Урок на тему морф разбор прилагательного. II. Закрепление изученного материала. Морфологический разбор имен прилагательных

    2.

    Теорема о средней линии.

    Валенок папин и ваш;….

    (продолжите).

    В жизни мы говорим похожие предметы, а в геометрии - подобные. Значит, нашу теорию можно применить к этим предметам. Давайте рассмотрим теорию подобия треугольников в окружающем нас мире.

    Сформулируем тему урока.

    Работа в парах:

    К

    А Верно ли, что: ?ABC ∞ ?A1B1C1, если ∠A = 46° ∠B = 64° ∠A1 = 46° ∠C1 = 70°

    Л Верно ли, что: ?ABC ∞ ?A1B1C1, если AB=13м A1B1=58м P?ABC =25м, то P?A1B1C1 =100м

    Ь Верно ли, что: ?ABC ∞ ?A1B1C1, если AB=15м A1B1=45м S?A1B1C1 =27 м2, то S?ABC =100м2

    К

    Л

    Ф

    А Верно ли,что если, то

    Проверка: Какое слово у вас получилось? - «Альфа».

    * Маленькая справка:

  • В нашей солнечной системе 1 звезда - это солнце.
  • Звёзды - в созвездии, самая яркая звезда в созвездии называется «Альфа».
  • Звёзды - недосягаемые до нас объекты, но их изучают, находят расстояние до них.

А как это сделать?

Определение расстояния до недоступной точки. Предположим, что нам нужно найти расстояние от пункта А до недоступного пункта B. Для этого на местности выбираем точку C, провешиваем отрезок AC и измеряем его. Затем с помощью астролябии измеряем углы ∠A и ∠С. На листе бумаги строим какой-нибудь треугольник?A1B1C1 , у которого ∠A1=∠A, ∠C1=∠C, и измеряем длины сторон A1B1 и A1C1 этого треугольника.

Так как?ABC ∞ ?A1B1C1 , то = , откуда. По известным расстояниям AC, A1C1 и A1B1 находим расстояние AB.

Для упрощения вычислений удобно построить треугольник?A1B1C1 так, чтобы A1C1: AC = 1:1000. Например, если AC = 130м, то расстояние A1C1 возьмем равным 130мм. В этом случае = 1000 , поэтому, измерив расстояние A1B1 в миллиметрах, мы сразу получаем расстояние AB в метрах.

Пример. Пусть AC = 130м, ∠A = 73° и ∠С = 58°. На бумаге строим треугольник?A1B1C1 так, чтобы ∠A1 = 73° и ∠С1 = 58°, A1C1 = 130мм, и измеряем отрезок A1B1 . Он равен 153мм, поэтому искомое расстояние равно 153м.

4.

Жрец надменно продолжал:

CAB ∞ ?BDE (по 2-ум углам)

  • C = ∠B (по условию)
  • B = ∠E = 90°

Ответ: 146 м.

AB=2,1 м AE=6,3 м CB=1,7 м

  1. Треугольники подобны по 2-ум углам.

ABC ∞ ?AED (по 2-ум углам)

  • A - общий
  • B = ∠E = 90°

Ответ: 5,1 м.

Па пример:

Ох! Устал

Еле еле успевая за учителем

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по геометрии по теме «Практические приложения подобия треугольников». »

Муниципальное образовательное учреждение

«Морская кадетская школа им. адмирала Котова П. Г.»

Урок по геометрии (8 кл.)

Тема: «Практические приложения подобия треугольников».

Скирмант Наталья Рудольфовна

учитель математики высшей

Рабочий адрес:

164520, Архангельская обл.,

г. Северодвинск, ул. Комсомольская, д.7,

рабочий телефон 55-20-86

Северодвинск

Цели и задачи урока:

    показать применение подобия треугольников при проведении измерительных работ на местности;

    показать взаимосвязь теории с практикой;

    познакомить учащихся с различными способами определения высоты предмета и расстояния до недоступного объекта;

    формировать умения применять полученные знания при решении разнообразных задач данного вида.

Развивающие

    повышать интерес учащихся к изучению геометрии;

    активизировать познавательную деятельность учащихся;

    формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе.

Воспитательные

    мотивировать интерес учащихся к предмету посредством включения их в решение практических задач.

Ход урока:

1.Проверка домашнего задания.

2.Тест «Верно ли ….» (работа в парах) - повторение теории.

3.Задача №1.Определение расстояния до недоступной точки (оформление в тетрадях конспекта вместе с учителем).

4.Задача №2.Определение высоты предмета:

а). по длине его тени (разобрать по готовому решению в учебнике, оформить в тетрадях самостоятельно 1 вариант).

б). по шесту (разобрать по готовому решению в учебнике, оформить в тетрадях самостоятельно 2 вариант).

в). с помощью зеркала (предложить разобрать задачу №581).

5.Итоги урока, домашнее задание №581,583.

1. Проверка домашнего задания. Объяснение готового решения №550(1).

Дано: рисунок.

    Треугольники подобны по 2-ум углам.

∆BAD ∞ ∆KCB (по 2-ум углам)

∠B = ∠K (по условию)

∠A = ∠C = 90°

2. Учитель: «Ребята, мы с вами изучили всю теорию подобия треугольников».

Рассмотрели применение подобия при доказательстве теорем.

Какие теоремы нами были доказаны?

Теорема о средней линии.

Свойство медиан треугольника.

В повседневной жизни нас окружают предметы одинаковой формы.

Пример: - мяч теннисный и футбольный;

Валенок папин и ваш;….

(продолжите).

В жизни мы говорим похожие предметы, а в геометрии – подобные. Значит, нашу теорию можно применить к этим предметам. Давайте рассмотрим теорию подобия треугольников в окружающем нас мире.

Сформулируем тему урока.

Ученики: «Практические приложения подобия треугольников».

Учитель: «Для того, чтобы применять теорию мы её должны хорошо знать. Повторим:

Работа в парах:

Верно ли данное высказывание. Если верно, букву перед высказыванием оставить, в противном случае зачеркнуть.

Тест «Верно ли ….» (работа в парах) - повторение теории.

К Верно ли, что: в подобных треугольниках сходственные стороны равны.

А Верно ли, что: ∆ABC ∞ ∆A 1 B 1 C 1 , если ∠A = 46° ∠B = 64° ∠A1 = 46° ∠C1 = 70°

Л Верно ли, что: ∆ABC ∞ ∆A 1 B 1 C 1 , если AB=13м A1B1=58м P ∆ ABC =25м, то P ∆ A 1 B 1 C 1 =100м

Ь Верно ли, что: ∆ABC ∞ ∆A1B1C1, если AB=15м A1B1=45м S ∆ A 1 B 1 C 1 =27 м 2 , то S ∆ ABC =100м 2

К Верно ли, что: в подобных треугольниках соответственные углы пропорциональны

Л Верно ли, (краткая формулировка признака подобия треугольников) «Треугольники подобны по трем углам»

Ф Верно ли, (краткая формулировка признака подобия треугольников) «Треугольники подобны по двум пропорциональным сторонам и углу между ними»

А Верно ли,что если, то

Проверка: Какое слово у вас получилось? – «Альфа».

* Маленькая справка:

  • В нашей солнечной системе 1 звезда – это солнце.

    Все остальные звёзды находятся за пределами нашей Солнечной системы.

    Звёзды – в созвездии, самая яркая звезда в созвездии называется «Альфа».

    Звёзды – недосягаемые до нас объекты, но их изучают, находят расстояние до них.

А как это сделать?

3.Задача №1.Определение расстояния до недоступной точки (оформление в тетрадях конспекта вместе с учителем).

Определение расстояния до недоступной точки. Предположим, что нам нужно найти расстояние от пункта А до недоступного пункта B. Для этого на местности выбираем точку C, провешиваем отрезок AC и измеряем его. Затем с помощью астролябии измеряем углы ∠A и ∠С. На листе бумаги строим какой-нибудь треугольник ∆A 1 B 1 C 1 , у которого ∠A 1 =∠A, ∠C 1 =∠C, и измеряем длины сторон A 1 B 1 и A 1 C 1 этого треугольника.

Так как ∆ABC ∞ ∆A 1 B 1 C 1 , то = , откуда. По известным расстояниям AC, A 1 C 1 и A 1 B 1 находим расстояние AB.

Для упрощения вычислений удобно построить треугольник ∆A 1 B 1 C 1 так, чтобы A 1 C 1: AC = 1:1000. Например, если AC = 130м, то расстояние A 1 C 1 возьмем равным 130мм. В этом случае = 1000 , поэтому, измерив расстояние A 1 B 1 в миллиметрах, мы сразу получаем расстояние AB в метрах.

Пример. Пусть AC = 130м, ∠A = 73° и ∠С = 58°. На бумаге строим треугольник ∆A 1 B 1 C 1 так, чтобы ∠A 1 = 73° и ∠С 1 = 58°, A 1 C 1 = 130мм, и измеряем отрезок A 1 B 1 . Он равен 153мм, поэтому искомое расстояние равно 153м.

4. Учитель: Вернёмся к делам земным. Греческие ученые решили множество практических задач, которые до них не умели решать. Например, за шесть веков до нашей эры греческий мудрец Фалес Милетский научил египтян определять высоту пирамиды по длине ее тени.

Как это было, рассказывается в книге Я.И. Перельмана «Занимательная геометрия». Фалес,- говорит предание,- избрал день и час, когда длина собственной его тени равнялась его росту; в этот момент высота пирамиды должна также равняться длине отбрасываемой ею тени. Вот, пожалуй, единственный случай, когда человек извлёк пользу из своей тени. Послушаем притчу. (рассказывает один из учащихся).

"Усталый северный чужеземец пришел в страну Великого Хапи. Солнце уже садилось, когда он подошел к великолепному дворцу фараона и что-то сказал слугам. Те мгновенно распахнули перед ним двери и провели его в приемную залу. И вот он стоит в запыленном походном плаще, а перед ним на золоченом троне сидит фараон. Рядом стоят высокомерные жрецы, хранители вечных тайн природы.

Кто ты? - спросил верховный жрец.

Зовут меня Фалес. Родом я из Милета.

Жрец надменно продолжал:

Так это ты похвалялся, что сможешь измерить высоту пирамиды, не взбираясь на нее? - жрецы согнулись от хохота.

Будет хорошо, - насмешливо продолжал жрец, - если ты ошибешься не более, чем на сто локтей.

Я могу измерить высоту пирамиды и ошибусь не более чем на пол-локтя. Я сделаю это завтра.

Лица жрецов потемнели. Какая наглость! Этот чужестранец утверждает, что может вычислить то, чего не могут они - жрецы Великого Египта.

Хорошо, сказал фараон. - Около дворца стоит пирамида, мы знаем ее высоту. Завтра проверим твое искусство".

На следующий день Фалес нашёл длинную палку, воткнул её в землю чуть поодаль пирамиды. Дождался определённого момента. Он измерил тень от палки и тень от пирамиды. Сравнивая соотношения высот реальных предметов с длинами их теней, Фалес нашел высоту пирамиды.

Задача №2.Определение высоты предмета:

а). по длине его тени (разобрать по готовому решению в учебнике, оформить в тетрадях самостоятельно 1 вариант).

CB=8,4 м BE=1022 м AB=1,2 м ∠C = ∠B

    Треугольники подобны по 2-ум углам.

∆CAB ∞ ∆BDE (по 2-ум углам)

∠C = ∠B (по условию)

∠B = ∠E = 90°

Ответ: 146 м.

б). по шесту (разобрать по готовому решению в учебнике, оформить в тетрадях самостоятельно 2 вариант).

AB=2,1 м AE=6,3 м CB=1,7 м

    Треугольники подобны по 2-ум углам.

∆ABC ∞ ∆AED (по 2-ум углам)

∠A - общий

∠B = ∠E = 90°

Ответ: 5,1 м.

в). с помощью зеркала (предложить разобрать задачу №581 (Д/з)).

Для определения высоты дерева можно использовать зеркало так, как показано на рисунке. Луч света FD , отражаясь от зеркала в точке D, попадает в глаз человека (точку B). Определите высоту дерева, если AC=165 см, BC=12 см, AD=120 см, DE=4,8 м, ∠1 = ∠2.

5. Учитель: Подведём итоги урока:

Сегодня на уроке мы познакомились с различными способами измерения высоты предмета; расстояние до недоступной точки; применяли теорию подобия.

Сформулируйте предложением, словосочетанием свое отношение к уроку, начав его с буквы, входящей в слово «подобие»

Па пример:

Ох! Устал

Еле еле успевая за учителем

"Морфологический разбор имени прилагательного"

Цели: 1) ознакомить учащихся с правилами морфологического разбора имени прилагательного;

2) развивать умение определять морфологические признаки имени прилагательного;

3) воспитание интереса к русскому языку.

Средства обучения: учебник по русскому языку 6 класс Баранова, доска, карточки для выполнения домашнего задания.

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие учащихся (1 – 2 минуты).

Здравствуйте, ребята. В начале нашего урока я предлагаю вам отгадать загадку.

Художника нашего знает весь свет.

Раскрасит художник наш всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какое? Какая? Какой и какие?

Что это за художник такой? (прилагательное) , правильно!

Проверка домашнего задания (5 – 7 минут).

На прошлом уроке мы изучали притяжательные прилагательные. Домашним заданием было упражнение 300, чтобы вы закрепили этот материал. (Вызвать учащегося к доске для проверки).

А пока … у доски, мы повторим материал прошлых уроков. Итак, что мы знаем о притяжательных прилагательных? (притяжательное прилагательное обозначает принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечает на вопросы чей? чья? чьё?).

Какие суффиксы имеют притяжательные прилагательные? (ов/ев, ин/ын, ий. В м.р. ед.ч И/В п. – нулевое окончание).

А что обозначает относительное прилагательное? (материал, из которого сделан предмет; временные или пространственные признаки предмета. Н., глиняный, здешний, январский).

Что такое качественные прилагательные? (качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степень, они имеют сравнительные степени; сочетаются с наречиями очень, довольно, чрезвычайно, слишком).

Сейчас проверим домашнее задание.

Изучение нового материала (12 – 15 минут).

Проведем небольшой словарный диктант, в котором нужно будет определить разряд прилагательных. (Вызвать учащегося к доске).

Верблюжья колючка (п), сегодняшний концерт (о), звонкий крик (к), стеклянная ваза (о), искусные мастера (к), искусственный цветок (к), перчатки Петрова (к).

Давайте запишем текст, в нем подчеркните все прилагательные и определите род, число и падеж: Я шел по узкой тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнатые белые ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю тяжелыми хлопьями. Долго еще дрожала в морозном воздухе снежная пыль. (проверка правильности выполнения задания).

Напомню, что наша тема называется морфологический разбор имени прилагательного. Выполним разбор словосочетания по узкой тропинке.

Выписываем словосочетание. Во-первых, задаем вопрос и пишем начальную форму. Во-вторых, постоянные признаки (разряд прилагательного: качественное, относительное или притяжательное), непостоянные признаки (число, род, падеж). В-третьих, выписываем словосочетание и подчеркиваем прилагательное.

По узкой тропинке.

  1. по тропинке (какой?) узкой

Н.ф. – узкий.

2) Пост: качеств.

Непост: ед.ч, ж.р, Д.п.

  1. по тропинке (какой?) узкой.

Закрепление материала (5 – 7 минут).

Теперь, я предлагаю вам выполнить морфологический разбор прилагательного «мохнатые» из второго предложения самостоятельно. (Вызвать кого-нибудь к доске).

Мохнатые ветки

  1. ветки (какие?) мохнатые

Н.ф. – мохнатый.

2) пост: качеств.

Непост: мн.ч, И.п.

  1. ветки (какие?) мохнатые

… к доске и выпиши словосочетание «в морозном воздухе».

1) В воздухе (каком?) морозном

Н.ф. – морозный

2) пост: качеств.

Непост: ед.ч, м.р, П.п.

  1. в воздухе (каком?) морозном.

Итог урока (2 минуты).

Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, как называлась наша тема? (Морфологический разбор имени прилагательного). Что нового вы сегодня узнали?

Домашнее задание (2 минуты).

Домашним заданием на завтра будет упражнение 301, в котором вам предлагается разобрать 2 – 3 прилагательных.

301. Заячий след (пр.), заячий (кач.) характер - трусливый характер, заячий выводок (пр.); гусиное перо (пр.), гусиная кормушка (пр.), гусиная (кач.) походка - косолапая походка; волчья стая (пр.), волчий аппетит (кач.) - огромный аппетит, волчье логово (пр.); лисья нора (пр.), лисья шуба (относит.) - лисья хитрость (кач.) - большая хитрость.

300. Лисичка сидит да приговаривает: "Мерзни, мерзни, волчий (пр., И., м.р.) хвост». 2. Подивился старик лисьей (пр., Д., ж. р.) хитрости. 3. «Кто там бежит?» - спрашивает лисица, услышав собачий (пр., В., м. р.) лай. 4. Поселилась лиса в заячьей (пр., П., ж. р.) избенке, а зайчика выгнала. 5. Содрал волк баранью (пр., В., ж. р.) шкуру и ждет Котофея Ивановича.

I. Зайчика - сущ. (Кого?) зайчика. Н. ф. - зайчик.

II. Пост. - нариц., одуш., м. р., 2-е скл.; непост. - В. п., ед. ч.

III. Выгнала (кого?) зайчика .


ГУ «Введенская средняя школа отдела образования акимата Мендыкаринского района».

Никоненко Галина Александровна

учитель русского языка и литературы первой категории высшего уровня квалификации.

Стаж работы 30 лет.

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного.

Цели урока:

1. Помочь учащимся усвоить правила морфологического разбора имени прилагательного; обобщить ранее изученный материал;

2. Способствовать развитию умения определять морфологические признаки имени прилагательного;

3. Способствовать воспитанию заботливого и уважительного отношения к матери.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, флипчарты.

Ход урока:

    Организационный этап

Чтение учителем отрывка из стихотворения.(Звучит музыка)

Весна! Весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Е.А Баратынский

Вопросы к классу:

Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок? Посмотрите в окно, какое время года сейчас?

Слово учителя:

Правда, пока погода не совсем напоминает нам весну, но, тем не менее, солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового. Скоро листочки на деревьях распустятся. Сегодня вы попробуете себя в роли волшебников. Мы с вами попробуем приблизить весну. У вас на столах карточки с деревьями и листочки. За каждый правильный ответ вы можете ими украсить деревья. Я желаю вам, чтобы ваши деревья были пышными.

С какой частью речи мы работаем на последних уроках?

Сегодня мы продолжим работу с прилагательным. Тема нашего урока: Морфологический разбор прилагательных.

Чему мы должны научиться к концу нашего урока?

Но прежде чем приступать к изучению новой темы мы с вами должны вспомнить то, что мы уже знаем об этой части речи.(3мин)

Теоретическая разминка

1 этап(устный)

1. Назовите раздел, в котором изучается имя прилагательное.

2. К какой части речи относится прилагательное?

3. Что обозначает прилагательное?

4. На какие вопросы отвечает?

5. Назовите постоянный признак прилагательного?

6. Перечислите разряды прилагательных.

7. Что обозначают качественные прилагательные?

8. Что обозначают относительные прилагательные?

9. Что обозначают притяжательные прилагательные?

10. Как изменяются прилагательные?

11. Чем являются в предложении? (4 мин)

2 этап (блиц опрос) письменно. (На флипчарте вопросы с ответами, закрытыми шторкой. После окончания работы, открываю шторку дети путем взаимопроверки проверяют)

1. Прилагательные имеют две формы: полную и ….. 1 краткую

2. В кратких прилагательных после шипящих мягкий знак….. 2 (не пишется)

3. В окончаниях прилагательных после шипящих буква О пишется…..

3 (под ударением)

4. В окончаниях прилагательных после шипящих буква Е пишется…..

4 (в безударном положении)

5. краткие прилагательные в предложении являются… 5 (сказуемым)

6. Н.Ф. прилагательного 6 (И.п., ед.ч., м.р)

(3 мин)

Орфографическая разминка .(Дети выходят поочередно к доске, вставляют пропущенные буквы, объясняют правописание)

(5 мин)

Синтаксический разбор предложения. (Один человек у доски, остальные на местах)

(пов., невоскл., простое, двусост., распростр.)

(3 мин)

Распределительный диктант (Выходят к интерактивной доске и перетаскивают прилагательные в нужную колонку на заранее приготовленном флипчарте)

Качественные Относительные Притяжательные

(Волчий, мокрый, старый, свежий, бабушкин, водный, громкий, дубовый, весенний, железный, мамин)

(3мин)

Составление кластера о прилагательном.

(3 мин)

ФИЗМИНУТКА (2 мин )

(Электронная для глаз и пальчиковая)

Усвоение нового материала

Ребята, мы с вами уже выполняли морфологический разбор к-н части речи?

Из скольки частей состоит морфологический разбор?

Что определяется в 1 части?

Что определяется в 2 части?

Что определяется в 3 части?

Работа с учебником

Выполнение морфологического разбора прилагательного.

Под лучами весеннего солнца быстро тает снег.

Весеннего солнца

    Солнца (какого?) весеннего

Н. ф. – весенний

2. Пост.: относит. ; непост.- ср. р., ед. ч. Р. п.

3. Солнца (какого?) весеннего.

Беседа

Ребята, вначале урока мы говорили о приближении весны, а какой приближается самый первый весенний праздник, любимый всеми? Как он называется? (Междун женский день) А кто у вас самая дорогая и любимая женщина? Как вы относитесь к своей маме?

Работа с текстом .(Используется прием чтение с остановками)

- Как вы считаете сбылись мечты матери?

-Как вы думаете, что чувствовала мать, видя перемены в сыне?

Ребята, как могла повлиять смерть матери на сына?

Я чувствовал страшную потребность рассказать ему все о своей матери, о нашей замечательной жизни до последних двух лет, о том, как я мучил ее и потерял. Слушая меня, Олег становился все строже и суровее, один раз он сквозь зубы процедил: «Подлец!» А я, рассказывая, вдруг ясно понял, что для того, чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить,- это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться. Я понял это слишком поздно.

К какому типу вы бы отнесли этот текст?

Какова тема текста?

Какова идея?

Задание для самостоятельной работы:

Озаглавьте текст

Выполните морфологический разбор выделенного прилагательного.

(Учащиеся выполняют задание, звучит музыка)

Взаимопроверка.

- Итог урока.

Чему вы научились на уроке?

Что вы для себя взяли из текста?

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Моя любимая мама», используя прилагательные. Два прилагательных выписать и выполнить морфологический разбор.

Самоанализ урока русского языка в 6 классе.

Тема: « Морфологический разбор имени прилагательного»

Данный урок комбинированный, так как при его проведении сочетаются различные цели и виды учебной работы и в частности, работа над пройденным материалом, усвоением; осмыслением новой темы, выработка практических умений и навыков.

Урок проводился в 6 классе, для основной его части характерен средний уровень подготовки.

Можно выделить 3 основные задачи, которые решались на уроке:

образовательная- помочь учащимся усвоить правила морфологического разбора имени прилагательного; обобщить ранее изученный материал;

развивающая – способствовать развитию у учащихся познавательного интереса, речи, умения определять морфологические признаки имени прилагательного;

воспитательная- способствовать воспитанию заботливого и уважительного отношения к матери.

Выбранная структура урока была более рациональной для решения поставленных задач.

Рассмотрим более подробно структуру урока.

    Оргмомент. Суть его – психологически настроить класс на рабочий лад, возбудить у них внимание и активное отношение к познавательной деятельности.

    Постановка цели урока – повторить сведения об имени прилагательном, дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении.

Урок был начат с теоретической разминки, цель которой проверить теоретические знания по прилагательному.

Проведена орфографическая диктовка с целью проверки орфографических навыков учащихся, по ранее изученному материалу.

Распределительный диктант проводился с целью повторения разрядов прилагательных.

    Этап усвоения новых знаний: ответы на вопросы учителя, переход к изучаемому материалу. Затем было самостоятельное прочтение теории учащимися в учебнике.

    Закрепление знаний происходило при выполнении задания. Затем была проведена работа с текстом, по которому также было подготовлено задание. Был сделан вывод по уроку.

    Домашнее задание дано с последующим пояснением его выполнения. Было рационально выделено место для всех этапов урока.

В объяснении новой темы были использованы словесный и наглядный методы организации и осуществления учебной деятельности, использовались элементы технологии критического мышления на этапе, предшествующем усвоению нового материала и при закреплении.

По характеру управления учебной работы: работа под руководством учителя, применялся фронтальный опрос, как метод устного контроля и самоконтроля, взаимопроверка и самопроверка.

Формы организации обучения- комбинированный урок.

Контроль усвоения знаний, умений, навыков был проведён в виде практического выполнения письменных заданий,

Были выявлены качество и полнота усвоения материала.

Были использованы средства наглядности: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник.

За счёт доступного объяснения материала, использования наглядных средств обучения обеспечивалась хорошая работоспособность учащихся на уроке, которая поддерживалась благодаря перемене видов деятельности.

Хорошая психологическая атмосфера достигнута с помощью ровных, доброжелательных отношений, сложившихся между учителем и учениками. Использовались методы одобрения, поддержки, контроля.

Продуманность, логическая обоснованность всех этапов урока, использование музыкального оформления позволили поддерживать высокую активность учащихся, интерес к уроку и дисциплину.

Учитель русского языка и литературы: Никоненко Г.А.

Приложение.

Орфографическая разминка.

Холщ..вый, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой.

Орфографическая разминка.

Холщ..вый, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой.

Орфографическая разминка.

Холщ..вый, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой.

Орфографическая разминка.

Холщ..вый, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой.

Орфографическая разминка.

Холщ..вый, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой.

Орфографическая разминка.

Холщ..вый, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой.

Текст.

Мать моя была худенькая маленькая женщина с очень мягким и веселым характером. Ее все любили. А она любила меня, для меня жила и работала.

Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился. Она мечтала, что у меня будет сильный характер, и что я буду писателем.

Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили.

Я стал вести самостоятельную жизнь. Это выражалось в том, что я поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в глаза.

После школы я в институт не попал, так как, ведя самостоятельный образ жизни, в сущности, не занимался. Я пошел работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку.

Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я, видя ее каждый день, этого не замечал, вернее, не хотел замечать.

Так прошел год, наступила весна, и мать стала уговаривать меня готовиться к экзаменам. Я понимал, что она права, но у меня было маловато воли. Наступил май. Встретил я его хорошо. Третьего я уехал с ребятами за город. Уезжая, забыл оставить матери записку, что не приду ночевать.

Пришел домой я четвертого после работы, но ее уже не застал: она умерла третьего вечером, когда в квартире никого не было.

На втором курсе я очень подружился с одним студентом. Олег был серьезным и добродушным парнем. Глядя на него, я думал, что он понравился бы моей маме

Я чувствовал страшную потребность рассказать ему все о своей матери, о нашей замечательной жизни до последних двух лет, о том, как я мучил ее и потерял. Слушая меня, Олег становился все строже и суровее, один раз он сквозь зубы процедил: «Подлец!» А я, рассказывая, вдруг ясно понял, что для того, чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить, это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться. Я понял это слишком поздно.

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с правилами морфологического разбора имени прилагательного;
  • развивать умение определять морфологические признаки имени прилагательного;
  • воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование:

  • Карточки дифференцированных заданий,
  • Карточки (пазлы) личного учёта,
  • Компьютерный класс.

Оформление:

  • таблица "Порядок морфологического разбора имени прилагательного",
  • таблица "Дерево знаний",
  • этапы урока в виде карточек на доске,

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока "Морфологический разбор имени прилагательного". Сегодня мы повторим то, что уже знаем по теме "Имя прилагательное" и узнаем, как морфологически разбирается имя прилагательное. Для этого мы с вами совершим увлекательное космическое путешествие. Посмотрите, пожалуйста, какие этапы нам для этого нужно пройти:

  1. "Подготовка к полёту"
  2. "Взлёт ракет"
  3. "Работа в открытом космосе"
  4. "Возвращение на Землю"
  5. "Адаптация космонавтов"

1-й этап: "Подготовка к полёту". Игра "Дерево знаний".

К сегодняшнему уроку наша зимняя ёлочка готова нарядиться, а вот какие это будут шары, зависит от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы.

Вы знаете, что если ответите на "5", на ёлочке появится яркий красный шарик, на "4" - жёлтый, на "3" - зелёный, на "2" - синий.

Вопрос - прогноз:

Какой вы видите нашу ёлочку?

Давайте в этом убедимся.

(Дети срывают листочки, читают вопросы, отвечают. На дереве появляются игрушки)

Посмотрите на "дерево знаний". Красиво оно? Сколько на нём ярких шаров? О чём это говорит?

Да, верно, вы неплохо усвоили теоретический материал.

Закрасьте первый пазл.

2-й этап: "Взлёт ракет".

Повторили теорию, переходим к практике. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока.

Наши ракеты на старте. Чтобы мы успешно взлетели, необходимо выписать словосочетания (сущ. + прил.) из предложенного материала.

Карточка 1:

Расположиться на ночлег, в пламени огня, свинцовые пули, мамино письмо, замирать от восхищения, радостное событие, раскидистый дуб, ваза на столе, верблюжий горб, тихий голос, закрыть книгу, городской житель, вчерашняя газета.

Вспомним разряды имён прилагательных по значению, распределив их по отсекам ракеты.

Молодцы, справились.

Закрасьте второй пазл.

Карточка 2:

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Я шел по узк_ тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнат_ бел_ ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю т_жел_ хлопьями. Долго еще др_жала в морозн_ воздухе снежн_ пыль.

(По Г.Скребицкому)

Поработаем у доски. Выполним морфемный разбор слова:

морозном (воздухе)

Выполним разбор словосочетания: снежная пыль.

Предлагаю вспомнить морфологический разбор имени существительного: по тропинке.

Закрасьте третий пазл.

3-й этап. Мы приступаем к ответственному этапу нашего путешествия "Работа в открытом космосе". Попрошу вас занять места у компьютеров. Презентация (показ слайдов).

4-й этап: "Возвращение на Землю". Наступил долгожданный момент. Чтобы ракеты быстро и без препятствий возвратились на Землю, необходимо закрепить полученные в космосе знания. (Приложение 1 ). Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 122, найдите упр.302. Предлагаю выполнить морфологический разбор имен прилагательных из этого упражнения.

Закрасьте четвёртый пазл.

5-й этап: "Адаптация космонавтов". По трассе мы успешно приземлились. Чтобы адаптироваться на Земле, необходимо получить домашнее задание. Все учащиеся получают (карточка 3).

Карточка 3:

Отрывок из стихотворения Р.Горской и Э.Барковой "Я мечтаю":

Я мечтаю о звёздных полётах,
Намечаю маршруты путей,
Межпланетным я стану пилотом,
Только б вырасти мне поскорей,
Всё о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовёт.
Знаю я, что минута настанет -
В дальний рейс поведу самолёт.

Задание: произвести синтаксический разбор предложения "Небо синее ласково манит и к бескрайним просторам зовёт", выполнить морфологический разбор двух прилагательных.

Наш урок закончился.

Посмотрим на пазлы. Результат задания "рисунок-пазл" очевиден (выставление оценок).

К доске пойдет Марха, Давайте запишем предложение

Над окном кирпичного дома было гнездо заботливой ласточки. (повеств., невоскл., простое, распр)

Назовите прилагательные из данного предложения

Молодцы!

Мы с вами говорили об очень важной особенности имени прилагательного. Без чего прилагательное не может существовать.

А имя существительное и имя прилагательное что такое?

Какой раздел науки русского языка изучает части речи?

Как вы думаете какая у нас сегодня тема урока

Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с… С алгоритмом морфологического разбора Им. прил.

Мы узнаем… Новое об им. прил.

Мы вспомним… роль имен прилагательных в речи

Мы будем уметь… находить в тексте имена прилагательные

Выпишите первое словосочетание прилагательное + существительное из нашего предложения

А теперь откройте учебник на странице 22 и познакомимся с устным морфологическим разбором имени прилагательного.

Ну что справимся с этой работой?

Хорошо! Вика идем к доске давай попробуем сделать с тобой письменный разбор имени прилагательного словосочетания которое мы уже записали

Кирпичного (дома) – прил.

1 Дома (какого?) высокого

Н.ф - высокий

11 Пост.- относит.: непост – Р. П. ед. ч. м. р.

111 Дома (какого?) высокого

Молодец! Садись

В нашем предложении было еще прилагательное, выпишите его вместе с существительным к которому оно относится. Идем Злата к доске

Заботливой (ласточки)- прил

1Ласточки (какой) заботливой

Н.ф - заботливый

11 Пост.- качеств.: непост – Р. П. ед. ч. ж. р.

111 Ласточки (какой) заботливой

Молодец! Садись

- «Найти половинку»

Всякому мила³ а плод его сладок.

Глупа та птица, своя сторона.

Корень учения горек, которой гнездо своё не мило.

Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Ваша задача соединить одну половинку из одного столбика и вторую половинку из другого столбика, так чтобы получилась пословица.

К доске пойдет

Как звучит первая пословица?

Всякому мила своя сторона.

Есть ли в этом предложение имя прилагательное?

Что можно сказать про него?

Можем ли мы сделать морфологический разбор краткого прилагательного?

Тогда делаем

Мила (сторона) - прил

1Сторона (какова?) мила

Н.ф. - милый

11 Пост.- качеств. непост – краткая форма И. П. ед. ч. ж. р.

111Сторона (какова?) мила

Теперь самостоятельно сделайте разбор прилагательного из второй пословицы

Закончили? Молодцы!

А теперь посмотрите на столе у каждого из вас есть карточки, вам необходимо закончить предложения, дописав имена прилагательные

    Допишите предложения.

Ремешок узкий, а пояс ______________ .
Ручей мелкий, а пруд _______________ .
Сарай низкий, а дом ________________ .
Молоко жидкое, а сметана ___________ .
Пух лёгкий, а камень ________________ .
Хороша верёвка длинная, а речь __________ .