Краткий пересказ вишневый сад по действиям. Главные постановки «Вишневого сада. Тест по пьесе «Вишневый сад»

Иллюстрация художника В.П.Панова к комедии «Вишнёвый сад»

Основные действующие лица:

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Аня , ее дочь, 17 лет.

Варя , ее приемная дочь, 24 года.

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

Трофимов Петр Сергеевич, студент.

Симеонов Пищик Борис Николаевич, помещик.

Шарлотта Ивановна , гувернантка.

Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

Дуняша , горничная.

Фирс , лакей, старик 87 лет.

Яша , молодой лакей.

Прохожий .

Начальник станции.

Почтовый чиновник.

Гости, прислуга .

Имение помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветут вишневые деревья. Но прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. Последние пять лет Раневская и ее семнадцатилетняя дочь Аня прожили за границей. В имении оставались брат Раневской Леонид Андреевич Гаев и ее приемная дочь, двадцатичетырехлетняя Варя. Дела у Раневской плохи, средств почти не осталось. Любовь Андреев­на всегда сорила деньгами. Шесть лет назад от пьянства умер ее муж. Раневская полюбила другого человека, сошлась с ним. Но вскоре трагически погиб, утонув в реке, ее маленький сын Гриша. Любовь Анд­реевна, не в силах перенести горя, бежала за границу. Любовник пос­ледовал за ней. Когда он заболел, Раневской пришлось поселить его на своей даче возле Ментоны и три года за ним ухаживать. А потом, когда пришлось продать за долги дачу и переехать в Париж, он обо­брал и бросил Раневскую.

Гаев и Варя встречают Любовь Андреевну и Аню на станции. Дома их ждут горничная Дуняша и знакомый купец Ермолай Алексе­евич Лопахин. Отец Лопахина был крепостным Раневских, сам он разбогател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». При­ходит конторщик Епиходов, человек, с которым постоянно что-ни­будь случается и которого прозвали «тридцать три несчастья».

Наконец подъезжают экипажи. Дом наполняется людьми, все в приятном возбуждении. Каждый говорит о своем. Любовь Андреевна разглядывает комнаты и сквозь слезы радости вспоминает прошлое. Горничной Дуняше не терпится рассказать барышне о том, что ей сделал предложение Епиходов. Сама Аня советует Варе выйти за Ло­пахина, а Варя мечтает выдать Аню за богатого человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцентричная особа, хвалится своей удивительной собакой, сосед помещик Симеонов-Пишик просит денег взаймы. Почти ничего не слышит и все время бормочет что-то старый верный слуга Фирс.

Лопахин напоминает Раневской о том, что имение скоро должно быть продано с торгов, единственный выход - разбить землю на участки и отдать их в аренду дачникам. Раневскую предложение Ло­пахина удивляет: как можно вырубить ее любимый замечательный вишневый сад! Лопахину хочется подольше остаться с Раневской, ко­торую он любит «больше, чем родную», но ему пора уходить. Гаев обращается с приветственной речью к столетнему «многоуважаемо­му» шкафу, но потом, сконфуженный, вновь начинает бессмысленно произносить излюбленные бильярдные словечки.

Раневская не сразу узнает Петю Трофимова: так он изменился, подурнел, «милый студентик» превратился в «вечного студента». Лю­бовь Андреевна плачет, вспоминая своего маленького утонувшего сына Гришу, учителем которого был Трофимов.

Гаев, оставшись наедине с Варей, пытается рассуждать о делах. Есть богатая тетка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина, да и вела себя не «очень добродетельно». Гаев любит сестру, но все-таки называет ее «порочной», что вызывает недовольство Ани. Гаев продолжает стро­ить проекты: сестра попросит денег у Лопахина, Аня поедет в Яро­славль - словом, они не допустят, чтобы имение было продано, Гаев даже клянется в этом. Ворчливый Фирс наконец уводит барина, как ребенка, спать. Аня спокойна и счастлива: дядя все устроит.

Сцена из III действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».

Лопахин не перестает уговаривать Раневскую и Гаева принять его план. Они втроем завтракали в городе и, возвращаясь, остановились в поле у часовни. Только что здесь же, на той же скамье, Епиходов пробовал объясниться с Дуняшей, но та уже предпочла ему молодого циничного лакея Яшу. Раневская и Гаев словно не слышат Лопахина и говорят совсем о других вещах. Так ни в чем и не убедив «легко­мысленных, неделовых, странных» людей, Лопахин хочет уйти. Ранев­ская просит его остаться: с ним «все-таки веселее».

Приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Раневская заводит разго­вор о «гордом человеке». По мнению Трофимова, в гордости нет смысла: грубому, несчастному человеку нужно не восхищаться собой, а работать. Петя осуждает интеллигенцию, не способную к труду, тех людей, кто важно философствует, а с мужиками обращается, как с животными. В разговор вступает Лопахин: он как раз работает «с утра до вечера», имея дело с крупными капиталами, но все больше убеждается, как мало вокруг порядочных людей. Лопахин не догова­ривает, его перебивает Раневская. Вообще все здесь не хотят и не умеют слушать друг друга. Наступает тишина, в которой слышится отдаленный печальный звук лопнувшей струны.

Вскоре все расходятся. Оставшиеся наедине Аня и Трофимов рады возможности поговорить вдвоем, без Вари. Трофимов убеждает Аню, что надо быть «выше любви», что главное - свобода: «вся Россия наш сад», но чтобы жить в настоящем, нужно сначала страданием и трудом искупить прошлое. Счастье близко: если не они, то другие обязательно увидят его.

Наступает двадцать второе августа, день торгов. Именно в этот вечер, совсем некстати, в усадьбе затевается бал, приглашен еврей­ский оркестр. Когда-то здесь танцевали генералы и бароны, а теперь, как сетует Фирс, и почтовый чиновник да начальник станции «не в охотку идут». Гостей развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна. Раневская с беспокойством ожидает возвращения брата. Ярослав­ская тетка все же прислала пятнадцать тысяч, но их недостаточно, чтобы выкупить имение.

Петя Трофимов «успокаивает» Раневскую: дело не в саде, с ним давно покончено, надо взглянуть правде в глаза. Любовь Андреевна просит не осуждать ее, пожалеть: ведь без вишневого сада ее жизнь теряет смысл. Каждый день Раневская получает телеграммы из Пари­жа. Первое время она рвала их сразу, потом - сначала прочитав, те­перь уже не рвет. «Этот дикий человек», которого она все-таки любит, умоляет ее приехать. Петя осуждает Раневскую за любовь к «мелкому негодяю, ничтожеству». Сердитая Раневская, не сдержав­шись, мстит Трофимову, называя его «смешным чудаком», «уродом», «чистюлей»: «Надо самому любить… надо влюбляться!» Петя в ужасе пытается уйти, но потом остается, танцует с Раневской, попросившей у него прощения.

Наконец появляются сконфуженный, радостный Лопахин и уста­лый Гаев, который, ничего не рассказав, тут же уходит к себе. Виш­невый сад продан, и купил его Лопахин. «Новый помещик» счастлив: ему удалось превзойти на торгах богача Дериганова, дав сверх долга девяносто тысяч. Лопахин поднимает ключи, брошенные на пол гор­дой Варей. Пусть играет музыка, пусть все увидят, как Ермолай Лопа­хин «хватит топором по вишневому саду»!

Аня утешает плачущую мать: сад продан, но впереди целая жизнь. Будет новый сад, роскошнее этого, их ждет «тихая глубокая ра­дость»…

Дом опустел. Его обитатели, простившись друг с другом, разъез­жаются. Лопахин собирается на зиму в Харьков, Трофимов возвраща­ется в Москву, в университет. Лопахин и Петя обмениваются колкостями. Хотя Трофимов и называет Лопахина «хищным зверем», необходимым «в смысле обмена веществ», он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот отказывается: над «свободным человеком», «в первых рядах идущим» к «высшему счастью», никто не должен иметь власти.

Раневская и Гаев даже повеселели после продажи вишневого сада. Раньше они волновались, страдали, а теперь успокоились. Раневская собирается пока жить в Париже на деньги, присланные теткой. Аня воодушевлена: начинается новая жизнь - она закончит гимназию, будет работать, читать книги, перед ней откроется «новый чудесный мир». Неожиданно появляется запыхавшийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздает долги. Оказалось, что на его земле англичане нашли белую глину.

Все устроились по-разному. Гаев говорит, что теперь он банков­ский служака. Лопахин обещает найти новое место Шарлотте, Варя устроилась экономкой к Рагулиным, Епиходов, нанятый Лопахиным, остается в имении, Фирса должны отправить в больницу. Но все же Гаев с грустью произносит: «Все нас бросают… мы стали вдруг не нужны».

Между Варей и Лопахиным должно, наконец, произойти объясне­ние. Уже давно Варю дразнят «мадам Лопахина». Варе Ермолай Алексеевич нравится, но сама она не может сделать предложение. Лопахин, тоже прекрасно отзывающийся о Варе, согласен «покончить сразу» с этим делом. Но, когда Раневская устраивает их встречу, Ло­пахин, так и не решившись, покидает Варю, воспользовавшись пер­вым же предлогом.

«Пора ехать! В дорогу!» - с этими словами из дома уходят, запи­рая все двери. Остается только старый Фирс, о котором, казалось бы, все заботились, но которого так и забыли отправить в больницу. Фирс, вздыхая, что Леонид Андреевич поехал в пальто, а не в шубе, ложится отдохнуть и лежит неподвижно. Слышится тот же звук лоп­нувшей струны. «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Е. В. Новикова*

*Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое изда­ние. - М.: Олимп; Издательство ACT, 1996. - 832 с.


Помещица Любовь Андреевна Раневская и её дочь Аня едут из Парижа в родовое имение. Раневская жила за границей 5 лет. Муж помещицы скончался от алкоголизма. Она начала жить с другим мужчиной. Но тут случилось несчастье – утонул младший сын Раневской Гриша.

Позже с новым возлюбленным она едет за границу, где он ограбил её и покинул. Помещица находится в стеснённом денежном положении, её имение и сад ожидает продажа. В нём живут брат Гаев, брат помещицы, и Варя, её приёмная дочь. С ней приезжают гувернантка Шарлотта и лакей Яша. В имении её ожидает купец Лопахин. Он разбогател, а ведь его предки были у неё крестьянами. Конторщик Епиходов сделал горничной Дуняше предложение. Но с ним постоянно происходят какие-то неприятности. Раневская приезжает и плачет – она дома. Лопахин предлагает Раневской выход из создавшегося положения: вырубить сад и сдавать дачникам в аренду землю. Но здесь прошли её молодые годы. По её мнению, это невозможно сделать. Гаев пытается найти выход. Он даже клянётся, что имение не продадут, так как он хочет взять деньги у богатой тётки.

Действие второй части происходит вне дома. Лопахин опять просит Раневскую прислушаться к его предложению о сдаче земли в аренду. Она не соглашается и не слушает его. Дуняша отказывает Епиходову. Она влюбляется в Яшу. Раневская вспоминает о потраченных деньгах, муже, сыне, любовнике. Она предлагает Лопахину сделать Варе предложение руки и сердца. Приходят Варя, Аня и “вечный студент” Трофимов. Он спорит с Лопахиным, который насмехается над ним. Трофимов считает, что Лопахин – хищник, съедающий у себя всё на пути. Он утверждает, что человек должен работать и оставить гордыню. Прохожий просит денег, и Раневская даёт ему монету. Варя недовольна её поступком, а Любовь Андреевна говорит, что посватала её. Все уходят, Аня и Трофимов остаются. Он предлагает ей бежать, предчувствуя несчастье.

В третьем действии Лопахин и Гаев едут в город, чтобы присутствовать на торгах. В имении веселятся: устраивают танцы, показывают фокусы. Раневская волнуется. Она говорит, что хочет вернуться к любовнику в Париж, но Трофимов этого не понимает. Приходят Лопахин и Гаев. Лопахин – новый хозяин сада и имения. Он их купил. Он очень рад и не видит отчаяние Раневской и Гаева. Когда он уходит, помещица плачет, её успокаивает Аня.

Четвёртое действие показывает отъезд помещицы в Париж. С ней едут Шарлотта и Яша. Дуняша плачет. Лопахиным не осмеливается сделать Варе предложение. Аня и Трофимов остаются вместе. А старый забытый лакей Фирс умирает. Слышен стук топора. Скоро не будет ни сада, ни усадьбы, в которой жили помещики.

В пьесе показано, что главное для нашего времени – деньги и выгода. Наступил век прагматичности. Пьеса учит не унижать и не уничтожать прошлое.

Читать краткое содержание Вишневый сад Чехова по действиям

Действие 1

События пьесы разворачиваются весной в 1904 году. Любовь Андреевна Раневская с дочерью, служанкой и лакеем возвращаются на Родину. За кордоном они провели около пяти лет. Домашние с нетерпением ждут с ними встречи. Дуняша надела свое лучшее платье и ожидает хозяйку. Ей даже Лопахин сделал замечание по поводу внешнего вида. Любовь Андреевна и ее брат банкроты. Они вынуждены продавать свое имущество, в том числе и любимый вишневый сад. Приятель Раневской зажиточный купец Лопахин, который был родом из простой семьи, рекомендует своей близкой подруге вырубить сад, а на его месте сдавать землю под дачи. Помещица даже слышать об этом не хочет. Этот сад стал для нее дорогим, ведь с ним связаны лучшие ее детские воспоминания. Тем не менее Лопахин советует приятельнице взвесить все за и против. Брат Раневской Гаев хочет взять денег у родственницы и рассчитаться с долгами.

У Раневской есть три месяца, чтобы погасить долги, иначе вишневый сад будет автоматически выставлен на аукцион.

Действие 2

Проходит время. Уже пора решать вопрос с вишневым садом, а помещица с братом продолжают вести привычную жизнь. Гаев и Любовь Андреевна бросают деньги на ветер. Лопахин вернулся с Харькова, а дело как было нерешенным, так и осталось. Купец задает множество вопросов Раневской по поводу его совета, но она будто бы не слышит. Любовь Андреевна и ее брат настолько спокойные, даже создается впечатление, что они надеются на какое-то чудо. На самом деле нет никакого волшебства, просто они уже опустили руки.

В это время Дуняша гуляет с Яшей, Епиходовым и подругой Шарлоттой. Дуняша испытывает симпатию к Яше, но для него она всего лишь временное развлечение. Епихадов любит Дуняшу, даже готов ради нее жизнь отдать.

Действие 3

В гостиной играет музыка, все выселяться, танцуют. Настал долгожданный день. 22 августа – день рассмотрения имущества Раневской на аукционе. Любовь Андреевна переживает и с нетерпением ждет новостей от брата. Она полностью погрузилась в свои мысли. Думает Раневская о том, хватило ли денег, которые отправила им родственница, чтобы рассчитаться с долгами.

Атмосфера в комнате накаляется. Раневская предчувствует неудачу и уже в мыслях готовиться ехать в Париж. Там ждет ее любимый. Любовь Андреевна хочет выдать замуж своих дочерей: Анну за Петю, а Варвару за своего приятеля Лопахина. В последнем Раневская не сомневается, а вот насчет Пети переживает, так как он постоянно учиться в вузе, как же он будет обеспечивать семью?

В это время разгорается дискуссия о том, что ради любви можно совершить безумные поступки. Петя напоминает Раневской о ее возлюбленном, который как-то раз ограбил ее и уехал. Еще нет результата аукциона, но все присутствующие уже знают, что будут делать, если дом и вишневый сад продадут.

В гостиную заходят Лопахин с Гаевым. Последний не может сдержать слез, а вот Ермолай Алексеевич безумно счастлив. Купец сообщает всем, что он является новым владельцем дома и сада. Он горд за то, что достиг таких высот самостоятельно без чьей-либо помощи. Теперь Лопахин осуществит свою мечту, вырубит сад и будет сдавать дачи в аренду.

Раневская плачет, Варя нервничает, а Анна успокаивает мать тем, что вся жизнь впереди и будет еще много веселья.

Аня раскрывает Пете тайну о том, что сад для нее не имеет значения, она стремится к абсолютно другой жизни.

Действие 4

Пустые комнаты, собранный багаж. Вокруг слышно лишь стук топора и пилы. Новый хозяин имения ожидает свою приятельницу и ее родню, чтобы те попрощались с домом и своими слугами. Лопахин по такому случаю угощает гостей шампанским, но настроения для распивания этого напитка нет ни у кого. Любовь Андреевна с братом еле сдерживает слезы, Аня с Петей ждут свадьбу, Яша счастлив, что покидает родные края и уезжает заграницу.

Бывшие хозяева имения отправляются в Харьков, а затем в разные уголки мира. Раевская и Яша улетают во Францию, Анна – на учебу, а Петя – в столицу, Гаев устраивается на работу в банк, а Варя стала экономкой. Епиходов остался помогать Лопахину в имении.

Только Фирс спокоен и никуда не спешит. Из-за хаоса, который царит в доме, все забыли, что должны были отвезти его в госпиталь.

Неожиданно приходит Пищик и отдает деньги, которые брал в долг, Лопахину и Любовь Андреевне. Пищик рассказал о своем заработке. Дело в том, что он сдавал землю в аренду и получил хорошую прибыль.

Раневская надеется на женитьбу Вари и купца Лопахина, но этому не суждено было сбыться. Все начали грузить багаж. Лишь Раневская с братом остались во дворе. Крепко обнялись, плачут, вспоминают моменты детства и юности своей. Они понимают, что все изменилось и как прежде не будет.

Лопахин закрывает дом под ключ. За Фирса все забывают. Но он не держит зла на хозяев, он просто тихонечко ложится на кровать и покидает этот мир.

Вокруг слышно лишь, как пилят вишневый сад. Занавес.

Пьеса учит своего читателя дорожить и беречь то, что имеешь на данный момент, завтра этого может и не быть. Жизнь двигается вперед, все вокруг меняется, сегодня ты барин, а завтра слуга и наоборот.

По действиям и главам

Пересказ

Раневская Любовь Андреевна - владелица замечательного сада, состоящего из вишневых деревьев. За окном прекрасная весна, цветет вишня, но этот дивный сад скоро продадут из-за больших долгов.

Жизнь Любовь Андреевы была сложной и трагичной, много горя пришлось ей пережить. Ее муж умер от пьянства, через некоторое время она повстречала и полюбила другого. Через время судьба ей преподносит тяжелый удар, умирает ее сын Гришенька. Она не смогла пережить этого горя и уехала с родного поместья жить в Париж, вместе со своей дочкой Аней. Прожили они там около пяти лет, любовник Любовь Андреевны отправился за ней, вскоре он ее обворовал и бросил.

Во время отсутствия Раневской за поместьем присматривал Гаев Леонид, брат Любовь Андреевны вместе с ее приемной дочерью Варей. Наступил день возвращения Раневской и Ани, Варя и Леонид отправились на станцию, чтобы их встретить. Дома их остались ждать купец Ермолай Лопахин с горничной по имени Дуняша, Епиходов конторщик, старый слуга Фирс, гувернантка Шарлотта Ивановна, сосед Симеонов-Пищик, Петя Трофимов учитель Гриши. Постепенно дом наполнился людьми, все в хорошем расположении, говорят о своем. Сестры Варя с Аней секретничают, Аня хочет, чтоб Варя вышла замуж за купца Лопахина, а Варя мечтает, чтоб Аня вышла замуж за богатого мужчину.

Любовь Андреевна с трепетом разглядывает каждую уголок дома, ее переполняют эмоции радости, ведь для нее сад – олицетворение ее жизни, детства юности, символ родины. Купец Лопахин убеждает Раневскую и ее брата, что единственным правильным решением в этой ситуации будет – отдать землю дачникам, разбив ее на участки. Но Любовь Андреевна и Гаев не желают продавать свое имение, не хотят, чтоб деревья вырубили, ведь они живые.

Ежедневно Любовь Андреевна получает телеграммы от любовника, в которых он уговаривает ее приехать. Она понимает, что, несмотря на его ужасную подлость, она продолжает его любить. В день торгов, Раневская и Гаев очень рассчитывают на деньги своей богатой тетки, но их не достаточно для выкупа поместья. Поместье продано, Любовь Андреевна собирается жить некоторое время на деньги своей тетки, и вернуться к своему любовнику, Аня мечтает о учебе в гимназии, о работе, о новом чудесном мире. Варя и Лопахин влюблены, но он никак не может с ней объяснится. Все в преддверии чего-то нового в своей жизни, а где-то из далека по саду доносится глухие звуки топора.

Картинка или рисунок Вишневый сад

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Вождь краснокожих О Генри

    В романе фигурируют два героя, оба прославились своими деяниям, которые несли только вред. Их имена - Сэм и Билл Дрисколл. Чтобы заполучить еще больше денег, решаются на преступление - похищение сына богатого человека

  • Краткое содержание Камень Мазарини Конан Дойла

    Правительство, обращаясь за помощью к детективу Шерлоку Холмсу по деликатному вопросу совсем, не подозревало о масштабах похищения. Министр внутренних дел и премьер-министр приходят за помощью к детективу и его помощнику.

  • Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе

    Борис и брат его, Глеб, были сыновьями князя Владимира. Всего сыновей у него было 12. Посадил он Бориса в Ростове княжить, а Глеба в Муроме.

  • Краткое содержание Абрамов Трава-мурава

    Трава-мурава - это цикл коротеньких рассказов, написанных Ф. Абрамовым в период с 1955 по 1980 гг. Каждый из них мал по объему, но емок по содержанию. В любой из миниатюр - небольшая история из жизни сибирской деревни.

  • Краткое содержание Мильтон Потерянный рай

    Когда Сатана с мятежными ангелами восстал против Бога, он был повержен, но не смирен. Он созывает на совет свое воинство и предлагает отомстить Богу. Он знает, что Господь создал людей (Адам и Ева)

Имение помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветут вишнёвые деревья. Но прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. Последние пять лет Раневская и её семнадцатилетняя дочь Аня прожили за границей. В имении оставались брат Раневской Леонид Андреевич Гаев и её приёмная дочь, двадцатичетырехлетняя Варя. Дела у Раневской плохи, средств почти не осталось. Любовь Андреевна всегда сорила деньгами. Шесть лет назад от пьянства умер её муж. Раневская полюбила другого человека, сошлась с ним. Но вскоре трагически погиб, утонув в реке, её маленький сын Гриша. Любовь Андреевна, не в силах перенести горя, бежала за границу. Любовник последовал за ней. Когда он заболел, Раневской пришлось поселить его на своей даче возле Ментоны и три года за ним ухаживать. А потом, когда пришлось продать за долги дачу и переехать в Париж, он обобрал и бросил Раневскую.

Гаев и Варя встречают Любовь Андреевну и Аню на станции. Дома их ждут горничная Дуняша и знакомый купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина был крепостным Раневских, сам он разбогател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». Приходит конторщик Епиходов, человек, с которым постоянно что-нибудь случается и которого прозвали «двадцать два несчастья».

Наконец подъезжают экипажи. Дом наполняется людьми, все в приятном возбуждении. Каждый говорит о своём. Любовь Андреевна разглядывает комнаты и сквозь слезы радости вспоминает прошлое. Горничной Дуняше не терпится рассказать барышне о том, что ей сделал предложение Епиходов. Сама Аня советует Варе выйти за Лопахина, а Варя мечтает выдать Аню за богатого человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцентричная особа, хвалится своей удивительной собакой, сосед помещик Симеонов-Пищик просит денег взаймы. Почти ничего не слышит и все время бормочет что-то старый верный слуга Фирс.

Лопахин напоминает Раневской о том, что имение скоро должно быть продано с торгов, единственный выход - разбить землю на участки и отдать их в аренду дачникам. Раневскую предложение Лопахина удивляет: как можно вырубить её любимый замечательный вишнёвый сад! Лопахину хочется подольше остаться с Раневской, которую он любит «больше, чем родную», но ему пора уходить. Гаев обращается с приветственной речью к столетнему «многоуважаемому» шкафу, но потом, сконфуженный, вновь начинает бессмысленно произносить излюбленные бильярдные словечки.

Раневская не сразу узнает Петю Трофимова: так он изменился, подурнел, «милый студентик» превратился в «вечного студента». Любовь Андреевна плачет, вспоминая своего маленького утонувшего сына Гришу, учителем которого был Трофимов.

Гаев, оставшись наедине с Варей, пытается рассуждать о делах. Есть богатая тётка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина, да и вела себя не «очень добродетельно». Гаев любит сестру, но все-таки называет её «порочной», что вызывает недовольство Ани. Гаев продолжает строить проекты: сестра попросит денег у Лопахина, Аня поедет в Ярославль - словом, они не допустят, чтобы имение было продано, Гаев даже клянётся в этом. Ворчливый Фирс наконец уводит барина, как ребёнка, спать. Аня спокойна и счастлива: дядя все устроит.

Лопахин не перестаёт уговаривать Раневскую и Гаева принять его план. Они втроём завтракали в городе и, возвращаясь, остановились в поле у часовни. Только что здесь же, на той же скамье, Епиходов пробовал объясниться с Дуняшей, но та уже предпочла ему молодого циничного лакея Яшу. Раневская и Гаев словно не слышат Лопахина и говорят совсем о других вещах. Так ни в чем и не убедив «легкомысленных, неделовых, странных» людей, Лопахин хочет уйти. Раневская просит его остаться: с ним «все-таки веселее».

Приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Раневская заводит разговор о «гордом человеке». По мнению Трофимова, в гордости нет смысла: грубому, несчастному человеку нужно не восхищаться собой, а работать. Петя осуждает интеллигенцию, не способную к труду, тех людей, кто важно философствует, а с мужиками обращается, как с животными. В разговор вступает Лопахин: он как раз работает «с утра до вечера», имея дело с крупными капиталами, но все больше убеждается, как мало вокруг порядочных людей. Лопахин не договаривает, его перебивает Раневская. Вообще все здесь не хотят и не умеют слушать друг друга. Наступает тишина, в которой слышится отдалённый печальный звук лопнувшей струны.

Вскоре все расходятся. Оставшиеся наедине Аня и Трофимов рады возможности поговорить вдвоём, без Вари. Трофимов убеждает Аню, что надо быть «выше любви», что главное - свобода: «вся Россия наш сад», но чтобы жить в настоящем, нужно сначала страданием и трудом искупить прошлое. Счастье близко: если не они, то другие обязательно увидят его.

Наступает двадцать второе августа, день торгов. Именно в этот вечер, совсем некстати, в усадьбе затевается бал, приглашён еврейский оркестр. Когда-то здесь танцевали генералы и бароны, а теперь, как сетует Фирс, и почтовый чиновник да начальник станции «не в охотку идут». Гостей развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна. Раневская с беспокойством ожидает возвращения брата. Ярославская тётка все же прислала пятнадцать тысяч, но их недостаточно, чтобы выкупить имение.

Петя Трофимов «успокаивает» Раневскую: дело не в саде, с ним давно покончено, надо взглянуть правде в глаза. Любовь Андреевна просит не осуждать её, пожалеть: ведь без вишнёвого сада её жизнь теряет смысл. Каждый день Раневская получает телеграммы из Парижа. Первое время она рвала их сразу, потом - сначала прочитав, теперь уже не рвёт. «Этот дикий человек», которого она все-таки любит, умоляет её приехать. Петя осуждает Раневскую за любовь к «мелкому негодяю, ничтожеству». Сердитая Раневская, не сдержавшись, мстит Трофимову, называя его «смешным чудаком», «уродом», «чистюлей»: «Надо самому любить... надо влюбляться!» Петя в ужасе пытается уйти, но потом остаётся, танцует с Раневской, попросившей у него прощения.

Наконец появляются сконфуженный, радостный Лопахин и усталый Гаев, который, ничего не рассказав, тут же уходит к себе. Вишнёвый сад продан, и купил его Лопахин. «Новый помещик» счастлив: ему удалось превзойти на торгах богача Дериганова, дав сверх долга девяносто тысяч. Лопахин поднимает ключи, брошенные на пол гордой Варей. Пусть играет музыка, пусть все увидят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишнёвому саду»!

Аня утешает плачущую мать: сад продан, но впереди целая жизнь. Будет новый сад, роскошнее этого, их ждёт «тихая глубокая радость»...

Дом опустел. Его обитатели, простившись друг с другом, разъезжаются. Лопахин собирается на зиму в Харьков, Трофимов возвращается в Москву, в университет. Лопахин и Петя обмениваются колкостями. Хотя Трофимов и называет Лопахина «хищным зверем», необходимым «в смысле обмена веществ», он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот отказывается: над «свободным человеком», «в первых рядах идущим» к «высшему счастью», никто не должен иметь власти.

Раневская и Гаев даже повеселели после продажи вишнёвого сада. Раньше они волновались, страдали, а теперь успокоились. Раневская собирается пока жить в Париже на деньги, присланные тёткой. Аня воодушевлена: начинается новая жизнь - она закончит гимназию, будет работать, читать книги, перед ней откроется «новый чудесный мир». Неожиданно появляется запыхавшийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздаёт долги. Оказалось, что на его земле англичане нашли белую глину.

Все устроились по-разному. Гаев говорит, что теперь он банковский служака. Лопахин обещает найти новое место Шарлотте, Варя устроилась экономкой к Рагулиным, Епиходов, нанятый Лопахиным, остаётся в имении, Фирса должны отправить в больницу. Но все же Гаев с грустью произносит: «Все нас бросают... мы стали вдруг не нужны».

Между Варей и Лопахиным должно, наконец, произойти объяснение. Уже давно Варю дразнят «мадам Лопахина». Варе Ермолай Алексеевич нравится, но сама она не может сделать предложение. Лопахин, тоже прекрасно отзывающийся о Варе, согласен «покончить сразу» с этим делом. Но, когда Раневская устраивает их встречу, Лопахин, так и не решившись, покидает Варю, воспользовавшись первым же предлогом.

«Пора ехать! В дорогу!» - с этими словами из дома уходят, запирая все двери. Остаётся только старый Фирс, о котором, казалось бы, все заботились, но которого так и забыли отправить в больницу. Фирс, вздыхая, что Леонид Андреевич поехал в пальто, а не в шубе, ложится отдохнуть и лежит неподвижно. Слышится тот же звук лопнувшей струны. «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Имение помещицы Любови Андреевны Раневской . Весна, цветут вишневые деревья . Но прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. Последние пять лет Раневская и её семнадцатилетняя дочь Аня прожили за границей. В имении оставались брат Раневской Леонид Андреевич Гаев и её приемная дочь, двадцатичетырехлетняя Варя. Дела у Раневской плохи, средств почти не осталось. Любовь Андреевна всегда сорила деньгами. Шесть лет назад от пьянства умер её муж. Раневская полюбила другого человека, сошлась с ним. Но вскоре трагически погиб, утонув в реке, её маленький сын Гриша. Любовь Андреевна, не в силах перенести горя, бежала за границу. Любовник последовал за ней. Когда он заболел, Раневской пришлось поселить его на своей даче возле Ментоны и три года за ним ухаживать. А потом, когда пришлось продать за долги дачу и переехать в Париж, он обобрал и бросил Раневскую.

Гаев и Варя встречают Любовь Андреевну и Аню на станции. Дома их ждут горничная Дуняша и знакомый купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина был крепостным Раневских, сам он разбогател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». Приходит конторщик Епиходов, человек, с которым постоянно что-нибудь случается и которого прозвали «двадцать два несчастья».

Наконец подъезжают экипажи. Дом наполняется людьми, все в приятном возбуждении. Каждый говорит о своем. Любовь Андреевна разглядывает комнаты и сквозь слезы радости вспоминает прошлое. Горничной Дуняше не терпится рассказать барышне о том, что ей сделал предложение Епиходов. Сама Аня советует Варе выйти за Лопахина, а Варя мечтает выдать Аню за богатого человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцентричная особа, хвалится своей удивительной собакой, сосед помещик Симеонов-Пищик просит денег взаймы. Почти ничего не слышит и все время бормочет что-то старый верный слуга Фирс.

Лопахин напоминает Раневской о том, что имение скоро должно быть продано с торгов, единственный выход - разбить землю на участки и отдать их в аренду дачникам. Раневскую предложение Лопахина удивляет: как можно вырубить её любимый замечательный вишневый сад! Лопахину хочется подольше остаться с Раневской, которую он любит «больше, чем родную», но ему пора уходить. Гаев обращается с приветственной речью к столетнему «многоуважаемому» шкафу, но потом, сконфуженный, вновь начинает бессмысленно произносить излюбленные бильярдные словечки.

Раневская не сразу узнает Петю Трофимова: так он изменился, подурнел, «милый студентик» превратился в «вечного студента». Любовь Андреевна плачет, вспоминая своего маленького утонувшего сына Гришу, учителем которого был Трофимов.

Гаев, оставшись наедине с Варей, пытается рассуждать о делах. Есть богатая тетка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина, да и вела себя не «очень добродетельно». Гаев любит сестру, но все-таки называет её «порочной», что вызывает недовольство Ани. Гаев продолжает строить проекты: сестра попросит денег у Лопахина, Аня поедет в Ярославль - словом, они не допустят, чтобы имение было продано, Гаев даже клянется в этом. Ворчливый Фирс наконец уводит барина, как ребенка, спать. Аня спокойна и счастлива: дядя все устроит.

Лопахин не перестает уговаривать Раневскую и Гаева принять его план. Они втроем завтракали в городе и, возвращаясь, остановились в поле у часовни. Только что здесь же, на той же скамье, Епиходов пробовал объясниться с Дуняшей, но та уже предпочла ему молодого циничного лакея Яшу. Раневская и Гаев словно не слышат Лопахина и говорят совсем о других вещах. Так ни в чем и не убедив «легкомысленных, неделовых, странных» людей, Лопахин хочет уйти. Раневская просит его остаться: с ним «все-таки веселее».

Приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Раневская заводит разговор о «гордом человеке». По мнению Трофимова, в гордости нет смысла: грубому, несчастному человеку нужно не восхищаться собой, а работать. Петя осуждает интеллигенцию, не способную к труду, тех людей, кто важно философствует, а с мужиками обращается, как с животными. В разговор вступает Лопахин: он как раз работает «с утра до вечера», имея дело с крупными капиталами, но все больше убеждается, как мало вокруг порядочных людей. Лопахин не договаривает, его перебивает Раневская. Вообще все здесь не хотят и не умеют слушать друг друга. Наступает тишина, в которой слышится отдаленный печальный звук лопнувшей струны.

Вскоре все расходятся. Оставшиеся наедине Аня и Трофимов рады возможности поговорить вдвоем, без Вари. Трофимов убеждает Аню, что надо быть «выше любви», что главное - свобода: «вся Россия наш сад», но чтобы жить в настоящем, нужно сначала страданием и трудом искупить прошлое. Счастье близко: если не они, то другие обязательно увидят его.

Наступает двадцать второе августа, день торгов. Именно в этот вечер, совсем некстати, в усадьбе затевается бал, приглашен еврейский оркестр. Когда-то здесь танцевали генералы и бароны, а теперь, как сетует Фирс, и почтовый чиновник да начальник станции «не в охотку идут». Гостей развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна. Раневская с беспокойством ожидает возвращения брата. Ярославская тетка все же прислала пятнадцать тысяч, но их недостаточно, чтобы выкупить имение.

Петя Трофимов «успокаивает» Раневскую: дело не в саде, с ним давно покончено, надо взглянуть правде в глаза. Любовь Андреевна просит не осуждать её, пожалеть: ведь без вишневого сада её жизнь теряет смысл. Каждый день Раневская получает телеграммы из Парижа. Первое время она рвала их сразу, потом - сначала прочитав, теперь уже не рвет. «Этот дикий человек», которого она все-таки любит, умоляет её приехать. Петя осуждает Раневскую за любовь к «мелкому негодяю, ничтожеству». Сердитая Раневская, не сдержавшись, мстит Трофимову, называя его «смешным чудаком», «уродом», «чистюлей»: «Надо самому любить… надо влюбляться!» Петя в ужасе пытается уйти, но потом остается, танцует с Раневской, попросившей у него прощения.

Наконец появляются сконфуженный, радостный Лопахин и усталый Гаев, который, ничего не рассказав, тут же уходит к себе. Вишневый сад продан, и купил его Лопахин. «Новый помещик» счастлив: ему удалось превзойти на торгах богача Дериганова, дав сверх долга девяносто тысяч. Лопахин поднимает ключи, брошенные на пол гордой Варей. Пусть играет музыка, пусть все увидят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишневому саду»!

Аня утешает плачущую мать: сад продан, но впереди целая жизнь. Будет новый сад, роскошнее этого, их ждет «тихая глубокая радость»…

Дом опустел. Его обитатели, простившись друг с другом, разъезжаются. Лопахин собирается на зиму в Харьков, Трофимов возвращается в Москву, в университет. Лопахин и Петя обмениваются колкостями. Хотя Трофимов и называет Лопахина «хищным зверем», необходимым «в смысле обмена веществ», он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот отказывается: над «свободным человеком», «в первых рядах идущим» к «высшему счастью», никто не должен иметь власти.

Раневская и Гаев даже повеселели после продажи вишневого сада. Раньше они волновались, страдали, а теперь успокоились. Раневская собирается пока жить в Париже на деньги, присланные теткой. Аня воодушевлена: начинается новая жизнь - она закончит гимназию, будет работать, читать книги, перед ней откроется «новый чудесный мир». Неожиданно появляется запыхавшийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздает долги. Оказалось, что на его земле англичане нашли белую глину.

Все устроились по-разному. Гаев говорит, что теперь он банковский служака. Лопахин обещает найти новое место Шарлотте, Варя устроилась экономкой к Рагулиным, Епиходов, нанятый Лопахиным, остается в имении, Фирса должны отправить в больницу. Но все же Гаев с грустью произносит: «Все нас бросают… мы стали вдруг не нужны».

Между Варей и Лопахиным должно, наконец, произойти объяснение. Уже давно Варю дразнят «мадам Лопахина». Варе Ермолай Алексеевич нравится, но сама она не может сделать предложение. Лопахин, тоже прекрасно отзывающийся о Варе, согласен «покончить сразу» с этим делом. Но, когда Раневская устраивает их встречу, Лопахин, так и не решившись, покидает Варю, воспользовавшись первым же предлогом.

«Пора ехать! В дорогу!» - с этими словами из дома уходят, запирая все двери. Остается только старый Фирс, о котором, казалось бы, все заботились, но которого так и забыли отправить в больницу. Фирс, вздыхая, что Леонид Андреевич поехал в пальто, а не в шубе, ложится отдохнуть и лежит неподвижно. Слышится тот же звук лопнувшей струны. «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Комедия в 4-х действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Аня, ее дочь, 17 лет.

Варя, ее приемная дочь, 24 года.

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

Трофимов Петр Сергеевич, студент.

Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

Шарлотта Ивановна, гувернантка.

Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

Дуняша, горничная.

Фирс, лакей, старик 87 лет.

Яша, молодой лакей.

Прохожий.

Начальник станции.

Почтовый чиновник.

Гости, прислуга.

Действие происходит в имении Л. А. Раневской.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Комната, которая до сих пор называется детской. Одна из дверей ведет в

комнату Ани. Рассвет. Скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.

Входят Дуняша со свечой и Лопахин с книгой в руках.

Лопахин беседует с Дуняшей о поезде, который пришел с опозданием. Лопахин огорчается, что приехал специально, чтобы встретить Раневскую на станции, но проспал, заснул сидя. Они прислушиваются, кажется уже едут.

Любовь Андреевна жила за границей.

Лопахин рассуждает, какая она стала? Он вспоминает, что она была добрая, пожалела его, когда отец разбил ему нос в кровь.

Он рассуждает о себе, который и от мужиков откололся и благородным не стал, только вот разбогател.

Дуняша волнуется по поводу приезда господ.

Входит конторщик Епиходов с букетом и роняет его. Затем он поднимает букет и говорит, что садовник прислал цветы для столовой.

Епиходов жалуется Лопахину на свои сапоги, которые скрипят. Вообще, по его словам, с ним случаются одни несчастья, но он привык, не ропщет.

Дуняша признается Лопахину, что Епиходов сделал ей предложение. Она его не понимает, хотя и жалеет. Его прозвали “двадцать два несчастья”.

Лопахин и Дуняша слышат подъезжающие экипажи и очень волнуются.

Слышно, как подъезжают два экипажа, суматоха, через сцену проходит опирающийся на палочку Фирс, одетый по старинному, в ливрею. Входят Раневская, Аня, Шарлотта Ивановна, Гаев, Симеонов-Пищик, прислуга.

Аня спрашивает мать, помнит ли она, какая это комната? Та отвечает со слезами на глазах, что детская. Раневская сентиментально вспоминает детство, как спала в этой комнате. Она узнает всех. Варю называет монашкой. Гаев возмущается беспорядками, при которых возможно опоздание поезда на два часа.

Дуняша радуется приезду господ.

Дуняша бестолково и торопливо рассказывает Ане про Епиходова, его предложение, а та не слушает. Аня очень утомлена дорогой, т.к. четыре ночи не спала, ее томило беспокойство. Теперь она дома. Дуняша сообщает, что здесь Петр Сергеич, живет в бане, чтобы никого не стеснять.

Варя отсылает Дуняшу варить кофе для Раневской, а сама беседует с Аней. Та жалуется на тяжелую дорогу, особенно в Париж, тогда еще была зима и холодно. Шарлотта Ивановна досаждала всю дорогу. Но Варя говорит, что одну семнадцатилетнюю девушку нельзя было отпускать в такую даль. Аня рассказывает, что нашла мать в Париже среди чужих людей, без денег. К тому времени мать уже продала свою дачу в Ментоне, денег у нее уже не было. Но Раневская как будто не понимает своего истинного положения. Она требует самых дорогих и изысканных блюд, дает лакеям на чай по рублю. А между тем едва хватило денег доехать в Россию. А теперь предстоят торги. Имение будут продавать в августе.

Варя слушает Аню со слезами. Заглядывает Лопахин. Варя его прогоняет. Аня спрашивает, не сделал ли Лопахин Варе предложение, та отрицательно качает головой. Аня удивлена, ведь всем известно, что Лопахин влюблен в Варю. Та отвечает, что ничего из этой любви не выйдет.

Аня хвастается, что в Париже она летала на воздушном шаре.

Входит Дуняша с кофейником. А Варя начинает мечтать вслух о том, что вот бы выдать Аню замуж за богатого человека, а самой пойти по святым местам. Потом она спохватывается, что уже поздно, и Ане пора спать.

Аня с грустью вспоминает, что шесть лет назад умер отец, через месяц после этого в реке утонул брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик, а мать бежала отсюда без оглядки от горя. А вот теперь Петя Трофимов, бывший учитель Гриши, здесь и может напомнить Раневской былое.

Входит ворчащий Фирс. Он говорит, что барыня будет “кофий” со сливками, а Дуняша забыла подать сливки. Та убегает. Входят Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик.

Гаев и Раневская вспоминают правила игры в бильярде.

Аня прощается со всеми и идет спать.

Варя старается выпроводить Лопахина и Пищика, говоря, что уже поздно и “пора честь знать”.

Раневская очень возбуждена и радуется, что дома, что видит старика Фирса. Лопахин жалеет, что ему скоро уезжать в Харьков, а хотелось поговорить. Он говорит Раневской, что любит ее больше, чем родную.

Раневская в восторге целует старый шкаф и стол. Гаев говорит,- что умерла их старая нянька. Раневская вспоминает, что ей об этом писали. Пищик говорит, что его дочь передавала всем привет. Гаев вспоминает умерших слуг. Лопахин торопливо старается сказать, что на 22 августа назначены торги по имению, но он успокаивает Раневскую, что выход есть, пусть она не волнуется. Имение расположено близко от города, его можно разбить на дачные участки и отдать в аренду дачникам, она сможет получать доход двадцать пять тысяч рублей в год. Гаев отвечает, что это полнейшая чепуха. Раневская тоже говорит, что не совсем понимает Лопахина.

Лопахин объясняет, что если брать с дачников по двадцать пять рублей за десятину, то уже к осени не останется ни одного свободного клочка земли. Он говорит, что благодаря удобному местоположению имения, прекрасной природе, с имения можно иметь хороший доход, если конечно кое-что убрать> почистить. Вырубить старый вишневый сад, который уже ни на что не годится. Раневская возмущена таким предложением. Она говорит, что если и есть в губернии что-нибудь стоящее, так это вишневый сад. Лопахин возражает, что замечательного только то, что сад очень большой, и если вишня уродится, то ее некуда девать, никто не покупает. Гаев говорит, что в “Энциклопедическом словаре” упоминается этот сад.

Лопахин объясняет, что если не предпринимать никаких мер, то 22-го августа и имение, и сад пойдут с молотка. “Решайтесь! Другого выхода нет!” Фирс говорит, что раньше вишню сушили, мочили, варенье варили. А сушеную вишню возили возами в Харьков и денег за это выручали много. Лопахин продолжает... теперь появились дачники, скоро их станет еще больше, займутся хозяйством и тогда “ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным”.

Гаев опять говорит, что это чепуха.

Варя подает матери телеграммы, но та рвет, не читая, говоря, что это из Парижа, а с Парижем покончено. Гаев начинает вспоминать, что этому шкафу сто лет. Можно его юбилей отпраздновать. Пищик удивлен долголетием шкафа.

Гаев обращается к шкафу, как к живому: “Дорогой, многоуважаемый. шкаф...” Он говорит торжественную речь шкафу со слезами на глазах. Гаев собирается идти спать. Фирс что-то бормочет.

Появляется Шарлотта Ивановна, Лопахин хочет поцеловать ее руку, но та не дает. Лопахин замечает, что ему нынче не везет.

Лопахин прощается, говорит, что через три недели вернется. Он напоминает Раневской, чтобы она подумала о его предложении по имению, если надумает, пусть даст ему знать, т.к. надо будет тогда занять денег тысяч пятьдесят.

Пищик хвалит Лопахина за ум и деловитость и просит у Раневской двести сорок рублей, но у той нет. Пищик не унывает, говорит, что выход всегда найдется.

Варя, Раневская, Гаев любуются садом. Раневская говорит, что с вишневым садом у нее ассоциируется детство, счастье, чистота. Ей кажется, что в глубине сада идет вся в белом ее мать-покойница. Варя пугается. Входит Петя Трофимов. Раневская глядит на него недоуменно, Варя напоминает, что это учитель Гриши. Раневская плачет. Она вспоминает своего погибшего мальчика. Все удивлены, как Петя подурнел. Он сказал, что его нынче в вагоне одна баба назвала “облезлый барин”. Он с грустью говорит, что его участь быть вечным студентом.

Пищик опять просит двести сорок рублей, но у Раневской нет и она просит, чтобы Гаев дал. Варя сокрушается, что мать не изменилась. Если ей дать волю, она все раздаст.

Гаев мечтает, как бы получить наследство или выдать Аню за богатого человека, или попытать счастья у богатой тетки в Ярославле. Варя плачет. Гаев ее успокаивает.

Гаев говорит, что тетка не любит Раневскую за то, что вышла замуж за недворянина. Брат говорит, что она (Раневская) добрая, хорошая, славная, он ее любит, но она порочна. Варя испуганно говорит, что Аня стоит в дверях и слышит слова дяди о матери.

Гаев смущенно целует Аню, говоря, что она ангел. Аня замечает, что дяде надо молчать, а не говорить что попало о сестре. “Для чего ты это говорил?”

Гаев сознается, что сказал глупость. Затем он строит прожекты о заеме, чтобы заплатить проценты по векселям. Гаев успокаивает, что Лопахин даст Раневской денег, не посмеет отказать, а Аня поедет к бабушке в Ярославль. Так и начнут действовать с трех сторон - “и дело в шляпе”.

Он клянется, что имение не будет продано. Аня успокоенная хвалит дядю. Я теперь покойна!., счастлива!”

Появляется Фирс и ругает Гаева, что тот все еще не лег спать. Гаев хвастается, что он немало пережил в жизни, его мужики любят. “Мужика надо знать!” Гаев уходит спать. Варя жалуется Ане, что слуги называют ее скупой, что она кормит их одним горохом... Потом Варя заметила, что Аня ее не слушает, а заснула сидя. Варя отводит ее спать.

Входит Трофимов, но Варя его выпроваживает. Трофимов восхищенно называет Аню “Солнышко мое! Весна моя!”

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Поле, давно заброшенная часовня, развалины колодца, могильные

плиты и скамья. Вдали усадьба Гаева и вишневый сад, еще дальше

виднеется город. Закат солнца.

Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье.

Рядом стоит Епиходов и играет на гитаре.

Шарлотта задумчиво говорит, что у нее нет паспорта и она не знает, сколько ей лет. В детстве она ездила с родителями-циркачами, выступала, а когда они умерли, ее взяла немецкая госпожа и стала учить. Шарлотта выросла и пошла в гувернантки. А кто она, откуда - знать не знает.

Епиходов играет и поет, как приятно играть на мандолине. Дуняша говорит, что у него гитара, а не мандолина. Епиходов отвечает, что “для безумца, который влюблен, это мандолина”.

Дуняша считает, что счастье побывать за границей, Яша утвердительно кивает. Епиходов говорит, что ему хочется иногда застрелиться, и он носит с собой пистолет.

Шарлотта замечает, что Епиходова должны любить женщины.

Епиходов опять начинает жаловаться на свою судьбу.

Дуняша отсылает Епиходова за своей тальмой, а Яша говорит, что “двадцать два несчастья” глупый человек. Дуняша боится, что Епиходов застрелится. Дуняша говорит, что она в господском доме изнежилась, стала чувствительная, как барышня.

Кто-то подходит. Дуняша отсылает Яшу, чтобы чего про них не подумали. Входят Раневская, Гаев и Лопахин.

Лопахин опять спрашивает об участках для дач, согласна ли Раневская отдать их.

Гаев хочет идти домой, но сестра его не отпускает. Она смотрит в свой кошелек и огорчается, что так бездумно тратит деньги, а Варе приходится на всем экономить. Потом она роняет портмоне и золото рассыпается, Яша кидается его собирать.

Раневская жалеет, что ездила в ресторан, только потратила деньги на дрянную еду.

Лопахин опять возвращается к разговору об имении, что его хочет купить Дериганов.

Гаев отвечает, что ярославская тетушка обещала прислать денег, но когда и сколько - неизвестно.

Лопахин возмущен легкомыслием и неделовитостью Раневской и Гаева. Он говорит, что каждый день учит их, что надо делать, а они ждут чуда. Раневская отвечает, что дачи и дачники - это так пошло. Гаев с ней соглашается. Лопахин в отчаянии хочет уйти, но Раневская просит его остаться.

Раневская говорит, что это ей наказание за грехи. Она всегда сорила деньгами, вышла замуж за человека, который только пил и делал долги. Она полюбила другого, но утонул ее сын. Это ее первое наказание. В ужасе она бежала за границу, а этот человек последовал за ней. Она купила дачу возле Ментоны и т.к. этот человек заболел, она три года ни днем, ни ночью не знала покоя. Он измучал ее, высосал ее душу. Она продала дачу, уехала в Париж, а он обобрал ее и сошелся с другой. Раневская пробовала отравиться... Ей теперь очень стыдно. Она безумно захотела вернуться на родину. Она просит Бога простить ее, не наказывать больше. Говорит, что получила из Парижа телеграмму, где этот человек просит прощения, умоляет ее вернуться.

Лопахин говорит, что смотрел вчера очень смешную пьесу в театре. Раневская отвечает, что ему не пьесы надо смотреть, а почаще на себя в зеркало. Как все серо живут, как много говорят ненужного. Лопахин оправдывается, что его отец был темным мужиком, ничему не учил сына, только бил, отсюда его тупость. Раневская говорит, что Лопахину надо жениться, тот соглашается. Она добавляет, что на Варе, она хорошая девушка. Лопахин согласен.

Гаев сообщает, что ему предлагают место в банке за шесть тысяч в год. Раневская говорит, что брату лучше дома сидеть. Фирс подает ему пальто, вокруг сыро. Раневская замечает, что Фирс постарел, тот отвечает, что живет долго.

Гаев вслух мечтает о векселе, чтобы заплатить за имение. Но Лопахин отвечает, что ничего у Гаева не получится, одни бесплодные мечтания. Подходят Аня, Варя, Петя. Лопахин смеется зло над Петей, что ему скоро пятьдесят лет, а он все еще студент. На вопрос Лопахина о себе самом, что он такое, Петя отвечает, что Лопахин - хищник, богатый человек, нужный в природе для обмена веществ.

Раневская просит Петю продолжить их вчерашний разговор о гордом человеке. Петя говорит, что человеку нечем гордиться, в большинстве случаев он груб, неумен, несчастлив. Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать. Гаев возражает, что все равно умрешь. На что Петя отвечает, что, может быть, умирают пять известных чувств, а девяносто пять остаются живы. Раневская восхищается умом Пети.

Петя говорит, что человек постоянно идет к совершенству, и что недостижимо теперь, станет близким и понятным потом. Надо только работать, помогать себе искать истину. “У нас, в России, работают пока немногие.” Он сокрушается, что большинство интеллигенции ничего не делает. Считают себя интеллигентными, а мужикам говорят “ты”, ничем не заняты, ничего не читают, о науках только рассуждают, в искусстве мало разбираются. А рабочие бедствуют, живут в грязи. А все разговоры вокруг для того, чтобы не видеть истину. Петя говорит, что не любит и боится умников. “Лучше помолчим!”

Лопахин говорит, что встает в пять утра, работает до вечера. Он видит, как мало вокруг честных и порядочных людей. Когда ему не спится, он думает, что “при такой великой природе, какая дана нам, и люди должны быть великанами...”

Гаев считает, что природа вокруг прекрасна и равнодушна.

Все сидят тихо и прислушиваются. Слышится звук как от лопнувшей струны. Всем непонятен он и неприятен.

Фирс вспоминает, что перед несчастьем вот тоже филин кричал, самовар гудел. На вопрос Гаева, перед каким несчастьем. Фирс отвечает: “Перед волей”.

Появляется подвыпивший прохожий, сначала он спрашивает, как пройти на станцию, а потом просит “копеек тридцать”. Варя пугается его, а Раневская подает золотой, т.к. у нее нет мелочи. Варя возмущенно говорит, что дома людям нечего есть, а Раневская первому встречному дает золотой. Раневская говорит, что отдаст дочери все, что у нее есть, т.к. она не умеет распоряжаться деньгами. Раневская просит у Лопахина взаймы еще. Тот дает. Раневская говорит Варе, что она просватана уже совсем. Варя со слезами на глазах говорит, что такими вещами не шутят. Лопахин цитирует Шекспира. Лопахин опять напоминает, что 22 августа торги. “Думайте, господа! Думайте!” - призывает он. Аня рада, что Варя испугалась прохожего и оставила Петю и Аню одних. Петя говорит, что Варя боится их оставить одних, чтобы они не полюбили друг друга. Петя говорит, что Варе не дано понять, они выше любви, у них высокая и светлая цель. Аня удивлена, что с ней сделалось. Она уже не любит вишневого сада. Петя отвечает: “Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест”. Петя говорит Ане, что ее предки были крепостниками, с каждого дерева, листа на нее должен смотреть человек и слышаться голоса. Это переродило помещиков. Раневская, Гаев другие - живут в долг, за чужой счет. Он говорит, что русские люди отстали от всех на двести лет, а сами ничего не делают, только пьют водку и философствуют. Чтобы жить настоящим, надо искупить наше прошлое, покончить с ним. А это можно сделать только страдая, работая. Аня говорит, что уйдет из дома. Петя предлагает ей бросить ключи от хозяйства и уйти. “Будьте свободны, как ветер.” Петя просит Аню верить ему, он предчувствует грядущее счастье. Петя говорит, что если они не увидят счастья, не беда - его увидят другие. Варя зовет Аню, но та убегает к реке. ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Гостиная отделена аркой от залы. Горит люстра. Играет оркестр еврейский, танцующие пары: Пищик и Шарлотта, Петя и Раневская, Аня с почтовым чиновником, Варя с начальником станции. Варя плачет и незаметно вытирает слезы. Фирс приносит на подносе сельтерскую воду. Пищик жалуется на бедность. “Я могу только про деньги”, - говорит он с грустью. Петя считает, что в фигуре Пищика есть что-то лошадиное. Тот не обижается. Говорит, что лошадь - доброе животное. Трофимов дразнит Варю “мадам Лопахина”, а она его называет “облезлый барин”. Варя горюет, что наняли музыкантов, а платить нечем. Трофимов говорит Пищику, что если бы тот всю энергию, которую потратил на добычу денег, направил на что-либо полезное, то смог бы перевернуть мир. Раневская удивляется, почему так долго нет брата. Трофимов предполагает, что, может быть, торги не состоялись. Раневская сетует, что бал затеяла некстати и музыкантов незачем было звать Шарлотта показывает фокусы с картами, а потом с пледом и Аней и Варей. Все в восторге от ее представления. Раневская переживает по поводу задержки Гаева. Варя утешает мать, что дядя купил имение, т.к. помогла ярославская бабушка, купившая имение для Ани. Раневская возражает, что ярославская тетка прислала пятнадцать тысяч, но этих денег не хватит даже уплатить проценты. Петя опять дразнит Варю Лопахиным, та сердится. Раневской не понять, почему Варя сердится. Варя отвечает, что да, Лопахин хороший человек, но не может же она ему сделать предложение. Все вокруг говорят о них как о женихе и невесте, а Лопахин молчит. Она сожалеет, что у нее нет ста рублей, а то бы она все бросила и ушла в монастырь. Раневская заступается за Варю, просит Петю, чтобы он не дразнил девушку, ей и без него тяжело. Петя говорит, что зол на Варю за то, что она все лето не давала им покоя с Аней, следила за ними.

“Мы выше любви!” - говорит он гордо.

Раневская просит у Пети утешения, она волнуется за имение. Он жестоко говорит, что дело не в продаже. Не надо себя обманывать, а надо хоть раз посмотреть правде в глаза. Раневская удивляется: “О какой правде вы говорите? Я ничего не вижу.” Она просит Петю быть хоть каплю великодушным и пощадить ее. Она любит этот родовой дом, и если его надо продать, так пусть же продают с ней вместе.

Петя видит валяющуюся телеграмму. Раневская говорит, что она ежедневно получает телеграммы из Парижа. Этот человек опять заболел. И ей надо бы быть рядом с ним. Она просит Петю не осуждать ее, ведь она любит того человека. Она сравнивает его с камнем на своей шее. С ним я уйду на дно, но жить без него не могу.

Петя, удивлен и говорит: “но ведь он обобрал вас; он негодяй, ничтожество”. Но Раневская не слушает Петю, оскорбляя его, что ему двадцать шесть-двадцать семь лет, а он все еще гимназист второго класса. Раневская говорит, что Пете пора стать мужчиной и понимать тех, кто любит, и надо самому влюбляться!

Петя ужасается речам Раневской и убегает, а она кричит ему вслед, что пошутила. Что-то с грохотом летит с лестницы. Аня вбегает и говорит, смеясь, что Петя упал с лестницы. Раневская идет в переднюю и просит прощения у Пети. Потом они идут танцевать. Раневская устав, садится. Вбегает Аня и говорит, что пришел какой-то человек и говорит, что вишневый сад уже продан. Раневская досадует на слуг и лакеев и говорит Фирсу, что куда он денется, если продадут имение? Фирс отвечает: “Куда прикажете, туда и пойду”. Яша просится у Раневской взять его с собой в Париж, если она туда поедет.

Варя ругается с Епиходовым, который ничего не делает, а только ходит по дому, как гость. А он конторщик, должен работать. Она хватает палку Фирса, но ударяет Лопахина, входящего в зал.

Лопахин, едва сдерживая радость, говорит, что торги кончились давно, но он и Гаев опоздали на поезд, поэтому приехали поздно. Гаев ничего не может сказать, а только плачет. Раневская спрашивает нетерпеливо, продан ли вишневый сад. Лопахин отвечает утвердительно, на вопрос, “кто купил”, он отвечает: “Я”.

Яша говорит, что простой народ прощается с господами.

Лопахин зовет выпить, но никто не идет. Он отдает бутылку Яше. Лопахин напоминает, что до поезда сорок шесть минут, значит через двадцать минут надо ехать. Петя ищет свои калоши. Лопахин сообщает, что едет на всю зиму в Харьков. Он измучился без работы. Петя говорит самодовольному Лопатину, чтобы тот не размахивал руками, что у того длинные тонкие пальцы артиста и нежная душа. На прощанье они обнимаются. Лопахин предлагает Пете денег, но Петя отказывается.

Лопахин говорит, что посеяв мак, он заработал сорок тысяч, а зрелище какое было, когда мак цвел!

Лопахин объявляет, что Гаев поступил на службу в банк за шесть тысяч в год, но ае усидит, ленив очень.

Входит Аня и просит Лопахина, чтобы не рубили сад, пока они еще не уехали. Лопахин идет распорядиться. Аня спрашивает Яшу, отправили ли Фирса в больницу, тот точно не знает.

Припла мать Яши попрощаться с ним, но он не хочет. Он уже мечтает, как через шесть дней будет в Париже, вдали от “этого невежества”.

Входит Раневская и Гаев. Они подавлены, прощаются с домом.

Мать прощается с сияющей Аней, которая начинает новую жизнь.

Ранезская говорит, что едет в Париж на деньги, присланные ярославской теткой. Аня надеется, что мать скоро вернется к ней. А она поступит в гимназии, будет работать, помогать матери.

Раневская говорит с Лопахиным о Варе, тот обещает сделать девушке предложение, но когда Варя появляется, Лопахин говорит о пустяках. Варя нанялась к Рагулиным экономкой.

Гаев сентиментально прощается с домом. Все шумно выходят и уезжают.

Лопатин нанял Епиходова следить за домом и дает ему последние наставления. Новый хозяин запирает дом.

В закрытом доме остался забытый Фирс. Он переживает, что, вероятно, Гаев забыл надеть шубу. Потом сокрушается, что жизнь прошла быстро, как и не жил.

Тишина, а потом слышно, как в саду рубят деревья.