повествования племянницы Анненского Т. А. Богданович , в значительной степени основанном на семейном «предании» о нем, явствует, что «в 23 года он страстно влюбился в мать двух своих учеников, бывших немногим моложе своего учителя. Хотя невесте было в то время 46 лет, но она была исключительная красавица, и юноша совершенно потерял голову. Сразу же он и женился на ней, взяв на себя заботу о большой семье, привыкшей к обеспеченной, почти богатой жизни, и считал предметом своего честолюбия, чтобы жена и ее дети ни в чем не ощутили разницы с прежней жизнью» .

23 сентября 1879 года (ст.ст.) Иннокентий Фёдорович женился на "милой Динуше". Венчание состоялось в одной из домовых церквей СПб, по адресу: Лиговский проспект, 26. В здании тогда размещался Дом Призрения малолетних бедных имени В. Ф. и И. Ф. Громовых Императорского Человеколюбивого Общества (здания было, увы, снесено в 1998 г. — прим.сост.).

Стремясь обеспечить семью, молодой преподаватель ведет в гимназии до 56 уроков в неделю, что и совсем здоровому человеку не под силу…Материальные проблемы преследуют молодого специалиста — летом 1880 года он умудрился потерять подшивку журнала "Чтенiя въ Императорскомъ Обществѣ Исторiи и Древностей Россiйскихъ при Московскомъ Университетѣ" за 1870 год из институтской библиотеки, за восттановление которой с него взяли 10 рублей — не малая сумма, учитывая его стесненные обстоятельства. (Д.18333. Л.1) Еще 6 рублей ушло на изготовление диплома, который был вручен Иннокентию Фёдоровичу ровно за неделю до рождения их сына , родившегося 20 ноября (ст.ст.) того же года. Анненские в это время жили в Коломенской части Петербурга, на улице Офицерской (ныне — Декабристов), д.57, кв.23. (Д.18333. Л.4 Внж)

Несмотря на всю разноголосицу мнений о Дине Валентиновне, не вызывает сомнений, что отношения супругов, переживавшие на протяжении тридцатилетней их «безразлучной», по словам сына, жизни различные времена, оставались по-своему теплыми и близкими до последних дней Анненского.

Почти все мемуаристы отмечали, что Иннокентий Анненский представлял собой причудливое сочетание нескольких обликов, противоречащих один — другому. Мало кто из современников мог предполагать, что Его Превосходительство Действительный Статский Советник — директор гимназий и поэт, пишущий модернистские стихи и критические статьи о поэзии русских символистов — одно и то же лицо. А в глазах большинства из тех, кто знал об этом, он выглядел директором—чудаком.

«Анненский казался нам директором-чудаком. В Гостином дворе в книжной лавке Митрофанова уже которую зиму за стеклом в окне, засиженный мухами, стоял экземпляр книги стихов: Ник—то «Тихие песни», и мы знали, что это сборник стихов Анненского. Никто из нас в ту пору этой книги не читал, но если бы даже и читал — самый факт: директор пишет стихи ни в какой мере не соответствовал царскосельским представлениям о директоре и его времяпрепровождении и в наши головы не укладывался» — вспоминал выпускник гимназии 1907 года, искусствовед Николай Пунин.

По-разному оценивали современники облик Анненского — директора и педагога: от восторженных до резко критических.

Преподаватель гимназии Л. Л. Мухин писал, что«он был кумиром своих учеников» , отмечая его необыкновенный дар слова и блестящее знание европейской и русской литературы.

Другой преподаватель П. П. Митрофанов говорил, что ученики и преподаватели любили его за то, что«он умел вдохнул» нам любовь к нашему делу и давал нам полный простор в проявлении наших сил и способностей» и чтили как «опытного педагога, гуманного гуманиста».

"Золотой" выпускник гимназии 1900 года поэт и прозаик отмечал, что когда «официальный мундир чуть—чуть расстегивался», то «отслаивалась твердая, "нарочная" кожура », и ученики «со всем богатством радости в юношеских, бродивших умах, со всей переливавшейся жаждой к искреннему слову слышали, видели, тянулись к тому настоящему, что было спрятано в этом человеке» .

Николай Гумилёв, самый известный ученик Анненского, считавший его Учителем не только по гимназическим занятиям, но и в литературном творчестве, писал о нём: «И. Анненский… могуч мощью не столько Мужской, сколько Человеческой. У него не чувство рождает мысль, как это вообще бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством, живым до боли даже».

В юбилейном отчете гимназии 1911 года приводится биографическая статья об И. Ф. Анненском, написанная письмоводителем Л. А. Козминым. Все сказанное о поэзии Анненского уместилось в ней в одно предложение: «Не чужд был И. Ф. и чистой лирики: много занимаясь, в особенности последние годы, вопросами искусства, он выпустил два сборника стихов и ряд переводов западно-европейских поэтов».

Но пожалуй теплее всех об Анненском — педагоге сказано в проспекте в создании и разработке программ которой Анненский принимал большое участие:«Сам поэт, он в сердце человека видел красоту, и понимал высокую радость незаметного для массы педагогического труда» .

Этим высказываниям противоречит отрицательный взгляд на педагогическую деятельность Анненского уже упомянутого нами , ценившего Анненского как филолога—переводчика, драматурга и образованнейшего человека, но не воспринимавшего его ни как директора, ни как поэта. «Но еще хуже протекало его директорство в административном отношении».

О неспособности Анненского-директора поддерживать порядок в стенах вверенной ему гимназии писал выпускник гимназии 1913 года поэт : «… при Анненском в классах устраивались митинги, гимназисты распивали водку под партами, издевались над учителями, и умнейший русский лирик должен был, чуть-чуть шепелявя и вызывая этим насмешки учеников, просить и убеждать их, без всякого успеха, конечно » .

Но, так ли важно, хорошим или плохим чиновником и хозяйственником был поэт, ученый, критик и педагог Иннокентий Анненский?’ Пушкин и Тютчев были чиновниками министерства иностранных дел, мало кто вспоминает об этом, читая стихи великих поэтов. Главным делом жизни Анненского стало его творческое наследие: стихотворения, переводы, пьесы, критические статьи. Немало сделал Иннокентий Федорович и, как педагог, заслуживший любовь и уважение большинства окружавших его учеников и преподавателей.

Посмертная книга стихов И. Анненского, изданная его сыном Валентином Кривичем

После ухода с поста директора Анненский занял должность инспектора учебного округа. Несмотря на необходимость частых и утомительных поездок, эта должность освобождала его от каждодневного директорского труда и давала ему больше возможностей для твор-ческой работы.

С 1906 года жил Иннокентий Фёдорович Анненский . Казённую квартиру при гимназии Анненскому пришлось освободить, но он остался в Царском Селе и почти два года прожил в доме на Московском шоссе.

А затем переехал в Софию, наЗахаржевскую улицу, в .

Интересную заметку разместила на своих страницах газета "Вечер" в сентябре 1908 года. 26 Она писала:

"Задержание литераторов
Сегодня на станции Белоостров были подвергнуты задержанию и обыску критик К.Чуковский и издатель «Нового журнала для всех» Н.Бенштейн.
На остановке поезда, шедшего из Куокалла в вагон, в котором находились писатель Н.Ф.Анненский, писательница Т.Богданович, владелец «Издательского Бюро» г.Белопольский, гг. Чуковский и Бенштейн, вошли несколько жандармов и попросили последних двоих следовать за собой в жандармское отделение. Там без объяснения причин их подвергли тщательному обыску. У г. Бенштейна все документы оказались в полном порядке. У г. Чуковского не оказалось при себе паспорта. Понадобилось удостоверение его личности кем-нибудь из пассажиров, что и было выполнено Н.Ф.Анненским и г.Белопольским. После этого арестованных с миром отпустили."

Прошение об освобождении от должности инспектора С.-Петербургского учебного округа Анненский подал 26 октября 1909 г. 17 Попечитель Учебного округа в отношении на имя Министр пишет о том, что "действительный статский советник Анненский И.Ф. ходатайствует об отставке его с занимаемой должности с 1 ноября 1909 года… с мундиром означенной должности .." 18

Вместе с этим Анненский испрашивает усиленную пенсию. 19 Прошение об отставке было удовлетворено 20 ноября 1909 года, но об усиленной пенсии хлопопать далее пришлось уже вдове инспектора, Дине Валентиновне, 20 через 10 дней после отставки Иннокентий Фёдорович Анненский умер от сердечного приступа на ступенях , в конце утомительного дня 30 ноября 1909 года. Газета "Новое время в разделе "Происшествия" опубликовала заметку: "30 ноября, в 7 ч. 35 мин. вечера, к подъезду Царскосельского вокзала на загородном пр. на извозчике подъехал окружной инспектор петербургского учебного округа д.с.с. И.Ф.Анненский; почувствовав себя дурно, Анненский упал и тут же скончался. По заключению врача, смерть последовала от разрыва сердца."

Татьяна Богданович писала:

«Иннокентий Федорович, проезжавший на извозчике мимо вокзала, вдруг сделал знак извозчику, чтобы он повернул к вокзалу. Сойдя с него, он сделал шаг и сразу же упал со всего роста на ступени лестницы. Проходивший на вокзал врач подошел к нему, выслушал и констатировал моментальную смерть от разрыва сердца. Мне вспомнилось потом, как Иннокентий Федорович говорил шутя: "Я бы не хотел умереть скоропостижно. Это все равно что уйти из ресторана, не расплатившись». 21

На следующий день после смерти Анненского было опубликовано сообщение:"Увольняются от службы: согласно прошению окружной инспектор С.-Петербургского учебного округа, действительный статский советник Анненский, с 1-го ноября, с мундиром, означенной должности присвоенным <...>" 22

Отпевали Анненского 4 декабря 1909 года в , той самой, где он в течение 10 лет присутствовал на службах по должности директора. Обряд совершили гимназический священник и дьякон 23

На панихидах в доме Анненского и на его похоронах побывало много народа, многим из них — или их детям Иннокентий Федорович помог получить или продолжить образование. Для большинства провожавших Анненского в последний путь он был видным деятелем народного просвещения и гуманным директором, для посвященного меньшинства значительным филологом—классиком и переводчиком трагедий Еврипида.

Могила И.Ф. Аненского и членов его семьи на

И лишь присутствовавшие на похоронах члены редакции журнала «Аполлон» (М.Кузмин, М.Волошин, А.Толстой и ), прощались с ним, как с большим поэтом.

«Мы хоронили его на Казанском кладбище Царского Села; отпевание вышло неожиданно многолюдным, его любила учащаяся молодежь, собор был битком набит учениками и ученицами всех возрастов. Чувствовалось, что ушел человек незабываемый. <.„> Он лежал в гробу торжественный, официальный, в генеральском сюртуке Министерства народного просвещения. И это казалось последней насмешкой над ним — Поэтом» — вспоминал

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

Источники:

  1. ЦГИА СПб. Ф.139, Оп.1-1, Д.15903. Аннеский Иннокентий Федорович — директор Царскосельской гимназии
  2. Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. СПб,: Изд-во Серебряный век, 2008. 150 с., ил.
  3. Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики.СПб,: Изд-во Серебряный век, 2009. 310 с., ил.
  4. Учитывая тот факт, что Анненский покинул пост директора гимназии 1 января 1906 года, то эта фотография могла быть сделана с не выпускным классом, а годом ранее, с гимназистами 7 класса.
  5. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп. 1, Д.9431. 1902. Переписка директора ИНЦГ с Попечителем учебного округа. Л.1
  6. там же. Л.83
  7. там же. Л.85
  8. ЦГИА СПб, Ф.139, Оп.1, Д.9143. Л. 85 Расписание на 1901-1902 уг
  9. ЦГИА СПб. Ф.139, Оп.1. Д.15904. Л.1. Прошение
  10. там же. Л.2. Отношение Попечителя Учебного округа
  11. там же. Л.4. Прошение Анненского об усиленной пенсии
  12. там же. Л.3. Прошение Д.В. Анненской от 19 декабря 1909 года
  13. Богданович
  14. Правительственный вестник, 1909, 1 декабря, No 256, с. 1.
  15. ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.127. Л.122
  16. Д.15904. ЛЛ.14, 15. Уведомление о назначении Н.В. Анненской пенсии за умершего мужа
  17. ЦГИА СПб, Ф.139, Оп.1, Д.10284. 1905. Л.9
  18. "Вечер" от 28 (15) сентября 1908 года
  19. ЦГИА СПб. Ф.11. Оп.1. Д.3236. Л.1. Прошение отца о приеме в гимназию сына
  20. там же. Л.3
  21. там же. 6
  22. ЦГИА СПб. Ф.171. Оп.1. Д.16. Л.68. Диплом
  23. ЦГИА СПб. Ф.14. Оп.3. Д.18333. 1875-1879. Л.4. Вид на жительство
  24. там же. Л.10. Прошение о выдаче билета
  25. там же. Л.6
  26. там же. ЛЛ.7, 7 об
  27. там же. Л.20. Прошение
  28. там же. Л.21. Копия Св-ва о прохождении испытаний
  29. там же. Л.22. Копия метрической выписи
  30. Зимний вид в крепости. Омск. [Открытка]. Б.м.: Изд. А. Шевелина, Б.г. (Акц. О-во Гранберг в Стокгольм). Открытки из собрания Нестерова Олега, опубл. на temples.ru.
  31. ЦГИА СПб.Ф.171. оп.1. Д. 16. Л.1
  32. там же. Л.4
  33. там же. Л.6

Русский поэт и талантливый педагог. Читайте краткую биографию Иннокентия Анненского.

Иннокентий Анненский краткая биография

Поэт и драматург Иннокентий Анненский родился 20 августа 1855 года в Омске , в семье чиновника. Детство поэта было непримечательным до переезда семьи в 1860 году в Санкт-Петербург. Творческая атмосфера, которой буквально пропитан город, вырастила еще одного талантливого деятеля искусства.

Первое образование И. Анненского

Мальчиком Иннокентий был хилым, болезненным, поэтому получил базовое образование в частной школе, где о будущем поэте могли должны образом заботиться. После окончания гимназии №2 в Петербурге поступил в университет с легкой руки известного старшего брата – Николая Анненского , энциклопедиста. Первое образование получил на историко-филологическом факультете Петербургского университета, а, закончив его в 1879 году с отличием, попробовал себя в роли преподавателя сначала в государственной, затем в частных школах.

Сфера интересов И. Анненского, как педагога:

  • Русская словесность;
  • Языки древности;
  • История;

Коллеги характеризовали И. Анненского, как человека эрудированно – было ясно с раннего возраста, что это человек классицизма. Тонкая душевная организация, по-видимому, в сочетании с классической школой и традицией античности, подтолкнули поэта на творческий путь.

С 1896 году преподавал в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве. Успел поработать директором гимназии в Царском Селе. Долго у штурвала Анненский не продержался – слишком уж незаурядной личностью был драматург. Ученики, что узнаем из работ биографов, считали Анненского чудаком и восторгались, чего не скажешь о руководстве гимназии, быстро сместившей чудного преподавателя.

Творчество И. Анненского

Иннокентий Анненский сменил преподавательскую деятельность сначала на работу окружного инспектора. На новой должности от талантливого и образованного молодого человека требовалось заниматься переводами. Он с легкостью работал с оригиналами Еврипида, читал и презентовал творчество Рембо, Бодлера, Верлена. Поэты вдохновили Анненского на создание собственных работ – печатапет статьи, стихи.

Творчество И. Анненского на литературном поприще нашло больший отклик, чем преподавательские потуги. Современники ценили нового автора, считая его не только лучшим знатоком русской словесности, но и мастером слова. И. Анненский постепенно завоевывал авторитет в литературных кругах, становился душой компании и центров собраний.

Творчество И. Анненского:

  • «Царь Иксион» 1902 год.
  • «Тихие песни» 1904 год.
  • «Кипарисовый ларец» 190 год.
  • «Посмертные стихи» 1923 год.

Это лишь немногие наработки известного русского поэта и драматурга, который смог выкристаллизовать творческое слово настолько, что стал одним из духовных учителей течения акмеистов, а последователи поэта стремились хоть на долю добиться той ясности прекрасного в слоге, которой удалось достигнуть поэту.

«Я молил ее, сиреневую мглу:

Погости, побудь со мной в моем углу,

Не тоску мою древнюю развей,

Умер Иннокентий Анненский 30 сентября 1909 года от инфаркта. Похоронен в Царском селе.

И. Анненский – цитаты, высказывания:

  • «Горю – и ночь дорога светла».
  • «Грязь и низость – только мука».
  • «Я люблю все, чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет».

(Пока оценок нету)

Имя: Иннокентий Анненский (Innokentiy Annenskiy)

Возраст: 54 года

Деятельность: поэт, драматург, переводчик, критик

Семейное положение: был женат

Иннокентий Анненский: биография

«За 45 минут тему «Серебряный век» рассказать практически невозможно, поскольку нужно лет пять для того, чтобы студенту-филологу начать очень приблизительно в нем разбираться» – говорил публицист и литературовед Дмитрий Быков.

С этим утверждением нельзя не согласиться, потому что на рубеже конца XIX – начала XX века появилось столько неоспоримых талантов и литературных течений, что рассказать о всех действительно сложно. Это и представитель акмеизма , и приверженец кубофутуризма , а также нельзя не отметить , и других известных личностей. Но из этого списка следует выделить символиста Иннокентия Анненского, который стоял у истоков формирования направлений в русской поэзии.

Детство и юность

Иннокентий Анненский родился 20 августа (1 сентября) 1855 года в Омске, который богат достопримечательностями и культурными ценностями (недаром Омск называют «театральным городом»). Будущий поэт вырос в среднестатистической и образцово-показательной семье. Родители Иннокентия не были ни на йоту приближены к творчеству: его мать Наталия Петровна вела домашнее хозяйство, а отец Федор Николаевич занимал высокий государственный пост.


Главный кормилец в доме получил должность председателя Губернского управления, поэтому родители с сыном переехали в город университетов и ученых – Томск.

Но в этом месте, о котором в свое время нелицеприятно отзывался , Иннокентий пробыл недолго: уже в 1860 году из-за работы отца Анненские вновь собрали чемоданы и покинули суровую Сибирь, – дорога лежала в Санкт-Петербург. Известно, что Федор Николаевич вскоре увлекся аферой, поэтому разорился, оставшись ни с чем.

В детстве Анненский был слаб здоровьем, но мальчик не остался на домашнем обучении и пошел в общеобразовательную частную школу, а позже стал учеником 2-й петербургской прогимназии. С 1869 года Иннокентий пребывал на скамье частной гимназии В. И. Беренса, параллельно готовясь к поступлению в университет. В 1875 году Анненский гостил у своего старшего брата Николая Федоровича, который был журналистом, экономистом и публицистом-народником.


Николай Федорович, образованный и интеллигентный человек, оказал влияние на Иннокентия и помог ему в подготовке к экзаменам. Таким образом, Анненский без труда стал студентом историко-филологического факультета Петербургского университета, который окончил в 1879 году. Примечательно, что по всем предметам поэт имел твердые «пятерки», тогда как по философии и богословию стояли отметки на бал ниже.

Далее, не успели еще высохнуть чернила на дипломе Анненского, он стал читать лекции древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича и слыл у студентов сильнейшим преподавателем. Помимо прочего, Иннокентий Федорович занимал посты директора коллегии Галагана, восьмой Санкт-Петербургской гимназии и гимназии в Царском Селе, где некогда учился .

Литература

Иннокентий Федорович начал заниматься писательством еще с раннего возраста. Но тогда поэт не знал, что такое символизм, поэтому относил себя к мистикам. К слову, символизм – это крупнейшее течение в литературе и искусстве, охарактеризовавшееся таинственностью, загадочностью, использованием намеков и метафоричных выражений. Но, по мнению критиков, творчество гения литературы не укладывается в рамки «символизма», а представляет собой «предсимволизм».


Писатель Иннокентий Анненский

Помимо этого Иннокентий Федорович старался следовать «религиозному жанру» испанского живописца «золотого века» Бартоломе Эстебана Мурильо. Правда, литератор пытался передать выражение девственной чистоты, кротости и молитвенного умиления с помощью слов, а не кисти и красок.

Примечательно, что Иннокентий Федорович не стремился показывать свои ранние творческие потуги именитым литераторам и владельцам журналов. Дело в том, что Николай Федорович посоветовал младшему брату начать печататься в зрелом возрасте, утвердившись на жизненном пути и поняв свое призвание.

Поэтому книга «Тихие песни» была опубликована в только 1904-м году, когда Иннокентий Анненский слыл блестящим преподавателем и уважаемым человеком. Также символист начал заниматься драматургией, из-под его пера вышли пьесы: «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906) и «Фамира-кифарэд» (1913-посмертно) в которых поэт старался подражать излюбленным древнегреческим литераторам , и , гениям античной мифологии.

В своих рукописях Анненский придерживался импрессионизма: он описывал вещи не такими, какими он знал, ибо все явления и предметы были присущи видению поэта в данный момент. Главные мотивы в произведениях Иннокентия Федоровича – это тоска, меланхолия, грусть и одиночество, поэтому так часто он описывает холод, сумерки и закаты без излишней претенциозности и экзальтированности. Эта тенденция прослеживается в стихотворениях «Снег», «Смычок и струны», «Две любви», «Мучительный сонет» и других примечательных произведениях.


Помимо прочего Иннокентий Федорович пополнил творческую биографию переводом рукописей своих иностранных коллег. Благодаря ему русскоязычные читатели познакомились со знаменитыми трагедиями Еврипида, а также со стихотворениями , Ганса Мюллера, Христиана Гейне и других литературных гениев.

Анненский сделал огромный вклад в мир хитросплетенных строк. Например, его стихотворение «Колокольчики» можно соотнести с первыми произведением в футуристическом стиле. Второй поэтический сборник Иннокентия Федоровича «Кипарисовый ларец» принес поэту признание и славу, правда, посмертно. Туда вошли стихотворения «Среди миров», «Ореанда», «Серебряный полдень», «Ледяная тюрьма», «Октябрьский миф» и другие произведения.

Личная жизнь

Современники Иннокентия Федоровича говаривали, что тот был лояльным и добрым человеком. Но иногда излишняя мягкость играла злую шутку. Например, он лишился должности директора в гимназии в Царском Селе.


О личной жизни поэта информации мало, ведь даже в своих произведениях литератор редко делился душевными переживаниями и тем, что осталось под завесой тайны. Известно, что судьба свела второкурсника Анненского с эксцентричной 36-летней вдовой Надеждой (Диной) Валентиновной, которая происходила из родовитого сословия. Влюбленные увековечили свои отношения узами брака, и вскоре родился сын Валентин.

Смерть

Иннокентий Федорович скончался неожиданно. Конечно, у него было слабое здоровье, но в тот роковой день, 30 ноября (13 декабря) 1909 года, ничего не предвещало беды. Анненский умер от инфаркта в возрасте 54-х лет, прямо на ступенях Царскосельского вокзала (Санкт-Петербург).

  • Однажды, когда Иннокентий Анненский пребывал в плохом настроении и был отягощен думами, его супруга подошла к нему и сказала: «Кенечька! Что ты сидишь грустный? Раскрой ротик, я дам тебе апельсинку!». Также Дина любила устраивать обеды со своими подругами, хотя Анненский сторонился людей и придерживался политики аутсайдера. Что думал поэт о своем браке – доподлинно неизвестно.
  • Анненский начал печататься в 48-летнем возрасте, не стремясь к признанию и славе: поэт прятал свое истинное лицо, публикуюсь под псевдонимом «Ник.-Т-о».

  • В годы юности Анненского его сестры нашли первые потуги маленького творца. Но вместо похвал мальчик получил голосистый смех, ибо девочек позабавила строка из стихотворения: «Бог шлет с небес ей сладостную фигу». Это породило множество шуток, поэтому Иннокентий Федорович прятал свои черновики в укромное место, боясь предоставлять их на суд общественности.
  • Поэтический сборник «Кипарисовый ларец» был назван так неспроста: у Иннокентия стояла шкатулка из кипарисового дерева, где поэт хранил тетради и черновики.

Цитаты

«... Я люблю, когда в доме есть дети
И когда по ночам они плачут.»
«Любовь - это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих.»
«Но… бывают такие минуты,
Когда страшно и пусто в груди…
Я тяжел - и немой и согнутый…
Я хочу быть один… уходи!»
«О, дайте вечность мне,- и вечность я отдам
За равнодушие к обидам и годам.»
«Есть любовь, похожая на дым:
Если тесно ей - она дурманит,
Дай ей волю - и её не станет…
Быть как дым - но вечно молодым.»

Библиография

Трагедии:

  • 1901 – «Меланиппа-философ»
  • 1902 – «Царь Иксион»
  • 1906 – «Лаодамия»
  • 1906 – «Фамира-кифарэд»

Сборники стихотворений:

  • 1904 – «Тихие песни»
  • 1910 – «Кипарисовый ларец»

Биография

Личность Иннкентия Фёдоровича Анненского осталась во многом загадкой для современников. Родился 20 августа (1 сентября) 1855 года в Омске в семье государственного чиновника. Его отец был начальником Омского управления железных дорог. Когда Иннокентию было около пяти лет, отец получил место чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел и семья из Сибири вернулась в Петербург, который ранее покинула в 1849 году.

Слабый здоровьем, Анненский учится в частной школе, затем - во 2-й петербургской прогимназии (1865-1868). С 1869 года он два с половиной года обучается в частной гимназии В. И. Беренса. Рано лишившись родителей, он часто живёт у своего старшего брата Николая, энциклопедически образованного человека, экономиста, народника, оказавшего на Иннокентия большое влияние.

По окончании (1879) историко-филологического факультета Петербургского университета служил преподавателем древних языков и русской словесности, впоследствии директором гимназии в Киеве, Петербурге, Царском селе. С 1906 инспектор Санкт-Петербургского учебного округа. Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших женских курсах. В печати выступил с начала 1880-х годов научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам. С начала 1890-х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и «вакхическую драму» «Фамира-кифарэд» (шла в сезон 1916-1917 на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов-символистов (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, Корбьер, А. де Ренье, Ф. Жамм и др.).

30 ноября (11 декабря) 1909 Анненский скоропостижно скончался на ступеньках Царскосельского (Витебского) вокзала в Санкт-Петербурге.

Сын Анненского, филолог и поэт , издал его «Посмертные стихи» (1923).

Поэзия

Более всего значителен Анненский как поэт. Стихи начал писать с детства, но напечатал их впервые в 1904. «Интеллигентным бытием» своим Анненский, по его собственным словам, был всецело обязан влиянию старшего брата, известного публициста-народника Н. Ф. Анненского, и его жены, сестры революционера Ткачёва. В своей поэзии Анненский, как он сам говорит, стремился выразить «городскую, отчасти каменную, музейную душу», которую «пытали Достоевским», «больную и чуткую душу наших дней». Мир «больной души» - основная стихия творчества Анненского. По справедливым указаниям критики, «ничто не удавалось в стихах Анненского так ярко, так убедительно, как описание кошмаров и бессонниц»; «для выражения мучительного упадка духа он находил тысячи оттенков. Он всячески изназвал изгибы своей неврастении». Безысходная тоска жизни и ужас перед «освобождающей» смертью, одновременное «желание уничтожиться и боязнь умереть», неприятие действительности, стремление бежать от неё в «сладостный гашиш» бреда, в «запой» труда, в «отравы» стихов и вместе с тем «загадочная» привязанность к «будням», к повседневности, к «безнадёжной разорённости своего пошлого мира» - таково сложное и противоречивое «мировосприятие и миропонимание», которое стремится «внушить» Анненский своими стихами.

Приближаясь этим «мировосприятием» из всех своих современников более всего к , формами стиха Анненский наиболее близок молодому периода «русских символистов». Однако преувеличенное «декадентство» первых , в котором было много нарочитого, придуманного со специальной целью обратить на себя внимание, «эпатировать» читателя, у не печатавшего свои стихи Анненского носит глубоко органический характер. Брюсов скоро отошёл от своих ранних ученических опытов. Анненский оставался верен «декадентству» в течение всей жизни, «застыл в своем модернизме на определённой точке начала 90-х годов», но зато и довёл его до совершенного художественного выражения. Стиль Анненского ярко импрессионистичен, отличаясь зачастую изысканностью, стоящей на грани вычурности, пышной риторики decadence’а.

Как и у молодого Брюсова, поэтическими учителями Анненского были французские поэты второй половины XIX века - парнасцы и «проклятые»: Бодлер, Верлен, Малларме. От парнасцев Анненский унаследовал их культ поэтической формы, любовь к слову как таковому; Верлену следовал в его стремлении к музыкальности, к превращению поэзии в «мелодический дождь символов»; вслед за Бодлером причудливо переплетал в своем словаре «высокие», «поэтические» речения с научными терминами, с обыкновенными, подчеркнуто «будничными» словами, заимствованными из просторечья; наконец, следом за Малларме - на сознательном затемнении смысла строил главный эффект своих стихов-ребусов. От «бесстрастных» французских парнасцев Анненского отличает особая пронзительная нотка жалости, звучащая сквозь всю его поэзию. Жалость эта направлена не на социальные страдания человечества, даже не на человека вообще, а на природу, на неодушевлённый мир страдающих и томящихся «злыми обидами» обиженных вещей (часы, кукла, шарманка и пр.), образами которых поэт маскирует свою собственную боль и муку. И чем меньше, незначительнее, ничтожнее «страдающая» вещь, тем более надрывную, щемящую жалость к себе она в нём вызывает.

Своеобразная литературная судьба Анненского напоминает судьбу . Как и последний, Анненский - типичный «поэт для поэтов». Свою единственную прижизненную книгу стихов он выпустил под характерным псевдонимом «Ник. Т-о». И действительно, в течение почти всей своей жизни Анненский оставался в литературе «никем». Лишь незадолго до смерти его поэзия приобретает известность в кружке петербургских поэтов, группировавшихся вокруг журнала «Аполлон». Кончина Анненского была отмечена рядом статей и некрологов, но вслед за тем его имя снова надолго исчезает с печатных столбцов.В 4-й книге стихов Николая Гумилёва «Колчан» опубликовано стихотворение .

Драматургия

Анненский написал четыре пьесы - «Меланиппа-философ», «Царь Иксион», «Лаодамия» и «Фамира-кифаред» - в древнегреческом духе на сюжеты утерянных пьес Еврипида и в подражание его манере.

Переводы

Анненский перевёл на русский язык полное собрание пьес великого греческого драматурга Еврипида.

Литературное влияние

Литературное влияние Анненского на возникшие вслед за символизмом течения русской поэзии (акмеизм, футуризм) очень велико. Стихотворение Анненского по праву может быть названо первым по времени написания русским футуристическим стихотворением. Влияние Анненского сильно сказывается на Пастернаке и его школе и многих других. В своих литературно-критических статьях, частично собранных в двух «Книгах отражений», Анненский даёт блестящие образцы русской импрессионистической критики, стремясь к истолкованию художественного произведения путём сознательного продолжения в себе творчества автора. Следует отметить, что уже в своих критико-педагогических статьях 1880-х годов Анненский задолго до формалистов призывал к постановке в школе систематического изучения формы художественных произведений.