Развитие речи тема осень подготовительная группа. Конспект осенние мотивы. Конспект НОД по развитию речи

Конспект занятия «Осенние мотивы» (старший дошкольный возраст)

Проблема: «Художественное своеобразие осени как времени года и литературные фантазии детей».

Игровая мотивация: помочь детям жаркой Индии понять особенности российской осени.

Цель : развитие творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

    развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности и дизайна;

    побуждать детей к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, заклички потешки, считалки и т.д.);

    продолжать формировать способность соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода осени, дополняя его соответствующим деталями, элементами, ассоциациями;

    побуждать детей к передаче в создаваемых образах душевного настроения и особенностей, свойственных тому или иному возрасту человека;

    развивать художественный вкус;

Ход занятия

1. «Почтальон» передает телеграмму из детского сада в Индии. Дети читают текст:

«Мы получили в подарок книгу "Русское народное творчество". Нам очень понравились сказки, потешки, загадки, считалки. Наша осень не похожа на вашу. Помогите нам понять, какая у вас осень»

2. Воспитатель предлагает детям найти на карте Индию и Россию и сравнить климат этих двух стран.

Диалоговая беседа

Воспитатель: А какая погода характерна для Индии? Дети: В Индии очень тепло, зима не похожа на нашу, зимой идут дожди не преставая.

    Бывает ли в Индии такая осень, как у нас?

    Происходят ли такие же изменения с растениями, как у нас? Почему?

    А что у нас происходит осенью с растениями?

- Давайте вспомним, какая осень была в этом году: сентябрь - солнечно, тепло, урожай яблок, орехов, рябины, грибов;

октябрь - золотая осень, «лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный...», листопад; ноябрь - птицы улетают на юг, холод, дожди, день короче - ночь длиннее, первые заморозки и выпадение снега - предзимье.

3. Постановка проблемы: «Как познакомить детей жаркой Индии с нашей осенью?»

Обсуждение проблемы. Дети предлагают придумать сказки, рассказы, стихи, потешки, нарисовать приметы осени.

Воспитатель обращает внимание детей на необходимость отражения в рисунках характерных особенностей каждого периода осени (начало, середина, конец), подводя детей к созданию определенного образа, предлагает создать коллажи (в большом количестве рисунков нет необходимости, так как образ осени не будет понятен тому, кому их посылают).

- Как мы передадим образ осени? Можно создать портреты коллажи каждого периода осени.

    Дети делятся на группы, договариваются, кто какой период будет изображать. К ним подключаются воспитатель, педагоги по ИЗО и дизайну.

    Работа в подгруппах: обсуждение этапов работы и продуктивная изодеятельность и дизайн. Выполнение работ сопровождается музыкальной композицией из альбома П.И. Чайковского«Времена года».

    Презентация коллажа. Один из участников каждой подгруппы представляет свой коллаж (название, акцентированиеособенностей). Детские высказывания записываются на диктофон.

7. Воспитатель: Дополнить портреты осени нам поможет волшебный ларец. В нем лежат фанты. К каждому фанту дается определенное задание.

(Дети достают фанты-листики: лист липы - загадки, лист клена - стихи, лист дуба - заклички, лист рябины - счи талки.)

Воспитатель обращает внимание детей на листочки, цвета которых характеризуют изображаемые периоды: зеленый - начало осени, желтый - середину, светло-коричневый - конец.

В качестве разминки детям дается начало четверостишия и предлагается досочинить его конец.

Дети сочиняют стихи, загадки, заклички, считалки (в зависимости от вытянутого фанта), педагоги записывают их на листиках и крепят на коллажах. (Работа по словотворчеству ведется одновременно в 3 подгруппах.)

Воспитатель: Вот и готовы наши коллажи. В них вы показали, какова наша русская осень. А как вы думаете, чем можно дополнить созданные вами образы?

    Песня о России (по выбору детей). Исполнение песни записывается на диктофон.

    Постановка новой проблемы

Воспитатель: Наша посылка готова к отправлению. А как вы думаете, какое еще время года может заинтересовать детей из Индии? Почему?

Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: помочь детям Индии понять особенности русской зимы и русского зимнего фольклора.

Затем они вместе с воспитателем определяют пути реализации поставленной проблемы:

    зимние коллажи;

    сочинение зимней сказки;

    постановка спектакля и запись его на видеопленку.

Словотворчество детей по проекту «Осенние мотивы»

Вид

«Сентябринка»

«Октябрина»

«Ноябринушка»

Нам щедрая осень

Ты лети, лети, листок,

Ходят утки по болоту,

Приносит дары.

Через запад на восток.

Собираются к отлету,

Дают урожаи поля и сады.

Ковром землю застели,

Потому что по утру -

(Света С.)

Птиц в дорогу проводи.

Льдинки плавают в 1 1руду.

В саду яблоки созрели

(Дима Н.)

(Марина Ж.)

И большие груши.

Золотые, золотые

Чтобы осень не размокла,

Собери весь урожай

Листья под ногами.

Не раскисла от воды,

И с друзьями скушай.

Соберем букет последний

Превратились лужи в стекла,

(Женя С.)

И подарим маме!

Стали снежными сады.

Рано утром в лес пойдем

(Настя Б.)

(Аня С.)

б

И грибов мы наберем.

Ночь.Уснули улицы.

В ноябре, в ноябре

Принесем к себе домой,

Лишь не спится туче.

Лес готовится к зиме.

Праздник сделаем большой.

Тише, туча, тише!

Белка шубку поменяла,

(Алеша С.)

Громкие дождинки

Будет спать в своем дупле.

Не роняй на крышу.

(Настя Г.)

(Маша Г.)

Дождик превратился в снег,

Скользко на дорожке.

Я сегодня обуваю

Новые сапожки.

(Аня С.)

Капуста

Листопад

Журавли

На одной ножке стоит

Льется дождик золотой, но

Кто нарисовал острый угол

матрешка, в зеленых

не мочит нас с тобой.

в небе.

одежках.

(Дима А.)

(Андрей Б.)

(Настя Л.)

Листок

Заяц

Яблоко

Летит, но не птица.

Летом бегал серенький -

к

Растет на дереве сочное,

(Алеша Л.)

осень поздняя пришла -

круглое, кислое.

стал беленький.

(Антон А.)

(Марина Ж.)

Грибок

Поздняя осень

На одной ножке стоит маль-

Старушка несмелая темным

чишка.

покрывалом всю землю одела.

Шляпкой прикрывается,

(Сережа А.)

прохожим улыбается.

(Вася 3.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два - осень пришла.

Пойдем яблоки срывать.

Будем листья собирать.

Три четыре - дожди

X

Соберем и груши.

Клена лист, дубовый лист...

дороги размыли.

На, Ванюша, кушай.

Кто не знает, берегись!

Пять, шесть - птицам

S

(Лена К.)

(Дима А.)

нечего есть.

б

Семь, восемь - улетать их

просим.

(Лида Г.)

Сентябринка, ты ребяток

Октябрина - яркий цвет,

Ты сударушка,

S а

пригласи, соком фруктов

Подари нам осенний букет!

Ноябринушка, не грусти,

т я

угости!

(Настя Л.)

Зиму вместе с нами жди!

(Настя Л.)

Елки, сосны, зеленейте,

(Алеша 3.)

Травки, вяньте, засыхайте!

(Маша Я.)

Конспект занятия

«Невероятные приключения на необитаемом острове»

(старший дошкольный возраст)

Проблема: «Как выжить на необитаемом острове».

Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров».

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Задачи:

1) развивать поисковую деятельность детей:

    способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

    умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

    способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;

    развивать у детей способность к созданию определенного продукта;

    совершенствовать уровень накопленных практических навыков:

    экспериментирования с объектами живой и неживой природы;

    создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;

    активизировать речь;

    совершенствовать стиль партнерских отношений.

Ход занятия

1. Бывалый моряк приносит бутылку со странным письмом и просит детей помочь ее прочитать. Дети расшифровывают записку с рисунком: цветик-семицветик с оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой и человечком, а от него - стрелка к человечку, просящему помощи.

Примерный текст записки: «Нашел цветик-семицветик, загадывал разные желания и не заметил, как с последним лепестком загадал желание - оказаться на необитаемом острове. Больше лепестков не осталось. Спасите!!!»

Моряк: Я, кажется, знаю, где этот остров. Немедленно начинаю спасательную операцию. Прощается с детьми.

2. Уточнение проблемы. Постановка задач. (Диалоговаябеседа)

Воспитатель: Что такое остров?

Дети: Это суша, со всех сторон окруженная водой.

Воспитатель: Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой?

Дети: На необитаемый. - А как вы думаете, какой климат на этом острове? (Жаркий, т.к. нарисована пальма.)

Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?

Дети! Нужно:

а) найти воду для питья;

б) найти пищу;

в) построить жилье.

3. Определение конечного продукта.

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. (Обсуждают предложенные детьми вари анты. Решают схематически изобразить последовательность действий в виде «Ленты выживания».)

4. Поэтапное решение проблемы.

Обследовать остров, соблюдая осторожность. Перечислить правила безопасного поведения. (Наклеивают в начало ленты картинку острова, фигурку человечка, рисуют полукруглую

стрелку и знаки, предупреждающие об опасности: змея, ядовитый паук и т.п.)

Поискать предметы, выброшенные на берег штормом,

которые могут пригодиться в дальнейшем. (Отбирают из пред ложенных предметов; наклеивают картинку с изображением побережья и далее - бутылки, банки и т.п.) "

Изготовить примитивные орудия труда. Дети выбирают острые ракушки, камни, крышки от консервных банок, пробуют заточить палку камешком, (на «Ленту выживания» накле ивают рисунки лука, ножа, молотка и т.п.)

Придумать и зарисовать разные типы жилья. (Придумывают и зарисовывают виды жилья: шалаш, палатку, дом из прибрежных камней, землянку и т.п.)

Изготовить посуду для пищи. (Изготавливают из найден ных на побережье пластиковых бутылок, плетения из прути ков, половинок кокоса, листьев и т.д. На «Ленту выживания» наклеивают картинку с посудой.)

Обсудить проблему поиска воды. (Морская вода не пригод на для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. «Можно ли такую воду сразу пить?» - «Нет. Она грязная». Проделывают опыт по фильтрации воды и талого снега. Де лают вывод, что и процеженную воду нужно обязательно прокипятить. Придумывают условное обозначение для данных операций. Приклеивают схему опытов.)

Найти пищу - поиск знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, апельсины, орехи и т.п., ловля рыбы (руками, рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.

Игра «Угадай по запаху» - определить пригодность для чая. (Вырезают и наклеивают картинки фруктов, рыбы, мидий.)

Добыть огонь. Приготовить пищу. Можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в воде на костре или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.

Предположения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички - просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением, высечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра. (Наклеивают рисунок костра на ленту.)

Свободный кружок на «Ленте выживания». Детям предлагается заполнить его по своему усмотрению. (Кто-то предлага ет отметить его как кружок отдыха; кто-то - как кружок исследований, купания на пляже, а кто-то решает построить плот или лодку, чтобы отправиться на другой остров или материк.)

    Презентация «Ленты выживания». Танец «Робинзон»

    Постановка новой проблемы

Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: создать энциклопедию «Азбука выживания», видеофильм, спектакль и книгу рассказов «Необыкновенные приключения на необитаемом острове».

Распределение деятельности по этапам проекта «Приключения на необитаемом острове»

Этапы

Деятельность воспитателя и педагогов

Деятельность детей

1

2

3

I

1 . Формулирует проблему. Цель: помочь маленькому Робинзону выжить на необитаемом острове, пока не прибудут спасатели.

При постановке цели определяет продукт: «Азбука выживания», «Лента выживания».

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию: «Отрываем лепесток цветика-семицветика и загадываем желание: оказаться на необитаемом острове».

3. Формулирует задачи. - Без чего человек не может жить? (Вода, еда и жилище.)

1 . Входят в проблему.

2. Вживаются в игровую ситуацию.

3. Принимают задачи.

4. Уточняют задачи проекта.

II

1. Подводит к решению задач.

2. Воспитатель и педагоги помогают детям спланировать деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования, мозгового штурма; воплотить найденное решение в продуктивной деятельности, схематически отобразить на «Ленте выживания»).

3. Педагоги решают задачу организации деятельности.

1. Планируют деятельность. 2. Объединяются в рабочие группы.

3. Распределяют амплуа.

III

1 .Педагоги организуют работу над проектом поэтапно: поиск решений, экспериментирование, продуктивная деятельность, схематическое изображение этапа на «Ленте выживания», используя при этом картинки по выбору, дополняя своими рисунками).

2. Оказывают практическую помощь (при необходимости).

1. Ищут решение задачи.

2. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности. 3. Совместно составляют схему этапа. По ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения (в случае надобности), делают вывод о завершении работы над «Лентой выживания».

IV

1. Воспитатель принимает участие в защите проекта «Лента выживания» (помогает по необходимости).

1. Договариваются о защите проекта.

2. Представляют продукт деятельности.

V

1. Выдвигает новую проблему: «Школа выживания для малышей» (решение проблем в экстремальных условиях).

1. Определяют цели нового проекта: - создать энциклопедию «Азбука выживания», книгу рассказов «Необыкновенные приключения на необитаемом острове»; - снять видеофильм, поставить спектакль.


Дата публикации: 19.11.17

Конспект НОД по развитию речи

в подготовительной к школе группе.

Тема: «ОСЕННИЕ МОТИВЫ»

Цель: Помогать детям составлять описательные рассказы по иллюстрациям

- Учить отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений

- Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках

- Развивать связную речь, активизировать словарь: листопад, осень хмурая, грустная, печальная, унылая, дождливая, лиловый, золотой, багряный;

- Развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

- Расширение представления о переносном значении слова золотая (золотая осень).

- Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

- Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы

- Воспитывать чувство любви к родной природе

Материал: письмо от Лесовичка, картина Левитан «Золотая осень», книги, закладки, музыка Чайковского «Октябрь».

Ход занятия.

Дети входят в группу под музыку Чайковского «Октябрь».

Воспитатель : Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви , что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку приходит доброта. У вас радостное настроение?

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо от Лесовичка. Вы присядьте на стульчики, а я вам его прочитаю: «В лесу мокром, золотом Ходит осень под зонтом…«Добрался я до пруда. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду, и тотчас поплывет. Много их прилетит и завтра. И послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать, пруд замерзнет».

Расскажите, что за кораблики плавают по пруду? Почему это произошло?

Воспитатель А еще Лесовичок прислал нам осенние загадки.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

Меня часто зовут, дожидаются,

А приду – от меня укрываются! (Дождь)

Гонит осень в небе тучки,

Пляшут листья во дворе.

Гриб, надетый на колючки,

Я тащу к своей норе.

Кому нужны грибы, приходите ко мне! (Еж)

Воспитатель : Ребята, давайте закроем глаза и представим, чем пахнет осень? (грибами, ягодами, овощами, сыростью).

А осень веселое или грустное время года? Почему? (Природа как бы замирает, засыпает, прощается с яркими красками лета).

Воспитатель : А сейчас я приглашаю вас в небольшую осеннюю галерею. Посмотрите на картину знаменитого художника Левитана «Золотая осень» Дети рассматривают картину. Можно прочитать стих-е к картинке

Осень длинной, тонкой кистью

перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой главный цвет осени? (желтый, золотой).

Как вы думаете, правильно ли об этой картине говорится, что здесь изображено «золотое чудо природы»? Найдите, что здесь золотое?

Воспитатель: Мы видим, как желтые и золотистые цвета создают радостную, светлую картину осени. Посмотрите, как золото берез красиво оттеняет синеву реки и голубизну неба. Лес сверкает как золотой остров. Земля покрыта мягким желто-зеленым ковром. А теперь подумайте и скажите, какой еще бывает осень? (хмурая, грустная, печальная, унылая, дождливая…) повторить с детьми эти слова и показать картинку «Дождливая осень»

«Унылая пора, очей очарованье», - так об этом сказал поэт А.С. Пушкин. А художники рассказали нам о красоте осени кистью и красками.

А сейчас я приглашаю вас в мини библиотеку. Вы дома рассматривали книги и сделали закладки в тех местах, где есть иллюстрации осени. Давайте рассмотрим эти книжки и понравившиеся вам картинки. По схеме: Сначала вы расскажите, как называется книга. Как называется рассказ или стихотворение, к которому нарисована иллюстрация. И почему вам понравилась эта картинка. Опишите эту картинку. Что хотел передать художник? Только не забывайте, что нужно в своем рассказе употреблять красочные выражения, сравнения (3-4 ребенка)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием, составили интересные рассказы по своим картинкам. И в заключении занятия, я хочу прочитать вам еще одно стихотворение об осени замечательного поэта А. Лысикова:

Я люблю тебя, осень , за красу небывалую,

За нарядные листья и тепло запоздалое,

За страду урожайную, паутину летящую,

За грибы и за дождик, за печаль настоящую,

За лазурную просинь, за седые туманы

И за плавно бегущие облаков караваны.

Я люблю тебя, осень , и как Пушкин мечтаю-

Красоту своей области я в стихах воспеваю.


Конспект
Совместной деятельности воспитателя с детьми
по развитию речи.
Открытое мероприятие для родителей.
Концерт «Осенние мотивы».
Воспитатель: Т.И. ЮвгаленкоЦель:
- познакомить родителей с театрализованной деятельностью ребенка в детском саду;
- закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
- формировать у детей чувство радости, участвуя в театрализованной деятельности.
Задачи:
- формирование гармонического строя речи;
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие монологической и диалогической речи;
- обогащение словаря;
- формировать атаку голоса при произнесении слов. Работа над звуками «Р» «Л» «С» «Ш» «Ч» «Щ» и т.д.
- совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями;
- развитие мелкой моторики;
- способствовать эмоциональному сближению детей;
- доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.
- формировать у детей чувство уверенности, выступая перед родителями.
Материалы и оборудование:
- декорации на тему осень;
- атрибуты к сказке «Репка», «Яблоко».
Ход совместной деятельности:
Выходят Леня К. и Настя Ан. Читают стихи.
Ходит осень, бродит осень,
Листья с клена ветер сбросил,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Летит листочек, кружится,
По воздуху летит,
Он всех детей и всех гостей
В театр пригласит.
Владик Ст. читает стихотворение И. Токмаковой «Дуб»
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится
Кто сказал, что дубу,
Страшно простудиться.
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный.
Стихотворение И. Токмаковой «Осинка». Читает Настя А.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру.
Стонет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки.
Надо согреться
Бедной осинке.
Саша С. читает стихотворение И. Мазнина «Осень»
Что ни день – то резче ветерРвет в лесу листву с ветвей…Что ни день – то раньше вечер,А светает все поздней.Медлит солнышко, как будтоПодниматься силы нет…Потому и всходит утро над землейПочти в обед.
Читают диалог П. Тайца «Все здесь» Аня А. и Люба С.
Слова от автора читает воспитатель.
Надя с бабушкой пошли на другое поле. Колосьев на нём видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:- Бабушка, а тут что растёт?- Хлеб, внученька!- Хлеб? А булки где?- И булки здесь, внученька.- А баранки?- И баранки здесь.- А пряники?- И пряники здесь. Всё здесь, внученька.Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники.
Разыгрывают диалог «Кисонька-мурысонька» Владик Ст. и Аня В.
-Кисонька - мурысонька,Ты где была?-На мельнице.-Кисонька- мурысонька,Что там делала?-Муку молола.Кисонька-мурысонька,Что из муки пекла?-Прянички.-Кисонька-мурысонька,С кем прянички ела?-Одна.-Не ешь одна! Не ешь одна!
Показываем сказку «Репка» с куклами «Живой руки» по типу пантомимы. От автора рассказывает сказку Алена В.
Дед – Андрей Зв.
Баба – Настя Ан.
Внучка – Настя Ак.
Жучка – Дима Н.
Кошка – Леня К.
Мышка – Аня Н.
Представляем инсценировку по мотивам сказки В. Сутеева «Яблоко»
Атрибуты: маски, шапочки, заяц, ёж, ворона, медведь.
От автора рассказывает сказку Саша С.
Заяц – Женя Ю.
Ворона – Аня А.
Еж – Владик С.
Медведь – Никита П.
Все дети выходят на сцену и кланяются зрителям.
Хвалю детей за умение голосом и мимикой передавать настроение героев. Родители дружно аплодируют и хвалят детей.

Татьяна Евстафьева
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Осенние мотивы»

Конспект

Конспект интегрированного занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе . тема : «ОСЕННИЕ МОТИВЫ »

Программное содержание : продолжать развивать обобщенные представления о последовательности (цикличности) изменений в природе осенью , признаках осени .

Вызвать восхищение осенней природой , поэзией; активизировать (обогащать) словарь детей, формировать осознанное отношение к красоте и звучности русского языка.

Воспитывать чувство красоты, гармонии и любви к окружающему миру средствами поэзии.

Коррекционный-образовательные цели.

Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе.

Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.

Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка, сложными словами (листопад) .

Расширение представления о переносном значении слова золотая (золотая осень ) .

Развивать воображение , способность формировать иллюстративный образ строки прочитанного стихотворения и образное представление стихотворения в целом, в виде графической картинки.

Ход занятия .

Дети входят в группу . Звучит музыка Чайковского «Октябрь» .

Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку приходит доброта (воспитатель берет в руки зажженную свечу) . Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. У вас радостное настроение?

Вот и хорошо. Давайте мы нашу искорку поставим и она будет освещать нам все занятие .

(Дети рассаживаются на стульчики)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто.

(Листопад)

В какое время года мы наблюдаем это явление природы? (Осенью )

Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени , о том какие у неё есть периоды, послушаем стихи, которые посвящали ей поэты. А кто такие поэты?

Ответы детей.

Каких поэтов вы знаете? (А. Барто, С. Михалков, С. Маршак, А. С. Пушкин, К. Бальмонт, А. Плещеев, Волошин.)

А теперь ответьте на вопрос :

Какой первый месяц осени ? А последний? Второй?

У осени три периода . Какие? (Ранняя, золотая, поздняя) .

Насладимся красотой осеннего леса , прослушав стихотворение поэта И. Бодраченко

Осенний лес .

В тёмный лес дремучий заглянула осень ,

Сколько свежих шишек у зелёных сосен .

Сколько алых ягод у лесной рябинки,

Выросли волнушки прямо на тропинке.

И среди брусники на зелёной кочке,

Вылез гриб-грибочек в красненьком платочке.

Разыгрался ветер на лесной поляне,

Закружил осинку в красном сарафане.

И листок с берёзы золотистой пчёлкой,

Вьётся и летает над колючей ёлкой.

(Авт. И. Бодраченко.)

О каких признаках осени пишет поэт в этом стихотворении? (Выросли волнушки, алые ягоды у лесной рябинки, созрела брусника)

Признаки какой осени вы перечислили ? (Ранней) .

-Отгадайте загадку :

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (Туман)

Физминутка «Туман»

Загадка : Падают с ветки золотые монетки

Землю покрывают, когда это бывает?

О какой поре осени загадка ?

Послушаем стихотворение К. Бальмонта «Осень »

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

А в этом стих-и какие признаки осени вам запомнились ? (Ответы детей) .

Какая пора осени ?

Ой, ребята, посмотрите, сколько здесь листочков. Каждый из вас возьмет 1 листок, вспомнит и назовет его, а затем ласково деревце, с которого он упал.

Молодцы, справились с заданием.

А теперь послушаем стихотворение А. С. Пушкина.

Уж небо осенью дышало ,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Вы внимательно слушали? Скажите,что же происходит в природе поздней осенью ? (Ответы детей) .

Поиграем в игру «Грибники» .

Дети : Мы идем, идем, идем. Мы грибы сейчас найдем.

Под листочком, под травинкой, на пенечке под осинкой.

Вот и гриб не зевай, а быстрей его хватай.

Ребята, а что это за коробочка? Посмотрим, для кого она и что в ней?

Группе «Почемучки» детского сада «Рябинушка» . Значит нам!

Здесь какие то картинки, иллюстрации и задание : «Посмотрите на картинки и определите на какой из них изображена ранняя, золотая и поздняя осень . Расставьте их именно в такой последовательности.

Что вам помогло правильно выполнить задание?-(Приметы ранней, золотой и поздней осени . Преобладание цвета : зеленого, желтого и белого или серебристого).

За то,что вы правильно справились с заданием вам в подарок новая книга поэта…

Я вам прочитаю одно стихотворение, которое называется «.»

Понравилось? А теперь попробуем изобразить наши впечатления от стихотворения.

Еще раз послушайте внимательно стих. Как вы себе представляете первую строчку? Рисуем.

А вторую?.

Молодцы! Кто из вас прочитает стихотворение по схеме-рисунку?

1 или 2 ребенка читают стих.

А сейчас поиграем с листочком в игру : «Если бы не было осени » .

Вос-ль. – По вашим ответам я поняла, что осень вам нравится и без осени никак не обойтись , потому что в природе все взаимосвязано.

А теперь я хочу предложить вам сплести красивую паутинку, пусть она вам будет напоминать о замечательной золотой поре осени .

Давайте полюбуемся на узоры ваших паутинок.

Я люблю тебя, осень , за красу небывалую,

За нарядные листья и тепло запоздалое,

За страду урожайную, паутину летящую,

За грибы и за дождик, за печаль настоящую,

За лазурную просинь, за седые туманы

И за плавно бегущие облаков караваны.

Я люблю тебя, осень , и как Пушкин мечтаю-

Красоту своей области я в стихах воспеваю.

Цель. Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.

Предварительная работа. Накануне педагог обращает внимание детей на небольшую выставку книг на тему осени. Просит запомнить или отметить закладками понравившиеся рисунки.

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей, понравилось ли им рассматривать картинки в книгах.

«Я даже вижу в книгах закладки, – замечает педагог. – Я рада, что вы, будущие школьники, ответственно относитесь к выполнению моих просьб и заданий. А уметь рассматривать рисунки – дело очень нужное и совсем не простое. Итак, чьи закладки в этой книге?»

Воспитатель приглашает к своему столу ребенка, и тот объясняет свой выбор. Если на этой странице не одна закладка, к столу выходит второй ребенок и дополняет ответ товарища.

Педагог заслушивает всех желающих. Отмечает наблюдательность детей. По ходу рассказа ребенка воспитатель следит за его речью, подсказывает нужные слова, помогает правильно построить предложения.

Воспитатель говорит, что многие рисунки, которые понравились детям, ему тоже приглянулись, как, например, иллюстрация из книги «Осенние стихи».

«Я еще обратила внимание на цвета на этом рисунке, – говорит педагог, – розовый куст, ставший наполовину золотистым, сиреневая дымка (просинь) между деревьями, еле заметная желтоватая тропинка около убранного поля, на котором собирают опавшие зерна две осторожные вороны».

Загадки про осень

Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень)

Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад -
Это просто…
(листопад)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно …
(Листопад)

Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский.
(Листопад)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный…
(дождь)

Шел долговяз, в сырую землю увяз.
(дождь)

Крупно, дробно зачастило, И всю землю намочило.
(дождь)

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(дождь)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - …
(Дождь)

В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли… (зонт)

Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (лужи)