Поэт и гражданин некрасов анализ кратко. "Поэт и гражданин": анализ стихотворения Некрасова Н.А. Композиция произведения и стилистические особенности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

Период застоя

Введение

Послевоенный период истории СССР принято делить на четыре этапа, которые частично перекрываются во времени и имеют условные названия:

Послевоенный восстановительный период и завершение сталинизма (1945-1953 гг.);

- «Хрущевская оттепель» (1953-1964 гг.);

- «период застоя» (1965-1985 гг.);

- «перестройка» (1985-1991 гг.).

Эти периоды отражают четыре крупные социально-философские доктрины, тесно связанные с мировыми процессами и с переменами в общественной мысли. Каждый этап вполне объективно отражает определенный период развития общества. В этом реферате я постараюсь дать характеристику самого продолжительного послевоенного этапа, за которым закрепилось название «периода застоя».

Выбор темы обусловлен, прежде всего, интересным и неоднозначным отношением к брежневскому периоду в обществе. Несмотря на незначительную историческую удаленность этого времени, о нем приходится слышать самые противоположные мнения. Так, по данным социологов, граждане России в наибольшей степени склонны считать «золотым веком» именно брежневский период. В то же время, значительная часть и специалистов, и просто граждан видят в этой эпохе корни тех проблем и процессов, которые привели к «молниеносному» по историческим масштабам времени развалу СССР и нынешнему положению России, которое трудно оценивать иначе, как кризисное. Поэтому любая попытка анализа времен «застоя» представляет огромный интерес

1. Период застоя и его развитие

послевоенный застой реформа хрущев

Суть реформ Хрущева, с какой бы позиции мы их не рассматривали, заключалась в выходе из сталинского «мобилизационного социализма» с помощью слома сначала его идеологической базы, а затем и организационной. Со сменой руководства в 1964 г. были смягчены многие «перегибы» в политике времен Н.С. Хрущева (иногда даже говорят о «контрреформе»). Наступил длительный двадцатилетний период в целом умеренной политики государства, который впоследствии назовут «периодом застоя».

Это было продолжение «демобилизационной программы», с упором на рост благосостояния и сдвигом в сторону терпимости. В конце периода терпимость все больше переходила в попустительство (целые коллективы связывались круговой порукой хищений - мелких «внизу», покрупнее «вверху»).

В целом, не было выработано государственной доктрины либерализации хозяйства, которая соответствовала бы типу советского общества. В конце периода застоя генеральный секретарь КПСС Ю.В. Андропов признал: «Мы не знаем общества, в котором живем». В 1965 г. была начата реформа, делающая в экономике и социальной сфере упор на товарно-денежные отношения, так что критерием эффективности работы предприятия становилась прибыль. Это был принципиальный отказ от представления о советском хозяйстве, которое дал Сталин в «Экономических проблемах социализма в СССР». Довольно быстро выяснилось, что хозяйственная система отвечает на изменения не так, как ожидалось, и реформа была без шума свернута.

Народное хозяйство СССР развивалось быстро, и главные показатели жизнеобеспечения людей и страны улучшались. Именно в «период застоя» было проведено огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство, было построено метро в 11 городах, быт людей в городе в основном вышел на современный уровень, а на селе сильно улучшился. Была завершена полная электрификация села и газификация большей его части. В этот же период были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгую перспективу, за счет которых Россия во многом живет до сих пор. Были созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, решившая проблему белка в рационе питания, проведены крупномасштабное улучшение почв (ирригация и известкование) и обширные лесопосадки (1 млн. га в год). Хозяйство и госаппарат были насыщены квалифицированными кадрами, стабильной стала демографическая обстановка с постоянным приростом населения около 1,5% в год. СССР стал единственной в мире самодостаточной страной, надолго обеспеченной всеми основными ресурсами.

В 1982 г. была разработана и принята государственная Продовольственная программа, ставящая задачу надежно обеспечить полноценное питание всем гражданам страны. По основным реальным показателям первые несколько лет эта программа выполнялась.

2. «Брежневская конституция» 1977 г.

Отдельно следует сказать о другом важном событии брежневской эпохи - принятии новой конституции. 25 апреля 1962 г. Верховный Совет СССР принимает постановление о выработке проекта новой конституции и формирует комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями.

В новой конституции СССР было зафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет.

По сравнению с конституцией 1936 г., в конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище. 24 июня 1981 г. Верховный Совет принял «Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик». Новая конституция СССР записала, что правосудие в СССР осуществляется только судом.

Итак, новая конституция закрепила СССР как союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, позднее использованное ими в 1989-91 гг. Таким образом, и в конце 70-х годов государство продолжало линию на «строительство наций» и их огосударствление.

Вместе с тем, с 1966 г. до 1989 г. в официальном языке имелось понятие «советский народ». Суть его была в том, что на стадии «развитого социализма» возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным «советским народом». На самом деле, ни в каких официальных документах советского государства таких программных положений нет. Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г.) показали небольшое, но постоянное снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться - тофаларов, орочей, юкагиров и др.).

С иных позиций критиковали понятие «советский народ» те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое (это напоминает утверждение одного из государственных секретарей США Бжезинского о том, что СССР - чисто географическое понятие). Мне кажется, подобные утверждения преследовали чисто идеологические цели. Советский народ сложился как продукт длительного развития единого государства (до СССР - Российской империи). Граждане этого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество, и проявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская.

Тем более принципиально было, что, признав свершившимся становление советской нации, последняя Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо указывалось, что «в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства».

Видимо, возможность перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально существовала лишь в 1945-53 гг., но необходимость этого шага на фоне победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась «коренизация» нового типа - вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь статусных наций». Это в полной мере выявилось в ходе перестройки с ее давно назревавшими этническими конфликтами.

4. Застой как застой или предпосылки перестройки

Судя по динамике множества показателей, СССР в 1965-1985 гг. находился в состоянии благополучия, несмотря на многие неурядицы, которые в принципе могли быть устранены. В то же время назревали факторы нестабильности и общего ощущения неблагополучия, которые накладывались на неизбежный общий адаптационный стресс, связанный со свершившейся в СССР массовой урбанизацией - переходом к городскому образу жизни. Видимыми симптомами стало широкое распространение алкоголизма, вновь появившееся после 20-х годов бродяжничество. В 1983 г. были выявлены 390 тыс. взрослых людей, «не занятых общественно полезным трудом». Расширилась мелкая коррупция и произвол чиновников: В 1984 г. в ЦК КПСС поступило 74 тыс. анонимных писем с жалобами.

И внутри страны, и в мире возникло предчувствие, что СССР проигрывает холодную войну. Важным признаком стал переход на антисоветские позиции сначала западной левой интеллигенции («еврокоммунизм»), а потом и все более заметной части отечественной интеллигенции («диссиденты»). Официальная идеология становилась все более напыщенной (концепция «развитого социализма») и все более чуждой настроениям людей. В сфере государственного строительства стали слабеть и размываться обе необходимые опоры власти - сила и согласие.

Взяв на себя, в отличие от западного общества, бремя организации почти всего хозяйства, советское государство обязано было иметь аппарат, способный хорошо или, по меньшей мере, приемлемо координировать усилия всех подсистем экономики и распределение ресурсов. Для этой цели служили план в производстве и рынок в потреблении. В 70-е годы, однако, масштабы, разнообразие и динамичность хозяйства превысили критические возможности планирования старого типа.

Производство стало недостаточно быстро отвечать на изменения как технологии, так и общественных потребностей. Мыслящие в категориях политэкономии кадры все больше сдвигались к идее использовать в советском хозяйстве стихийный регулятор - рынок. Поскольку категории политэкономии составляют неразрывную систему, речь шла уже не о рынке товаров, а о целостной рыночной экономике (рынок денег, товаров и труда). Таким образом, интеллектуальная часть номенклатуры стала воспринимать все устройство государства (Госплан, Госкомцен, Госбанк, министерства и предприятия), а также советское право (отношения собственности и трудовое право) как неправильные. Марксизм дал этому ощущению язык («несоответствие производительных сил и производственных отношений»).

Сама система государства стала терять целостность и неявно «распадаться» на множество подсистем, следующих не общим, а своим собственным критериям развития и «правильности». Наглядным выражением этого стала ведомственность. Этот известный дефект системы отраслевых министерств проявился в СССР уже с 20-х годов, но с особой силой - в период застоя. Со временем ведомство имеет тенденцию превратиться в замкнутый организм, так что возникает конфликт интересов: ведомства с государством в целом и ведомства с другими ведомствами.

Ведомственность подрывала одну из главных основ советского строя, придававшую силу его экономике - общенародный характер собственности и хозяйства. Складываясь в замкнутую административно-хозяйственную систему и обретая «чувство хозяина», ведомство неявно проводило денационализацию части хозяйства, вставая на путь, ведущий к приватизации. Это порождало и процесс разделения народа пока не на классы, а на группы и корпорации (что позже, в 1990 г., проявилось, например, в забастовках шахтеров).

В период сталинизма важную роль в нейтрализации ведомственности играла партия, которая следовала «общим» критериям и держала хозяйственных руководителей в жестких рамках. Использовалась также частая ротация кадров (в 30-е годы даже с жестокими репрессиями) - зародыши неконтролируемой самоорганизации разрушались. В 70-80-е годы партийная номенклатура стала сращиваться с ведомственной, ротация кадров замедлилась, центральная власть все больше утрачивала контроль над государственным аппаратом. Поскольку это были годы больших технологических сдвигов - в мире происходила научно-техническая революция, ведомственность стала существенным тормозом научно-технического прогресса.

В 70-е годы произошло соединение ведомственности с местничеством - сплочением руководителей госаппарата и хозяйства региона в конфликте интересов с центром и другими регионами. В тех регионах, которые были национально-государственными образованиями (союзных и автономных республиках, областях и округах), местничество принимало национальную окраску. Образование региональных элит, включающих в себя и работников аппарата ведомств, и работников местных органов власти, породило новый тип политических субъектов - номенклатурные кланы.

До «оттепели» Хрущева государство вело с местничеством постоянную и тщательную борьбу, доходя в сталинский период до жестоких репрессий. Семилетний период территориального управления хозяйством через совнархозы при Хрущеве создал сильные структуры с узаконенной идеологией местничества, и в последующий период они не были нейтрализованы. Да и номенклатура центральных органов включилась в процесс образования кланов. Началось неявное пока разделение страны. Государство становилось все менее «советским».

Это было не следствием ошибок или злой воли, а результатом вполне объективных процессов развития общества. Для объяснения же обществу причин уже ощущаемого неблагополучия идеологическая партийно-государственная машина внедряла в массовое сознание ряд мифов (как непосредственно, так и через «теневую» систему - самиздат, анекдоты, кухонные дискуссии). Нельзя сказать, что в СССР того периода было что-то похожее на массовое недовольство советским строем, отрицание самой его сути (даже в полуголодном 1990 г. большинство населения проголосовало на всесоюзном референдуме за сохранение единого государства). Но людей начал грызть червь сомнения, а проблемы, вызвавшие это сомнение, с годами только усугублялись.

5. …и лично Леонид Ильич

Существуют разные точки зрения на роль личности в истории, но редко кто станет спорить с тем, что личность руководителя государства всегда накладывает отпечаток на общий дух и стиль того, что происходит в стране, особенно если это страна, настолько централизованная как СССР. Поэтому в реферате об эпохе застоя трудно обойтись без раздела, посвященного «лично Леониду Ильичу» (выражение это сложилось к концу семидесятых, когда в завершении любого сколько-нибудь значительного публичного выступления было принято благодарить «партию, советское правительство и лично генерального секретаря…»)

Брежнев Леонид Ильич родился в 1906 году на Украине в семье рабочего. С 1921 работал на Курском маслобойном заводе. Окончил Курский землеустроительный техникум (1927) и Днепродзержинский металлургический институт (1935). Государственная работа Брежнева началась в 1929 г. с должности заместителя председателя Бисерского райисполкома Свердловской обл. - в то время он был еще беспартийным, так как в партию вступил в 1931. В 1935-36 служил в армии. С 1938 заведующий отделом Днепропетровского обкома компартии Украины, с 1939 - секретарь обкома.

В годы войны 1941-45 Брежнев был заместителем начальника политуправления Южного фронта, с 1943 - начальником политотдела 18-й армии. С 1945 - начальник политуправления 4-го Украинского фронта. Закончил войну в звании генерал-майора (1943).

В 1946-50 первый секретарь Запорожского, затем Днепропетровского обкомов. С 1950 первый секретарь Молдавии. На 19 съезде партии (1952) по рекомендации Сталина Брежнев был избран секретарем ЦК и кандидатом в члены президиума ЦК партии. В 1953-54 заместитель начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-морского флота.

В 1954 по предложению Н.С. Хрущева Брежнев переводится в Казахстан, где сначала работает вторым, а с 1955 - первым секретарем компартии республики. С 1957 член президиума и секретарь ЦК КПСС. Как лицо, пользующееся полным доверием Хрущева, в 1960 он назначается председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Приход Брежнева в большую власть начался в 1964 г., когда он фактически возглавляет заговор против Хрущева, после смещения которого занимает пост первого секретаря ЦК КПСС. Брежнев был наделен инстинктом власти: в ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии он своевременно устранял своих явных и потенциальных противников (например А.Н. Шелепина, Н.В. Подгорного), расставляя на ключевые посты лично преданных ему людей (Ю.В. Андропова, Н.А. Тихонова, Н.А. Щелокова, К.У. Черненко, С.К. Цвигуна). К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил в Брежнева, рассматривая его как своего ставленника и защитника системы. Всесильная партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающий ей власть, стабильность и широкие привилегии.

По мнению большинства историков, Брежнев не обладал ни политической волей, ни видением перспектив развития страны. В экономике проявлялись тенденции стагнации, которые в 1970-х гг. компенсировались благоприятной для СССР внешнеэкономической конъюнктурой. Львиную долю ресурсов поглощал военно-промышленный комплекс (ВПК) - область особой заботы Брежнева. При нем ВПК достиг своего апогея, что приносило ущерб развитию экономики в целом и усугубляло кризис.

Политическая жизнь характеризовалась ростом бюрократического аппарата, усилением его произвола. В партийных и советских кругах (в том числе, в ближайшем окружении Брежнева) процветали злоупотребление служебным положением, казнокрадство, коррупция.

Вместе с тем, с личного одобрения Брежнева, органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием. Брежнев одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР.

В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х гг. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки, однако, был фактически перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979), которое теперь многие считают одной из фатальных ошибок «кремлевских старцев», приведших, в конечном итоге, к распаду страны - прежде всего, духовному и идеологическому.

В отношениях с социалистическими странами Брежнев стал инициатором доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968 Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора. В 1980 готовилась военная интервенция в Польшу.

Будучи крайне тщеславным человеком, Брежнев испытывал неуемную страсть к наградам, титулам и званиям. «Наградомания» распространялась на широкие круги общества, лишая государственные звания и награды всякой ценности и делая их темой анекдотов. Брежнев стал четырежды Героем Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981) и Маршалом Советского Союза (1976). Группе известных советских журналистов было поручено написать воспоминания Брежнева («Малая земля», «Возрождение», «Целина»), призванные укрепить его политический авторитет. Включив мемуары генерального секретаря во все школьные и вузовские программы и сделав их обязательными для «положительного» обсуждения во всех трудовых коллективах, партийные идеологи добились прямо противоположного результата.

С середины 1970-х гг. здоровье Брежнева резко ухудшилось, а к началу 1980-х гг. он был уже по существу недееспособен как политик. Его физическую немощность и фактическую неспособность руководить страной использовали в борьбе за власть и контроль над собственностью уже сложившиеся к тому времени ведомственные и национально-территориальные управленческие кланы.

Заключение и выводы

«Период застоя» неоднозначен, как и любой исторический период. Было бы неправильно оценивать его односторонне, видя только «хорошее» или только «плохое», тем более, что эти понятия так часто оказываются растяжимыми.

К середине 80-х годов состояние советского общества можно оценить как «системный кризис» - таков был общий итог брежневского периода. Причем, кризис этот связан не столько с экономическими, сколько с идеологическими и политическими проблемами, которые встали перед обществом и государством.

Эти проблемы, в основном, выразились в следующем:

В деформации системы планирования производства. Планы министерств и ведомств не учитывали реальных народно-хозяйственных задач, региональных особенностей, зачастую преследовали лишь ведомственные интересы, что вело к нестабильности в народном хозяйстве.

В просчётах в экономической политике. Так, машиностроению, которое определяет темпы роста экономики страны и научно-технического прогресса, не было придано приоритетного значения. Положение усугубилось с началом на Западе в 70-е годы новой технологической революции, связанной с массовым применением компьютеров.

Отсутствовало самоуправление на производстве, что сдерживало активность трудящихся. Происходило «ползучее» снижение эффективности труда, падение фонда отдачи, ухудшение качественных показателей в промышленности в целом.

Не была осуществлена демократизация общественной жизни. Вместо этого сложилась «попустительская» система, когда государство делало вид, что управляет, а граждане - что они подчиняются правилам государства. Нарастало взаимное отчуждение общества и государства.

К понятию «застой» нельзя подходить однозначно. И в годы застоя экономика развивалась: строились заводы (КамАЗ, тракторный завод в Елабуге, полностью модернизирован завод «Жигули»), построена БАМ (которую, правда, уже тогда называли «дорогой в никуда»), развивалась химическая, электронная промышленность, атомная энергетика, космонавтика, наметился прогресс в сельском хозяйстве. Сделаны значительные долгосрочные инвестиции в экономику страны. Были достигнуты огромные успехи в области науки (в 70-х - 80-х годах СССР занимал 1-е место в мире по количеству научных открытий). Вырос реальный уровень благосостояния граждан.

В области политики существующая на бумаге «власть советов» постепенно заменялась властью парткомов, райкомов, горкомов, национальных и ведомственных кланов и т.д., шёл отбор нужных депутатов, заседания превратились в формальность. Шёл процесс злоупотребления властью. В партию вступали только потому, что надо (в 60-х -70-х годах в ряды КПСС было принято около 10 млн. человек). Непомерно усилилась роль партийной бюрократии.

Противоречивость брежневского периода не могла не сказаться на противоречивости последующего за ним исторического периода «перестройки». Изменения 80-х-90-х гг. затронули все стороны социально-политического и экономического развития советского общества. Проходили они очень быстро, носили противоречивый характер, и имели серьёзные последствия для нашей страны.

Немецкий историк М. Хильдемайер в своей книге «История Советского Союза. 1917-1991. Возникновение и падение первого социалистического государства» рассматривает данную эпоху. По его мнению, развитой социализм охватывает хрущевскую и брежневскую эпохи, а также «перестройку». Исходя из перспективы краха СССР, придавшего советской истории новые контуры, автор показывает, что после смерти Сталина сталинизм не сохранился как террористическая диктатура, но соответствующий ей социально-экономический и политический порядки до начала «перестройки» остались прежними. В поисках замены террору, обеспечившему поддержку режима, Н.С. Хрущев лихорадочно двигался от одной реформы к другой, пытаясь пробудить интерес населения. Его преемники действовали более осторожно. Однако ни тот, ни другой (имеются в виду Л.И. Брежнев и Ю.В. Андропов) не смогли устранить хронические слабости низкой эффективности, от которой система страдала, начиная с 20-х гг. Ориентация на сохранение существующего строя приводила к «застою», а тенденция к стабильности кадров вела к выхолащиванию «коллективного руководства» и сосредоточению полномочий в одних руках. Но существуют и другие точки зрения: Ю.В. Андропов понимал, что необходимо коренное совершенствование экономики, и прежде всего управления производством. Различные хозяйственные уклады уже давали о себе знать срытыми формами в теневой экономике СССР, прежде всего в сфере обслуживания и легкой промышленности.

К середине 80-х гг. сложились предпосылки преобразования советского общества. Замедление темпов развития экономики СССР, нарастание научно-технического отставания от Запада, проблемы в социальной сфере, апатия в обществе, диссидентское движение, война в Афганистане и очередной приход к власти недееспособного лидера (К.У. Черненко) - все это говорит о том, что политическая система, общество нуждались в обновлении. Начатый в общественно-политической жизни процесс перемен оказался необратимым.

Литература

1. С. Кара-Мурза. «Истоpия госудаpства и пpава России.» М.: «Былина», 1998

2. «Прошлое и настоящее России» М., ВЦИОМ, 1998 г.

3. Орлова Л.С. и др. «История России» М., МГУ, 1998

4. «Мир русской истории» Энциклопедический справочник. СПб, Российская таможенная академия, 1997

5. «Вся Россия». Биографический справочник. СПб, 1998

6. История Отечества: люди, идеи, решения. Т.1-2, М., 1991-92

7. Справочник необходимых познаний. Пермь, 1995

8. «ИСТОРИЯ РОССИИ» учебное пособие под общей редацией О.И. Охонько

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика и сущность периода послевоенного восстановления народного хозяйства, реформ и преобразований, переход от тоталитарного государства к демократическому обществу. Развитие науки, культуры и творчества в годы войны, период "оттепели", "застоя".

    реферат , добавлен 25.10.2011

    Положение Украины в период Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Движение Сопротивления: партизаны и подполье. ОУН-УПА в 1941-1945 гг. Освобождение Украины и итог войны. Восстановление народного хозяйства после войны. Оттепель и период застоя.

    реферат , добавлен 16.03.2011

    Анализ решений XXIV, XXV, XXVI съездов КПСС, определяющих курс и приоритеты внешней политики СССР в период "застоя". Характеристика внешнеполитической обстановки, взаимоотношений с другими странами и стратегических направлений международной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Сущность и содержание "Хрущевской оттепели" - неофициального обозначения периода в истории СССР после смерти И.В. Сталина. Ограниченная реабилитация жертв сталинизма. Особенность экономических и политических реформ Хрущева. Влияние "оттепели" на СССР.

    реферат , добавлен 26.10.2015

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Н.С. Хрущева. Экономика и внешняя политика СССР в послевоенный период. Политические и экономические реформы в годы правления Н.С. Хрущева. Отношения с капиталистическими и социалистическими странами.

    реферат , добавлен 04.07.2014

    Перемены в структуре аппарата ЦК и обновление их руководства в период с 1945 г. до смерти Сталина. Работа обновлённого ЦК и одновременная борьба за власть. Смерть Сталина и возвышение Хрущева открыла новый период в истории страны-"хрущевская оттепель".

    реферат , добавлен 18.12.2007

    Оценка культуры и искусства послевоенного времени, через которые была передана боль людей и их патриотический дух победы. Развитие отечественной науки в послевоенный период: достижение передовых рубежей. Интенсивное развитие документальной литературы.

    контрольная работа , добавлен 24.03.2015

    Конец эпохи сталинизма. Начало хрущевского десятилетия. XX съезд КПСС и доклад Н.С. Хрущева. Политика СССР в годы "оттепели". Внешнеполитическая деятельность Н.С. Хрущева. Внутренняя политика: реформы в экономике. Значение хрущевского правления.

    реферат , добавлен 05.01.2009

    Время Хрущева. Амнистия заключённых в ГУЛАГе. Образ нового вождя и популярность Хрущева. XX съезд КПСС. Внешняя политика Хрущева. Противостояние США и СССР. Оттепель и ее откат. Карибский кризис. Заговор. Значение деятельности Хрущева для истории СССР.

    реферат , добавлен 17.09.2008

    Оценка уровня жизни народа в послевоенный период. Коренные изменения в международной обстановке после второй мировой войны. Выполнение четвертого пятилетнего плана. Историческое значение XX съезда КПСС, развитие колхозного строя и реорганизация МТС.

Однозначной трактовки данный термин не имеет, так как в этот период в СССР происходили как негативные, так и положительные явления. По мнению историков, в период застоя Советский Союз достиг наивысшей точки своего развития. Именно в этот период строились новые и активно развивались существующие города, шло освоение космоса, промышленность была одной из самых мощных в мире, было достигнуто много успехов в культурной и социальной сфере, . Существенно возросло благосостояние советских граждан, которые с уверенностью смотрели в завтрашний день.

В социальной сфере все было относительно благополучно, благосостояние граждан росло. Несмотря на негативные явления в экономике и дефицит товаров народного потребления, многие люди могли купить хороший автомобиль, качественные и достаточно дорогие вещи и улучшить свои условия. Рост количества людей бедных благодаря небольшим ценам на продовольствие был заметен не сильно. В целом жизнь среднестатистического советского гражданина была достаточно обеспеченной и стабильной.

Застой экономики и его последствия

Несмотря на такую стабильность, экономика СССР в период застоя практически прекратила свое развитие. Мировой нефтяной бум 1970-х годов позволил руководству Советского Союза получать прибыль просто от продажи нефти без развития экономической сферы. Сама по себе экономика развиваться не могла, требовались реформы, которыми в силу наступившей стабильности никто не занимался. Поэтому период застоя многие исследователи называют – «затишьем перед бурей».

Остановка экономического развития плохо отразилась на всех отраслях промышленности и производства, кроме военного сектора. Сильнее всего отсутствие реформ ударило по хозяйству. Проводимая аграрная реформа известная своими студенческими «поездками » привела росту безработицы среди крестьян и увеличению процента испорченного при сборе урожая. Народ стал уезжать из убыточных совхозов и колхозов в города, в стране постепенно нарастал дефицит продовольствия. Застой в экономике особенно сильно повлиял на традиционно живущие сельским хозяйством и добывающей промышленностью регионы, такие как Казахстан, Украина и др.

За весь двадцатилетний период застоя не происходило никаких изменений и в административно-управленческом аппарате. После слишком частых хрущевских перестановок и реформ Брежнев решил не заниматься реорганизацией политической структуры СССР, сделав все партийные должности практически пожизненными. Все сферы жизни контролировались партией, существенно возросла внутри и внешнеполитическая роль КГБ, произошла полная консервация политического режима.

С падением цен на нефть обнажились все застойные явления, происходившие в экономике СССР. За период стабильности экономика страны превратилась в отстающую не способную поддерживать государство своими силами сферу, что привело к началу тяжелой эпохи перестройки.

Приход к власти Л. Брежнева. Косыгинские реформы

В результате смены партийного и государственного руководства в 1964 г. во главе Советского государства оказался Л. Брежнев. Он был представителем постсталинской генерации советских руководителей, которые стали выходить на ведущие роли уже после ХХ съезда партии. Будучи уроженцем Днепропетровщины, Л. Брежнев в 1939 г. стал секретарём Днепропетровского обкома КП(б)У. В период ВОВ занимал должности начальника политотдела 8‑й армии и политуправления 4-го Украинского фронта. После войны возглавлял Запорожский и Днепропетровский обкомы партии, а с 1950 г. стал первым секретарём ЦК Компартии Молдавии. С 1957 г. - член, а с 1960 г. - Глава Президиума Верховного Совета СССР.

Большая часть времени пребывания Л. Брежнева на посту главы государства (1964–1982) отличалась замедлением темпов экономического развития страны, стагнацией во многих сферах общественной жизни, ростом коррупции и теневой экономики. Всё это стало свидетельством глубокого кризиса советской модели развития. Исключение - первые пять лет его пребывания у власти.

VIII пятилетка 1965–1970 гг., которую ещё называют «золотой», прошла под знаком реформационной деятельности тогдашнего председателя Совета министров А. Косыгина. Косыгинские реформы - реформы системы планирования и управления экономикой. Они оказались наиболее масштабной за все послевоенные годы попыткой преобразований в экономике соответственно с духом времени, которая одновременно проводилась в нескольких отраслях: сельском хозяйстве, промышленности, строительстве. Реформы характеризовались использованием экономических методов управления. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий, возрастала роль материального стимулирования трудящихся. Их осуществление должно было способствовать преодолению диспропорциональности в развитии разных отраслей экономики, уменьшить их затратность.

Благодаря реализации косыгинских реформ произошло сокращение плановых показателей; на предприятиях создавались фонды материального стимулирования; независимо от прибыли вводилась твёрдая оплата за использование предприятием производственных фондов; промышленное строительство стало финансироваться за счёт кредитов, а не дотаций; запрещалось менять планы без согласования с руководством предприятий; были расформированы совнархозы и восстановлена отраслевая система управления; повысились закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; произошло перераспределение части национального дохода в пользу аграрного сектора.

Первые результаты реформ обнадёживали: в течение «золотой пятилетки» ежегодный рост производительности труда в среднем на 6,5% превышал показатели 1-й половины 1960-х гг., в 1,5 раза увеличились фонды оплаты труда; за 1966–1970 гг. государственные закупки зерна выросли почти на треть, по сравнению с годами предыдущей пятилетки. В результате этих мер оживилось сельскохозяйственное производство, улучшилось обеспечение городов продовольственными товарами, практически все показатели пятилетки были выполнены в полном объёме.

Экономическая стагнация. Прогрессивные методы хозяйствования, использовавшиеся в годы косыгинских реформ, дали положительную динамику. Однако с начала 1970‑х гг. темпы реформ в хозяйственной сфере стали падать. Основная причина состояла в том, что реформирование не было направлено на системное изменение старого хозяйственного механизма управления экономикой. Оно только несколько видоизменяло распределение функций между центральными и низовыми звеньями при неизменности сути командно-административной системы. Руководство страны попыталось выйти из создавшейся ситуации путём увеличения количества отраслевых министерств и ведомств, что только усугубляло кризисные явления.

Ещё в реформе 1965 г. произошло совмещение двух опасных для страны тенденций: курса на максимизацию прибыли и принципа затратного хозяйствования. В результате советская экономика оказалась в состоянии затяжного кризиса. Продолжались межотраслевые соревнования, предприятиями выполнялись и перевыполнялись плановые показатели, а в отчёты всё чаще попадала непроизведённая стоимость, за которую работники регулярно получали зарплаты и премии. Произошёл запуск инфляционных механизмов. Объём денежной массы перестал соответствовать своему товарному обеспечению. Обесценивание рубля усугублялось несовершенной ценовой политикой: рост стоимости предметов роскоши и высококачественных товаров негативно сказывался на его состоянии, делая всё менее весомым. Это привело к тому, что со временем советские деньги уже не воспринимались как реальная мера стоимости. Его значение сводилось к использованию в качестве средства платежа-обращения и накопления, которое стало их первостепенной функцией: с 1970 до 1985 г. объём денежных вложений населения в сберкассы возрос в 6,5 раз, всё больше накапливалось неотоваренных денег и на счетах предприятий.

Затратная энергоёмкая экономика затрудняла переход от индустриального к постиндустриальному обществу, в котором ставка делалась на компьютеризацию и развитие информационных технологий. К концу 1970‑х гг. отставание в этих компонентах от ведущих стран Запада стало очень ощутимым. Денежные доходы граждан росли быстрее, чем производство товаров широкого потребления, рос дефицит, снижались темпы жилищного строительства, ухудшалась экологическая обстановка (отравление отходами бумажных комбинатов озера Байкал, гибель Аральского моря). Возобновление масштабного строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) породило массу социальных проблем, продолжала отставать в темпах развития нечернозёмная зона РСФСР. Серьёзные проблемы экономика испытывала из-за продолжавшейся гонки вооружений. Разрастание военно-промышленного комплекса подрывало положение других отраслей промышленности, приводя к их стагнации. В 1981–1985 гг. наблюдалось падение среднегодовых темпов увеличения национального дохода до 3,5%, тогда как в годы 8-й пятилетки этот показатель составлял 7,7%. Такая же тенденция наблюдалась и относительно темпов роста производительности труда - 3% против 6,8%.

Отсутствие материальных стимулов и личной заинтересованности колхозников в результатах своего труда обусловило кризис аграрного сектора. Многомиллиардные государственные инвестиции (за 1966–1980 гг. сельское хозяйство получило почти 400 млрд рублей) не могли изменить ситуации и уже вначале 1980-х гг. большинство колхозов и совхозов было признано нерентабельными. С 1964 по 1988 гг. на 22 млн га сократилась освоенная пашня, при этом потери сельхозпродукции при сборе урожая колебались от 20 до 40%. Недостаточное развитие социальной инфраструктуры в сельской местности заставляло крестьян переселяться в города. Стагнация сельского хозяйства заставляла государство идти на экономические эксперименты. Так, в 1970-х гг. повсеместно создавались агропромышленные объединения, что, впрочем, себя не оправдало. В стране существовала продовольственная проблема, приходилось расширять импорт сельскохозяйственной продукции. Стала расти социальная дифференциация, основанная не на трудовых показателях, а на степени доступа к дефицитным товарам и незаслуженным привилегиям.

Всё это государство пыталось нивелировать за счёт масштабной продажи нефтепродуктов и других энергоресурсов. Анализ статистических данных свидетельствует, что, если в 1965 г. СССР экспортировал 75,7 млн т. нефти и нефтепродуктов, то в 1985 г. - 193,5 млн т. Это стало возможным благодаря разработке новых месторождений в Западной Сибири. Около 40% экспортируемой нефти продавалось за свободно конвертируемую валюту. Так, если в 1965 г. советский бюджет от продажи нефти получил 670 млн долларов, то к 1985 г. этот показатель вырос в 19,2 раза, составив колоссальную сумму, равную почти 13 млрд долларов. Помимо «чёрного золота», важной статьей экспорта ресурсов был природный газ.

Получение «нефтедолларов» некоторое время позволяло поддерживать видимость благополучия и стабильности. Уровень жизни советских граждан медленно повышался до середины 1970-х гг., после чего сохранялся достаточно высоким ещё более пяти лет. Однако к концу периода «застоя» стала очевидной иллюзорность утверждений о превосходстве социалистической модели развития над капиталистической и нереальность построения коммунистического общества в СССР.

Несомненно, даже в эти годы у СССР были определённые успехи. Продолжалось освоение космоса (международный проект «Союз» - «Аполлон», серия орбитальных станций «Салют»), завершено строительство магистрального газопровода «Союз» (Оренбург - западные границы СССР), введена в эксплуатацию самая большая в мире термоядерная установка Токамак Т-10. На воду спущено не имеющее мировых аналогов научно-исследовательское судно «Юрий Гагарин».

Проявления «застоя» в общественно-политической жизни

В первые годы своего пребывания во главе партии Л. Брежнев пытался осуществлять коллективное руководство Президиумом ЦК КПСС (с 1966 г. - Политбюро). Однако особенность партийно-государственной системы СССР состояла в невозможности функционировать без яркого лидера - первого лица, которым после 1967 г. и стал Л. Брежнев. Он значительно укрепил свои позиции, поставив во главе КГБ Ю. Андропова, а министром обороны назначив А. Гречко. Это были преданные ему люди.

В начале 1970‑х гг. в политическом курсе партийного руководства окончательно утверждаются консервативные тенденции. Так, в идеологической сфере фактически сворачивается десталинизация: игнорировались факты политических репрессий, оправдывались насильственные методы коллективизации, искажались причины поражений Красной армии на начальном этапе ВОВ. Ключевая роль в этих процессах принадлежала главному партийному идеологу М. Суслову.

После тяжёлой болезни, перенесённой в 1974 г., Л. Брежнев всё меньше внимания уделял управлению страной, ситуация выходила из-под контроля, а негативные личностные качества советского лидера проступили ещё более выпукло. Страсть к лести и наградам (Л. Брежнев имел 220 советских и за рубежных орденов и медалей) увенчалась тем, что он был награждён четырьмя звёздами Героя Советского Союза и орденом «Победа», ему были присвоены звания Героя Социалистического труда и Маршала Советского Союза. Написанная от его имени трилогия мемуаров («Малая земля», «Возрождение», «Целина») стала объектом справедливой критики и насмешек. Авторитет лидера партии и государства существенно упал.

На этом этапе существования советского государства прослеживалось внедрение во все руководящие структуры представителей партии, часто не имевших необходимых профессиональных качеств. Партийные органы представляли властные институты, общественные организации и даже интересы отдельных республик. На практике это приводило к росту бюрократии и превращению партийной номенклатуры в особую касту, стоявшую выше обычных советских граждан, что нарушало саму суть социалистического строя. Эти изменения были отражены на законодательном уровне в Конституции СССР 1977 г., ст. 6 которой закрепляла за КПСС руководящую роль в жизни общества.

Период «застоя» также характеризовался нарастанием тенденций скептического отношения рядовых граждан к официальной идеологии и недоверия партийным лидерам, правовым нигилизмом значительной части населения. В свою очередь власть попыталась ответить усилением репрессивного воздействия на общество. Была не только свёрнута десталинизация, начатая Н. Хрущёвым, но и ужесточилась цензура, прокатилась новая волна арестов представителей творческой интеллигенции по обвинениям в «антисоветской агитации» (А. Синявский, Ю. Даниэль, А. Гинзбург и др.).

Диссидентское движение

Антидемократические действия власти привели к появлению новой формы оппозиционного движения - диссидентства. Диссиденты в СССР - граждане, открыто выражавшие своё несогласие с доминировавшей в обществе коммунистической идеологией и основами советского строя. С середины 1960-х по начало 1980-х гг. диссидентство было доминирующей формой независимой гражданской активности в общественно-политической жизни Советского Союза. Наиболее активными участниками диссидентского движения были представители творческой интеллигенции, духовенства, верующие. Многие из них были подвергнуты репрессиям.

В развитии диссидентского движения в СССР выделяют несколько этапов:

  • 1961–1968 гг. На этом этапе основным методом деятельности диссидентов было составление писем, обращённых к лидерам страны и подписанных известными деятелями науки, культуры. Формой распространения диссидентских идей стал «самиздат» - машинописные журналы, литературно-публицистические сборники. В молодёжной среде возникают первые неформальные объединения в противовес комсомолу. В декабре 1965 г. на Пушкинской площади Москвы состоялась первая правозащитная демонстрация, организаторами которой были А. Сахаров, А. Гинзбург, Л. Богораз.
  • 1968 - середина 1970‑х гг. Этот период характеризовался активными формами протеста. С апреля 1968 г. диссиденты стали издавать «Хронику текущих событий». Лидерами диссидентского движения были академик А. Сахаров, литераторы А. Солженицын и А. Гинзбург, поэтесса и переводчица Н. Горбаневская, публицист Л. Богораз. В августе 1968 г. восемь диссидентов провели на Красной площади акцию в знак протеста против введения советских войск в Чехословакию и силового подавления «пражской весны». Своеобразным манифестом диссидентского движения стала работа А. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968). А в 1969 г. была создана первая в Советском Союзе открытая общественная ассоциация - Инициативная группа защиты прав человека в СССР.

Многим творческим людям, критически настроенным к советской действительности, пришлось покинуть страну - А. Солженицыну, М. Ростроповичу, И. Бродскому, А. Тарковскому, Ю. Любимову и др. Зарубеж так же выехали многие известные спортсмены, учёные. С начала 1970-х гг. СССР массово покидают граждане еврейской национальности. Диссидентские организации также действовали в ряде республик (Украинской, Грузинской, Армянской, Литовской, Эстонской). Их участники, помимо отстаивания прав человека, требовали соблюдения национальных интересов своих народов.

  • Середина 1970‑х - середина 1980‑х - это время характеризовалось организационным оформлением диссидентского движения. После присоединения в 1975 г. СССР к Заключительному акту Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе диссиденты создали Московскую группу содействия выполнению Хельсинкских соглашений (1976). Её возглавил правозащитник Ю. Орлов. Члены группы подвергались постоянному давлению со стороны КГБ. В 1982 г. она прекратила своё существование.

Диссидентов ссылали (А. Сахаров), отправляли в лагеря (Ю. Синявский, Ю. Даниэль, А. Гинзбург) и психиатрические лечебницы («дело Григоренко», «дело Щаранского»), высылали за рубеж и лишали гражданства. Для борьбы с проявлениями инакомыслия в КГБ было создано специальное 5-е Управление, но идеи диссидентов с каждым годом приобретали всё большую популярность, приближая крах советской системы.

Каждый, кто изучал историю в школе или просто родился в 60-е гг. прошлого века, знает о том, что брежневскую эпоху некоторые историки именуют по-особому. Они считают, что это был «застой» - период, который характеризуется консервированием старого коммунистического режима. Однако часть историков высказывает несогласие с этим термином.

Рассмотрим полярные точки зрения на данный вопрос более подробно.

Временные рамки периода

Принято считать, что данный этап в начался с приходом к власти нового генерального секретаря. Звали его Брежнев Леонид Ильич. Появился он на данной должности неожиданно, по причине добровольно-принудительного ухода на пенсию «реформатора» Н.С. Хрущева в начале 60-х гг. прошлого века.

Длилось 18 лет. В целом это была попытка сохранить достижения СССР, которых страна добилась при Сталине.

Характеристика эпохи

В отличие от грозного Сталина, Леонид Ильич отличался мягкостью характера и отсутствием стремления к необыкновенным социальным преобразованиям. В период его правления прекратились чистки партийного аппарата, что позволило чиновникам работать на своих должностях, не боясь быть уволенными. Рядовые советские граждане гораздо меньше боялись власти, часто обсуждали проблемы в семейных разговорах у себя на кухнях, ждали перемен.

Подпольно стала развиваться рыночная торговля из-за нехватки продовольствия и что способствовало возникновению черных схем перепродажи товаров.

В целом застой - период в истории СССР особый. С одной стороны, отличалась стабильностью и спокойствием в социальном отношении. С другой стороны, советские люди, закрытые железным занавесом, все чаще задумывались о том, что капиталистический мир также имеет свои плюсы, и мечтали об отъезде за границу. Был создан особый миф о том, что западный человек в целом живет гораздо лучше и комфортнее, чем гражданин СССР.

Положительные особенности данного периода

Период застоя в СССР характеризовался множеством черт, которые были присущи исключительно этому времени:

1. Стабильное развитие сфер культуры, искусства, образования, науки, массовое строительство.

Именно в брежневскую эпоху множество людей смогли получить долгожданные отдельные квартиры. Велось активное строительство новых микрорайонов, одновременно с которыми сдавались в эксплуатацию детские сады, поликлиники, школы, дворцы детского творчества.

Развивалась система образования, открывались вузы. Каждый молодой человек, приехавший из глубинки и обладающий минимальным количеством денежных средств, мог поступить в престижный вуз, если имел на то способности и знания. Также медицинская помощь была доступная широким слоям населения.

И образование, и медицина были действительно бесплатны.

2. Социальные гарантии

Государство обеспечивало социальные гарантии своим гражданам. Так, каждый мог получить работу, чтобы обеспечить себя и свою семью. Строгая цензура СМИ позволяла контролировать поток информации, поэтому он в целом был положительным. Военная мощь СССР позволяла удерживать противников нашего государства в узде и не ждать нападения извне.

По большому счету брежневский застой стал наиболее спокойным периодом в истории СССР.

Отрицательные особенности данного периода

Среди отрицательных особенностей следует назвать такие:

  1. Жизнь в период застоя было осложнена тем, что рядовым гражданам не хватало товаров массового потребления - одежды и предметов быта, а также в дефиците были некоторые продукты питания. Происходило это в области продовольствия из-за того, что многие сельские жители уезжали в города, не желая работать в колхозах. Так как репрессивная система СССР значительно сократила свой нажим, то воспрепятствовать такому переселению власть не могла.
  2. Активно развивалась военная промышленность и военные технологии, однако не прогрессировали те сферы, которые привели к появлению на западе технических новинок: видеомагнитофонов, проигрывателей и прочих товаров. Это обстоятельство возбуждало повышенный интерес к продуктам капиталистического мира со стороны советских людей.
  3. Партийная верхушка, не обновляемая новыми людьми, состарилась. Фактически она стала представлять собой закрытый клан, куда не могли попасть обычные способные управленцы, все решали связи: они давали и высокий общественный статус, и получение особых благ и прав в советском обществе.
  4. Идеи социализма и коммунизма постепенно пришли в упадок, большинство граждан потеряли веру в эти идеалы и ждали обновления идеологической составляющей жизни.

Кто впервые назвал этот период "застойным"?

Впервые брежневский период "застоем" назвал молодой и перспективный генеральный секретарь М. Горбачев, выступая перед слушателями в 1986 году. Многие тогда были солидарны с мнением генсека. Страна ждала перемен, люди надеялись, что после эпохи «умирающих старцев» (Брежнева, Андропова и Черненко) наступит новая жизнь.

К сожалению, эти надежды не оправдались: страну ждал период перестройки (которую проницательный философ Зиновьев назвал «катосройкой»), распад СССР, социальные потрясения и тяжелая эпоха всеобщего развала в 90-е гг.

Брежневский застой - период начала разрушения СССР?

Сегодня историки очень по-разному оценивают данный этап развития нашей страны. Ученые либерального лагеря говорят о том, что СССР начал разрушаться именно в это время, а Горбачев только завершил процесс необратимого распада страны.

В целом эти историки сам бывший Советский Союз особо не жалуют, считая, что его разрушение лишь пошло на пользу всему человечеству.

Другие ученые придерживаются противоположной позиции. В частности, они полагают, что застой - период в развитии страны непростой, но все-таки позитивный. Фактически это была неудавшаяся попытка создать «социализм с человеческим лицом», без репрессивной системы Сталина.

Поэтому сегодня некоторые наши сограждане старшего поколения период застоя в СССР оценивают положительно. Они говорят о том, что в это время чувствовали поддержку со стороны государства, знали, что их не могут просто так уволить с работы, они могли рассчитывать на получение качественной и бесплатной медицинской помощи и хорошего и также бесплатного образования.