Получение оксидов примеры. Оксиды: классификация и химические свойства. Взаимодействие сложных веществ с кислородом

«ТРЕТЬЕИЮНЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ»

Николай II 3 июня 1907 объявил о роспуске II Думы и изменении избирательного закона (с юридической точки зрения это означало государственный переворот). Депутаты Второй Думы разъехались по домам. Как и ожидал П.Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. Считается общепринятым, что акт 3 июня 1907 означал завершение российской революции 1905-1907.

В Манифесте о роспуске Государственной Думы 3 июня 1907 сказано: «... Значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй, приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению Государства.

Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила неопреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли.

По этой причине выработанные Правительством Нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступления и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий. Государственная Дума не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия Правительству, и Россия продолжает переживать позор преступного лихолетия <…>

Право запросов Правительству значительная часть Думы превратила в способ борьбы с Правительством и возбуждения недоверия к нему в широких слоях населения.

Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против Государства и Царской Власти. Когда же Правительство Наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства.

Все это побудил Нас указом, данным Правительствующему Сенату 3 сего июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 Ноября сего 1907...»

Энциклопедия «Кругосвет»

http://krugosvet.ru/enc/istoriya/GOSUDARSTVENNAYA_DUMA_ROSSISKO_IMPERII.html?page=0,6#part-5

НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЫБОРОВ

Глава первая

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ст. 1. Выборы в Государственную думу производятся:

1) по губерниям и областям, указанным в статьях 2-4 сего Положения, и

2) по городам: С.-Петербургу и Москве, а также Варшаве, Киеву, Лодзи, Одессе и Риге.

Ст. 2. Выборы в Государственную думу от губерний, управляемых по общему учреждению, а равно от губерний Тобольской и Томской, от области Войска Донского и от городов: С.-Петербурга, Москвы, Киева, Одессы и Риги производятся на основаниях, указанных в статьях 6 и следующих сего Положения.

Ст. 3. Выборы в Государственную думу от губерний и городов Царства Польского, от губерний Енисейской и Иркутской, а равно от православного населения Люблинской и Седлецкой губерний и от казаков Уральского казачьего войска, производится на основаниях, указанных в Положении о выборах в Государственную думу, изд. 1906 г. (Свода зак. т. I, ч. II).

Примечание: Отдельные выборы члена Государственной думы от города Иркутска не производятся. Лица, владевшие избирательным цензом по городу Иркутску, образуют общий съезд городских избирателей совместно с городскими избирателями Иркутского уезда; число выборщиков от съездов Иркутской губернии определяется приложенным к сей статье расписанием.

Ст. 4. Выборы в Государственную думу по областям и губерниям Кавказского края, по областям Амурской, Приморской и Забайкальской, а равно от русского населения Виленской и Ковенской губерний и города Варшавы, производятся на основании особых, приложенных у сего правил.

Ст. 5. Число членов Государственной думы по губерниям, областям и городам устанавливается приложенным к сей статье расписанием.

Из «Положений о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года» (Именной высочайший указ правительствующему сенату от 3 июня 1907 г.)

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОСТАВ ТРЕТЬЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Из мемуаров П.Н. Милюкова

Первая русская революция закончилась государственным переворотом 3 июня 1907 года: изданием нового избирательного "закона", который мы, кадеты, не хотели называть "законом", а называли "положением". Но провести логически это различие не было, однако, возможности: здесь не было грани. Если гранью считать манифест 17 октября, то "положением", а не "законом", были уже, в сущности, "основные законы", изданные перед самым созывом Первой Думы: это уже был первый "государственный переворот". Тогда и теперь победили силы старого порядка: неограниченная монархия и поместное дворянство. Тогда и теперь их победа была неполная, и борьба между старым, отживавшим правом и зародышами нового продолжалась и теперь, только к одной узде над народным представительством прибавлялась другая: классовой избирательный закон. Но и это было, опять, только перемирие, а не мир. Настоящие победители шли гораздо дальше: они стремились к полной реставрации…

По положению 3 июня выборы оставались многостепенными, но количество выборщиков, посылавших депутатов в Государственную Думу на последней ступени, в губернских съездах было так распределено между различными социальными группами, чтобы дать перевес поместному дворянству.

Так, с прибавкой из городов, были проведены в Думу 154 октябриста (из 442). Чтобы составить свое большинство, правительство своим непосредственным влиянием выделило из правых группу в 70 человек "умеренно-правых". Составилось неустойчивое большинство в 224. К ним пришлось присоединить менее связанных "националистов" (26) и уже совсем необузданных черносотенцев (50). Так создана была группа в 300 членов, готовых подчиняться велениям правительства и оправдывавших двойную кличку Третьей Думы: "барская" и "лакейская" Дума.

Как видим, большинство это было искусственно создано и далеко не однородно. Если Гучков мог сказать, в первых же заседаниях Думы, что "тот государственный переворот, который совершен был нашим монархом, является установлением конституционного строя", то его обязательный союзник Балашов, лидер "умеренно-правых", тут же возразил: "Мы конституции не признаем и не подразумеваем под словами: "обновленный государственный строй"…

Не было, однако, в этой Думе единства и в рядах побежденных, - хотя бы в той степени, в какой, с грехом пополам, оно все же сохранялось в двух первых Думах. Там мы могли считать, что в борьбе с самодержавием была побеждена вся "прогрессивная" Россия. Но теперь мы знали, что побежденных был не один, а двое. Если мы боролись против самодержавного права за конституционное право, то мы не могли не сознавать, что против нас стоял в этой борьбе еще один противник - революционное право. И мы не могли, по убеждению и по совести, не считать, что самое слово "право" принадлежит нам одним. "Право" и "закон" теперь оставались нашей специальной целью борьбы, несмотря ни на что. "Революция" сошла со сцены, но - навсегда ли? Ее представители стояли тут же, рядом. Могли ли мы считать их своими союзниками? Нашими союзниками, хотя бы и временными, они себя не считали. Их цели, их тактика были и оставались другие. После тяжелых уроков первых двух Дум с этим нельзя было не сообразоваться. Я говорил, что уже во Второй Думе конституционно-демократическая партия совершенно эмансипировалась от тех отношений "дружбы-вражды", которыми она считала себя связанной в Первой Думе. В Третьей Думе разъединение пошло еще дальше.

ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА И ПРАВИТЕЛЬСТВО СТОЛЫПИНА

В I сессию было налажено в общем успешное взаимодействие правительства Столыпина и III Думы. Однако в отдельных случаях Дума не соглашалась с министрами. Между Столыпиным и октябристами появилась трещина из-за оппозиционных выступлений и голосований последних. В частности, в январе 1908 октябристы проголосовали за желательность проекта о пересмотре бюджетных правил, в апреле - против бронирования штатов МПС и за обследование ж.д. думской комиссией, в апреле - мае критиковали деятельность МВД (Гучков в газетном интервью заявил, что действия властей «носят все следы дореформенной эпохи»), в мае проголосовали против военно-морской программы.

Начиная со II сессии (15.10.1908-2.6.1909) Столыпин совещался с депутатами не левее октябристов о рассматривавшихся в Думе проектах. Переизбираемая часть президиума Думы (в составе октябристов и националиста) был избран большинством от правых до кадетов. 20.10.1908 Дума голосами всех фракций против октябристов решила рассматривать крестьянскую реформу (уже действующую на основании 87-й ст. Основных законов) раньше преобразования местного суда (в результате этого решения и мировой войны оно было введено в действие лишь в 10 губ.).

Реформа крестьянского землевладения (после согласительной процедуры с Гос. советом в 1910 стала законом) прошла правооктябристским, а ее наиболее радикальные положения (о признании перешедшими к подворному владению общин, не проводивших переделы 24 года (отклонено Советом по требованию Столыпина) и о замене общинной собственности личной (а не семейной)) - центристским большинством с польскими фракциями. Были изданы законы о повышении содержания офицерам (против крайне левых), усилении наказаний за конокрадство (по инициативе крестьянской группы, против части левых), создании Камчатской обл. и Сахалинского губернаторства, а также Саратовского ун-та (против части правых) и школьно-строительного фонда (против части правых или единогласно). В конце 1908 были внесены в Думу проекты волостного и поселкового самоуправления. Столыпин планировал форсировать проведение первого, но фактически отказался от этих планов.

При рассмотрении проектов о смене исповедания, старообрядческих общинах и отмене ограничений для снявших духовных сан (внесены МВД, против последнего возражал тов. обер-прокурора Синода А.П. Рогович) октябристы восстановили положения, от которых правительство отказалось под давлением Синода. Проекты по этим вопросам были приняты левооктябристским большинством (всеми фракциями от октябристов до эсдеков), также как и проект о введении условного осуждения (при воздержании эсдеков с частью национально-правого крыла). Впоследствии они были формально или фактически отклонены Гос. советом (см. конфессиональные вопросы). Столыпин в качестве министра вн. дел взял обратно для получения заключения Синода проект об отношениях гос-ва к различным исповеданиям…

Политические позиции Столыпина за время сессии значительно ослабли. В феврале 1909 В.М. Пуришкевич заявил об оппозиции правых правительству как выступающему за конституционный строй. Весной Столыпин потерпел тяжелое политическое поражение в деле о Морского генштаба штатах, после чего стал постепенно отказываться от реформаторских планов (в частности, в вероисповедном и волостном вопросах). В правительственной политике стали усиливаться консервативные черты. В мае 1909 был внесен проект создания Холмской губ. (см. Холмский вопрос), хотя раньше его предполагалось приурочить к введению в Польше самоуправления. Столыпин поддержал предложение правой группы Гос. совета о введении выборов в Совет от западных губерний от национальных курий, но отказался от него под давлением октябристов…

После досрочной отставки пред. Хомякова Столыпин 4.3.1910 обратился к пред. ЦК и фракции союза 17 октября А.И. Гучкову с письмом следующего содержания: «Хотел Вам сказать, что председателем Государственной думы для пользы дела должен быть Ал[ександр] Ив[анович] Гучков». Он также был избран центристским большинством (голосами октябристов, националистов и прогрессистов против правых при воздержании кадетов и уклонении от выборов трудовиков и эсдеков). В своей вступительной речи Гучков выступил за укрепление конституционной монархии и потребовал проведения различных реформ. Он заявил: «Мы часто жалуемся на различные внешние препятствия, тормозящие нашу работу или искажающие ее конечные результаты… С ними нам приходится считаться, а может, придется и сосчитаться». В виду имелся Гос. совет. Очевидно, Гучков получил от Столыпина обещание путем новых назначений или иным способом добиться от Гос. совета одобрения думских реформ: трудно предположить, что Гучков рассчитывал сам добиться от Николая II давления на верхнюю палату или блефовал.

Основным законодательным итогом сессии стала одобрение октябристско-кадетским большинством (с частью националистов) реформы местного суда, предусматривавшей упразднение волостных судов, лишение земских начальников судебной власти и восстановление выборного мирового суда. Правооктябристским большинством был издан закон о праве законодательных палат империи издавать по важным вопросам законы, распространяющиеся на Финляндию. Были одобрены проекты о землеустройстве (развивал крестьянскую реформу, принят правоцентристским большинством, после согласительной процедуры с Гос. советом в 1911 стал законом), и создании западного земства (правоцентристским большинством без части правых и октябристов, отдельные положения - октябристско-кадетским большинством). При рассмотрении этих проектов единство октябристов, националистов и правительства в общем сохранялось…

Конституционный кризис 1911 привел к фактическому разрыву Думы со Столыпиным (в т.ч. к отставке Гучкова), расколу русской национальной фракции (единственной продолжавшей поддерживать правительство), а также к ухудшению отношений октябристов и националистов. С этого времени координация действий думского большинства и правительства окончательно прекращается. При рассмотрении бюджета МВД оратор фракции союза 17 октября С.И. Шидловский резко критиковал правительственную политику.

), занявший в Думе ключевое центристское положение: блокируясь либо с правыми, либо с кадетами , октябристы могли обеспечить принятие любого законопроекта. В III Государственной думе было 44 священнослужителя. В число депутатов вновь был избран епископ Евлогий (Георгиевский) , а также Могилёвский епископ сщмч. Митрофан (Краснопольский) . Значительное большинство священнослужителей вошли в правую и умеренно правую фракции. Мусульманскую группу составили 8 депутатов.

Открытие Думы состоялось 1 ноября г. Председателем избрали октябриста Н.А. Хомякова, сына А.С. Хомякова . В г. его сменил лидер октябристов А.И. Гучков, старообрядец по вероисповеданию, а в г. - октябрист М.В. Родзянко . Среди 8 постоянных думских комиссий были комиссии по вероисповедным вопросам (председатель - октябрист П.В. Каменский) и по делам правосл. Церкви (председатель - октябрист В.Н. Львов), позже Комиссия по старообрядческим вопросам (председатель - кадет В.А. Караулов).

III Государственная дума была готова к конструктивному сотрудничеству с правительством, которое возглавлял Столыпин , а после его убийства в г. - В.Н. Коковцов .

Отношения между Государственной думой и Святейшим Синодом постепенно становились конфликтными, большинство депутатов критически относились к Синоду, что отражалось на обсуждении его финансовой сметы. В частности, депутаты отказывались повышать ассигнования на церковноприходские школы. В результате долгих обсуждений законопроекта «О введении всеобщего начального обучения» Дума в г. приняла его в редакции, утверждавшей передачу церковноприходских школ в ведение Министерства народного просвещения.

Все 7 законопроектов, связанных с правовым статусом православной Церкви и других религиозных общин, вынесенных на рассмотрение II Государственной думы , перешли 5 ноября г. в III Думу. Позже правительство представило новые законопроекты, в частности «Об издании правил относительно секты мариавитов». Особая важность придавалась проекту закона «О старообрядческих и сектантских общинах». Работа над законопроектами по религиозной тематике предварительно велась в соответствующих думских комиссиях. Первым на пленарное заседание Думы был вынесен проект закона «Об изменении постановлений закона, ограничивающего права духовных лиц православного исповедания, добровольно снявших с себя духовный сан или звание и лишенных духовного сана или звания судом». Доклад по нему был сделан Львовым 5 мая г. и вызвал возражения со стороны правых депутатов, которые находили, что законопроект в редакции комиссии решительно разошелся с его первоначальной правительственной формулировкой. Но большинством голосов он был принят Государственной думой в редакции комиссии.

Депутаты от духовенства активно участвовали также в обсуждении др. законопроектов. Епископ Митрофан (Краснопольский) возглавил Комиссию о мерах борьбы с пьянством. Среди вопросов, связанных с национальной политикой правительства, особенно важным оказался проект о создании Холмской губернии, инициированный епископом Евлогием (Георгиевским) . По этому вопросу было принято положительное решение, в г. из частей Люблинской и Седлецкой губерний была выделена новая губерния. Это вызвало негодование депутатов от Польского кола, назвавших данное событие «четвертым разделом Польши».

III Государственная дума действовала до истечения своих полномочий 9 июня г. Важнейшие законы, принятые ей, были связаны с землевладением. Большинство депутатов поддержали аграрные реформы Столыпина .

См. также

Использованные материалы

В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную Думу. Не смотря на давление правительства, выборы отразили политическое оживление: социальные демократы набрали очки во II городской курии за счет кадетов (в рабочей курии большевики взяли верх над меньшевиками), октябристы часто терпели поражение в своей вотчине, I городской курии.

Выборы в IV Государственную думу практически не изменили расстановку фракций в Думе. Председателем был октябрист М.В. Родзянко. Правые (черносотенцы) имели 184 голоса, октябристы (правые центристы) - 99 голосов, левые центристы образовали блок, куда входили кадеты (58 голосов), националисты (21 голос) и прогрессисты (47 голосов). С 1913 г. большинство Думы (кадеты, прогрессисты, радикалы) стали в оппозицию царизму. Николай II неоднократно ставил вопрос об уголовной ответственности депутатов за их критические и разоблачительные речи с думской трибуны.

Начавшаяся в 1914 г. мировая война одновременно притушила разгоравшиеся оппозиционное движение в российском обществе. На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г. лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий, их оппозиционность, поиск новых тактических шагов.

19 июля открылась сессия IV Государственной Думы, на которой октябристы и трудовики сразу же поставили вопрос о создании ответственного перед Думой правительства, а в начале августа кадетская фракция повела активную работу по созданию межпартийного блока. В августе 1915 г. на совещании членов Государственной Думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 и 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И. Шидловский, а фактическим руководителем Н.И. Милюков.

Однако последовавшее вскоре вступление Николая II в верховное командование означало прекращение колебаний власти, отказ от соглашений с парламентским большинством на платформе «министерства доверия», отставку Горемыкина и удаление поддержавших Прогрессивный блок министров, наконец, роспуск Государственной думы после рассмотрения ею военных законопроектов. 3 сентября председатель Думы Родзянко получил указ о роспуске Думы примерно до ноября 1915 г.

Первая мировая война легла тяжелым бременем на плечи России. В феврале 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде. Большевики, межрайонцы, меньшевики-интернационалисты и другие социальные партии и группы развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии.

25 февраля выступления переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек и парализовавшую Петроград. В ночь на 26 февраля власти провели массовые аресты, а днем на Знаменской площади была расстреляна крупная демонстрация. Столкновения с войсками и полицией, сопровождающиеся жертвами, происходили по всему городу.

Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко 26 февраля телеграфировал Николаю II о необходимости «немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство», а на следующий день возглавил Временный комитет Государственной Думы, от имени которого обратился с воззванием к населению.

В воззвании говорилось, что этот новый орган власти берет в свои руки восстановление государственного и общественного порядка и призывает население и армию помочь «в трудной задаче создания нового правительства». В этот же день, 26 февраля 1917 г. император издал указ о перерыве в занятиях Государственной думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств». После этого в полном составе Дума уже не собиралась.

27 февраля состоялось заседание Временного комитета Государственной Думы, который «нашел … вынужденным взять в свои руки восстановление государственности и общественного порядка» в России. Однако уже 2 марта Временный комитет объявил о создании нового правительства в его составе и фактически прекратил свое существование.

Юридически IV Государственная Дума была распущена постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 г. в связи с началом избирательной кампании по выборам в состав Учредительного собрания.

Практически у Государственной Думы был блестящий шанс взять в свои руки государственную власть и стать реальным законодательным органом, но реакционное большинство Думы, поддержавшее самодержавие, им не воспользовалось.

После роспуска 2-й Государственной думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот. Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Выборы в 3-ю Государственную думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г. 3-я Дума стала единственной в истории Российской империи, которая отработала отведенный ей срок - пять сессий. Дума работала под председательством октябристов Н.А. Хомякова, А.И. Гучкова и М.В. Родзянко. Состав 3-й Государственной думы: 148 центристов из «Союза 17 октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.

Таким образом, исход голосования в 3-й Государственной думе полностью зависел от октябристов. Они входили в союз с черносотенцами и организовывали правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства, которое возглавлял . При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики был лозунг «Сначала успокоение, потом реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед 3-й Государственной думой: аграрный, рабочий, национальный.

Был принят «столыпинский» вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.). По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни. По национальному вопросу в девяти украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в 4-ю Государственную думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов - 442, председательствовал весь срок октябрист М.В. Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.

В расстановке сил остался расклад предыдущей Думы, октябристы по-прежнему выполняли функции центра, однако больший вес стали иметь прогрессисты.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

В 4-й Думе, как и в 3-й, были возможны два большинства: право-октябристское (283 депутата) и октябристско-кадетское (225 депутатов) - оно и стало преобладающим в работе 4-й Государственной думы. Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась Государственным советом.

Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов и представители Государственного совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило 4-ю Думу.

Г. Среди 442 избранных депутатов относительное большинство осталось за октябристами (98 мест), хотя состав Государственной думы был несколько левее предыдущего. Перед выборами в правой печати раздавались призывы к увеличению представителей от духовенства среди депутатов, к созданию «фиолетовой» Думы. Обер-прокурор Синода В.К. Саблер предложил епископу Евлогию (Георгиевскому) организовать отдельную фракцию от духовенства, но владыка отказался и не принимал участия в выборах. В результате членами Думы стали 48 православных священнослужителей, включая Кременецкого епископа Никона (Бессонова) (впоследствие снял с себя сан и монашество) и Елисаветградского епископа Анатолия (Каменского) . В числе депутатов были сщмч. протоиерей Алексий Будрин и сщмч. В.П. Шеин (впосл. архимандрит Сергий). Подавляющее большинство депутатов от духовенства вошли в правую фракцию и фракцию националистов. Вновь была создана мусульманская группа, которую составили 6 депутатов.

Открытие IV Государственной думы состоялось 15 ноября г. Председателем был избран М.В. Родзянко , с программной речью выступил В.Н. Коковцов . Он, в частности, призвал депутатов направить усилия к «неуклонной охране издревле положенных в основу русской государственной жизни… единства и нераздельности империи, первенства в ней русской народности и веры православной».

Вновь были образованы комиссии по вероисповедным вопросам (председатель - националист З.М. Благонравов) и по делам православной Церкви (председатель - Львов). В начале работы Дума вынесла постановление о том, что займется рассмотрением законопроектов, не принятых во время предыдущего созыва, в частности по религиозной тематике: «Об отмене содержащихся в действующем законодательстве ограничений, политических и гражданских, находящихся в зависимости от принадлежности к инославным и иноверным исповеданиям, а в том числе и к старообрядчеству и к отделившимся от Православия сектам, а равно законоположений, допускающих вмешательство гражданской власти в духовные отношения частных лиц», «О разрешении совершения инославных и иноверных богослужений и богомолений и сооружения, устройства, возобновления и починки инославных и иноверных молитвенных зданий», «О римско-католических монастырях» и др. Но уже 7 декабря Министерство внутренних дел изъяло эти законопроекты на доработку.

В этот момент в Петрограде началась Февральская революция 1917 г. 27 февраля совет старейшин Думы образовал Временный комитет Государственной думы (во главе с