Лишь ты одна царица роза. Анализ стихотворения А.А. Фета «Осенняя роза. «Осенняя роза» Афанасий Фет

1 728 0

Отношения Афанасия Фета с супругой, Марией Боткиной, складывались весьма непросто. Этот брак поэт заключил по расчету, хотя всю жизнь любил другую женщину, Марию Лазич, погибшую при весьма странных обстоятельствах. Фет винил себя в ее смерти, считая, что если бы женился на девушке из небогатой семьи, то был бы по-настоящему счастлив.

Уже через несколько лет после заключения брака с Марией Боткиной понял, как важно для человека любить. Этого он не мог дать своей супруге, которая питала к мужу самые нежные и возвышенные чувства. Холодность Фета и его безразличие причиняли много страданий молодой женщине, которая со временем стала вспыльчивой и раздражительной. Именно тогда Фет настоял на поездке на курорт, где в 1859 году было написано стихотворение .

В нем автор открыто признается в том, что его брак оказался неудачным. Однако разрушать его Фет не намерен, так как очень долго он шел к финансовому благополучию и возвращению своего статуса в обществе, утерянного из-за юридических проблем с документами. В итоге в 14 лет Афанасий Фет лишился не только крупного состояния, но и всех дворянских титулов, поэтому поставил для себя цель любым способом вернуть то, что потерял. Сделать это удалось через удачный в финансовом отношении брак. Однако поэт не предполагал, что обрек себя на жизнь с нелюбимым человеком, к которому со временем будет испытывать острую неприязнь.

Поездка на море несколько примирила супругов, и в этом Фет видел заслугу исключительно водной стихии, которая поразила воображение двух людей, связанных между собой брачной клятвой. Автор отмечает, что от морских волн «целебной силою веяло в душу», и под их влиянием он стал смотреть на жизнь более легко и просто. При этом поэт подчеркивает, что «всю злобу земную, гнетущую, вскоре, по-своему каждый, мы вскоре забыли». Фет признается, что его «убаюкало море», подарившее ощущение умиротворенности и спокойствия. А его супругу больше всего поразили звезды, благодаря которым ее «горе утолилось», а мысли о несчастливом замужестве ушли на второй план. Подарив радость от общения с непокорной бушующей стихией.

Впрочем, эта идиллия была достаточно мимолетной, хотя и подарила обоим супругам ощущение того, что их жизнь может быть совсем иной, наполненной тихими семейными радостями, взаимным уважением и любовью. На самом же деле ничего не изменилось, и вечерняя прогулка вдоль морского побережья, так мастерски запечатленная Фетом в стихотворении, стала лишь одним из немногих счастливых моментов в жизни этой пары, обреченной на страдания.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Пожалуй, не найдётся человека, которому не был бы знаком один из величайших поэтов 19 века - Золотого века русской литературы - А.А. Фет. Творивший практически на границе веков, заставший смену поколений, изменения в общественном строе и укладе жизни русского человека, он сумел захватить в своей лирике всё самое прекрасное, тонкое и искреннее, что предложила ему эпоха - и даже предвосхитить импрессионистические начала, которые будут свойственны поэзии символистов; в 20 веке фетовская традиция получит особое развитие и преломление в лирике Б. Пастернака, который, подобно своему учителю, сумеет «захватить мгновение и превратить его в вечность».

Мудрейший, Фет в кажущейся простоте своих строк умеет потрясающе чувственно, откровенно и искренне описать собственные переживания, вылить самые сокровенные эмоции на бумагу. Он, покорённый гармонией природы и человеком, как порождением прекрасного Космоса, обожествляет жизнь во всех её проявлениях - именно поэтому его лирике свойственно радостное, мажорное настроение, которое поэт пронесёт через всю жизнь и которое сохранит даже в поздних стихотворениях, написанными, по признанию самого классика, через боль и горести.

Поздние стихотворения Афанасия Афанасьевича наполнены смирением к приближающему уходу из жизни; поэт не думает о смерти как о неизбежной трагедии, наоборот, он принимает её как друга, как нечто, способное приблизить его к Богу. И даже таким философским произведениям, в которых поднимаются сложнейшие вопросы смысла бытия, свойственна пейзажность. Одним из таких поздних произведений Афанасия Афанасьевича становится «Осенняя роза» - пожалуй, одно из самых сложных стихотворений в плане трактовки.

Некоторые исследователи связывают его написание с характерным для творчества автора пантеизмом, поиском и запечатлением гармонии природы. Однако, пожалуй, более точной будет версия иных литературоведов, считающих, что за образами погибающей осени и «царицы-розы» стоят мотивы изображения загробной жизни и даже стремления к ней; за розой же символично скрывается образ погибшей возлюбленной Фета, единственной музой в жизни поэта. Получается, что в «Осенней розе», помимо философской, поднимается и любовная тематика - эта удивительная смысловая наполненность текста делает произведение шедевром поэзии «чистого искусства».

Элегия «Осенняя роза» (впрочем, иногда жанр этого стихотворения определяют как любовное послание к безвременно ушедшей Марии Лазич) состоит всего из трёх катренов, представляющих собой бессюжетную, на первый взгляд, пейзажную зарисовку. В ней Фет отмечает, как среди увядающей природы сильный и прекрасный розовый бутон сохраняет свою прелесть, пережив все невзгоды. Лирический герой, наслаждающийся цветком, находит в себе силы вспомнить о весне жизни, о прекраснейших годах.

Несмотря на кажущуюся простоту, стихотворение сложно в своем смысловом, эмоциональном посыле. Классик, находящийся на пороге смерти, остро нуждается в прекрасном, в том, что позволит наслаждаться уходящим временем без горестей, без страданий. Прекрасная роза становится символом воспоминаний, приносящих умиротворение пылкой душе поэта. Таким воспоминанием для него становятся мысли о Марии Лазич, в смерти которой классик будет винить себя до последнего дня жизни. Он даже совершит несколько попыток самоубийства, стремясь как можно скорее воссоединиться с возлюбленной - именно в контексте биографии Фета и появляется гипотеза литературоведов о том, что в «Осенней розе» Афанасий Афанасьевич описывает своё желание приблизить встречу с погибшей Лазич.

Неспроста Фет выбирает в качестве аллегорического переложения именно розу - вечно свежую, прекрасную и, к сожалению, хрупкую. Царица цветов лишь «дыханьем» и «очертаньем» «весною веет» на лирического героя. В этих строках явственно чувствуется невозможность прикоснуться к розе, физически ощутить её прелесть - и герою приходится довольствоваться лишь едва уловимыми эфирами.

Несмотря на то, что стихотворение состоит всего из 12 строк, А. Фет сумел в лирической простоте создать невероятно яркие, притягательные образы. Основным приёмом, на котором строится вся образность «Осенней розы», является олицетворение. У классика оживают и сентябрь, и ветер, и, конечно же, роза. Кроме того, поэт противопоставляет умирающую природу прекрасной царице цветов, подчёркивая её гармоничность. При этом элегия не богата эпитетами, метафорами и прочими средствами. Вместо вычурности Фет прибегает к использованию звукописи: аллитерация встречается почти в каждой строке, например, в двух последних.

Благодаря тому, что произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, создаётся его особое интонационное звучание, чуть замедленное и певучее.

«Осенняя роза» - пожалуй, самое удивительное и чувственное стихотворение А.А. Фета, в котором поднимаются темы жизни и смерти, любви и её значения в жизни человека. При этом сложнейшие философские категории осмысляются автором через его наблюдение за картинами природы.

Осень у большинства людей ассоциируется с периодом умирания в природе. Да и поэты не слишком жаловали своим вниманием это время года. Гораздо чаще в русской поэзии появлялись стихотворения о весне или лете – таких временах года, когда в природе царит возрождение и расцвет.

Пожалуй, один Александр Сергеевич Пушкин считал осень «унылой порой, очей очарованьем» . Только ему приятна была «прощальная краса» и «пышное природы увяданье» . А лето как раз не было слишком желанным, ведь всем известны строки поэта о том, что он любил бы лето красное, «когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи» .

В стихотворении Афанасия Афанасьевича Фета описана поздняя осень, потому что «осыпал лес свои вершины» , а «сад обнажил свое чело» . Использование здесь олицетворений очень трогательно, как будто перед нами абсолютно одушевленные персонажи, которые прощаются со своими зрителями, как настоящие актеры, сняв перед ними шляпу.

Дальше на сцену вступает новое действующее лицо: «Дохнул октябрь» . И вдруг – обезличенность: «Георгины дыханьем ночи обожгло» . Словно автор не в силах поверить, будто октябрь способен на такую жестокость. И все-таки холодное дыхание осени вызывает соответствующее настроение: тоску по ушедшему лету, грусть от предстоящих долгих осенних вечеров, наполненных ожиданием далекой весны.

На первый взгляд, неожиданным оказывается противопоставление во втором четверостишии: «Но в дуновении мороза…» лишь одна роза «благоуханна и пышна» .

Действительно, по меньшей мере, странно видеть живую розу среди погибших цветов. Перед глазами возникает яркая картина: заледеневшие, почерневшие от «дуновения мороза» последние цветы осени - георгины, и яркая, наверняка, красная, как огонь во тьме, роза. Автор называет ее царицей. А герой, застывший, восхищенный, обращается к ней почтительно, как к персоне самых высоких кровей: «Царица роза» .

Что ж, вполне традиционно считать розу царицей цветов. Однако у Фета она действительно заслуживает высокого титула, ведь роза «между погибшими одна… благоуханна и пышна» . Это ли не чудо? Поэтому герой, потерявший надежду на счастье, вновь ее обретает. Он как будто расправляет плечи и вместе с розой противостоит «жестоким испытаньям и злобе гаснущего дня» .

И опять вступает в силу традиционный для поэзии Фета параллелизм: для розы «гаснущий день» - осенняя ночь. Но и для героя гаснущий день означает наступление старости. Это достаточно распространенная аналогия в русской поэзии. А уж «жестоких испытаний» в жизни самого Афанасия Афанасьевича было немало.

Параллелизм последних строк тоже очевиден: роза, которая «очертаньем и дыханьем весною» веет, означает, что герой еще чувствует себя молодым, так как весна – время молодости и цветения.

В завершении анализа просто необходимо вспомнить, какое огромное значение придавал Фет концовке, считая, что она должна быть такой, чтобы ни одного слова к ней нельзя было прибавить. Именно таков финал стихотворения «Осенняя роза». Последнее четверостишие вновь построено на параллелизме героя и розы: наперекор всем несчастьям («жестоким испытаньям» ) и приближающейся старости («злобе гаснущего дня» ) роза своей красотой («очертаньем» ) и ароматом («дыханьем» ) напоминает ему о вечной молодости и красоте. Иными словами, герой – уже немолодой человек, но в «злобе гаснущего дня» , т. е. в угасании собственной жизни, все-таки остается восприимчив ко всему доброму и прекрасному. В этом и заключается смысл финала.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета