Люда фурсова девочка из собачьей будки. «Девочку из собачьей будки» восстановили в институте решением главы МВД (1 фото). Тюрьма за защиту собственных детей: министр юстиции намерен сажать за противодействие ювенальному террору

Судьбы русских усадеб похожи на людские судьбы, да и зависимы от них - в них можно найти времена весны и расцвета, зрелости и увядания, они полны неожиданностей, роковых случайностей и, увы, также конечны.

Есть милая страна" - эти строки поэта Е.А. Баратынского обращены к его подмосковной усадьбе Мураново, которой он не просто владел, но которую обустроил по своим планам и вкусу, где он творил, где растил и воспитывал детей. Русская усадьба - это прежде всего счастливый мир детства. Система домашнего образования в дворянских семьях закладывала основы традиций семьи и рода, уважения и гордости памятью предков, фамильными реликвиями. Вырастая, человек покидал усадьбу и погружался в мир реалий, который чаще всего рождал чувство ностальгии по усадьбе, но порой и отталкивал от ее неприхотливого быта, как это случилось с Ф.И. Тютчевым.

Усадьба оставалась на всю жизнь любимым местом досуга и творческого труда, "приютом спокойствия, трудов и вдохновенья", по признанию А.С. Пушкина. Почти в каждой усадьбе девять прекрасных муз находили своих поклонников. Это были поэты, писатели, музыканты, архитекторы, художники, ученые. Среди них и профессионалы и любители. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельцев, которые выражались в обустройстве усадебного дома, в разбивке садов и парков, в создании художественных, научных и иных коллекций, в собирании фамильных архивов и библиотек.

Дворянская усадьба была неразрывно связана с окружающим ее крестьянским миром. Это мало изученная проблема, но мы по возможности старались охватить и ее, показывая и широкий спектр взаимоотношений владельцев усадьбы с крестьянами, и разные формы хозяйствования в усадьбах.

Мир усадьбы - это судьбы людей, семей, иногда нескольких поколений. Понять характер усадьбы - значит узнать, каков ее хозяин. Отсюда внимание авторов очерков к биографиям владельцев усадеб, образу их жизни.

Одна из причин этого кроется, по-видимому, в самом характере усадьбы. Возникнув как жилой и хозяйственный комплекс вотчинника, она постепенно превращалась и в культурный центр, в котором синтезировались традиции семьи и рода, культура дворянская и крестьянская, культура города и провинции, культура России и Запада.

Особенность формирования и бытования русской усадьбы состояла в ее многопрофильности: она представляла собой социально-административный, хозяйственно-экономический, архитектурно-парковый и культурный центр.Вновь возросший в наши дни общественный и научный интерес к судьбам сохранившихся усадебных ансамблей, к выяснению места и роли усадебной культуры, в том числе дворянской, вызывает необходимость расширить диапазон и формы исследований по истории русской усадьбы. Институт российской истории Российской академии наук начал изучение процессов формирования и эволюции усадьбы начиная с XIV в.

Будни и праздники составляли повседневность обитателей усадеб. Для одних приемы гостей, например, были обязательным торжественным и формальным ритуалом, для других - формой дружеского и творческого общения. Рождение стихов Ф.И. Тютчева или музыки М.И. Глинки, прием императрицы в усадьбе князей Козловских, сельский праздник в усадьбе Самариных или пение в церковном хоре А.В. Суворова представляются одинаково важными для характеристики усадебного образа жизни.

Одним словом, в усадьбе как бы спроецирована вся жизнь. Прав был поэт И.В. Долгоруков, заметив на примере подмосковной усадьбы Лопухиных Савинское, что в усадьбе хозяева умели "на десятине снять экстракт вселенной всей". Показывая каждую усадьбу на всем пути ее существования, мы пытались представить многообразие и богатство мира усадьбы в целом, выявить слагаемые усадебной культуры, которая дала блестящие образцы архитектурных и парковых ансамблей, искусства интерьера, плоды творческого вдохновения в поэзии, музыке, живописи, формы истинно культурного досуга и семейного общения, верность народным традициям и восприимчивость к лучшим чертам западной культуры. Всегда преломлявшаяся в личных вкусах, усадебная культура несла, таким образом, в себе общие и особенные черты. Своим полифонизмом она обогащала на протяжении веков русскую культуру.

Дворянские гнезда России. Этих слов достаточно, чтобы до сих пор с легкостью вызвать в воображении наших современников множественные, знакомые с детства литературные или художественные образы. Пушкин, Тургенев, Толстой, Гончаров, Чехов, Бунин, Петергоф и Царское село, Останкино и Архангельское, Михайловское и Спасское-Лутовиново. Давно ушедшая, но ощутимо своя, родная, кстати, сословно совершенно не отграниченная от нас жизнь.

Что же представляет собой русская усадьба сегодня? Пусть призрачную, но реальность, или уже - миф, иллюстрированную сказку о прошлом. В газетной, журнальной и телевизионной публицистике, гуманитарных науках - искусствоведении, литературоведении, музееведении усадьба как феномен русской культуры XVIII - начала XX веков в последние годы занимает все большее место. По-видимому, это важный знак современной культурной жизни, очень медленно, но неуклонно возвращающейся к осмыслению происшедших за столетие потерь.Родовое имение с портретной библиотекой семейными альбомами, парком и садом, храмом и фамильным некрополем - это, собственно, и жилище усадебных муз - музыки, поэзии, живописи, графики, прикладного искусства (вышивания, бисерного шитья, флористики и т.д.), и колыбель великой русской литературы и философской мысли, и источник художественного вдохновения, и пространство для проявления личностного начала и творческой свободы владельцев или их гостей.

Трудно подобрать какой-то другой организующий элемент русской жизни и культуры более точно соответствовавший национальным традициям и веками складывавшемуся жизненному укладу, более слитный с миропониманием наших соотечественников. Эти качества сделали усадьбу своеобразной константой русского быта. В глубь средневековья уходят ее корни как простейшей ячейки любого городского или сельского поселения. Усадебный бум второй половины XVIII - начала XIX в, соединивший многовековой опыт развития с западноев­ропейскими художественными новациями и, по сути, сделавший усадьбу многосоставным произведением искусства, лишь слегка проявил и облек ее облик, соответствовавший устойчивым ценностям национальной психологии, в ясные изобразительные формы.

Судьбы русских усадеб похожи на людские судьбы, да и зависимы от них - в них можно найти времена весны и расцвета, зрелости и увядания, они полны неожиданностей, роковых случайностей и, увы, также конечны. В этом, несомненно, еще одна тайна их привлекательности для потомка, историка, читателя Усадьба - иногда прямое, иногда опосредованное отражение судьбы рода, семьи, отдельной личности. Полученная по наследству или купленная молодой четой, она становится полем приложения их кипучей энергии строительной и хозяйственной перестройки. В полном или конспективном виде усадьба продолжала существовать и по окончании эпохи феодализма. В своей традиционной форме или воплощенная в дачах и загородных домах она утоляла тягу русского человека к земле, к простору лугов и полей, к созиданию здесь собственного семейного очага.

В полном или конспективном виде усадьба продолжала существовать и по окончании эпохи феодализма. В своей традиционной форме или воплощенная в дачах и загородных домах она утоляла тягу русского человека к земле, к простору лугов и полей, к созиданию здесь собственного семейного очага. Именно их, свои родовые усадебные гнезда, где впервые почувствовали себя частью необъятной и могучей страны, ее непритязательной, но трогающей за душу природы, вспоминали на склоне лет многие поколения наших предков.

Источник в интернете:

http://www.usadba.ru/history/culture/

Русская Цивилизация

Усадьба - это не просто сложный архитектурный комплекс из жилых, культовых, хозяйственных, садово-парковых и увеселительных построек. Прежде всего, в усадьбе складывались традиции семьи и рода, составлявшие целый ушедший в прошлое пласт культуры и философии дворянского сословия. Прообразом усадеб стали дворянские вотчины, которые временно жаловались из казны дворянам за службу государю и могли передаваться по наследству, а само слово «усадьба» произошло от глагола «усаживать» (в данном контексте - предоставлять или даровать землю).Более всего усадеб было в окрестностях Москвы, где еще в XIV веке возникли первые дворянские вотчины, а затем после переноса столицы в Петербург при Петре I стало селиться отставное и опальное дворянство.

История подмосковной усадьбы уходит корнями в достаточно далекие времена. В современной исторической науке широко используются термины «крестьянская усадьба», «усадьба ремесленника», «монастырская усадьба» и т.д. Однако городские усадьбы раннего периода не имеют практически ничего общего с усадебными комплексами XVIII - XIX веков. Своеобразной предусадьбой можно назвать пригородные имения XVI столетия, которые давались в кормление и имели небольшое хозяйство. Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 2(18) / Колл. авторов. Науч. ред. Л.В.Иванова.- М., "АИРО - ХХ", 1996.- 341 с.- С. 28-35

В том же XVI веке начинается возведение каменных усадебных храмов в вотчинах и поместьях - первый шаг на пути к украшению усадебных ансамблей. Одновременно с началом строительства храмов из массы хозяйственных комплексов выделяются своеобразные усадьбы-резиденции - великокняжеские (а позднее царские) подмосковные вотчины. Наиболее показательна в этом плане вотчинная усадьба Коломенское, ныне находящаяся на территории Москвы.

В начале XVIII века с развитием светской культуры, сложился общий архитектурно-художественный облик русской усадьбы. К середине века появился ряд значительных усадебных комплексов, таких как, например, Вороново. Ко второй половине XVIII века усадьба превратилась в полноценный художественно-культурный комплекс. Годы расцвета подмосковной усадьбы приходятся на конец XVIII - начало XIX веков. Просветительские традиции этого периода принесли в общество идею о создании прекрасного и счастливого мира, она нашла отражение и в усадебном искусстве. Центром любого усадебного комплекса был главный дом, к которому вела длинная аллея от проезжей дороги. Иногда аллея украшалась торжественными въездными арками, как, например, в усадьбах Архангельское и Гребнево. Усадебный дом нередко завершался бельведером (Никольское-Гагарино, Валуево) или куполом (Пехра-Яковлевское). Многие дома напоминали музей своими живописными и скульптурными коллекциями, мебелью, предметами интерьера (как, например, Остафьево или Кусково), многие из них были лишь безвкусными собраниями раритетов.

Но усадьба - это не только непосредственно барский дом, это целая инфраструктура, заботливо созданная для уютной и комфортной жизни. Непременным атрибутом усадьбы был конный двор или конюшня. Даже если хозяева были равнодушны к охоте, им были необходимы лошади, чтобы добираться до города или соседей. Кроме конного двора был еще и каретный сарай. В усадебный комплекс входил также ряд хозяйственных построек - мельницы, мастерские, дом управляющего, контора, водонапорная башня. В некоторых усадьбах существовало здание театра (Ольгово, Гребнево, Пехра-Яковлевское). Особой гордостью хозяина был парк, в организации паркового пространства владелец усадьбы всегда следовал моде. Некоторые предпочитали регулярные французские парки, другие - пейзажные английские, есть усадьбы, в которых регулярные парки сочетаются с пейзажными. Люди побогаче тратили большие суммы на уход и содержание парков. Строились беседки, прокладывались тенистые и открытые аллеи. Владельцы организовывали и небольшие «мануфактурные затеи», как, например, ткацкая мануфактура в Ольгове или суконные заводы в Остафьеве.

Непременным атрибутом любой значительной усадьбы была церковь, оформлению которой придавалось особое значение. Нередко на территории усадьбы располагался и домик местного священника. Часто древние церкви перестраивались согласно вкусам времени, подновлялись и дополнялись новыми объектами, менялось внешнее и внутреннее убранство. А.Ю.Низовский Самые знаменитые усадьбы России, Москва, Вече, 2001г, с.75 Усадебный дом неотделим от окружающей его природы, от окрестных лесов с прекрасной охотой, рыбалкой, грибами и ягодами. Охоте вообще уделялось особое место в усадебном хозяйстве, хорошая конюшня и псарня значили ничуть не меньше, чем архитектурное богатство усадьбы и ее внутренняя отделка. У каждого помещика была своя маленькая гордость - первоклассные псы, каскадные пруды с карасями, винный погреб или, например, лучший кузнец в уезде. На материале усадебной жизни были созданы многие произведения литературы, усадьбы вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. В первые годы советской власти многие усадьбы были подвержены разграблению, начался массовый вывоз художественных ценностей, кое-что осело в музеях, многое ушло за границу, попало в руки властям. Однако, попав в различные центральные и местные музеи, элементы усадебной культуры, оторванные от своих корней, уже не так трогают посетителей. В последнее время все большее внимание уделяется усадьбе, создано Общество изучения русской усадьбы, восстанавливаются наиболее значимые и интересные поместья. Но все-таки большинство усадеб все еще находится в запустении.

В настоящее время в России насчитывается свыше 80 музеев-заповедников, занимающих площадь более 160000 га, и 31 музей-усадьба, включающие около 900 га. Все они представляют особый специфический отечественный тип культурного учреждения, который имеет в своем составе музейные коллекции, памятники архитектуры, исторические ландшафты и природные комплексы. Целый ряд музеев-заповедников включен в Перечень особо ценных объектов культурного наследия народов России. Эти уникальные историко-культурные территории вместе с национальными парками образуют культурно-экологический каркас России. О значении культурного наследия в жизни любого общества написано очень много. Являясь овеществленной традицией нескольких поколений, оно создает ту питательную среду, в которой развивается наша современная культура.

Среди широкого ряда объектов, составляющих культурный фонд страны, особое место занимает усадьба как явление самобытное и многогранное, в котором сфокусировались все социально-экономические и историко-культурные процессы России.

Понятие «русская усадебная культура» претерпело эволюцию от замкнутой средневековой культуры XVII века, когда усадьба имела явно выраженный хозяйственный уклон, к середине XVIII - первой половине XIX века к периоду расцвета. Именно в этот период создаются крупнейшие загородные резиденции Петербурга и Москвы (Останкино, Кусково. Архангельское в Москве). С наибольшей последовательностью формируются усадебные ансамбли (доминирующую роль в ансамбле играл усадебный дом, хозяйственные постройки были вынесены в глубину сада, разбивался регулярный, по типу Версаля, парк). Дворянство, освобожденное в 1762 году от обязательной военной службы, обустраивало свои городские и сельские усадьбы А.Ю.Низовский Самые знаменитые усадьбы России, Москва, Вече, 2001г. , с.77.

В этот период происходит резкое изменение бытовой культуры - от замкнутости и закрытости позднего средневековья - к демонстративности и представительности XVIII века. Это выражалось во всем - пространственной композиции и интерьерах усадебного дома, во французском и пейзажном английском парках. И если регулярный парк был рассчитан на зрелищные эффекты, то английский парк ориентировался на уединенное размышление и философствование. Об этом свидетельствуют названия парковых строений - «Бочка Диогена», «Гробница Конфуция», «Каприз», «Монплезир».

В этот период расцвета приоритетное место в культуре занял театр. Он стал своеобразным символом эпохи. Театр и театрализованность проникли во все сферы усадебной культуры, начиная от бытовой культуры и повседневного поведения и заканчивал крупнейшими оперными и балетными постановками. 110 словам одного из исследователей, театр в то время воспитывал, обличал, исповедовал, воодушевлял, поднимал дух.

Коренным образом изменилась усадебная культура после 1861 года. Изменения были настолько глубоки, что один из первых исследователей этой проблемы И.Н.Врангель заявил об угасании усадебной культуры, о смерти усадьбы.

Возражая Врангелю, следует заметить, что усадьба продолжает существовать, но как основа поместного хозяйства России она уходит в прошлое, в корне подрываются основы самодостаточности вотчинного хозяйства А.Ю.Низовский Самые знаменитые усадьбы России, Москва, Вече, 2001г. с.81.

Меняется социальный статус владельца. Появляются купеческие усадьбы. Характерной особенностью этого времени стали усадьбы художественные центры, в которых творческая интеллигенция, обращаясь к народным истокам, способствовала возрождению древнерусской традиции (вспомним Абрамцево, Талашкино, Поленово).

Таким образом, говорить об угасании усадебной культуры в этот период можно не впрямую, а опосредованно. Угасала дворянская усадебная культура, ее четкие границы размывались новыми привнесенными элементами купеческой и мещанской культуры.

Перестраивались усадебные ансамбли и интерьеры в соответствии с новыми художественными вкусами (усадьбы модерна, неоклассицизма), менялся усадебный быт. Все чаще стало звучать слово "дача" как символ обособленного сельского уголка, где протекала в основном летняя жизнь городского жителя.

Именно в этот период в литературе, поэзии, художественной культуре появляется ностальгия по угасающей усадебной жизни. Идет процесс «канонизации» усадьбы как символа «родового гнезда». Усадьба в этот период как бы существует в двух измерениях - в реальности и в творческом воображении художников и писателей (вспомним рассказы Чехова, Бунина, Тургенева, художественные полотна Борисова-Мусатова, М.Якунчиковой, В.Поленова). С 1917 года усадебная культура, как самобытное многомерное явление, была уничтожена. Справедливости ради необходимо отметить, что многое было спасено прежде всего специалистами-музейщиками, архитекторами и искусствоведами. Но, увы, - далеко не все.

Такова эволюция русской усадебной культуры, на протяжении нескольких столетий занимавшей ведущее место в общем историка-культурном процессе России.

Как уже отмечалось, понятие «русская усадебная культура» было многомерным. Синтетичность - вот ее характерная особенность. В усадебной культуре был соединен широкий круг проблем окружающего мира. Прежде всего это проблемы художественные, которые характеризуют взаимосвязь пластических видов искусства - архитектуры, садово-паркового, прикладного и изобразительного со зрелищными музыкой, балетом, театром, народным искусством Полякова М.А. Русская усадебная культура как историко-культурный феномен. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 4 / М., «АИРО - ХХ», 2002.- с. 23.

Характерной особенностью усадебной культуры, рассматриваемой я контексте этой проблемы, является ностальгия по прошлому, традиционализм Идеалы прошлого, представлявшегося прекрасным и светлым, претворялись владельцами усадеб в садово-парковой архитектуре (средневековые руины. громы), в фамильных портретах, которые становились как бы связующим звеном между владельцами нынешними и минувшими. Не обладая в своем большинстве высокими художественными качествами, они обрастали легендами и мифами. В этом выражалась мифологизация усадебного быта.

Неосознанное стремление создать в усадьбе особую театрализованную среду, определенная канонизация своего родового гнезда выражалось в частных усадебных музеях, коллекциях, семейных альбомах, монументальных памятниках друзьям и покровителям.

Изучение такого многоаспектного явления как усадьба, усадебная культура предполагает обращение к необычайно широкому спектру проблем. Совершенно очевидна необходимость междисциплинарного подхода к исследованию этого феномена - весомого пласта отечественной культуры.

Тема 1. Введение

Лекция

Роль дворянской усадьбы в развитии русской культуры и искусства.

Национальное своеобразие «дворянских гнёзд».

Тема 2. История дворянской усадьбы

Лекция

Подмосковные резиденции русских царей (XVI - XVII вв.).

Императорские дворцы и парки под Петербургом (XVIII в.).

Начало массового усадебного строительства после принятия указа «О вольности дворянства» (1762 г.).

- «Золотой век» русской усадебной культуры (первая половина XIX в.).

Дворянская усадьба в пореформенный период.

- «Серебряный век» русской усадебной культуры.

Судьба «дворянских гнезд» в послеоктябрьский период.

Современное состояние культурного наследия.

Тема 3. Эстетическая организация пространства: дом, сад, храм

Лекция.

Усадьба как художественный мир.

Смена архитектурных, садово-парковых стилей.

Практическое занятие

Обсуждение рефератов.

Тема 4. Образ дворянской усадьбы в различных видах искусства

Лекция.

Изображение «дворянских гнезд» в русской поэзии (А. Кантемир, Г. Державин, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Д. Боратынский, А. Фет, А. Белый, Н. Гумилёв и др.).

Образы «дворянских гнёзд» в отечественной прозе (Н. Карамзин, А. Пушкин, И. Тургенев, Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, Б. Пастернак и др.).

Усадебные пейзажи в русской живописи (С. Щедрин, В. Боровиковский, А. Венецианов, И. Крамской, В. Поленов, И. Левитан, В. Борисов-Мусатов, К. Сомов).

Музыка дворянской усадьбы

Практическое занятие

Показ презентаций, подготовленных слушателями курса.

Тема 5. Исторические усадьбы на территории нашего края, и их владельцы и гости

Лекция.

Вотчины военачальников и видных государственных деятелей (Мугреево, Батыево, Дьяково, Борщовка, Рагозиниха, Богородское, Княжево, Романово, Александрово).

Усадьбы учёных (Матвеиха, Погост, Привольное).

- «Приюты вдохновенья» (Утешное, Каменка, Новинки, Котцыно, Фроловка, Студеные Ключи, Новинки, Погост, Оболсуново, Соколово).

Практическое занятие

Проведение виртуальных экскурсий по историческим усадьбам нашего края.

а) основная литература:

1. Дворянская и купеческая усадьба в России: исторические очерки XVI - XX вв. М., 2001.

2. Дворянские гнезда России: история, культура, архитектура / под ред. М.В. Нащокиной. М., 2000.

3. Евангулова О.С. Художественная «вселенная» русской усадьбы. М., 2003.

4. Каждан Т.Г. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.

5. Рузвельт П. Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной истории. СПб., 2008.

6. Щукин В.Г. Миф дворянского гнезда: геокультурологическое исследование по русской классической литературы. Krakow, 1997; 2-е изд. // Российский гений просвещения: исследования в области мифопоэтики и истории идей. М., 2007.

7. Знаменитые музеи-усадьбы России. М., 2010.

б) дополнительная литература:

1. Архитектура русской усадьбы. М., 1998.

2. «… в окрестностях Москвы»: из истории русской усадебной культуры XVII - XIX веков / Сост. М.А. Аникст и В.С. Турчин; текст В.И. Шередега и В.С. Турчин. М., 1979.

3. Врангель Н.Н. Старые усадьбы: очерки истории русской дворянской культуры. СПб., 1999.

4. Марасинова Е.Н., Каждан Т.П. Культура русской усадьбы // Очерки русской культуры XIX века. Т. 1: общественно-культурная среда. М.,1998

5. Низовский А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России. М., 2001.

6. Охлябинин С.Д. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. М., 2006.

7. Соловьев К.А. «Во вкусе умной старины»: усадебный быт российского дворянства второй половины XVIII - первой половины XIX веков. СПб., 1998.

8. Марасинова Е.Н., Каждан Т.П. Культура русской усадьбы // Очерки русской культуры XIX века. Т. 1: общественно-культурная среда. М.,1998

в) Интернет-ресурсы:

1. Некоммерческое партнерство «Русская усадьба» (www.rususadba.ru).

2. Исторические усадьбы России (www.hist-usadba.narod.ru).

3. Национальный фонд возрождения русской усадьбы

«Сказали, что нашей Люде нужно в ПТУ, там ей самое место» Жизнь Люды Фурсовой из районного поселка Добринка Липецкой области круто переменилась в три года, когда органы опеки забрали малышку от родной непутевой матери. Девочку нашли в собачьей будке, куда та прибилась покормиться и обогреться...

Люда прошла огонь и воду, хорошо окончила среднюю школу и, выдержав огромный конкурс, поступила на бюджет в юридический институт МВД в Белгороде, чтобы стать офицером полиции. Это была ее заветная мечта.

Но на третьем курсе, узнав, что лишенная родительских прав биологическая мать девушки ныне сидит в тюрьме, Людмилу выставили за дверь... Формально по другому поводу. И потребовали возместить 300 000 рублей - именно столько потратило государство за три года на учебу сироты.

«Мне сказали, что нашей Люде нужно в ПТУ, там ей самое место», - переживает Татьяна Демихова, опекун девушки, ее самая настоящая мама, вместе они уже больше десяти лет.

В ГАЛОШАХ ЗА ПРАВДОЙ

«Я как узнала, что Люду отчислили, все бросила, дом, скотину, кинулась за пятьсот километров в Белгород, правду искать, - не сдерживает слез Татьяна Михайловна. - Мы люди простые, не при параде я приехала, снег как раз шел. На ногах у меня были галоши, уж извините, глянули на меня начальники - видят, наверное, бабка деревенская сидит».

Возможен ли социальный лифт в сегодняшней России? Или престижное образование только для «особых детей», отпрысков генералов и прокуроров, а чудом прорвавшаяся в этот круг деревенская сирота, белая ворона, так же быстро его и покинет? А если сама не догадается, то ей в этом помогут.

Люда Фурсова поступила в белгородский институт МВД самостоятельно. Не благодаря статусу сироты, а вопреки. «Теперь уж и не скажешь, случайно так произошло или нарочно, - рассказывает ее опекунша. - Мы были уверены в том, что она пройдет, потому что льготница, но в последний момент выяснилось, что никаких послаблений у нее нет, что наши документы о льготах неизвестно как потерялись, документы я успела подвезти, но дочка прошла конкурс на общих основаниях...»

Доброхоты из этого учебного заведения, разговаривая с приемной матерью, участливо качали головами. «Мне говорили о том, что, может быть, мы еще и передумаем, есть и другие вузы, попроще, а я, дура, не понимала, что это не учебы касается, а того, что мы с улицы», - вздыхает Татьяна Демихова.

Юридический институт МВД в Белгороде - одно из ведущих учебных заведений региона. Как говорят, сюда приезжают учиться даже из Москвы. Дескать, преподаватели знают свое дело, а курсантам приходится ходить по струнке - вылететь можно с любого курса и за любой проступок, прецеденты такие были. Впрочем, распространяются слухи, что вылетают чаще те, кто поступил без поддержки и поэтому постоять за себя не может.

«Поступить можно и самому. Минус только в том, что всю жизнь придется жирным генералам честь отдавать», - пишет на сайте один из выпускников. Возможно, он и прав. Но откуда знать тонкости будущей службы наивной деревенской девочке? «Я хочу стать следователем, чтобы бороться за справедливость», - говорит мне Люда.

Бороться за справедливость - это сильно, особенно в наших палестинах.

Судя по голосу из телефонной трубки, Люда Фурсова совсем еще ребенок, она даже разговаривает как школьница, о случившемся докладывает подробно, честно, в деталях, как на допросе, видно, что не просто так отучилась почти три года на следователя. И все-таки чувствуется, что недавно плакала... Вся будущая жизнь оказалась сломана в один миг.

В конце апреля 2017 года курсанта 232-го взвода факультета правоохранительной деятельности Людмилу Фурсову в результате проступка, якобы несовместимого с честью сотрудника полиции, исключили из института. Так написано в приказе о ее отчислении.

Оказалось, что еще в середине февраля произошел неприятный инцидент, результатом расследования которого стал этот многословный документ.

«Обладая статусом сотрудника органов внутренних дел РФ, по надуманному поводу, под предлогом плохого самочувствия, не подтвержденного медицинским диагнозом, умышленно с целью получения оправдания своему отсутствию на учебных занятиях в ходе беседы с терапевтом медсанчасти допустила некорректное поведение и высказывание о том, что она «может кого-нибудь застрелить», чем дезорганизовала работу медсанчасти», - так туманно и расплывчато, со многими запятыми говорится об отчислении курсанта Людмилы Фурсовой.

Не казенными фразами рапорта, а человеческим языком: якобы студентка пригрозила врачу, что если ее не отпустят с занятий, она кого-нибудь застрелит. Слова врача против слов девочки. Врач говорит, что так было, студентка - что ничего подобного не говорила.

ТАБЛЕТКИ ГЛИЦИНА ПЕРЕД РАССТРЕЛОМ

«Было другое. Я в тот день плохо себя почувствовала, - рассказывает сама Людмила. - Следующей парой были стрельбы на огневом рубеже. Я пошла в медпункт для того, чтобы мне дали освобождение, потому что сильно кружилась голова, давление поднялось, мало ли что... Все-таки в руках боевое оружие. Вдруг я в обморок упаду? Так честно и сказала, что этого опасаюсь. А в ответ на меня медсестра накричала, что я все придумываю, чтобы отлынить, освобождения она мне не дала».

На том все вроде бы и закончилось. Никакой «дезорганизации работы медсанчасти», по словам курсанта Фурсовой, не было, никто не поднимал шума, не вызывал руководство, полицию, подмогу, не кричал «караул», Люду просто накормили двумя таблетками глицина и отправили на занятия - правда, на стрельбах она только присутствовала, но не стреляла. Странно, конечно же, что курсанта с «неадекватным поведением» отпускают на все четыре стороны... И она еще два месяца наравне со всеми спокойно посещает институт и те же стрельбы.

Тем временем рапорт о неподобающем поведении рядового полиции Фурсовой отправился по инстанциям.

А приемной матери в ее деревню позвонил начальник курса подполковник Сорокин, который участливо расспрашивал о житье-бытье, о родных девочки, обещал во всем разобраться. Татьяна Михайловна ему и разоткровенничалась, что нельзя Люду выгонять, жизнь у нее и так была несладкой, а биологическая родительница девочки сейчас вообще сидит в тюрьме - за случайное, по пьянке, убийство сожителя. «Ну я же о плохом не думала, когда говорила о Людиной матери, да и по суду ей она никто давно, ее ведь прав родительских лишили, - переживает Татьяна Михайловна. - Люда с ней с трех лет не живет, и общего между ними ничего нет».

Справедливости ради, добавляет Татьяна Михайловна, Марина - так зовут нерадивую мамашу - баба неплохая, просто жизнь не удалась. Как оно обычно у нас и бывает. Не нашлось на ее жизненном пути никого, кто бы ей помог, вовремя протянул руку помощи. Вот и прошла по накатанной до самого конца.

Но Люда-то здесь при чем? Или и ей такая же судьба загодя кем-то уготована?

«Я сама Марину не знала, их деревня далеко расположена, - вспоминает Татьяна Демихова. - А с нашей Людой мы случайно познакомились. У нас с мужем четверо взрослых детей, ни о каких приемных мы и не думали. Но как-то я в гостях была, возвращалась домой и батон по дороге купила. Мягкий такой, свежий... Дорога шла через приют. Смотрю, стоит кроха лет пяти, ручонками за железную решетку держится: «Тетя, дай хлебушка!» - «Ты чья такая будешь?» - «Я приютская».

Купила ей сок и еще бананы. «А ты завтра ко мне придешь?» - «Приду». На следующий день их уже трое у решетки, кушать просят, глаза у всех - хоть волком вой.

«Мы долго не решались на себя опекунство оформить, все-таки и возраст у нас, и ответственность это большая, - добавляет Татьяна Михайловна. - Потом Люду другая семья под опеку взяла, но оказалось, что из-за денег, в деревне часто такое бывает, вернули ее в детдом худенькую, грязную, кашляла она сильно, болела... Что и говорить, много девчонка пережила. Когда я ее снова увидела, то подумала, что никому на свете больше не отдам...»

Биологическая мать Люды как-то подала в суд на восстановление своих прав, к тому времени на банковском счете у девочки скопились приличные деньги, которые опекуны не тратили, вот мамаша и решила... подзаработать. Но только ничего не вышло. Не поверил ей судья. И Люда осталась у приемных мамы и папы.

«Мы дочке красивые наряды купили, она у нас как принцесса ходила. Занималась и плаванием, и легкой атлетикой, и в баскетболе за школу выступала, - перечисляет Татьяна Демихова. - Но главная была ее мечта - поступить в юридический, она с детства повторяла: «Вот вырасту и всех преступников пересажаю!»

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ

Между тем общество в Интернете, которому всегда и все надо, раскололось на две части. Большинство жалеют Люду, возмущаются поведением представителей МВД, предлагают помощь. Но есть и такие, кто полагает, что лучше «перебдеть». «Меня в этой истории смущает, что на службу в органы правопорядка пытается прийти человек с тяжелой детской психотравмой, - считает некий Дмитрий. - Получив власть над нами и оружие, что будет он делать? Закон охранять? Или мстить за свое тяжелое детство? Ей нужно искать другой, гражданский вуз и другую специальность. Пожалейте девушку...»

«Представим себе ситуацию. Девушка ведет дело. Есть преступник, например, грабежник, - орфография Марии сохранена. - И тут мама просит помочь этому человеку и девушка соглашается».

Сложно представить, что было бы, если бы все было совсем по-другому... В нашем Уголовном кодексе нет сослагательных наклонений. А тут девушка и не помнит, как выглядит ее мать. Юридически, да и человечески та ей никто. А у всех нас в анамнезе столько психотравм, что если на это обращать внимание, в полиции станет некому работать.

Тем более Люда при поступлении прошла все психологические тестирования, и никто из медиков не выявил у нее никаких отклонений. А во время служебного расследования студентка даже была согласна на проверку на детекторе лжи, но в этом ей отказали.

Закон вроде бы однозначен: человек не отвечает за женщину, которая его родила и бросила. Выгнать же девушку за то, что у нее какой-то «не такой» родственник по крови, с которым общая разве что часть ДНК, нельзя, но вот это и самое гнусное - подобрать другую, параллельную причину, лишь бы избавиться от, видимо, неподходящего курсанта. И заодно найти оправдание такому решению.

«Яблоко от яблони недалеко падает» - прекрасная пословица на все времена.

И это не подлость - так поступить, а чистка рядов будущих сотрудников МВД, чтобы заранее просеять и выполоть все возможные сорняки. Перебдеть. А что преступниками, как чаще всего и бывает, становятся полицейские с кристально чистой биографией, так тут не угадаешь...

Про беду Люды Фурсовой рассказала в соцсети Надежда Юшкина, сама многодетная мама, куратор проекта «Женщины за Путина», она искренне возмущалась, как такое может быть в современном государстве, словно в клановом средневековом обществе. Когда курсантов поделили на тех, кто достоин окончить этот вуз и надеть полицейские погоны и кто попал сюда по ошибке, случайно. И должен быть исключен любой ценой.

«Судите сами, девушку отчислили лишь на основании показаний одного врача. Ни о каких независимых экспертизах нет речи. По факту так можно отчислить любого. Есть ощущение, что за общими формулировками скрываются истинные причины произошедшего», - размышляет Надежда.

«Когда я спросила у начальника курса Сорокина, который так обещал нам помочь, почему же нашу Люду исключили, он мне по телефону ответил, что она, дескать, неблагонадежная. «Что же нам теперь делать?» - «В ПТУ оформляйте», - горюет Татьяна Демихова. С ней в институте вообще никто не хотел разговаривать. В январе Людмиле исполнился 21 год, по закону она взрослая и должна сама решать свои проблемы.

Но за Люду вступилась не только опекун Татьяна Михайловна, которая считает себя ее мамой, а вся деревня. И органы опеки, и бывшие учителя, и глава Добринского района Липецкой области Сергей Москворецкий.

«Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения - отличительные черты девушки. Людмила демонстрировала высокую правовую культуру. Ее отличали социальная взрослость, ответственность за свои действия, самостоятельность в принятии решений» - такими словами характеризуют выпускницу учителя и директор средней школы N2, которую та окончила.

В самом институте МВД ситуацию с Людмилой Фурсовой нам подтвердили, шумиха уже докатилась до Москвы, но руководство говорит об этом неохотно, мол, все произошло по закону, и точка. Друзей же девушки настоятельно попросили никаких комментариев не давать и не помогать... Как обычно и бывает у нас в полиции, как только с сотрудником случается беда, тут же выясняется, что он уволен задним числом и его никто знать не знает.

Именно этому, наверное, учат студентов в юридических вузах. Вовремя предавать и забывать. Вряд ли в подобных обстоятельствах можно было надеяться, что справедливость восторжествует. Система своих не сдает....

Когда материал уже готовился к печати, мне с надеждой позвонила Татьяна Демихова, опекун девушки. «Катюша, Людмилу восстановили в институте. По мировому соглашению, сказали, что это ошибка, что они все исправят, дай-то бог...»

Но радость оказалась преждевременной. Все, что на сегодняшний момент имеет честь предложить руководство эмвэдэшного вуза: если родители перестанут поднимать скандал, жаловаться в прокуратуру и суд, откажутся от поисков правды, то им готовы простить 300 000 рублей, которые теперь хотят заставить выплатить Людмилу по закону за то, что она три года проучилась у них бесплатно.

Жизнь Люды Фурсовой из районного поселка Добринка Липецкой области круто переменилась в три года, когда органы опеки забрали малышку от родной непутевой матери.

Девочку нашли в собачьей будке, куда та прибилась покормиться и обогреться...

Люда прошла огонь и воду, хорошо окончила среднюю школу и, выдержав огромный конкурс, поступила на бюджет в юридический институт МВД в Белгороде, чтобы стать офицером полиции. Это была ее заветная мечта.

Но на третьем курсе, узнав, что лишенная родительских прав биологическая мать девушки ныне сидит в тюрьме, Людмилу выставили за дверь... Формально по другому поводу. И потребовали возместить 300 000 рублей - именно столько потратило государство за три года на учебу сироты.

«Мне сказали, что нашей Люде нужно в ПТУ, там ей самое место», - переживает Татьяна Демихова, опекун девушки, ее самая настоящая мама, вместе они уже больше десяти лет.

В галошах за правдой

«Я как узнала, что Люду отчислили, все бросила, дом, скотину, кинулась за пятьсот километров в Белгород, правду искать, - не сдерживает слез Татьяна Михайловна. - Мы люди простые, не при параде я приехала, снег как раз шел. На ногах у меня были галоши, уж извините, глянули на меня начальники - видят, наверное, бабка деревенская сидит».

Возможен ли социальный лифт в сегодняшней России? Или престижное образование только для «особых детей», отпрысков генералов и прокуроров, а чудом прорвавшаяся в этот круг деревенская сирота, белая ворона, так же быстро его и покинет? А если сама не догадается, то ей в этом помогут.

Люда Фурсова поступила в белгородский институт МВД самостоятельно. Не благодаря статусу сироты, а вопреки. «Теперь уж и не скажешь, случайно так произошло или нарочно, - рассказывает ее опекунша. - Мы были уверены в том, что она пройдет, потому что льготница, но в последний момент выяснилось, что никаких послаблений у нее нет, что наши документы о льготах неизвестно как потерялись, документы я успела подвезти, но дочка прошла конкурс на общих основаниях...»

Доброхоты из этого учебного заведения, разговаривая с приемной матерью, участливо качали головами. «Мне говорили о том, что, может быть, мы еще и передумаем, есть и другие вузы, попроще, а я, дура, не понимала, что это не учебы касается, а того, что мы с улицы», - вздыхает Татьяна Демихова.

Юридический институт МВД в Белгороде - одно из ведущих учебных заведений региона. Как говорят, сюда приезжают учиться даже из Москвы. Дескать, преподаватели знают свое дело, а курсантам приходится ходить по струнке - вылететь можно с любого курса и за любой проступок, прецеденты такие были. Впрочем, распространяются слухи, что вылетают чаще те, кто поступил без поддержки и поэтому постоять за себя не может.

«Поступить можно и самому. Минус только в том, что всю жизнь придется жирным генералам честь отдавать», - пишет на сайте один из выпускников. Возможно, он и прав. Но откуда знать тонкости будущей службы наивной деревенской девочке? «Я хочу стать следователем, чтобы бороться за справедливость», - говорит мне Люда.

Бороться за справедливость - это сильно, особенно в наших палестинах.

Судя по голосу из телефонной трубки, Люда Фурсова совсем еще ребенок, она даже разговаривает как школьница, о случившемся докладывает подробно, честно, в деталях, как на допросе, видно, что не просто так отучилась почти три года на следователя. И все-таки чувствуется, что недавно плакала... Вся будущая жизнь оказалась сломана в один миг.

В конце апреля 2017 года курсанта 232-го взвода факультета правоохранительной деятельности Людмилу Фурсову в результате проступка, якобы несовместимого с честью сотрудника полиции, исключили из института. Так написано в приказе о ее отчислении.

Оказалось, что еще в середине февраля произошел неприятный инцидент, результатом расследования которого стал этот многословный документ.

«Обладая статусом сотрудника органов внутренних дел РФ, по надуманному поводу, под предлогом плохого самочувствия, не подтвержденного медицинским диагнозом, умышленно с целью получения оправдания своему отсутствию на учебных занятиях в ходе беседы с терапевтом медсанчасти допустила некорректное поведение и высказывание о том, что она «может кого-нибудь застрелить», чем дезорганизовала работу медсанчасти», - так туманно и расплывчато, со многими запятыми говорится об отчислении курсанта Людмилы Фурсовой.

Не казенными фразами рапорта, а человеческим языком: якобы студентка пригрозила врачу, что если ее не отпустят с занятий, она кого-нибудь застрелит. Слова врача против слов девочки. Врач говорит, что так было, студентка - что ничего подобного не говорила.

Таблетки глицина перед расстрелом

«Было другое. Я в тот день плохо себя почувствовала, - рассказывает сама Людмила. - Следующей парой были стрельбы на огневом рубеже. Я пошла в медпункт для того, чтобы мне дали освобождение, потому что сильно кружилась голова, давление поднялось, мало ли что... Все-таки в руках боевое оружие. Вдруг я в обморок упаду? Так честно и сказала, что этого опасаюсь. А в ответ на меня медсестра накричала, что я все придумываю, чтобы отлынить, освобождения она мне не дала».

На том все вроде бы и закончилось. Никакой «дезорганизации работы медсанчасти», по словам курсанта Фурсовой, не было, никто не поднимал шума, не вызывал руководство, полицию, подмогу, не кричал «караул», Люду просто накормили двумя таблетками глицина и отправили на занятия - правда, на стрельбах она только присутствовала, но не стреляла. Странно, конечно же, что курсанта с «неадекватным поведением» отпускают на все четыре стороны... И она еще два месяца наравне со всеми спокойно посещает институт и те же стрельбы.

Тем временем рапорт о неподобающем поведении рядового полиции Фурсовой отправился по инстанциям.

А приемной матери в ее деревню позвонил начальник курса подполковник Сорокин, который участливо расспрашивал о житье-бытье, о родных девочки, обещал во всем разобраться. Татьяна Михайловна ему и разоткровенничалась, что нельзя Люду выгонять, жизнь у нее и так была несладкой, а биологическая родительница девочки сейчас вообще сидит в тюрьме - за случайное, по пьянке, убийство сожителя. «Ну я же о плохом не думала, когда говорила о Людиной матери, да и по суду ей она никто давно, ее ведь прав родительских лишили, - переживает Татьяна Михайловна. - Люда с ней с трех лет не живет, и общего между ними ничего нет».

Справедливости ради, добавляет Татьяна Михайловна, Марина - так зовут нерадивую мамашу - баба неплохая, просто жизнь не удалась. Как оно обычно у нас и бывает. Не нашлось на ее жизненном пути никого, кто бы ей помог, вовремя протянул руку помощи. Вот и прошла по накатанной до самого конца.

Но Люда-то здесь при чем? Или и ей такая же судьба загодя кем-то уготована?

«Я сама Марину не знала, их деревня далеко расположена, - вспоминает Татьяна Демихова. - А с нашей Людой мы случайно познакомились. У нас с мужем четверо взрослых детей, ни о каких приемных мы и не думали. Но как-то я в гостях была, возвращалась домой и батон по дороге купила. Мягкий такой, свежий... Дорога шла через приют. Смотрю, стоит кроха лет пяти, ручонками за железную решетку держится: «Тетя, дай хлебушка!» - «Ты чья такая будешь?» - «Я приютская».

Купила ей сок и еще бананы. «А ты завтра ко мне придешь?» - «Приду». На следующий день их уже трое у решетки, кушать просят, глаза у всех - хоть волком вой.

«Мы долго не решались на себя опекунство оформить, все-таки и возраст у нас, и ответственность это большая, - добавляет Татьяна Михайловна. - Потом Люду другая семья под опеку взяла, но оказалось, что из-за денег, в деревне часто такое бывает, вернули ее в детдом худенькую, грязную, кашляла она сильно, болела... Что и говорить, много девчонка пережила. Когда я ее снова увидела, то подумала, что никому на свете больше не отдам...»

Биологическая мать Люды как-то подала в суд на восстановление своих прав, к тому времени на банковском счете у девочки скопились приличные деньги, которые опекуны не тратили, вот мамаша и решила... подзаработать. Но только ничего не вышло. Не поверил ей судья. И Люда осталась у приемных мамы и папы.

«Мы дочке красивые наряды купили, она у нас как принцесса ходила. Занималась и плаванием, и легкой атлетикой, и в баскетболе за школу выступала, - перечисляет Татьяна Демихова. - Но главная была ее мечта - поступить в юридический, она с детства повторяла: «Вот вырасту и всех преступников пересажаю!»

Яблоко от яблони

Между тем общество в Интернете, которому всегда и все надо, раскололось на две части. Большинство жалеют Люду, возмущаются поведением представителей МВД, предлагают помощь. Но есть и такие, кто полагает, что лучше «перебдеть». «Меня в этой истории смущает, что на службу в органы правопорядка пытается прийти человек с тяжелой детской психотравмой, - считает некий Дмитрий. - Получив власть над нами и оружие, что будет он делать? Закон охранять? Или мстить за свое тяжелое детство? Ей нужно искать другой, гражданский вуз и другую специальность. Пожалейте девушку...»

«Представим себе ситуацию. Девушка ведет дело. Есть преступник, например, грабежник, - орфография Марии сохранена. - И тут мама просит помочь этому человеку и девушка соглашается».

Сложно представить, что было бы, если бы все было совсем по-другому... В нашем Уголовном кодексе нет сослагательных наклонений. А тут девушка и не помнит, как выглядит ее мать. Юридически, да и человечески та ей никто. А у всех нас в анамнезе столько психотравм, что если на это обращать внимание, в полиции станет некому работать.

Тем более Люда при поступлении прошла все психологические тестирования, и никто из медиков не выявил у нее никаких отклонений. А во время служебного расследования студентка даже была согласна на проверку на детекторе лжи, но в этом ей отказали.

Закон вроде бы однозначен: человек не отвечает за женщину, которая его родила и бросила. Выгнать же девушку за то, что у нее какой-то «не такой» родственник по крови, с которым общая разве что часть ДНК, нельзя, но вот это и самое гнусное - подобрать другую, параллельную причину, лишь бы избавиться от, видимо, неподходящего курсанта. И заодно найти оправдание такому решению.

«Яблоко от яблони недалеко падает» - прекрасная пословица на все времена.

И это не подлость - так поступить, а чистка рядов будущих сотрудников МВД, чтобы заранее просеять и выполоть все возможные сорняки. Перебдеть. А что преступниками, как чаще всего и бывает, становятся полицейские с кристально чистой биографией, так тут не угадаешь...

Про беду Люды Фурсовой рассказала в соцсети Надежда Юшкина, сама многодетная мама, куратор проекта «Женщины за Путина», она искренне возмущалась, как такое может быть в современном государстве, словно в клановом средневековом обществе. Когда курсантов поделили на тех, кто достоин окончить этот вуз и надеть полицейские погоны и кто попал сюда по ошибке, случайно. И должен быть исключен любой ценой.

«Судите сами, девушку отчислили лишь на основании показаний одного врача. Ни о каких независимых экспертизах нет речи. По факту так можно отчислить любого. Есть ощущение, что за общими формулировками скрываются истинные причины произошедшего», - размышляет Надежда.

«Когда я спросила у начальника курса Сорокина, который так обещал нам помочь, почему же нашу Люду исключили, он мне по телефону ответил, что она, дескать, неблагонадежная. «Что же нам теперь делать?» - «В ПТУ оформляйте», - горюет Татьяна Демихова. С ней в институте вообще никто не хотел разговаривать. В январе Людмиле исполнился 21 год, по закону она взрослая и должна сама решать свои проблемы.

Но за Люду вступилась не только опекун Татьяна Михайловна, которая считает себя ее мамой, а вся деревня. И органы опеки, и бывшие учителя, и глава Добринского района Липецкой области Сергей Москворецкий.

«Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения - отличительные черты девушки. Людмила демонстрировала высокую правовую культуру. Ее отличали социальная взрослость, ответственность за свои действия, самостоятельность в принятии решений» - такими словами характеризуют выпускницу учителя и директор средней школы N2, которую та окончила.

В самом институте МВД ситуацию с Людмилой Фурсовой нам подтвердили, шумиха уже докатилась до Москвы, но руководство говорит об этом неохотно, мол, все произошло по закону, и точка. Друзей же девушки настоятельно попросили никаких комментариев не давать и не помогать... Как обычно и бывает у нас в полиции, как только с сотрудником случается беда, тут же выясняется, что он уволен задним числом и его никто знать не знает.

Именно этому, наверное, учат студентов в юридических вузах. Вовремя предавать и забывать. Вряд ли в подобных обстоятельствах можно было надеяться, что справедливость восторжествует. Система своих не сдает....

Когда материал уже готовился к печати, мне с надеждой позвонила Татьяна Демихова, опекун девушки. «Катюша, Людмилу восстановили в институте. По мировому соглашению, сказали, что это ошибка, что они все исправят, дай-то бог...»

Но радость оказалась преждевременной. Все, что на сегодняшний момент имеет честь предложить руководство эмвэдэшного вуза: если родители перестанут поднимать скандал, жаловаться в прокуратуру и суд, откажутся от поисков правды, то им готовы простить 300 000 рублей, которые теперь хотят заставить выплатить Людмилу по закону за то, что она три года проучилась у них бесплатно.