Как определить строение атома. Периодический закон и теория строения атома. Из чего состоит электрон

Понятие свободы личности

свобода ответственность личность

Свобода личности есть понятие многоплановое: Экономическая свобода принятия экономических решений, свобода экономического действия. (индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее, в какой отрасли он проявит свою активность). Политическая такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. (современное цивилизованное общество немыслимо без всеобщего равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства). Духовная свобода выбора мировоззрения, идеологии, свобода их пропаганды, свобода исповедовать любую религию, либо быть атеистом. Гносеологическая способность человека всё более масштабно и успешно действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира.

Свобода и ответственность личности

Если брать более высокий аспект проблемы, то свобода всегда связана с необходимостью и возможностью. Люди невольны в выборе объективных условий, но они обладают известной свободой в выборе целей и средств их достижения. Свобода-атрибут личности. Но свобода без ответственности-это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным. И чем значительнее и выше личность, тем выше и ответственность её перед собой и перед людьми. Свобода является лишь одной стороной, характеризующей социальный статус индивида. Она не может являться абсолютной, поскольку индивид не Робинзон: он живёт в обществе подобных ему, а посему его свобода должна быть соотнесена со свободой других индивидов. Таким образом, свобода является относительной, и из этой относительности исходят все демократически ориентированные правовые документы. Так, в Декларации ООН о правах человека подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Относительный характер свободы находит своё отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы даёт человеку общество, тем больше его ответственность за пользование этими свободами. Ущемляя чужую свободу, человек сам рискует оказаться "в зоне дефицита свободы". В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: "Обвиняемый виновен, так как свобода одного человека размахивать руками кончается там, где начинается нос другого человека". Так что в обществе всегда надо согласовывать свои действия с интересами других людей, с интересами окружающего сообщества. Абстрактной, как и абсолютной, свободы нет; свобода всегда конкретна. Свобода личности составляет единый комплекс с правами членов общества. Нельзя отрывать политико-юридические права-свободу совести, убеждений и пр. от прав социально-экономических-на труд, на отдых, бесплатное образование, медицинскую помощь и.п. Личность-это общественно развитый человек, между обществом и личностью существует неразрывная связь.

Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним духовным миром. Иными словами человек – индивидуален. Однако родившийся ребенок – индивид, но еще не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид становится личностью по мере того, как перестает быть единицей человеческого рода и приобретет относительную самостоятельность.

Проблема личности в философии – это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и «… чем человек может стать, то есть, может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь» (Грамши).

Уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности», какой он сам ее видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности она не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывается уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь – сгусток регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его образа жизни.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а другой – в грядущее. Личность – всегда в процессе формирования, застывшая личность есть деградация.

Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и психосоциального ядра – Я. А что такое Я? Это интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр. Оно является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов и т.д. Человек есть личность не по естеству, т.е. не по своей телесности, и не просто по духу, а по высокому уровню совершенства своего духа.

Главным результирующим свойством личности, ее духовным стержнем выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает себя: кто я? Зачем я явился в этот мир? В чем смысл своей жизни, мое предназначение? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение – это как бы мост, связывающий личность и весь окружающий ее мир.

Особым компонентом личности является ее нравственность. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравственная личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей «не-личности», т.е. неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл ее Я.

Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности. Изоляция – страшное наказание. Еще страшнее есть навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода и ответственность есть неотъемлемые атрибуты личности.

Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности. Следовательно, свобода не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Свобода есть специфически человеческий способ бытия. Но свобода для одного есть несвобода для другого, по этой причине свобода является относительным понятием. Таким образом, свобода без ответственности – это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем свободным.

Философия не может обойти стороной вопрос о смысле и цели жизни. Смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Определить личностный смысл жизни – это значит осмыслить жизнь во всей ее сути и в большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что – мнимое; это, наконец, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. Однако, поскольку человек по своей сути существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности.

Наряду с явными, противоправными формами унижения чувства собственного достоинства в жизни имеется много таких форм, в борьбе с которыми далеко не всегда эффективны правовые средства. Это грубость, хамство, цинизм, высокомерие, которые нередко проявляются в отношении руководителей к подчиненным, родителей к детям, мужа к жене или наоборот, преподавателя к студентам, старшего к младшему или младшего к старшему по возрасту, званию и т.п.

В развитие понимания достоинства личности и его охраны государством в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ записано: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам". В этой норме отражены крайние, грубые формы ущемления достоинства личности. И для борьбы с ними у государства есть правовые средства. К сожалению, они часто не используются. Взять, к примеру, меры физического воздействия, применяемые некоторыми сотрудниками правоохранительных органов к задержанным, подозреваемым и подследственным. Они приобрели массовый характер, но должного реагирования со стороны работников прокурорского надзора нет.

Право на свободу и личную неприкосновенность

Свобода и личная неприкосновенность означают, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека, возможность совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было.

В ст. 22 Конституции РФ записано:

"1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест , заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов".

Понятие неприкосновенности включает как физическую неприкосновенность (это сама жизнь, здоровье человека), так и духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности).

Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь - специальность, поступать или не поступать на работу, вступать в брак, выбирать друзей и т.д. и т.п. Никто не вправе с использованием физической силы или психологического воздействия принуждать другого к тем или иным действиям, подвергать его обыску , истязанию, или наносить какой-либо иной вред здоровью. Ограничения этой свободы возможно только в случаях, предусмотренных законом, и в законных формах. Все меры принуждения со стороны правоохранительных органов должны находиться под прокурорским надзором и судебным контролем.

Гарантией физической неприкосновенности человека служит строгая регламентация применения ареста , заключения под стражу и содержания под стражей. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 22) соответствующие ограничения свободы возможны только по решению суда. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Любая мера пресечения, в том числе и заключение под стражу, применяется при наличии данных полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора лицом, производящим дознание, следователем (с санкции прокурора) либо самим прокурором или судом.

Право на неприкосновенность частной жизни

Конституционное право каждого человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну производно от древнейших нравственных воззрений, согласно которым все, что связано с кровными узами и супружеством, свято и неприкосновенно. Бесцеремонное вторжение чужого в эту легко ранимую область всегда считалось делом бесстыдным и бесчеловечным.

В юридической литературе нет ясности, что следует понимать под частной жизнью человека . Так, М.В. Баглай считает, что "частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием: других". Более полно понятие частной жизни раскрывает Б.Т. Безлепкин. Он считает, что "частная жизнь - это та область жизни человека, которая относится к отдельному лицу, принадлежит и дорога только ему, касается только его, а не общества и государства, и поэтому, по общему правилу, не подлежит контролю с их стороны. Другими словами, это сфера личных, неслужебных и неделовых отношений и забот. Личная и семейная тайна является частью частной жизни, зоной наиболее деликатных и интимных сторон существования личности, когда разглашение определенных сведений является не только нежелательным, но и глубоко безнравственным делом, противоречащим самому человеческому естеству и отношениям, сложившимся между людьми издревле и существующим испокон веков. Личную тайну (и одновременно - врачебную), в частности, составляют сведения о состоянии здоровья (если, конечно, речь не идет о здоровье высших должностных лиц государства, от которых зависят "политическое здоровье" и благополучие всего общества). Глубина этой тайны зависит от характера болезни, т.е. от того, насколько "дурной" она является. Личную тайну составляют также и сведения о любовных связях, особенно тогда, когда они сопряжены с супружеской изменой (адюльтер), о пристрастиях, склонностях и привычках, врожденных и приобретенных пороках, физических и психических недостатках, сексуальной ориентации и сексуальных наклонностях, материальном положении, времяпрепровождении и т.д.

Семейную тайну составляют такие обстоятельства, которые касаются семьи, а семья - это союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), а также принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой".

И, наконец, некоторые авторы определяют частную жизнь как поведение и деятельность в свободное от работы время (поведение в семье, домашний уклад, дружеские контакты, переписка, деловые отношения вне работы). Сразу возникают вопросы: можно ли отнести к частной жизни такую "деятельность в свободное от работы время", как участие в политической жизни, поведение в общественных местах, дружеские контакты лиц, занимающих высокие посты в органах государственной власти, с аморальными или преступными элементами, жизнь "не по средствам" чиновника во время отпуска и т.д.?

С учетом изложенного, под частной (личной) жизнью человека следует понимать ту часть жизни человека, которая не связана с его служебной или общественной деятельностью и не может отрицательно повлиять на эту деятельность.

Частную жизнь можно определить как физическую и духовную область, которая контролируется самим индивидом и в значительной степени свободна от внешнего направляющего воздействия, в том числе от правового регулирования.

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного интимного характера. Оно выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных и дружеских связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий.

Как юридическая категория право на неприкосновенность частной жизни состоит из ряда правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права.

В современном мире право на неприкосновенность частной жизни включено в каталог прав человека, то есть отнесено к числу тех важнейших прав, без которых индивид не может существовать как человеческое существо.

Личная и семейная тайны являются составными частями личной жизни человека, относительно обособленными зонами наиболее деликатных, интимных сторон его жизни, когда разглашение определенных сведений является не только нежелательным, но и вредоносным, пагубным с нравственной точки зрения.

Личную тайну составляют сведения о состоянии здоровья, особенно в тех случаях, когда человек страдает такими болезнями, которые считаются постыдными с позиции общественной морали; любовные связи, особенно когда они сопряжены с супружеской изменой; дурные привычки, склонности, пристрастия, врожденные, наследственные и приобретенные, пороки, граничащие порой с нервно-психическими аномалиями, скрытые физические недостатки; порочное социальное прошлое гражданина (например, снятая или погашенная судимость), а также порочащие человека деловые и дружеские связи.

Семейную тайну составляют такие обстоятельства, которые касаются семьи и по моральным соображениям скрываются от постороннего глаза семьей, под которой в социальном аспекте понимается союз лиц, основанный на браке, родстве или только родстве, принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой, а в юридическом смысле понимается круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Семейная тайна может касаться всех членов данной семьи (например, причины бездетности), но может быть связана лишь с одним из них (например, происхождение детей в результате искусственного оплодотворения; тайна усыновления).

Понятия личной и семейной тайны тесно связаны между собой и во многом совпадают. Различия же между ними усматриваются в одном: если личная тайна непосредственно касается интересов лишь конкретного индивидуума, то семейная тайна затрагивает интересы нескольких лиц, находящихся друг с другом в отношениях, регулируемых Семейным кодексом.

Предметом личной и семейной тайны могут быть сведения:

  1. о фактах биографии лица;
  2. о состоянии его здоровья;
  3. об имущественном положении;
  4. о роде занятий и совершенных поступках;
  5. о взглядах, оценках, убеждениях;
  6. об отношениях в семье или об отношениях человека с другими людьми.

Основываясь на нормах действующего законодательства, можно выделить следующие виды профессиональных тайн: адвокатская, врачебная, тайна исповеди, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, усыновления, нотариальных действий, редакционная, следствия, депутатская, банковская.

Конституция РФ, закрепляя право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23), устанавливает порядок, при котором данная сфера жизни должна быть тайной для посторонних и защищена государством от внимания и влияния внешнего мира. С этой целью Конституция РФ устанавливает институт "личной и семейной тайны" (ч. 1 ст. 23). Однако суть этого института, к сожалению, не раскрывается, что дает возможность произвольно, весьма субъективно его трактовать, а, следовательно, и безнаказанно нарушать эту тайну.

Неприкосновенность частной жизни означает запрет для государства, его органов и должностных лиц вмешиваться в личную жизнь граждан, право последних на свои личные и семейные тайны, наличие правовых механизмов и гарантий защиты их чести и достоинства от всех посягательств на указанные социальные блага.

Неприкосновенность жилища

Неприкосновенность жилища - одно из проявлений права на частную жизнь. Право на охрану жилища есть не только у собственника этого жилья, но и у тех, кто его законно арендует или проживает по договору найма. При этом под жилищем понимается не только квартира или отдельный дом, но и место временного проживания (гостиница, пансионат, общежитие).

Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц кроме случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом, законами "О полиции", "О федеральных органах государственной безопасности" и др.

Нормы действующего законодательства разрешают проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц в двух ситуациях:

    1. при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожар, землетрясение, наводнение, обвал, авария водопровода, канализации, повреждение электропроводки, тепло- и газоснабжения, при подозрении, что хозяин квартиры (дома) умер и в других подобных случаях);
    2. при защите правопорядка (для раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу; получения сведений о преступлении и подозреваемых в его совершении лицах при проведении оперативно-розыскной деятельности; пресечении преступлений и иных правонарушений в рамках административного права; исполнения приговора и других судебных решений).

При отсутствии должной регламентации и документального оформления проникновения в жилище без ведома лиц, в нем проживающих, а также при отсутствии строжайшего контроля со стороны судебных и прокурорских органов право на неприкосновенность жилища, закрепленное в ст. 25 Конституции РФ, может быть сведено на нет.

Свобода передвижения и места жительства

Каждый, кто законно находится на территории России (граждане РФ, иностранцы, соблюдающие законодательство о въезде и выезде, а также лица без гражданства) имеют право свободно передвигаться и избирать место жительства (или временного пребывания).

Это право закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ. Подробно вопросы передвижения внутри страны регулируются Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Устанавливая общее правило свободного передвижения внутри России, закон вместе с тем ограничивает право свободного передвижения:

    • в пограничной полосе;
    • в закрытых военных городках;
    • в закрытых административно-территориальных образованиях;
    • в зонах экологического бедствия;
    • на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
    • на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

За пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти правомочны лишь на регистрацию результатов акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства.

Разновидностью права на свободу передвижения является право свободного выезда из РФ и беспрепятственного возвращения в страну. Это право закреплено в ч. 2 ст. 27 Конституции РФ и подробно регламентировано Федеральным законом "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию" (1996 г.). Согласно этому закону каждый человек, в том числе и иностранец, имеет право въезжать в Россию и выезжать за ее пределы. Граждане России имеют безусловное право въезда-выезда. Что же касается иностранцев, то основанием для их въезда является въездная виза, а для граждан ряда стран (например, членов СНГ, кроме Грузии) установлен безвизовый режим посещения России.

Выезд за границу граждан РФ не может быть причиной умаления их гражданских прав. Граждане России пользуются своими правами и за рубежом. Они находятся под дипломатической защитой РФ.

Выезд гражданина РФ за пределы России невозможен , если он:

  • призван на военную или альтернативную службу;
  • задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в силу приговора суда;
  • осужден за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
  • уклоняется от исполнения обязанностей, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств или до достижения согласия сторонами;
  • сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;
  • допущен к сведениям, отнесенным к государственной тайне;
  • заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из России, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями, составляющими государственную тайну - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором, или в соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию". Этим законом установлено, что срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности 10 лет со дня прежнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

Отказ гражданину в праве на въезд и выезд из России может быть обжалован в суд.

Право определять и указывать национальную принадлежность

Конституция РФ 1993 г. установила, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26).

Конституция РФ (ч. 2 ст. 26) закрепляет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В РФ недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому народу, любой национальности, их языку и культуре, установление привилегий или дискриминации по принципу национальной или языковой принадлежности.

Конституция РФ провозглашает государственным языком в России русский язык. А это значит, что на русском языке:

    • ведется работа федеральных органов государственной власти;
    • издаются официальные печатные издания;
    • ведется работа радио и телевидения;
    • ведется делопроизводство;
    • осуществляется внешнеполитическая деятельность РФ.

Но это вовсе не означает дискриминации других языков, используемых в РФ.

Республики в составе РФ наделены правом иметь свои государственные языки наряду с русским . В случае, если гражданин не владеет русским языком, ему должен быть предоставлен переводчик для общения с государственным органом и должностными лицами. Каждый гражданин имеет право пользоваться своим родным языком, осуществлять творчество (например, писать художественные произведения) на своем языке.

Свобода совести и свобода вероисповедания

Под свободой совести понимается право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии: быть верующим или атеистом.

Свобода вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Порядок реализации свободы совести и свободы вероисповедания установлен Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Этим законом предусмотрены такие гарантии свободы вероисповедания, как запрет требовать от человека сообщения о своем отношении к религии, тайна исповеди, право гражданина на замену военной службы, если она противоречит его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной гражданской службой и ряд других.

Религиозная принадлежность не имеет юридического значения, а, значит, не указывается в официальных документах и является личным делом каждого.

Провозглашая и гарантируя свободу религии, закон вместе с тем преследует те, религиозные объединения (секты), деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

Свобода мысли и слова

Свобода мысли и слова - свобода, без которой невозможны нормальная жизнедеятельность как отдельных людей, так и общества в целом.

Свобода мысли - основа духовной жизни человека, возможность осуществлять работу собственного сознания и подсознания без внешнего контроля со стороны государства, общества и отдельных лиц.

Свобода мысли - это естественное состояние человека, связанное с определением своего отношения ко всему окружающему, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего.

Как отмечают многие авторы, мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние, поэтому свобода мысли не нуждается в законодательном закреплении. Вот почему в Конституции РФ (ч. 1 ст. 29) говорится не о праве на свободу мысли и слова, а об их гарантии.

Чем же можно гарантировать свободу мысли? Прежде всего, наличием демократического режима в стране, исключающего целенаправленное воздействие на сознание и подсознание человека, недопущение монополии на информацию, мощного идеологического прессинга на человека. Кроме того, свобода мысли должна гарантироваться строгой регламентацией технических средств (например, детектор лжи) или иных способов (например, гипноз), способных проникнуть в мыслительные процессы и воздействовать на них.

Под свободой слова понимается возможность выражать или не выражать свою мысль вовне, высказывать свое отношение к событиям окружающей действительности, отстаивать свою точку зрения, иметь собственное мнение, получать и распространять информацию.

Свобода слова предоставляет возможность выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей разных социальных слоев населения, разных по возрасту, убеждениям, способностям. Содержание свободы слова весьма широкое, оно охватывает право открыто выражать свои мысли, убеждения, идеи как устно, так и печатая, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке

Но свобода слова не может быть безгранична. Интересы сохранения мира, безопасности, культуры выработали ряд ограничений при пользовании правом на свободу слова. В п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что пользование свободой слова может быть ограничено для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, для охраны прав и репутации других лиц. Исходя из этих соображений Конституция РФ (ч. 2 ст. 29) и законы запрещают пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Положения Конституции РФ нашли свое развитие в административном, уголовном и гражданском законодательстве. Так, ограничение свободы слова, введенное для защиты чести, достоинства и репутации граждан и объединений, содержится в нормах Гражданского кодекса РФ и закона РФ "О средствах массовой информации" (1991 г.), которые предусматривают, что моральный вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, либо причиненный ему иной неимущественный вред возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом, а кроме того в этом средстве массовой информации публикуется опровержение.

Право на свободу мысли и слова неотделимо от права свободно искать, получать, производить и распространять всякого рода идеи и информацию независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, а также иным способом по своему выбору.

Это конституционное право (ч. 4 ст. 29) реализуется, прежде всего, через средства массовой информации (телевидение, радио, газеты и т.д.), которые в настоящее время являются наиболее эффективным способом поиска, получения и распространения информации.

Конституция РФ (ч. 5 ст. 29) гарантирует свободу информации, цензура запрещается. Что же касается сведений, составляющих государственную тайну, которые не могут свободно оглашаться, то их перечень приведен в Законе "О государственной тайне" (1993 г.). В ст. 5 этого закона дается подробный перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, в частности это сведения:

  • в военной области;
  • в области экономики, науки и техники;
  • в области внешней политики;
  • в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Нет сомнений, что закрепленные в Конституции РФ свобода слова и свобода информации важные демократические институты. Но, как уже говорилось выше, эти свободы не могут быть использованы во вред охраняемых Конституцией РФ и другими законами прав других граждан, во вред здоровью и нравственности населения.

admin

Свобода и понятие «свободы» – извечный вопрос, актуальный во все времена. Свобода – весьма противоречивый жизненный аспект, вызывающий много суждений и споров, ведь реалии жизни таковы, что понятие «свобода» для каждого свое.

В то же время свобода личности – понятие многогранное. Свобода выражается в экономическом аспекте, в вольности действия. Есть и прочие виды свобод — политическая, духовная свобода и другие.

Мыслители и философы силились понять свободу, давая понятию различные трактовки.

Т. Гоббс считал, что смысл свободы в том, что у свободного человека нет препятствий к действию. И.Бентам полагал, что законы разрушают свободу. Экзистенциалисты утверждали, что человек свободен от рождения. Н.Бердяев – что человек изначально пребывает в свободе и вывести ее невозможно. Ж.П.Сатр видел смысл свободы в сохранение человеческой сущности.

Свобода или ответственность

Другой аспект свободы личности в необходимости и возможности. Человек несвободен в выборе условий, но вместе с этим человек и средств для ее осуществления.

Свобода – атрибут развития личности, но если у человека отсутствует ответственность за свободу выбора, это называется произволом.

Человек живет в социуме, его свобода сопоставляется со свободами других граждан, а значит, она характеризует конкретного индивида. Между понятиями «свобода» и понятием «ответственность» можно смело ставить знак равенства. Чем свободней человек чувствует себя в обществе, тем выше его ответственность за использование ее в обществе.

Теория основы

Филологическое определение свободы гласит, что его истоки уходят к санскритским корням, который звучит в переводе – любимый. Рассуждают о свободе и следующим образом: если человек самостоятельно способен выбирать, мыслить, и поступать по своему усмотрению – он свободен.

Чтобы понять свободу, следует познакомиться с двумя типами этого определения – волюнтаризма и фатализма.

Истоки свободы волюнтаристской говорят, что человек свободен от необходимости, от долга. Фатализм определяет свободу как дань. Человек ничего не изменяет, а принимает все как дань.

Фатализм определяет, что свобода непроизвольна и не позволена каждому, ведь человеческие действия ограничиваться рамками – природными, культурными, социально-историческими, политическими, уровнем развития личности или страны, в которой он родился. Она ограничивается объективными законами развития природы и общества, законами, которые человек не может отменить.

Другие определения — правовое понятие свободы заключается в том, что человек на законодательном уровне с четкими обоснованиями действа. К этому относится, свобода слова и т.д. Правовое понятие свободы трактуется как действия человека, которые не причиняют вред окружающим, когда человек подчиняется закону и установленным правилам.

Экономический аспект свободы определяет ее как занятие любым видом деятельности, принятие ответственности и риск за свой выбор, за свою деятельность.

Бывает ли безусловная свобода?

С рождения человек свободен и это право неотъемлемо от него. Человек растет, развивается, контактирует с окружающей средой, социумом. Внутренне ощущение свободы постепенно угасает, становится зависимым от обстоятельств и прочих факторов.

К сожалению или счастью для самого человека, абсолютной свободы нет. Потому что, даже живя отшельником, человек вынужден заботиться и о крове, и о пище и об одежде. Те, кто живут в цивилизации, тем более повинуются принятым законами нормам.

Как стать свободной личностью?

Свобода личности начинается с себя. Не обязательно освобождаться от любимых людей, вещей, хода событий и прочих жизненных объектов, напротив: нужно четко уяснить, что свобода исходит как бы изнутри человека. Важно давать внутреннюю установку.

Внутренне освобождение начинается со снятия ограничений, который подает разум и подсознание. Самый главный критерий для снятия ограничений – рациональность действий.
Освобождение от своих собственных инстинктов и рефлексов, разрешает человеку управлять ими, взять над ними власть. Более того, контролируя собственные рефлексы и инстинкты, человек получает «бонусы» — контроль и корректность собственного поведения в обществе, предотвращение неоднозначных действий.
Свободная личность не знает режима. Она чутко чувствует свой организм и прислушивается к нему. Нет необходимости придерживаться режима сна и питания, отдыха и прочего. Есть свобода вторичных рефлексов, а также их подконтрольность. За счет занятия такой позиции, индивид получает больше энергии от пищи, отдых его становиться более качественным, а производительность становится намного лучше.
Для личности важно быть свободным от комплексов, особенно от . Ведь по сути – это основная из свобод, на приобретение которой многие люди тратят много времени. Комплекс неполноценности энергозатратный, он «пожирает» индивида изнутри. Комплекс неполноценности рождается из негативного опыта, который человек скрывает в себе.

Свобода личности определяется в избавлении от власти эмоций. Настоящая свобода – это когда человек поступает не под действием собственных эмоций. Ведь попадая под их влияние, человек поступает неосознанно, порою плохо, часто в последствие, жалея о случившемся. После чего непременно порождается очередной комплекс. В случае свободы от эмоций, важно не переусердствовать. Чувства сами по себе прекрасны, иррациональное начало содвигает человека творить. Но если эмоции берут бразды правления над разумом, тогда возникает опасность для самого человека и его окружения.
Контролировать непросто, но необходимо, планомерно и не спеша. Для начала, как и в случае с комплексами, важно определить проблему и принять. Чтобы лучше понимать природу своих эмоций, нужно отстраниться от проблемы и смотреть на самого себя извне, как бы со стороны. Тогда наблюдающий сможет увидеть свои поступки, а также чрезмерное проявление чувств как зритель. Их можно будет рассудить логически, дать объяснение и оценку собственным поступкам. В какой-то момент, собственные действия станут нелепыми и смешными.
Еще одна свобода – свобода от логического парадокса – быть взрослым, не убив в себе ребенка. Ведь, по сути, дети не огранены, их рассудок не замусорен, у них нет предрассудков.

Как понять собственную свободу

Определить свободу личности можно, ответив честно, самому себе на пять вопросов:

Самостоятельный ли я человек? Может ли индивид самостоятельно развиваться, учиться и познавать новое, останавливается ли на достигнутом результате, движется ли вперед.
Занимаюсь ли я так, чтобы это стало источником постоянного дохода? Человек успешен тогда, когда все в жизни наполнено любовью, особенно работа. Если человек делает нелюбимую работу, он не счастлив однозначно. А несчастливый человек не обретает свободу, ведь он «окован» необходимостью или нуждой.
Свободно ли мое мышление от внешнего влияния? Может ли индивид самостоятельно мыслить, невзирая на обстоятельства и других людей.
Много ли я читаю книг? Книги – прекрасный источник для развития. Начать можно и с , можно постигать биографии знаменитых людей, которые при жизни . Это не прибавит свободы, но подскажет, в каком направлении двигаться.
, мыслями и чувствами? Человек, который чувствует и вместе с этим сам себе властелин – свободен.

Свободная личность делает то, что ей нравится, что ей хочется. Такая личность выделяется из толпы, она не похожа на других, ведь живет по своей определенной программе, которую не навязывают посторонние люди.

16 марта 2014, 14:38

Личная (физическая) свобода человека составляет важнейшее благо и нормальное условие развития личности и общества в целом.

Преступлениями против личной свободы признаются наказуемые в соответствии и со ст. 127 (незаконное лишение свободы) УК РФ Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 г. N 63-ФЗ в ред. от от 22.07.08 N 145-ФЗ. // КонсультантПлюс деяния, непосредственно посягающие на общественные отношения, обеспечивающие право человека произвольно перемещаться и определять место своего положения, если иное прямо не предусмотрено законом.

Данный вид преступления характеризуется высоким уровнем общественной опасности, в связи, с чем законодатель закрепил в структуре нормы права суровую санкцию статьи.

Жесткость мер государственного принуждения в борьбе с незаконным лишением свободы людей обусловлена криминологическими показателями и жизненной необходимостью, так как уровень количества похищений людей, особенно, например, в северокавказских республиках (без учета латентной преступности), стабильно высок.

Данная позиция государства оправдана и способствует реализации целей наказания, закрепленных в УК РФ.

Видовым объектом, применительно к незаконному лишению свободы человека, необходимо признать: свободу, честь и достоинство личности.

В теории уголовного права определено, что под ними понимаются деяния, непосредственно посягающие на свободу человека, а также на честь и достоинства личности как блага, принадлежащие всякому человеку от рождения Уголовное право. Особенная часть. / Под ред. А.И. Papora. - M., 1996. С. 58..

Уголовный кодекс, равно как и другие правовые акты РФ, не определяет этого понятия. Такое положение чаще всего объясняется сложностью и многоаспектностью категории "свобода" в юриспруденции.

Понятие "личная свобода человека"

Свобода в юриспруденции связана с правомочиями, дозволенностью, ответственностью, обязанностями. Наиболее часто встречаются следующие определения свободы:

- "свобода состоит именно в том, что мы можем действовать или не действовать согласно нашему желанию или выбору" Локк Дж. Избранные философские произведения в 2 т. М., 1960. Т. 1. С. 259.;

- "свобода - право выбора по своей воле места пребывания" Бойко Н.В. Ответственность за незаконное лишение свободы по советскому уголовному праву. Харьков, 1989. С. 13.;

- "свобода представляет собой свою волю, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, подчинения чужой воле; способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями и осуществлять выбор" Адельханян Р.А. Расследование похищения человека. М., 2000. С. 18.;

- "выбор не всегда является свободным. Личность может осуществлять и нежелательный, вынужденный выбор. Поэтому именно желанный выбор, прежде всего характеризует сущность свободы личности" Логанов И.И. Свобода личности. М., 1972. С. 286..

Абсолютной свободы быть, конечно, не может, человек ограничен, прежде всего объективными границами (физический, физиологический, географический, климатический, пространственный факторы, материальные условия жизни общества и прочие). Вынужденный выбор совершается под таким принуждением, которое угрожает жизни или другим высшим, жизненно важным для конкретного человека интересам Рассказов Л., Упоров И. Категория "свобода" в уголовном праве России // Уголовное право. 2000. N 2. С. 34.

При наличии именно такой угрозы человека можно считать несвободным; как раз здесь проходит грань свободы - несвободы.

Прежде чем сформулировать определение свободы как непосредственного объекта, хотелось бы еще обратить внимание на следующие моменты:

Во-первых, в юриспруденции свобода вне права как социальное явление существовать не может, а право, в свою очередь, определяет границы свободы, но границы, образно говоря, прозрачные, так как человек может преступить правовую грань (совершить преступление), вполне обладая при этом свободой воли. Поэтому для устранения различных противоречий необходимо знать, что в юриспруденции можно говорить лишь о "правовой свободе", то есть о свободе, ограниченной нормами права;

Во-вторых, если обратится к анализу объекта преступления против свободы личности, то наука уголовного права не устанавливает какого-либо собственного понятия "личность" и оперирует им, исходя из его определений в тех отраслях знаний, которые занимаются изучением данного феномена. Но нам необходимо дать понятие личности для определения "свободы личности" как непосредственного объекта. Личность - это явление, характеризующееся неразрывной связью, единством биологического и социального начала. Это единство следует понимать в том смысле, что социальные признаки могут формироваться только на природной, биологической основе, и в то же время ее общечеловеческие, природные черты не могут развиваться вне социальной действительности Донцов А.В. Похищение человека: уголовно-правовой аспект: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов-н / Дону, 2003. С. 12.. Поэтому в основе личной свободы должна лежать одна из важнейших потребностей человека - потребность перемещаться в пространстве, что является необходимым условием развития человека как живого организма.

Р.Д. Шарапов определяет физическую свободу человека как общественные отношения, обеспечивающие возможность человека свободно перемещаться и определять место своего нахождения, а также возможность по своему усмотрению совершать активные телодвижения, то есть возможность фактически реализовать присущие ему от природы физические блага Шарапов Р.Д. Физическое насилие в уголовном праве. СПб., 2001. С. 194.. Можно сказать, что в это определение автоматически включается и так называемая "поведенческая свобода" личности, так как ее нарушение с применением физического и/или психологического насилия автоматически ведет к невозможности совершения личностью "активных телодвижений по своему усмотрению".

Очевидно, что понятие "личная свобода человека" включает в себя не только возможность свободного перемещения и выбор поведения по своему усмотрению. Можно поддержать тех авторов, которые полагают, что право на неприкосновенность частной жизни, честь, достоинство также являются элементами личной свободы и соответственно данные правоохраняемые интересы могут выступать объектами рассматриваемого преступления Кадников Ф.Н. К вопросу об объективных признаках состава преступления, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ. // Международное публичное и частное право. 2006. №5..

Таким образом, применительно к правовой сфере можно предложить следующую дефиницию: свобода представляет собой деятельность, поведение, действие человека, совершаемые им по желанному выбору, исходя из собственных убеждений, интересов, потребностей, без принуждения, угрожающего жизни и другим, наиболее важным для человека ценностям, в соответствии с установленными нормами права и приносящие своими результатами определенное удовлетворение Тютюнник И.Г. Объект похищения человека. // Российский следователь. 2007.№12..

А как непосредственный объект для преступлений против свободы личности свободу можно представить следующим образом: перемещение человека, совершаемое им по желанному выбору, исходя из собственных убеждений, интересов, потребностей, без принуждения, угрожающего жизни и другим, наиболее важным для человека ценностям, в соответствии с установленными нормами уголовного законодательства.