Анализ стихотворения “Я люблю судьбу свою…” Рубцов. Сочинения по темам

Что можно сказать о карьере военного, как она представлена в стихотворении?

Внимательно перечитав строки о судьбе офицера тех лет, мы видим парадную сторону военной службы, ее строевую жизнь в мирное время, когда даже мерзнет офицер "красиво". В этих немногих строках поэту удалось передать четкость и организованность военной службы.

Автора привлекает судьба поэта своей независимостью, возможностью жить не торопясь, не подчиняясь требованиям этикета, неизбежного и для военных, и для чиновников. "В июле распахнуть жилет" может лишь человек, который не обязан точно следовать всем нормативным предписаниям.

Как вам кажется, почему послание обращено к товарищам, а не к друзьям? Как вы это объясняете?

Автор обращается к товарищам - ведь не все лицеисты были его друзьями. Одни из лицеистов были ближе, с другими Пушкин общался меньше. В самом стихотворении он говорит о "мирных друзьях". Наверное, друзья - это часть тех товарищей, с которыми он разделял свою судьбу.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «Товарищам» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Кто такой Гомер? Большинство исследователей античной литературы сходятся во мнении, что Гомер жил в VIII веке до нашей эры. Он родился и творил в Ионии - на Западном побережье Малой Азии и близлежащих островах. Возможно, что родиной его была Смирна, древнегреческое название города Измира, крупного порта в Турции, что долгое время он пробыл на Хиосе, острове в Эгейском море, близ полуострова Малая Азия, а умер на острове Иос. Возможно, что Гомер
    Какой вы представили себе мечту юного Пушкина о будущем? Верит ли поэт в возможность осуществления своей мечты? Мечта поэта обращена к его детским воспоминаниям. Это подмосковное имение Захарово, в котором он бывал у родных. Поэт описывает дом, свои занятия. Все это - из воспоминаний о прошлом. Он сам утверждает, что мечтам дано воплотиться только во сне. В стихотворении есть несколько синонимов, которые определяют призвание автора. Уже в первой строфе он "резвый
    Как раскрываются в стихотворении "Москва" две темы, обозначенные в первой строке, - тема "города чудного" и тема "города древнего"? В стихотворении Ф. Н. Глинки "Москва" сливаются воедино прошлое и настоящее великой столицы России. И все-таки на первом месте - как и в первой строке стихотворения - в нем стоит настоящее столицы. В этом настоящем - память о древних церквах, на которых "вырастают дерева", о горестных и великих свершениях. Почему поэт так
    Глаголом жги сердца людей А. С. Пушкин Проснешься ль ты опять, осмеянный Пророк? М. Ю. Лермонтов Описание событий в романах и других произведениях Пушкина тесно связано с идеями декабристов, под влиянием которых он находился. Со многими из декабристов его объединяли тесные узы дружбы. Его стихи воспринимались как призыв к революции (например, ода "Вольность"). Основную тему его политической лирики можно определить словами: "Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок". Свою музу он называет "грозой царей",
    В чем вы видите основную мысль этого стихотворения? В стихотворении на примере судьбы Байрона Лермонтов как бы предугадывает свой будущий конфликт с обществом, ощущает неизбежность своего раннего трагического конца и вместе с тем выражает уверенность в своем избранничестве. Чего больше в нем - ощущения трагизма личной судьбы или уверенности в своем избранничестве? Ощущение трагизма личной судьбы не противоречит осознанию своей творческой миссии на земле. Вероятно, Лермонтов в своем избранничестве, как и в
    В стихотворении "Русской женщине" Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей и благ - все это резко контрастирует с теми ценностями, которые автор перечисляет в начале первой строфы (свет, искусство, любовь - все то, что составляет, по мнению Ф. И. Тютчева настоящую, полноценную жизнь). Элегическую тональность усиливают в стихотворении повторы внутри строфы ("в
    Можно ли выделить в стихотворении "Листок" сюжет? Если он есть, то кратко перескажите. Путешествие дубового листка, который оторвался от ветки родимой, было долгим. Жестокая буря донесла его до Черного моря. Листок прижался к корню молодой чинары и просил у нее приюта, но гордая красавица не захотела ему помочь. Ей не интересны были его "небылицы", и она прогнала его от себя. Такова история горьких скитаний дубового листка. Образы дубового листка и чинары
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

      Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

«Поэту необходимо думать о смерти, и только памятуя о ней, поэт может особенно остро ощущать жизнь», - говорил Сергей Есенин. Смерть вошла в судьбу Николая Рубцова почти с самого её начала: умерла его мать и две сестры, отец пропал на фронте, и Рубцов много лет считал, что «на войне отца убила пуля», пока не встретился с ним в Вологде в 50-х годах.

Романтическая «тема моря», о которой писал сам Рубцов, смыкается в его ранней лирике с темой смерти постоянно:

Прямо в сердце врывалось силой

Красоты, бурлившей вокруг.

Но великой братской могилой

Мне представилось море вдруг.

Даже в стихах, написанных на заказ и публиковавшихся во флотских газетах, она заявляет о себе со свойственной юному поэту категоричностью:

Ничего нет врага ненавистней!

Тот, кто смело врагов истребляет,

Никогда не уходит из жизни,

Если даже в бою погибает!

(«Сердце героя»)

Философские размышления о бренности мира («О земле подумаю, о небе, / И о том, что все это пройдет») резко отличались от бесшабашного матросского веселья в редкие часы отдыха. По воспоминаниям Валентина Сафонова, друга Рубцова, ставшего впоследствии писателем, «очень уж не вязалась печальная наполненность этих строк с обликом автора - жизнерадостного моряка... Кто из нас, двадцатилетних, мог всерьез воспринять строки о памяти, что «отбивается от рук», о молодости, что «уходит из-под ног»? Жизненные дали для нас, по сути, только начинались».

Может быть, сиротство и несчастная любовь сделали юношу философом, а может, нечто иное скрывалось в его поэтической натуре: «Все проходит, проходит и жизнь» (ст-е «Соловьи»).

Рядом с темами смерти, прощания, ухода, в его пока еще ученической лирике стала крепнуть тема бессмертия, вечности:

Я, юный сын морских факторий,

Хочу, чтоб вечно шторм звучал.

Чтоб для отважных вечно - море,

А для уставших - свой причал.

(«Я весь в мазуте, весь в тавоте...»)

Эта строфа из его ранней лирики воспринимается совсем иначе, если посмотреть на неё с этой точки зрения.

Самым загадочным стихотворением этого периода стали «Мачты»:

Созерцаю ли звезды над бездной

С человеческой вечной тоской,

Воцаряюсь ли в рубке железной

За штурвалом над бездной морской, -

Все я верю, воспрянувши духом,

В грозовое свое бытие

И не верю настойчивым слухам,

Будто все перейдет в забытье,

Будто все начинаем без страха,

А кончаем в назначенный час

Тем, что траурной музыкой Баха

Провожают товарищи нас.

Это кажется мне невозможным.

Все мне кажется - нет забытья!

Все я верю, как мачтам надежным,

И делам, и мечтам бытия.

Подобное заявление в условиях государственного атеизма само по себе было вызовом, но для Рубцова, искавшего истину, не это было главным - еще до службы на флоте будущий поэт познакомился с Библией, читал труды Гегеля, Канта, Аристотеля, Платона...

Зрелая лирика Николая Рубцова буквально пронизана насквозь данной темой, превратившейся в настойчивый мотив. Его лирический герой чувствует «смертную связь» с Родиной, видит «неспокойные тени умерших», покойную мать (ст-е « В горнице»), слышит «незримых певчих пенье хоровое» и воспринимает смерть как естественное продолжение жизни души:

И эту грусть, и святость прежних лет

Я так любил во мгле родного края,

Что я хотел упасть и умереть

И обнимать ромашки, умирая...

(«Над вечным покоем»)

Незримое присутствие Бога ощущается в зрелых стихах Рубцова постоянно, в стихотворении «Русский огонёк» он говорит о Нем естественно и просто: «Дай Бог, дай Бог...» Лексика этого периода насыщена библеизмами и производными от них: «божество», «ангел», «молитвы», «крест», «светлая весть», «вечный покой», «дьявольская сила», «молитвенный обряд», «святая обитель», «небесный свет», «Божий храм», «свеча»... Его «скромный русский огонёк» горит «как добрая душа» - в православной традиции горящая свеча - символ краткости земной жизни.

Размышления о связи смерти и бессмертия в стихотворении «В святой обители природы» завершаются так:

И неизвестная могила

Под небеса уносит ум,

А там - полночные светила

Наводят много-много дум...

И думаю я - смейтесь иль

Не смейтесь -

Косьбой проворной на лугу

Что той, которой мы боимся, - смерти,

Как у цветов, у нас ведь тоже нет!

(«Ночь коротка. А жизнь, как ночь длинна...»)

В стихотворении «Видения на холме» поэт говорит о любви к России «навек, до вечного покоя» - явное православное миропонимание бессмертия. Рубцов подтверждает и известную евангельскую мысль («У Бога все живы»): «Здесь каждый славен - мёртвый и живой!» («Старая дорога»). Личный уход, считает поэт, - лишь часть общей нашей судьбы:

Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,

Что выплыв на лодке, повсюду достану шестом...

(«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...»)

Характерное замечание лирического героя: «без грусти дойду до могилы», многократно повторённое в его поэзии, свидетельствует о силе веры, убеждения в том, что и в жизни, и в смерти есть свой высший смысл. Николай Рубцов, полагаясь на волю Божью, не боялся смерти - это подтверждает не только его философская лирика, но и стихи бытовые, шутливые, ироничные:

Слез не лей над кочкою болотной

Оттого, что слишком я горяч,

Вот умру - и стану я холодный,

Вот тогда, любимая, поплачь!

(«Слез не лей»)

Если бы цензоры по-настоящему вчитывались в некоторые «проходные» стихотворения Рубцова, то они пришли бы в ужас! Гомерический хохот вызывал у читателей стих о покорителях космоса:

Новый подвиг советских героев!

Скоро все улетим в небеса

И узнаем, что это такое...

Рубцовский шедевр «Философские стихи» полностью посвящен теме смерти и бессмертия. Начинается он с укора умирающему человеку, создавшему в жизни «ложный облик счастья», полный довольства и славы, а заканчивается отказом от осуждения: «Мы по одной дороге ходим все...», осознанием неизбежного собственного конца («Когда-нибудь ужасной будет ночь») и пониманием смерти как Божьей милости и даже счастья:

Но я пойду! И знаю наперед,

Что счастлив тот, хоть с ног его сбивает,

Кто все пройдет, когда душа ведет,

И выше счастья в жизни не бывает!

В сборниках «Душа хранит» (1969) и «Сосен шум» (1970) пронзительно зазвучала трагическая тема - Николай Рубцов словно прощался с этим миром. Посмертные книги, составленные самим поэтом: «Зеленые цветы» (1971) и «Подорожники» (1976), в которых впервые были опубликованы многие неизвестные ранее стихотворения, еще более усилили это впечатление.

Предчувствие ухода ощущается во многих юношеских стихах Рубцова:

Неужели так сердце устало,

Что пора повернуть и уйти?

Мне ведь так ещё мало, так мало,

Даже нету ещё двадцати...

(«На душе соловьиною трелью...»)

Впервые фразу о своей смерти он легкомысленно, полушутя-полусерьезно обронил еще в 1954 году в Ташкенте, когда ему было всего 18 лет: «Да, умру я! И что ж такого...». Десятилетие спустя у Рубцова вырвалось страшное предсказание: «Когда-нибудь ужасной будет ночь». Думы о собственном конце преследовали его постоянно:

Замерзают мои георгины.

И последние ночи близки. (1967)

Родимая! Что еще будет

Со мною? Родная заря

Уж завтра меня не разбудит,

Играя в окне и горя. (1968)

В стихотворении "Зимняя ночь" (1969) то ли "черный человек", то ли сама смерть зовет поэта:

Кто-то стонет на темном кладбище,

Кто-то глухо стучится ко мне,

Кто-то пристально смотрит в жилище,

Показавшись в полночном окне...

Здесь все серьезно. Все дышит предвестьем небытия - не только упоминание о кладбище, не только классический символ смерти - ночь, но и указание на ее непознанность и невозможность познания: «Есть какая-то вечная тайна / В этом жалобном плаче ночном». В "Элегии" (1970) чувствуется уже обреченность: «Отложу свою скудную пищу / И отправлюсь на вечный покой». И, наконец, указана дата:

Я умру в крещенские морозы...

Стихотворения, посвященные поэтам, также поднимают тему гибели («Сергей Есенин», «О Пушкине», Дуэль», «Памяти Анциферова», «Последняя ночь») но, что удивительно, в понимании Рубцова преждевременная смерть - это тоже Божья милость:

Уже давно,

Как в Божью милость,

Он молча верил

В смертный рок.

(«Дуэль»)

Пророческие видения как уже говорилось, появлялись в стихах Рубцова неоднократно, даже с указанием места:

Мое слово - верное,

Мои карты - козыри.

Моя смерть, наверное

На Телецком озере.

Но самым известным произведением из этого ряда стало стихотворение «Я умру в крещенские морозы...» На предсказание даты собственной гибели все обращают внимание - это, действительно, редчайший случай не только в русской, но и в мировой поэзии, - но содержание стихотворения на самом деле жизнеутверждающее: гроб разобьется, усопший встанет из могилы - совсем как в евангельском откровении! А концовка стихотворения и вовсе не оставляет никаких сомнений: «Я не верю вечности покоя!»

О духовных причинах гибели Николая Рубцова говорить сложно, да и вряд ли мы имеем на это право, но сам поэт оценивает свой жизненный путь весьма жёстко:

Почему мне так не повезло?

По ночам душе бывает страшно,

Оттого, что сам себе назло

Много лет провел я бесшабашно.

Еще одно предсказание смерти, причем в деталях, поражает:

Как жаль, что я умру

совсем бесславно,

А может, я с достоинством умру?

Так и случилось, обстоятельства смерти поэта всегда будут вызывать вопросы.

Тема смерти и бессмертия в поэзии Николая Рубцова возникла не по прихоти автора, а по воле Божьей: «О чем писать? / На то не наша воля!» И относиться к его ранней смерти надо смиренно, по примеру самого поэта. Дело ведь не в том, сколько ты протянешь на этой земле, а в том, как ты проживешь, что оставишь людям:

Можно жить и лёжа на полатях,

Бить баклуши хоть до сотни лет.

Жизнь моя, промчись же,

Как торпедный катер,

Оставляя за собою

Бурный след!

(Н. Рубцов)

Виктор Бараков , член Союза писателей России, доктор филологических наук

«Я люблю судьбу свою» Стихотворение относится к позднему периоду творчества Рубцова. Поэт размышляет о роли поэзии в жизни, о соотношении поэтической традиции. В стихотворении дана свобода суждений, точность мгновенных оценок творчества предшественников:

Вот Есенин - на ветру!

Блок стоит чуть-чуть в тумане.

Словно лишний на пиру

Скромно Хлебников шаманит.

Используемый оксюморон «скромно шаманить» оправдан в отношении применения к Хлебникову, который был очень скромным человеком от природы, но создавал необычные для восприятия и слуха произведения. Природный мир ощущается Рубцовым как тайна, поэтому поэзия для него - род вызывания духа, род шаманства.

Художественно-выразительное средство, употребленное по отношению к Хлебникову, имеет и расширительный смысл, и относится вообще к образу поэта. Рубцов, чтобы найти свое место в искусстве, оглядывается на чужой опыт и называет Тютчева, Блока, Есенина, Хлебникова своими предшественниками.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Впервые о Владимире Высоцком заговорили в начале семидесятых. Его доходчивые и нехитрые песни-монологи привлекли к себе внимание самых разных людей....
  2. Стихотворение написано в 1966-м году. Это период творческой зрелости Рубцова. До его трагической гибели оставалось пять лет. Название настраивает на...
  3. Николая Рубцова по праву считают поэтом русского Севера, так как он не только родился и вырос в Архангельской области, но...
  4. Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои...
  5. Не секрет, что многие поэты наделены даром предвидения, и могут с удивительной точностью предсказать собственную судьбу. Николай Рубцов – из...
  6. «Мой демон» воспринимается как набросок к знаменитой поэме «Демон». Стихотворение, которым Лермонтов открывает тему демонизма в своем творчестве, датировано 1829...
  7. «Последняя смерть» (1827). Стихотворение относится к фи­лософской лирике. Поэт, видя в древности образцы прямого бла­городства и силы духа, осознает человеческую...

“Я люблю судьбу свою…” Стихотворение относится к позд­нему периоду творчества Рубцова. Поэт размышляет о роли по­эзии в жизни, о соотношении поэтической традиции. В стихо­творении дана свобода суждений, точность мгновенных оценок творчества предшественников:

Вот Есенин – на ветру!

Блок стоит чуть-чуть в тумане.

Словно лишний на пиру

Скромно Хлебников шаманит.

Используемый оксюморон “скромно шаманить” оправдан в отношении применения к Хлебникову, который был очень скромным человеком от природы, но создавал необычные для восприятия и слуха произведения. Природный мир ощущается Рубцовым как тайна, поэтому поэзия для него – род вызывания духа, род шаманства. Художественно-выразительное средство, употребленное по отношению к Хлебникову, имеет и расшири­тельный смысл, и относится вообще к образу поэта. Рубцов, что­бы найти свое место в искусстве, оглядывается на чужой опыт и называет Тютчева, Блока, Есенина, Хлебникова своими предше­ственниками.

Глоссарий:

– я люблю судьбу свою анализ

– рубцов я люблю судьбу свою анализ

– анализ стихотворения рубцова я люблю судьбу свою

– анализ стихотворения я люблю судьбу свою

– о стихотворении я люблю судьбу свою


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…” В сти­хотворении дан узнаваемый тютчевский образ – человек перед лицом мироздания, один на один с мирозданием. Душа и...
  2. “Звезда полей”. Стихотворение создается в поздний период творчества поэта. Николай Рубцов много объехал земель и много видел, но для него не было ничего родней и...
  3. “Я не люблю иронии твоей…” (1856). Стихотворение отно­сится к любовной лирике и посвящено жене поэта, Авдотье Яковлевне Панаевой. Рядом с любящим героем появляется образ независимой...
  4. Стихотворение “В горнице”; было написано Н. Рубцовым в 1963 году. На первый взгляд, оно просто и незатейливо. Река, лодка, дом, садик с красными цветами, свет...