Кто открыл гробницу фараона тутанхамона. Гробница Тутанхамона. История. Описание. Что нового ученые узнали о Тутанхамоне

В 1923 году сначала в английских, а затем в газетах многих других стран появились заголовки «Величайшее открытие в Фивах», «Несметные сокровища Египта», «Тутанхамон появляется из небытия».

«Запалом» этой сенсации стала найденная 6 ноября 1922 года в Долине царей нетронутая гробница одного из самых загадочных египетских фараонов — Тутанхамона.

Кто этот фараон, о котором заговорил весь мир? Что знали о нем до раскопок его погребения?

Известно, что Тутанхамону было всего девять лет, когда он вступил на престол, и восемнадцать, когда он скончался. От периода его правления до нас дошло немного памятников, да и то часть из них, как оказалось, были «переписаны на свое имя» последующими фараонами. Из письменных источников, дошедших до наших дней, самым значительным и наиболее интересным для историков был коронационный декрет Тутанхамона, начертанный на плите в большом храме бога Амона в Карнаке:

«Когда его величество вступил на престол, как царь, храмы всех богов и богинь от Элефантины до болот Дельты пришли в упадок, их святилища обезлюдели и превратились в развалины, заросли травой, их часовни перестали существовать и сделались местом, по которому ходят. Земля перевернулась вверх дном, и боги отвернулись от нее... Но когда мое величество поднялся на трон отца и начал править страной, Черная земля и Красная земля (то есть Египет и Ливия) находились под его наблюдением», тогда, как говорится далее, царь посоветовался со своим сердцем, повелел открыть храм Амона в Фивах, храмы всех других богов во всех городах Египта, вернуть им все владения и сокровища и назначить жрецов в каждый храм.

Этот декрет подводит итог одному чрезвычайно бурному событию в египетской истории.

В XIII веке до нашей эры на египетский престол вступил фараон Аменхотеп IV. Еще до его царствования между жречеством Амона и фараонами отношения были весьма обостренными. Жрецы Амона проводили идею о том, что фараоны одерживают победы над врагами благодаря Амону. Это снижало значение фараона, ставило царя в зависимое от жрецов положение и в конце концов привело к открытому конфликту: Аменхотеп провозгласил единым богом Египта бога Атона в образе солнечного диска с расходящимися во все стороны лучами. Каждый луч оканчивался рукой, держащей знак «анх», то есть жизнь. Так символически изображалось, что единственный податель жизни бог Атон, а вместе с ним и царь, так как понятие «царь» и «бог» было отождествлено. Аменхотеп переменил свое имя, которое означало «Амон доволен», на Эхнатон — «Благой для Атона». Он перенес столицу из Фив во вновь выстроенный город на берегу Нила, назвав его Ахет-Атон («Небосклон Атона»). Эхнатон окружил свой двор и храм людьми из незнатных родов и повелел закрыть храмы всех остальных богов.

Старая знать и потерявшие власть жрецы низверженных божеств вынуждены были подчиниться деспоту, но не смирились и ждали удобного случая, чтобы вернуть былое могущество.

Этот случай наступил после смерти Эхнатона и очень краткого правления его преемника Сменхкара, который умер почти сразу после вступления на престол. И тогда трон занял девятилетний царь, имя которого было выдержано в традиции эхнатоновской реформы — Тутанхатон, что означало «Живая статуя Атона». Бывший царедворец Эхнатона Эйе, который стал фактическим правителем Египта при царе-мальчике, очень быстро нашел контакт ее старой знатью и жречеством, и прежняя религия вскоре была восстановлена. Об этом и говорится в декрете нового царя, который стал называться Тутанхамон — «Живая статуя Амона».

Однако, несмотря на то, что правление Тутанхамона засвидетельствовано документами, его гробница не была найдена, хотя в Долине царей (так называют место, где сосредоточены царские погребения, на западном берегу Нила, в районе Фив) проводились многочисленные раскопки.

Но английский археолог Говард Картер был уверен, что могила Тутанхамона находится там.

В 1915 году Картер получил концессию на раскопки в этой долине. В течение долгих семи лет — семи раскопочных сезонов — шла работа.

В сегодняшнем выпуске «Курьера «Вокруг света» читатель познакомится с отрывками из полевых дневников Картера о заключительном этапе раскопок. Дневники эти были опубликованы в английской печати в 1972 году. (Часть этих записей Картер использовал в своей книге «Гробница Тутанхамона», изданной вскоре после его раскопок. Русский перевод этой книги вышел в 1959 году очень небольшим тиражом, и книга давно уже стала библиографической редкостью.)


Я приехал в Луксор 28 октября 1922 года и к 1 ноября, завербовав нужных мне рабочих, был готов к началу сезона. Наши прошлые раскопки кончались у северо-восточного угла гробницы Рамзеса VI, и отсюда я стал рыть к югу — по направлению к баракам рабочих, наскоро сколоченным тремя футами выше скального основания.

Когда я на следующее утро прибыл к раскопу, меня встретила необычная тишина: работы были приостановлены, и я понял, что случилось что-то из ряда вон выходящее. Под первой же лачугой обнаружили крутой ход в скале.

Мы не могли быть первыми...

С нетерпением наблюдал я, как одна за другой появляются ступеньки ведущей вниз лестницы. Наконец, когда солнце уже садилось, на уровне 20-й ступеньки открылась верхняя часть замурованной и опечатанной двери. Я обследовал печать, но никакого имени на оттиске не обнаружил, можно было только разобрать, что это хорошо известная печать царского некрополя: шакал и девять пленников.

Днем 24 ноября вся лестница была расчищена, и мы смогли должным образом обследовать запечатанную дверь. Нижняя часть печати была гораздо четче — можно было разобрать имя «Тутанхамон». Если мы нашли — а это казалось весьма вероятным — могилу этого таинственного монарха, чье пребывание на троне совпало с одним из наиболее интересных периодов египетской истории, у нас были достаточные основания для того, чтобы поздравлять друг друга. Но...

Теперь, когда вся дверь была на виду, стало ясно, что ее уже вскрывали — в ней было два заново замурованных и опечатанных отверстия, причем та печать, которую мы увидели первой — шакал и девять пленников, — покрывала эти отверстия, а печать Тутанхамона находилась на нетронутой части двери.

Следовательно, до нас здесь побывали грабители — и не однажды. Оставалась надежда, что они не опустошили ее окончательно.

Утром 25-го мы вскрыли дверь. За ней начинался ведущий вниз проход той же ширины, что и лестница, около 7 футов в высоту, доверху забитый осколками камней.

Разбирая проход, мы находили глиняные черепки, куски штукатурки, алебастровые кувшины, целые и битые, разноцветные керамические вазы, многочисленные осколки других предметов и бурдюки — в последних, наверное, хранили воду, нужную для замуровывания дверей. Это были улики ограбления...

Волнение

26 ноября был самым чудесным днем в моей жизни, и вряд ли еще когда-нибудь доведется мне пережить такой.

Утренние работы продвигались медленно: мы боялись упустить, проглядеть хотя бы один предмет в грудах мусора. К полудню мы наткнулись на вторую запечатанную дверь — почти точную копию первой. Эта дверь была 30 футами ниже уровня входа.

Отпечатки менее четкие, чем в первом случае, но все равно можно было различить печати Тутанхамона и царского некрополя.

Дрожащими руками я проделал крошечное отверстие в верхнем левом углу. Железный зонд, который я туда просунул, ничего не встретил на своем пути — за дверью было пусто. Мы проверили, не содержит ли вырывающийся из отверстия воздух горючие гады, и я заглянул.

Сначала я ничего не увидел, так как поток воздуха заставлял пламя свечи трепетать, но когда глаза привыкли к неровному свету, детали внутреннего убранства стали постепенно выступать из мглы: странные звери, статуи — и золото. На всем лежал его отблеск. На мгновение — оно, наверное, показалось вечностью для стоявших рядом — я онемел от изумления, и когда лорд Карнавон, не в силах больше выносить неопределенности, спросил: «Вы видите что-нибудь?», я мог только сказать: «Да, прекрасные вещи».

Потом, расширив отверстие для того, чтобы мы оба могли заглянуть, мы просунули внутрь электрический фонарик.

Опечатано

Мне кажется, многие археологи могут признаться в чувстве благоговейного ужаса, почти смятения, когда они входят в помещение, закрытое и замурованное много веков тому назад. Три тысячи, может быть, четыре тысячи лет прошло с тех пор, когда нога человека в последний раз ступала по полу, на котором вы сейчас стоите, и приметы прежней жизни, окружающие вас, — миски, наполовину наполненные строительным раствором, которым замуровывали двери; отпечаток пальца на свежеокрашенной поверхности; погребальный венок — говорят, что все это могло происходить чуть ли не вчера.

Постепенно сцена прояснилась, и мы могли различить отдельные объекты. Прямо против нас стояли три огромных позолоченных ложа, их боковины были сделаны в виде животных, и головы чудовищ отбрасывали гротескно искаженные тени. Наше внимание приковали две находящиеся справа статуи — одинаковые черные фигуры фараона, стоящие друг против друга как часовые, в золотых передниках и сандалиях, с булавами и жезлами, со священной коброй на лбу.

Эти предметы мы разглядели первыми.

Между ними, вокруг них, наваленные на них в беспорядке лежали разрисованные и инкрустированные ларцы; алебастровые вазы для благовоний, покрытые ажурной резьбой; букеты цветов; кровати; кресла; груды странных белых коробок овальной формы; лампы совершенно неожиданных конструкций.

Внизу, на самом пороге комнаты лежала прекрасная лотосообразная полупрозрачная алебастровая ваза, слева — груда разобранных на части колесниц, сверкающих позолотой; из-за них выглядывала портретная статуя фараона.

Наконец до нас дошло, что во всей этой мешанине не было и намека на саркофаг или на мумию.

Постепенно мы поняли, в чем дело. Между двумя черными статуями-часовыми была еще одна запечатанная дверь. То, что мы видели, было передней комнатой, а за охраняемой дверью должна находиться другие помещения, может быть, целая анфилада, и в одном из них мы, возможно, найдем мумию фараона во всех великолепных одеяниях смерти.

Мы вошли...

Наутро мы разобрали дверь и вошли в гробницу.

Надо было составить точное описание и сфотографировать все содержимое передней в нетронутом виде; к тому же, прежде чем вскрывать следующую дверь, необходимо было все разобрать.

Впечатление поистине поразительное. Здесь, тесно прижатые друг к другу, лежали десятки предметов, любой из которых мог полностью вознаградить целый сезон раскопок. Одни были хорошо знакомы нам, другие казались новыми и необычными. Ни один из нас не мог даже предполагать, что такое множество вещей окажется в таком хорошем состоянии.

Деревянный ларец, одна из наиболее художественно ценных находок гробницы, расписанный охотничьими и батальными сценами, восхитительное маленькое кресло с подлокотниками из черного дерева, слоновой кости и золота, позолоченный трон, который я без колебания могу назвать самой прекрасной, вещью, когда-либо найденной в Египте. Маленький ковчег с шитым золотом саваном, на котором в трогательно-наивной манере изображена чета правителей.

И, самое главное, на всех более или менее крупных вещах стояло имя Тутанхамона.

Разграблено

Взволнованно переходя от одного предмета к другому, мы сделали новое открытие. За стоявшим в южном углу ложем было небольшое правильной формы отверстие в стене — еще одна замурованная дверь, еще один след ограбления.

Значит, мы действительно не были первыми. Перед нами другая комната, меньше, чем первая, но еще более t забитая вещами.

Состояние, в котором находился этот внутренний покой (названный в конце концов боковым), просто невозможно описать. В передней комнате, видимо, пытались хоть как-то навести порядок после визита грабителей, зато здесь все было перевернуто вверх дном — воры действовали торопливо, хотя и методично. На полу не осталось ни одного свободного дюйма. Здесь были прекрасные вещи — расписной ларец, столь же изящный, как и тот, что мы нашли в передней; прелестные алебастровые и фаянсовые вазы; игральная доска из слоновой кости, покрытая резьбой и росписью.

Непредвиденные обстоятельства

Жизнь превратилась в ночной кошмар. Передняя комната была настолько забита вещами, что, вытаскивая одну, мы подвергали соседние риску быть поломанными. Да и кто мог сказать наверняка, что тот или иной предмет не сломается под тяжестью собственного веса. Некоторые были в прекрасном состоянии — такие же прочные, как и в день изготовления, зато другие выглядели весьма сомнительно.

Здесь, например, были вышитые бисером сандалии, в которых полностью сгнили нитки. Одна рассыпалась, едва я к ней прикоснулся, и в руках осталась только горсть ничего не значащих бусинок. В этом случае требовалось особое обхождение — спиртовка, немного парафина, час или два на то, чтобы парафин застыл — и со второй сандалией можно было обращаться довольно свободно.

Помещение очень пострадало от просачивающейся сквозь известняковые стены влаги — она не только покрыла все желтоватым налетом, но и превратила все кожаные предметы в густую черную массу.

Приходилось работать медленно, мучительно медленно, и все это очень нервировало, так как каждый понимал, какую ответственность он несет.

Любой мало-мальски сознательный археолог чувствует эту ответственность. Вещи, которые он находит, не являются его собственностью, и он не может распоряжаться ими по своему усмотрению. Они — прямое наследие прошлого настоящему, а археолог — лишь облеченный определенными привилегиями посредник, сквозь руки которого это наследство проходит; и если он по неосторожности, небрежности или невежеству утратит часть информации, которую это наследие несет, он виновен в совершении величайшего археологического преступления.

Разрушить свидетельства прошлого очень легко, но эти разрушения необратимы.

Семь недель понадобилось на то, чтобы разобрать переднюю комнату, и, слава богу, мы ничего не повредили.

А за это время информация об открытии распространилась со скоростью лесного пожара, и за границей появились самые фантастические сообщения о нем; но одна версия получила наибольшее признание среди местных жителей — будто три аэроплана приземлились в долине и, нагруженные сокровищами, отбыли в неизвестном направлении.

За дверью

К середине февраля 1923 года наша работа над передней комнатой была завершена. Каждый дюйм пола тщательно обследован, и почва просеяна — ни одна бусинка, ни один кусочек мозаики не должен был пропасть, и теперь здесь голо и пустынно. Наконец-то мы готовы к проникновению в тайну опечатанной двери.

Между нами и тем, что находилось за этой дверью, лежали столетия, и руки мои дрожали, когда я наносил первый осторожный удар по штукатурке. Искушение заглянуть внутрь было настолько велико, что как только я проделал небольшое отверстие, я не смог удержаться и посветил туда электрическим фонариком.

Перед нами открылось удивительное зрелище — на расстоянии ярда от двери была стена, закрывающая вход в помещение. По виду, она была сделана из чистого золота.

Когда убрали последние камни, все стало на свои места. Мы стояли на пороге погребальной камеры фараона, и стена, которая преграждала наш путь, оказалась стенкой огромного позолоченного футляра, в котором находился саркофаг. Настолько огромным было это сооружение (как мы потом установили — 17 футов на 11 и 9 футов в высоту), что оно занимало почти всю площадь камеры и немного не доходило до потолка. Сверху донизу футляр был покрыт золотом, а по бокам находились панели из блестящего синего фаянса с мозаичными изображениями различных символов — они должны были обеспечивать крепость и сохранность футляра.

Закрыто на засов

Стены погребальной камеры — в отличие от передней — были покрыты различными рисунками и надписями, выполненными ярчайшими красками, но несколько торопливо и небрежно.

Побывали ли воры и здесь и не повредили ли они мумию фараона? На восточной стороне футляра были большие створчатые двери, закрытые на задвижку, но печати на них не стояло, и это, казалось, могло служить ответом на наш вопрос.

Мы отодвинули задвижки из черного дерева, и двери растворились так легко, как будто ими пользовались только вчера. За ними — второй футляр, точная копия первой, только без мозаичных панелей. В ней были такие же закрытые на задвижку двери, но на них стояла нетронутая печать — имя Тутанхамона и шакал, лежащий над девятью врагами Египта. Над футляром нависал льняной покров производивший тягостное впечатление. Его поддерживали изящные деревянные карнизы, и он был весь расшит блестками, но от времени стал бурым и во многих местах прорвался под тяжестью прикрепленных к нему позолоченных бронзовых маргариток.

Только глядя на этот покров, мы осознали, что находимся рядом с мумией фараона. Нетронутая печать на двери второго футляра говорила, что грабители не проникли туда и не повредили мумию.

Значит, мы будем первыми, кто ступил в усыпальницу юного фараона с тех пор, как 3300 лет назад он нашел здесь вечный покой.

Мы наконец обрели то, о чем и мечтать не могли, — абсолютное проникновение в погребальные обряды, которым следовали во времена фараонов.

А в дальнем конце погребальной камеры нас ждал следующий сюрприз — низенькая дверь вела в еще одно помещение — меньшее, чем предыдущие, и не такое высокое. Достаточно было беглого взгляда, чтобы понять — здесь, в этой маленькой комнатке, находились самые ценные сокровища гробницы.

Напротив двери, у стены, стоял самый прекрасный надгробный памятник, который я когда-либо видел, — настолько прекрасный, что у меня захватило дух от удивления и восхищения. Большой позолоченный балдахин почти достигал потолка, который был тоже полностью покрыт золотом. Перед балдахином стояли статуи четырех богинь смерти с протянутыми в предостерегающем жесте руками — позы их были так естественны, а на лицах была написана такая боль и сострадание, что казалось кощунством на них смотреть.

Несомненно, под балдахином были сосуды, в которых содержались внутренности умершего фараона.

В комнате была еще масса замечательных вещей — фигура бога-шакала Анубиса, а за ним — голова коровы на подставке — символы загробного мира. У южной стены комнаты лежало бесчисленное множество черных ковчегов со створчатыми закрытыми и запечатанными дверцами. Только один был открыт — в нем находилась статуэтка Тутанхамона, стоящего на черном леопарде.

В центре комнаты, слева от Анубиса и коровы, стоял ряд великолепных ларцов. Открыв один из них, мы увидели опахало из страусовых перьев с ручкой из слоновой кости — веер прекрасно сохранился. Здесь были и полностью оснащенные модели парусных лодок, а у северной стены стояла еще одна колесница.

Сколько времени занял наш поверхностный осмотр гробницы, я не знаю... Но каждый из нас, переступая порог погребальной камеры, протестующе взмахивал руками — невозможно было поверить, что все увиденное существует на самом деле.

Открываем саркофаг

В течение всего второго сезона мы разбирали стену, отделяющую погребальную камеру от передней комнаты, и демонтировали позолоченные погребальные футляры. Их оказалось четыре — один в другом.

В промежутках между футлярами мы нашли пару великолепных вееров, многочисленные луки, стрелы и парадные булавы, но, пожалуй, лучше всего были серебряные и золотые жезлы, увенчанные крошечными фигурками юного монарха, — видно было, что они сделаны рукой большого мастера.

Эта кропотливая работа заняла восемьдесят четыре дня.

После того как мы сколотили подмостки и установили подъемное устройство, места в камере осталось совсем немного. Мы сталкивались лбами, прищемляли пальцы, пробираться можно было только ползком.

Но мы были более чем вознаграждены за все эти неудобства. Разобрав последний футляр, мы увидели крышку огромного — 9 футов в длину — саркофага из желтого кварцита. Крышка была цела и лежала на том же месте, где ее оставили много веков назад.

Мы увидели это надгробие — истинный шедевр среди всех ему подобных. Для нас наступил момент наивысшего волнения: как же выглядит фараон?

Установили подъемник. Я отдал приказ. Среди напряженного молчания огромная плита весом более тонны с четвертью поднялась со своего места. Свет проник в саркофаг. Крышка повисла в воздухе, один за другим мы отвернули льняные покровы, и когда сняли последний, раздался изумленный вздох — всю внутренность саркофага занимал золотой рельефный портрет молодого фараона.

Портрет оказался крышкой замечательного гроба, повторявшего очертания человеческой фигуры. Он был 7 футов в длину, и внутри него, безусловно, находилось еще несколько гробов, скрывавших останки фараона.

Весь гроб был покрыт блестящей позолотой, а лицо и руки — позолотой тусклой, с примесью. Это прекрасно передавало всю безысходность смерти. На лбу фараона-мальчика лежали две эмблемы — Кобра и Ястреб — символы Верхнего и Нижнего Египта; но наиболее трогательной в своей человеческой простоте была обвивающая символы гирлянда цветов, — как нам хотелось думать, это был последний привет от девочки-вдовы юного правителя «Двух царств».

Среди царского великолепия, среди блеска золота ничего не было прекраснее этих нескольких засохших цветов, все еще сохраняющих свои краски и оттенки.

Мумия фараона

Из передней вынесли всю ее замечательную обстановку, из погребальной камеры убрали золотые футляры, и в ней остался только открытый саркофаг с несколькими гробами, все еще хранящими свою тайну. Задача, которая теперь стояла перед нами, — открыть крышку внешнего гроба, не вынимая его из саркофага.

Крышка отошла довольно легко, и под ней был второй гроб, тоже повторяющий очертания тела. Он был покрыт тонким льняным покрывалом, сильно потемневшим и обветшавшим. На покрывале лежали гирлянды оливковых и ивовых листьев, лепестки голубого лотоса и васильков. Нам предстояло решить, как лучше распорядиться вторым гробом. Трудности возникли, во-первых, из-за глубины самого саркофага, а во-вторых, из-за плохого состояния внешней оболочки и второго гроба, так что вынимать их можно было только вместе.

Несмотря на огромный вес — тонна с четвертью, они были успешно подняты чуть выше уровня крышки саркофага, и здесь под них подвели деревянные бруски.

А внутри находился третий гроб, главные детали которого были спрятаны под тесно прилегающим красноватым покрывалом. Открыта только отполированная золотая маска, вокруг шеи и на груди лежал замысловатый воротничок из бус и цветов, а под головной убор было вложено льняное полотенце.

Я убрал цветочный воротничок и льняные покрывала. Поразительный факт! Весь гроб, 6 футов 1 ? дюйма в длину, был отлит из чистого золота. Загадка огромного веса, над которой мы до сих пор ломали голову, разрешилась. Третий гроб с трудом могли поднять восемь сильных мужчин.

Только когда мы перенесли его, в оболочке второго, в переднюю, где было просторнее, мы поняли, наконец, всю значительность происходящего: гроб был искусно отлит из чистого золота толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметров.

Какое огромное богатство было захоронено вместе с этими древними фараонами!

Детали орнамента скрыты под черным блестящим слоем — остатками жидких мазей, которыми, без сомнения, обильно поливали гроб. В результате он прочно приклеился к стенкам второго гроба, и мы решили поднять крышку и обследовать содержимое, прежде чем будут приняты какие-либо решительные меры. К счастью, соединительная линия между крышкой и гробом была видна, и мы с трудом приподняли ее за золотые ручки.

Перед нами, занимая все внутреннее пространство золотого гроба, лежало то, что осталось от юного фараона, — аккуратно и тщательно сделанная мумия, покрытая мазями, окаменевшая и потемневшая от времени. В целом мрачному и тяжелому впечатлению противоречила прекрасная золотая маска, покрывающая лицо и грудь фараона.

Мумия символизировала бога Озириса. Чеканная золотая маска, уникальный образец древнего портретного искусства, выражала печаль и спокойствие, заставлявшие задуматься о юности, так преждевременно отданной смерти.

Г. Картер

Перевела с английского Н. Рудницкая


Каково же значение открытия гробницы Тутанхамона для египтологии?

К сожалению, письменных памятников, литературных и исторических, там не оказалось. А религиозные тексты обычного содержания, связанные с заупокойным культом, ничего нового не прибавили к тому, что уже давно известно. Поэтому с исторической точки зрения значение этой находки невелико. Зато для истории искусства здесь оказалось очень много материала. Статуи фараона, золотая маска мумии и лица на трех саркофагах являются точными портретами Тутанхамона. Благодаря этому стало возможным установить принадлежность Тутанхамону нескольких статуй, «узурпированных» последующими фараонами, например, Хоремхебом, который стер имя Тутанхамона на статуе и написал свое. Очень много нового дали памятники художественного ремесла, в огромном количестве заполнявшие все помещения гробницы. Они значительно расширили знания в этой области. Кроме того, чрезвычайно важным оказался факт, что искусство времен Тутанхамона оказалось связующим звеном между искусством Амарны (так называется период правления Эхнатона по имени селения Тель-эль-Амарна — месту, где археологами была найдена столица Ахет-Атон) и последующим периодом.

Не дала гробница Тутанхамона и ответов на вопросы, связанные с загадочной судьбой самого Тутанхамона. Мы так и не знаем, чьим сыном был мальчик-фараон. Неясно даже — отчего так рано окончилась его жизнь? Почему его гробница заполнена сокровищами, отличается от обычных царских склепов и производит впечатление вырубленной в короткий срок? Не предназначалась ли усыпальница, где похоронен Эйе, первоначально для Тутанхамона? Старик Эйе, женившийся на вдове Тутанхамона, почти девочке, вступил на престол после смерти юного царя. Здесь можно предполагать многое. Возможно, Тутанхамон скончался внезапно и его гробница была еще не достроена, поэтому, пока бальзамировали его тело, срочно вырубили для него усыпальницу, не придерживаясь обычных канонов для царских склепов.

Вообще о судьбе Тутанхамона существует много гипотез, но пока ни одна из них не подтверждена достаточно обоснованными фактами.

Обследование мумии позволило точно определить возраст Тутанхамона. Он совпал с данными историческими — ему было 18—19 лет, его конечности не вполне окостенели, в местах соединения видны еще хрящи, которые исчезают к 20 годам. Кроме того, рентгеновское просвечивание мумии не дало других существенных результатов; следов болезни, от которой мог умереть юноша, не обнаружено. За ухом у мумии оказался след глубокой ранки неизвестного происхождения. Анализ крови Тутанхамона и Сменхкара, правившего до Тутанхамона, женатого на старшей царевне, показал, что у обоих одна и та же группа. При этом некоторое сходство их лиц, судя по портретной скульптуре, позволяет считать их близкими родственниками — возможно, даже братьями. Но, повторяю, кто был отцом Тутанхамона, остается неясным. Одни считают его сыном Аменхотепа III, то есть братом Эхнатона. Этой версии придерживается египтолог Ноблекур в своей книге «Жизнь и смерть одного фараона», но эта книга похожа скорее на исторический роман, чем на серьезное научное исследование.

Таинственной остается и смерть царя. Неизвестно, умер ли он своей смертью или насильственной. Можно без конца фантазировать на эту тему. Но узнаем ли мы когда-нибудь истину?

Р. Рубинштейн, кандидат исторических наук

Открытие гробницы Тутанхамона December 18th, 2015

1923 год. Лорд Карнарвон, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Вот были времена! Искатели сокровищ и приключений делали открытия и первыми проникали в веками закрытые сокровищницы и гробницы. Мы уже с вами изучали, что это за , а так же есть мнение, что

Но сейчас я хочу вам показать уже знаменитые в интернете исторические фотографии вскрытия гробницы Тутанхамона.

В 1907 году египтолог и археолог Говард Картер был нанят Джорджом Гербертом, 5-м графом Карнарвоном, для наблюдения за раскопками в египетской Долине царей. Ученый сумел создать себе хорошую репутацию, скрупулезно описывая и сохраняя открытия.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена
целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

«Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота.» Говард Картер.

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона.


Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывалась древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы, в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.

Эти фотографии, задокументировавшие открытие легендарной гробницы Тутанхамона, были колоризованы Dynamichrome для выставки «The Discovery of King Tut», которая откроется в Нью-Йорке 21 ноября 2015 года.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей.

Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Декабрь 1922 года. Под ложе-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают на золотой колеснице из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

2 декабря 1923 года. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое огромный льняной
покров с золотыми розетками, напоминающими ночное небо, охватывает меньший ковчег.

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий тщательно сворачивают льняной покров.

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих тщательно разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

В 1923 году Говард Картер обнаружил гробницу Тутанхамона среди песков «Царства мертвых». Ни одно вскрытое захоронение не повлекло за собой столько смертей, как пресловутая гробница Тутанхамона.

Неизвестный фараон

Когда Картеру пришла мысль о поисках Тутанхамона, он уже был признанным археологом, который долгое время жил в Египте и был весьма известен благодаря другим своим не менее важным находкам – именно он копал знаменитый Храм Хатшепсут, а также инспектировал работы американского археолога Теодора Дэвиса. В целом, долина царей к этому времени представляла собой изрытый котлован, большинство гробниц, особенно крупных фараонов, уже были найдены, и древнее кладбище фараонов не обещало новых сюрпризов. Надежду могли дать лишь неизвестные фараоны, чье имя «не прогремело» в истории. Однажды, работая в Каире на одной из египетских стел, Картер наткнулся на упоминание о неком Тутанхамоне, преемнике скандального Эхнатона, который возродил культ Амона Ра, а потом скоропостижно скончался. Главное – про гробницу Тутанхамона никто ничего не слышал, ее не было в списке открытых погребений Долины Царей.

Последняя попытка

В 1906 году Картер познакомился с богатым лордом Карнарвоном, которому его представил директор Каирского музея Гастон Масперо. Эта встреча оказалась весьма кстати для поглощенного своим открытием Картера. Лорд Карнарвон, ярый коллекционер древностей, согласился спонсировать поиски неизвестной гробницы – он верил в свою звезду. Но быстрого триумфа не получилось, прошло двенадцать лет, с перерывом на Первую мировую войну, археологи перекопали уже всю долину царей, но никаких следов Тутанхамона не нашли. Научное сообщество скептически относилось к поискам эфемерного правителя XVIII династии, да и сам Карнарвон уже не верил в успех предприятия. Но после долгих поисков, Картер уже знал, где копать.

Когда-то, работая с Теодором Дэвисом, Картер обнаружил рядом с гробницей Рамзеса VI фаянсовый кубок и изломанный деревянный ларец. На обоих предметах было начертано имя Тутанхамона. Возможно, эти предметы не принадлежали гробнице Рамзеса, а были забыты здесь когда-то жрецами, во время похорон неизвестного правителя. Нужен только еще «один сезон». В 1922 лорд предоставил Картеру последнюю попытку. И она увенчалась успехом. 4 ноября 1922 года его лопата стукнулась обо что-то твердое. Это оказалась запечатанная дверь.

Первое разочарование

Ошеломленный своей находкой, Картер телеграфировал лорду, что нашел неизвестную, невскрытую гробницу, обещая временно прекратить работы до его приезда. Карнарванон сразу же выехал из Лондона и был на месте уже через две недели. Гробницу откопали, на сей раз уже до конца. Внизу замурованного входа различались оттиски печатей с именем… Тутанхамон.

Это был настоящий успех! Картер не просто нашел неизвестную гробницу, но и доказал, что Тутанхамон – не его выдумка, а действительно исторический правитель. Но в этот момент присутствующих охватило беспокойство – на двери были следы взлома, гробницу уже открывали, причем дважды.

«Самый чудесный день жизни»

За первой дверью следовал коридор, а за ним следующая дверь. К утру 26 ноября проход к ней был расчищен. Дверь тоже была замурована и запечатана печатями Тутанхамона и царского некрополя. И здесь присутствовали следы вскрытия.

Решающий момент наступил – Картер пробил отверстие, поднес свечу, и увидел то, что до него не удавалось видеть ни одному египтологу, и может, никогда больше не удастся. Археолог потерял дар речи. Вот как он впоследствии описал свое впечатление в дневнике: «Впечатление было грандиозное, смутное, подавляющее... ни о чем подобном мы даже не мечтали. Перед нами была комната, настоящий музейный зал... полный всевозможных предметов. Некоторые казались нам известными, другие совершенно ни на что не походили, и все они были навалены друг на друга в неисчерпаемом изобилии Это был мой самый чудесный день в жизни».

Хранилище или гробница?

Тем не менее, саркофага нигде не было. Поэтому, оправившись от первого впечатления, ученые решили, что ошиблись – это не гробница, а всего лишь тайник. Но когда внимательнее вгляделись в правую стенку комнаты, где стояли, обращенные друг к другу, черные статуи фараона - изображения его Ка, то заметили между ними еще одну замурованную дверь. У исследователей появилась надежда – может за ней новые сокровища и, конечно же, сам фараон.

Дальнейшие поиски пришлось временно прекратить. Для начала нужно было зафиксировать уже найденное: зарисовать, зачертить, составить описи предметов. Работа заняла год – ее изрядно усложняла шумиха, поднявшаяся вокруг нового открытия. Журналисты не давали проходу, а в Париже появилась даже женский туалет «по-тутанхамоновски».

Призрак Тутанхамона

16 февраля 1923 года начали вскрывать дверь, которая могла привести к погребальной камере, но в последний момент археологи почувствовали неладное: «В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним» - вспоминал потом Говард Картер. Но не останавливаться же на полпути – печати взломали, а за ними стоял огромный золотой саркофаг, и лежали несметные сокровища.

Говорят, что ослепленные золотым блеском археологи не сразу заметили табличку с угрожающей надписью: «Вилы смерти пронзят того, кто нарушит покой фараона». Первым в гробницу зашел лорд Карнанвон. Спустя несколько месяцев он неожиданно заболел и умер.

Было ли проклятье?

После смерти лорда пошли слухи о проклятье загадочного фараона. Нельзя сказать, что они были основаны на пустом месте, египтяне действительно всегда оставляли таблички с проклятиями, на случай непрошенных гостей. Найденная в гробнице Тутанхамона надпись не была исключением. Но ни одно вскрытое захоронение не повлекло за собой столько смертей, как пресловутая гробница Тутанхамона, которой приписывают целых 22 жертвы. Сторонники версии «о проклятье» говорили о внезапной и загадочной кончине самого фараона, который умер в 19 лет, якобы упав с лошади; о хаосе, который творился в самой гробнице – ведь обычно в погребении все оставляют в порядке, а в данном случае все вещи были разбросаны. Необъяснимым представлялся еще тот факт, что, несмотря на вскрытие гробницы грабителями, которое произошло спустя пару десятилетий после самих похорон, мародеры не унесли и половины. Подготовленные для выноса вещи так и остались там. Что-то застало злоумышленников на месте преступления.

95 лет назад было сделано ярчайшее археологическое открытие XX столетия

4 ноября 1922 года британский художник и археолог Говард Картер на раскопках в Египте обнаружил первые следы неизвестной ранее гробницы Тутанхамона.

В IV веке нашей эры последний император единой Римской империи Феодосий I приказал закрыть в стране все языческие храмы. Это привело к тому, что в Египте - в то время римской провинции - окончательно угасла иероглифическая письменность.

Из V века до нас дошла последняя надпись на египетской скорописи. С тех пор никого, кто бы умел читать или писать по-древнеегипетски, не осталось. Так завершилась невероятно долгая - более четырех тысячелетий - история цивилизации Древнего Египта.

О ней не вспоминали несколько веков, пока в 1801 году Наполеон не вернулся во Францию из Египетского похода, в котором участвовали и ученые. Они привезли с собой большое количество исторических артефактов, которые отправились на хранение в Институт Египта, созданный незадолго до этого.

Началась настоящая египтомания - Европа открыла для себя огромную древнюю цивилизацию: с пирамидами, сфинксами и фараонами. В Египет потянулись исследователи, путешественники, художники и авантюристы.

В 1822 году востоковед Франсуа Шампольон с помощью двуязычных греко-египетских надписей расшифровал древнеегипетские иероглифы на знаменитом Розеттском камне, став основателем египтологии как отдельной области научного знания.

Поскольку Англия, Германия и Франция продолжали политическое соперничество за передел колоний, среди которых был и Египет, они были заинтересованы в его изучении. Модным среди элиты стало коллекционирование египетских древностей. Знакомство с одной из таких коллекций и сподвигло Говарда Картера отправиться в Египет.

Он провел в экспедициях несколько сезонов, работая в древней резиденции фараона Эхнатона и храме царицы Хатшепсут. Вскоре его назначили главным инспектором по древностям в Верхнем Египте.

Фото: Общий вид раскопок Говарда Картера в Долине царей. © Hulton Archive/Getty Images

В этой должности он участвовал в различных мероприятиях по раскопкам и консервации исторических памятников, в том числе и месте, которое прославило его, - в Долине царей. Он потерял пост после потасовки между дебоширящими французскими туристами и египетскими часовыми, охранявшими памятники. Картер встал на сторону египтян (или даже памятников).

Следующие несколько лет он снова работал художником, пока в 1909 году не познакомился с другим состоятельным британским любителем древностей - лордом Карнарвоном. Тому удалось получить разрешение на масштабные раскопки в Долине царей, и после задержки, вызванной Первой мировой войной, Картер приступил к работе.

Раскопки продолжались несколько лет, но были абсолютно бесплодными, лорд Карнарвон потерял терпение и готов был закрыть проект, но упрямый Картер настоял на еще одном, последнем усилии. Оно-то и увенчалось успехом, когда наконец 4 ноября 1922 года в пустынных скалах Дейр-эль-Бахри египетский мальчик-водовоз, нанятый Картером, заметил ступеньку, вырезанную в скале.

Фото: Вид на только обнаруженную гробницу Тутанхамона. Именно в таком состоянии ее открыли Говард Картер и лорд Карварнон. © The Print Collector/Print Collector/Getty Images

На следующий день рабочие расчистили вход в гробницу, которой дали номер KV62. Она находилась у входа в гробницу другого фараона - Рамсеса VI. Его гробница была "моложе", и, по-видимому, при ее строительстве вход в "старшую" гробницу засыпали.

Обнаружение гробницы Тутанхамона стало огромным прорывом благодаря тому, что та сохранилась почти нетронутой. В ней обнаружились ювелирные украшения, печати с именем Тутанхамона, венки из цветов, мотки льняной ткани, специальное вещество для мумификации, расписные вазы и позолоченные погребальные маски, в том числе и наиболее известная, - всего около 5 тысяч предметов. Главной находкой, конечно же, был инкрустированный бирюзой саркофаг из чистого золота с мумифицированным телом фараона Тутанхамона.


Фото слева: Говард Картер и саркофаг Тутанхамона. Фото: Harry Burton Фото справа: Говард Картер у саркофага Тутанхамона (раскрашенная фотография) © Historica Graphica Collection/Heritage Images/Getty Images

Журналисты попали в гробницу через неделю после исследователей. Туда же потек нескончаемый поток туристов со всего света, что стало мешать раскопкам. В конце концов Карнарвон, желая поправить свои финансовые дела, продал эксклюзивные права на освещение раскопок газете The Times за 5000 фунтов стерлингов и 75% доходов от продажи статей во всем мире. Журналисты других изданий были в бешенстве, но команда Картера вздохнула свободнее - поток журналистов в гробницу уменьшился.

В апреле 1923 года, менее чем через полгода после открытия гробницы, лорд Карнарвон скоропостижно скончался от заражения крови и пневмонии, по-видимому вызванных укусом инфицированного комара в Каире. Незадолго до этого популярный романист Мари Корелли отправила в редакцию журнала New York World письмо, в котором предупредила об ужасных последствиях для всякого, кто нарушит покой гробницы Тутанхамона. Зачем она это сделала, непонятно. Корелли умерла через год, ничего никому не объяснив. Тем не менее весть о «проклятии Тутанхамона» была подхвачена прессой. Журналисты приписали раннюю и неестественную смерть от проклятия трем десяткам людей, которые имели какое-либо отношение к гробнице. По страницам газет кочевала надпись, якобы высеченная на стене гробницы: «Тех, кто войдет в эту священную гробницу, вскоре посетят крылья смерти». Разумеется, выдуманная.

Фото: Невскрытая печать на дверях в гробницу Тутанхамона. Фото: Harry Burton

В 2002 году эпидемиолог Марк Нельсон из Университета Монаша в Австралии изучил исторические свидетельства и проследил судьбу европейцев, которых Картер упоминал как участников египетской экспедиции, нашедшей гробницу Тутанхамона. Выяснилось, что только 25 человек могли бы подвергнуться зловредному влиянию мумии, так как присутствовали при ключевых работах в гробнице: вскрытии внутреннего святилища, вскрытии саркофага Тутанхамона, вскрытии трех вложенных в него золотых гробов и исследовании мумии фараона. Средний возраст смерти для этой группы оказался 70 лет - при этом после вскрытия гробницы они прожили, опять же в среднем для группы, еще около 21 года. Те же, кто также сотрудничал с Картером во время вскрытия гробницы, но не присутствовал при вскрытии ни разу (11 человек), прожили примерно на пять лет дольше… но и были в среднем на эти же пять лет моложе. Таким образом, заключил Нельсон, никого из участников археологической команды Картера не постигла ужасная и скоропостижная смерть и о каком-либо проклятии фараона и речи быть не может. В отряде, правда, были и египтяне, но проследить их судьбу и продолжительность жизни не представлялось возможным. В любом случае она была ниже, чем у европейцев, и Нельсон не стал включать их в исследование, которое опубликовал в British Medical Journal.

Таким образом, проклятие мумии оказалось не более чем «медиа-хайпом». Зловещий образ мстящей мумии, тем не менее, так полюбился публике, что стал частью мировой поп-культуры, и - наравне с Дракулой и Франкенштейном - героем многочисленных книг, фильмов, игр и комиксов. Фильм «Мумия» с Борисом Карлофф стал классикой мирового кинематографа.

Вслед за вскрытием гробницы начался период ее изучения. Сделав Говарда Картера мировой знаменитостью, фараон XVIII династии Нового царства Тутанхамон, или, как именуют его в англоязычной литературе, Тут, сам стал одним из наиболее известных царей Древнего Египта. Но узнать о его жизни ученым удалось не так много. Из надписи на гробнице известно, что он был сыном эксцентричного фараона Аменхотепа IV, поразившего и своих современников, и археологов тем, что - за 1300 лет до христианства! - провозгласил в языческом государстве монотеистический культ единого бога солнца Атона и взял себе в честь него имя Эхнатон. Культ, впрочем, угас со смертью правителя. Жена Эхнатона Нефертити, по-видимому, не была матерью Тутанхамона. Сам он по древней традиции правителей Древнего Египта, был женат на дочери Эхнатона, то есть на своей сводной сестре.

Тутанхамон взошел на престол в 1343 году до н.э. в возрасте 9−10 лет. О его внутриполитических деяниях известно из надписи на так называемой Реставрационной стеле. Из нее следует, что Тутанхамон отказался продолжать «монотеистическую революцию» отца и начал восстанавливать святилища древних богов во главе с Амоном. Он также покинул отцовскую резиденцию - Амарну, и она пришла в запустение.

Молодой фараон, очевидно, вел вполне успешные военные кампании за границей - в Нубии и Сирии. По крайней мере, в гробнице его полководца Хоремхеба имеются благодарственные надписи за хорошую службу.

Фото: Картина ~1327 года до н.э., изображающая Тутанхамона, побеждающего своих врагов. Фото: Yann Forget

Во второй половине XX века гробница не давала ученым сколько-нибудь серьезных новых знаний, так как к ней, когда ее после выставок вернули в Долину Царей, было невозможно получить доступ. Наконец в 2007-2009 годах коллектив ученых под руководством доктора археологии и экс-министра по делам древностей Египта Захи Хавасса провел комплексное антропологическое, генетическое и радиологическое исследование мумий фараона и его родственников.

Исследование показало, что жил Тутанхамон плохо, но недолго. У него была волчья пасть (врожденное незаращение твердого неба и верхней челюсти), косолапость, болезнь Кёлера (деформации и некроз тканей, вызванные нарушением кровоснабжения отдельных костей стопы). Перед смертью он, очевидно, перенес перелом бедра, который так и не зажил. Кроме того, в тканях мозга фараона обнаружили возбудителя малярии. Тутанхамон перенес малярийный энцефалит, и осложнения, вызванные болезнью, видимо, и стали причиной его смерти.

При этом исследования не подтвердили наличия у фараона заболеваний эндокринной системы и синдрома Марфана, из-за которого конечности и пальцы непропорционально удлиняются, хотя и на это были подозрения. Многочисленные изображения и рельефы его отца - Эхнатона - демонстрируют его явно женственную фигуру и вероятную гинекомастию. Ученые предполагали, что это наследственные особенности, и они могли проявиться и у сына, но исследования этого не подтвердили. Сканирование мумии томографом позволило ученым предположить, что Тут умер в возрасте примерно 19 лет.


Фото слева: Г.Картер и А.Каллендер систематизируют находки из гробницы Тутанхамона © Hulton Archive/Getty Images. Фото справа: Ценности, обнаруженные в гробнице Тутанхамона © Historica Graphica Collection/Heritage Images/Getty Images

Николас Ривз заключил, что странные изображения Эхнатона - просто дань традиции изображать фараонов не такими, как их подданные, чтобы подчеркнуть их божественный статус.

В гробнице вместе с Тутанхамоном были погребены одиннадцать его родственников, включая сестру-жену Анхесенамон и еще шестерых предков. Однако среди них не было самой очевидной и самой интересной мумии - жены царя Эхнатона, прекрасной Нефертити.

С 1998 по 2002 год Николас Ривз, которого сегодня можно, по-видимому, считать одним из наиболее одержимых исследователей гробницы, продолжал в ней работы. Он обратил внимание, что гробница Тутанхамона значительно меньше усыпальниц других фараонов, а значит, ее могли строить для царицы. Возможно, фараон попал туда лишь из-за своей скоропостижной гибели и отсутствия более подходящего места для захоронения. Тогда сама царица, очевидно, должна лежать где-то неподалеку. Этим предположением Ривз поделился с экс-министром по делам памятников древности Египта Мамдухом ад-Дамати и получил разрешение на проведение георадарных исследований гробницы.

Фото: Рендер гробницы Тутанхамона. Изображение: Naeblys / ФОТОДОМ / Shutterstock

В 2000 году радар показал, что в 14 метрах за стенами погребальной камеры Тутанхамона действительно имеется полость, а также, вероятно, предметы из кости, дерева и металла. Ривс дал этой полости наименование KV63, тем самым причислив ее к комплексу помещений гробницы (погребальная камера, например, имеет название KV62). С тех пор идут непрекращающиеся споры археологов с властями Египта о том, действительно ли в толще скалы есть еще одна погребальная камера, есть ли в ней что-то стоящее и нужно ли начинать раскопки.

Пока же нарушать целостность захоронения строжайше запрещено, поэтому пока что особо нетерпеливые исследователи вынуждены прибегать ко «вторичным источникам». Например, изучать копии гробницы. Благо, некоторые из них весьма и весьма точны: например, все тот же Ривс пристально рассматривал полноразмерную реплику гробницы, созданную в рамках филантропического проекта в 2014 году. Ее создатели сделали «3D-слепок» KV62, просканировав помещение лазером. Изучив полученные данные, Ривз разглядел за орнаментом стен следы двух ранее неизвестных дверных проемов. Они, по его мнению, не что иное, как входы в другие помещения гробницы, и именно там-то и ждет визита археологов Нефертити.

Свои мысли по этому поводу Ривз изложил в статье 2015 года. В ней он также привел изображения того, как мог бы выглядеть обнаруженный за стеной дверной проем, а также предположил, что некоторые рисунки на стенах гробницы изображают супругу Эхнатона.

К изучению гробницы подключились и другие исследователи, в частности японский специалист по радарному сканированию Хирокатцу Ватанабе. Он исследовал западную стену главной усыпальницы и сообщил, что там с 90-процентной вероятностью что-то есть. Но есть ли там именно саркофаг Нефертити, по-прежнему осталось загадкой, и научное сообщество продолжало сохранять скепсис по поводу этой мысли. Директор центра египтологических исследований РАН Сергей Иванов тогда предположил, что «потайная комната» на самом деле просто недостроенная усыпальница, вход в которую заложили за ненадобностью. Методы Ватанабе у его коллег тоже вызвали сомнения - исследователя критиковали за применение устаревших методов радарного сканирования и их интерпретацию.

С тех пор в СМИ с завидной регулярностью всплывает сюжет про полость в усыпальнице Тутанхамона и возможное нахождение там Нефертити, но никаких свежих вестей из гробницы нет. Ученые и египетские чиновники относятся к идеям Ривза скептически. Взламывать стены в погребальной комнате по-прежнему запрещено.

Надо сразу сказать, что до 20-х годов XX века о фараоне Тутанхамоне было известно очень мало. Многие серьёзные исследователи Древнего Египта считали, что такого правителя вообще не было. Археологи могли похвастаться лишь двумя печатями с упоминанием этого имени. Но они могли принадлежать не царю, а просто знатному человеку из его окружения. Все данные об этой загадочной личности предоставил историкам английский египтолог и археолог Говард Картер (1874-1939). Именно им в 1922 году была найдена гробница фараона, в которой покоился саркофаг с телом умершего более 3 тыс. лет назад владыки Египта.

После раскопок минуло почти 100 лет. В наши дни известно, что Тутанхамон правил Древним Египтом примерно в 1332-1323 годах до н. э. Это был совсем молодой человек. Он сел на трон в 10-летнем возрасте, а в 19 лет умер, не прославив себя никакими блестящими деяниями. Это и не удивительно, учитывая возраст правителя. В принципе, страной в это время управлял от имени юного царя верховный сановник Эйе. Поэтому вся внешняя и внутренняя политика осуществлялась под его контролем.

Когда мальчик сел на трон, страна поклонялась богу Атону. Этот монотеистический культ (существование единственного бога) ввёл фараон Эхнатон - отец венценосного мальчика, по другим данным его старший брат. При нём был построен город Ахетатон, игравший роль столицы. Но при новом правителе культ Атона был отменён, и народ вернулся к прежним религиозным ценностям, а именно к богу Амону.

Конечно, 10-летний мальчик не мог принимать такие серьёзные решения. За ним стояли определённые силы, возглавляемые Эйе. А противостояла им царица Нефертити - вдова Эхнатона. Поэтому в течение первых 3-х лет правления молодой владыка жил в Ахетатоне. Лишь после смерти вдовствующей царицы правитель вместе со своей юной женой перебрался в Мемфис.

Что касается внешней политики, то были одержаны военные победы в Сирии и Нубии. По-крайней мере об этом рассказывают надписи на гробнице. В них сказано, что молодой царь даровал храмам много военной добычи. Также активно велось восстановление и строительство храмов Амону, которые пришли в упадок при Эхнатоне.

Смерть фараона в совсем молодом возрасте породила много гипотез. Существует предположение, что юного правителя убили. Главным виновником называют верховного сановника Эйе. Именно он стал правителем древней страны после смерти своего подопечного. Есть также мнение, что молодой человек умер от малярии. На это указывает ДНК-анализ останков мумии. Ко всему прочему у правителя был обнаружен открытый перелом ноги. Он мог упасть с колесницы и разбиться. Всё это предположения, а вот чёткой и ясной теории, объясняющей смерть, на сегодняшний день не существует.

Раскопки

Масштабные раскопки в Долине Царей начались осенью 1917 года. Деньги на это дело выделил собиратель древностей Герберт Карнарвон (1866-1923). Это был уважаемый английский лорд, занимавшийся раскопками в Древнем Египте с 1906 года. Его деятельность прервала Первая мировая война, но как только ситуация в мире нормализовалась, раскопки были возобновлены.

Непосредственным исполнителем всех работ являлся Говард Картер. Поэтому именно ему историки отдают пальму первенства в открытии уникальной гробницы фараона Тутанхамона. Но ради объективности следует заметить, что если бы Карнарвон не дал денег, то Картер ничего не смог бы открыть. Поэтому почтенный лорд всё-таки занимает первое место, а Говард находится на вторых ролях. Ему просто повезло, что для исполнения археологических работ наняли именно его, а не другого специалиста.

Раскопки сразу начались именно в том месте, где и находилось захоронение, наделавшее впоследствии столько шума. Но затем по неясным причинам они были перенесены в другой район. За 5 лет археологическая экспедиция перепахала Долину Царей вдоль и поперёк. Но ничего значимого найдено не было. Неизученным остался лишь тот участок, с которого вначале и начались поисковые работы. В 1922 году Картер пришёл к мнению, что нужно исследовать и его.

Археолог Говард Картер

Знаменательным считается дата 3 ноября 1922 года. Именно в этот день в земле были обнаружены каменные ступени, ведущие вниз. Упирались они в запечатанный вход. Но вскрывать его не стали, так как решили дождаться Карнарвона, который в это время находился в Англии. Тот прибыл 23 ноября, а работы возобновили 24 ноября.

Опечатанный вход вскрыли и попали в коридор, который был завален камнями. На расчистку ушло много дней, прежде чем участники экспедиции оказались перед другим замурованным входом. Его также вскрыли и попали в комнату, в которой находилось множество самых разных предметов. Среди них были статуи, вазы, ларцы. Но главную ценность представляли трон и носилки, изготовленные из чистого золота.

За статуями оказалась ещё одна запечатанная дверь, а в углу комнаты нашли дыру, которая вела в маленькую комнату, до отказа набитую сокровищами. Но на этом раскопки закончились. Главный вход был замурован и опечатан, а Картер покинул экспедицию и уехал в Каир решать вопрос о строительстве узкоколейной железной дороги для вывоза сокровищ. Она была построена к маю 1923 года. Длина узкоколейки составляла около 2 км, а вела она к берегу Нилу. По ней 13 мая переправили первую партию ценностей на арендованный пароход. Ровно через неделю он выгрузил эти бесценные археологические сокровища в Каире.

После того как Картер вернулся из Каира, работы возобновились. Произошло это 16 декабря. А на следующий день вскрыли запечатанную дверь, находящуюся за статуями. Это оказался вход в усыпальницу. В ней находился саркофаг. Сделан он был из дерева и обшит золотыми пластинами.

Из гробницы выносят ценности

Проклятие Тутанхамона

Найденная гробница фараона наделала много шума в научном мире. Её раскопки продолжались целых 5 лет, а сам саркофаг был вскрыт лишь в конце 1926 года. Но уже в 1923 году родилась легенда, которую обозначили как "проклятие Тутанхамона". Начало ей положила неожиданная смерть Джорджа Карнарвона 5 апреля 1923 года. Он умер от воспаления лёгких в Каире. Но прошёл слух, что почтенный англичанин скончался от заражения крови после того, как порезался бритвой во время бритья.

Вся эта неопределённость породила мнение, что человек ушёл из жизни не просто так. Его смерть напрямую связали со вскрытием гробницы. После этой кончины последовали другие. Ушёл из жизни археолог Мейс, который вскрывал вместе с Картером погребальную камеру. Неожиданно умер секретарь Картера лорд Вестбурн (он был найден мёртвым в своей постели). Ушёл из жизни Арчибальд Рейд, который делал рентгеновские снимки мумии. Все люди, побывавшие в гробнице, умерли к 1930 году. В живых остался лишь Говард Картер.

Но жуткое проклятие Тутанхамона этим не ограничилось. В 1966 году погиб в автокатастрофе Мохаммед Ибрагим. Он вплотную занимался вопросами гробницы. В 1972 году скончался Гамаль Мехрез. Именно по его инициативе были направлены в Лондон на выставку сокровища фараона. Скоропостижно умер от инфаркта Рик Лоури, который перевозил эти сокровища.

В 1978 году 6 преступников пытались похитить золотую маску Тутанхамона из Каирского музея. Их схватили, но двое умерли ещё до суда. Трое через несколько дней после вынесения приговора. В живых остался лишь один преступник. Прошло несколько лет, и его труп с разорванным ртом в луже крови обнаружили в каирском отеле. Многие люди считают, что все эти смерти произошли не просто так.

Версии и предположения

Как же Тутанхамон убивал осквернителей своей усыпальницы? Существует предположение, что жрецы Древнего Египта владели тайной изготовления ядов, которые сохраняли свои свойства на протяжении тысячелетий. Убить людей также мог грибок, нашедший себе пристанище в мумии. Он спровоцировал лихорадку и заболевание дыхательных путей. Не исключается также, что при изготовлении мумии использовалась радиоактивная смола.

Существует и ещё одна потрясающая версия. В гибели всех людей был виноват Говард Картер. Дело же в том, что гробница фараона вообще не существовала. Знаменитый археолог её просто придумал. Он вступил в преступный сговор с правительством Египта, и специальные люди тайно изготовили саркофаг и драгоценности. Мумия была куплена.

После этого была сделана усыпальница, которую в 1922 году и обнаружили наивные археологи. На продаже драгоценностей Египет заработал баснословные суммы, а деньги от туризма продолжают течь в казну по сей день. А вот ненужных свидетелей пришлось уничтожить. В живых остался только Картер, так как он был главным организатором этой циничной и жуткой по своей сути афёры. Археолог стал знаменитым на весь мир и нажил целое состояние. Так что овчинка стоила выделки.

Было ли проклятие?

Совсем недавно австралийский исследователь Марк Нельсон заявил, что смерть всех людей, причастных к злополучной гробнице, наступила в результате естественных причин. Саркофаг вскрывали 25 человек. После этого в этом месте работали ещё 19 человек. У людей из первой группы средняя продолжительность жизни составила 70 лет. У тех, кто работал во второй группе, соответствующая цифра равна 75 годам.

К примеру, Алан Гардинер занимался переводом надписей в усыпальнице. Бедняга скончался в возрасте 84 лет. Археологу Дерри тоже "не повезло". Он исследовал мумию и дожил лишь до 87 лет. Что касается "зловещей фигуры" Картера, то ему Бог отпустил только 66 лет жизни. Правда, археолог умер естественной смертью. Что, несомненно, выгодно выделяет его на общем трагическом фоне.

Нельсон утверждает, что каждая смерть имеет вполне прозаическое и реальное объяснение. Так лорд Карнарвон был серьёзно болен. Он регулярно приезжал в Египет, чтобы поправить своё здоровье. А миф о жутком проклятии фараона, скорее всего, является результатом болезненного воображения журналистов. Причина же в том, что эксклюзивное право на публикацию материалов о раскопках имела лишь газета "Таймс". Поэтому конкурирующим изданиям необходимо было придумать свою сенсацию. Вот они и придумали, действуя по принципу, что голь на выдумки хитра.

Мумия и сделанное по ней лицо Тутанхамона

Заключение

Гробница фараона и сам Тутанхамон являются одним из величайших открытий XX века. Огромное значение имеет то, что её, практически, не тронули грабители. Другие усыпальницы разграбили ещё в глубокой древности. Поэтому археологи смогли увидеть, каким было подлинное погребение властителя державы в то далёкое время. Мумия хранилась в 3-х саркофагах, вставленных друг в друга. Она была украшена 143-мя изделиями из чистого золота. Самый большой саркофаг имел длину 1,85 см.

И среди всего этого роскошного великолепия лежал ссохшийся веночек из когда-то живых цветов. Чья-то рука заботливо положила его сверху на последнее пристанище бренного человеческого тела, волею судьбы облечённого огромной властью. Может быть, этот наивный и трогательный поступок совершила молодая жена фараона, ставшая вдовой в совсем юном возрасте. Кто знает? О таких несущественных мелочах история всегда умалчивает.