Но часто на успех прельщается. Басня скворец - крылов иван андреевич. Мораль басни Скворец

В немецком курортном городке Рулетенбурге пребывает одна русская семья. Она состоит из овдовевшего генерала 55-ти лет, его маленьких детей, падчерицы Полины Александровны – девицы на выданье и молодого семейного учителя Алексея. Содержание «Игрока» составлено из записей Алексея.

Персонажами романа являются также французский маркиз Де-Грие, английский коммерсант Астлей и француженка Бланш – содержанка высокого пошиба. Генерал без ума влюблен в Бланш. Полине, похоже, нравится Де-Грие. Алексей и Астлей домогаются Полины.

Ф. М. Достоевский. Игрок. Аудиокнига

Семья генерала останавливается в шикарном отеле, её жизнь кажется безмятежной. Однако это обманчивое впечатление: генерал должен Де-Грие крупную сумму денег. Если он не вернет долг, к Де-Грие должно отойти его поместье в России. Поэтому генерал с нетерпением ожидает смерти своей тетки (в романе она часто именуется «бабушкой»), от которой рассчитывает получить крупное наследство. Полина вручает Алексею некоторую сумму, чтобы он попробовал увеличить её игрой в рулетку.

Алексей становится пленником азартной игры. Тем временем семидесятипятилетняя «бабушка», смерти которой ожидают со дня на день, приезжает на курорт поездом в сопровождении слуг и с огромным багажом. Она передвигается в инвалидной коляске, но мысли её вполне ясны. Бабушка принимает близко к сердцу стеснённые обстоятельства Полины. Она читает насквозь и мысли генерала, объявляя тому, что наследства ему не дождаться.

К всеобщему удивлению бабушка отправляется с Алексеем в казино. Несколько дней она держит в напряжении весь Рулетенбург: ставит на кон огромные деньги и каждый день проигрывает. Спустив все свои деньги, она объявляет себя старой дурой и возвращается в Москву.

Генерал в отчаянии обливается слезами, но Де-Грие больше не желает оказывать ему денежную помощь. Бледная Полина ночью появляется в комнате Алексея и показывает ему письмо от Де-Грие. В нем тот сообщает, что попросил своих друзей в Петербурге продать заложенный генералом дом. Но Де-Грие прощает часть закладной на пятьдесят тысяч франков – растраченную генералом долю Полины. От проявленного Де-Грие «сочувствия» Полина ощущает себя глубоко оскорбленной. В ярости она хочет возвратить Де-Грие пятьдесят тысяч франков, но их у нее нет. Полина просит Алексея что-нибудь предпринять.

Алексей отправляется играть на рулетке. В эту ночь ему несказанно везет – так что завсегдатаи казино даже умоляют его прекратить игру. Алексей возвращается в отель с двумястами тысячами франков, которые он выиграл ради Полины. Он отдает ей пятьдесят тысяч франков, а Полина отдается ему. Однако наутро она осознает, что продалась, бросает деньги в лицо Алексею и выбегает из комнаты.

Полина заболевает, Астлей ухаживает за ней вместе с врачом, а Алексей отправляется в Париж с мадемуазель Бланш. Там он живет с ней, просаживая выигранные деньги. Алексей находит, что Бланш – «предобрейшая девушка, в своем только роде, разумеется».

Генерал в душевном расстройстве приезжает в Париж и появляется у Бланш. Та мечтает когда-нибудь стать генеральшей, жить в огромном доме и потому относится к генералу ласково, как к ребенку. Генерал и вправду становится похож на неразумное дитя. Когда из России приходит сообщение, что «бабушка» занемогла и находится при смерти, Бланш выходит за генерала замуж. Деньги Алексея к тому времени уже кончаются. Бланш выдворяет его со словами «ты был добрым малым», выдав ему на прощанье две тысячи франков.

Прогнанный Бланш Алексей переезжает из одного места в другое, весь отдавшись игре. Через год и восемь месяцев он встречает Астлея в Гомбурге, известном своими игорными заведениями. Он узнает от Астлея, что Полина получила от бабушки наследство и сейчас живет в Швейцарии, а дети генерала, которым тоже досталась доля в наследстве, учатся в лондонской школе. Сам генерала месяц назад скончался в Париже «от удара». Его долю бабушкиного наследства Бланш переписала на свое имя.

Астлей признается, что Полина до сих пор вспоминает об Алексее и послала его сюда разузнать о нём. Алексей со слезами клянется завтра же бросить игру, чтобы «воскреснуть из мертвых». На этом «Игрок» заканчивается.

Федор Михайлович Достоевский

(Из записок молодого человека)

Наконец я возвратился из моей двухнедельной отлучки. Наши уже три дня как были в Рулетенбурге. Я думал, что они и бог знает как ждут меня, однако ж ошибся. Генерал смотрел чрезвычайно независимо, поговорил со мной свысока и отослал меня к сестре. Было ясно, что они где-нибудь перехватили денег. Мне показалось даже, что генералу несколько совестно глядеть на меня. Марья Филипповна была в чрезвычайных хлопотах и поговорила со мною слегка; деньги, однако ж, приняла, сосчитала и выслушала весь мой рапорт. К обеду ждали Мезенцова, французика и еще какого-то англичанина: как водится, деньги есть, так тотчас и званый обед, по-московски. Полина Александровна, увидев меня, спросила, что я так долго? и, не дождавшись ответа, ушла куда-то. Разумеется, она сделала это нарочно. Нам, однако ж, надо объясниться. Много накопилось.

Мне отвели маленькую комнатку, в четвертом этаже отеля. Здесь известно, что я принадлежу к свите генерала. По всему видно, что они успели-таки дать себя знать. Генерала считают здесь все богатейшим русским вельможей. Еще до обеда он успел, между другими поручениями, дать мне два тысячефранковых билета разменять. Я разменял их в конторе отеля. Теперь на нас будут смотреть, как на миллионеров, по крайней мере целую неделю. Я хотел было взять Мишу и Надю и пойти с ними гулять, но с лестницы меня позвали к генералу; ему заблагорассудилось осведомиться, куда я их поведу. Этот человек решительно не может смотреть мне прямо в глаза; он бы и очень хотел, но я каждый раз отвечаю ему таким пристальным, то есть непочтительным взглядом, что он как будто конфузится. В весьма напыщенной речи, насаживая одну фразу на другую и наконец совсем запутавшись, он дал мне понять, чтоб я гулял с детьми где-нибудь, подальше от воксала, в парке. Наконец он рассердился совсем и круто прибавил:

А то вы, пожалуй, их в воксал, на рулетку, поведете. Вы меня извините, - прибавил он, - но я знаю, вы еще довольно легкомысленны и способны, пожалуй, играть. Во всяком случае, хоть я и не ментор ваш, да и роли такой на себя брать не желаю, но по крайней мере имею право пожелать, чтобы вы, так сказать, меня-то не окомпрометировали…

Да ведь у меня и денег нет, - отвечал я спокойно; - чтобы проиграться, нужно их иметь.

Вы их немедленно получите, - ответил генерал, покраснев немного, порылся у себя в бюро, справился в книжке, и оказалось, что за ним моих денег около ста двадцати рублей.

Как же мы сосчитаемся, - заговорил он, - надо переводить на талеры. Да вот возьмите сто талеров, круглым счетом, - остальное, конечно, не пропадет.

Я молча взял деньги.

Вы, пожалуйста, не обижайтесь моими словами, вы так обидчивы… Если я вам заметил, то я, так сказать, вас предостерег и уж, конечно, имею на то некоторое право…

Возвращаясь пред обедом с детьми домой, я встретил целую кавалькаду. Наши ездили осматривать какие-то развалины. Две превосходные коляски, великолепные лошади. Mademoiselle Blanche в одной коляске с Марьей Филипповной и Полиной; французик, англичанин и наш генерал верхами. Прохожие останавливались и смотрели; эффект был произведен; только генералу несдобровать. Я рассчитал, что с четырьмя тысячами франков, которые я привез, да прибавив сюда то, что они, очевидно, успели перехватить, у них теперь есть семь или восемь тысяч франков; этого слишком мало для m-lle Blanche.

M-lle Blanche стоит тоже в нашем отеле, вместе с матерью; где-то тут же и наш французик. Лакеи называют-его «m-r le comte», мать m-lle Blanche называется «m-me la comtesse»; что ж, может быть, и в самом деле они comte et comtesse.

Я так и знал, что m-r le comte меня не узнает, когда мы соединимся за обедом. Генерал, конечно, и не подумал бы нас знакомить или хоть меня ему отрекомендовать; а m-r le comte сам бывал в России и знает, как невелика птица - то, что они называют outchitel. Он, впрочем, меня очень хорошо знает. Но, признаться, я и к обеду-то явился непрошеным; кажется, генерал позабыл распорядиться, а то бы, наверно, послал меня обедать за table d"hot"ом. Я явился сам, так что генерал посмотрел на меня с неудовольствием. Добрая Марья Филипповна тотчас же указала мне место; но встреча с мистером Астлеем меня выручила, и я поневоле оказался принадлежащим к их обществу.

Этого странного англичанина я встретил сначала в Пруссии, в вагоне, где мы сидели друг против друга, когда я догонял наших; потом я столкнулся с ним, въезжая во Францию, наконец - в Швейцарии; в течение этих двух недель - два раза, и вот теперь я вдруг встретил его уже в Рулетенбурге. Я никогда в жизни не встречал человека более застенчивого; он застенчив до глупости и сам, конечно, знает об этом, потому что он вовсе не глуп. Впрочем, он очень милый и тихий. Я заставил его разговориться при первой встрече в Пруссии. Он объявил мне, что был нынешним летом на Норд-Капе и что весьма хотелось ему быть на Нижегородской ярмарке. Не знаю, как он познакомился с генералом; мне кажется, что он беспредельно влюблен в Полину. Когда она вошла, он вспыхнул, как зарево. Он был очень рад, что за столом я сел с ним рядом, и, кажется, уже считает меня своим закадычным другом.

За столом французик тонировал необыкновенно; он со всеми небрежен и важен. А в Москве, я помню, пускал мыльные пузыри. Он ужасно много говорил о финансах и о русской политике. Генерал иногда осмеливался противоречить, но скромно, единственно настолько, чтобы не уронить окончательно своей важности.

Я был в странном настроении духа; разумеется, я еще до половины обеда успел задать себе мой обыкновенный и всегдашний вопрос: зачем я валандаюсь с этим генералом и давным-давно не отхожу от них? Изредка я взглядывал на Полину Александровну; она совершенно не примечала меня. Кончилось тем, что я разозлился и решился грубить.

Началось тем, что я вдруг, ни с того ни с сего, громко и без спросу ввязался в чужой разговор. Мне, главное, хотелось поругаться с французиком. Я оборотился к генералу и вдруг совершенно громко и отчетливо, и, кажется, перебив его, заметил, что нынешним летом русским почти совсем нельзя обедать в отелях за табльдотами. Генерал устремил на меня удивленный взгляд.

Если вы человек себя уважающий, - пустился я далее, - то непременно напроситесь на ругательства и должны выносить чрезвычайные щелчки. В Париже и на Рейне, даже в Швейцарии, за табльдотами так много полячишек и им сочувствующих французиков, что нет возможности вымолвить сло"ва, если вы только русский.

Я проговорил это по-французски. Генерал смотрел на меня в недоумении, не зная, рассердиться ли ему или только удивиться, что я так забылся.

1866 год был одним из сложных в жизни Достоевского. Неустроенная личная жизнь, серьезные финансовые проблемы и недавняя гибель двух близких людей - первой жены Марии Исаевой, с которой он прожил семь лет, и брата - сказывались на эмоциональном состоянии Федора Михайловича.

Писатель остро нуждался в деньгах, и, чтобы несколько умерить пыл кредиторов, подписал контракт с известным предпринимателем тех лет, издателем Федором Стелловским. Условия этого документа иначе как кабальными трудно было назвать. В июньском письме к писательнице Анне Корвин-Круковской он писал:

«…в контракте нашем была статья, по которой я ему обещаю для его издания приготовить роман, не менее 12-ти печатных листов, и если не доставлю к 1 ноября 1866-го года (13 ноября по новому стилю - прим.), то волен он, Стелловский, в продолжении девяти лет издавать даром, и как вздумается, всё что я ни напишу безо всякого мне вознаграждения... ... Все такие контракты подписывают, хоть и смеются, так и я подписал».

Понимая последствия своего отчаянного шага, Достоевский летом начинает делать наброски будущего произведения, составлять план «удовлетворительного романчика», как сам он писал своему другу Александру Милюкову.

«Стелловский беспокоит меня до мучения, даже вижу во сне», - признавался он.

1866 год был одним из сложных в жизни Достоевского. Фото: Commons.wikimedia.org

Несмотря на жесткие временные рамки, работа продвигалась медленно. В начале октября Достоевский еще не приступил к роману. Понимая отчаянность ситуации, Милюков настоятельно советовал ему прибегнуть к услугам стенографа, что в несколько раз ускорило бы процесс. Писатель ухватился за эту идею и попросил профессора стенографии Ольхина прислать ему лучшую свою ученицу. Ею стала 20-летняя Анна Сниткина. Благодаря ей, Достоевский смог выполнить обязательства перед Стелловским и сдать рукопись к нужному сроку.

Роман за 26 дней

В Петербурге, в доме на углу Малой Мещанской и Столярного переулка, писатель стал надиктовывать помощнице сюжет, который она старательно стенографировала.

44-летни писатель и его молодая помощница сделали невозможное - подготовили роман за 26 дней. Фото: Commons.wikimedia.org

44-летний писатель и его молодая помощница сделали невозможное - подготовили роман, существовавший только на черновиках, за 26 дней.

Работа в форсмажорных условиях сблизила писателя и Анну. Вскоре между ними произошел откровенный разговор, который позже привела в своих мемуарах Анна Григорьевна. Он предложил ей представить себя на месте героини, которой в любви признался художник, и спросил, что бы она ответила на это.

«Лицо Федора Михайловича выражало такое смущение, такую сердечную муку, что я, наконец, поняла, что это не просто литературный разговор, и что я нанесу страшный удар его самолюбию и гордости, если дам уклончивый ответ. Я взглянула на столь дорогое мне, взволнованное лицо Федора Михай-ловича и сказала: — Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь!», - писала она.

По ее воспоминаниям, чувство, охватившее ее, было похоже на безграничное обожание, безропотное преклонение перед великим талантом другого человека.

«Мечта сделаться спутницей его жизни, разделять его труды, облегчить его жизнь, дать ему счастье — овладела моим воображением, и Федор Михайлович стал моим богом, моим кумиром, и я, кажется, готова была всю жизнь стоять пред ним на коленях».

И она воплотила свою мечту в жизнь, став надежной опорой в жизни писателя. 15 февраля 1867 года в Измайловском Троицком соборе Санкт-Петербурга они обвенчались.

«Аполлинария — больная эгоистка»

Прототипом главной героини романа «Игрок» Полины Александровны стала Аполлинария Суслова, дочь бывшего крепостного, выбившегося в фабриканты.

Молодая девушка была ярой поклонницей творчества Достоевского. По воспоминаниям дочери писателя, однажды Полина отправила ему лиричное письмо с признанием в любви. Писатель был тронут этим обьяснением, между ними завязался роман.

Однако эти отношения были очень непростыми: Аполлинария хотела быть единственной женщиной в его жизни и настаивала, чтобы он расстался со «своей чахоточной женой».

Считается прототипом ряда ключевых женских образов в романах Достоевского. Фото: Commons.wikimedia.org

«Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям», - как-то писал о ней Федор Михайлович.

После смерти жены в 1864 году он все-таки предложил Полине выйти за него, но она ответила отказом.

Характер непростых отношений с Сусловой он выплеснул на страницы «Игрока», передав мучительность связи Алексея Ивановича и Полины Александровны.

Проклятие азарта

События, описанные в романе, были прочувствованы Достоевским. Ему была знакома страсть азарта, которая полностью владела человеком, заставляя даже совершать неблаговидные поступки.

В 1863 году Достоевский проиграл не только свои деньги, но и средства возлюбленной Аполлинарии Сусловой. Фото: Public Domain

Так, отдыхая в 1863 году в Баден-Бадене, Достоевский проиграл не только свои деньги, но и средства возлюбленной Аполлинарии Сусловой. Годы спустя, путешествуя по Швейцарии со своей второй женой Анной, Достоевский вновь поддался искушению. Выиграв в Бадене в рулетку 4 тысячи франков, он поверил, что возможен шальной выигрыш, который избавит его многих проблем.

В итоге он проиграл все, что мог, даже ювелирные украшения молодой жены.

Анна старалась помогать супругу бороться с этой пагубной страстью, и в 1871 году он навсегда бросил азартные игры.

«Надо мною великое дело свершилось. Исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти десять лет. Я всё мечтал выиграть: мечтал серьёзно, страстно… Теперь всё закончено! Всю жизнь вспоминать это буду и каждый раз тебя, ангела моего, благословлять», - писал Достоевский.

Экранизация

Роман «Игрок» экранизировался много раз. В 1938 году на экранах Германии и Франции появились фильмы режиссера Герхарда Ламперта и Луи Дакена. В 1947 году свое видение представил аргентинец Леон Климовски, а в 1948 году в США снял картину Роберт Сиодмак.

В СССР первый раз картину на этот сюжет снял в 1966 году режиссер Юрий Богатыренко. В 1972 году экранизацию представил Алексей Баталов. Одним из последних фильмов стал «Игрок» немецкого режиссера Себастиана Биньека, представившего картину на суд европейских зрителей в 2007 году.

Роман "Игрок" Достоевского впервые был опубликован в 1866 году. Написание этого произведения стало важным событием и в творческой биографии, и в личной жизни писателя. До издания "Игрока" Достоевского преследовали неудачи, но после в его жизни наконец-то появилась стабильность.

Краткое содержание романа "Игрок" Достоевского

Главный герой - 25-летний учитель. С родственниками генерала Загорянского он уезжает на немецкий курорт Рулетенбург. Почтенное семейство с нетерпением ждет смерти богатой родственницы. Зовут ее Антонина Васильевна, но персонажи называются ее просто, по-домашнему - бабушкой.

Алексей Иванович - главный герой книги «Игрок» Достоевского - влюблен в падчерицу генерала Полину. Между ним и девушкой сложились довольно сложные отношения. Алексей Иванович принадлежит дворянскому роду, но у него нет средств. Зависимое положение угнетает молодого человека. Полина обходится с ним высокомерно, бесцеремонно. Главный герой уверен, что деньги обладают невероятной силой, и стоит ему разбогатеть, как генеральская падчерица посмотрит на него другими глазами.

Внезапно появляется бабушка. Вопреки упованиям родственников чувствует она себя прекрасно. Более того, спустя несколько дней по прибытии в Рулетенбург Антонина Васильевна на глазах у алчного семейства отправляется в злачное место и проигрывает большую часть своего состояния.

Алексей Иванович уверен, что Полина неравнодушна к Де-Грие. Однако француз теряет к девушке интерес после того, как бабушка проигрывает состояние, ведь теперь она почти бесприданница. Но Де-Грие вернул генералу закладные на 50 тысяч франков - деньги Полины. Девушку это оскорбило и она, уверенная в преданности Алексея Ивановича, требует от него найти эту сумму только лишь для того, чтобы бросить деньги в лицо меркантильном французу.

Учитель, конечно же, выполняет ее требования, но как только он оказывается у рулетки, любовь отходит на второй план. Алексей Иванович выигрывает деньги и приносит их Полине. Но с тех пор он заболел рулеткой... Более года Алексей Иванович "скитается" по игорным заведениям Германии. И только позже узнает, что Полина всегда любила только его. Таково краткое содержание "Игрока" Достоевского.

Полина Суслова

Эта женщина - прототип главной героини романа "Игрок" Федора Достоевского. Литературоведы, изучающие творчество писателя, полагают, что образ Настасьи Филипповны тоже создан под впечатлением от непростых отношений с Полиной Сусловой. Отец девушки, которую любил Достоевский, изначально был крепостным крестьянином графа Шереметьева, а затем выбился в фабриканты. Дочерям Прокофий Суслов дал неплохое образование: сестра Полины стала первой женщиной-врачом в России.

О Достоевском девушка впервые услышала в 1861 году. К тому времени он уже был маститым писателем, а его лекции имели огромный успех у молодежи. Достоевскому было сорок, когда они познакомились, Полине - двадцать один. Вскоре у Достоевского завязался Роман с Сусловой. Первая жена писателя тогда уже сильно болела. Полина требовала развестись с "чахоточной". Их отношения можно было охарактеризовать как "любовь-ненависть". Овдовев, Достоевский сделал Сусловой предложение, которое она отвергла.

Игромания

После того как Достоевскому удалось чудом избежать казни, он вернулся в Петербург. В начале шестидесятых он активно печатался в журнале, который принадлежал старшему брату. Дела шли хорошо. Достоевский отправился в путешествие по Европе. Писатель всегда был азартен, но, увидев рулетку в одном из немецких городов, потерял голову. Он заразился нелепой идеей, которая посещает каждого игромана: создать идеальную систему, позволяющую всегда выигрывать. Однако подобных схем не существует. Достоевский понял это слишком поздно.

Из истории создания романа

Однажды, проигравшись в пух и прах, писатель оказался на грани нищеты. Дабы поправить материальное положение, Достоевский заключил неудачный договор с новым издателем. За короткий срок ему предстояло написать роман. Это ему удалось, но исключительно благодаря девушке-стенографистке, которая впоследствии стала его женой.

Анна Сниткина

В 1866 году Достоевский открыл для себя способ, который в несколько раз ускорил творческий процесс. Один из друзей писателя посоветовал ему воспользоваться услугами стенографистки. Тот согласился не сразу - такой метод работы для него был тогда еще непривычен. Все же он пригласил 20-летнюю Анну Сниткину, выпускницу стенографических курсов. И не пожалел. Роман "Идиот" Достоевский написал в кратчайшие сроки. Последующие произведения он создавал таким же образом: произносил монологи и диалоги героев, а Анна стенографировала. Используя этот метод, он написал романы "Преступление и наказание", "Бесы", "Идиот", "Подросток".

Достоевский женился на Анне Сниткиной. Спустя несколько лет они отправились за границу, где писатель снова заболел игровой горячкой. В тот раз он потерял все деньги. Более того, проиграл дорогой костюм и несколько платьев жены. После этого случая он пообещал Анне завязать с рулеткой. Свое обещание писатель сдержал.

Анна Сниткина не только стенографировала. Она взяла на себя решение всех вопросов с издателями. Благодаря второй жене писатель избавился от долгов, в его жизни появились стабильность и благополучие.

Речь у нас пойдёт вовсе не об известном романе Фёдора Михайловича Достоевского "Игрок", а о самом великом писателе, который был подвержен чувству азарта ничуть не меньше, чем главный герой его бессмертного произведения Алексей Иванович.

Что такое азарт? Это сильное нервное возбуждение, причиной которого является страстное увлечение чем-либо. Азарт присущ практически всем видам человеческой деятельности. Даже дворник может впасть в состояние неконтролируемого задора, махая метлой. Но чтобы такое случилось, он должен любить свою профессию. А вот русский писатель Эдуард Севрус назвал азарт "похотью успеха". Очень верно по существу, так как человек довольно часто становится его рабом.

Скажем, если кто-то увлекается рыбалкой, охотой или альпинизмом, то азарт в этом случае выглядит вполне безобидно. Ну а если предметом страсти выступает игра в рулетку? Тут уже стоит задуматься. А чтобы понять всю пагубность подобного влечения, необходимо иметь перед глазами живой пример. Вот как раз игрок Достоевский и является таким примером. Он тем более нагляден, что данная личность в глазах людей имеет огромное психологическое и воспитательное значение. Ведь Федор Михайлович - это великий русский писатель, которого знают и любят не только в России, но и во всём мире.

Но если такая "глыба" не выдержала всей тяжести человеческих страстей, то что уж говорить про других смертных, которым Бог не дал великого дара писать бессмертные произведения. Однако перейдём к делу и рассмотрим неприглядные стороны жизни знаменитого прозаика. Может быть, кому-то они послужат уроком и заставят задуматься.

С миром азарта и игры Фёдор Михайлович познакомился заочно, отбывая ссылку в Семипалатинске. В начале 1859 года ему попалась на глаза статья "Из записок игрока". В ней рассказывалось о тех нравах, которые царили в игорных домах Женевы, Гамбурга и Бадена. Там за минуты люди становились миллионерами, а проигравшиеся миллионеры кончали жизнь самоубийством.

Этот клубок человеческих страстей чрезвычайно заинтересовал писателя. Он стал знакомиться с любой информацией, касающейся игры в рулетку. Поэтому, когда в 1862 году он оказался заграницей, то, приехав в Баден, тут же пошёл в игорный зал. Писатель уже перешагнул 40-летний рубеж (род. 1821), но азарту все возрасты покорны. К тому же он очень коварен, так как даёт новичкам "зелёную улицу".

В первую же игру Достоевский выиграл 10 тысяч франков. Усилием воли он сохранил хладнокровие и покинул игорное заведение. Но когда пришёл в отель, коварный Дьявол начал опутывать нашего героя грешными мыслями. Нечисть устроилась возле писателя и зашептала ему в ухо: "Фортуна благосклонна к тебе. Не упусти свой шанс, иначе будешь жалеть всю оставшуюся жизнь".

Федор Михайлович не выдержал искушения и вернулся в игорный зал, где всего за несколько минут оставил половину выигрыша. Но тут, к счастью, наступило просветление, и писатель второй раз бежал прочь от зелёного стола. Треть из всех денег от отправил в Петербург, а с оставшейся суммой опять пошёл к рулетке. Результат нетрудно предсказать.

Игрок Достоевский через несколько дней телеграфировал брату Михаилу в Санкт-Петербург, прося выслать ему 100 рублей, так как денег не осталось совсем. Он вернулся в Россию потрёпанным, уставшим, но в глубинах подсознания уже засела мечта об огромном выигрыше. Она не оставляла писателя долгие годы.

Федор Михайлович был непрактичным человеком и совсем не умел обращаться с деньгами. Этим прекрасно пользовались разного рода проходимцы и нечистоплотные люди, которые всегда крутятся возле талантливых людей. Финансовую ситуацию усугубила смерть старшего брата Михаила. Он был издателем журнала "Время", затем "Эпоха", но умер в 1864 году. После этого у нашего героя наступила в жизни чёрная полоса.

Свой знаменитый роман "Преступление и наказание" писатель творил, находясь в полном безденежье. От нищеты спасал лишь журнал "Русский вестник", печатавший главы романа по мере их написания. Тут подвернулся хваткий, деловой и циничный издатель Фёдор Стелловский. Сделка с ним принесла Достоевскому 3 тысячи рублей. Но он обязался написать в сжатые сроки новый роман, в противном же случае терял право на издание своих произведений на 9 лет.

Стелловский ничуть не сомневался в успехе, так как сроки были жёсткими и составляли всего 3 недели. Ни один прозаик не смог бы написать серьёзное художественное произведение за такое короткое время. Наш герой тоже не смог бы, но жизнь очень гармонична, а худо никогда не бывает без добра.

Федор Михайлович взял себе стенографистку Анну Сниткину. Именно с её помощью он и осилил серьёзный психологический роман "Игрок". Написан он был за 21 день. И, таким образом, нечистоплотный издатель остался с носом. Очень кстати оказались и деньги за последние главы "Преступления и наказания".

С Анной Сниткиной наш герой сочетался законным браком. Это было самое умное и удачное решение в жизни Достоевского. Он приобрёл не только верную любящую жену, но и практичного расчётливого друга, умеющего считать каждую копейку.

В 1867 году супружеская чета уехала заграницу. Вначале всё шло хорошо, пока молодожёны не оказались в Бадене. В этом городе великий писатель "пропал", а его место занял игрок Достоевский. За несколько дней все добытые тяжким трудом деньги были проиграны в рулетку. Правда, вначале нашему герою везло, и он даже выиграл 4 тысячи франков, но затем спустил всё до копейки. Были заложены драгоценности жены, а полученные деньги опять же проиграны.

В этот раз помогала мать Сниткиной. Она высылала переводы, на которые супружеская пара и существовала. Но часть этих денег опять же уходила на игру. Иногда молодожёнам не на что было оплатить гостиницу и обед. Они существовали в долг, понимая, что в любую минуту их могут выгнать на улицу. Даже беременность жены не вытравила из души великого прозаика пагубную страсть.

В 1868 году родилась девочка, но в возрасте 3-х месяцев умерла. Затем в 1869 году родилась вторая девочка. Она прожила вплоть до 1926 года. Дети поубавили азартный пыл классика. А в 1871 году, когда семейство вернулось в Россию, писатель навсегда завязал с рулеткой.

В дальнейшем, благодаря стараниям жены, наш герой уже никогда не испытывал унизительного состояния нищеты. Игрок Достоевский умер, остался только писатель. Он много и плодотворно работал вплоть до своей кончины в 1881 году.

Валерий Крапивин