Индивидуальная работа учащихся в структуре урока. Можно ли дать другое определение диаметра окружности

Конспект урока математики по теме:«Окружность и круг», 5 класс, (учебник
И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.)
Учитель математики
Ермакова Н Н
МАОУ Стрехнинская СОШ
Тема урока: « Окружность и круг»
Цели урока:
 сформировать представление об окружности и её элементах (центре,
диаметре, радиусе, дуге), о круге, полукруге,
путём исследования
элементов окружности сформулировать её свойства, познакомить с новым
чертёжным инструментом – циркулем
 развивать умение строить окружность с помощью циркуля, расширять
представление учащихся об окружающем мире, развивать внимание,
мышление, память, речь учащихся, творческие способности;
 воспитывать чувство коллективизма, формировать самооценку; заботиться
о здоровьесбережении.
Оборудование:
циркули, линейки, карточки с творческим заданием для
групповой работы, тесты по теме урока.
План урока.
1.Оргмомент.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Постановка учебных задач.
Ход урока.
1. Организационный момент
В 1492 году великий путешественник­ мореплаватель Христофор Колумб
открыл новый материк_ Америку. Я желаю, чтобы каждый из вас открыл для
себя новые знания.
Ведь учиться­ это равносильно плыть против течения_ остановился, а тебя уже
отбросило далеко назад.
Давайте вместе двигаться только вперед к новым знаниям. Сегодня вы
работаете в группах, поэтому помогайте друг другу.
1

2. Актуализация знаний.
Учитель математики
Ермакова Н Н
МАОУ Стрехнинская СОШ
Нет углов у меня
И похож на солнце я
На тарелку и на крышку
Угадайка,милый друг,
А зовусь я просто­(Круг.)
У круга есть одна подруга,
Известна всем ее наружность,
Ходит она по краю круга
И называется­ (окружность).
Приведите примеры из жизни: круг и окружность.
3. Постановка учебных задач.
Кто сможет сформулировать тему урока?
Окружность и круг.
Чему вы хотели бы научиться на уроке?
Какие учебные задачи перед собой бы поставили?
Научиться строить окружность.
А что же нужно знать, чтобы построить окружность?
Расшифруем термины.
8
Р) 16:2=8 Д)36:6=6
А)7*8=56 И)100:2=50
Д)24:4=6 А)28*2=56
И) 25*2=50 М)16*3=48
У)34:2=17 Е) 33*3=99
С)60:3=20 т)13*5=65
Р)88:11=8
д
56
50
м
е
и
а
6
17
20
т
р
4.объяснение нового материала.
Чтобы узнать точное их определение, прочитайте текст на листочках и
подчеркните все знакомые вам понятия и новые. Перескажите их своему
соседу справа. Спросите соседа слева.
Работа с текстом на карточках.
2

Учитель математики
Ермакова Н Н
МАОУ Стрехнинская СОШ
Работа стекстом.
Какие нашли термины? Окружность. Круг. Диаметр. Радиус.
5. Фиминутка.
Постройтесь каждая группа в форме окружности.
Поставьте центр своей окружности.
Дайте определение центра окружности.
Все проговаривают в группе друг другу.
Покажите радиус окружности. Сформулируйте определение. Проговорите
его в группах соседу справа.
Покажите диаметр.
Проговорите определение диаметра соседу слева.
Как из окружности получить круг?
Одна группа забегает в другую.
Несколько человек оставляю вне круга.
Какие точки принадлежат, а какие не принадлежат окружности?
Как чуствует точка (человек) вне круга?
Дайте определение круга.
Проговаривают несколько человек.
Занимайте свои рабочие места.
3

Учитель математики
Ермакова Н Н
МАОУ Стрехнинская СОШ
6. Первичное закрепление полученных знаний.
М
Д С
А Оо В
Х.
К
Р
Если называю термин правильно­ хлопаете.
Ели неправильно­ встаете и глубоко дышите.ОВ­ радиус
ОС­диаметр
АК­ радиус
Точка Х­ принадлежит окружности.
7.Практическая работа­ с циркулем.
Взяли в руки карандаш­ построили окружность. Чем она вас не устраивает?
Неровные бока.
Какой инструмент нужен?
Циркуль.
Кто может назвать ТБ при работе с циркулем.
Не размахивать, передавать иглой к себе. Быть аккуратным­ не баловаться.
Покажите раствор циркуля­ это радиус.
Поставьте т. О­ это центр. Постройте окружность радиусом 2 см. Постройте
окружность R=1см, превратите ее в круг(затушевывают).
Работа с моделью круга.
4

Учитель математики
Ермакова Н Н
МАОУ Стрехнинская СОШ
Взяли круг в руки. Перегнули его пополам­ провели отрезок по сгибу­ как он
называется?­ диаметр.
Сколько диаметров можно провести?­ бесконечно много.
Как найти центр?
Перегнули еще раз.
Полученная точка­ это центр окружности.
Из нее выходят 2 радиуса.
А вообще сколько радиусов можно провести в окружности?
Много.
Подпишите все полученные отрезки.
Посмотрите работу у соседа справа. Помогите или попросите помощи.
8. Закрепление полученных знаний.
Тестирование по изученному материалу.
«Выбери правильный ответ»
1. Окружность – это:
А. Замкнутая кривая линия.
Б. Ломаная линия с центром в точке О.
В. Замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удалён от всех точек окружности.
2. Диаметр ­ это:
А. Прямая, проходящая через центр окружности.
Б. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности.
В. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий через её центр.
3. Все радиусы одной окружности:
А. Являются лучами.
Б. Равны между собой.
В. Имеют разную длину.
4. Радиус окружности – это:
А. Отрезок, соединяющий две точки окружности.
Б. Прямая, проходящая через центр.
В. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности.
5. Найди вокруг себя предметы, в составе которых есть окружность.
Поменялись тетрадями с соседом справа. Провека с обратной стороны доски.
Проверка. Встали, у кого«5»­ 5 верных.
Встали, у кого «4»­4 верных
«3»­3
«2»­2
Выставили себе оценки в дневник.
9. Рефлексия.
На доске приклеены рыбки с вопросами.
Сейчас зима, вы выходите на лед, будьте предельно внимательны на рыбалке,
чтобы не угодить в полынью.
5

Учитель математики
Ермакова Н Н
МАОУ Стрехнинская СОШ
Итак, выходят по представителю от группы и ловят рыбу.
Что такое круг?
Окружность
Радиус.
Ты поймал удачу за хвост­ вся группа получат «5»
Какую цель ставили на уроке?
­ Кто же сможет расшифровать тему сегодняшнего урока?
­ Правильно, окружность.
­ Что такое окружность?
Актуализация опорных знаний.
6

Учитель математики
Ермакова Н Н
МАОУ Стрехнинская СОШ
 Прямая, кривая, ломаная.
 Замкнутая линия.
 Замкнутая кривая и замкнутые ломаные.
2
1
3
 ­ Какой из них лишний?
Почему?
(Данные вопросы задаются с целью найти закономерность,
которая поможет выявить каждую фигуру как лишнюю.
Точки – это деревья. 1) лишний прямоугольник, т.к. в
оставшихся фигурах есть в центре точка­дерево, а у
прямоугольника – нет. 2) лишний треугольник, т.к. на
границе оставшихся «посажено» по три дерева, а на границе
треугольника – одно. 3) лишний овал, т.к. две другие фигуры
– замкнутые ломаные линии, а овал – замкнутая кривая (или
с углом и без углов). А затем строится работа над уяснением
понятия «окружность», отталкиваясь от этого вывода.)
Основной материал урока.
1. Сравните овал и окружность.
2. Каким же свойством должна обладать окружность, не
только быть замкнутой кривой линией?
3. Определение окружности, радиуса окружности, круга,
его радиуса.
4. Практическая работа с целью сравнить радиусы одной
окружности, выяснить связь между радиусом и
диаметром.
7

Лекция: Окружность и круг

Окружность – это замкнутая кривая, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.


В повседневной жизни Вы не раз встречали окружность. Именно её описывает часовая и секундная стрелка, именно форму окружности имеет гимнастический обруч.


А теперь представьте, что Вы нарисовали окружность на листке бумаги и захотели её разукрасить.


Так вот все разукрашенное пространство, ограниченное окружностью – это и есть круг.


И круг, и окружность имеют некоторые параметры:

    Центр – это точка, которая равноудалена от всех точек окружности. Центр круга и окружности обозначается буквой О.

    Радиус – это расстояние от центра до окружности (R).

    Диаметр – это отрезок, проходящий через центр, который соединяет все точки окружности (d). Более того, диаметр равен двум радиусам: d = 2R.

    Хорда – отрезок, который соединяет любые две точки на окружности. Диаметр является частным случаем хорды.

Чтобы найти длину окружности, необходимо воспользоваться формулой:

l =2 πR

Обратите внимание, длина окружности, площадь зависят только от радиуса данной окружности.

Площадь круга можно найти по следующей формуле:

S =πR 2 .

Хотелось бы обратить Ваше внимание на число «Пи». Данное значение было найдено как раз с помощью окружности. Для этого её длину разделили на два радиуса, и таким образом получилось число «Пи».


Если круг разбить на некоторые части двумя радиусами, то такие части будут называться секторами. Каждый сектор имеет свою градусную меру – градусную меру той дуги, на которую опирается.


Чтобы найти длину дуги, необходимо воспользоваться формулой:


1. Используя градусную меру:

2. Используя радианную меру:

Если вершина некоторого угла опирается на центр окружности, а его лучи пересекают окружность, то такой угол называется центральным.


Если некоторые две хорды пересекаются в некоторой точке, то их отрезки пропорциональны:


Урок математики в 5 классе

по теме «Окружность и круг».

  • ©ГБОУ школа-интернат №1
  • Учитель математики: Макарова Н.А.
  • Санкт – Петербург, 2015 год.

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • Обеспечить усвоение понятий окружности, круга и их элементов (радиуса, диаметра, хорды, дуги).
  • Рассмотреть соотношение между диаметром и радиусом окружности.
  • Познакомить с инструментом “циркуль”, научить чертить окружность с помощью циркуля.
  • Учить находить общее и различное между окружностью и кругом; расширить кругозор учащихся.
  • Развивающие:

  • Развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей, воображения, умения анализировать, делать выводы.
  • Формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей.
  • Применение информационных технологий при изучении математики.
  • Воспитательные:

  • Развитие трудолюбия, дисциплинированности, уважения к одноклассникам.
  • Формирование интереса к математике.
  • Оборудование: интерактивная доска, компьютер, чертёжные инструменты.

Циркуль – это чертёжный инструмент. На одном конце у него - игла, на другом - карандаш.

С циркулем нужно работать осторожно!!!

1. Отметьте в тетради точку и назовите её буквой О.

2. Возьмите циркуль, раздвиньте «ножки» циркуля на расстояние 3 см.

3. Поставьте иголку циркуля в точку О, а другой «ножкой» циркуля проведите замкнутую линию.

Окружность – это замкнутая линия, состоящая из точек, которые одинаково удалены от центра.

Точка О –называется центром окружности

Отметим на окружности две точки А и М.

Отрезки ОА и ОМ – называются радиусами окружности.

Радиус окружности – это отрезок, который соединяет центр окружности и точку на окружности.

Соединим точки О и М, О и А.

Радиус обозначается

латинской буквой r.

Постройте в тетради две окружности с радиусом 2 см. Закрасьте внутреннюю область одной окружности.

ОКРУЖНОСТЬ – геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на одинаковом расстоянии центра окружности.

КРУГ – геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, находящихся внутри окружности (включая саму окружность).

Окружность

Какие предметы имеют форму круга, а какие имеют форму окружности?

Продлите отрезок АО до пересечения с окружностью.

Обозначьте точку пересечения буквой К.

Отрезок АК – называется диаметром окружности.

Диаметр окружности – это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр.

Диаметр обозначается латинской буквой d.

Соедините точки

М и К, А и М.

Отрезки МК и АМ называются хордами окружности.

Хорда – это отрезок, соединяющий две точки на окружности.

Назовите все радиусы, диаметры и хорды окружности.

Нарисуйте окружность с центром в точке О.

Отметьте на окружности две точки А и В.

Точки А и В разделили окружность на две части, которые называются дугами окружности.

Дуга окружности – это часть окружности

между точками А и В.

Назовите все дуги на окружности:

Назовите точки,

лежащие на окружности.

Назовите точки,

не лежащие на окружности.

Назовите точки,

лежащие на круге.

Вариант 1

А1. Как называется отрезок АВ на чертеже №1?

1) диаметр окружности

2) радиус окружности

3) хорда окружности

А2. Выберите верное продолжение высказывания:

Радиус окружности – это отрезок, который…

А3. Может ли окружность имеет два диаметра разной длины?

2) не может

3) затрудняют ответить

Вариант 2

А1. Как называется отрезок АВ на чертеже №2?

1) хорда окружности

2) диаметр окружности

3) радиус окружности

А2. Выберите верное предложение высказывания:

Диаметр окружности – это отрезок, который…

1) соединяет две любые точки окружности

2) соединяет центр окружности с любой точкой окружности

3) соединяет две точки окружности и проходит через центр окружности

А3. Может ли окружность иметь два радиуса разной длины?

2) не может

3) затрудняюсь ответить

Окружность можно построить с помощью циркуля (рис. 1). Ножку с иголкой устанавливают в точку, а ножка с грифелем опишет замкнутую линию, которую называют окружностью.

Рис. 1. Циркуль

Окружность - это множество точек, равноудаленных от заданной точки (точки О), которую называют центром окружности. Окружность разделит плоскость на 2 части. Ту часть плоскости, которая лежит внутри окружности вместе с самой окружностью, называют кругом. Точка О является как центром окружности, так и центром круга (рис. 2).

Рис. 2. Окружность и круг

Точки могут лежать на окружности, т. е. принадлежать окружности. Точки А и В принадлежат окружности с центром в точке О (Рис. 3); точки О, Е и D не принадлежат окружности с центром в точке О; точки О, Е, А, В принадлежат кругу с центром в точке О, а точка D не принадлежит этому кругу.

Рис. 3. Окружность и круг с центром в точке О

Точки А и В делят окружность на две части (рис. 4), каждую из которых называют дугой окружности; точки А и В - концами дуг.

Рис. 4. Окружность

Дуга окружности - это часть окружности, ограниченная двумя точками. Пример. На окружности с центром в точке О отмечены точки А, В и С. Назовите дуги, на которые эти дуги делят окружность. Дуги с концами в точках А и В: дуга АВ, дуга АСВ. Дуги с концами в точках В и С: дуга ВС, дуга ВАС. Дуги с концами в точках А и С: дуга АС, дуга АВС. Отрезки ОА, ОВ соединяют центр окружности с точками, лежащими на окружности. Их называют радиусами (рис. 5).

Рис. 5. Радиусы окружности

Радиус - это расстояние от центра окружности до любой точки окружности. Радиусы одной окружности равны. Обозначают радиусы R или r. Отрезок, соединяющий две точки окружности, называют хордой. Хорду, проходящую через центр окружности, называют диаметром. Обозначают: d или D. Свойства диаметра: 1. диаметр - самая большая хорда. 2. d = 2R. Диаметр делит круг на два полукруга, а окружность - на две полуокружности

Постройте окружность с центром в точке О и радиусом 4 см. Постройте прямую а так, чтобы она пересекла окружность в двух точках А и В (рис. 6). На каком расстоянии от центра окружности находятся точки А и В?

Рис. 6. Окружность с центром в точке О и радиусом 4 см

Так как расстояние между двумя точками - это длина отрезка с концами в этих точках, то нам необходимо найти длины отрезков ОА и ОВ. По определению отрезки ОА и ОВ - радиусы одной и той же окружности. Тогда ОА = ОВ = R= 4 см. Значит, на расстоянии 4 см находятся точки А и В от центра окружности.

Постройте отрезок АВ, равный 4 см. Постройте первую окружность с центром в точке А радиусом 3 см, и другую окружность с центром в точке В радиусом 2 см. Назовите точки пересечения окружностей точками Е и С (рис. 7). Чему равны длины отрезков АЕ, АС, ЕВ и ВС?

Рис. 7. Отрезок АВ

По определению, отрезок АЕ, АС - это радиусы первой окружности. АЕ = АС = = 3 см. Отрезки ЕВ, СВ по определению - радиусы второй окружности. ЕВ = ВС = = 2 см.

Начертите отрезок СМ, равный 5 см. Постройте точку, удаленную от концов отрезка на 3 см. Сколько таких точек можно построить? Таких точек можно построить 2. Они будут лежать на пересечении двух окружностей с центром в точке С и с центром в точке М радиусом 3 см (рис. 8).

Подготовила: ИльясоваЗ.С.

учитель математики


Девиз урока:

Три пути ведут к знанию:

Путь размышления – это путь самый благородный;

Путь опыта – это путь самый горький .

Три пути ведут к знанию:

Путь подражания – это путь самый легкий;

.

(китайский философ и мудрец Конфуций


Какие из нарисованных фигур

можно назвать линиями?


Проведем опыты.

1 . Берём стакан, опускаем горлышком в тарелку с окрашен-ной водой и ставим отпечаток на бумагу. Сделаем так несколько раз. Обратите внимание, какой след оставляет стакан.

Берём круглый предмет, в нашем случае тарелка из детской посуды прикладывает

к листу бумаги, обводим маркером тарелку.

СРАВНИМ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Цели урока:

  • Сформировать понятия окружности, круга, радиуса, диаметра.
  • Установить соотношение между радиусом и диаметром.
  • Научиться находить радиус, если известен диаметр и наоборот.
  • Познакомиться с инструментом “циркуль”, научиться чертить окружность с помощью циркуля.

Продолжение опыта

  • Свернем круг пополам.
  • Образовавшаяся линия будет диаметром круга .
  • Диаметр делит круг пополам.
  • Если согнуть круг еще раз пополам, то получатся четыре равные части
  • Внимание! Линии сгиба, пересеклись в одной точке, которая называется центром круга
  • Линия, соединяющая центр с краем круга называется радиусом .
  • Длины диаметров равны. А что вы можете сказать о длинах радиусов?
  • Посмотрите внимательно на окружности, которые получились в результате опытов.
  • Они имеют разные размеры.
  • - Как начертить окружность определенного размера?


ТБ при работе с инструментом

Циркуль – это чертежный инстру-мент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”.


Построение окружности

1. Отметьте в тетради точку и назовите её буквой О.

2 . Возьмите циркуль, разведите «ножки» циркуля на некоторое расстояние.

3. Поставьте острие циркуля в точку О и проведите окружность.


т. О – центр окружности

ОR- радиус

АR- диаметр

радиус

диаметр


r - радиус

d – диаметр

Перечислите все радиусы и диаметры


Соедините точки

М и К, А и М.

Отрезки МК и АМ называются хордами окружности.

Можно ли дать другое определение диаметра окружности?

Определение:

Хорда – это отрезок, соединяющий две точки на окружности.


Основные понятия

Окружность – замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от данной точки.

Эта точка называется центром окружности . Круг – это часть плоскости, которая лежит внутри окружности (вместе с самой окружностью). Радиус – отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности.

Все радиусы окружности равны друг другу.

Диаметр – отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр окружности. Хорда – отрезок, соединяющий две точки окружности

Три пути ведут к знанию:

Путь размышления – это путь самый благородный;

Путь подражания – это путь самый легкий;

Путь опыта – это путь самый горький .

(китайский философ и мудрец Конфуций


Представьте, что

вы в далеком

прошлом и циркуль

и еще не изобрели,

как бы вы построили

окружность?









РЕФЛЕКСИЯ

  • Опиши свои впечатления о сегодняшнем уроке:
  • Спасибо за…
  • Я узнал…
  • Хорошо, что…
  • Мне понравилось…
  • Меня удивило…