Термин экологическая ниша. Понятие экологической ниши. Концепция экологической ниши вида

Одной из базовых идей концепции швейцарского психиатра К.Г. Юнга является понятие «архетипы личности», перевернувшее в общественном сознании представление о структуре человеческой личности.

В конце ХІХ – начале ХХ века жил и творил выдающийся швейцарский психолог, психотерапевт и психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961). Будучи учеником и последователем З. Фрейда, Юнг позже обособился и стал родоначальником собственного, отличного от классического психоанализа, направления в психологии – аналитической психологии .

Разногласия между К. Юнгом и З. Фрейдом возникли на почве понимания содержания либидо. Фрейд определял его как сексуальную энергию, половой инстинкт, который обуславливает стремление к жизни, в отличие от мортидо (второго главного инстинкта), определяющего стремление к разрушению и смерти.

К. Юнг определял либидо не только как сексуальную энергию, но и как творческую жизненную энергию , проявляющуюся в разных областях, в том числе в культуре, религии, власти.

З. Фрейд большое значение отводил бессознательному (Оно, Ид), инстинктивной части личности, в которой хранятся подавленные влечения и побуждения. Юнг не соглашался с тем, что бессознательное имеет границы, поэтому развил учение о коллективном бессознательном. При этом он не исключал из структуры личности личное сознание (Эго) и личное бессознательное.

Таким образом, в структуре личности по К. Юнгу есть:

  1. Эго – цент сознания и самосознания. Это ощущения, чувства, мысли, хранящиеся в памяти воспоминания, которые позволяют человеку воспринимать себя как относительно постоянное «Я», оценивать себя, строить планы и совершать сознательную деятельность.
  2. Личное бессознательное . Здесь хранятся подавленные конфликты, воспоминания, страхи, комплексы. Содержание личного бессознательного может быть осознанно и, так или иначе, влияет на личность.
  3. Коллективное бессознательное – универсальное и всеобщее «духовное хранилище», оно содержит все знания и опыт человечества и наследуется каждым новым человеком вне зависимости от того в какое время и в каком обществе он родился.

Общечеловеческие первичные психические образы, находящиеся в коллективном бессознательном и определяющие модели и мотивы поведения и есть то, что Юнг назвал архетипами .

Архетипы являются врожденными и наследуемыми психическими структурами, которые часто проявляются в образах, символах, грезах, снах, мифах и сказках. Неосознанно через эти образы человек воспринимает мир и действует, отталкиваясь от них.

Архетипы – это формы, которые принимают разные части души человека, вырабатывающиеся веками в коллективном бессознательном людей.

Всего на сегодняшний день выделяют около тридцати архетипов, но сам Юнг только четыре из них обозначил как основные архетипы личности.

Самость

Самый важный, центральный архетип, формирующий личность. Это ядро личности, в котором сочетается и сознание и бессознательное. Самость – это гармоничное, зрелое «Я» человека.

Архетип Самости не реализуется до тех пор, пока человек не интегрирует все аспекты своей индивидуальности, не примет себя полностью, не станет гармонично развитой, уравновешенной личностью. Достичь этого чрезвычайно сложно и возможно только в зрелом возрасте.

Самость требует мудрости, постоянства, настойчивости, целеустремленности, высокого уровня осознанности, жизненного опыта для того, чтобы раскрыться.

Сам Юнг изображал Самость в виде круга или мандалы (сакральное схематическое изображение модели вселеннной).


Персона

Персона – это совокупность социальных ролей, «масок» («персона» – латинское «маска»), которые человек надевает перед другими людьми, выполняя требования общества и одновременно стараясь либо произвести впечатление, либо скрыть свое истинное «Я».

Этот архетип – необходимая защитная модель поведения в социуме, позволяющая адаптироваться и приспособиться к нему. Архетип может стать опасным, если «маска» будет не просто защищать Эго, а станет заменять его собой.

Тень

Тень – противоположность Персоны, это «темная сторона» личности, олицетворяющая дикость и хаос. Все аморальное, инстинктивное, животное, агрессивное, страстное, сексуальное, подавленное – Тень.

Но Тень – не однозначно негативная сторона личности, а еще и источник жизненной энергии и творчества. Желания и порывы Тени направлены на удовлетворение потребностей личности, с целью достичь личного блага и счастья. Но не всегда поступки, на которые Тень провоцирует человека, нравственны и приемлемы. Регуляцией инстинктивной энергии Тени и удовлетворением потребностей социально приемлемым образом занимается Эго.

Анима или Анимус

«Анима» и «Анимус» в переводе с латыни – «душа » (в женском и мужском роде). Анима – архетип Женщины в бессознательном мужчины, Анимус – архетип Мужчины в женщине.

В каждом мужчине есть внутренний образ Женщины, его бессознательная женская сторона, его женская душа, в каждой женщине есть Мужчина, который является частью ее личности.

Такая особенность человеческой души, которую можно назвать психологической андрогинией, говорит о том, что для гармоничного развития личности, мужчина не должен подавлять те качества, которые в обществе принято считать женскими (чувствительность, заботливость и так далее), а женщина, те, что считаются мужскими (агрессия, принципиальность и прочие).

Без проявления всех сторон души нет гармоничного развития личности и ее самореализации. Но плохо, когда Анима берет верх над мужчиной, делая его слишком феминным, а Анимус управляет женщиной, делая ее чрезмерное маскулинной.

Для обозначения пары Анима – Анимус Юнг использовал термин «сизигия ». Сизигия – это гармония, целостность, завершенность, воплощенные в паре мужчина – женщина. Поэтому мужчина и женщина, подбирая себе сексуального партнера, бессознательно проецируют Аниму и Анимуса на встречающихся им мужчин и женщин соответственно. Мужчина ищет свою «родственную душу», а женщина – свою.

К. Юнг отмечал, что архетипы могут пересекаться, совпадать или замещать друг друга. В структуре личности может содержаться множество других архетипов, например, такие как Отец, Герой, Мать, Ребенок, Мудрец и другие.

Если Вы хотите глубже изучить аналитическую психологию, читайте классические труды К. Г. Юнга.

Архетипы проявляются в нас посредством инстинктов, типа мышления, реагирования, особенностей восприятия и ценностей, установок и правил, по которым мы строим свою жизнь. Каждый человек, осознанно или не подозревая, проживает свой личный, жизненный сценарий, который сам и написал. Согласно теории К.Г. Юнга, в коллективном бессознательном хранятся основные паттерны поведения, которые в свое время были отражены в древнегреческих мифах. Такое соответствие неслучайно, в жизни постоянно разыгрываются сцены из мифов, которые так же были созданы в процессе наблюдения за жизнью.

К. Юнгом названы основные архетипы, участвующие в процессе индивидуации: Самость, Персона, Тень, Анима/Анимус, Мудрый Старец (Маг), Великая Мать. Но у Юнга есть мысль, высказанная им неоднократно, что «архетипов столько, сколько есть оттенков психического переживания и сколько есть типичных жизненных ситуаций» . Поэтому в различных его работах встречается достаточно обширное число различных архетипических фигур.

Самость - архетип, ведущий от первичной полярности к единению сознания и бессознательного через общий для них центр. Именно достижение Самости, то есть достижение понимания, кем мы являемся на самом деле, и есть главная задача жизненного пути. Самость, по Юнгу, является не только центральной точкой психики, приспособленностью индивида и органом гомеостаза par excellence, но и организующим гением всей психики, во всех стадиях цикла жизни ответственным за процесс существования. По словам Юнга, Самости характерна определённая теологическая функция (стремление полноте и реализации) - индивидуации. Согласно Юнгу, индивидуация - это акт самосоздания, совершаемый индивидом, а доминирование сознательных или подсознательных проявлений обуславливает раскрывающиеся черты образа Самости. По достижении Самости «…сознание больше не будет ранимым, эгоистическим набором личных желаний, страхов, надежд и амбиций... Напротив, оно принимает на себя функцию связи с миром объектов, приводящих человека к абсолютной, связующей и неразрывной общности с миром в целом» .

Юнгу удалось показать, что путевые знаки, размечающие процесс индивидуации, соответствуют некоторым архетипическим символам, формы и типы проявления которых разнообразны. Здесь также решающую роль играет личностный фактор: ведь «метод - это лишь путь и направление, установленные человеком ради того, чтобы его поступки могли стать истинным выражением его природы» .

Персона (маска) - архетип, наиболее откровенно довлеющий над сознанием человека и одновременно наиболее поверхностный и доступный разумной оценке, относится к социальному образу человека. Название Юнг взял из античного театра, где актёры называли персоной прикладываемую к лицу маску. Маску мы видим, когда смотрим на себя в зеркало.

Комплекс Персоны представляет собой социальную роль, которую человек играет, выполняя требования общества, пряча свою истинную суть. Это функция, возникающая для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентичный личности как таковой.

Персона - коллективный образ, через который люди ошибочно воспринимают свою и чужую индивидуальность. Так, актёр с длинными волосами и в необычной одежде смотрится как что-то уникальное (как личность), в то время как он просто оделся и выглядит как другие артисты группы. Маска - искусственный, неидентичный индивидуальности статус, который регламентирует её позицию в социуме, являясь «упаковкой» для «Я».

По мнению М. Якоби, у человека, находящейся в согласии как со средой, так и с собственной жизнью, Маска - это всего лишь тонкая защитная оболочка, помогающая естественным отношениям с окружающим миром . В то же время неразвитая Персона делает человека очень чувствительным, ощущающим угрозу даже во взаимодействиях с близкими людьми. Часто у мужчин Маска превращается в Рыцарский шлем, чтобы защищаться и следовать архетипу Героя (см. ниже). Шлем сужает возможность обзора реальности, искажает восприятие себя и партнёра, делает человека неуклюжим и недостижимым для душевного контакта.

Очень часто можно видеть трагическую ситуацию идентификации с Персоной, когда эго ошибочно верит, что является одной из ролей Персоны. Тогда человеку кажется, что угроза Персоне - это угроза целостности самого эго. Тот, кто однажды нашёл в себе силы «заглянуть за» Персону, но потом ускользнул обратно, попадает в обороняющееся состояние. Человек принимает якобы защищающую его роль вместо того, чтобы обратиться к неопределённостям процесса духовного роста.

Персона, так же как и Тень (см. ниже), появляются в детстве из-за несоответствия спонтанного поведения ребёнка ожиданиям, исходящим от значимых взрослых. При этом именно в детстве стремление воспитать и утвердить одну или другую черту Маски стимулирует творческие способности, в том числе и сценическое искусство, «навыки перевоплощения», фантазию. Однако если эго индивида будет подавлять этот творческий процесс, невысказанные и невыполненные намерения попадут в сферу Тени.

Интересно сопоставить Персону с понятием тоналя . Тональ - это тоже «социальное лицо» и одновременно хранитель и «организатор мира, на плечах которого покоится задача создания мирового порядка из Хаоса» . Дон Хуан говорит о нём: «Хранитель мыслит широко и все понимает, но охранник бдительный, косный и чаще всего деспот. Следовательно, тональ во всех нас превратился в мелочного и деспотичного охранника, тогда как он должен являться широко мыслящим хранителем» . Противоположное тоналю понятие нагваля, «для которого нет названий» и которое в полной мере проявляется в момент смерти, сопоставимо с бессознательным.

Тень - это то, на что в себе менее всего хочется смотреть; то, что закрывает Самость. Но в обход к Самости не подобраться, поэтому на пути к своему истинному «Я» встреча с Тенью неизбежна. Эта архетипическая фигура у первобытных народов принимала вид самых разнообразных персонификаций. Они воспринимали как плохое предзнаменование, когда кто-нибудь наступает на физическую тень; нанесённый в результате этого ущерб мог быть исправлен только посредством специального магического ритуала. Кроме того, фигура Тени получила широкое распространение в искусстве. Художник активнейшим образом черпает из бессознательного; своими творениями он приводит в движение бессознательное читателей, зрителей, слушателей, и именно в этом кроется главная тайна его воздействия на людей. Пробудившись в нём, образы и фигуры бессознательного захватывают и других людей, которые, конечно же, не отдают себе отчета в источнике собственной «захваченности».

Развитие Тени происходит параллельно развитию «Я»: качества, в которых «Я» не нуждается или которым оно не может найти применения, отстраняются или подавляются, и в результате их роль в сознательной жизни человека сводится на нет. Поэтому у ребёнка по существу нет Тени.

Тень может найти своё проявление как в символической фигуре внутреннего мира, так и во внешнем мире. В первом случае она проявляется через персонажи сновидения, персонифицирующие определённые психические качества индивида. Во втором случае мы проецируем те или иные из наших скрытых, не осознаваемых признаков на того представителя нашего окружения, который в силу каких-то своих качеств наиболее подходит для этой цели. Но проще всего заметить «теневые» качества в самих себе - для этого нужно только признать их принадлежность нашей природе. Так происходит, например, когда нас охватывает приступ гнева, когда мы внезапно принимаемся изрыгать проклятия или вести себя по-хамски, когда против своей воли совершаем недопустимые в обществе поступки, выказываем мелочность, скупость, несдержанность, трусость, бесцеремонность или лицемерие, тем самым демонстрируя качества, которые при обычных обстоятельствах бывают скрыты или подавлены в нас настолько тщательно, что мы и не подозреваем об их существовании. Когда такие черты характера выплескиваются в столь явной форме, что их уже невозможно не заметить, мы удивленно спрашиваем себя: «Каким образом это оказалось возможно? Неужели это всё - я?».

Каким бы парадоксальным это ни казалось на первый взгляд, Тень как alter ego может быть представлена также и позитивной фигурой. Подобная инверсия имеет место, когда человек живёт «ниже своего уровня», не выявляя своих возможностей в полной мере. В таких случаях тёмное, «теневое» существование влачат именно позитивные качества. И распознать их в себе можно таким же образом, что и тёмную сторону Тени: нас и возмущают, и восхищают в других больше всего именно те качества и проявления, которые составляют нашу Тень.

Юнг различал личностную и коллективную формы тени. Первая содержит те психические качества индивида, которые никак не проявлялись в нём с самого раннего детства или проявились лишь в очень ограниченной мере. Вторая принадлежит к числу фигур коллективного бессознательного и символизирует «другую сторону» господствующего духа времени, его скрытую антитезу. Обе формы Тени играют существенную роль в психическом состоянии человека.

Образ души (Анимус и Анима)

Эту фигуру в психике женщины Юнг обозначил термином «Анимус», а в психике мужчины - термином «Анима». Анимус и Анима всегда существуют в тесной взаимосвязи с Тенью. Архетипическая фигура Образа души всегда символизирует комплементарную, относящуюся к противоположному полу часть психики и отражает как наше отношение к этому аспекту нашей души, так и переживание всего того, что связано с противоположным полом. Образ души - это образ другого пола, который мы несём в себе как личности и одновременно как представители определённого биологического вида. Латентное, недифференцированное и неосознанное содержание психики всегда проецируется вовне, и это относится как к Еве мужчины, так и к Адаму женщины. Посредством кого-то иного мы переживаем не только нашу Тень, но и содержащиеся в нас контрасексуальные элементы. Мы влюбляемся в тех, в ком представлены качества наших Анимуса/Анимы.

Образ души - это достаточно прочный функциональный комплекс. Поэтому неспособность отделить себя от него приводит к развитию таких типов, как капризный, по-женски импульсивный, эмоционально неуравновешенный мужчина или одержимая Анимусом, самоуверенная, любящая спорить женщина-всезнайка, которая реагирует на вещи по-мужски, а не в соответствии с естественными инстинктами.

Разнообразие форм, которые может принять Образ души, неисчерпаемо. Присущие ему качества типичны для соответствующего пола, но в остальном могут изобиловать самыми различными противоречиями. Анима с одинаковым успехом может принять вид нежной юной девы, богини, колдуньи, ангела, демона, нищенки, уличной девки, преданной подруги, амазонки и т. п. Разнообразные формы может принимать также и Анимус; в качестве типичных фигур назовём Диониса, Синюю Бороду, Летучего Голландца, Зигфрида, а на более низком, примитивном уровне - знаменитых киноактёров, чемпионов по боксу. Анима или Анимус могут символизироваться животными и даже неодушевлёнными предметами со специфически женскими или мужскими признаками; подобное имеет место, главным образом, тогда, когда Анима или Анимус ещё не достигли уровня человеческой фигуры и проявляются в чисто инстинктивной форме. Так, Анима может принять вид коровы, кошки, тигрицы, корабля, пещеры и т. п., тогда как Анимус - вид орла, быка, льва, копья, башни или какого-либо иного предмета фаллической формы.

Здесь, как и в случае Тени и всех прочих элементов бессознательного содержимого, необходимо различать внутренние и внешние проявления. С внутренними формами Анимуса или Анимы мы встречаемся в снах, фантазиях, видениях и других проявлениях бессознательного, когда в них раскрываются контрасексуальные черты нашей психики; с внешними же формами мы имеем дело тогда, когда проецируем наше бессознательное на кого-то из нашего окружения.

Как Анимус, так и Анима имеют две основные формы: светлую и тёмную, «высшую» и «низшую», позитивную и негативную.

Позитивные проявления Анимы: Покровительство, Забота, Красота. Негативные: поглощение, пожирание, капризность, истеричность, чёрный мистицизм. Духовно зрелый мужчина имеет развитую Аниму и обладает тонкостью, чуткостью, обонянием, творчеством и созиданием. Неразвитая Анима у незрелой личности мнительна, грубо эротизирована и деструктивна.

Позитивные проявления Анимуса: альтруизм, щедрость, успешное прохождение испытания посредством собственной трансформации.

Негативные: изощрённая жестокость, чёрствость, склонность к холодным ментальным играм, чувство собственничества при неумении любить.

Мудрый Старец и Великая Мать

Архетип Мудрого Старца представляет собой персонификацию духовного начала. Он может предстать в разных формах: как старый мудрый человек или не менее мудрое животное, как царь или отшельник, злой колдун или добрый помощник, целитель или советчик, - но всегда он связан с некоей чудесной властью, превосходящей человеческие способности. Этот архетип заставляет человека приподниматься над своими возможностями: находить решения сложны проблем, изыскивать неведомые силы и преодолевать непреодолимые препятствия.

У женщин аналогией этому архетипу служит Великая Мать - мать-Земля, представляющая внеличностную правду природы, зарождение жизни, проявление всеобщего материнства, не различающего своих и чужих детей, питающего всё живое и одушевляющего даже неживую природу. Поэтому архетип Великой Матери никак не соотносится с реальной матерью человека, а больше связан с его способностью ощущать единую пульсацию ритмов жизни. Даёт ощущение неограниченных способностей к любви, пониманию и защите. Может включать скрытую тиранию как убеждённость в том, что все окружающие - дети, беспомощные и зависимые.

Оба архетипа могут принимать бесконечно разнообразные формы. С их добрыми и злыми, светлыми и тёмными сторонами мы сталкиваемся в представлениях первобытных народов и во всех без исключения мифологиях; мы встречаем их в образах колдунов и колдуний, пророков и пророчиц, магов, проводников - в том числе и в царство умерших, - богинь плодородия, сивилл, Матери Церкви, и т. д.

В целом Юнг пытается уложить в архетипы Мудрого Старца и Великой Матери всё, что выходит за рамки личного и относится к области коллективного бессознательного. Поэтому вся мифология у него предстает в виде двух глобальных образов: языческого бога-Духа и языческой богини-Матери, которым присущи самые разноплановые и разновременные черты и функции. Исключение он делает лишь для архетипа Трюкача-Трикстера (см. ниже), в котором он видит культурное отражение Тени. Поскольку для Трюкача характерны и мужские, и женские черты, он закономерно стоит особняком.

Помимо названных архетипов, активно проявляющихся на пути индивидуации, существуют и другие, часто встречаемые в различных трудах К. Юнга.

Отец. Архетип отца имеет множество имён: руководитель, король, вождь, капитан, генерал, президент. Все они, по большому счёту, несут отцовскую ответственность за тех, кто им подчиняется.

Архетип отца искажается в том случае, если происходит отделение власти от ответственности. Тот, кто хочет получать преимущества без обязательств, всегда рискует попасть под гильотину в том или ином виде (лишиться короны, титула, патриархии).

Зевс, Посейдон и Гадес составляют первое поколение богов-олимпийцев мужского пола. В них отражаются три аспекта архетипа отца: Зевс (небо и земля), Посейдон (море), Гадес (подземное царство).

Мать. С этим архетипом связаны материнские черты: проявление внимания и сочувствия; магический авторитет феминности; мудрость и душевный подъём, распространяющийся за рамки формальной логики; любой полезный инстинкт или импульс; всё, что называется добротой; всё, что даёт заботу и поддержку, способствует развитию и плодородию. Это место магической трансформации и возрождения вместе с потусторонним миром и его обитателями находится под покровительством Матери. Из негативных аспектов материнского архетипа можно отметить всё тайное, скрытое, тёмное; пропасть; мир мёртвых; всё, что пожирает, соблазняет и отравляет; всё, что вызывает ужас и является неизбежным, как сама судьба.

Ребёнок - человек, воспринимающий жизнь как прекрасную и удивительную, полную весёлых игр, праздников и развлечений. Проявления архетипа: радость жизни, веселье, беззаботность, новые возможности, спонтанность, интерес, любопытство. Оптимист, фантазер и выдумщик, он открыт всему новому, готов постоянно экспериментировать. Мотивация: новизна, игра, перспективы, обновление. Посещение новых мест для него - праздник, быстро переключается на очередную новинку, стремится к новым впечатлениям, развлечениям. Восприимчив к приключенческому и сказочному жанру. Архетип также содержит мотивы потенциального будущего, мотив осознавания, мотивы заброшенности, покинутости, подверженности опасностям и непреодолимости, гермафродитизма.

Правитель. Проявления: власть, статус, престиж, контроль. Человек, который стремится управлять другими людьми, держать всё под контролем. Он энергичен, напорист, уделяет внимание своему имиджу. Старается занять в обществе высокое положение, укрепить свой авторитет и власть. Мотивация: воля, доминирование, удержание превосходства, руководство, контроль, статус, власть, имидж. Восприимчив к статусным мероприятиям.

Герой - человек, который легко справляется со сложным делом, требующим профессионализма. Его естественная среда - это поле битвы, спортивное состязание, работа, т.е. там, где трудности требуют мужественных и энергичных действий. Он с готовностью принимает вызов судьбы. Он ловок и предприимчив. Мотивация: агрессивность, соревнование, завоевание, мастерство, предприимчивость, деньги. Герой проходит испытания, обретая победу и награду.

В мифах народов мира указываются основные пути мужчины-героя: божественное рождение, героические поступки, спуск в Нижний мир, искушение, поражение, смерть и воскрешение. Мужское качество рождается через инициацию - Герой проходит испытание, приобретая (открывая) новые чудесные качества.

В сказках (у народных сказок всегда счастливый конец) Герой получает 3 награды:

Корону (венец) - символ завершённости, обретения себя,

Суженую (соединение со своей «второй половиной», анимой/анимусом),

Преображение (метаморфозу) - превращение хромого, горбатого в прекрасного принца, обретение лягушкой, птицей человеческого облика.

В некоторых источниках Герой трактуется как одно из проявлений Анимуса.

Искатель - человек, который стремится быть не таким как все, отстаивает свою индивидуальность. Его привлекают тайны природы, загадки истории. Он стремится познать смысл жизни, найти своё призвание, предназначение; любит философствовать, путешествовать наяву и в фантазиях. Мотивация: раскрытие загадок природы и истории, поиск индивидуальности, интуиция, свобода. Восприимчив к эзотерике, мистике, фантастике, вопросам духовного развития, теме путешествий.

Любовник. Проявления: привлекательность, сексуальность, страстность, чувственность. Человек, который склонен к проявлению бурных эмоций. Ценит прекрасное, внимательно следит за модой, общителен. Старается всегда быть привлекательным для окружающих, находиться в центре внимания. Мотивация: сексуальная привлекательность, эмоциональность, чувство прекрасного, искусство. Стремится ощущать себя ярко, эффектно, сексуально, склонен к импульсивным поступкам.

Друг (Славный малый). Проявления: доброта, душевность, верность, мораль. Человек, для которого очень важны дружба, взаимоуважение, верность слову, семейные ценности. Большое внимание в своей жизни уделяет человеческим взаимоотношениям, сентиментален. Ценит свою принадлежность к коллективу, душевность и искренность. Проявляет заботу и внимание к своим друзьям и близким. Мотивация: принадлежность, взаимоотношения, привязанность, забота, семья, гуманность. Прислушивается к мнению своих друзей и знакомых, старается в одежде и поведении соответствовать своей социальной группе. Ценит внимательное отношение, восприимчив к советам известных людей. Проявляет интерес к житейским историям.

Хранитель - человек, для которого очень важно ощущение комфорта: удобная одежда, вкусная еда, хорошее здоровье, полноценный отдых. Проявления: комфорт, расслабление, покой, наслаждение. Он стремится жить без стрессов, ценит стабильность, уют и покой. Мотивация: защищённость, состояние здоровья, удобство, расслабление, наслаждение, консерватизм. Обращают внимание на получение удовольствия от любого процесса. Ценят удобное месторасположение, приятную атмосферу мероприятий. Весьма консервативен в своих предпочтениях, недоверчив к инновационным предложениям.

Трюкач-Трикстер. Мифологические черты: хитроумие и озорство, нарушающие прежние традиции ради поиска новых путей. Из описания Юнга можно видеть, что он рассматривает Трюкача как одно из проявлений антиномичной природы самого Духа. Но в отличие от Духа, которому присуща неопределённая, сверхчеловеческая и одновременно животная природа, Трюкачу присущи человеческие черты. Воплощая в себе первозданный человеческий разум как память и хитрость, которой не обладают животные, обманщик-Трикстер играет роль Тени прошлого по отношению к той новой идеальной личности, к которой стремится человечество.

Хитрость и ум делают образы обманщика-Трикстера порой похожими на Мефистофеля, что отражает современные представления о провоцирующей роли интеллекта по сравнению с чистотой души. И на самом деле, интеллект лишь по-обезьяньи подражает божественному творчеству жизни Вселенной.

Помимо основных архетипов существует множество других, носящих имена как богов и богинь, так и природных явлений и философских понятий. Через это многообразие архетипических образов проявляются различные инстинкты, типы мышления и реагирования, особенности восприятия, ценности, установки, правила, принципы, а также душевные состояния, периоды и циклы жизни. Рамки данной работы позволяют только перечислить эти многообразные архетипы, упоминаемые в различных научных трудах по аналитической психологии.

Олимпийские боги (Зевс, Посейдон, Аид, Аполлон, Гермес, Арес, Гефеста, Дионис) и богини (Деметра, Персефона, Артемида, Афина, Афродита, Гера, Гестия, Геката); могут трактоваться как образы Анимы и Анимуса,

Творец, Мастер,

Царица небесная,

Бог и человек,

Спаситель,

Проводник душ,

Ангелы и демоны,

Противник,

Андрогин,

Философский камень,

Квинтэссенция,

Мировая ось и Мировое древо,

Призвание, предназначение,

Изгнание из Рая,

Первородный грех и Искупление,

Четверица (Порядок),

Мудрость,

Безусловная любовь и свобода,

Иллюзия и реальность,

Единение и восприимчивость,

Духовное познание,

Любящие отношения,

Победа и триумф,

Порядок и гармония,

Распознание,

Циклы и разрушения,

Ночь, начало рассвета,

Рассвет, Утренняя заря,

Духовная сила и воля,

Реинкарнация и регенерация,

Рождение, смерть и перерождение,

Выход, прорыв,

Укрощение зверя,

Терпение и приятие,

Материальность и искушение,

Мужество,

Испытание,

Служение и созидание

Воображение,

Освобождение,

Истина и просветление,

Преображение,

Животворящее слово,

Успех и завершение,

Вновь обретённый Рай.

Все архетипы представляют собой возможные модели поведения, которые присутствуют в психике всех людей. Это идеи в платоновском смысле, жизненные предрасположенности, активные формы психического, которые оказывают постоянное влияние на наши мысли, чувства и действия. В каждом отдельном человеке некоторые из этих моделей активизированы (подключены к энергии или развиты), а некоторые - нет. Юнг объяснял разницу между архетипическими схемами (универсальное явление) и активизированными архетипами (функционирующими в отдельном человеке), используя аналогию с кристаллом. Архетип подобен незримой модели, которая определяет, какую форму и структуру обретёт ещё не сформировавшийся кристалл. Активизированный архетип подобен структуре уже сформировавшегося кристалла .

Проявляясь в человеке, архетип стимулирует определённую модель поведения, делает психику восприимчивой к определённой информации. Юнг сравнивает архетип с пересохшим руслом реки, которая определяет направление психического потока, но сам характер течения зависит только от самого потока. Архетипы сами по себе бессознательны, но могут представлены в сознании в виде архетипических образов, причём как позитивных, так и негативных.

Теория «активизируемых архетипов» Юнга близка установленным законам Ламарка: наследник при столкновении с ситуацией, в которой был его предшественник, воспроизводит те же самые образы и реакции. Опыт предшественников активизируется тогда, когда индивид сталкивается с ситуацией или лицом, характеристики которых соответствуют номинальному значению определенного архетипа. Когда архетип удачно активизируется, рождаются идеи, связанные с активизируемым символом или ситуацией, опытом и эмоциональным состоянием, а архетипический образ трансформируется в комплекс индивидуального подсознания .

Архетипы представляют собой базовые образцы для человека. В некоторых людях какие-то архетипы изначально проявлены сильнее, в некоторых слабее, - так же, как музыкальный слух, внутреннее чувство времени, экстрасенсорные способности, координация движений или интеллект. Например, у всех людей есть определенные музыкальные способности, но некоторые индивидуумы обладают ярко выраженным, заметным с детства дарованием, а некоторые с трудом воспроизводят самую простую мелодию. Так же обстоят дела и с архетипами. Некоторые мужчины воплощают тот или иной архетип с первого дня своей жизни и до самой смерти; а у кого-то данный архетип может проявиться только в зрелом возрасте, - например, мужчина безумно влюбляется и обнаруживает в себе Диониса .

Архетипы задают общую структуру личности. Их можно рассматривать как психическое побуждение, проявляющее себя в сновидениях, фантазиях, в процессе творческой активности и обнаруживающий себя только через образы и символы .

Отдельный архетип сам, будучи очень сложным органом сознания, сплетен с другими архетипами и вместе они образуют «схватываемое единство». Когда они дополняют друг друга, мы говорим о гармоничной личности, однако так бывает далеко не всегда. Случается, что архетипы противодействуют друг другу, и тогда может возникать внутриличностный конфликт.

С архетипами можно работать в двух жанрах: давать готовые архетипы или ждать, когда они проявятся через сны, медитации, фантазии, шутки. Сначала проявляются символы, соответствующие определённым архетипам, а потом - сами архетипы. Последовательное включение основных архетипов сопровождает процесс духовного созревания - индивидуацию, которая будет рассмотрена ниже.

В современном мире принцип активизации архетипов целенаправленно используется при взаимодействии с аудиторией и в рекламе . Архетипы являются действенным средством донесения рекламного послания адресату не только потому, что они воспринимаются мгновенно, но также потому, что их смысл остаётся практически неизменной у разных личностей, относящихся к любым культурам, возрастным группам, национальностям. Также важным свойством архетипов является их взаимодействие с неосознаваемыми сторонами личности. Поэтому чем в меньшей степени «обрабатываемый» контингент знаком со своим бессознательным материалом, тем эффективнее будет пиар-воздействие.

При работе с целевой аудитории определяется её преобладающий архетип и выбирается наиболее подходящий для аудитории образ в соответствии с поставленными целями. Например, в публичных выступлениях для того, чтобы эффективно убеждать и склонять к своей точке зрения, оратор должен исполнять роль лидера (архетип Правителя). Выбрав архетип под свою аудиторию, важно чётко ему следовать. Чем более последовательно будет осуществляться позиционирование, тем большее доверие носитель архетипа будет вызывать у целевой аудитории, тем более харизматичной личностью будет выглядеть.

Принцип использования отдельных архетипов в рекламе построен на эффекте «суммирования психической энергии». Это означает, что при совмещении содержания, эмоциональной части и подходящих архетипических форм, к собственной эмоциональной энергии сообщения присоединяется внутренняя психическая энергия архетипа, что придаёт воздействию дополнительную убедительность и силу .

Архетипичность даёт некоторое устойчивое ощущение «правильности» всего изображения, его соответствия некоторой внутренней реальности воспринимающего. Более того - так как содержание сообщения соединяется с особым узнаваемым состоянием, присущим человеку, после контакта с рекламой остаётся «след». И позже, когда появляется это архетипическое состояние, сами собой вспомнятся образы или темы рекламы. А если след ещё глубже - реклама начинает жить в случайных ассоциациях, шутках, метафорах.

Выбирая нужный архетип для конкретного рекламного проекта, автор определяет, какое настроение, какие ассоциации, стиль, он хочет «встроить» в своё «послание», чтобы они провоцировали нужную тему у воспринимающего. Затем эта эмоциональная тема уточняется таким образом, чтобы добиться единства и непротиворечивости сообщения. Затем остаётся подобрать сюжет или изобразительный ряд, сравнивая его с известными архетипическими. Чаще всего эффективно применение только одного архетипа; тогда сообщение воспринимается как завершённое, «сильное», впечатляющее и однозначное. Использование двух и более архетипов создаёт подобие сюжета и поэтому менее надёжно, так как труднее с уверенностью «держать» внимание зрителя. Неслучайные сочетания архетипов - это, чаще всего, вариации на темы сказок.

В своей практике К. Г. Юнг довел психоанализ до неописуемых вершин. Однако, вместе с тем он наполнил психологию комплексом сложных идей, которые были подпитаны философией, мифологией, археологией, психологией и теологией. Именно поэтому, до сегодняшнего дня, работы знаменитого психолога являются загадочными и не до конца понятными многим. Из-за необычного стиля его психологические теории (на основе которых были понятие архетип и символ), не всегда однозначно понимаются у большинства. Но, с точки зрения ценности, его работы можно считать бесценными.

Поэтому в данной статье мы поговорим об архетипах Юнга, рассмотрим все важные моменты в его работе, чтобы каждому было понятно, приведем все в упрощенном виде.

Что это такое?

Данный термин, который очень часто использовалось в мифологии, в работах, где проводился теоретический анализ, впервые внес в психологию Юнг.

Сам по себе термин архетипы с перевода от греческого означал »первообразы». Однако, Юнг дал этому термину иное значение. Согласно интерпретации Юнга архетипы – это начальные схемы разных образов, воспроизводящихся на бессознательном уровне, которые в свою очередь активизируют воображение человека. А это все впоследствии начинает отражаться в разных мифах, во снах, в верования, в фантазиях индивидуума и даже в искусстве.

Тут важно понять, что сами архетипы не являются образами, это только схемы. Иными словами, архетипы являются психологической предпосылкой, возможностью.

Архетипы у Юнга имеют формальную характеристику. Первая характеристика появляется в том случае, когда образ проникает в сознание и наполняется материальным опытом. Сам Юнг полагал, что процесс мифотворчества является некой трансформацией понятия в образ. Это могут быть невольные высказывания, которые относят к душевным событиям и, в основном, они носят бессознательный характер.

И хотя архетип является нечто обобщенным, формальным и бессодержательным все равно он имеет свойства. Специалисты уверенны, что исходя из уровня отчетливости, эмоциональной насыщенности, архетипы могут впечатлить, увлечь человеческую природу. А после этого возникает художественный первообраз для творчества.

Помимо этого, Юнг утверждал, что архетипы человечество наследует, то есть первообразы являются коллективным бессознательным наследием.

А сами архетипы вмещаются в глубоком бессознательном индивиде, а бессознательное, в свою очередь, выходит далеко за границами личности .

Для изучения данной концепции специалисты ищут ответы в этнических, типологических многообразии сюжетов, которые бы соответствовали поискам. Это могут быть мотивы архетипического ядра, что выразили мифологи метафорами.

Примеры

В своей деятельности великий психоаналитик попытался дать очертание этой концепции. Именно для этого Юнг сформулировал архетипы бессознательного. Ниже рассмотрим несколько из них по отдельности:

  1. Анима – по определению Юнга, это человеческое бессознательное начало противоположного пола. В мифических образах этот архетип передается в образах двуполых существ или же из китайской категории знаменитый Инь-Ян.
  2. Мудрый старик – это уже первообраз духа и значения, который скрывается в жизненных хаосах. В мифах у разных народов он представлялся как мудрый волшебник, шаман или как ницшеанский Заратустра.
  3. Великая Мать – во всех мифологиях, несмотря на культуру, этот первообраз был истолкован в разных вариантах: к примеру богиня, ведьма, норма, мойра, Богородица и тому подобное. Во всех этих образах был вложен архетип высшего женского начала, которое реализует психологические ощущения смены поколений, дающее человечеству привкус бессмертия или же иллюзию власти над временем.
  4. А образ Прометея и Эпиметея в архетипичной истолкований у Юнга преподносятся как противопоставление в психике »Самости», то есть индивидуально-личностное начало в частности одной ее части, »Персоне», которая обращена вовне.


Все эти концепции и толкования мифологии привели к тому, что были изменены исследования религий и древних мифов. Так как после этого исследователи стали смотреть на существующие образы совсем иначе.

Основные архетипы Юнга

Сами первообразы, если смотреть в пределах коллективного бессознательного, бесконечны. Однако, сам Юнг в своей теоретической системе придавал особое значение всего пяти архетипов. В этих первообразах он пытался раскрыть всю суть бессознательного.

  1. Маска – если перевести этот архетип с латыни, то это личина, публичное лицо индивида. Иными словами это то, как представляется человек в межличностных отношениях. Сама маска является символом многих ролей, которые применяет человек исходя из социальных требований. Сам Юнг истолковал этот архетип как способ добиться цели: либо произвести на других хорошее впечатление, либо скрывать свою истинную сущность.
  2. Персона – если смотреть на нее как архетип, то это необходимая часть психики человека, которая помогает ему налаживать контакт с другими в жизни. Но сам психолог в своих работах предупреждает, что если наделить этому архетипу большое значение, то это может привести человека к таким нежелательным последствиям, как поверхностность. А все потому, что персона отчуждает человека от истинного эмоционального опыта.
  3. Тень – данный архетип – противоположность архетипа »маска». Это темная, плохая, животная сторона индивида, который человек всю жизнь пытается подавить. Именно в архетипе »Тень» скрываются все агрессивные, половые импульсы, аморальные страсти, мысли, которые просто неприемлемы в любом обществе. И несмотря на все это автор был уверен, что данный архетип имеет также и плюсы. Как утверждал исследователь, именно Тень – источник жизненных сил, это творческое начало и спонтанность в жизни каждого индивида. А исходя из данной концепции главная функция »Эго» – это корректирования необходимых направлений энергии этого архетипа и усмирение пагубных сторон до необходимого уровня. Все это позволит индивиду жить в гармонии в обществе и в то же время подавлять свои импульсы, проявляя их в творческой жизни.
  4. Аниме / Анимус – в этих первообразах можно увидеть врожденную андрогенную людскую природу. А именно архетип аниме – это женский образ внутри мужчины (бессознательная женская сторона) и анимус – это мужское начало у женщины (бессознательная мужская сторона). На основу этой концепции Юнг взял тот биологический факт, что в каждом организме есть мужские и женские гормоны. Он был уверен, что со временем произошла эволюция между двумя полами: мужчины феминизировались, а женщины шовинизировались. По словам Карла этот архетип, впрочем, как и все, должны существовать в гармонии, не нарушая баланса. В противоположном случае это спровоцирует у индивида торможения и разные личностные расстройства. Иными словами, мужчина не должен все время скрывать свои женские черты, так же как и женщина не должна всегда скрывать свои сильные черты.
  5. Самость – этот архетип был центром в концепции Юнга и самым важным, именно поэтому необходимо рассмотреть данный архетип более подробно.

Основной из архетипов »Самость»

В концепции великого психоаналитика самость считалась сердцевиной личности, а все вышеуказанные элементы окружают его.

Когда человек достигает интеграции всех своих душевных аспектов, то к нему приходит гармония, чувство целостности и единства. Сам Юнг предполагал, что эволюция самого себя – это наиважнейшая цель в жизни каждого.

Символ самости это »Мандала» со своими разными видами проявлении.


В своей концепции Юнг выражает мнение, что цельность »Я», выраженный в символ завершенности, встречается во снах, в мифологии, в фантазии и в религиозных, мистических опытах у индивида. По мнению ученного, сама религия является ключевой силой, которая содействует внутреннему стремлению индивида достичь целостности.

Но важно при этом учитывать, что достичь вышеупомянутой гармонии не так уж и легко. Да и сам Юнг считал, что если и возможно достигнуть этого архетипа, то только в среднем возрасте. Так как самость не может проявиться у человека, пока все другие душевные аспекты как сознательные, так и бессознательные не будут »работать» в гармонии между собой. Именно на основе этого и специалисты уверяют, что для того чтобы достигнуть зрелого »Я» человеку нужна настойчивость, постоянство, интеллект и существенный жизненный опыт.

Другая трактовка или врожденность первообразов

Для архетипов есть еще одна трактовка, согласно которому архетипы это не что иное, как проявляющиеся воспоминания, идеи, что в свою очередь располагают человека переживать, воспринимать и отреагировать на разные явления конкретным способом. На самом деле это не соответствует истине. Будет точнее сказать, что это причины, которые влияют на поведение собственных факторов у разных людей. А в этом случае врожденным является эмоциональная, поведенческая, когнитивная реакция человека в конкретных ситуациях.

А что касается взаимосвязи архетипов и чувств или мыслей, то тут важно помнить, что сами архетипы являются начальными образами. По мнению Юнга, каждый из архетипов связан с определенными чувствами и мыслями, которые относятся к конкретным ситуациям и объектам. Например, для ребенка мама воспринимается благодаря своим настоящим характеристикам, что бывает окрашены бессознательными первообразами архетипической матери: воспитание, зависимость, плодородие.

Кое-что напоследок

Сама концепция Юнга стала причиной того, что во многих областях стали по-другому смотреть на важные моменты в работе психоаналитика. Вклад Юнга велик во многих областях, не только в психоанализе.

Сама концепция, где на основе Карл привел два понятия: архетип и символ, был новым подходом, где до сих пор есть много подводных камней и не до конца изученных моментов. Архетип, интерпретированный Юнгом как первообраз и символ, то есть способ, по которым эти первообразы могут выражаться в жизни каждого, еще нуждаются в исследовании.

1. Коллективное бессознательное. Понятие архетипа
2. Символика архетипов
3. Значение некоторых символов на примере архитектуры частного жилого дома
4. Взаимопроникновение символов
5. Архетип «матери»
6. Архетип «младенца»

1. Коллективное бессознательное. Понятие архетипа


Юнг рассматривает коллективное бессознательное как неотъемлемую частью психики, которое не связано с личным опытом человека и «не является индивидуальным приобретением» . «Если личное бессознательное состоит в основном из элементов, которые одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате забывания или вытеснения, то элементы коллективного бессознательного ни когда не были в сознании и, следовательно, ни когда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности». Таким образом, коллективное бессознательное является универсальным для всех «индивидов».

Индивидуальное бессознательное состоит из «эмоционально окрашенных комплексов», которые образуют «интимную душевную жизнь личности». Коллективное бессознательное состоит из «архетипов» или «архетипических мотивов». «Архетипические мотивы» - это формы и образы, которые являются источником мифологии, фольклора, религии, искусства. По мнению Юнга, любая существенная идея или воззрение опирается на «архетипическую проформу», «образы которых возникли, когда сознание еще не думало, а воспринимало». Юнг утверждает, что миф это в первую очередь психическое явление, «выражающее глубинную суть души» . Древний человек переносил свои душевны переживания на процессы внешнего мира, т. к. его сознание не было отделено от бессознательного от природы.

Близкие аналоги архетипов - инстинкты. Они оказывают важное влияние на психологию личности, но являются безличными факторами, определяющими мотивацию человека. Таким образом, Юнг говорит, что архетипы являются моделями инстинктивного поведения. «При возникновении ситуации соответствующей данному архетипу, он активизируется и появляется побуждение, которое, как и инстинктивное влечение, прокладывает себе путь вопреки всем доводам и воле, либо приводит к неврозу». В том случае, если инстинкты были подавлены, они по средствам «архетипичных мотивов» проявляются в сновидениях и фантазиях человека. «Наличие нереализованных, неосознанных фантазий, увеличивает частоту и интенсивность сновидений, при осознании фантазий сновидения становятся слабее и появляются реже». Из этого следует, что фантазии стремятся стать осознанными, а архетипы дают возможность человеку это сделать при помощи заключенных в них символики. Следовательно, архетипы являются способом взаимодействия сознательного и бессознательного.

Это взаимодействие является, по мнению Юнга, жизненно важным для человека. В результате развития сознание преобладает над его бессознательной частью. Но, не смотря на высокий уровень дифференциации, по сравнению с «дикарем», человек не может отстраниться от своего бессознательного. В своей теории Юнг говорит, что «по существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становится осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает». Следовательно, архетипы изменяются под влияние культуры, носителем которой является сознание . Таким образом, «чтобы связать все еще существующую в человеке жизнь прошлого с жизнью настоящего» ему необходимы новые интерпретации архетипов, «приемлемые для данной ступени».

2.Символика архетипов


Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах, героях, мифах, фольклоре, традициях, обрядах и т.д. Но, объединяя в себе несколько символов, архетип не является ни одним из них до конца, т.к. заключает в себе не сам символ, а его качество . Так основным символом огня является зигзаг, но для передачи огненного и страстного образа Кармен, в костюме используются крупные воланы, которые при помощи цвета в движении предают динамику языков пламени. Чем явственней в символе отображается качество первобытного образа, тем более сильное эмоциональное воздействие он оказывает.

По мнению Юнга, судьба человека зависит от переживаемых им образов, т.к. «в каждой душе присутствуют формы, которые, не смотря на свою не осознанность, являются активно действующими установками, предустанавливающие человеческие мысли, чувства и действия». Существует опасность, что человек попадет под влияние архетипов. Это происходит, «когда архетипческие образы воздействуют помимо сознания», когда сознание не способно удерживать бессознательное. По этим причинам при создании предметов дизайна необходимо рассчитать силу воздействия архетипов и их уместность.

Архетип воздействует на подсознание и может вызывать одновременно диаметрально противоположные эмоции: восторг и ужас, благоговение и страх. Двойственность восприятия «есть атрибут всеобщего человеческого опыта». Оно сформировалось под влиянием «мистического восторга», охватывающего человека от осознания близкого присутствия божества .

Рассматривая мифы, придания, религии Юнг подчеркивает, что их воздействие при помощи архетипов направлено на отделение сознательного и ограничения влияния бессознательного. «Символический процесс является переживанием образа и через образы». Главная цель этого процесса «просветление или высшая сознательность». Но в результате увеличения уровня сознания человек постепенно вытесняет свое бессознательное, которое, как утверждал Юнг, «овладевает личностью и искажает намерения индивида в своих целях». «Процесс жизнеспособен только при взаимном сотрудничестве» сознательного и бессознательного.

3. Значение некоторых символов на примере архитектуры частного жилого дома


Частный жилой дом на юге Испании. Архитектор Эмилио Амбаз. Название дом переводится, как «Дом для духовного уединения».

Главный и единственный фасад - две симметричные оштукатуренные белые стены, расположенные друг к другу под углом 90°. Главный вход - резной портал из темного дерева находится на стыке стен. Так же, но выше, примерно на уровне третьего этажа, устроен балкон, выходящий на внешнюю сторону стен. К балкону, по внутренней стороне, ведут две симметричные консольные лестницы. Они образуют треугольник, вершиной которого является балкон. Вдоль перил струится вода. Она стекает в небольшой полукруглый бассейн у основания лестницы ведущей в жилое пространство, которое находится под землей. Свет проникает через отверстие (патио), по конфигурации напоминающее волну. Оно обеспечивает сквозную вентиляцию всех помещений и ведет за пределы дома.

Архитектура этого сооружения наполнена символами. Взаимодействуя, они дополняют друг друга, говоря об идеи человеческого развития.

По Юнгу, чем более дифференцированным становится сознание, тем существует большая опасность разрушения состояния его устойчивости. Для того чтобы избежать этого и подняться в своем развитии человек должен познать свою темную сторону, встретится с собственной «Тенью». Тень - это желания, тенденции, переживания, все то, что вытесняется сознанием и уходят в бессознательное. Тень нельзя игнорировать, т.к. «можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену».

Увидеть свое отражение, свою Тень можно в воде. В работах Юнга вода чаще всего встречается, как символ бессознательного. «Покоящееся в низинах море - это лежащее ниже уровня сознание» , обозначается как «подсознательное» . Человек, смотрящий в «зеркало вод» видит свое истинное лицо, «которое он никогда не показываем миру, скрывая его за Персоной».

«Это теснина, узкий вход, и тот, кто погружается в глубокий источник, не может оставаться в этой болезненной узости,...поэтому за узкой дверью он неожиданной обнаруживает безграничную ширь».

Эта идея отражается в архитектуре здания. Проходя через вход, устроенный в стыке стен, человек, как бы, оказывается в глубинах своего подсознательного. Он видит перед собой «безграничное» пространство, открывается вид на ландшафт. От входа ведет лестница, широко расширяющуюся к низу у основания которой, находится полукруглый бассейн. Патио в форме волны подчеркивает символ воды. Лестница ведет в глубь к жилой части дома, к «Пещере».

Пещера символизирует возрождение. Место куда спускается человек для того, чтобы «произошла инкубация и обновление». Пещера как потайное место, которое находится внутри человека, «лежащая за сознанием темнота». «Проникая в бессознательное он устанавливает связь со своей бессознательной сутью». Это, по мнению Юнга, приводит к значительным изменениям в личности в положительную или отрицательную сторону.

Можно прочесть еще один символ, который говорит о возрождении и росте - Треугольник . Он образуется двумя симметричными лестницами, ведущими по внутренней стороне стен на балкон.

Треугольник является символом стабильного роста. Ему соответствует число три. «Троица выражает необходимость духовного развития, требующего самостоятельности мышления. Троица также и архетип, чья доминирующая сила не только поощряет духовное развитие, но при случае и навязывает его». В Алхимии троичность обозначает полярность - «одна триада всегда предполагает наличие второй: высокое - низкое, свет - тьма, добро - зло». Наличие противоположностей означает возможность дальнейшего развития и стремление к сбалансированности.

Дом испанского архитектора Эмилио Амбаз, является ярким, но не единственным примером сознательного использования символики. К ней часто прибегают при проектировании архитектурных сооружений, интерьеров общественных помещений: больниц, реабилитационных центров и т.д.

4. Взаимопроникновение символов


Юнг считал, что «главные символические фигуры любой религии всегда выражают определенную моральную и интеллектуальную установку». Крест , по Юнгу, воплощает в себе идею устроения. Он является древним символом строя и порядка. Часто в сновидениях крест может появляться в виде «четырехчастной мандалы». «Мандала обозначает исключительную концентрацию личности на самом себе», являясь символом самоконтроля. Внешняя часть мандалы - квадрат, символ целостности, ему соответствует число четыре символ самососредоточенности. Юнг писал, что фактически четверица является символом Бога, «проявляющего себя в творениях», то есть «Бога внутри». Для современного сознания четверица «прямо предполагает, тождество Бога с человеком». Так, по Юнгу, центральное место мандалы сегодня может занимать человек.

Круг, внутренняя часть мандалы. Символизирует «Божество, либо человека в его зависимости от небесных созвездий». Круг символ неба, квадрат символ земли. Таким образом, мандала является примеряющим символом.

Юнг писал, что «взаимное проникновение качеств и содержаний типично для символов». Еще один символ, пресекающийся с символом креста - троица, «имеет исключительно мужской характер». В природе троица символизирует три стихии: вода, воздух, пламя. Но, бессознательное «превращает этот символ в четверицы», дополняя неким темным началом, которое присутствует в кресте. Также Юнг говорил, что четвертая часть, это земля или тело. Землю символизировала Дева. «Средневековые философы полагали женщину или женское начало четвертым элементом». Таким образом, «символ четверицы исходит от Анимы - женской фигуры олицетворяющей бессознательное.

Анима и Анимус - это представление о себе как о мужчине или женщине. По Юнгу, каждый мужчина несет в себе образ женщины как таковой. «Анима выражает жизнь в ее чистом проявлении, без смысла и без правил», противостоит упорядоченности. «Женское существо появляется в различных проявлениях, вызывая блаженство, депрессии, экстазы, неуправляемые эффекты». Образ обладает некой самостоятельностью, направление эмоций не зависит от сознания.

5. Архетип «матери»


Архетип матери имеет множество проявлений. Это может быть мать, бабушка или мать в переносном смысле слова - богиня. По Юнгу, символ матери, так же, присутствует в вещах, «выражающих цель страстного стремления к спасению: рай, царство божье». Вещи, вызывающие у человека «благоговение»: церковь, университет, страна, небо, земля, леса, моря, луна. Архетип матери символизирует, так же изобилие и плодородие. «Он может быть связан со скалой, пещерой, деревом, весной, родником». Благодаря своей защитной функции символом матери может являться мандала . «С ним ассоциируются полые предметы», сосуды, некоторые животные: «корова, заяц, полезные животные в целом».

Архетип матери, как и многие другие, характеризуется двойственностью проявлений . «Злыми символами являются ведьма, змея, могила, саркофаг, глубокие воды, смерть, приведения, домовые и другие». Положительное проявление архетипа: «забота, сочувствие, магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой или способствует росту и плодородию». Архетип матери связан с воскрешением и магическими превращениями. В отрицательном смысле может означать «нечто тайное, загадочное, темное: бездну, мир мертвых, все поглощающее, искушающее, т.е. то, что вселяет ужас и что неизбежно как судьба». Юнг писал, что архетипу матери приписывают «три основных атрибута: божество, страсть и темнота».

6. Архетип «младенца»


Мотив «младенца» имеет различные формы: драгоценный камень, жемчужина, цветок, чаша, золотое яйцо, золотой мяч и другое.

Юнг писал, что «одна из существенных черт мотива «младенца» - это его будущность. «Младенец» - это возможное будущее» . В мифологии герой часто являются сначала, как «Бог-младенец». По Юнгу, главный подвиг героя заключается в преодолении «мрака», то есть бессознательного. По это причине «младенца» часто отождествляют с вещами, «содействующими культуре, например с огнем, металлом, зерном, кукурузой». «Таким образом, для «младенца» характерны деяния, смысл которых заключается в покорении темноты».

Юнг утверждал, что «младенец» происходит на свет вследствие столкновения противоположностей. В результате этого на свет выходит нечто третье - «целое», объединяющее в себе сознательное и бессознательное. По этой причине мотив «младенца» связывают со спасением, как и все объединяющие символы.

Другим свойством мотива «младенца» является его «покинутость, незащищенность, подверженность опасностям». Это связано с его «таинственным и чудесным рождением». Объединив в себе два противоположных начала, он был отвергнут обоими. Вследствие этого «младенец» символизирует «отдаление, изолирование от своего источника». «Младенец» означает нечто, развивающееся в направлении независимости. Сделать это он может лишь отдалив себя от своих начал: поэтому покинутость - необходимое условие». Но, несмотря на свое одиночество в мифологии «младенец» часто «обладает возможностями, намного превосходящими обычные человеческие». Юн отмечал, что «так как символ «младенца» очаровывает и захватывает сознательное мышление, его спасительная сила проникает в сознание человека и способствует выходу из конфликтного состояния».

Список литературы.

1. Карл Густав Юнг, «Душа и миф. Шесть архетипов», Киев, «Государственная библиотека Украины для Юношества», 1996.
2. Карл Густав Юнг «Архетип и символ», M, Renaissance, 1991

Наряду с бессознательным, которое формируется в индивидуальном опыте, Юнг обнаружил еще «коллективное бессознательное», элементы которого общие у разных людей. Анализ его структур (архетипов) составляет основу учения Юнга.

Юнг, как глубинный психолог, исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен. Ему также удалось обнаружить в снах пациентов психотерапии нечто, что он посчитал следами подобных символов. Это еще более укрепило Юнга, как глубинного психолога, в его приверженности идее коллективного бессознательного.

Именно «коллективное бессозна­тельное» является для швейцарского психиатра тем резервуаром, где сконцентрированы все «архетипы».

Юнг сопоставлял архетипы с системой осей кристалла, которая реформирует кристалл в растворе, будучи неким невещественным полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким "веществом" является внешний и внутренний опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде архетип, поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к самому архетипу эти образы сознания ("архетипические образы") стоят в опыте сновидений, и, мистических видений, когда сознательная обработка отсутствует. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное. В работах по психологии религии для характеристики архетипических образов Юнг использует термин "нуминозное". По этому поводу Юнг говорит: «Понятие Бога есть необходимая психологическая функция, иррациональная по своей природе: с вопросом о существовании Бога она вообще не имеет ничего общего. Ибо на этот последний вопрос человеческий интеллект никогда не будет в состоянии дать ответ; в еще меньшей мере эта функция может служить каким бы то ни было доказательством бытия Бога" . Идея Бога является архетипической, она неизбежно присутствует в психике каждого человека, но отсюда невозможен вывод о существовании божества за пределами нашей души.

По мысли Юнга, бессознательное – это вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознательного мышления. Бессознательное действует отнюдь не во вред человеку, а, наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную ступень развития. Образы вневременны, внепространственны и, в конечном счете, предшествуют человеческой истории.

Архетипы "коллективного бессознательного" являются своеобразными когнитивными образцами, тогда как инстинкты - это их корреляты; интуитивное схватывание архетипа предшествует действию, "спускает курок" инстинктивного поведения.

    ИЕРАРХИЯ АРХЕТИПОВ

Юнг организовал архетипы в отдельные группы; так, он заметил, что существует тенденция к персонификации бессознательного.

Самым глубоким внутренним архетипом является самость

Из идей Юнга о самости: наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.

Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости - это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте.

это самый центральный архетип, архетип порядка, который организует переживание других архетипов. Говоря о "центральном" архетипе, Юнг санкционирует иерархическую форму классификации.

Другой широко принятый подход состоит в том, что существует четыре типа архетипов. Во-первых, это "мелкие" архетипы, такие как персона и тень, далее архетипы "души" ,затем "архетипы духа" (мудрые старик и старуха), и наконец, самость.

Другое различие проводится между архетипами семьи (ребенок, мать, отец, дом) и архетипами, относящимися к человеку (самость, анимус/анима, тень, персона).

    АРХЕТИПИЧЕСКАЯ БИПОЛЯРНОСТЬ

Архетипы выражают врожденную биполярность между положительным и отрицательным аспектами переживаний и эмоций. Например, архетипическии образ отца может быть разделен на помогающего, поддерживающего, сильного отца, вызывающего восхищение, и на тиранического, подавляющего, кастрирующего отца (или слабого, бесполезного отца). Образ отца опирается в большой степени на то, как переживания, вызванные внешней средой, сливаются или, говоря более техническим языком, опосредуют архетипическую образную систему. Абсолютно хороший отец, конечно, идеализация, и то, что кажется хорошим одному, вполне может восприниматься иначе другим.

Человек подчинен и пойман на крючок всего только одной стороной и из всего диапазона архетипических возможностей; это жестокая депривация.

    АРХЕТИП КАК УНАСЛЕДОВАННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ

Юнг никогда не был уверен относительно точного наследования архетипов, т.е. того, как они передаются, но он проводил параллели с такими явлениями, как цыплята, которые вылупляются из яиц, птицы, которые строят гнезда, и другими типами специфического поведения, свойственными определенным видам. Этот биологический аспект архетипа суммируется биологом Портманном:

"порядок внутренней жизни животного управляется образующим элементом, действие которого психология человека обнаруживает в мире архетипов. Весь образ жизни высших животных имеет в высшей степени архетипический характер. Биологу это предстает как явная организация инстинктивной жизни" .

Юнг по этому поводу пишет:

«Критики довольствовались утверждением, что не существует никаких архетипов. Конечно, они не существуют, так же как ботаническая система не существует в природе! Но станет ли кто-нибудь отрицать существование в природе семейств растений на этом основании?".

Основная идея Юнга относительно архетипических моделей состояла в том, что это "биологические нормы психической деятельности".

    АРХЕТИП КАК ОТПЕЧАТОК

Отношения между архетипом и опытом - это система обратной связи; повторяющийся опыт создает остаточные психические структуры, которые становятся архетипическими структурами. Но эти структуры оказывают влияние на опыт, стремясь организовать его в соответствии с уже существующей моделью.

Простой пример показывает, как работает система обратной связи. В течение миллионов лет эволюции человека дети в своем выживании были полностью зависимы от других, особенно от матери. Это настолько регулярное и предсказуемое явление, что теперь, наконец, современный ребенок начинает жизнь с уже бессознательными намерениями - не рассматривать мать как хорошее (приятное) или плохое (болезненное), но организует свой личный опыт ранней уязвимости вокруг моделей "самости", "матери", "хорошего", "плохого". Можно сказать, что ребенок структурирует свой опыт в соответствии с врожденной психологической схемой точно так же, как он "знает", как дышать или испражняться.

Юнг обобщает: "коллективное бессознательное - это образ мира, который формировался в течение миллионов лет. В этом образе определенные черты, архетипы или доминанты выкристаллизовывались с течением времени. Они являются главными силами" .

    АРХЕТИП И ИНСТИНКТ

Юнг связывал архетипы и их функционирование с инстинктами. Вначале, в 1919 г., он рассматривал архетип как психологический аналог инстинкта, "автопортрет инстинкта... то, как инстинкт понимает сам себя" .

Архетипы начинают рассматриваться как психосоматические единства, занимающие промежуточное положение между инстинктом и образом. Юнг писал в 1947 г.:

"реализация и ассимиляция инстинкта никогда не происходят с помощью растворения в инстинктивной сфере, они происходят только через интеграцию образа, которая определяет и одновременно пробуждает инстинкт" .

Поэтому существует взаимозависимость, и ни инстинкт, ни образ не имеют отдельного или первичного существования по отношению друг к другу.

Психоидное бессознательное - это первичная упорядочивающая структура, но ее проявления "невозможно непосредственно воспринять или представить" .