Какие факты позволяют говорить о давлении жизни. Жизни давление. Эволюционные изменения генофонда

; создание комфортной атмосферы на уроке.

Цель: оценивание подготовленности ученика; выявление уровня усвоения пройденного материала.

УУД: регулятивные, личностные.

Форма работы: индивидуальная устная по вопросам:

1. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра.

2. Лесная зона на территории Евразии.

3. Степь и лесостепь.

4. Пустыни и полупустыни.

Ребята, давайте с вами вспомним, сколько у нас планет в нашей Солнечной системе?

А чем наша планета отличается от других?

Где впервые появился человек?

Как человек расселялся по территории Земли?

Давайте попробуем вывести тему нашего нового урока: «Население Евразии».

В соответствии с темой урока поставим для себя цели и задачи.

Человек в Евразии живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития.

В Евразии известны древнейшие цивилизации Земли:

Месопотамии,

На побережье Средиземного моря.

Они сыграли большую роль в развитии человеческого общества.

На территории Евразии располагаются самые крупные страны мира по площади: Россия, Китай, США, Канада, Австралия и мельчайшие - Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Ватикан и др.

1. - Давайте с вами назовем, какие народы сейчас проживают на территории Евразии?

А к каким расам относятся эти народы?

Для того чтобы выявить, внешние признаки этих рас, мы с вами будем заполнять таблицу.

Население Евразии многообразно по расовому и национальному составу. Большую часть составляют народы европейской расы.

Задание. По данным таблицы опишите особенности рас Евразии:

2. Работа с картой «Народы и плотность населения мира».

Население Евразии делится по языковому признаку на семьи и группы.

Задание 1. Какие народы, их семьи и группы проживают на территории Евразии? Назовите и покажите на карте.

Задание 2 . Покажите на карте наиболее заселенные части континента. Какие территории населены слабо? Почему?

3. Работа с картой «Политическая карта мира».

Задание 1 . По каким признакам можно группировать страны Евразии? Приведите примеры стран каждой группы.

Задание 2. Назовите и покажите страны, входящие в состав Северной Европы.

4. Работа с картами, текстом учебника.

Задание. Опишите природу, население стран Северной Европы по плану либо по контурным картам на странице.

План-характеристика страны (стран)

1.Название стран (страны) и их (ее) столиц.

2.Особенности ГП стран (страны):

1) в какой части материка находится или занимает островное положение;

2) с какими государствами граничит (сухопутные и морские границы);

3) какими морями, каких океанов омывается.

3. Особенности природных условий стран (страны):

1) рельеф;

2) климат;

3) внутренние воды;

4) природные зоны.

4. Население страны, особенности быта.

1)состав, плотность и размещение;

2)основной род занятий и особенности быта.

5. Особенности хозяйства:

2) выращиваемые сельскохозяйственные культуры;

3) отрасли животноводства.

1. Какие народы населяют территорию Евразии?

2. К каким расам они относятся?

3. Назовите внешние признаки европеоидной расы?

4. Назовите внешние признаки монголоидной расы?

5. Назовите те страны, которые входят в состав Северной Европы?

НАСЕЛЕНИЕ И СТРАНЫ … В Евразии живет около? населения земного шара … давность заселения … Политическая карта была необыкновенно пестрой. Поэтому и сейчас в зарубежной Европе много малых и больших государств. У народов этих стран много общих интересов, на протяжении веков они обменивались между собой материальными и духовными ценностями. Эти страны и в настоящее время тесно сотрудничают между собой. По каким признакам можно группировать страны Евразии?

Картинка 19 из презентации «География Европы» к урокам географии на тему «Европа»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока географии, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «География Европы.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1916 КБ.

Скачать презентацию

Европа

«Страны Северной Европы» - Романо-готические церкви Сторчюрка (Большая церковь) и Риддархольмсчюрка, воздвигнутые в 13 веке. Наиболее известно оз. Какие страны граничат с Россией на юге? Норвегия. Финляндия славится достижениями в области архитектуры и промышленного дизайна. Исландия-страна гейзеров. Латвия. Стокгольм. Сельма Лагерлеф.

«Север Европы» - Д) с Китаем; Т) с Северной Кореей. Тур Хейердал. Горнолыжный курорт. Исландия. /. Норвегия Финляндия Швеция Дания Исландия. Соседи: Великобритания. На севере Европы. Остров Гренландия. Аквапарк. Окружающий мир. Русалочка. Норвегия. На улицах Осло. У) с Белоруссией; И) с Украиной.

«Страны Зарубежной Европы» - На 1 км2. в Нидерландах и Бельгии свыше 300 чел. Общая характеристика. Проект. Промышленные регионы. Цели: На 1 км2. На тему: « Зарубежная Европа». ФРГ характеризуется прежде всего очень высокой средней плотностью. Страны Западной Европы. Обеспеченность водными ресурсами недостаточная, за исключением Скандинавии, Альпийских и Балканских территорий.

«Город богини Афины» - Амфора. Акрополь. Чёрнофигурные. Сосуды. Гидрия. храм Гефеста. Лекиф. Афина. Статуя. Автор разработки: Холичева Л.П. учитель истории. г. Афины. Боги и богини. Пникс. Кальпида. Страница № 3. «В городе богини Афины».- презентация». Основатель. Керамик. в Парфеноне. Афина? Кекроп. Краснофигурные. В Пирей.

«Зарубежная Европа» - Задание 2. Задание 3. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Хозяйство зарубежной Европы. Зарубежная Европа: характеристика хозяйства. Дайте характеристику отраслям «авангардной тройки». С какими товарами потребления из стран зарубежной Европы вы знакомы в большей степени? География – 11 класс.

«Население Европейского Севера» - Европейский Север. ©Вежливцева Е.П. Пильгун И.Н. XV-XVI вв. Разработка месторождений Руды Топливо … ? … ? … ? … ? … ? ©Вежливцева Е.П. Пильгун И.Н. XVI-XVII вв. Глубокая обработка … ? Порт Св. Первая половина XX в. Послевоенный период хозяйственного освоения. р.Волхов -> оз.Ладожское -> оз.

Всего в теме 22 презентации

Цели: -называть и показывать большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии; -определять ГП стран Северной Европы, особенности природных компонентов, размещение населения по территории стран Северной Европы, природные богатства; -объяснять особенности страны, хозяйственной деятельности.

Оборудование: физическая карта Европы, политическая карта Евразии, фотоснимки или рисунки одной из стран Северной Европы, представителей трех рас.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

Устный опрос по вопросам:

1) Опишите природные зоны умеренного пояса, наиболее освоенные человеком.

2) В чем проявляется закон природной зональности на территории Евразии?

3) Сравните количество высотных поясов в Альпах и Гималаях. Чем это объясняется?

Дополнительные вопросы:

1)В каких природных зонах наиболее благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности людей?

2) В каких частях материка располагаются пустыни?

3) Чем объясняется наличие в горах пояса снегов и льдов?

4) Почему вода в западной части озера Балхаш пресная, а в восточной — соленая?

5) Какой климат распространен на территории полуострова Таймыр, Индостан, острова Калимантан.

П I . Изучение нового материала.

1.Человек в Евразии живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития.

В Евразии известны древнейшие цивилизации Земли:

Месопотамии,

На побережье Средиземного моря.

Они сыграли большую роль в развитии человеческого общества.

На территории Евразии располагаются самые крупные страны мира по площади: Россия, Китай, США, Канада, Австралия и мельчайшие — Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Ватикан и др.

2. Работа с таблицей.

Население Евразии многообразно по расовому и национальному составу. Большую часть составляют народы европейской расы.

Задание. По данным таблицы опишите особенности рас Евразии:

  1. Работа с картой «Народы и плотность населения мира».

Население Евразии делится по языковому признаку на семьи и группы.

Задание 1. Какие народы, их семьи и группы проживают на территории Евразии? Назовите и покажите на карте.

Задание 2 . Покажите на карте наиболее заселенные части континента. Какие территории населены слабо? Почему?

4. Работа с картой «Политическая карта мира».

Задание 1 . По каким признакам можно группировать страны Евразии? Приведите примеры стран каждой группы.

Задание 2. Назовите и покажите страны, входящие в состав Северной Европы.

У многих столиц мира существует свой символ: у Лондона -Тауэр, у Рима — Колизей, у Москвы — Кремль. А у Копенгагена, столицы Дании, визитной карточкой является бронзовая фигурка Русалочки с веточкой водорослей в руке; грустными глазами смотрит она в море… Дания является обладательницей самого старого государственного флага, который был принят в 1219 году.

Финляндия.

В Финляндии второе воскресенье ноября — ежегодный праздник отцов, в который вывешиваются государственные флаги, вручаются знаки отцовского отличия.

5. Работа с картами, текстом учебника.

Задание. Опишите природу, население стран Северной Европы по плану.

План-характеристика страны (стран)

1.Название стран (страны) и их (ее) столиц.

2.Особенности ГП стран (страны):

1) в какой части материка находится или занимает островное положение;

2) с какими государствами граничит (сухопутные и морские границы);

3) какими морями, каких океанов омывается.

3. Особенности природных условий стран (страны):

1) рельеф;

2) климат;

3) внутренние воды;

4) природные зоны.

4. Население страны, особенности быта.

1)состав, плотность и размещение;

2)основной род занятий и особенности быта.

5. Особенности хозяйства:

1) добываемые полезные ископаемые;

2) выращиваемые сельскохозяйственные культуры;

3) отрасли животноводства.

III . Закрепление изученной темы. Дополнительная информация.

Исландия

Столица страны льдов Рейкьявик отапливается природной горячей водой, и поэтому здесь отсутствуют дым и копоть. Тепло подземных источников идет и в парниковое тепличное хозяйство, где растут бананы и помидоры, дыни и виноград. Его считают самым чистым городом мира.

Норвегия

Многочисленным соревнованиям, конкурсам, фестивалям молодежи отдается предпочтение во всем мире. А вот в Норвегии проводится международный фестиваль бабушек. Дамы, достигшие шестидесятилетнего рубежа, соревнуются между собой в езде на мотоциклах, прыжках с парашютом, подводном плавании в холодном Северном море. Перечень видов соревнований год от года становится разнообразней.

Домашнее задание: § 66, 67; в контурной карте указать страны и столицы Северной Европы.

Оставьте свой комментарий, спасибо!

Борьба за существование и ее формы


1. В чем сущность законов Менделя?
2. Назовите основные положения эволюционного учения Дарвина.

Размышляя о механизмах и движущих силах эволюции , Ч. Дарвин пришел к представлению о борьбе за существование. Это одно из центральных понятий теории эволюции, Ч. Дарвин обратил внимание на то, что всем живым существам присуща способность практически «безграничного» размножения. Самка аскариды, например, дает 200 тысяч яиц в сутки, серая крыса 5 пометов в год, в среднем по 8 крысят, достигающих половой зрелости к трехмесячному возрасту, в одном плоде кукушкиных слезок не менее 186000 семян. Способность к быстрому размножению приводит к важным последствиям: с ростом численности обострившейся конкуренции за ресурсы возрастает вероятность появления новых мутаций и создается «давление жизни», вследствие чего происходит борьба за существование. Ч. Дарвин неоднократно подчеркивал, что борьба за существование не сводится к прямой схватке, она представляет собой сложные и многообразные отношения организмов внутри одного вида, между разными видами и с неорганической природой. «Я должен предупредить, - писал Дарвин, - что применяю этот термин в широком, метафорическом смысле... Про двух собак или волков в голодное время можно с полным правом сказать, что они борются друг с другом за и тем самым за жизнь. Но про растение, растущее на "краю пустыни, можно сказать, что оно борется за жизнь против засухи». Наградой в борьбе за существование является жизнь и возможность ее продолжения в череде последующих поколений.

Формы борьбы за существование.

Дарвин различал три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями неорганической природы. Наиболее напряженная из них - внутривидовая борьба. Яркий пример внутривидовой борьбы - состязание между одновозрастными деревьями хвойного леса. Самые высокие деревья своими широко раскинутыми кронами перехватывают основную массу солнечных лучей, а их мощная корневая система поглощает из почвы растворенные минеральные вещества в ущерб более слабым соседям. Внутривидовая борьба особенно обостряется при повышении плотности популяций например при обилии птенцов у некоторых видов птиц (многие виды чаек, буревестники) более сильные выталкивают из гнезд более слабых, обрекая их на гибель от хищников или голода.

Межвидовая борьба может проявляться в различных формах, например в форме соревнования (конкуренции) за пищу или иные ресурсы или в форме одностороннего использования одного вида другим. Наглядный пример конкуренции за пищу дают хищники африканских саванн (гепарды, львы, гиены, гиеновые собаки и др.), которые нередко отнимают друг у друга пойманную и убитую добычу. Часто объектом соревнования являются привлекательные местообитания. Например, в борьбе за место в поселениях человека серая крыса, более сильная и агрессивная, со временем вытеснила черную, которая в настоящее время встречается лишь в лесных районах или в пустынях. Завезенная в Европу американская норка вытесняет аборигенный европейский вид. Ондатра (выходец из Северной Америки) перехватила часть ресурсов, используемых ранее местными видами, например русской выхухолью. В Австралии обыкновенная пчела, которую привезли из Европы, вытеснила маленькую туземную, не имеющую жала.

Третья форма борьбы за существование - борьба с неблагоприятными внешними условиями. Факторы неживой природы оказывают непосредственное и опосредованное влияние на эволюцию живого. Про растения в пустыне говорят, что они «борются с засухой», имея в виду развитие у них многочисленных приспособлений, способствующих добыванию воды и питательных веществ из почвы (особая корневая система) или снижению интенсивности транспирации (особое строение листьев). Условия неорганического мира оказывают значительное влияние на эволюцию организмов не только сами по себе, их влияние может усиливать или ослаблять внутри- и межвидовые взаимоотношения. При недостатке территории, тепла или света внутривидовая борьба обостряется, и наоборот, при избытке необходимых для жизни ресурсов ослабевает.

Борьба за существование. Формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями.

1. Перечислите основные формы борьбы за существование.
2. Какие факты позволяют говорить о «давлении жизни»?
3. Почему внутривидовая борьба является самой напряженной формой борьбы за существование?

На основе ваших собственных наблюдений подготовьте примеры, дающие описания борьбы за существование между организмами: а) одного вида; б) разных видов.

Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Календарно-тематическое планирование по биологии, видео по биологии онлайн , Биология в школе скачать

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей