Задача из рассказа «Репетитор» Антона Павловича Чехова. Как считать в уме

Игра Эврика! логические задачи - ответы и подсказки к приложению для телефона и планшета (android), iphone и ipad (ios). Решения и пояснения на все уровни игры.

Вопрос: Дворник Петя проходил со своей сестрой мимо дома номер 5. Он сказал, что зайдет навестить своего племянника. Сестра сказала: «Хорошо, поскольку у меня нет племянника, я пойду к себе домой». Кем приходится сестра загадочному племяннику?

Ответ: МАТЬ.

Решение: Сестра была матерью мальчика. Вопрос: Приятельницы пили чай с молоком. Отпив половину чашки чая, Маша долила в чашку молока доверху. Затем Маша отпила третью часть получившегося чая с молоком и долила столько же молока. Затем она отпила шестую часть получившегося чая с молоком, дополнила чашку молоком доверху и выпила все до конца. Чего в итоге Маша выпила больше: молока или чая?

Ответ: ОДИНАКОВО.

Решение: Чая Маша выпила ровно один стакан, потому что изначально была 1 чашка чая и его не доливали. Соответственно, молока затем долили половину стакана, а это 1/2 его часть, затем опять долили молоко, на этот раз уже 1/3 стакана, а последний раз молока добавили уже 1/6 чашки. Получается, что сумма этих частей дает 1/2 + 1/3 + 1/6 = 1 стакан. Вопрос: Если один кубический метр разделить на составляющие его кубические миллиметры и соединить их между собой гранями в одну прямую линию, то какой длины окажется эта линия? Дайте ответ в метрах.

Ответ: 1000000.

Решение: В одном кубическом метре 1000 x 1000 x 1000 кубических миллиметров.
В кубе, в 1 кубическом миллиметре, грань имеет длину также один миллиметр. Получается, что линия будет равняться длине 1 000 * 1 000 * 1 000 * 1 = 1 000 000 000 миллиметров. Значит в метрах это 1 000 000. А в километрах будет 1000. Вопрос: Вам дали это, это и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, но им пользуются все ваши знакомые. Что это?

Ответ: ИМЯ. Вопрос: Четыре супружеские пары отмечали день рождения. За чаепитием Лена съела 3 конфеты, Катя – 2 конфеты, Алина – 4, и Аня – одну конфету. Антон съел столько же, сколько и его жена, Илья – вдвое больше своей жены, Александр – в три раза больше своей жены, и Алексей – в 4 раза больше своей жены. Если все присутствующие съели вместе 32 конфеты, то не могли бы вы сказать, как зовут жену Александра?

Ответ: АНЯ.

Решение: Александр женат на Ане, съел 3 конфеты. Антон женат на Лене, съел 3 конфеты. Илья - на Алине, съел 8 конфет. Алексей - на Кате, съел 8 конфет. Вопрос: В мешке лежит 101 монета. Среди них есть одна фальшивая, которая отличается от других по весу. Находить фальшивую монету не требуется. За какое количество взвешиваний можно определить легче или тяжелее фальшивая монета?

Ответ: 2.

Решение: Сначала необходимо взвесить 50 и 50 монет. Если они будут равны по весу, то нужно взять оставшуюся одну монету и поставить ее в левую кучку (или в правую, тут неважно в какую кучку, ведь в той и другой изначально по 50 монет) вместо одной из имеющихся там. Далее смотрим, если левая кучка тяжелее, следовательно, фальшивая монета тяжелее. Если левая кучка легче, следовательно, фальшивая монета легче.
Если же кучки по 50 и 50 монет не равны, то берем более тяжелую кучку и разбиваем ее на две кучки по 25 монет. Если вес кучек одинаковый, следовательно, фальшивая монета легче. Если вес кучек неодинаковый, следовательно, фальшивая монета тяжелее, чем настоящие монеты. Вопрос: Группа школьников отправилась в велопоход. Первоклассники ехали на трехколесных, а старшеклассники – на двухколесных велосипедах. Сколько старшеклассников отправилось в поход, если известно, что общее количество колес равно 12?

Ответ: 3.

Решение: В задаче указано множественное число участников велопохода (первоклассники и старшеклассники), значит их 2 и больше. Предположим, что всего 2 первоклассника на трехколесном велосипеде, значит общее количество их колес 6, остается еще 6 колес.
Так как старшеклассников тоже либо 2, либо больше. Значит минимальное количество их колес это 4. Соответственно, 6+4 = 10, остается еще 2 колеса, значит с ними ехал еще один старшеклассник на двухколесном велосипеде.
Итак, три старшеклассника ехали на двухколесном велосипеде и 2 первоклассника ехали на трехколесном велосипеде. Вопрос: Группа пенсионеров играла во дворе в лото. В разгар азарта одна фишка отлетела и разбила фару запорожца дворника Петровича. Захарыч сказал: «Это или Никитич, или Львович». Никитич сказал: «Это сделал не я и не Платоныч». Иваныч сказал: «По-моему, один из них говорит правду, а другой – нет». А Платоныч сказал: Иваныч, ты ошибаешься». А жена дворника в тот момент сидела на лавочке и все видела. Она сказала, что только один пенсионер солгал, но, из-под чьей же руки вылетела роковая фишка, не рассказала. Но ведь вы и сами догадаетесь.

Ответ: ЛЬВОВИЧ.

Решение: Про разбитую фару обманул только Иваныч. Так как Захарыч сказал правду о том, что это или Никитич, или Львович. А Никитич сказал правду про себя, что он не разбивал фару, и Платоныч не разбивал. Вопрос: Старые друзья собрались в баре и стали обсуждать подарки, которые каждый из них преподнес своей жене на 8 марта. Один заявил, что его подарок может разогнаться до 100 км/ч за 6 секунд, это "Порше". Второй сказал, что подарил жене "Феррари" - до 100 за 4 секунды. А третий сообщил, что его подарок достигает 100 за 2 секунды, что совершенно не радует его жену. Что подарил третий мужчина?

Ответ: ВЕСЫ. Вопрос: В какой-то момент он остановился около одного предмета и сказал: "Это красная". Мама возразила: "Нет, она черная." "Почему же она белая?" - спросил Вова. "А потому, что зеленая." Что обсуждал Вова с мамой?

Ответ: СМОРОДИНА. Вопрос: Вася выписал на доске все пятизначные числа, у которых каждая цифра либо равна обеим соседним, либо отличается от соседних ровно на единицу - от одного в меньшую, а от другого в большую сторону. Сколько написанных Васей чисел имеют в своей записи цифру "5"?

Ответ: 11.

Решение: 12345 23456 34567 45678 56789 - это пять чисел
обратные: 98765 87654 76543 65432 54321 - это ещё пять чисел
и плюс одно 55555 - итого одиннадцать. Вопрос: Два гениальных математика, не достигшие пенсионного возраста, встретились после долгого перерыва, чтобы прогуляться по аллее. Петя в это время сидел в кустах и подслушал их странный разговор:
- Ну а дети у тебя есть?
- Три сына.
- А сколько им лет?
- Если перемножить, будет как раз твой возраст.
- (Немного подумав). Мне этих данных не достаточно.
- Еще если сложить их возраст, получится сегодняшнее число.
- (Вновь после размышления). Нет. пока не могу вычислить.
- Ну так средний сын любит танцевать.
- А, теперь ясно!
Петя в кустах впал в ступор. А Вы сможете определить возраст каждого из сыновей (запишите возрасты цифрами через пробел без запятых)?

Ответ: 1 5 8.

Решение: Математик знает произведение и сумму трех целых числе и не может их определить. Значит, эти числа такие, что их нельзя однозначно определить, таким образом сумма и произведение двух троек чисел равны. Дальше, путем перебора всех возможных чисел, которые могут быть по условию задачи, например, можно перебрать от 20 до 60 лет, тогда можно понять, что почти во всех этих случаях эти числа раскладываются на произведение из трех сомножителей, которые имеют разные суммы. Получается, что есть только 2 исключения:
36 = 1 * 6 * 6 = 2 * 2 * 9, тогда суммы множителей равны 13,
40 = 2 * 2 * 10 = 1 * 5 * 8, тут суммы множителей равны 14.
Соответственно, подходит лишь последний вариант, в так как последняя подсказка исключает детей одинакового возраст. Вопрос: Маленький гномик оформлял книгу детских сказок. Он уже закончил с рисунками и приступил к проставлению номеров страниц. Для этого ему потребовалось 534 цифры. Он ставил номер на каждой странице, начиная с первой. Сколько же страниц в учебнике?

Ответ: 214.

Решение: Для нумерации с 10 страницы по 99 страницу использовано уже 2 цифры, получается, что 180 цифр ((99 - 10) * 2 цифры в каждом числе + 2 цифры в числе 10). Для нумерации с 100 страницы по 200 страницу будет использовано 303 цифры ((200 - 100) * 3 цифры в каждом числе + 3 цифры в числе 100).
Итого использовано 492 цифры (9 + 180 + 303).
534 цифры потребовались маленькому гномику – 492 цифры, полученные с цифры в итоге = 42 цифр остается. 42 цифры делим на 3 (так как следующее число будет трехзначным, а именно 201) и получаем 14, соответственно, 200 + 14 = 214 страниц было пронумеровано гномиком. Вопрос: Винни-Пух и Пяточек нашли два одинаковых кирпича. Они положили их на гладкую доску: один плашмя, а другой – на ребро. Им очень хотелось узнать, какой кирпич соскользнет первым, если начать наклонять доску.

Ответ: ОБА или ОДИНАКОВО.

Решение: Кирпичи начнут скользит одновременно, оба одновременно. Ведь сразу оба кирпича давят на гладкую доску с одинаковой силой. А это значит, одинаковы и силы трения, которые приходится им преодолевать при скольжении по гладкой доске. Удельные силы трения, приходящиеся на каждый квадратный сантиметр площади соприкосновения кирпичей с доской, разумеется, не равны. Но общие силы трения, действующие на кирпичи, которые равны произведению удельной силы трения на площадь поверхности соприкосновения, получается одинаковые. Вопрос: Белка и Стрелка летели на вертолете из Байконура. Поднявшись в воздух, вертолет пролетел строго на север 500 км, потом повернул на восток и пролетел еще 500 км, далее повернул на юг и пролетел еще 500 км, и, наконец, повернув на запад, пролетел последние 500 км. Где он приземлился (введите номер варианта ответа)?
1) там же, откуда вылетел
2) севернее
3) южнее
4) западнее
5) восточнее

Ответ: 5.

Решение: Восточнее места вылета. Меридианы Земли сближаются к северу, а вертолет летел не по квадрату, а по трапеции. Вопрос: Четыре приятеля решили подарить девушкам цветы. Утром следующего дня никто не смог точно вспомнить, что было вчера до общей попойки и кто кому подарил какие цветы. Совместными усилиями удалось вспомнить, что:
1. Каждой из четырех девушек подарили один букет;
2. У всех девушек были разные цветы;
3. Юрий целый день не видел Катю и Марину;
4. Дима не смог купить букет роз;
5. Андрей не дарил цветов ни Оле, ни Марине;
6. Георгий сначала хотел подарить букет Лене или Кате, но потом передумал;
7. Ни Лена, ни Оля не встречались с Димой;
8. Катя так и не получила свои любимые мимозы;
9. Андрей не покупал цветов на букву "Г";
10. Ни Лене, ни Оле не дарили роз;
11. Юрий не успел купить гладиолусы;
12. Георгий помнил, что видел у своих друзей букеты гвоздик и мимоз;
13. В итоге у Марины не оказалось гвоздик и гладиолусов, которые она ожидала получить;
14. Лена хвасталась подруге, что ей "не подарили этих дешевых мимоз".
Кто и что подарил Кате?

Ответ: АНДРЕЙ РОЗЫ.

Решение: Юрий подарил гвоздики Лене. Андрей подарил розы Кате. Дима подарил мимозы Марине. Георгий подарил гладиолусы Оле. Вопрос: В рассказе А. П. Чехова "Репетитор" гимназист Егор Зиберов не сумел решить арифметическую задачу, а отец репетируемого ученика, отставной губернский секретарь Удодов, пощелкав на счетах, получил правильный ответ. Решите и Вы эту задачу арифметически? Вот она.
Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он и того другого, если синее стоило 5 руб за аршин, а черное - 3 руб.?

Ответ: 75 63.

Решение: Если бы купец приобрел сукно одного типа, например, синее, тогда он заплатит за него 138 * 5 рублей получается 690 рублей. Образовавшаяся разность в 150 рублей получена за счет того, что черное сукно повышено в цене ровно на 2 рубля. Получается, что черного сукна было 150 / 2 = 75 аршин, а синего сукна получается 138 – 75 = 63 аршина.

Эта — логическая игра для любого возраста.

А мы в свою очередь решили Вам помочь с прохождением этой игры.

В игре Вас ждут достижения / награды, которые помогут соревноваться и лидировать среди всех игроков!

Прохождение игры:

  • 61 уровень

Вася выписал на доске все пятизначные числа, у которых каждая цифра либо равна обеим соседним, либо отличается от соседних ровно на единицу — от одного в меньшую, а от другого в большую сторону. Сколько написанных Васей чисел имеют в своей записи цифру «5»?

Ответ: 11

Решение: 12345 23456 34567 45678 56789 — это пять чисел
обратные: 98765 87654 76543 65432 54321 — это ещё пять чисел
и плюс одно 55555 — итого одиннадцать.

  • 62 уровень

Вопрос: Два гениальных математика, не достигшие пенсионного возраста, встретились после долгого перерыва, чтобы прогуляться по аллее. Петя в это время сидел в кустах и подслушал их странный разговор:
— Ну а дети у тебя есть?
— Три сына.
— А сколько им лет?
— Если перемножить, будет как раз твой возраст.
— (Немного подумав). Мне этих данных не достаточно.
— Еще если сложить их возраст, получится сегодняшнее число.
— (Вновь после размышления). Нет. пока не могу вычислить.
— Ну так средний сын любит танцевать.
— А, теперь ясно!
Петя в кустах впал в ступор. А Вы сможете определить возраст каждого из сыновей (запишите возрасты цифрами через пробел без запятых)?

Ответ: 1 5 8

Решение: Математик знает произведение и сумму трех целых числе и не может их определить. Значит, эти числа такие, что их нельзя однозначно определить, таким образом сумма и произведение двух троек чисел равны. Дальше, путем перебора всех возможных чисел, которые могут быть по условию задачи, например, можно перебрать от 20 до 60 лет, тогда можно понять, что почти во всех этих случаях эти числа раскладываются на произведение из трех сомножителей, которые имеют разные суммы. Получается, что есть только 2 исключения:
36 = 1 * 6 * 6 = 2 * 2 * 9, тогда суммы множителей равны 13,
40 = 2 * 2 * 10 = 1 * 5 * 8, тут суммы множителей равны 14.
Соответственно, подходит лишь последний вариант, в так как последняя подсказка исключает детей одинакового возраст.

  • 63 уровень

Вопрос: Маленький гномик оформлял книгу детских сказок. Он уже закончил с рисунками и приступил к проставлению номеров страниц. Для этого ему потребовалось 534 цифры. Он ставил номер на каждой странице, начиная с первой. Сколько же страниц в учебнике?

Ответ: 214

Решение: Для нумерации с 10 страницы по 99 страницу использовано уже 2 цифры, получается, что 180 цифр ((99 — 10) * 2 цифры в каждом числе + 2 цифры в числе 10). Для нумерации с 100 страницы по 200 страницу будет использовано 303 цифры ((200 — 100) * 3 цифры в каждом числе + 3 цифры в числе 100).
Итого использовано 492 цифры (9 + 180 + 303).
534 цифры потребовались маленькому гномику – 492 цифры, полученные с цифры в итоге = 42 цифр остается. 42 цифры делим на 3 (так как следующее число будет трехзначным, а именно 201) и получаем 14, соответственно, 200 + 14 = 214 страниц было пронумеровано гномиком.

  • 64 уровень

Вопрос: Винни-Пух и Пяточек нашли два одинаковых кирпича. Они положили их на гладкую доску: один плашмя, а другой – на ребро. Им очень хотелось узнать, какой кирпич соскользнет первым, если начать наклонять доску.

Ответ: ОБА или ОДИНАКОВО

Решение: Кирпичи начнут скользит одновременно, оба одновременно. Ведь сразу оба кирпича давят на гладкую доску с одинаковой силой. А это значит, одинаковы и силы трения, которые приходится им преодолевать при скольжении по гладкой доске. Удельные силы трения, приходящиеся на каждый квадратный сантиметр площади соприкосновения кирпичей с доской, разумеется, не равны. Но общие силы трения, действующие на кирпичи, которые равны произведению удельной силы трения на площадь поверхности соприкосновения, получается одинаковые.

  • 65 уровень

Вопрос: Белка и Стрелка летели на вертолете из Байконура. Поднявшись в воздух, вертолет пролетел строго на север 500 км, потом повернул на восток и пролетел еще 500 км, далее повернул на юг и пролетел еще 500 км, и, наконец, повернув на запад, пролетел последние 500 км. Где он приземлился (введите номер варианта ответа)?
1) там же, откуда вылетел
2) севернее
3) южнее
4) западнее
5) восточнее

Ответ: 5

Решение: Восточнее места вылета. Меридианы Земли сближаются к северу, а вертолет летел не по квадрату, а по трапеции.

  • 66 уровень

Вопрос: Четыре приятеля решили подарить девушкам цветы. Утром следующего дня никто не смог точно вспомнить, что было вчера до общей попойки и кто кому подарил какие цветы. Совместными усилиями удалось вспомнить, что:
1. Каждой из четырех девушек подарили один букет;
2. У всех девушек были разные цветы;
3. Юрий целый день не видел Катю и Марину;
4. Дима не смог купить букет роз;
5. Андрей не дарил цветов ни Оле, ни Марине;
6. Георгий сначала хотел подарить букет Лене или Кате, но потом передумал;
7. Ни Лена, ни Оля не встречались с Димой;
8. Катя так и не получила свои любимые мимозы;
9. Андрей не покупал цветов на букву «Г»;
10. Ни Лене, ни Оле не дарили роз;
11. Юрий не успел купить гладиолусы;
12. Георгий помнил, что видел у своих друзей букеты гвоздик и мимоз;
13. В итоге у Марины не оказалось гвоздик и гладиолусов, которые она ожидала получить;
14. Лена хвасталась подруге, что ей «не подарили этих дешевых мимоз».
Кто и что подарил Кате?

Ответ: АНДРЕЙ РОЗЫ

Решение: Юрий подарил гвоздики Лене. Андрей подарил розы Кате. Дима подарил мимозы Марине. Георгий подарил гладиолусы Оле.

  • 67 уровень

Вопрос: В рассказе А. П. Чехова «Репетитор» гимназист Егор Зиберов не сумел решить арифметическую задачу, а отец репетируемого ученика, отставной губернский секретарь Удодов, пощелкав на счетах, получил правильный ответ. Решите и Вы эту задачу арифметически? Вот она.
Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он и того другого, если синее стоило 5 руб за аршин, а черное — 3 руб.?

Ответ: 75 63

Решение: Если бы купец приобрел сукно одного типа, например, синее, тогда он заплатит за него 138 * 5 рублей получается 690 рублей. Образовавшаяся разность в 150 рублей получена за счет того, что черное сукно повышено в цене ровно на 2 рубля. Получается, что черного сукна было 150 / 2 = 75 аршин, а синего сукна получается 138 – 75 = 63 аршина.

С использованием литературы, интернет-ресурсов и краеведческого материала составлены задачи по направлениям: в старину решали деды, занимательные задачи, задачи с краеведческим содержанием, задачи из пословиц и поговорок, задачи из литературных произведений

I. В старину решали деды

1. Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который пробегает в 2 минуты 500 саженей, а собака в 5 минут 1300 саженей. Спрашивается, в какое время собака догонит зайца? (Из «Курса чистой математики» Войтяховского, 1811г.)

2. Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своем совершать каждый день по 40 верст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему делать в день по 45 верст. На какой день второй человек догонит первого? (из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого).

3. Роскошно липа расцветала. Под ней червяк завелся малый. Да вверх пополз во всю он мочь – Четыре локтя делал в ночь. Но днем сослепу полз обратно Он на два локтя аккуратно. Трудился наш червяк отважный, И вот итог работы важной, Награда девяти ночей: Он на верхушки липы сей. -Теперь, мой друг, поведай ты, Какой та липа высоты.

4. Некто купил три четверти аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна? (из старинных рукописей)

5. Купец купил 138 аршин черного и синего сукна на 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин он купил того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное – 3 руб. (из рассказа А.П.Чехова «Репетитор»)

6. Некий человек покупал масло. Когда он давал деньги за 8 бочек, то у него осталось 20 алтын. Когда же стал давать за 9 бочек, то не хватило денег полтора рубля с гривною. Сколько денег было у этого человека? (из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого).

7. Один человек купил 112 баранов старых и молодых, заплатив за них 49 рублей и 20 алтын. За старого барана он платил по 15 алтын и по 4 полушки, а за молодого барана по 10 алтын. Сколько каких баранов было куплено? (из старинных рукописей)

8. У проезжего гасконца оценили богатство: модный жилет с поношенным фраком в три алтына без полушки, но фрак в полтретья (2,5) дороже жилета. Спрашивается каждой вещи цена (из «Курса чистой математики» Войтяховского, 1811г.).

II. Занимательные задачи

Задача 1: Выразите в метрах и сантиметрах: а) высоту терема, равную трем косым саженям; б) длину отрезка полотна, равную 15 локтям; в) ширину горницы, равную двум маховым саженям и трем локтям.

Ответ: а) 248 ∙ 3 = 744 (см); б) 15 ∙ 45 = 675 (см); в) 176 ∙ 2 + 3 ∙ 45 = 352+135 = 478 (см).26

Задача 2: Некто купил три четверти аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна? (1алтын равен 3 к)

Решение: Поскольку 3/4 аршина стоят 3 алтына, то 3 аршина стоят 12 алтын и 1 аршин – 4 алтына. Следовательно, 100 аршин стоят 400 алтын, что составляет 1200 к. = 12 р.

Ответ: 12 рублей.

Задача 3: Идет один человек в город и проходит в день по 40 верст, а другой человек идет навстречу ему из другого города и в день проходит 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся?

Решение: За один день путники сближаются на 70 верст. Поскольку расстояние между городами равно 700 верст, то встретятся они через 700:70 = 10 (дней).

Ответ: 10 дней.

Дополнительным к этой задаче вопросом может стать такой: «А сколько километров составляет расстояние между городами в этой задаче, если 1 верста равна (приблизительно) 1 км 100 м?»

Ответ: 770 км.

Задача 4: 2 человека пошли из одного города в другой первый человек проходит 20 вёрст, а другой 35вёрст. Расстояние между городами 540 вёрст. Через сколько дней каждый из них дойдёт до второго города?27

Задача 5: Мама купила 5 кадей зерна. Сколько стоит покупка мамы, если 1 кадь зерна стоит 20 ногат?

Задача 6: Мальчик измерил длину стола. Если в сантиметрах длина равна 53 см, то, сколько это будет в локтях?

Задача 7: Человек прошел от деревни до города 2133,6 м. Сколько это будет в аршинах, если мы знаем, что 1500 аршин – это 1066,8 м

Задача 8: Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого сукна, если синее сукно стоило 5 руб. за аршин, а черное – 3 руб.?» (ответ: 75 и 63 аршина)

Задача 9: Ведро вмещает приблизительно 12,3л. Сколько литров жидкости входит в 1,5 ведра; в 0,6 ведра?

Задача 10: Определите, чему равна средняя величина 1 шага, если расстояние в 200 м первый раз преодолено за 256 шагов, а второй – за 268 шагов.

III. Краеведческие задачи.

1. В 1847 г. живописцем Поповым для Благовещенского придела Ильинской церкви была изготовлена деревянная икона Благовещения Пресвятой Богородицы по рисунку собственного сочинения высотой в 2 аршина и шириной в 1 аршин. Найдите периметр рамки для этой иконы. Ответ выразите в метрах.

Ответ: Р = 432,12 м

2. Расстояние между двумя населёнными пунктами 5 вёрст. Путник прошёл 3 версты. Сколько км ему осталось пройти?

Ответ:3 км 34 м ему осталось пройти.

Граф на лошади ехал 4 часа со скоростью 6 вёрст /час. Сколько км он проехал?

Ответ: 40,08 км он проехал.

3. В 1887 г. маслобойные заведения Н. Н. Боталова и Д. С. Грохотова закупали по 500 пудов льняного семени в год. Сколько кг семени они закупят за 5 лет?

Ответ: 40,950 кг они закупят за 5 лет.

4. В селе Ильинском были мельницы: Лобановская, Антоновская и Бабушкина мельница. Лобановская в день могла смолоть 20 пудов муки. 29 Антоновская на 5 больше, чем Лобановская. А Бабушкина молола в 2 раза больше, чем Лобановская. Сколько кг муки они смелют за 1 день, если будут работать вместе?

Ответ: 1393,10 кг они смелют за 1 день.

5.В церкви служили два священника, два диакона, дьячок и два пономаря. Каждому священнику и диакону было положено от прихожан по 52 пуда ржаной муки, а дьячку и пономарю по48 пудов в год. Сколько кг муки выдавали им в год?

Ответ: 5765,76 кг муки выдавали им в год.

IV. Задачи из пословиц и поговорок.

1.От горшка два вершка, а уже указчик. Каков рост указчика?

2. Семь пядей во лбу. Каков лоб у этого человека?

3. На аршин борода, да ума на пядь. Найдите длину бороды и величину ума. 4. Косая сажень в плечах. Найдите ширину плеч богатыря.

5. На три аршина в землю видит. Найдите, на какую глубину видит этот человек?

6. Сто верст молодцу не крюк. Сколько это километров?

7. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь. Сколько надо съесть соли, чтобы узнать человека?

V. Задачи из литературных произведений.

1. Английский писатель Клайв Стейплз Льюис написал эпопею « Хроники Нарнии». В одной из повестей эпопеи « Серебряное кресло» он рассказал о росте мышей. «Некоторые были немного крупнее. Мыши, например, больше двух футов ростом – ходили на задних лапах». Сколько см был рост мышей?

2. « Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения (В старину принято было обозначать рост количеством вершков сверх двух аршинов.). Найдите рост Герасима?

3. « Но Герасим только закивал головой и так сильно принялся грести, хотя и против течения реки, что в одно мгновение умчался саженей на сто». А сколько это метров?

4. «Да ещё рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами, Да с аршинными ушами». Найдите рост конька-горбунка и длину его ушей.

5.«Сына бог им дал в аршин». Найдите рост ребенка.

6. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Найдите площадь оставшейся земли.

7. Эй, не плачьте, баба с дедом! Накормлю я вас обедом, Испеку пирог грибной В два аршина шириной. Найдите ширину пирога.

8.Знаменитый датский сказочник Х. К. Андерсен написал сказку «Дюймовочка». Андерсен о ней говорил так: «Она была такая нежная, маленькая всего с дюйм ростом, ее и прозвали Дюймовочкой».


Похожая информация.


В рассказе Антона Павловича Чехова «Репетитор» есть один очень хороший пример счета в уме, а точнее комбинации навыков устного счета и умения . Главный герой рассказа отец Пети Удодова решает на счетах математическую задачу.

Условие задачи таково:

«Купец купил 138 арш. черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?»

Подумайте, как можно решить эту задачу в уме?

Как учат в школе

Традиционный школьный подход предлагает нам составить систему из двух уравнений, включающую две переменных:

  • 5х + 3у = 540
  • х + у = 138

Чтобы решить эту систему придется совершить ряд действий, по приведению уравнений к удобному виду, чтобы осталась только одна переменная. Посчитать в уме этим методом довольно сложно, но возможно. Ответ задачи: 75 арш. черного сукна и 63 арш. – синего.

Как считать в уме

В уме гораздо эффективнее решать эту задачу другим способом. Для начала нужно узнать, сколько денег потратил бы купец, если бы приобрел 138 аршин только одного вида сукна. Допустим, купец решил бы приобрести только дешевое черное сукно по 3 рубля за аршин. Стоимость его покупки составила бы 138*3 = 414. В реальности же он потратил 540 рублей, что на 126 больше, чем 414. Так как 126 рублей составляют экономию, а разница между ценами черного и синего сукна равняется 2 рубля, то купец приобрел 126:2=63 аршин синего сукна. А черного сукна он приобрел: 138 – 63 = 75 аршин. Вот и все.

Алгоритм решения таков: (540 – 138*3) : (5-3) = 126: 2 = 63 — аршин синего сукна

Также можно исходить и из того, что купец изначально мог приобрести только синее сукно, в этом случае алгоритм решения точно такой же: (540 – 138*5) : (5-3) = 150: 3 = 75 — аршин черного сукна

Именно этот способ, скорее всего, был применен Удодовым, когда «в несколько щелчков» на счетах он решил эту задачу. Этот алгоритм является не совсем очевидным для современного человека, обученного решать системы, «иксы» и «угреки». Но представьте, какой способ был бы более очевидным для русского купца 19-го века? Именно тот, который позволил бы решить задачу в уме.

Если помните, в рассказе А. П. Чехова «Репетитор» гимназист Егор Зиберов не сумел решить арифметическую задачу, а отец репетируемого им ученика, отставной губернский секретарь Удодов, довольно быстро, пощёлкав на счётах, получил правильный ответ. Не смогли бы вы также арифметически решить эту задачу? Вот она.

- “Купец купил 138 аршинов черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля? “ Повторите задачу.
Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря начинает делить 540 на 138.

Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Давайте-ка я разделю!
Зиберов делит, получает 3 с остатком и быстро стирает.

“ Странно...-думает он, ероша волосы и краснея. - Как же она решается? Гм!... Это задача на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая...”
Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63.
..............................................................................................................
-Это задача, собственно говоря алгебраическая,- говорит он. - Ее с иксом и игрэком решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я вот разделил... понимаете? Теперь вот надо вычесть... понимаете? Или вот что... Решите мне эту задачу сами к завтраму... Подумайте...

Петя ехидно улыбается. Удодов тоже улыбается. Оба они понимают замешательство учителя. Ученик 7 класса еще пуще конфузится, встает и начинает ходить из угла в угол.

И без алгебры решить можно, - говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая.
- Вот, извольте видеть...
Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было.

Вот-с... по-нашему, по-неученому.

Как же это "по-неученому" решил эту задачу отставной губернский секретарь Удодов? Наверное, не при помощи уравнений или их систем, иначе это стало бы "по-ученому".

Наверное, сегодня мало кто это сможет сделать. Отставной губернский секретарь Удодов решал эту задачу чисто арифметическим методом. Вот как решали в те времена такие задачи.

Вот еще раз условие этой задачи.

Купец купил 138 аршинов черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля?

Сначала узнаем, сколько заплатил бы купец, если бы купил все 138 аршин по 5 рублей: 138*5=690. На сколько это больше, чем он заплатил? 690-540=150.

Теперь один метр сукна по 5 рублей заменим на сукно по 3 рубля. Понятно, что затраты купца сократятся на 5 - 3 = 2 рубля. Теперь уже переплата станет 150 - 2 = 148 рублей.

Сколько же раз таких замен нужно сделать, чтобы ликвидировать переплату в 150 рублей?

Значит, в самом начале купцу надо было купить 75 метров сукна по 3 рубля и 138 - 75 = 63 метра по 5 рублей.

Вот такое простое решение. Возникает риторический вопрос: "Нужно ли учить таким методам решения задач современных школьников?". Нетрудно ответить - Да!

Чтобы закрепить в сознании читателей этой заметки рассмотренный выше арифметический метод решения этой задачи предлагаю продолжить другое (тоже арифметическое) решение этой задачи.

Сначала узнаем, сколько заплатил бы купец, если бы купил все 138 аршин по 3 рубля: 138 * 3 = 414. На сколько это меньше, чем он должен был заплатить? ...

И еще одна задача на прощание.

На дворе бегают куры и поросята, у всех вместе 20 голов и 52 ноги. Сколько всего кур и поросят?

Желаю удачи и не получить умственного переутомления!