Умение вселять уверенность. Мудро выбирайте окружение. Желаемое и действительное

Без уверенности в себе трудно преуспеть, ведь бизнес сплошь состоит из ситуаций, в которых вам приходится покидать зону комфорта. И все они, от встреч и переговоров до продаж и руководства людьми, проходят тем лучше для вас, чем более вы уверены в себе.

Вот 7 приемов, которые позволят повысить уверенность в себе.

1. Никогда не забывайте о своих сильных сторонах и не будьте к себе слишком суровы.

Только для личного пользования составьте список присущих вам сильных качеств и того, что у вас получается действительно хорошо. Будьте честны с собой и обойдитесь без ложной скромности. Не обязательно искать в себе и записывать выдающиеся качества, достаточно таких: поддерживаю порядок на рабочем столе, довожу начатое до конца, хорошая память и так далее. Каждую неделю перечитывайте этот список и при возможности вносите туда новые пункты. Идеальных людей не бывает. Мы все совершаем ошибки. И не всегда они происходят исключительно по нашей вине.

2. Следите за своим здоровьем.

Если вы в хорошей форме, то можете многого добиться. Регулярные физические упражнения, выполнять которые вам приятно, развивают силу, упорство и повышают стрессоустойчивость. Придерживайтесь здорового питания и выделяйте достаточно времени на сон. Перерывы на отдых, время для релаксации и время для себя должны стать такой же неотъемлемой частью вашей повседневной рутины, как, например, чистка зубов. Наслаждайтесь тем, что вы хорошо выглядите, и старайтесь брать от жизни все. Окружающие будут относиться к вам с интересом и уважением.

3. Сохраняйте спокойствие и старайтесь смягчать стрессы.

Избегайте суеты и спешки. Развивайте стрессоустойчивость. Простые техники релаксации и управления стрессом успокоят тело и сознание, станут для вас спасательным кругом. Ежедневно находите время для релаксации - не меньше пяти минут. Каждый день применяйте практику осознанности хотя бы в течение минуты. Эти несколько минут принесут большую отдачу.

4. Помните о том, что у вас, как у любого человека, есть права ,

которые должны соблюдаться и на работе. Вот некоторые из них: у вас есть право на собственное мнение, на то, чтобы к вам относились с уважением и как к равному, чтобы вас не оскорбляли, чтобы вас слушали. У вас есть право на ошибку, на неудачу и на еще одну попытку.

5. Планируйте, расставляйте приоритеты и будьте организованны

Вы должны знать, где находитесь сейчас, куда хотите попасть и как планируете это сделать. Точно знайте, чего хотите. Тщательно все взвешивайте и планируйте. Решите, каким будет ваш первый шаг, и сделайте его. Будьте готовы корректировать свой план по мере необходимости. Какая бы задача перед вами ни стояла, подготовьтесь к ней. Если возможно, заранее отрепетируйте свои действия, например выступление с презентацией. Уделите этому должное внимание, и вы не только подготовитесь к предстоящему событию, но и повысите свою уверенность и самооценку.

6. Язык тела.

Двигайтесь и говорите уверенно, и вы не только будете так выглядеть, но и действительно почувствуете себя так. Поднимите голову, расслабьте плечи и корпус, установите визуальный контакт с собеседником. Демонстрируйте спокойствие и уверенность, когда открываете дверь и входите в комнату. Открытая поза, твердое рукопожатие, спокойный голос покажут собеседнику, что вы рады видеть его и общаться с ним. Ваша речь должна быть четкой, ритмичной, заражать энтузиазмом. Демонстрируйте свой искренний интерес, и вы можете показать себя как харизматичный оратор!

7. Визуализируйте.

Представьте себе, что жуете дольку лимона… Наверняка, ваш рот наполнился слюной. Так? Все дело в том, что человеческий мозг не слишком хорошо различает то, что происходит в воображении и в реальном мире. Именно поэтому один из самых простых и эффективных способов укрепления силы воли - это визуализация.

Все, что необходимо сделать, - это представить себе ситуацию, в которой вы хотите чувствовать себя увереннее. Постарайтесь, чтобы образ получился детальным, затем в течение нескольких минут шаг за шагом проработайте представленную в уме ситуацию, справляясь со всеми сложностями, которые, по вашему мнению, могут возникнуть. Задание, наверное, звучит странно, но его легко выполнить, и прием работает.

У вас все получится!

Еще больше о том, как развить уверенность в себе и поднять самооценку, в книге

«Хорошие мужчины - перевелись!» - жалуются женщины всех возрастов. Но мы забываем старинную поговорку, что мужчина - голова, а женщина - шея. В нашем мире мы сами создаем все условия для того, чтобы мужчина был успешным и целеустремленным. Но зачастую, пытаясь лишний раз упрекнуть или подтолкнуть свою половинку к действию, мы еще больше загоняем его в угол и убиваем в своих силах. Как помочь своему мужчине стать уверенным в себе - читайте на ХОЧУ!

1. Присмотритесь к его качествам.

Женщины создают для себя идеалы мужчин, а потом, видя не соответствие, поддают постоянной критике и унижению тех, кто рядом. Распознайте и развивайте в мужчине те качества, которые приведут вас и его к желаемому результату. Не ставьте для него невыполнимые задачи, начинайте с малого и предлагайте варианты, которые понравятся вам обоим.

2. Меняйтесь сами.

Проще всего говорить о том, что ваш муж не достиг ничего, если при этом вы сами целыми днями сидите дома, в халате и бигуди. Станьте той женщиной, ради которой ему захочется поменяться - ухаживайте за собой, будьте мудрой и начитанной, подавайте пример своими действиями и активностью в рабочем процессе.

3. Не берите на себя роль мужчины

В каждой семье должно быть четкое разделение обязанностей. Мужчина-подкаблучник - обладает минимальными качествами успешного мужчины. Будьте слабой и позвольте ему выполнять всю трудную работу, защищать вас и оберегать. При этом забудьте про командный тон, все просьбы должны быть ласковыми и с улыбкой. Таким образом, вы разбудите в нем все инстинкты самца и подтолкнете его к действиям.

4. Не сравнивайте и не критикуйте

Если вы недовольны своим мужчиной, это камень, прежде всего, в ваш огород - вы сами делали выбор, поэтому все претензии к вам. Для вас ваша половинка должна быть самой лучшей, и она будет такой, если вы этого захотите. Никогда не говорите, что кто-то сделал лучше, не сравнивайте его с бывшими, коллегами или мужьями подруг. От этого самооценка падает еще ниже, и совсем нет желания действовать. Мотивируйте его комплиментами, а не пинайте в спину. На ваши ласковые слова ему захочется ответить тем же, а постоянные утвердительные предложения «какой он молодец», внушат ему это еще больше и заставят поверить в себя.

5. Создавайте вокруг мужчины хорошую атмосферу.

Перед уходом на работу поднимите ему настроение - тем самым вы будете стимулировать мужчину лучше работать и приносить домой больше денег. Счастливый, сытый и ухоженный - он будет соответствовать свою внешнему виду и делать все возможное для вашего счастья.

6. Разговаривайте и советуйтесь

Мужчина сразу почувствует себя главнее, если вы будете просить у него совета и делится своими соображениями. Выслушайте его, согласитесь, пусть почувствует свою значимость, а уж сделайте все так, как посчитаете нужным.

7. Благодарите его и хвалите

Женщины - лучшая мотивация для мужчины. Каждое ваше спасибо или комплимент, делают его самооценку на пункт выше. Не бойтесь перехвалить и замечайте каждый его хороший поступок, тем самым вы дадите почувствовать его значимость в вашей семье и уважение с вашей стороны.

Не секрет, что люди с адекватной самооценкой более успешны в жизни. Именно в честной оценке себя, не слишком заниженной и не завышенной, и кроется очарование сильных личностей.

Такие люди знают свои минусы и плюсы, всегда верят в себя и не устают совершенствоваться, не занимаясь излишней самокритикой. Чтобы помочь своему ребенку вырасти гармоничной личностью, возьмите на вооружение эти советы.

1. Будьте взрослыми

Ребенок по-настоящему начинает себя чувствовать увереннее, когда в его жизни присутствуют такие же уверенные в себе родители. Для этого у вас должны быть четкие правила и принципы, которыми вы руководствуетесь при принятии решений. Еще один момент – не стоит становиться совсем "одноклассником" своему ребенку и вести себя с ним панибратски. Так вы лишаете его ощущения "взрослого Взрослого", который может защитить и поддержать в трудную минуту.

2. Поработайте с комплексами

Брекеты, очки, заикание, плохая одежда – сверстники всегда найдут к чему можно придраться и сделать объектом насмешек. Если ребенок открылся вам и поделился, что он сильно переживает из-за чего-то, что он считает своим дефектом, приложите все усилия, чтобы помочь ему с этим справиться. Любой недостаток можно исправить, было бы желание и возможности. Но если по каким-то причинам вам не удается это сделать, постарайтесь объяснить ребенку, что это – всего лишь небольшая часть его личности. Что он – это весь его необъятный внутренний мир, цели, интересы, и только в последнюю очередь – внешние проявления.


3 . Создайте ребенку возможность для роста

Для этого старайтесь давать ему задания, с которыми он может самостоятельно справиться. Когда ребенок будет видеть, что у него все получается, на волне энтузиазма он будет браться за новые задачи и снова успешно их выполнять. Это очень качественно укрепит его уверенность в собственных силах. Точно так же, шаг за шагом, следует осваивать и новые сложные навыки, разбив процесс обучения на небольшие этапы и начиная с азов.

4. Подыщите ему клуб по интересам

Если ребенок не пользуется особой популярностью в школе, займитесь поиском места, где его таланты окажутся открытыми и признанными. Такое место обязательно найдется - может быть, это будет спортивная секция, клуб юных натуралистов, музыкальная или художественная школа. Самое важное, что попадая в среду единомышленников, ребенок будет вдохновляться и ощущать, что его ценят не по "пятибалльной шкале", а за реальную деятельность, в которой он выражает себя настоящего.


5. Расскажите ему, что критика – это зона роста

У неуверенного в себе ребенка от критики будет просто выбиваться почва из-под ног. Поясните ему, что это вовсе не плохо, и что существует 2 типа критики. Многие замечания указывают на то, что есть моменты, которые можно доработать и стать еще лучше – так могут критиковать учителя в школе. А второй тип критики вовсе не несет никакой смысловой нагрузки ("ты лох"). На такие комментарии нужно учиться просто не обращать внимания и пропускать их мимо ушей.


6. Не перехвалите

Может показаться, что закомплексованный ребенок разом забудет обо всех своих проблемах и неурядицах, если его часто хвалить. И хотя это дает кратковременный эффект, вы можете таким образом расслабить его и развить излишнее самодовольство. А когда выяснится, что похвала была излишней и неоправданной, с созданного вами же пьедестала ребенку будет очень больно падать. Лучше поощряйте в меру, за реальные старания, и акцентируйте внимание, что главное в жизни - делать что-то не ради похвалы, а исходя из личной увлеченности процессом.

7. Поощряйте старания

У каждого ребенка есть то, что дается ему легко и играючи. А над некоторыми делами и навыками ему приходится изрядно попотеть. Первоочередная задача родителей - поощрять любые усилия, которые ребенок в этом случае прикладывает. Даже можно завести специальную "тетрадку стараний", где вы будете ставить плюсики за приложенные усилия в любой сфере. А когда накопится определенное количество плюсиков, их можно "отоварить", сходив в планетарий или подарив какую-нибудь развивающую игру.


8. Не сравнивайте с другим детьми

Самый верный способ расшатать уверенность своего ребенка - это начать сравнивать его с другими детьми. За такими сравнениями чаще всего стоит неприкрытая зависть и неспособность безусловно любить своего ребенка. Не стоит формировать самооценку сына или дочки, беря за уровень успехи и достижения "идеальных детей". Воодушевляйте его возможностью стать сегодня чуточку лучше, честнее, добрее, смелее, чем он был вчера - пусть ваш ребенок будет сам себе примером.


9. Создавайте ребенку достойных героев

В продолжение предыдущего пункта еще один пример, как можно мотивировать ребенка. Некоторым детям психологически проще двигаться, имея перед собой не призрачный образ идеального себя, а кого-то более "прорисованного" - например, реального героя. Пусть ваш ребенок воодушевляется уникальными поступками или порядочным характером, ведь чем выше цель, тем больше сил образуется для ее достижения.


10. Дарите безусловную любовь

Это ключ, который открывает все двери. Ощущение безграничной родительской любви окрыляет любого ребенка и придает уверенность в собственных силах. Чтобы выразить эти трепетные чувства, вам не нужны слова - просто вспомните, как вы вынашивали своего малыша и уже тогда готовились ко встрече с ним. Ведь вам ни сейчас, ни тогда не нужны были никакие успехи и показатели, чтобы любить своего ребенка.

Вопрос психологу

Здравствуйте. У моей подруги проблемы с самооценкой. Она когда-то встречалась с парнем.Они расстались,после этого прошла куча времени и у неё никого нет. Она не красится,не особо ухаживает за волосами,да и за внешним видом в целом.Она считает что её должны полюбить вот такой какая она есть,ничего для этого не делая. Даже подаренная ей на день рождения тушь уже полгода лежит не распечатанной. Она начала набирать вес,ей это не нравится,она называет себя толстой,жирной,не пытается худеть.Для спорт зала и какого то режима питания по её словам не хватает силы воли. На любые предложения как-то что-то в ней поменять,изменить внешне,например,у неё находится куча отговорок.У неё даже мыслей о счастливом будущем нет.Ей уже 25 лет.И по образованию она сама психолог ,но видимо сама с собой справиться не может. Ей невозможно делать никакие замечания,потому что она сразу всё принимает близко к сердцу и обижается.Как с ней бороться?Это всё длится не первый год,мои методы закончились.Посоветуйте что-нибудь,пожалуйста!

Здравствуйте, Настя! Каждый сам строит свою судьбу и каждый сам отвечает за себя, несет свою ответсвенность. Вам стоит перестать с ней бороться, примите её таковой, она сама отвергает себя, в её жизни достаточно отвержения, примите её Вы, перестаньте объяснять, доказывать, пытаться исправить свою жизнь. Она сама выбирает именно эту позицию, обвиняет других и не видит своего вклада, то, что сама разрушает себя, не может и не хочет взять себя в руки и заняться с собой, последствия её бездействия сказываются только на её жизни - значит таков её выбор. Увидьте в ней взрослого человека, который сам отвечает за свою жизнь и перестаньте её спасать, Вы не измените её. Только она сама может изменить свою жизнь и помочь ей в этом может только её собственная мотивация, а не стимуляция из вне. Что бы Вы ни делали, но Вы не измените её. Только если она сама решит изменить свою, только тогда и будут происходить изменения, а когда это будет зависит не от Вас, а от неё самой. Это ей предстоит пройти свой путь, чтобы что-то для себя понять. Примите её таковой, будьте просто подругой, а не пытайтесь быть спасителем.

Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Ничто не влияет на психическое состояние лучше, чем спокойная и обоснованная уверенность в себе. К людям, добившимся успеха, уверенность наверняка пришла не тогда, когда их достижения стали очевидными, а гораздо раньше, когда они сталкивались и с трудностями, и с проблемами. Именно убежденность в правильности выбранного пути помогла им этот путь преодолеть.

Внутренняя уверенность в себе позволяет постигнуть успеха, тогда как внешняя уверенность часто, наоборот, зависит от успеха и признания.

Бывают ситуации, когда сомнение смерти подобно, когда нужно верить вопреки всему. В момент своего основания компания «Макдоналдс» была представлена третьесортным провинциальным рестораном, находящимся на грани банкротства, а теперь это самая распространенная сеть ресторанов быстрого обслуживания в мире. Спрашивается: удалась бы эта затея, если бы ее инициаторы не были уверены в результате?

Конечно, уверенность не возникает на пустом месте. Чтобы не сомневаться в успешности бизнес-проекта, нужно в первую очередь быть уверенным в своей способности работать до седьмого пота над его осуществлением. Но оба этих фактора теснейшим образом взаимосвязаны: упорный труд приносит результаты и дает уверенность, а уверенность в свою очередь вдохновляет на упорный труд.

Некоторым людям уверенность дается легко и является почти врожденным качеством, другие приходят к ней тернистым путем сомнений, проб и ошибок, но безусловно одно – каждому представляется желанным такое качество и тот, кто не ощущает уверенности внутренней, старается продемонстрировать ее хотя бы внешне.

1. ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ

Эмоции – вещь довольно тонкая, и хотя пока не изучено, по каким каналам эмоциональное состояние одного человека передается другому (или другим) и воздействует на него, нет сомнения в том, что такая передача возможна и очень часто происходит в повседневной жизни. «Сегодня не в духе», – сдавленным шепотом сообщает секретарша шефа сотрудникам, и в помещении повисает напряженная тишина.

Легче всего эмоции передаются от лидера, формального или неформального, к группе.

Или другой вариант. После удачно заключенной сделки группа солидных мужчин покидает кабинет начальника, и все с усталыми, но улыбающимися лицами пожимают друг другу руки и отправляются в банкетный зал. Все довольны. Довольна секретарша, потому что доволен шеф, довольны сотрудники, сами не зная почему, довольны повара и официанты, хотя им предстоит трудный вечер. В чем причина этого всеобщего удовольствия? Вряд ли кто-то сможет внятно объяснить. Но все почему-то в одночасье обрели уверенность, что уж теперь-то «все будет хорошо».

УМЕНИЕ ВСЕЛЯТЬ УВЕРЕННОСТЬ

Такое умение незаменимо в современной изменчивой жизни. По закону передачи эмоций человек, уверенный в себе, распространяет эту уверенность и на других, и они в свою очередь тоже начинают чувствовать твердую почву под ногами. В организации уверенность руководителя передается подчиненным и повышает их мотивацию, в деловых контактах она помогает завоевать расположение партнеров, а тем, кто находится в самом начале своей деловой карьеры, – содействует в быстром продвижении по служебной лестнице.

Слова «Все в порядке», «Все будет хорошо» помогают на время вселить уверенность, но действуют недолго. Гораздо лучше «работают» поступки.

Чтобы проецировать свою уверенность на окружающих, разумеется, необходимо иметь ее самому. Причем это не должна быть показная уверенность, в основе которой очень часто лежат комплексы и сомнения и которая скорее всего никого не обманет. Уверенность настоящая, а не мнимая не заявляет о себе громко, но проявляется во всех поступках, в методах ведения дел и переговоров и в конечном итоге – в достижении намеченных результатов.

Умение вести себя в критической ситуации – важное качество для руководителя. Даже если голова идет кругом от проблем, нужно собраться с мыслями. Так будет легче разрешить ситуацию.

Одно из проявлений такой уверенности – постоянный ровный позитивный настрой, который не теряется даже в критических ситуациях. Это не означает, что вы должны постоянно пребывать в розовых очках и не обращать внимания на возникающие трудности, а подразумевает, что даже находясь в проблемной ситуации, не следует терять присутствия духа. Чем же определяется позитивный настрой?

НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!

Известно, что начинать нужно с начала, а не с середины, поэтому, желая создать для себя позитивный настрой, обратите внимание на то, с чего начинается ваш день. Если утром вы с трудом выбираетесь из постели, а окончательно просыпаетесь только к середине рабочего дня, позитивный настрой скорее всего так и не придет. Попробуйте дать себе заряд бодрости с самого утра. Не старайтесь «доспать» лишние две-три минуты, которые все равно ничего не дадут, а только повлекут за собой опоздание на работу. Решительно встаньте с кровати и начните день с чего-нибудь неординарного: контрастного душа или небольшой пробежки.

Утренний заряд энергии может дать прекрасный импульс для позитивного настроя на целый день. Но даже если бодрости хватит только на короткое время – не беда. Придя на работу, вы обнаружите, что там можно найти множество стимулов, позволяющих существенно поднять тонус и настроение.

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И НОВЫЕ ПЛАНЫ

Начиная новый рабочий день, всегда бывает полезно вспомнить предыдущий. Отдохнув за ночь, вы можете более трезво и объективно оценить прошедшие события и сделать выводы о том, насколько эффективными оказались принятые накануне решения. Вероятно, прошедший день принес с собой много проблем, но не может быть, чтобы в нем не оказалось ничего достойного одобрения. Хорошо написанный отчет, найденный выход из трудной ситуации, да и просто тот факт, что вы наконец нашли время разобрать бумажные завалы на столе и разложить все по полочкам, – все эти маленькие достижения могут стать поводом для похвалы самому себе и, несомненно, привнесут в настроение существенный позитив.

План в течение дня необходимо комментировать, вписывать полученные новые данные и результаты. Это позволит наглядно оценить, чего удалось достичь.

Однако зацикливаться на уже достигнутых результатах, конечно, не стоит. Получив заряд положительных эмоций от воспоминаний о своих успехах, необходимо сразу же приступить к делам текущим. Четко составленный план на день, заранее определенная последовательность действий позволит провести рабочий день в оптимальном режиме без вынужденных простоев или, наоборот, авральной спешки. В результате четкая и продуманная организация рабочего времени будет способствовать поддержанию необходимого тонуса.

ПОХВАЛИЛ СЕБЯ – ПОХВАЛИ ТОВАРИЩА

Понятно, что хорошее настроение зависит не только от личного самочувствия, но и от того, как ощущают себя окружающие люди и в каком настроении они пребывают. Если кто-то из коллег своим хмурым видом портит ваш позитивный настрой, попробуйте применить метод похвалы и к нему. Наверное, вам не составит труда вспомнить какое-то из его достижений или удачное решение. Напомните ему об этом, и появившаяся на его лице улыбка поднимет настроение не только ему, но и вам.

О значимости поощрений особенно важно помнить руководителям. Ведь психологический климат в организации определяется душевным состоянием каждого отдельного работника. Если руководство склонно отмечать даже небольшие заслуги подчиненных, это всегда положительно сказывается на общей моральной атмосфере, создает дополнительную мотивацию и, конечно же, выраженный позитивный настрой.

ЖЕЛАЕМОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

Похвала может оказаться очень действенным способом вызвать у себя и у коллег положительные эмоции, но при этом необходимо помнить, что причина для одобрения должна быть реальной. Не стоит делать вид, что все хорошо, когда на самом деле все плохо. Иногда умело сформулированное порицание несет в себе гораздо больше позитива, чем неуместная похвала. Главное, чтобы это порицание не просто содержало указание на ошибки, но и наводило на пути их исправления.

Мы всегда вспоминаем, коша нужно поругать сотрудника, но регулярно забываем его похвалить.

Похвала, которую сотрудник действительно заслужил, будет его мотивировать.

Если же вы будете пытаться хвалить окружающих за несуществующие достижения или за работу, которая на самом деле сделана плохо, вы не только не сможете создать по-настоящему позитивный настрой, но и, вполне возможно, утратите в их глазах авторитет. Если руководитель поощряет подчиненных за некачественно выполненную работу, это говорит либо о его некомпетентности, либо о неуверенности и комплексах. Ясно, что ни то, ни другое не способствует улучшению психологического климата.

УМЕЙТЕ ЦЕНИТЬ ТРУДНОСТИ

Нередко случается, что неожиданно возникшая проблема в одну минуту сводит на нет весь позитивный настрой, который вы успешно культивировали в течение дня. Действительно, жизненные и профессиональные трудности в большинстве случаев вызывают только негативные эмоции и отнюдь не способствуют хорошему настроению. Однако видеть только отрицательную сторону проблем было бы неправильно. Чтобы понять, в чем трудности могут оказаться вам полезными, необходимо обратить внимание на следующее.

1. Обучение. Стремясь справиться с возникшей проблемой, вы обретаете навыки и знания, которых, возможно, никогда не имели бы, если бы такая проблема не возникла.

2. Тренировка. Сталкиваясь время от времени с теми или иными трудностями, вы приобретаете своего рода иммунитет – способность не терять голову, не впадать в отчаяние в положениях, которые кажутся безвыходными, а также очень ценную способность принимать решения в кризисных ситуациях.

3. Повтор. Возникающие проблемы очень часто имеют между собой много общего, так что имея опыт их решения в прошлом, вы увеличиваете свои шансы эффективно справляться с ними в будущем.

4. Воспитание. Преодоление препятствий закаляет и оказывает всегда позитивное воздействие на характер, учит добиваться поставленных целей и формирует волю. «За одного битого двух небитых дают», – говорит пословица, подтверждая еще раз, что в жизненных трудностях имеется и своя позитивная сторона.

С РАБОТЫ – В ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ

Для удержания благоприятного настроя необходимо уметь не только позитивно начинать рабочий день, но и достойно его заканчивать. Подведите итоги. Что было сделано, какие вопросы решены в течение дня. Даже если вы не добились сегодня каких-то глобальных результатов, умейте радоваться малому. В случае, если какие-то проблемы решить так и не удалось, составьте себе краткий план действий, которые необходимо предпринять для их решения завтра. Это создаст ощущение завершенности дел и освободит ваш мозг от непрерывного проигрывания вариантов решения вопросов.

Небольшие дела не нужно переносить с одного рабочего дня на другой. Правильнее задержаться, но завершить начатое.

НЕ БЕРИТЕ РАБОТУ НА ДОМ

Все деловые и профессиональные вопросы следует решать в рабочее время, а дома нужно отдыхать. Поэтому учитесь вовремя переключаться. Отвлекшись на время от производственных задач и хорошо отдохнув, вы гораздо эффективнее и быстрее сможете справиться с ними на следующий день. Не стоит тратить на это время «украденное» у отдыха.

2. ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ УВЕРЕННОСТЬ

Чувство уверенности – это весьма субъективное ощущение, которое в каждом конкретном случае обусловлено индивидуальными психическими особенностями личности. Часто человек и сам не может четко определить, на чем базируется его уверенность в себе, хотя она ощущается им самим и окружающими. Но тем не менее можно выделить несколько объективных факторов, которые, несомненно, способствуют появлению и укреплению этого чувства.


УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАННОСТИ

Известно, что одно из необходимых условий для получения желаемой работы – это наличие диплома, свидетельствующего о соответствующем образовании. Но известно также, что сам по себе диплом очень мало говорит о действительном уровне знаний своего обладателя. Если, выходя из учебного заведения, вы имеете в своем багаже только корочки, удостоверяющие, что вы провели там n-ное количество лет и отчитались по таким-то дисциплинам, – увы! – скорее всего это не придаст вам внутренней уверенности в своих знаниях.

В хорошем учебном заведении студентам обязательно прививают чувство уверенности.

Для того чтобы годы учебы не были потрачены даром, необходимо подойти к процессу осознанно. Занимаясь изучением предмета, всегда старайтесь представить себе, в каких аспектах он может быть применим в вашей будущей профессии, не ограничивайтесь узким кругом чисто специальных знаний, а пытайтесь по возможности получить какие-то навыки и в смежных областях. Только в этом случае у вас будут все основания чувствовать себя уверенно и вы действительно сможете оказаться ценным сотрудником для своих будущих работодателей.

НАВЫКИ И ОПЫТ

Поступив впервые на работу, каждый человек испытывает совершенно естественное чувство неуверенности, даже если и обладает серьезной теоретической подготовкой. Практика всегда вносит свои коррективы, и только поработав какое-то время в той или иной должности, вы приобретаете представление о сути профессии и ее особенностях. Что же нужно делать, чтобы как можно быстрее приобрести необходимые навыки?


Добросовестно выполняйте свои обязанности. Эта рекомендация при всей ее очевидности на практике реализуется далеко не всегда. Инстинктивно мы все время стремимся облегчить себе жизнь и в результате часто не уделяем тем или иным вопросам должного внимания. Если вы начали работать недавно, помните, что внимательно изучая поставленную перед вами задачу, вы приобретаете дополнительный опыт и знания в первую очередь для себя, а относясь к своим обязанностям легкомысленно, отнимаете этот потенциальный опыт тоже у себя.

Если ваш сотрудник, помощник не уверен в себе, помогите ему, давая задания, в которых он сможет обучиться чему-то новому. Выполняя аналогичные впоследствии он почувствует, что становится опытнее.

Не отказывайтесь от выполнения поручений. Даже в том случае, если поручение не относится к вашим прямым профессиональным обязанностям, на первых порах не следует давать слишком жесткий отпор. Подумайте о том, что выполняя это поручение, вы сможете узнать что-то новое для себя и, кроме того, не отказав в помощи кому-то из новых коллег, вызовете положительное к себе отношение.


Не прекращайте образовательный процесс. Напутствие «век живи – век учись» весьма справедливо, так что, сосредоточившись на обретении практических навыков, не забывайте и о теории. Наработав определенный опыт, вы сможете более осознанно подходить к пониманию теоретических положений и обеспечите себе непрерывное повышение квалификации, что, несомненно, будет достойно отмечено вашим руководством.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Профессионализм складывается из теоретических знаний и прикладных навыков. Ежедневно реализуя свой потенциал образованности на практике и в решении возникающих проблем, находя поводы для обретения новых знаний, вы осуществляете свою жизненную и профессиональную программу, и это обеспечивает вам действительно обоснованную уверенность в своей профессиональной и личной успешности.

ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ

Для ощущения уверенности в себе каждому человеку необходима поддержка со стороны окружающих. Если, например, вас как руководителя подчиненные не воспринимают всерьез, то вам будет трудно осуществлять те или иные проекты и принимать эффективные решения. С такой проблемой часто сталкиваются новички, и это создает им сложности до тех пор, пока они не начинают себя проявлять или пока окружающие к ним не привыкнут.

Если окружающие не одобряют действия сотрудника или руководителя, потребуются дополнительные усилия для того, чтобы двигаться к цели.

Существуют разные способы расположения к себе коллег или подчиненных. Новый руководитель может пойти на символическое повышение зарплаты или выплату разовых премий по случаю своего вступления в должность. Если же вы меняете место работы и вливаетесь в новый коллектив, вы можете устроить чаепитие, угостив своих новых сослуживцев тортом в обеденный перерыв. Но лучше всего, как правило, срабатывает персональное общение. Придя на новое место, постарайтесь найти время для того, чтобы лично переговорить и познакомиться с каждым. Это no– может вам лучше узнать людей, с которыми предстоит работать, и окружающие в свою очередь, почувствовав внимание, проникнутся к вам доверием.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Владея информацией, человек гораздо увереннее чувствует себя и в жизненных ситуациях, и в бизнесе. Руководитель и предприниматель, чтобы принимать правильные решения, должны отслеживать информационные потоки как минимум по двум направлениям:

› ситуация на рынке;

› текущие дела фирмы.

Имея представление о состоянии рыночной конъюнктуры на тот или иной момент времени, вы получаете возможность вовремя принимать корректирующие решения и обеспечивать своему предприятию конкурентоспособность при любых изменениях внешней среды. Более того, постоянный контроль состояния рынка позволяет предвидеть и просчитывать кризисные ситуации и вовремя предпринимать все меры для того, чтобы свести к минимуму возможный ущерб.

Информированность о внутренних делах фирмы естественным образом входит в компетенцию каждого руководителя или собственника, поскольку он несет ответственность за деятельность этой фирмы. Подробная осведомленность по таким направлениям, как финансы, производство, поставки и сбыт, а также кадровые вопросы, дает руководителю возможность создавать стратегию предприятия и планировать его текущее развитие, основываясь на реальных предпосылках.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Умение общаться – важный фактор успешности практически в любой сфере деятельности. Оно предполагает не только умение говорить, но и умение слушать. Проявляя открытость и внимание к людям, вы легко сможете расположить их к себе, и это не только поможет в общении с друзьями и обретении новых знакомых, но и сослужит добрую службу в деловых контактах.

Недоступность информации негативно сказывается на уверенности человека.

У него создается впечатление, что часть информации от него намеренно скрывают, поскольку не доверяют или не считают нужным сообщать.

Коммуникабельность и уверенность в себе – две стороны одной медали. Уверенные люди, как правило, общительны, а чрезмерная замкнутость очень часто объясняется не угрюмым характером, а именно неуверенностью и стеснительностью. Поэтому общению часто приходится учиться, развивая в себе разговорчивость и преодолевая комплексы. Но результаты стоят того. Научившись свободно общаться с окружающими, вы выйдете на совершенно новый уровень самоощущения и станете гораздо увереннее.

СНИЖЕНИЕ РИСКОВ

Уверенность в себе можно выработать. Гораздо труднее стать уверенным в стабильности собственного бизнеса, который зависит от постоянных изменений и неожиданностей свободного рынка. Предприниматель, вложивший в свое дело труд, материальные и финансовые ресурсы для того, чтобы нормально работать, должен сознавать, что все это не пройдет даром. Поэтому он стремится изыскать способы снижения вероятных рисков.

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ

Один из способов – многовариантность, предполагающая наличие нескольких путей решения каждой проблемы. Например, всегда надежнее работать с несколькими поставщиками, чем с одним, поскольку при возникновении у кого-то из них проблем, всегда есть возможность переключиться на других и, увеличив заказ на сырье или комплектующие, тем самым избежать опасности остановки производства. Это касается и вопросов финансирования. Если планируется новый крупный проект, требующий крупных финансовых вложений, лучше заранее просчитать несколько возможных вариантов инвестиционного портфеля, чтобы при недостатке собственных средств иметь возможность быстро привлечь заемные, и наоборот.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

Это один из способов снижения риска и обретения дополнительной уверенности, но он доступен только тем, кто обладает значительными ресурсами. Диверсификация предполагает освоение новых сфер деятельности, не характерных для данной компании. Например, нефтяной холдинг покупает киностудию. Подобные проекты осуществляются как ради получения дополнительной прибыли, так и с целью предупреждения кризиса корпорации в целом в случае возникновения проблем в одном из подразделении.

Многовариантность также достигается, когда несколько разных специалистов способны выполнять одинаковую работу и могут заменять друг друга.

На индивидуальном уровне принцип диверсификации известен в виде рекомендации: «Не клади все яйца в одну корзину». Если наряду с основным источником дохода, выраженным в заработной плате, вы сможете найти дополнительные направления приложения своих способностей, это будет означать, что вы усвоили упомянутый принцип и тем самым подкрепили в себе уверенность в своей финансовой стабильности.

ЛИЧНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

В эмоциональном плане чувство уверенности в себе часто бывает обусловлено факторами личного благополучия. Сюда относятся и материальный достаток, и крепкая семья как надежный тыл. Два основных фактора, которые обеспечивают человеку уверенность в завтрашнем дне. Но поскольку любые достижения в жизни требуют от человека приложения усилий, то и личное благополучие не складывается само собой.

В каком направлении следует действовать, чтобы обеспечить достаток, в принципе, всем понятно: получать хорошее образование и искать достойную работу. А вот для того чтобы создать комфортную атмосферу дома, в своей семье, многие не считают нужным прикладывать усилия, думая, что такая атмосфера возникнет автоматически, стоит только прийти с работы домой и уютно устроиться на диване.

На самом деле это не совсем так. Внутрисемейным отношениям необходимо уделять не меньше внимания, чем внутрипроизводственным. Они требуют регулирования и планирования мероприятий (например, проведения семейных праздников, походов в театр или в лес на лыжах). Распределение домашних обязанностей и продуманное чередование труда и развлечений избавят от однообразия, помогут проводить время более осмысленно и с большей пользой и в конечном итоге создадут ту самую атмосферу дружной и сплоченной семьи, которая вернее всего гарантирует ощущение личного благополучия и уверенности в завтрашнем дне.