Аист крыльями полощет улетает улетел

или в далеком царстве, в тридевятом государстве чудные люди. А чудны они были тем, что были их глазки как бусинки, ушки как ракушки, носик как тыковка, ротик как ягодка, да и ростом они были не велики. И называли они сами себя "каптики". А что же тут удивляться, ведь есть же греки, украинцы, русские, французы... Значит, каптики тоже есть. Вот и сказка начинается.

Как-то, под вечер, каптик по имени Вамц решил сходить посмотреть, как солнце сядет за гору, что за лесом. А надо сказать все каптики очень большие романтики в душе, каждое утро они встречают рассвет, каждый вечер провожают закат. Вот Вамц и решил поближе закат увидеть. Побрел он через дремучий лес, но видно силы не рассчитал, устал очень, а до конца леса так и не дошел. Стемнело уже, стало страшно Вамцу. Пригорюнился он, сел под кустик дикой малины и заплакал. А в то время мимо пролетала маленькая фея, да не удивляйтесь, в этой сказочной стране водились и феи. Замерла она над Вамцем, только крылышки мелькают. И так ей понравился носик тыковка и ротик ягодкой, что решила она исполнить два желания Вамца. Опустилась она перед ним и спросила:

Отчего же ты так горько плачешь?

Как же мне не плакать, - отвечает Вамц, - я шел посмотреть на закат, но так устал, что дальше идти не могу, и придется мне сегодня спать в лесу, а я так боюсь оставаться здесь один.

Тогда фея вытерла слезки Вамца и сказала:

Не плач я исполню два твоих желания.

Вамц взглянул на фею, и его маленькое сердечко забилось сильнее, он еще не знал, что это с ним и поэтому не обратил на это особого внимания.

Я бы очень хотел оказаться сейчас дома, - с надеждой в голосе проговорил Вамц.

Это совсем просто, - сказала фея.

И как только она ударила в ладошки, они тут же очутились в домике Вамца. Вамц просто запрыгал от счастья. Каптики надо сказать очень разумные люди, и поэтому Вамц не стал сразу загадывать второе желание, он попросил у феи отсрочку до следующего вечера. Фея одобрила решение Вамца, в конце концов, не каждый же день встречаешь фей. Вамц был очень воспитан, да и фея ему нравилась все больше, поэтому он предложил ей погостить у него до следующего вечера. На что фея с радостью согласилась. Вамц приготовил малиновый чай, налил молока в чашечки, положил туда клубнику, принес варенье из одуванчиков, испек пышечек и накрыл стол для феи. И вдруг Вамц понял, что до сих пор не узнал имя у этой чудесной феи, ему стало так стыдно. Смотря в пол от стыда, он исправил свою ошибку. Фея представилась, ее имя "Чинла" показалось Вамцу самым прекрасным на свете.

Вкусно поужинав, Вамц уложил фею спать в теплую постельку, на мягкую перину. Фея была в восторге. Перед сном Вамц подоткнул одеяло со всех сторон, и фея оказалась в уютном гнездышке. А сам Вамц всю ночь провел в размышлениях о втором желании, но у него ничего не получалось. Мысли его все время возвращались к Чинле. Он вспоминал, как ее встретил, как она ему улыбалась, как она кушала варенье и при этом вся перепачкалась. И когда пришло время встречать рассвет, у Вамца так и не было готово второе желание.

Как я уже говорила каптики большие романтики, и по этому не могут пропустить рассвет. Вамц разбудил Чинлу, и они вместе пошли встречать рассвет, домой они вернулись довольные и голодные. И тут же принялись готовить завтрак. Это был самый вкусный завтрак, он состоял из жареных грибов, булочек с сыром и маслом, салата из фруктов и облепихового варенья к чаю. Чинла спросила:

Вамц ты уже решил, что загадаешь вторым желанием?

Вамц виновато опустил глаза. Чинла все поняла и решила пойти погулять, что бы Вамц еще немного подумал. Вамц очень старался, но ничего не мог придумать...

Когда фея вернулась, единственно, что смог попросить Вамц:

Я хочу быть счастливым.

Тут уж пришлось загрустить фее. Чинла знала, что слово счастье значит для каждого человека свое. Она на долго задумалась, что же может осчастливить Вамца. И уже хотела расстроиться, но вдруг вспомнила слова ее мамы, ее мама тоже была каптиком, а вот отец был королем фей. Так вот, слова мамы звучали так: “Счастье человека может составить только другой человек, который будет любить его больше жизни”. Фея взглянула на Вамца, на его носик тыковкой, ушки ракушки, ротик ягодка и поняла, что любит его.

Я знаю, как осуществить твое желание.

Как, как? - воскликнул Вамц.

Я сама составлю твое счастье.

Об этом Вамц даже мечтать не мог. Он запрыгал от радости. И жили они долго и счастливо.

1. Посмотрите и послушайте "Сказочку о счастье" внимательно, приготовьтесь отвечать на вопросы.

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: "Нельзя так жить!" -

И с трона спрыгнул смело.

Да в миг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

О, мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

А ну старуха пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

В путь пора,

Ещё немного – и ура!

Своё настигнуть счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: "Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова.

Распилишь и уложишь…" -

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Каким был король в начале истории?

Почему изменился король?

Всегда ли в жизни происходят такие замечательные изменения?

Чему нас учит эта сказка?

В кроссворде появляются слова: "помогать", "понимать".

2. А сейчас вы станете артистами японского театра "Кабуки". По аналогии с игрой "Камень, ножницы, бумага" - Самурай, дракон, принцесса. Перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать. Действует следующий принцип: Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурая, а самурай зарубает дракона".

Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре?

В кроссворде появляются слова: "уметь договариваться".

3. Этноигры. Под этой цифрой нас ждут загадки и пословицы разных народов. Мы их разгадаем и ответим на вопросы:

Как относиться к разным народам?

Каждая команда получает по две карточки с загадками:

1) Казахская - "50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь". (спички)

Татарская - "Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет" (Мороз).

Русская - "Через речку лег, мне бежать помог". (Мост)

Удмуртская - "Придет черная корова и всех повалит" (Ночь)

Как вы думаете, для чего взрослые люди придумывают загадки для своих детей?

Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.

2) А сейчас я посмотрю, как вы сумеете, объяснить пословицы удмуртского народа:

Вместе и естся вкуснее, и работа идет быстрее.

Человек, меняющий лошадей, без лошади останется.

У кузнеца – руки – золотые, у поэта – слова.

Доброму человеку все хороши, плохому – все плохи.

Мудр удмуртский народ? Как же относится к разным народам?

3) Объяснить пословицы разных народов:

Рус. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Яп. Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.

Англ. Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.

Абх. В чей обоз сел, песни и пой.

Итал. В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.

Рус. В какой народ приедешь, такую шапку и наденешь.

Что общего?

В кроссворде появляются слова: "уважать народы".

4. Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь. Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

В кроссворде появляются слова: "внутри одинаковые".

5. А сейчас отдохнем и поиграем в игру "Техасские объятия".

Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга. И по команде все делают шаг внутрь.

Вам было весело играть?

Получится так весело у одного, двух человек?

В кроссворде появляются слова: "вместе веселее".

Рефлексия.

Вот и разгадан наш кроссворд, выполнены все задания. Поняли ли вы, что такое быть толерантность? В кроссворде стались свободные буквы. Какие еще слова можно туда добавить?

"Любовь", "добро" и т. п.

Молодцы. В конце нашей игры ответьте пожалуйста, на самые трудные вопросы.

Люди какой национальности мудрее – русские, удмурты, англичане или французы?

Кого надо уважать, слушаться – у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег?

Хорошо или плохо, что все мы разные?

Как жить в мир, где столько разных людей?

Что такое толерантность? Нарисуйте, что вы представляете, когда слышите слово "толерантность". Обсуждение рисунков, высказывания детей.

Пришел самый приятный момент – награждение апельсинами всех участников игры. Не забывайте, пожалуйста, что внутри-то мы все одинаковые. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.


Список литературы

1. http://www.tolerance.ru/p-teacher-game.shtml

2. Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников. / Палаткина Г. В. // Начальная школа. – 2003. - № 11. - С. 65-72.

3. Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.

4. Иванова Т. А. Все мы разные: классный час для средних классов. / Иванова Т. А. , Борисоглебская Е. В. // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 92-96.

5. Бесонов А. Б. Толерантная личность: классный час для учащихся старших классов. / Бесонов А. Б. // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 96-102.

6. Гревцева И. В. Классный час "Что такое толерантность?" // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 81-88.


Вводит в учебном пособии «Этнопедагогика» Кукушин В.С. Этнокультурную толерантность мы определяем, как толерантность к ценностям и культурным особенностям других этнических, языковых и конфессиональных групп, определяющую готовность к межкультурным контактам . Современное образование характеризуется внедрением компетентностного подхода, в том числе и в подготовке учителей технологии. В...

Процессе ДОУ то такой его аспект как ознакомление с историей родного края не существует вовсе в большинстве документов. А встретить формулировку «духовное развитие дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» вообще не представляется возможным, настолько специфичен предмет нашего исследования. К сожалению, изучение психолого-педагогической литературы и практики работы...

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» —
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

— О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
— Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

— О, мой король, — вскричал солдат, —
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

— А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

— Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то

— А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
— В путь пора,
Ещё немного – и ура!
Своё настигну счастье!

И все бы кончилось бедой
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезёшь дрова,
Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелёгкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

Гончарова Галина Дмитриевна

Сказка о счастье

Сказа про счастье.

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,-

В зависимости от человека!

1966 г. Э. Асадов.

Самая обычная лесная поляна. Самый обычный лес. Сосны. Кое-где кустарники. Чуть в стороне - заросли малины. И на кусте гроздьями висят тяжелые темно-красные ягоды, размером чуть ли не с фалангу пальца. В синем небе плывут пушистые и вовсе не грозные облачка. Нежно-зеленая трава метелками колышется под ветром. В такую траву хочется упасть, закрыть глаза - и лежать. А потом открыть глаза, глядеть в небо - и опять лежать. И проникаться этим удивительным чувством единения с миром. Когда ты плывешь где-то в вышине, и над тобой плывут облака, и танцуют верхушки сосен, и что-то нежное шепчет ветер. А трава дурманно пахнет, и малина опьяняет слаще любого вина...

Но сейчас мир и покой леса были нарушены резкими, словно птичьи крики, голосами.

Я тебе запрещаю!

Папа, но почему?! Почему мне нельзя на землю!? Почему туда вообще никто не летает!?

Вопрос был задан симпатичной девочкой лет пятнадцати. Встретив ее на улице, многие сказали бы "Мальвина". А кое-кто еще фыркнул бы "вот панков развелось!". Обычная вроде девочка. Только волосы ярко-синие, насыщенного цвета небесной синевы. И такие же прозрачно-синие огромные глаза.

А в остальном - вот как есть девчушка лет пятнадцати. Подросток. Или как сейчас модно выражаться - тинэйджер. Если кому родного языка не хватает.

Спорил с ней мужчина лет сорока. Но он вызвал бы большее оживление на улицах города. Как-то не принято в сорок лет красить волосы в синий цвет. А глаза у него были, как и у дочери. Огромные. Ясные. Насыщенно-синие. И вроде бы даже без зрачка. Или это просто свет так падал?

Кто знает...

Мужчина вздохнул, а потом словно бы махнул рукой - взрослая ведь. И опустился прямо в траву, не боясь запачкать новенькие ярко-синие джинсы. Девочка, расправив такое же синее платье, опустилась рядом. И как ее в лесу комары не закусали? Впрочем, покой леса был настолько глубок, что даже эти летучие истребители не дерзали потревожить его тишину назойливым зудом крыльев.

Сима, я когда-нибудь тебе что-то запрещал просто так?

Нет. Пап, но именно поэтому я и хочу понять! Почему - нет!? Это ведь наше призвание!?

Мужчина грустно улыбнулся.

Да. Это было наше призвание. Давно. Когда люди еще умели видеть.

Последнее слово мужчина произнес так, что стало ясно - имелось в виду нечто большее, чем 1,0 на каждом глазу и визит к окулисту в случае необходимости. Но девочка поняла его.

Папа, но они и сейчас - люди. И им плохо. Больно. Страшно. А мы - мы могли бы помочь им - и не помогаем! Вообще ничего не делаем! Сидим в своем отнорке - и знать их не хотим! Разве это правильно?

Пока они не изменятся - это более чем правильно.

А как они могут измениться, если у них впереди ничего нет? Если им никто не показывает, как правильно!? Как!?

Сима, люди - глупые и злые. Им нет дела ни до кого, кроме себя. Я, Я, Я!!! Моя выгода! Моя удача! Мои деньги! Моя слава! Моя власть!!! Это все, что им интересно. Посмотри на небо.

Девушка послушно перевела туда взгляд. На миг ее лицо дрогнуло. И стало абсолютно счастливым лицом маленькой девочки. Синева неба отразилась в ее глазах. Или это ее глаза отразились в синеве неба, сделав ее еще ярче? Кто знает... Но она тут же опомнилась и повернулась к отцу.

Смотрю. И что?

И то. Люди - они этого не делают. И небо у них совсем другое. Серое. И синие птицы им не нужны. Им вообще не нужны крылья. Они не смотрят в небо и не стремятся туда. А чтобы ползать по земле - нужны ножки. И жвалы, чтобы можно было хватать все - и тащить к себе. Чтобы не вырвалось! Им нужны тараканы, а не птицы, Сима. И я тебя к ним не пущу. Ясно?

Девочка тряхнула головой. А потом грустно произнесла:

Папа, я ведь нашла тот свиток. Старый. Про нашу судьбу. Я все знаю...

Мужчина резко тряхнул головой. Словно встряхнулся.

И что? Что это меняет?!

Многое. Я знаю, что мы вымираем.

Мужчина чуть побледнел. Но врать не стал. Опустил голову и кивнул.

Да. Это так.

И ты знаешь, почему. Птица, которая не расправила крылья и не взлетела в небо, не сможет вывести птенцов. Одного. Максимум - двух. И умрет, рожая ребенка.

А так ты умрешь, отправившись туда! - рявкнул мужчина. - Сима, я не могу! Я уже потерял твою мать! И не хочу терять тебя! Мой ответ - НЕТ! И не заводи больше этого разговора.

Мужчина вскочил с травы. По-особенному повел руками. Встряхнулся. И спустя секунду вместо него на траве оказалась синяя птица. Яркий лазурный хвост. Темное окаймление по краю крыла. Узкая, изящная головка, точеная шея, пышное оперение...

Птица оттолкнулась - и взлетела ввысь.

Девочка проводила отца грустным взором - и упала в траву. Только трава слышала тихое и горькое:

Ты ведь и так меня потеряешь. Мы не страусы, чтобы прятать голову...

Она ждала. И через пять минут раздался тихий голос:

Отказали?

Ярко-рыжий лис встряхнулся - и растянулся в траве, положив голову девочке на живот.

И ничего удивительного. Так всегда бывает. Вы, молодые, рветесь в небо. А старшие удерживают вас из последних сил. И сами тоскуют.

Но так ведь было не всегда! Ты мне рассказывал!

А не стоило бы, - проворчал лис.

Стоило! Сто тысяч раз стоило! Ли, расскажи еще раз, пожалуйста!!!

Ты же и так все помнишь.

Помню. Но вдруг...

Лис фыркнул. Да-да, лисы тоже умеют фыркать. Особенно если их разозлят глупые девчонки. И тихим голосом начал:

Это было очень давно. Тогда люди еще не знали, что земля круглая. Они недавно научились добывать огонь и обрабатывать поля. Но еще не знали, что такое деньги. И не знали, что такое власть. В те времена род синих птиц жил на земле. Вы дарили людям счастье, а взамен получали тепло и свет человеческих сердец, без которого не могли жить. И все было в равновесии. Но потом... потом произошло страшное.

На земле началась первая война. Вторая. Третья. И люди вдруг забыли смысл слова - счастье. Для них счастье стало синонимом слова "деньги". Или "власть". Или "выгода". А то и вообще "слава". Может быть, самое страшное из всех - это слава. Но и остальное... Эти чудовища разъели души людей. И синие птицы поняли, что не могут нести подобное счастье. Просто - не сумеют. Умрут. Ваше счастье, оно в том, чтобы окрылять души. Давать им взлететь. Вы дарите крылья. А кому нужны крылья, если они не дают власти? Или денег? - последнее слово лис произнес так, словно оно было натерто горьким перцем. Скривился - и продолжил: - Вы начали просто вымирать. И тогда старейшины приняли решение. Десять синих птиц пожертвовали тогда собой. Они отгородили кусочек мира - от основного. Так, чтобы вы смогли жить здесь. И мы, духи природы - тоже. Мы помогали им, чем могли. Но и мы могли уже немного. В нас перестали верить. И этим начали нас убивать. Мы умирали. И вы умирали. Поэтому все радовались, уходя сюда. Но оказалось, что закон равновесия не обойти. Вы начали умирать. Птицы стали приносить детенышей все реже и реже. Сначала по два - три. Потом - по одному. А потом стали умирать при родах. Все были в панике. Но мы, духи природы, поняли причину беды.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.