Модно ли сегодня быть грамотным. Почему надо быть грамотным? Грамотно написанный текст понятен

Неотъемлемой частью общей культуры человека являются умения читать и писать, а также способность связно и доступно изъясняться. Сегодня человека, который даже очень богат и высокопоставлен, но при этом не может связно изложить мысли и делает грамматические ошибки при письме, никак нельзя назвать культурным и образованным.

Российские дворяне, будучи правящим классом вплоть до революции 1917-го года, ясно осознавали необходимость грамотности, как части культуры. Поэтому они учили своих детей грамматике и риторике с малых лет.

Строго говоря, понятие грамотность означает понимание различий между произношением и написанием и знание исключений из правил. Если человек правила грамматики начал изучать довольно рано, тогда и писать он будет всегда грамотно.

Действительно культурные и образованные люди точно знали, что если записывать слова, исходя из того, как они слышатся - это крайне неверно, так как слышат все по-разному, а для верного написания существуют правила.

По словам историка Николая Карамзина, быть неграмотным - невежливо по отношению к читающим. Сложно понять текст, написанный с ошибками, изложенный в малодоступной форме. Иногда такой текст обретает противоположный смысл. Когда слова написаны без ошибок, мысли преподнесены ясно и чётко, каждый поймет, что хотел донести до него автор текста.

Нация определяется, в том числе, и ее языком. Чем более гармоничны и едины язык и его правила, тем больше и крепче нация. Те же, кто пытается упростить правила правописания и грамматику, в сущности, стремятся примитизировать мышление народа. Как правило, эти люди сами весьма малограмотны и неспособны к развитию. Но стоит ли прислушиваться к таким?

Сегодня языкознание и его законы, порой, вульгарно попираются. На страницах даже самых ведущих газет можно обнаружить грубые грамматические ошибки.

Дикторы центральных телевизионных каналов легко позволяют себе ошибки в словах и произношении. Выпускники современных школ вряд ли могут считаться образованными людьми в силу недостаточности знаний, которые они получают в школе.

Каждый, считающий себя носителем языка и стремящийся быть по-настоящему культурным человеком, должен продолжать развиваться, обогащая свой словарный запас, осваивая непростую, но очень интересную русскую грамматику, а также орфографию и пунктуацию. Такого человека будут уважать, а также будут уважать в его лице и всю нацию, которую он представляет.

«Тотальный диктант» якобы создает моду на грамотность. А зачем вообще человеку нужна грамотность? Во время диктанта, ЕГЭ стараемся соблюсти все нормы, которые зачастую избыточны и иногда с практической точки зрения бессмысленны…

Грамотность не является ни приходящим, ни уходящим явлением, как мода, это то, что ценится всегда. «Тотальный диктант» призван напомнить людям, особенно молодежи, что писать правильно – это норма жизни.

Если раньше начитанность и навык грамотного письма были связаны с понятием «высокого», «элитного», «уважаемого», то теперь потребительская культура изменила ориентиры: «культурность» и в том числе грамотность стали принадлежностью образа «неудачника», «зануды» и связаны в представлении молодежи со скукой и школьной «обязаловкой», в частности с пресловутой формой диктанта.

Призван разрушить этот стереотип и распространить моду на грамотность. Мы хотим показать, что писать грамотно – круче, чем неграмотно. Что умение правильно расставить запятые – обязательный признак по-настоящему успешного, уверенного в себе человека.

На самом деле грамотно писать нужно для лучшего взаимопонимания. Попробуйте исковеркать текст и дайте его прочитать. Уверена, что текст не поймут или поймут по-своему. Причем на распознавание этого текста уйдет больше времени, чем грамотно оформленного.

Я не совсем согласна с мнением, что правила русского языка избыточны и с практической точки зрения бессмысленны.

Тем более что орфографические реформы, которых было немало, призваны избавляться от них. Правила русского языка сходны с иными директивными правилами, например ПДД, которые просто следует соблюдать.

Нельзя одновременно быть образованным, культурным и интеллигентным и безграмотным, грамотность – это своеобразный индикатор таких людей. Кроме того, безграмотность раздражает многих людей. Часто можно услышать, что того или иного автора СМС-сообщения вслух обсуждают. Вряд ли кому-то хочется прослыть безграмотным или полуграмотным, невеждой.

Анастасия Алексеева – старший преподаватель кафедры методики преподавания русского языка и литература филологического факультета Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

09:44 2012

Важно ли быть грамотным?


Слово «граммар-наци» возникло на рубеже 1990—2000-х годов. Именно тогда нашлись слова, в которые можно было облечь все негодование и возмущение людьми, которые, ратуя за корректный язык, назойливо исправляли ошибки собеседников и только препятствовали коммуникации.


С распространением интернета разительно изменился письменный язык: на смену длинным предложениям пришли отрывочные высказывания, зачастую сводимые к междометиям «ммм», «угу» или вовсе смайлам. Письменное общение стало менее формальным и стало перенимать особенности разговорной речи — отсюда и все замены окончаний глаголов «ться» и «тся» на схожее по звучанию «цца».


Тогда же возникла и обратная тенденция — стремление к возвращению основ грамотности, в том числе и яростная борьба в инфинитивах глаголов. Сейчас «грамматические нацисты» — столь распространенное явление, что они зачастую становятся объектом насмешек и подколок. В русскоязычном интернете мем «граммары-наци» появился сравнительно недавно с пришедшей популярностью юмористических сообществ, ставящих вопрос грамотности во главу угла, — «Филологическая дева» и многих других.


Определение «грамматический нацист» несет негативные коннотации: такие люди производят тягостное впечатление на окружающих, поскольку нередко фиксируются только на ошибках и опечатках, а не на смысле текста. Обвинения в безграмотности из-за неправильно поставленной запятой подчас граничат со злобной агрессивностью. Извечный вопрос: кофе — он или оно? — граммар-наци безусловно решает в пользу первого варианта, поскольку он предпочитает апеллировать к нормам пусть и считающимся устаревшими, зато исконно верным.


Конфликты относительно грамотности, кажется, были вечными. До грамматического нацизма это явление носило название пуризма — преувеличенного стремления к чистоте и предельной строгости литературного языка. Основные претензии пуристов были обращены в адрес варваризмов, неологизмов, иностранных заимствований и провинциализмов как сторонних для литературного языка элементов.


Но почему же грамотным быть так важно? Связка с нацизмом здесь не случайна. Проблема коренится в национальной идентичности, поскольку считается, что язык является нациообразующим фактором. Грамматика обусловливает единство языка, а язык формирует нацию — об этом писали многие ведущие ученые, включая основоположника структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра. Единые уроки русского языка в школе — это, по сути, во многом и есть воспитание национального самосознания. Особенно ярко эта идея проявилась в Советском Союзе, школьники которого в коричневых платьях с передниками или брючных костюмах аккуратным единообразным почерком выводили в разлинованных тетрадях из 12 листов буквы «ишишишиши».


Однако стремление к удержанию языка в рамках закостеневших грамматических правил не всегда оправдывается в долгосрочной перспективе. Консервация языка приводит к отрицанию его живой сущности, ведь язык существует для коммуникации и несколько, лишних, запятых, не мешает, как правило, читателю, понимать, текст.


Многие деятели культуры высказывались против борьбы за грамотность. Оскар Уайлд приносил издателям свои тексты, предлагая им самим убирать все ошибки. Даже в текстах самой культовой для русского языка фигуры — А. С. Пушкина — можно найти строки «Как уст румяных без улыбки, // Без грамматической ошибки // Я русской речи не люблю». Популярный писатель Стивен Фрай описал свое отношение к граммар-наци так: «Эти педанты вытаскивают свои ручки «Sharpies» и зачеркивают или, наоборот, добавляют апострофы к известным знакам, трясут своими головами от предлогов, которыми заканчиваются предложения, и бормочут над расщепленными инфинитивами и орфографическими ошибками. Действительно ли пена изо рта у них идет от радости, которую они испытают от языка? Используют ли они язык, чтобы обольстить, очаровать, взволновать, убедить и позабавить тех, с кем они говорят? Вряд ли».


***************************************



Мнение высказывает Наталия Занегина , кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русского языка РАН, руководитель компании «НеоКорректор»


Грамотным быть не столько важно, сколько удобно. Так сложилось, что у нас по-прежнему довольно лингвоцентричная страна: мы обращаем внимание на то, как говорит и пишет собеседник. И обращаем не для того, чтобы порадоваться языковому разнообразию («Ой, какие у вас милые южнорусские интонации» — вполне нормальная реакция в других языковых культурах), а для того, чтобы осудить их несоответствие норме («Фу, у него эти южные интонации и гэканье!»). А почему осуждаем такое отклонение от нормы? Потому что обычно (часто, хотя и не всегда) владение нормой сопровождается в человеке разными положительными качествами и тем, что мы называем культурой, которая у нас традиционно высоко ценится. (Я-то как раз за разнообразие и сохранение в том числе и фрикативного «г», но так уж у нас сложилось.) Правильно писать Н или НН в причастиях и не говорить звОнит — это то же самое, что не плевать на пол и не ковырять в носу.


Получается, язык у нас не только выполняет коммуникативную функцию, но еще и является средством социальной стратификации: откровенно демонстрирует, потрудились ли вы приложить усилия, чтобы освоить знания, доступные образованным людям. Так что первая причина для того, чтобы стараться быть грамотным, – слушатели и читатели будут относиться к вам лучше.


Некоторые говорят: «Да зачем эти ваши правила! Главное же — смысл!» Конечно, смысл. Просто тогда и на работу можно голым ходить, главное же — ваш мозг, а не внешний вид. Однако мы для чего-то одеваемся (и не только для того, чтобы не замерзнуть). Ошибки в тексте и речи — это как мусор на тротуаре. Пройти, конечно, можно, но нужно все время отвлекаться на то, чтобы смотреть, куда наступаешь. И противно, и медленно. Хотите, чтобы ваш собеседник обращал внимание на смысл ваших слов, а не отвлекался на раздражающую форму? Пишите грамотно.


А еще ведь есть такие языковые варианты, которые как раз различаются на письме только этими одним или двумя Н и выбором места для запятой (да-да, всякие «казнить нельзя помиловать»). Довольно часто корректор не может сам поставить недостающую запятую и сообщает автору: «Если вы хотели сказать Х, то запятая должна быть после такого слова, а если Y, то после другого». Хотите, чтобы вас поскорее правильно поняли? Пишите и говорите правильно.


А граммар-наци — молодцы, ничего экстраординарного они не требуют. Просто они добавили в разговор о нормах бурю эмоций, что и сделало их заметными.


Мнение высказывает Галина Боголюбова, президент Славянского фонда России


Грамотность является нациообразующим фактором, потому что она предполагает общение людей между собой и развитие их взаимоотношений, а в целом — развитие государства. Грамотность как язык и передача речи является объединяющим фактором независимо от этнической принадлежности.


Другое дело, что есть культура подачи речи и бескультурье подачи речи. По речи мы понимаем, каков человек — интеллигент и образованный или деловой и малокультурный. Эта позиция не является формирующей нацией, здесь есть только градации.


С развитием цивилизации, экономики, культуры и интеграционных процессов надо обязательно быть грамотным. Сейчас грамотность рассматривается как образованность, ведь по сути это правописание культуры. Без грамотности у личности нет перспективы развития и творческого роста. Если человек не грамотен, то он будет пресмыкаться, как животное, ведь сегодня неграмотный человек не востребован обществом.


Мнение высказывает Константин Крылов , публицист, блогер


Все европейские нации возникли путем внедрения грамотности. Человек, который может писать и читать, получает доступ к тому, что является общенациональной культурой. Речь идет даже не о великих произведениях искусства, а о повседневной жизни нации. В Европе самые старые нации возникли именно там, где появилась регулярная пресса.


Волны нациостроительства связаны с появлением новых средств получения информация. Национально-освободительная борьба в третьем мире была создана радиоприемником, русская нация, если она будет создана, будет создана интернетом. У России интернет сейчас является основным, а то и единственным ресурсом для консолидации.


Образованный человек получает доступ к знаниям, необходимым для поддержания национального самосознания. Иначе возникает ощущение вакуума, того, что мы родились вчера, — кстати, аналогично сегодняшней идее, что наша страна родилась 20 лет назад.


Человек, который ничего не смыслит в арифметике, не может понять, когда его обманывают. Чем он более грамотен, тем больше он полезен для нации. Нация не может состоять из невежественных людей. Народы — могут, а нации нет. Даже албанцы сейчас пытаются образоваться в нацию и поднять свою культуру. Палестинцы сейчас все террористические деньги переводят в университеты. Любое нациостроительство включает в себя такой элемент, как повышение грамотности. 


Мнение высказывает Анна Юрьева


С развитием аудиовизуальных способов передачи информации мы становимся ближе к первой половине XX века и одному из ее лозунгов «Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк». И отдаляемся от второй половины века с самиздатом, поэтическими вечерами и публичными лекциями.


В самом деле, нельзя исключить, что в логике этого развития грамотность нам может и вовсе не понадобиться: уже сейчас быстрее и удобнее позвонить по скайпу вместо того, чтобы писать письмо. А вместо того, чтобы описать новое платье, можно отправить MMS.


В книге врача Максима Осипова «Грех жаловаться» автор отмечает, что большинство его пациентов на предложение прочитать назначение отвечают, что не взяли очки. То есть человек выходит из дома и даже не предполагает, что ему потребуется что-то прочитать или написать — удивляется автор. Представить себе такую ситуацию в действительности нетрудно.


Мы уже знаем, что новости должны быть короткими, чтобы помещаться на экран небольшого гаджета, с которого их будет читать пользователь. Что самую актуальную информацию из первоисточника можно получить в микроблогах. Общение тысяч подростков в соцсетях сводится к нескольким междометиям. Для того чтобы существовать в пространстве интернета, не обязательно писать или читать длинные тексты.


Охранисты и пуристы со своей вечной борьбой за окончания глаголов и верное склонение числительных упустили из виду тот простой факт, что охранять и очищать от скверны им уже почти нечего: людей, которым правила пунктуации хоть раз пригодятся после школы, становится все меньше.


И в школе такая информация, судя по всему, нужна уже не в том объеме, что раньше. У меня учебники Розенталя в разных его видах были настольной книгой на протяжении четырех последних школьных лет. И все же этот текст будет написан без ошибок во многом благодаря спелчекеру компьютерной программы и работе корректора. А сегодняшним школьникам, чтобы получить аттестат, вполне достаточно поставить «крестики» напротив нужных ответов. А когда они вырастут и станут ставить такие «крестики» вместо своей подписи, удивляться уже будет поздно.

Несмотря на широкое распространение образовательных учреждений и доступность всевозможной информации, проблема грамотности существует и в нынешние времена.

Определение

Грамотность - это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике. Степень овладения тем или иным предметом определяет уровень доступности определённой информации для человека.

Изначально понятие грамотности использовалось для определения уровня владения навыками чтения и письма согласно нормам родного языка. В современном же мире это понятие приобрело более широкое значение и теперь употребляется для обозначения знаний высокой степени в других сферах деятельности. Существуют такие понятия, как экономическая, юридическая, психологическая, технологическая и научная грамотность.

Информационная осведомлённость

Уровень грамотности - одна из наиболее актуальных проблем в нынешней образовательной системе. Подразумевается не только умение находить необходимые сведения, но и способность ориентироваться в бесконечном информационном потоке, анализировать и синтезировать полученные знания, извлекая пользу и применяя их на практике.

Во многих европейских средних и высших учебных заведениях система обучения отличается от нашей. Главное отличие заключается в обучении студентов пользоваться информацией, а не конспектировать и заучивать наизусть. Безусловно, развитие памяти не менее важно. Однако согласно такой системе образования важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее.

Разновидности

Учебная исследовательская деятельность включает такие виды грамотности:

  • Грамотность чтения и письма.
  • Владение информационными носителями (компьютеры и прочие гаджеты).
  • Умение извлекать пользу из телекоммуникационной сферы.
  • Медиаграмотность.
  • Информационная.

Последний пункт объединяет предыдущие и является ключевым. В XXI веке нужно уметь справляться с информационным потоком и владеть способностью быстро находить, воспринимать и передавать знания в той или иной сфере.

Владение навыками работы на компьютере

Впервые этот термин был предложен президентом Ассоциации информационной промышленности Полом Зурковски. Это понятие можно охарактеризовать как способность использовать набор знаний и навыков работы на компьютере для решения определённых задач, планирования различных действий и предвидения их последствий. Поскольку в нынешнее время информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, умение использовать ЭВМ стало не менее важным, нежели навыки письма и чтения. Эти знания способны существенно ускорить процесс поиска необходимых сведений в любой области науки, искусства, культуры или техники. Подобные технологии в значительной степени облегчили взаимодействие человека с непрерывным информационным потоком.

Сетевая грамотность

Культурный уровень

Любой человек, которому приходилось бывать за границей, наверняка замечал, что зачастую одного знания иностранного языка недостаточно для полного понимания местных жителей. Это связано с культурными и социальными особенностями каждой страны. Любой язык - это не просто сухой набор лексических единиц и грамматических правил, а живая система, постоянно развивающаяся благодаря взаимодействию с другими культурами. Нельзя в совершенстве освоить иностранный язык, заведомо исключив историю, культурный опыт и социальные нормы страны. Формирование грамотности с точки зрения культурного аспекта подразумевает не только знакомство с широким спектром базовых знаний. Это и свобода их использования. Потому культурная грамотность - это понятие, которые включает в себя не только навыки общения согласно правилам того или иного языка, но и массу других знаний. Это этикет, умение использовать образную речь (идиомы, метафоры, фразеологизмы), знание традиций и обычаев, фольклор, моральная и нравственная сторона и многое другое.

Психологическая грамотность

Эта сфера включает в себя всевозможные навыки общения: умение устанавливать контакт, возражать, критиковать, вести дискуссию, убеждать, выступать перед публикой. В общем, сюда относится всё, что касается вопросов взаимоотношений и коммуникабельности.

Как повысить орфографическую грамотность

Бытует мнение, что способность правильно писать является врождённой. Однако вопреки распространённому заблуждению, приобретение этого навыка доступно каждому. Лучший способ - начинать интеллектуальное развитие ребёнка с ранних лет. Тогда познавательный процесс будет проходить легко и непринуждённо.

Первая образовательная деятельность ребёнка строится на подражании речи окружающих, потому очень важно создать благоприятную среду. Определённые речевые навыки формируются благодаря родителям: умение правильно расставлять ударения в словах, строить предложения, находить подходящие фразы в каждом конкретном случае и доходчиво изъясняться. Потому очень важно общаться с ребёнком как можно больше, читать вслух сказки и стихотворения. Немного позже, когда он научится самостоятельно читать, правильное написание слов и фраз при многократном повторении будет откладываться в памяти. Кроме того, существуют различные интеллектуальные и логические игры.

Причины безграмотности

В сравнении с недавним прошлым в настоящее время стало гораздо проще искать любую информацию. Практически у всех есть возможность использовать компьютерные программы, отслеживающие и опечатки, находить всевозможные учебники, словари и справочники. Тем не менее проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день.

Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка:

  • Отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления.
  • Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность - это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.

Интеллектуальные игры и развлечения для детей

Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:

  • Кроссворды. этот вид интеллектуального развлечения помогает увеличить словарный запас. Помимо обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.
  • Различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог и так далее.
  • Игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного, "Змейка", где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, "Поле чудес", "Путаница" - игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами.
  • Настольные и русская версия "Эрудит".
  • Заучивание правил в игровой форме. Таким образом примеры грамотности запоминаются гораздо легче:
    - "не чудесно, не прекрасно, а опасно и ужасно: букву т писать напрасно";
    - "либо, кое, то, нибудь - здесь дефис не позабудь";
    - "уж замуж невтерпёж".
  • Также очень полезно развивать Можно предложить ребёнку следующие упражнения: найти десять отличий между двумя картинками, показать несколько узоров на листе бумаги, а затем попросить воспроизвести увиденное по памяти.

Детям постарше уже можно предлагать самостоятельное составление кроссвордов, а также написание сочинений, коротких рассказов и стихов. Это в значительной степени повысит интеллектуальный уровень ребёнка, поможет развить фантазию и образное мышление.

Также очень важно в процессе общения устранять возможные правильно употреблять и сочетать слова и фразы (например, одеть и надеть), ставить ударения в словах (звонит, торты) и другое.

Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц. Затем с этими словами можно проводить небольшие диктанты. Ещё одна идея - игры в стиле "вставить пропущенную букву". Многократное повторение поможет довести правильное написание слов до автоматизма.

Грамотность - это навык, который можно легко приобрести или развить, но занятия должны быть регулярными. Безусловно, в школе будет предлагаться большое количество всевозможных упражнений по фонетическому, морфологическому и синтаксическому разбору. Потому дома нежелательно дублировать подобные занятия. Лучше всего прививать ребёнку любовь к литературе, предлагая ему различные жанры, и вести образовательный процесс в игровой форме. Главное, чтобы обучение проходило непринуждённо.

Значение литературы

Повышение уровня грамотности - одна из важных частей образовательного процесса. Безусловно, немаловажную роль играет заучивание правил и норм родного языка с последующим закреплением материала на практике. Однако этого может оказаться недостаточно. Тем, кто стремится улучшить свои навыки восприятия и изложения мыслей, следует обратить особое внимание на чтение различной литературы. Лучше всего отдавать преимущество тем авторам, которые в совершенстве владеют словом и красочно описывают происходящее. Чтение хороших книг помогает развить красноречие, способность проникать в суть вещей.

Интуитивная грамотность

Это понятие подразумевает способность человека грамотно излагать мысли в соответствии с нормами родного языка притом что он не знает правил. Такого рода способность обычно развивается у людей, которые много читали. В памяти откладываются правописание, система пунктуации и стилистические особенности языка. Кроме того, у читающих людей развивается хорошее логическое мышление, красноречие и способность к философским рассуждениям.

Роль грамотности в жизни общества

Безусловно, человек, который умеет правильно излагать собственные мысли, не страдает косноязычием, выражается согласно стилистическим нормам родного языка и пишет без ошибок, имеет гораздо больше шансов получить престижное образование, а затем и найти хорошую работу. Общекультурная осведомлённость не менее важна, нежели профессиональное образование.

Значение грамотности сложно переоценить. Это один из важнейших критериев, который отличает примитивное и необразованное общество от прогрессивного. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, высокий уровень владения устной и письменной речью играет ключевую роль в базовом образовании, победе над бедностью и устойчивом развитии социума.

Зачастую мы можем видеть людей, которые просто бравируют нарочитой безграмотностью, так что уж говорить о тех, кто безграмотными словечками просто прикрывает безграмотность реальную. Итак, зачем же нам писать грамотно?

Для того чтобы понять данную тему, нам нужно сначала определить, что же такое грамотность. Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.

В наш век высоких технологий мы можем не владеть основными правилами русского языка - специальная программа Word вычитывает опечатки сама. Общаться в Интернете можно абсолютно свободно, для этого не нужно иметь специального филологического образования - все пользователи смотрят на ошибки других весьма благосклонно. А даже если на нашем пути и встречаются филологи, то они редко исправляют эти ошибки. Из всего этого можно сделать вывод, что современная молодежь обесценивает русский язык, делая даже в простых словах, предложениях неимоверное количество ошибок. Однако, это не так: в основном своем большинстве молодежь стремится к грамотности если не идеальной, то относительной - знание основ орфографии и пунктуации.

Что же заставляет людей становиться грамотнее, изучать наш родной язык?

Во-первых, безусловно, влияет введенный, обязательный для всех, Единый Государственный Экзамен по русскому языку. Не многим молодым людям хочется получить малое количество баллов по экзамену, желание большинства школьников девятых и одиннадцатых классов - получить наивысший балл, например, чтобы продолжить обучение в школе, либо чтобы поступить на бюджетное место в институте. Таким образом, Единый Государственный Экзамен является стимулом к изучению русского языка для всех граждан в возрасте от 6-7 до 17-18 лет - т.е., основная категория населения Российской Федерации.

Во-вторых, идеальное владение русским языком считается также и показателем престижа, высокого социального положения. В наше время считается, что известные люди близки к идеалу, их положение обязывает их к грамотности. Людям хочется подражать этому человеку, в наших глазах этот человек возносится до небес. Но как только мы видим ошибку в каких-либо текстах, написанных эти человеком, ошибки в произношении слов, мы сразу же меняем о нем свое мнение совсем не в лучшую сторону.

В-третьих, грамотность выступает как показатель ума человека. Видя, что человек правильно пишет и говорит, то мы подсознательно делаем вывод, что он начитан, а, следовательно, умен. Видя же как-либо ошибки, мы нередко определяем человека, как недалекого, несмотря на наличие у него каких-нибудь других важных заслуг. В нашем подсознании живет стереотип, что талантливый человек талантлив во всем.

В-четвертых, многие профессии связаны со знанием языка, ведь приходится что-то писать, печатать, объяснять, проводить собрания, конференции, где хотя бы элементарные знания языка просто необходимы. Ведь людям приятнее общаться с человеком, который в совершенстве знает свой родной язык.

В-пятых, мы можем назвать грамотность своего рода творчеством. Владея русским языком, зная его нюансы, можно создавать бесценные творения. Как правило, грамотный человек увлечен своими знаниями, ему хочется творить, делиться с миром своим творчеством.

В-шестых, грамотность хорошо сказывается на нашей памяти. Например, запоминание словарных слов улучшает память.

В-седьмых, если ни у кого из нашего поколения не будет грамотности, то кто же будет поступать на филологические факультеты? Кто будет учителем русского языка? Кто будет учить наших детей, внуков? Если этого не будет, то не будет и грамотности как таковой.

Обобщая все вышеперечисленное, нужно быть грамотным человеком для того, чтобы: быть умным, развитым человеком с которым приятно общаться; чтобы иметь успех на работе; чтобы другие поколения не были безграмотными; проявлять свои таланты, делиться своими мыслями с другими людьми.

В наше время практически ко всему можно применить понятие «эрзац»: есть эрзац-любовь, эрзац-шерсть, эрзац-кожа и т.д. Но возможно ли существование эрзац-грамотности? Конечно же, нет. Свою грамотность невозможно подделать, грамотность - одна из немногих вещей, которая не зависит от времени, взглядов на нее, моды, в конце концов. Грамотность - это качество, нужное каждому человеку. Как сказал великий писатель Оскар Уайльд: «Три письма, которые вы мне написали после нашего разрыва, так хороши и в них так много орфографических ошибок, что я до сих пор не могу удержаться от слез, когда перечитываю их». Так вот, чтобы добиться уважения у людей, стать по-настоящему умным, талантливым человеком, который ценит свои корни, свою Родину, нужно быть грамотным человеком, способным помочь своему государству.

Главное: нужно помнить, что русский язык - это основной инструмент, который требует бережного к нему обращения.