А что чувствует ребенок

Записки психотерапевта

Ирина Рыженко

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание, -

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть нашей жизни оправдание.

Андрей Дементьев

© Ирина Рыженко, 2016

© Надежда Самуйлова, иллюстрации, 2016


ISBN 978-5-4474-9320-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступление

Полтора года назад была опубликована книга «Семь смертных грехов родительства. Главные ошибки воспитания, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка». Отзывы, которые я получила со всех концов света, побудили меня писать дальше. Стало ясно, что тема животрепещущая, надо продолжать.

Я не писатель, мои книги – скорее потребность души, нежели литературные произведения. Мне ближе разговорный жанр в силу особенностей профессии. Для меня важен диалог. Именно поэтому в этой книге размещены отзывы на отдельные статьи, которые публиковались ранее в интернете.

Первый раздел «Мать или Мачеха?» является продолжением книги «Семь смертных грехов родительства». Если я своими статьями-зарисовками остановлю хотя бы одного родителя в его гневном порыве по отношению к собственному ребенку, то буду считать, что пишу не зря.

Основа книги родилась из совокупности статей, которые я время от времени публикую в своем блоге «Записки психотерапевта».

Второй и третий раздел книги написан можно сказать в соавторстве с моими коллегами, клиентами и читателями. В связи с этим выражаю особую благодарность Мартыновой Юлии, Пацер Якову, Скидановой Ольге, Корсиковой Марии, Щеголяевой Валерии и Алле Деминой.

В эту книгу включены также пять статей, ранее вошедших в сборник «Ключи к женской самореализации», изданный тренинговым центром Best-ресурс небольшим тиражом.

Последний раздел содержит автобиографическое эссе под названием «Что есть душа?», которое является одной из зачетных работ по курсу моего обучения юнгианскому анализу. Возможно это также вызовет интерес у читателей.

Иллюстрации к книге любезно предоставлены Надеждой Самуйловой, за что ей огромное спасибо!

Буду рада любым отзывам, вопросам и предложениям, которые вы, дорогие читатели, можете присылать по адресу: [битая ссылка]


Итак, друзья, откупориваем сосуд, который изображен на обложке.

Что там внутри?

Может питательное молоко? А может быть сладкое вино или мед? Возможно чистая родниковая вода…

А может быть Джин, с которым вы еще не знакомы?

В добрый путь!

С уважением, Ирина Рыженко

Мать или Мачеха?

Мы будем вечно прославлять

Ту женщину, чье имя – Мать.

Муса Джалиль

Шизофреногенная мать

Самая скандальная статья на сайте В17

Это тип матери, поведение которой может привести к шизофрении у ребенка. При этом сама мать, с точки зрения медицины – здорова. Мне несколько раз приходилось работать с детьми подобных матерей. И теперь, когда опыт немного накопился в данной теме, хочется подробнее описать этот феномен и с точки зрения матери, и с точки зрения ребенка.

Часто это добрая и очень заботливая мать. Она много знает, много понимает, у нее все под контролем. Высокая тревожность заставляет ее все продумывать до мелочей. Как бы чего не произошло, ведь мир так опасен.

Своего ребенка она воспринимает как собственность, с которой можно делать все, что угодно. Потребности и желания ребенка игнорируются, не слышатся.

Для такой матери характерна низкая или полное отсутствие критичности к своему поведению и к реальности вообще. Ребенок должен кушать тогда, когда этого хочет мама. Он должен спать, когда мама решила, что пора. С кем ребенку дружить/не дружить мама знает тоже. Ребенок должен чувствовать то, что нравится маме. Одной из моих клиенток тринадцати лет мать говорит так:

– Улыбайся! Что ты такая грустная? Улыбайся, я сказала! – звучит почти как приказ.

Когда девочка пытается улыбаться (из страха, чтобы не вызвать еще большую ярость матери), мать заявляет:

– Что ты скалишься наигранно! Это оскал, а не улыбка!

Ребенок в такой ситуации чувствует замешательство, от которого недалеко до помешательства… Такой матери трудно угодить, как ни старайся.

Эта мать точно знает, каким должен быть ребенок и каким не должен. И будет очень мягко, но очень настойчиво добиваться этого соответствия. Любое отклонение ребенка от маминых представлений влечет ярость. Ребенок это чувствует, пугается и пытается соответствовать… Ценою разрушения собственной личности.

Лаской или угрозой ребенка приучают с самого детства рассказывать абсолютно все дорогой мамочке. Ребенок остается под таким же тотальным контролем, как тогда, когда он был в утробе. Мать знает о нем все! Только так она спокойна. А ребенок?

А кого это волнует? Вот так мать «любит» своего ребенка. Уж она-то знает – как она любит своего ребенка! Ведь ребенок – весь смысл ее существования. Она так прямо ребенку с рождения и говорит: «Ты единственная радость в моей жизни!»

А что чувствует ребенок?

Если этот вопрос задать матери, она даже не будет об этом спрашивать своего ребенка. Она за него знает, что он счастлив. Потому что считает, что с такой мамой он просто обязан быть счастливым!

Так что же ребенок чувствует на самом деле?

Давайте спросим у ребенка.

Настя 20 лет, живет 2 года отдельно от родителей. В терапии 2 месяца. Вот некоторые из ее фраз:

«Я чувствую стыд за свое существование на Земле».

«Я потеряла смысл, меня нет. Я рассыпана на крошки как хлеб, как пыль по всему миру».

«Я постоянно ощущаю присутствие матери, ее всевидящий глаз, будто она сидит у меня на плече и критикует».

«Я не могу расслабиться, чтобы заснуть. Мне постоянно нужно куда-то бежать, что-то делать».

«Меня нет! Я золотая игрушка своей матери!»

Ребенок у такой матери чувствует себя поглощенным ею. В ее полной власти!

Ребенок шизофреногенной матери может быть очень болезненным. От вирусных заболеваний до тяжелых – типа эпилепсии и шизофрении. При этом, тяжелые болезни имеют атипическое течение, что только подтверждает психологическую природу их происхождения.

Болеет ребенок для того, чтобы почувствовать границы своего тела, отдельные от матери. Хотя бы через боль…

У таких детей, а затем взрослых вопрос существования и не-существования ставится ребром. Я есть? Или меня нет? От мыслей о собственной бесполезности, о вопросах бытия и смысла человеческого существования до реальных суицидальных действий.

Такие дети ищут и находят экстремальные занятия, типа паркура, парашютного спорта и тому подобного лишь для того, чтобы почувствовать собственное, отдельное от матери, существование.

Татуировки, жесткий пирсинг тоже сюда. Из желания определить свои отдельные границы.

В любви шизофреногенной матери нет места доверию и чуткости к потребностям другого. А если честно, там нет любви вообще. Есть беспощадная власть с требованиями тотального подчинения представлениям матери об идеальном ребенке, прикрытая лже-заботой и лже-нежностью.


Эта статья вызвала очень большой отклик в интернете, публикую некоторые отзывы:


Лана Берестянская

Ирина! Я в шоке! Вы так замечательно описали! Думаю, что многие найдут в этом нечто близкое или очень близкое!

Вот уж не знаю, как расценивать мою мать, Ирина, но я с самого момента зачатия – атипичный ребенок. По профессии, моя мать – биолог, генетик. Природа над ней классно подыздевалась, когда подсунула мне (дочке) генетическое заболевание. Если посмотреть на все симптомы, то это мрак! Вплоть до слабоумия. В ВК я общаюсь, кстати, с мамашами детей, больных СРТ (синдром Рубинштейна-Тейби). Удивляюсь, какие симптомы могут быть и радуюсь, что меня Бог миловал от тяжести! Для этих детей, в принципе, нужна особая забота и опека. Можете объяснить, в этом случае, может ли быть лже-опека и лже- (что-то там ещё)? Может ли у матери с таким ребёнком быть шизофреногенный тип матери?


Ирина Рыженко

Ваш случай, Лана, уникальный! В моей практике подобных случаев немного: у врача-дерматолога единственная дочь болеет страшным дерматическим заболеванием, которое встречается 1: 100000; у профессора логопедии рождается внучка с тяжелыми логопатическими нарушениями. Это побуждает к поиску… Суть шизофреногенной матери в парадоксальном двойном послании. Первое послание – это страстная любовь к ребенку. В том понимании, как это чувствует сама мать. Второе послание заключается в не менее яростной ненависти к этому же самому ребенку. Второе послание мать не осознает, но ее действия явно на это указывают. Ненависть связана с тем, что ребенок – отдельное существо. А этого-то факта мать признавать не желает и всеми способами его отрицает. Сила отрицания реальности оказывается настолько мощной, что рождает у матери бредовую систему координат (типа «мама знает лучше», «я тебя родила, теперь я тобой распоряжаюсь» и т.п.), в которую поневоле втягивается и ребенок.

Образование, квалификация:

Дефектолог (логопедия) , Диплом с отличием Ставропольского государственного педагогического университета ШВ № 229951 от 16 июня 1995 г. на право ведения профессиональной деятельности в области дефектологии.
Медицинский психолог , Диплом Ставропольской государственной медицинской академии ПП № 700275 от 30 декабря 2004 г. Ставрополь на право ведения профессиональной деятельности в сфере медицинской психологии.
Кандидат психологических наук , Диплом кандидата наук КТ № 181840 от 19 мая 2006 г. Москва.
Психотерапевт , Диплом психотерапевта № 22 от 21 февраля 2009 г. Геттинген Германия по направлению глубинно-психологически ориентрованной психотерапии с использованием Кататимно-имагинативной психотерапии.
Диплом Северо-Кавказского федерального университета о праве на выполнение нового вида профессиональной деятельности в области менеджмента ППСК № 000388 от 24 мая 2014 г. в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ.
Судебный психолог-эксперт , Сертификат соответствия № 008278 от 19 октября 2016 г. Москва по специальности «Исследование психологии и психофизиологии человека», член НП «Палата судебных экспертов», удостоверение № 2608 от 17 октября 2016 г.

Многочисленные курсы повышения квалификации в области психотерапии и бизнес-тренерства.

Основные направления деятельности:

Индивидуальное консультирование и психотерапия взрослых по следующим вопросам:

Травмы, инцест, посттравматическое стрессовое расстройство
- Внутриличностные конфликты
- Отношения: с детьми, родителями, партнерами, на работе
- Психосоматические нарушения
- Подавленное настроение, панические атаки, фобии.

Психологические подходы в психотерапии и консультировании: юнгианский анализ, психодрама, символдрама, семейная системная психотерапия, травматерапия, эриксоновский гипноз.

Бизнес-тренинги: эффективные продажи, переговоры, холодные звонки, эффективное управление и др. С бизнес-тренингами можно познакомиться на сайте http://www.best-resurs.ru/index.php

Опыт работы:

С 1995 до 2000 года учитель-дефектолог – олигофрено-педагог в специализированном детском саду и коррекционной школе.
2000-2006 ГУСЗН «Центр социальной помощи семье и детям» г. Ставрополь. В разные периоды: психолог, методист, научный руководитель, руководитель федерального проекта "Социальная помощь несовершеннолетним, пострадавшим в ходе вооруженных конфликтов" (Москва-Ставрополь)
С 2000 г. Бизнес-тренер фрилансер в организациях (организации заказчиков см. на сайте http://www.best-resurs.ru/index.php)
2000-2002 Ставропольский государственный университет, старший преподаватель кафедры клинической психологии.
С 2005 г. по настоящее время индивидуальный предприниматель, частная практика в области психотерапии и бизнес-тренерства, директор Центра развития персонала "Best-ресурс" г. Ставрополь и проекта Тайны женственности (сайт )
2006-2009 Северо-Кавказский социальный институт, доцент кафедры психофизиологии и естествознания.
2009-2010 гг. бизнес-консультант в немецкой консалтинговой группе "TABEST" (Объединенные Арабские Эмираты).
2010-2012 гг. внешний тренер Сбербанка РФ (Москва)
С 2015 по настоящее время доцент кафедры менеджмента Президентской программы подготовки управленческих кадров.