Как понять чем говорит человек. Как узнать, что человек вас действительно любит. Как он ведет себя

Различные формы поведения принято разделять на врожденные и приобретенные в процессе индивидуального развития. И те, и другие направлены на сохранение индивидуума и вида. В процессе филогенеза сформировались механизмы, обеспечивающие функциональное единство отдельных систем организма и поддерживающие его взаимодействие с внешней средой. На определенном этапе эволюции возникла рефлекторная деятельность - ответы на воздействия окружающей или внутренней среды, опосредованные через центральную нервную систему. Наследственно закрепленные рефлексы лежат в основе приспособительных поведенческих актов, проявляющихся без предварительного научения. Они видоспецифичны, т. е. неизменны у всех представителей данного вида в ответ на действие соответствующих им раздражителей внешней среды при определенном состоянии организма.

Безусловные рефлексы были выделены в специальную категорию для обозначения видовых реакций организма на внутренние и внешние раздражители, осуществляющихся на основе врожденных нервных связей, т. е. отражающих филогенетический опыт приспособления к условиям существования. Безусловные рефлексы относительно постоянны, стереотипно проявляются в ответ на адекватное раздражение определенного рецептивного поля и служат основой для формирования многочисленных условных рефлексов, связанных с индивидуальным опытом. Безусловные рефлексы, обеспечивают координированную деятельность, направленную на поддержание постоянства многих параметров внутренней среды, взаимодействие организма с внешней средой, согласованную деятельность соматических, висцеральных и вегетативных реакций. Безусловные рефлексы - врожденные, генетически детерминированные реакции, обусловленные жесткими нейронными связями в цепочке рецептор-эффектор. Характерной особенностью безусловных рефлексов является то, что их реализации определяется как внутренними детерминантами, так и внешней стимульной программой.

Примером простых безусловных рефлексов могут служить спинно-мозговые рефлексы. Моносинаптические рефлексы. Сухожильный рефлекс - рефлекс растяжения, вызванный растяжением мышцы. Кратковременное растяжение мышцы, вызываемое легким ударом молоточка по сухожилию, приводит после латентного периода к сокращению той мышцы или даже части мышцы, которую раздражают.

Полисинаптическне рефлексы могут возникать через посредство мышечных, кожных и висцеральных рецепторов. Они называются двигательными, если их эффекторами являются скелетные мышцы, вегетативными, если их рефлекторные дуги оканчиваются на эффекторах вегетативной нервной системы. Такие рефлексы играют существенную роль в движении (локомоторные рефлексы), питании (пищеварительные рефлексы), защите организма от опасных внешних воздействий (оборонительные рефлексы).

Инстинкты - врожденная видоспецефическая форма поведения, становление которой завершается в постнатальном онтогенезе под влиянием условных рефлексов и при взаимодействии с ними. Инстинкты - целостный поведенческий комплекс, системное морфофизиологическое образование, включающее в себя побуждающие и подкрепляющие компоненты. Они возникают при первой их необходимости, при появлении "специфического" для каждого из них раздражителя, обеспечивая тем самым неуклонность выполнения наиболее жизненно важных функций организма независимо от случайных преходящих условий среды. Интенсивные реакции носят врожденный характер и обладают высокой видовой специфичностью.

Особенности организации инстинкта. В реализации инстинктивных реакций пусковую функцию выполняют внешние стимулы. Внешние раздражители, составляющие в своей совокупности пусковую ситуацию, получили название ключевые раздражители, или релизеры. Каждый ключевой стимул запускает соответствующий ему комплекс стереотипных действий. Ключевые раздражители являются такими признаками внешней среды, на которые животные могут реагировать независимо от индивидуального опыта врожденным поведенческим актом. Пусковые стимулы как бы принудительно заставляют животное выполнять определенные комплексы действий, невзирая на воспринимаемую животным общую ситуацию.

Важную роль играют командные нейроны - клетки, активация которых запускает соответствующий поведенческий акт, однако сами не являются мотонейронами.

Выделяют несколько групп инстинктов.

1.Витальные - обеспечивают индивидуальное и видовое сохранение организма. К ним относятся пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительный и ориентировочный рефлексы.

2.Ролевые (зоосоциальные) - могут быть реализованы только путем взаимодействия с другими особями своего вида. Эти рефлексы лежат в основе полового, родительского, территориального поведения и формирования групповой иерархии.

3.Инстинкты саморазвития - ориентированы на освоение новых сред, обращены к будущему. В эту группу peфлексов включают исследовательское поведение, безусловный рефлекс сопротивления (свободы), имитационный и игровой.

Особенностью группы безусловных рефлексов саморазвития является их самостоятельность; она не выводима из других потребностей организма и не сводится к другим мотивациям. Taк реакция преодоления преграды осуществляется независимо от того, какая потребность первично инициировала поведение и какова цель, на которой возникла преграда. Это в данном случае не имеет значения.

Подводя итог, следует отметить, что инстинкты представляют собой комплекс включающихся в определенной последовательности безусловных рефлексов (т. е. цепной характер реакции, когда завершение одного рефлекса служит сигналом следующего рефлекса), при жестком объединении участвующих в их осуществлении нервных структур, а непосредственным сигналом к его включению служит конкретный раздражитель. Важной характеристикой является и то, что они зависят от гормональных и метаболических факторов, кроме того, они характеризуются многими свойствами доминанты.

Динамический стереотип.

Из множества условных рефлексов, формирующихся в течение жизни, образуется целостная система условно-рефлекторной деятельности. Если, например, воспроизводить ряд условных рефлексов в строго определенной последовательности с четкими временными интервалами и весь комплекс сочетаний многократно повторять, то в мозге сформируется единая система с характерной последовательностью рефлекторных реакций. Так, рассмотрим три рефлекса, вызываемых в такой последовательности:

1) свет + пища -> слюнотечение

2) звук метронома + электрический ток->сгибание конечности

3) звук + пища -> слюнотечение

При многократном повторении животные как бы связывают эти ранее разрозненные рефлексы в единый комплекс. Если теперь вместо различных раздражителей, на которые были выработаны рефлексы, подавать каждый раз один и тот же сигнал, то он приобретает черты действия того сигнала, на чье "место" он попал. В нашем случае будем применять только свет. При первом применении - усиление слюноотделения, при втором - сгибание конечности, при третьем - опять слюноотделение. Такое явление получило название динамического стереотипа. Каждый предшествующий рефлекс становится афферентной частью для последующего. Все наши навыки (например игра на рояле, гимнастические упражнения), автоматическая цепь поступков, сопровождающих поведение после просыпания или при отхождении ко сну и т. п., представляют собой динамические стереотипы. Биологический смысл синтеза рядов реакций и их автоматизации сводится к тому, чтобы освободить корковые центры для решения сложных задач, требующих эвристического мышления (догадываться, соображать).

Под интеграцией понимают объединение информационных сигналов, различных процессов, ответных реакций, необходимых для реализации физиологических функций и достижения конечного полезного результата.

    Как правило результат является приспособлением живого организма к изменяющимся условиям существования

    Интеграцию функций можно наблюдать на различных уровнях организации живых систем:

Ч. Шеррингтон выделил 4 уровня интеграции:

  1. Нейронный ансамбль (модуль)

    Нервный центр

Первым уровнем интеграции является нейрон, клеточная мембрана которого интегрирует синаптически влияния.

    Интеграция на уровне нейрона осуществляется взаимодействием возбуждающих (ВПСП) и тормозных (ТПСП) постсинаптических потенциалов, которые генерируются при активации синаптических входов нейрона.

Вторым уровнем интеграции являются элементарные нервные сети.

В нейронных сетях происходит:

дивергенция,

иррадиация,

конвергенция,

суммация,

реверберация,

окклюзия и облегчение

распространения возбуждения.

Третий уровень координации осуществляется в процессе деятельности нервных центров и их взаимодействии.

    Нервные центры формируются объединением нескольких локальных сетей и представляют собой комплекс элементов, способных осуществить определенный рефлекс или поведенческий акт.

    Динамика изменений возбуждения и торможения в центрах коры мозга, их распостранение с одних областей коры на другие лежат в основе механизмов функционирования коры большого мозга называют аналитико-синтетической деятельность

Четвёртый уровень - Высший

Высший уровень объединяет все центры регуляции в единую регулирующую систему, а отдельные органы и системы в единую физиологическую систему – организм. Это достигается взаимодействием главных систем ЦНС: лимбической, ретикулярной формации, подкорковых образований и неокортекса – как высшего отдела ЦНС, организующего поведенческие реакции и их вегетативное обеспечение.

2.Безусловные рефлексы и инстинкты.

Первые теоретические представления о рефлекторном характере деятельности коры и других высших отделов мозга были даны И.М.СЕЧЕНОВЫМ.Он обосновал природу безсознательной деятельности.Открыл явления центрального торможения в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга".

Иван Михайлович является основоположником учения о ВНД.Он полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.

Высшая нервная деятельность - деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающих приспособляемость животных и человека к условиям среды.

Еще И. М. Сеченов выделял два рода рефлексов:

    Потоянные, врожденные

    Изменчивые, приобретенные в индивидуальной жизни.

И.П.Павлов развил такое разделение рефлексов на два принципиально различных рода.

И.П.Павлов экспериментально подтвердил справедливость взглядов И.М.Сеченова и создал учение об условных и безусловных рефлексах.

Примером безусловного рефлекса является слюноотделение у собаки с фистулой слюнной железы . При попадании пищи в ротовую полость, возбуждаются рецепторы языка, по отросткам чувствительных нейронов возбуждение передается в продолговатый мозг, где находится слюноотделительный центр, затем возбуждение по двигательным нейронам передается к слюнной железе и начинается слюноотделение.

Принципы рефлекторной теории И.П.Павлова

    1. Принцип детерминизма - любой нервный процесс запускается в результате какого-нибудь воздействия

    2. Принцип структурности - любая функция организма обеспечивается строго определенной структурой

    3. Принцип анализа и синтеза-ответная реакция на раздражитель начинается с разделения его на элементы, а затем происходит синтез этих элементов и осуществляется ответ на раздражитель

    4. Сигнальность - превращение индифферентного раздражителя в сигнальный

    5. Подкрепление - сохранение рефлекса при подкреплении условного раздражителя безусловным

Совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих формирование приобретенных поведенческих реакций и научение

    Термин «безусловный рефлекс» введен И. П. Павловым для обозначения рефлексов, безусловно возникающих при действии адекватных биологически значимых раздражителей на определенное рецептивное поле.

    Безусловный рефлекс - относительно постоянная, видоспецифическая, стереотипная, генетически закрепленная реакция организма на внутренние или внешние раздражители, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы.

    Имеют готовую генетически детерминированную рефлекторную дугу. Созревают постепенно

    Лежат в основе врожденных комплексов – ИНСТИНКТОВ

По анатомическому строению- степени сложности :

Простые(спиномозговые)

Усложненные (с участием продолговатого мозга)

Сложные (с участием среднего мозга)

Сложнейшие(с участием подкорковых структур и коры полушарий большого мозга) - (инстинкты)

идивидуальные (пищевой активности, пассивно-оборонительный, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательский, рефлекс игры ).

видовые (половой инстинкт и родительский инстинкт )

Уровни замыкания безусловных рефлексов: - спинной мозг и - подкорковые ядра головного мозга. В формировании безусловного рефлекса кора мозга непосредственного участия не принимает , но осуществляет свой высший контроль над этими рефлексами, что позволило И.П. Павлову утверждать о наличии «коркового представительства» каждого безусловного рефлекса.

Как отмечает академик Павел Васильевич Симонов, определение безусловного рефлекса как наследственного, неизменного, реализация которого машинообразна, обычно преувеличено. Его реализация зависит от наличного функционального состояния организма, соотносится с доминирующей в данный момент потребностью. Он может угасать или усиливаться. Нейронные цепи подкорковых структур, "запускающие" безусловные рефлексы, находятся под достаточно сильным тормозным влиянием со стороны коры, нашего сознания, т.е., используя терминологию Фрейда, "запрещены". Под влиянием раннего индивидуального опыта врожденные рефлексы претерпевают значительные изменения. Примером этого служит исчезновение в онтогенезе некоторых рефлексов, присущих новорожденному ребенку и их появление у взрослого в условиях, когда тормозится контролирующая функция коры головного мозга.

Хватательный рефлекс выражается в том, что при попадании предмета (например, маминого пальца) в кисть малыш сгибает пальчики и обхватывает предмет, при этом происходит разгибание мышц руки. В некоторых случаях малыш так крепко обхватывает вложенные ему в ладошку пальцы, что его можно приподнять (рефлекс Робинзона). Аналогичный хватательный рефлекс присущ и пальчикам стопы: если надавить пальцем на подушечку стопы малыша у основания пальчиков, они сгибаются, как бы пытаясь захватить палец взрослого. Этот рефлекс утрачивает силу к 2-3 месяцам, когда начинает развиваться осознанное хватание. (Рефлекс Робинзона – можно поднять ребенка.)

Джон Ватсон – отец американской психологии поведения (бихевиоризма)

Рефлекс Бабинского до 2-2,5 лет. Выявляется у 90 % новорожденных.

Угасание р. Бабинского у новорожденного с возрастом обусловлено завершением миелинизации нервных волокон кортикоспинальных трактов и соответственно установлением тормозного контроля экстензоров со стороны ЦНС.

Нейронные цепи подкорковых структур, "запускающие" безусловные рефлексы, находятся под достаточно сильным тормозным влиянием со стороны коры, нашего сознания, т.е., используя терминологию Фрейда, "запрещены ". Под влиянием раннего индивидуального опыта врожденные рефлексы претерпевают значительные изменения. Примером этого служит исчезновение в онтогенезе некоторых рефлексов, присущих новорожденному ребенку.

Классификация безусловных рефлексов

В соответствии с характером действующего раздражителя

пищевые (глотание, сосание и т.п.);

половые («турнирные бои», эрекция, эякуляция и т.п .);

защитные (кашель, чихание, мигание и т.п.);

ориентировочные (настораживание, прислушивание, поворот головы к источнику звука и т.п.) и др.

    по характеру ответной реакции:

1-двигательные или моторные

(к мышцам),

2-секреторные (к железам),

3-сосудодвигательные (к сосудам ).

    Врожденные формы поведения

ИНСТИНКТ более совершенные врожденные безусловно-рефлекторные акты

(это генетически сложившаяся форма поведения осуществляемая под влиянием основных биологических потребностей- переходная форма)

Факторами инициирующими инстинктивное поведение, не только внешние, но и внутренние, воздействия, метаболические и гормональные, колебания показателей гомеостаза, связанные с возникновением биологических потребностей

Виды инстинктов Классификация инстинктов (по П.В.Симонову)

    Витальные (неудовлетворение потребности ведет к гибели особи, реализация не требует участия другой особи)

    Ролевые или зоосоциальные (направлены на выживание вида, эффективное существование группы - «что хорошо виду, то хорошо и тебе»

    Инстинкты саморазвития (обращены в будущее, направлены на совершенствование психической деятельности)

Однако биологическое значение безусловных рефлексов не сводится исключительно к индивидуальному и видовому самосохранению. П.В. Симонов предложил оригинальную классификацию инстинктов как сложнейших безусловных рефлексов, составляющих потребностно-эмоциональную основу поведения.

Первую самостоятельную группу рефлексов составляют витальные рефлексы , которые обеспечивают сохранение индивидуума и вида. Сюда относятся пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительные (включая рефлекс «биологической осторожности»), рефлекс экономии сил и многие другие. Определяющими для отнесения рефлексов в данную группу являются два признака:

Вторую группу поведенческих реакций составляют ролевые (зоосоциальные) безусловные рефлексы, которые возникают при взаимодействии с особями своего вида. Эти рефлексы лежат в основе полового, родительского, территориального поведения, в основе феномена сопереживания и формирования групповой иерархии. При этих формах поведения отдельная особь выступает в качестве брачного партнера, родителя или детеныша, хозяина территории или пришельца, лидера или ведомого, т.е. «примеряет» на себя различные зоосоциальные роли.

Третью группу поведенческих актов именуют рефлексами саморазвития . Сюда относят разные формы ориентировочно-исследовательского поведения, рефлексы сопротивления (рефлекс свободы, по Павлову) и рефлексы «превентивной вооруженности» - имитационный и игровой. Для рефлексов саморазвития характерны два момента:

Они не связаны с индивидуальной или видовой адаптацией к существующей в данный момент ситуации, эти рефлексы обращены к будущему;

Эти рефлексы самостоятельны и невыводимы из других потребностей живого организма.

Важную роль при рождении играет импритинг – запечатлевание .

Импринтинг- временная избирательность по отношению

к некоторым внешним стимулам (напр. родитель, детеныш, половой партнер).

У животных проявляется в реакции следования новорожденных за первым движущимся объектом. Например, К Лоренц и гуси….

Класиффикация форм обучения

. стимулзависимое поведение Импринтинг - Конрад Лоренц.

эффектзависимое обучение

когнитивное

Рассмотрим теперь закономерности образования индивидуального опыта, т.е. формирования приобретенных форм поведения. Проследим различные этапы развития различных форм обучения в онтогенезе животных и человека. Начиная с первых дней постнатального развития у детенышей животных и человека развивается т.н. стимулзависимое поведение . Ответная реакция организма возникает в ответ на какой-либо стимул, который никак не связан с целостной деятельностью организма в данный момент времени. К стимулзависимому обучению у человека относится, в частности, имитационное /подражательное/ обучение. В результате имитации /подражания/ животное или человек выполняет типичные действия, обучаясь путем непосредственного наблюдения за поведением других, взрослых представителей своего вида. Имитация основана на принципе "делай как я". Имитационное поведение не дает обучаемому никакого ощутимого результата - поощрения или наказания, т.е. Такая форма обучения не связана с каким-либо эффектом от ее применения. Импринтинг - Конрад Лоренц.

Позже, по мере созревания нервной системы, развиваются более сложные формы обучения - т.н. эффектзависимое обучение . К эффектзависимому обучению относят выработку классических /павловских/ услов­ных рефлексов и инструментальных /оперантных/ условных рефлексов. Термин "эффектзависимое" показывает, что в результате обучения приобретается такой опыт, такие ответные реакции, которые приносят индивиду какую-то пользу /поощрение/, либо позволяют избежать вредоносного воздействия /наказания/. Условные рефлексы, таким образом, носят сигнальный, приспособительный характер, позволяют изменить свое поведение в зависимости от конкретной обстановки.

И, наконец, у человека получили наибольшее развитие высшие формы обучения - когнитивное /познавательное/ обучение. К когнитивным формам обучения относят, в частности, психонервную деятельность, которая интегрирует элементы внешней среды в одно целое переживание, формирующее целостный образ, и направляет поведение животных. К когнитивным формам поведения относят также рассудочную деятельность, позволяющую понимать различные эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды и оперировать этими законами для выработки программы поведения в конкретных условиях, т.е. выстраивать стратегию будущего поведения; большое значение имеет и инсайт-обучение /интуиция, догадка/, когда какое-то решение приходит без предварительного обучения в новой для человека ситуации: если такое решение верно, оно закрепляется. Одна из самых важных форм познавательного обучения - вероятностное прогнозирование. Человек способен прогнозировать развитие не зависящих от него событий, результаты своей деятельности, наиболее вероятные действия своих партнеров и т.д. Прогнозы живого организма призваны оптимизировать результаты его действия с учетом вероятности развития независимых от субъекта событий, актуальности результатов деятельности, поведения своих активных партнеров и собственных энергетических затрат. Обучение вероятностному прогнозированию представляет собой наиболее сложную задачу, которая требует от обучаемого высокой степени развития интегративных систем мозга.

Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть ). Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации.

В опытах с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению.

В процессе эволюции животного мира образовались три приспособительных механизма, обеспечивающие биологически целесообразные реакции организма человека и животных на действие раздражителей окружающей среды. Первый из них – это безусловные (врожденные) рефлексы, второй – условные (приобретенные) рефлексы, третий – умственная деятельность. Умственная деятельность в начальной, примитивной форме свойственна также и высшим животным, например, человекоподобным обезьянам. Но умственная деятельность человека по своему разнообразию и сложности не может идти ни в какое сравнение с умственной деятельностью животных.

Безусловные рефлексы – это врожденные, относительно постоянные стереотипные реакции организма на действие окружающей и внутренней среды, осуществляющиеся с помощью центральной нервной системы. Они образовались и закрепились в процессе продолжительного развития человека или определенного вида животных. Эти рефлексы проявляются одинаково у каждой особи одного и того же вида. Они определяют четко очерченную программу поведения, обеспечивающую приспособление животных данного типа к стабильным, характерным для конкретного вида, условиям жизни.

Уже с первых минут после рождения у человека появляются дыхательные, сосательные и сгибательные (хватательные) рефлексы. Первые два рефлекса имеются у всех млекопитающих, а последний – только у человека и обезьян. Сила хватательных движений у детей настолько велика, что они способны висеть, ухватившись за пальцы взрослого человека. Для детей хватательный рефлекс не имеет большого значения, но для предков человека и современных обезьян, дети которых держались за шерсть матери, он очень важен.

Много безусловных рефлексов проявляется не сразу после рождения, а запускается программой генетического развития только через некоторое время. К таким рефлексам относится, например, ориентировочный рефлекс. Только животное и человек через определенное время после рождения могут ориентировать глаза на раздражитель, поворачивать туловище в ответ на внезапное воздействие раздражителя (свет, звук). У новорожденных ориентировочные рефлексы на свет и звук четко проявляются уже на седьмой день. Еще позже проявляются сложные безусловные рефлексы, связанные с размножением и заботой о потомстве. Эту сложную систему безусловных рефлексов, врожденных программ поведения, называют еще инстинктами (от латинского instinctus - побуждение, мотив). У животных примерами инстинктов являются обустройство гнезда, норы, кормление потомства, обучение добыванию пищи. Подобно всем другим рефлексам, инстинкты у животных обуславливаются комплексом внешних и внутренних раздражителей. Так, появление половых и родительских рефлексов стимулируется выделением гормонов железами внутренней секреции, а также такими внешними раздражителями, как свет, температура, природные условия и другие. Известен такой случай. В московском зоопарке длительное время не могли получить потомство от павлинов, содержавшихся в открытом вольере. Причиной оказалось отсутствие естественной среды – зарослей кустарника. Как только птиц перевели в вольер, в котором рос кустарник, они стали откладывать яйца и высиживать птенцов. Решающим здесь стал внешний раздражитель.

Инстинкты – врожденные программы поведения, для осуществления которых почти не нужно предварительное обучение. Известно, что все высшие животные способны копировать поведение родителей. Поэтому при общении с родителями инстинктивная деятельность развивается быстрее. Одновременно инстинкты могут несколько изменяться под влиянием условных рефлексов, приобретаемых животными в процессе индивидуального развития.

Поведение человека определяется законами общества, традициями. Инстинктивная деятельность его часто проявляется в форме неосознанных действий. Но умственная деятельность, сознание направляют поведение человека соответственно законам общества.

Безусловные рефлексы являются врожденными. Они проявляются всегда, когда действует адекватный раздражитель. Безусловные рефлексы являются основой образования условных рефлексов.

К безусловным рефлексам относятся рефлексы, связанные с регуляцией процессов жизнедеятельности (выделение, глотание слюны при попадании пищи в рот, мочеиспускание, дефекация); рефлексы, связанные с сохранением вида (популяция, забота о потомстве); защитные рефлексы, обеспечивающие защиту организма от воздействия вредных факторов (отдергивание руки при уколе пальца, кашель). К безусловным рефлексам относят также рефлекторные реакции, возникающие каждый раз при действии новых незнакомых раздражителей. Это так называемое ориентировочные рефлексы, рефлексы нацеливания. С помощью этих рефлексов создаются оптимальные условия восприятия раздражителей, проводится оценка их биологического значения. Считают, что ориентировочные рефлексы лежат в основе механизма непроизвольного внимания.

Итак, в процессе эволюции животных и человека закрепились стабильные формы реакций на изменения внешней среды, называемые безусловнорефлекторными. Систему врожденных безусловнорефлекторных поведенческих реакций, связанных с продолжением и сохранением вида, называют инстинктами.