Описание видов артикуляции русского языка предложены кем. Артикуляционная классификация звуков речи. По способу образования

Наша речь - непрерывная смена артикуляций (артикуляция - от лат. articulatio, articulare - «членораздельно выговаривать»). Одна речевая поза сменяется другой, а это достигается перемещениями языка спереди назад, сверху вниз, движениями губ, маленького язычка, включением голосовых связок и т. д. Редкий знаток говоров С. С. Высотский как-то подсчитал, что язык, совершая артикуляционную работу, перемещается во рту со скоростью курьерского поезда!

При движениях речевых органов воздух, поступающий из легких, то свободно, без преград, проходит через рот, то встречает на своем пути препятствия. Первые артикуляции соответствуют гласным, вторые - согласным.

Именно поэтому известный лингвист В. А. Богородицкий предлагал называть гласные ртораскрывателями, а согласные - ртосмыкателями.

Существует и другое важное различие между гласными и согласными: для согласных всегда можно точно указать, при каком положении языка, губ и других речевых органов образуется звук, иными словами, согласные имеют вполне определенные «артикуляционные адреса». Для гласных это сделать значительно труднее.

Итак, гласные по своим характеристикам принципиально отличаются от согласных. Поэтому и артикуляционная классификация гласных должна строиться на иных основаниях, чем артикуляционная классификация согласных.

В основе классификации гласных - положение важнейшего органа речи - языка.

Мы знаем, что ротовая полость при образовании звуков речи играет роль резонатора. Язык делит этот резонатор на две части. Перемещаясь вперед - назад, вверх - вниз, язык меняет форму и объем двух частей речевого резонатора, что создает разные акустические эффекты, воспринимаемые человеческим слухом как разные гласные.

Для описания различных гласных вводят две характеристики - ряд и подъем.

Горизонтальным смещениям языка соответствует представление о ряде гласных, вертикальные смещения языка связаны с понятием о подъеме гласных. Поэтому каждый гласный может быть отнесен к одному из трех подъемов - верхнему, среднему или нижнему и одновременно к одному из трех рядов - переднему, среднему или заднему. Простейшую артикуляционную классификацию гласных можно видеть на следующей таблице:

Подъем Ряд
передний средний задний
верхний и ы у
средний э ъ о
нижний - а -

Эта таблица лишь в общем виде отражает действительное положение вещей, поскольку как при горизонтальных, так и при вертикальных перемещениях язык не делает резких скачков, движение происходит плавно, поэтому возможны более тонкие градации положения гласных как по ряду, так и по подъему.

Даже в хорошо известном нам русском языке есть такие оттенки гласных, которым не найдется места на нашей упрощенной схеме. Куда бы, например, следовало поместить ударный гласный из слова «пять»? Или безударный гласный из слова «пятак»? Фонетист скажет, что первый гласный - ä - должен быть отнесен к передне-среднему ряду и средне-нижнему подъему, а второй гласный - и e - к тому же передне-среднему ряду, но верхне-среднему подъему. И это еще не самые трудные случаи!

Вот почему Л. В. Щерба предложил в таблице гласных выделять шесть степеней подъема. Однако и такая таблица все же схематична, есть более детальные таблицы.

Следовательно, сказав о гласном, к какому ряду и подъему он принадлежит, мы дадим его основную артикуляционную характеристику. Основную, но не полную. Ведь в артикуляции некоторых гласных участвуют еще и губы, в образование некоторых гласных включается также носовой резонатор.

В русском языке, как и во многих других, гласные заднего ряда являются одновременно и огубленными (лабиализованными). В некоторых языках, например в немецком языке, различаются огубленные и неогубленные гласные переднего ряда (i - ü , е - ö ).

Классическим примером противопоставления ротовых и носовых гласных является французский язык.

Совсем другие основания важны для артикуляционной характеристики согласных. Для их классификации следует учитывать 4 признака: 1) способ образования, 2) место образования, 3) участие голосовых связок и 4) твердость - мягкость согласного.

Согласные - ртосмыкатели, в их образовании непременно участвует преграда в полости рта. Форма преграды может быть различной: язык может полностью преграждать выход воздуха изо рта, образуя смычку с зубами или с нёбом, а может создавать затор, оставляя для выхода воздуха лишь узкую щель. Поэтому все согласные делятся по способу образования на смычные (например: п, т, г ) и щелевые (например: з, х, ф ). Есть и промежуточные звуки, в которых сочетаются признаки как смычных, так и щелевых. Это аффрикаты (ч, ц ).

Итак, способ образования - первый признак в артикуляционной характеристике согласных.

Вторым важным признаком является место образования шумообразующей преграды.

Преграда каждый раз образуется двумя органами - активным речевым органом (языком, нижней губой) и пассивным (верхней губой, нёбом, зубами), к которому прикасается активный орган во время артикуляции.

По активному речевому органу согласные могут быть губными и язычными (передне-, средне- и заднеязычными), по пассивному - губными, зубными, нёбными (передне-, средне- и задненёбными). Третий признак-разделение согласных на звонкие (например: г, ж, б ) и глухие (к, ш, п ). Они могут быть образованы с участием и без участия голоса.

И наконец, в-четвертых, согласные могут быть твердыми и мягкими.

При произношении мягких согласных язык смещается в переднюю часть ротовой полости, одновременно приподнимаясь по направлению к твердому нёбу, при образовании твердых согласных вся масса языка несколько сдвигается назад, приподнимаясь к мягкому нёбу. Различия согласных по твердости - мягкости существенны для русского языка, большинства славянских и некоторых других. Во многих языках, например в немецком, английском, французском, согласные не различаются по твердости - мягкости. Они совсем не похожи на наши мягкие согласные и несколько отличаются от твердых.

Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука, называются артикуляцией этого звука (от лат. articulare – «членораздельно выговаривать»). Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата.

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

Нижний этаж речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.

Средний этаж речевого аппарата – гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускулистые пленки – голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и воздух свободно проходит через гортань. Такое же положение голосовых связок при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает голос, участвующий в образовании гласных и звонких согласных.

Верхний этаж речевого аппарата – органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Верхняя ее часть называется носоглоткой. Полость глотки переходит в две полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть его называется твердым нёбом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идет через рот. Так образуются ротовые звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идет через нос. Так образуются носовые звуки.

Полость носа – неизменяемый по объему и форме резонатор. Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря движениям губ, нижней челюсти, языка. Глотка меняет форму и объем за счет движения тела языка вперед и назад.

Большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при образовании [п], [б], [м]), сближаться с ней (как при образовании английского [w], известного и русским диалектам), сближаться с верхними зубами (как при образовании [в], [ф]). Губы могут округляться и вытягиваться в трубочку (как при образовании [у], [о]).

Наиболее подвижный орган речи – язык. Выделяют кончик языка, спинку, которая обращена к нёбу и подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю части, и корень языка, обращенный к задней стенке глотки.

При образовании звуков одни органы ротовой полости играют активную роль – они совершают основные движения, необходимые для произнесения данного звука. Другие органы пассивны – они неподвижны при образовании данного звука и являются тем местом, где активный орган создает смычку или щель. Так, язык всегда активен, а зубы, твердое нёбо всегда пассивны. Губы же и нёбная занавеска могут играть активную или пассивную роль в образовании звуков. Так, при артикуляции [п] нижняя губа активна, а верхняя пассивна, при артикуляции [у] активны обе губы, а при артикуляции [а] обе пассивны.

Произносительный аппарат:

1 – твердое нёбо; 2 – альвеолы; 3 – верхняя губа; 4 – верхние зубы; 5 – нижняя губа; 6 – нижние зубы; 7 – передняя часть языка; 8 – средняя часть языка; 9 – задняя часть языка; 10 – корень языка; 11 – надгортанник; 12 – голосовая щель; 13 – щитовидный хрящ; 14 – перстневидный хрящ; 15 – носоглотка; 16 – мягкое нёбо; 17 – язычок; 18 – гортань; 19 – черпаловидный хрящ; 20 – пищевод; 21 – трахея

Понятие об артикуляции

Артикуляция – это работа органов речи, направленная на производство звуков речи.

В речевом потоке нет четкого деления артикуляции звука на три фразы; рекурсия предшествующего звука может приспосабливаться к экскурсии последующего и наоборот; при этом количество звуков определяется количеством выдержек.

Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей

I. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека.








II. Речевой аппарат – это совокупность органов речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, полость носа, надгортанник, маленький язычок, нёбо, язык, зубы, губы).

Все названные выше органы обладают биологическими функциями: это органы дыхания, приема и переработки пищи, обоняния, вкуса. Применение этих органов для образования звуков речи – вторичная, общественная функция.




Воздушная струя может встречать преграду сначала в гортани в виде сдвинутых и напряженных голосовых связок, при этом колебание голосовых связок образует тон, а может и не встречать преграды в гортани, если голосовые связки раздвинуты, при этом тон не образуется. Следующая преграда возможна в ротовой полости, при этом образуется шум; в случае отсутствия преграды в ротовой полости шум не образуется.

Классификация звуков в зависимости от наличия-отсутствия преграды в гортани и в ротовой полости:

Классификация звуков речи.
Основные фонетические процессы

Гласные и согласные, их акустические и артикуляционные различия

I. Звуки речи делятся на гласные и согласные.

II. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Такое различие основывается на акустических и артикуляционных признаках.

Акустическое различие между гласными и согласными определяется наличием тона и шума.

Акустическое различие между гласными и согласными:


Акустическая характеристика звуков предполагает распределение звуков по степени сонорности (звучности). Гласные определяются только тонами, шумы в них не присутствуют; сонорные согласные характеризуются преобладанием тонов над шумами; звонкие шумные согласные содержат тоны и шумы; глухие шумные согласные имеют только шумы.

Крайние точки по сонорности представляют звуки [а] и [п].

Расположение звуков но степени убывания сонорности, звучности:

Артикуляционное различие между гласными и согласными минимально определяется наличием-отсутствием преграды в ротовой полости, максимально – 1) локализацией напряженности; 2) силой воздушной струи; 3) наличием-отсутствием преграды в ротовой полости; 4) наличием-
отсутствием голоса; 5) участием ротового и носового резонаторов.


Минимальное артикуляционное различие
между гласными и согласными

Максимальное артикуляционное различие
между гласными и согласными

В.А. Богородицкий предложил артикуляционное различение гласных и согласных по тому, на что направлена артикуляция: на раскрытие или закрытие рта.


< >

Проверить эту закономерность можно, если усилить интенсивность артикуляции. Ртораскрывание осуществляется при помощи мышц, идущих от нижней челюсти к подъязычной кости, а ртосмыкание – посредством жевательных мышц, расположенных между обеими челюстями.

Звуки [ј] и [i] в программе по русскому языку для средней школы до 1969 года назывались «полугласными», сейчас эти звуки обычно считают согласными, при этом принимают во внимание их неслогообразующий характер; следует, однако, иметь в виду, что звук [i] гораздо более звучный, чем [ј].

Противопоставление гласных и согласных в фонетической системе современного русского языка достаточно глубоко. Тем не менее не все лингвисты признают возможным разделение звуков на гласные и согласные. У Ф. де Соссюра, Л.В. Щербы и его последователей, представителей ленинградской фонологической школы (М.И. Матусевич и др.), стирается различие между гласными и согласными. Ф. де Соссюр это объясняет распределением звуков речи но «растворам» без учета определяющего различия между гласными и согласными; в работах же представителей ленинградской фонологической школы это связано с предпочтением акустической характеристики звуков.

Артикуляционная классификация гласных

I. В русском литературном языке шесть гласных звуков: [и], [э], [ы], [а], [о], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

Классификация гласных звуков производится но работе губ и языка.

Звук [и] после твердого согласного или на стыке слов заменяется звуком [ы].

II. Гласные звуки характеризуются наличием музыкального тона, голоса, образующегося за счет ритмических колебаний голосовых связок в гортани. Различие между гласными определяется объемом и формой резонаторов, полостей глотки и рта, которые изменяются при различном положении губ, языка и нижней челюсти.

Артикуляционная классификация гласных звуков производится по следующим признакам:

1) позиция по отношению к ударению (гласный ударный, гласный первого предударного слога, остальных безударных с логов);

2) способ образования, положение языка но вертикали, подъем (верхний, средний, нижний);

3) место образования, положение языка по горизонтали, ряд (передний, средний, задний);

4) наличие-отсутствие лабиализации, огубленности (лабиализованный, нелабиализованный);

5) качество гласного, связанное с аккомодацией (напряженность, закрытость или продвижение в переднюю зону образования в начале, в конце, на всем протяжении артикуляции).


Таблица артикуляционной классификации гласных.
Ударные гласные

Подъём Ряд

План:

    Строение и работа произносительного аппарата.

    Артикуляционная классификация звуков русского языка.

    1. Артикуляционная классификация гласных звуков

      Артикуляционная классификация согласных звуков

    Строение и работа речевого аппарата

Произносительный аппарат включает следующие органы.

1. Легкие , поставляющие необходимую для образования звуков воздушную струю.

2. Гортань , в которую воздушная струя через бронхи и трахею попадает из легких. Гортань представляет собой трубку, образуемую соединением трех хрящей. Основной частью гортани с точки зрения образования звука являются голосовые связки - две упругие складки, двигающиеся под действием заключенных в них мускулов.

3. Надгортанные полости - полость глотки, полость рта и полость носа . Все они выполняют роль резонаторов. Именно с резонаторными полостями связано понятие артикуляции в собственном смысле слова. Глотка в образовании звуков русского языка играет незначительную роль (есть языки, в которых ее значение является гораздо большим). Основная роль в звукопроизводстве принадлежит полости рта. Ротовой резонатор все время меняет свою конфигурацию благодаря движениям языка и губ.

Наиболее подвижным органом в полости рта является язык . Своим корнем (основанием) он соединен с надгортанником. Сторона языка, обращенная к нёбу, называется спинкой. В фонетике принято (разумеется, условно) различать переднюю часть спинки, обращенную к передним зубам, среднюю часть, обращенную к твердому нёбу, и заднюю, лежащую напротив мягкого нёба. Самая передняя часть языка называется конником. С движениями языка в целом и его частей связана тончайшая дифференциация звучаний.

Переднюю границу ротового резонатора образуют губы - верхняя и более подвижная нижняя. При образовании согласных последняя смыкается с верхней губой или сближается с верхними зубами. При образовании гласных губы вытягиваются в трубочку, округляются или растягиваются в стороны.

Неподвижной передней границей ротового резонатора являются зубы - верхние и нижние. При сближении или смыкании с зубами передней части спинки языка или нижней губы возникает характерный для согласных шум.

Верхней границей ротового резонатора и одновременно границей между полостями рта и носа является нёбо - твердое и мягкое. Твердое нёбо начинается за альвеолами - бугорками над верхними зубами.

Оно условно подразделяется на переднее и среднее нёбо. Мягкое нёбо (оно же заднее нёбо) - это мышечное образование, составляющее заднюю границу полости рта. Оно заканчивается маленьким язычком. Мягкое нёбо иначе называют нёбной занавеской. В опущенном положении нёбная занавеска открывает воздушной струе доступ в полость носа; так произносятся носовые звуки. При поднятой нёбной занавеске воздух в полость носа не попадает; так произносятся все остальные звуки. Полость носа при опущенной нёбной занавеске выполняет роль резонатора. К музыкальному тону и возникающему в полости рта шуму присоединяется специфический призвук - носовой резонанс.

В зависимости от роли органов речи в звукообразовании они разделяются на активные и пассивные. Активные (или действующие) органы совершают те или иные движения, необходимые для образования звуков речи. К ним относятся голосовые связки, нёбная занавеска, язык и губы. К неподвижным, пассивным органам относятся твердое нёбо, зубы и полость носа.

    Артикуляционная классификация звуков русского языка.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласный - это звук, при артикуляции которого воздушная струя свободно проходит через речевой тракт, не встречая преграды.

При образовании нормальной нешёпотной речи голосовые связки напряжены и вибрируют. Качество гласных зависит от конфигурации органов речевого тракта. Воздушный поток, проходящий через речевой тракт, может модулироваться тремя способами. В результате модуляций энергия воздушного потока в определенной своей части преобразуется в акустические колебания. Наиболее мощным источником акустической энергии является гортань, в полости которой находится своеобразный генератор колебательных движений - голосовые связки (две эластичные складки). Последние приходят в колебательные движения при наличии ряда условий: достаточной величине подсвязочного давления, сведении и соответствующем натяжении голосовых связок. Применительно к работе голосовых связок, как правило, говорят о фонации.

При описании артикуляции гласных обычно исходят из положения языка, губ, мягкого нёба. В процессе артикуляции гласных напряженность артикуляции распределена по всей площади речевого тракта. Сила выдыхаемой струи незначительна. Специфика артикуляции гласных зависит от положения активных органов речеобразования - губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка - увулы по отношению к пассивным органам - зубам, альвеолам, твердому нёбу.

Согласный - это звук, при произнесении которого в речевом тракте активными органами артикуляции образуется преграда. Органы речепроизводства в момент преодоления преграды напряжены. Сила воздушного потока значительна. Прежде всего это относится к произнесению глухих согласных. Особое качество согласных зависит от типа шума, который образуется, когда, например, язык, губы или маленький язычок преграждают путь потоку воздуха. При артикуляции согласных механизм воздушных модуляций сводится к возникновению турбулентности в потоке воздуха, проходящего через речевой тракт. Отличительной характеристикой артикуляции согласных является напряженность речевого тракта. Особенно четко эта напряженность локализована в месте преграды. Сила выдыхаемой воздушной струи, т.е. степень воздушности, больше у согласных, чем у гласных.

      Артикуляционная классификация гласных звуков

Артикуляционная классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

1) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали (ряд );

2) степени подъема языка по вертикали по отношению к небу (подъем );

3) участии губ.

1) По ряду гласные делятся на :

Гласные переднего ряда (тело языка находится в передней части рта, средняя его часть поднята к твердому нёбу) - и, э ;

Гласные среднего ряда (язык не продвинут вперед, не оттянут, средняя и задняя части языка подняты так, что его поверхность плоская) - ы, а, ъ ;

Гласные заднего ряда (тело языка находится в задней части рта, задняя часть языка поднята к мягкому нёбу) - у, о.

Сонорные : л, р, м, н, j шумные : остальные, они - глухие или звонкие

по месту образования :

губные: губно-губные: п, б, м, губно-зубные: в, ф

язычные: среднеязычные : j, заднеяз. г, к, х переднеязыч - остальные

по способу образования:

смычные: взрывные: п, б, д, т, к, г, слитные: ц, ч’; дрожащие (вибранты) : р, носовые : м, н,

щелевые (фрикативные) : ф, в, с, з, ж, ш, х, j, боковые : л

(у всех парных по мягк. мягкий вариант там же, где они)

Акустические харак .(по звучанию) высота, сила, тембр

1) вокальные (образуемые тоном или при его значительном участии тона): все гласны е и все сонорные, невокальные (образуемые шумом или при подавляющей доле шума): все шумные согласные;

2) консонантные (от лат. consonans - согласный звук) характеризуются небольшой силой, а следовательно, небольшой слышимостью): все согласные. Неконсонантные: все гласные ;

3) высокие: гласные переднего ряда , переднеязычные согласные и среднеязычный согласный, низкие: гласные среднего и заднего ряда , губные согласные и заднеязычные согласные;

4) диезные (от гр. diesis - полутон; диез - музыкальный знак, обозначающий повышение звука на полтона): гласные между мягкими согласными, недиезные - между твердыми. Мягкие согл.-диезные, твердые -недиез.

5) бемольные (понижение на полтона): огубленные гласные [о], [у] и согласные, стоящ. перед ними, небемольные: неогубленные гласные и согласные, стоящие перед ними;

6) резкие (звуки, характеризующиеся неоднородностью расхода энергии на протяжении звука): аффрикаты, дрожащие, нерезкие : все остальные

7) звонкие (в их образовании участвует голос): все гласные и согласные [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з], глухие (в их образовании не участвует голос): [с], [т ], [х ], [ч], [ш], [ц], [ф ].

10. Деление фонетического слова на слоги. Основной закон русского слогоделения. Типы слогов.

Слог не имеет фонологической природы, не связан со смыслоразличен., с морфемой. Слог - фонетическая единица, состоящая из звуков .

Экспираторная теория - теория выдоха: слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Возникнула уже в античности. Проверка: говорить перед свечой: сколько раз качнётся пламя - столько слогов. Однако эта теория признана неверной, т. к. имеются слова, в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий . В слове «ау» - два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» - один слог, но два выдыхания.

Сонорная теория слогоделения: Р. И. Аванесов . Хар-ка слога - волна сонорности (звучности). Наиболее звучный образует звук, остальные неслоговые. Макс. звучностью обладают гласные. В некоторых словах сонорные могут быть слогообразующ.: жи-зн ь, р вы, смысл, казн ь, театр . В одном слоге может быть два гласных звука (диалекты) - ле[ие]с, м[уо]локо.

4 уровень звучности: гласные, i". 3 ур - сонорные л, м, н, р. 2 ур .- шумные звонкие, 1 ур -шумные глухие. 0 ур . - пауза.

Основной закон слогораздела - закон восходящ. звучности. Граница слогораздела на стыке наиболее звучных с наименее звучн. звуками.

t - любой глухой и звонкий согласный, l - любой сонорный, a - любой гласный: a | tta , a | lla , a | tla , al | ta исключение! - вол|ки, тай|на - слабый йот

2 подряд глухих отходят к послед. слогу. Если сонорн. + шумн., то слогораздел между ними (лам-па, по-дар-ки, кон-троль). Иногда влияет словообразов. (по-дпи-сать/под-пи-сать). Слогодел. нужно проводить в транскрипц..

Открытый слог кончается на слогообразующий звук, закрытый -нет. Прикрытый начинаеся с согласной, неприкрытый - с гласной.