Частное образование плюсы и минусы. Частное образование: за и против. Игорь и Лев Сураты

Здравствуйте друзья! Кнопка twitter для сайта очень полезное дело. С помощью плагина TweetMeme Button устанавливается кнопка соцсети Twitter для сайта со счетчиком.

Кнопка Twitter для сайта и плагин TweetMeme

Информация о необходимости установки кнопок соцсетей есть во многих курсах (видео-курсах) по созданию сайтов, там же показано, как их надо устанавливать. Варианты установки кнопок соцсетей предлагаются тоже разные. В одной из моих статей был рассмотрен один из вариантов (предыдущую статью « » можно посмотреть на блоге).

Поэтому любой новичок может, после создания сайта, интегрировать свой сайт с социальными сетями. Вместе с тем, достаточно много информации, связанной с интеграцией сайта с соцсетями, отсутствует в курсах.

Одной из популярнейших социальных сетей является сеть микроблогов Twitter и грех не воспользоваться возможностью этой сети. В данной статье мы поговорим об установке кнопки со счетчиком от соцсети Twitter. Установка такой кнопки достигается с помощью плагина TweetMeme Button.

Для начала работы Вы должны быть зарегистрированы в соцсети Twitter, если регистрации нет, это надо сделать. Регистрация не сложная, но там есть свои особенности. Будут вопросы с регистрацией – обращайтесь, подскажу.

Теперь переходим к установке плагина TweetMeme Button. Для его установке заходим админ панель нашего сайта (блога), нажимаем «Плагины» и «Добавить новый». В поисковой строке записываем «tweetmeme button» и нажимаем «Поиск плагинов».

Как видим из скрина ниже нам предлагается две версии плагина TweetMeme Button, из них следует выбрать версию 3.0, так как у этой версии рейтинг четыре звездочки. Версия 1.8.2. видимо устарела, как видим, не закрашена ни одна из звездочек.

Нажимаем кнопку «Установить» (выбранную версию) и нажимаем Ок, далее нажимаем «Активировать плагин». После этого плагин TweetMeme Button появляется в перечне установленных плагинов нашего сайта. Кроме того, в левой панели управления появилась запись «TweetMeme» (смотрите скрин).
После нажатия на эту запись, мы попадаем на страницу настроек плагина TweetMeme Button.

Режим «Enable» означает включение или выключение плагина, поэтому устанавливаем «Yes», при желании всегда можно и отключить.

Режим «Display» показывает, где будет отображаться кнопка соцсети «Твит», если оставить по умолчанию, то она будет отображаться и в статьях и на главной странице. Поэтому напротив поля «Display the button on the front page (home)» галочку надо снять. Чтобы не показывать кнопку «Твит» на главной странице, не нужно грузить сайт лишним.

В поле «Position», выбираем место установки кнопки соцсети. Я у себя выбрал «Before», что означает установку кнопки перед постом, можно выбрать после поста или и перед и после поста – кому как нравится.

В поле «Type» выбираем либо вертикальную кнопку со счетчиком, либо миниатюрную, либо без счетчика – выбираем вертикальную (Twitter Vertical Button).

В поле «Styling» написано, что кнопка расположена справа от теста и расстояние от текста составляет 10 пикселей, эти параметры можно легко поменять.

В поле «Source» (в переводе источник) надо прописать Ваш логин в Твиттере, поля, расположенные ниже, мы не заполняем и нажимаем кнопку «Сохранить изменения».

Теперь возвращаемся на сайт, заходим в любую статью и видим, что справа вверху находится наш значок со счетчиком. Если мы по нему кликнем, то твит автоматически будет отправлен на Вашу страницу в Twitter.

Кстати, после написания нового поста, кликать самому надо обязательно. Вы доведёте информацию о новом посте для Ваших читателей в Твиттере и они могут прийти на сайт прочитать Вашу статью. Кроме того в графе счетчика не должно быть нулей.

Сейчас все лишние кнопки с блога я временно убрал, провожу работу по оптимизации своего блога в глазах Яндекса. После окончания данной работы обязательно восстановлю работу плагина TweetMeme Button, стандартные кнопки, установленные от сервиса «Pluso» не идёт в никакое сравнение с работой кнопки плагина TweetMeme Button.

Получайте новые статьи блога прямо себе на почту. Заполните форму, нажмите кнопку "Подписаться"

Новая кнопка Twitter «Читать» имеет немного другие функции по сравнению с другими социальными кнопками. Кликнув по ней, пользователь автоматически станет вашим читателем (фолловером) в Твиттере (конечно, если у него есть собственный аккаунт на этом сайте). Какой в ней смысл? Так читателям вашего блога или сайта будет легче найти вас в Твиттере, и вы сможете увеличить число своих читателей на этом сайте.

Для пользователей кнопка Twitter «Читать» тоже может быть полезна. Если человеку нравится ваш сайт/блог, он может захотеть найти вас и на других ресурсах, чтобы быть в курсе обновлений. Но вряд ли он захочет предпринимать усилия, чтобы найти вас и «зафолловить». А кнопка Twitter «Читать» избавит его от лишних манипуляций .

Как поставить к себе на сайт новую кнопку Твиттера? Это очень просто! В Twitter есть раздел «О нас», а в нем — подраздел «Ресурсы», в котором как раз и предлагаются разнообразные кнопки и виджеты. В нем нужно будет найти необходимую кнопку. Если вам лень искать этот раздел — может просто пройти по этой ссылке.

Чтобы поставить на сайт новую кнопку, вам придется выполнить несколько простых действий . Для начала введите свое имя пользователя в Твиттере (логин, никнейм). После этого выберите цвет фона — светлый (голубой) или темный (черный). Желательно, чтобы цвет подходил к дизайну вашего сайта или блога. После этого выберите, нужно ли показывать текущее число ваших читателей возле вашего ника на кнопке. Осталось выбрать только язык кнопки из выпадающего списка (по умолчанию — английский, но русский в списке есть).

Вам также доступна функция предварительного просмотра — справа вы можете видеть, как будет выглядеть готовая кнопка. Если вы удовлетворены результатом, вам остается только скопировать автоматически сгенерированный код и вставить его в исходный HTML-код вашего блога или сайта.

Но новая кнопка Twitter «Читать» — не единственная кнопка, предлагаемая этим сервисом. Вы можете также поставить на свой сайт кнопку «Твитнуть» , которая позволит посетителям Твиттера делиться ссылками на ваши материалы. Страница создания кнопки «Твитнуть» находится все в том же разделе «Ресурсы».

Кнопка Twitter «Твитнуть» имеет больше настроек, чем кнопка «Читать». Сначала вам предлагается настроить внешний вид кнопки , а именно:

  1. Форму кнопки (вертикальный счетчик, горизонтальный счетчик, без счетчика). Счетчик показывает, сколько людей уже успели кликнуть по кнопке и «твитнуть» вашу статью или пост.
  2. Текст , который автоматически добавляется в твит пользователя (по умолчанию — заголовок страницы, на которой располагается кнопка, но можно ввести любой другой текст).
  3. Ссылку , которая автоматически добавляется в твит пользователя (по умолчанию — заголовок страницы, на которой располагается кнопка, но можно ввести любую другую ссылку).
  4. Язык кнопки (на язык твита или настройки аккаунта пользователя не влияет). Доступны несколько языков, в том числе и русский.

Далее можно по желанию посоветовать пользователей , которых твиттеряне могут добавить в свою ленту, поделившись вашим постом/статьей. Это можете быть как вы сами, так и кто-то из ваших знакомых. Просто введите ник этого человека и краткое описание в соответствующую графу. Этот пункт не обязательный.

Теперь можете посмотреть на вашу кнопку и попробовать, как она работает . Если вы всем довольны — скопируйте сгенерированный код кнопки и вставьте его в исходный HTML-код вашего блога или сайта.

Новая кнопка Twitter «Читать» поможет увеличить количество читателей в Твиттере — причем читателей, реально заинтересованных в том, что вы пишете . А кнопка «Твитнуть» — отличный способ увеличить популярность вашего блога и сайта.

О набирающем популярность в России частном образовании рассуждаем вместе с редакцией .

Говорят, было время, когда образование в нашей стране оставалось бесплатным . Все учебные заведения (и дошкольные, и средние, и высшие) были исключительно госуда рственными . Но сегодня образование всех уровней плавно переходит на коммерческую основу . Появились частные детские сады, школы, гимназии и университеты.

Родители отдают своих детей в элитные учебные заведения с бизнес-уклоном и дорогие гимназии с углубленным изучением китайского языка. Абитуриенты все чаще выбирают коммерческие вузы. Они считают, что существенного отличия от государственных нет , да и денег берут меньше. Правы они, и есть ли смысл отдавать предпочтение частному образованию в нашей стране, будем разбираться вместе.

ПЛЮСЫ ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ:

  • Малочисленные группы. Например, частные детские сады Казани формируют группы по 5-10 детей. Благодаря этому воспитатели могут уделять надлежащие внимание каждому ребенку. У маленьких групп есть и другое преимущество. В отличие от переполненных, здесь дети болеют намного реже. Все то же самое можно отнести и к частным школам и вузам.
  • Качественное образование. Оно становится возможным при полном современном оборудовании классов и аудиторий, которое осуществляется на деньги родителей или студентов. Этому способствует высокий профессионализм учителей, которых отбирают, в основном, тщательным образом.
  • Расширенная образовательная программа. В большинстве частных садов, школ и вузов активно используются самые современные методики обучения и специально разработанные программы.
  • Современное оснащение. Чаще всего такие учебные заведения располагаются в хорошо отремонтированных старых или совершенно новых помещениях. Это гарантирует отсутствие проблем с коммуникациями (отоплением и водоснабжением).
  • Приятным бонусом может стать разнообразное и вкусное питание, наличие охраны и более удобный график работы учебного заведения (многие работают до позднего вечера, а некоторые вообще круглосуточно).

Фото: ulyanovskmenu.ru

МИНУСЫ ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ:

  • Непосильная оплата. Всевозможные взносы, пожертвования, дорогие экскурсии и питание – родители и студенты должны быть готовы раскошелиться.
  • Большая часть учеников - дети богатых родителей. «Золотая молодежь», которая нередко бывает избалованная и капризная. Потребности похвастаться друг перед другом будут расти, и если нет возможности их удовлетворять, то лучше отдать предпочтение обычному учебному заведению.
  • Сложная учебная программа. Есть места, где детей с проблемами в учебе не может быть по определению, - это заведения для одаренных, где более насыщенная программа. Сюда поступают дети успешных родителей, которые, как правило, тоже нацелены на успех. Отсюда много психологических сложностей, в том числе в межличностном общении.

Фото: sovetclub.ru

Конечно, никто не заставляет вас выбирать частное образование. У него есть и минусы — такое образование не из дешевых. Найти частную школу, сад или вуз с безупречной репутацией, обеспечивающих хороший уровень знаний, не так-то просто (особенно в небольшом городе). Есть и плюсы , где основным является индивидуальный подход к ученикам. Но, выбирая заведение для дальнейшего обучения, частное образование как минимум не стоит игнорировать .

Какие сегменты рынка наиболее привлекательны с точки зрения частных инвестиций

Согласно подготовленному изданием East-West Digital News «Исследованию российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», общий объем рынка образования в России в прошлом году составлял 1,8 трлн рублей с долей частного бизнеса в 19,2% (351,7 млрд рублей). К 2021 году эксперты ожидают роста рынка в целом до 2 трлн рублей, и согласно их прогнозам, доля частного бизнеса сократится до 18,9%, хотя в абсолютном выражении этот сегмент ждет небольшой рост до 385,4 млрд рублей.

Российский образовательный рынок отличает большая доля «государственности». По словам министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, сегодня учредителем большинства учреждений выступает государство, а большинство граждан выбирает для своих детей именно государственные детские сады, школы, техникумы и вузы. По ее мнению, это связано со многими факторами – прежде всего, с низким уровнем доходов населения, и этот факт лишает импульса для развития негосударственного сектора. По словам министра, бизнес испытывает слабый интерес к этой индустрии. «Есть примеры, когда, несмотря на усилия региональных властей по созданию самых благоприятных условий для развития частно-государственного партнерства в области образования, представители бизнеса не изъявили желания осваивать эту нишу», — сообщила Васильева. Так, по ее словам, провалился проект по открытию частного дошкольного учреждения в республике Хакассия в 2015 году: местные власти за счет республиканского бюджета провели реконструкцию здания, выделили грант, но ни один предприниматель не выразил желания заняться организацией детского сада.

Негосударственный сектор образования развивается в столице и исключительно в крупных городах, по статистике больше всего частных организаций действует в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Свердловской области и Краснодарском крае. По данным Минобразования, в ряде регионов вообще нет частных учреждений, например, в Алтае, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Чукотской АО, Еврейской автономной области.

Но ситуация с каждым годом меняется, хотя в разных сегментах рынка тренды разнонаправленные. Так, значительно выросло число частных дошкольных учреждений, и этот сегмент является на сегодня одним из самых развитых в области частного образования. По мнению Васильевой, это связано с исполнением «майских указов», которые Владимир Путин дал правительству после вступления в должность в 2012 году. В них, в частности, говорилось о достижении цели в 100%-ном охвате дошкольным образованием детей в возрасте до 7 лет, после чего были законодательно закреплены обязательства субъектов РФ по финансовому обеспечению частных дошкольных организаций.

Следующим шагом стала модернизация региональных систем дошкольного образования, одним из направлений этого проекта стало развитие всех альтернативных видов дошкольного образования на базе частных детских садов и групп по присмотру и уходу за детьми. Это привело к росту числа частных детских садов — на 1 ноября 2016 года во всех регионах было зарегистрировано 1 438 частных садика, которые посещают 113 тыс. детей. Самое большое количество таких учреждений – в Самарской области, республике Саха-Якутия и ЯНАО.

Авторы доклада о российском рынке онлайн-образования и образовательных технологий видят в этом сегменте большой потенциал, поскольку пока доля частных садов в общем объеме еще не велика — всего в России, по данным Росстата на конец 2015 года, насчитывалось 50 115 организаций дошкольного образования. «На сегодняшний день, по нашим подсчетам, государственный сектор занимает порядка 93% рынка, однако, учитывая общий объем рынка, оставшиеся 7% в денежном выражении составляют внушительную сумму. При наметившейся динамике проникновения бизнеса в сферу общего дошкольного образования мы прогнозируем, что рынок частных услуг в ней к 2021 году вырастет на 6,5 млрд рублей», — говорится в исследовании.

522 млн руб. - штраф за взятку, выглядящий беспрецедентным для российского правосудия. Именно столько по приговору суда от 2015 года должен был заплатить Мирослав Низиков, учредитель как минимум шести российских университетов. Штраф - 70-кратная сумма взятки, которую Низиков пытался дать сотруднику Рособрнадзора.

Несмотря на штраф и тюремный срок, Низикову удалось главное - сохранить бизнес. В 2016 году, когда он уже работал на кухне в брянской колонии, доход пяти университетов составил 400 млн. Три вуза, где Низиков был учредителем - Московский институт государственного и муниципального управления, Московский юридический институт, Байкальский институт управления - × и сейчас выдают дипломы государственного образца.

Но есть и другие примеры: чтобы полностью парализовать работу Европейского университета в Санкт-Петербурге в 2017 году, властям потребовалось всего несколько недель. Для отзыва аккредитации у Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) сгодился даже тот факт, что у декана факультета права первое образование историка, а не юриста.

«Проект» рассказывает, кто владеет рынком частного высшего образования в России, насколько он качественный и по каким принципам государство решает, каким вузам жить, а каким закрываться.

Что мы считали

С момента распада СССР и до начала нынешнего десятилетия количество вузов в России последовательно росло. И в основном за счет частных институтов и университетов. В 1990 году в РСФСР было 514 вузов (без филиалов), в 1995 - 762, в 2000 - 965, в 2005 - 1068, в 2010 - 1115. 41% из них - частные вузы.

В 2012 году министром образования стал Дмитрий Ливанов, тогдашний ректор Московского института стали и сплавов. Считая, что рынок перегрет, команда Ливанова разработала мониторинг высшего образования - систему оценки эффективности вузов. Рособрнадзор - главный карающий орган в российском образовании - стал дополнительно проверять вузы, не выполнившие показатели мониторинга. Частные вузы попадали под проверки чаще государственных . Только один из пяти вузов, о санкциях в отношении которых Рособрнадзор объявлял в 2016–2018 годах, был государственным.

Удалось ли очистить рынок от сомнительных частных вузов (не стоит думать, что у государственных вузов в России нет проблем. Им будет посвящена вторая часть исследования «Проекта».) × и возможно ли это с нынешней системой оценки? Об этом наше исследование.

Как мы считали

Результаты мониторинга Минобрнауки - наиболее полная картина высшего образования в стране, а мониторинг за 2017 год (последний доступный) - наиболее репрезентативный из всех.

В нем есть данные о численности студентов и доходах головных вузов и филиалов, для анализа мы их сложили. Доход вузов, приведенный в мониторинге, - за 2016 год, а численность студентов - за 2016–2017 учебный год.

Данные об учредителях вузов, их связях, выручке и других активах также проверялась с помощью ЕГРЮЛ и открытых данных.

Для того чтобы выяснить, кто самые крупные владельцы групп вузов, мы выявили вузы, принадлежащие одним и тем же людям (в том числе через другие юридические лица) и сложили доход и численность их студентов.

В мониторинг не попадают военные и прочие силовые вузы, организации, которые уже находятся в стадии лишения лицензии. В 2017 году также не сдавали данные в мониторинг духовные образовательные организации РПЦ - Московская духовная академия и семинарии. Не участвовал в мониторинге и один из самых дорогих частных вузов России - Университет Иннополис со стоимостью очного бакалавриата от 1,2 млн руб. в год.

Россия - и сейчас страна государственного образования

При министре Дмитрии Ливанове началось снижение числа вузов в стране - это результат мониторинга и карающих действий Рособрнадзора. , следует из доклада ЦИАНО. × В результате к 2017 году рынок высшего образования выглядит так:

Если в 2010 году в России было 1115 вузов, то в 2017 отчитались только 489 государственных и 212 частных.

В госвузах по-прежнему намного больше студентов. На 2017 год в них учились 3,8 млн человек, в частных - 439 тыс.

В государственных вузах работает 531 тыс. штатных сотрудников. В частных - 22 тыс., то есть 4% от общего числа сотрудников сектора высшего образования.

С точки зрения денег частные вузы также не составляют конкуренцию государственным. В 2016 году они заработали лишь 5% общего дохода рынка: 40 млрд рублей против 696 млрд у госвузов.

У частных вузов на филиалы приходится больше доходов, чем у государственных. Доходы филиалов составляют в государственных вузах 6% от общего дохода, в частных - 18%. В государственных университетах филиалы поставляют 12% студентов, в частных - 27%.

В Москве зарегистрированы 72 из 212 частных вузов России. На московский рынок приходится 44% дохода всех частных вузов в России, на 18 вузов из Санкт-Петербурга 10%. На Татарстан приходится 4% рынка, на Московскую и Самарскую области и Краснодарский край по 3%. В 38 регионах России нет ни одного местного частного вуза, а в 12 из них нет даже частных филиалов.

Рынок частного образования очень неравномерен. На 20 вузов (это 10% общего числа частных) приходится 51% общего заработка сектора. Первые по доходу 20 вузов зарабатывают больше 500 млн руб. в год, первые девять - больше 800 млн руб.

Остальные довольствуются крохами: 36% частных вузов зарабатывают менее 50 млн руб. в год.

Больше 1 млрд руб. зарабатывают всего шесть частных учебных заведений - это 3% от общего числа (среди государственных вузов таких 41%).

Крупнейшие частные вузы стягивают к себе не только большую часть доходов, но и большую часть студентов. На 10% вузов приходится больше половины студентов всего частного сектора, причем на 5% вузов приходится 39% студентов.

Кто лидеры рынка частного образования

Два самых доходных частных вуза России - университет МФЮА (Московская финансово-юридическая академия), принадлежащий семье Забелиных, и «Синергия» Вадима Лобова и Юрия Рубина (учредителем вместе с Лобовым является его дочь Эрика Соболева). Крупнейший вуз по доходам без учета филиалов - «Синергия».

Оба зарабатывают больше 2 млрд руб. в год (только по данным мониторинга, не учитывая других юридических лиц, работающих в группе с университетами).

Принадлежащий Центральному союзу потребительской кооперации (Центросоюз) Российский университет кооперации (РУК), занимающий третье место, не так на виду, хотя сейчас это крупнейший в России негосударственный вуз по численности студентов - 23 тыс. и третий по доходу - больше 1,5 млрд руб. в год. Вуз менее заметен, потому что 80% его дохода поступает от 13 филиалов, бывших советских «кооперативных институтов».

Среди 20 крупнейших по доходам частных вузов России лишь три мелькают в рейтингах лучших университетов России и мира, зато в 15 из них заочно учатся больше 65% студентов.

Крупнейшие частные вузы предоставляют некачественное образование

Частные вузы не сравнялись с госсектором не только по доходам и численности студентов, но и по качеству образования.

Один из показателей мониторинга, по которому можно об этом судить, - число заочников. С точки зрения Минобразования, заочное обучение - зло. Об этом не раз говорили профильные чиновники, а лучший из российских университетов по позициям в мировых рейтингах - МГУ - еще в 2013 году полностью отказался от заочной формы. По данным мониторинга 2017 года, 78% всех студентов частных вузов - заочники (в государственных их 36%).

Другой критерий качества - попадание вузов в престижные национальные и международные рейтинги.

Лишь несколько частных вузов в России попадают в рейтинги лучших университетов страны и мира. В этом году ЕУСПб вместе с МГУ, СПбГУ и НИУ ВШЭ вошел в предметный рейтинг QS по социологии. РЭШ в 2018 году заняла первое место в рейтинге журнала Forbes, который оценивал вузы в том числе по зарплатам преподавателей и наличию выпускников в руководстве компаний и госорганов. Российский новый университет занял в нем 88 место (из 100), других негосударственных вузов в рейтинге нет. ЕУСПб на 7 месте в рейтинге научной продуктивности, который делает АЦ Эксперт , в категории «гуманитарные науки», РЭШ - на втором месте в категории «Экономика».

В целом частным вузам реже удается заниматься наукой: публикации в Scopus - одна из двух ведущих крупнейших мировых баз данных научных статей, основа для оценки научного продукта ученых и вузов - × есть у 58% частных вузов и у 93% государственных.

Наконец, частным вузам труднее привлекать успешных абитуриентов: из-за малого числа бюджетных мест средний балл ЕГЭ поступающих в них ниже, чем в государственных.

Косвенной характеристикой качества обучения в частных вузах может служить и отношение числа студентов к доходу в вузе (это не стоимость обучения, так как у вузов есть и другие доходы, кроме платы студентов за обучение, но косвенный показатель того, сколько студенты готовы платить и сколько вуз может тратить на одного студента). В топ-20 вузов доход в расчете на одного студента различается на порядки, от 31 тыс. руб. до 2 млн руб в год. Больше всего - у РЭШ, меньше всего было у Московского технологического института, который Рособрнадзор уже закрыл.

Частное образование в России - семейный бизнес, и это проблема

Частные университеты в России принадлежат частным лицам - это лишь звучит очевидно. Большинство учредителей частных вузов - конкретные люди. Это объясняется обстоятельствами, при которых начинался этот бизнес. Большинство из топ-20 вузов России открывались в начале 90-х управленцами или преподавателями из госвузов и профильными чиновниками, имевшими связи. Например, единственный учредитель и ректор Московского гуманитарно-экономического университета Любовь Демидова работала в Главном управлении высшего образования Госкомитета СССР по народному образованию. Там же трудился ректор МФЮА Алексей Забелин. Президент Московского технологического института Николай Малышев в конце 80-х работал ректором Таганрогского радиотехнического института, потом был председателем Госкомитета РСФСР по делам науки и высшей школы и директором НИИ при Минобре. Ректор и основатель Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Зернов встретил перестройку секретарем парткома МФТИ.

Частные вузы - семейный бизнес. В половине вузов из первой двадцатки работают и являются учредителями родственники основателя. МФЮА - это семья Забелиных, «Синергия» - Юрий Рубин и его дочь Эрика Соболева, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики - вдова и дети основателя вуза Виктора Гневко, Московский гуманитарный университет (МосГУ) - Игорь, Наталья и Олег Ильинские, уфимская Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия - ректор Евгений Миннибаев и его жена Наталия Разуваева. Дочь покойного основателя Казанского инновационного университета Виталия Тимирясова Асия Тимирясова является не только ректором вуза, но и его учредителем через компанию «Татарский центр образования Таглимат».

Дело в том, что из вуза, как некоммерческой организации, нельзя вывести прибыль. Учредитель вуза может получать связанный с ним личный доход, только если работает в нем и контролирует его финансовые потоки изнутри. Дочь ректора МосГУ Игоря Ильинского Наталья - проректор по инновационному развитию. Сын ректора МФЮА Олег Забелин - первый проректор, Светлана Забелина - проректор по персоналу и качеству обучения.

Есть и другая причина: вуз не получится передать по наследству, как обычное ООО. В 1998 году умер один из двух учредителей Московского гуманитарно-экономического университета Владимир Шупленков. Его наследники претендовали на вуз, но второй учредитель - Любовь Демидова - выиграла суд. Шупленковым вернули учредительный взнос в размере 500 рублей. А Демидова осталась ректором и единоличным распорядителем в вузе с доходом 930 млн руб.

Поэтому основатели вузов заранее вводят детей и других родственников в состав учредителей и устраивают в вуз на работу, иначе те потеряют доступ к активам. Останутся на работе без доли в учреждении - их могут уволить, останутся с долей без должности - будут получать только отчеты без прямого доступа к деньгам.

Частные вузы в России создают сеть двойников, чтобы подстраховаться от санкций

У нескольких крупных учредителей, кроме основного актива, есть и другие вузы.

«Если вузы не пересекаются между собой по направлениям, общие учредители - это нормально и уж во всяком случае законно, - объясняет директор Института развития образования Ирина Абанкина. - Но если они дают образование по одному и тому же направлению и находятся, например, в одном здании, это может вызывать вопросы».

Как показало исследование «Проекта», такая практика распространена повсеместно. Кроме группы вузов Мирослава Низикова, работающих до сих пор, на российском рынке есть и другие группы, принадлежащие одним учредителям.

Рособрнадзор может проверять только вузы по отдельности, формальных оснований для преследования группы у него нет. Например, у Игоря и Льва Суратов было четыре вуза, Рособрнадзор отозвал аккредитацию у одного из них (у Института мировой экономики и информатизации в 2015 году). Количество студентов в другом их вузе, Московском экономическом институте, тут же сильно выросло.

Супруги Галина и Михаил Берулава - учредители трех вузов, причем последний, Московский инновационный университет (МосИУ) они открывали как раз в то время, когда Рособрнадзор отзывал аккредитацию у другого их вуза, Университета Российского инновационного образования, и работает он по тому же адресу.

У Ливиу Терентия работают два вуза, зарегистрированных по одному адресу в Москве: Московский финансово-экономический институт и Московская международная академия. У академии Рособрнадзор в 2016 году частично отозвал аккредитацию, но не трогал институт.

Тем не менее иногда Рособрнадзор закрывает сразу все вузы, принадлежащие одним и тем же учредителям. В 2015-2017 гг. Рособрнадзор лишил аккредитации шесть вузов жительницы Калуги Галины Панариной, входивших в «Консорциум Среднерусский университет» и принесших ей в 2016 году доход 325 млн руб.

Вторая проблема - сам мониторинг, который проводило Минобразования, не сработал как система оценки качества. Например, в 2017 году мониторинг успешно прошли несколько заведений, у которых аккредитация к тому времени уже была приостановлена или отозвана. В крупнейший на тот момент частный вуз России - Московский технологический институт с 25 тыс. студентов - или Современная гуманитарная академия. Но, наоборот, и сейчас работает Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, набравший в мониторинге 2017 года два контрольных показателя из семи (по формулировке Минобразования это «уровень эффективности ниже среднего». Он может стать основанием для внеплановой проверки), или Институт управления, бизнеса и права из Пятигорска с одним баллом.

Из 16 частных вузов, которые в мониторинге 2017 года не выполнили контрольные показатели, шесть сохранили и лицензию, и аккредитацию.

В семи отозвали аккредитацию, прием не был запрещен, лицензия сохранена. Только три закрыты полностью. Среди этих десяти вузов только в одном было больше 500 студентов. Рособрнадзор карает в подавляющем большинстве мелкие вузы.

Таким образом, Рособрнадзор не закрывал вузы с плохим качеством образования. Он закрывал вузы со слабой администрацией (которая не могла подготовить хорошую документацию для отчетности) или плохими связями.

Кто такие крупнейшие владельцы частных вузов

1. Алексей, Светлана и Олег Забелины

Московский финансово-юридический университет (МФЮА)

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ)

Общий доход: 2,95 млрд руб.

Численность студентов: 23,7 тыс.

2. Александр Семенов, Николай Малышев, Григорий Бубнов

Выпускники МФТИ Григорий Бубнов и Александр Семенов раньше занимались финансовым бизнесом - владели «Ист Бридж Банком». Налоговая подозревала его в махинациях с НДС, а ЦБ не пускал банк в систему страхования вкладов.

Потом Бубнов и Семенов с банковским бизнесом завязали и приготовили себе более спокойные места для работы - заняли должности вице-президентов Всемирного технологического университета (ВТУ) и Московского института экономики, менеджмента и права (МИЭМП). Создателем ВТУ и президентом обоих вузов в разные годы был Николай Малышев, одна из самых знаменитых фигур в российском высшем образовании 90-х.

Встретив перестройку ректором провинциального Таганрогского радиотехнического института, в 1990 году Малышев внезапно возглавил Госкомитет РСФСР по вопросам науки и высшей школы. Потом руководил центром президентских программ при администрации президента.

Учредителями ВТУ стали правительство (позже вышло) и ЮНЕСКО.

Потом позиции ректоров вузов достались Бубнову и Семенову, а Малышев как президент сохранял влияние вплоть до конца нулевых, когда ВТУ разросся до 20 с лишним тыс. студентов. При вузе действовали колледж, программы дополнительного образования. Правда, 96% студентов были заочниками - учились при помощи дистанционной платформы. А показатель «образовательная деятельность», основанный на среднем балле ЕГЭ поступивших, по данным мониторинга 2014 года составил фантастически низкие 37 баллов. Хуже было только в академии акварели Сергея Андрияки и частном Института кино и телевидения. Только МТИ, в отличие от них, не учил акварели.

В 2010 году вуз переименовали в Московский технологический институт, а в 2011 году Рособрнадзор впервые попытался лишить его аккредитации. Удалось это сделать только в 2016 году. Несмотря на лишение аккредитации по программам высшего образования, выручка Мостеха в 2017 году составила 900 млн руб. Куда переводятся его студенты, точно неизвестно, но в обсуждении на образовательных форумах упоминались «Синергия» и Московский университет имени Витте. Последний по выручке в 2017 году - лишь чуть меньше МТИ: 779 млн руб. Малышев в этом университете президент, у Рособрнадзора претензий к вузу нет.

Московский технологический институт (МТИ)

Московский университет имени С.Ю. Витте

Общий доход: 1,5 млрд руб.

Численность студентов: 30 тыс.

3. Игорь и Лев Сураты

Игорь Сурат и его сын Лев - учредители сразу трех вузов. Вузы зарабатывают от 250 до 400 млн руб. в год, не входя даже в первую двадцатку по доходам, и, возможно, поэтому не привлекают внимания. Но общий доход трех вузов семьи Сурат в 2016 году - 1 млрд руб., в них учится 18 тыс. студентов. В МЭИ ректор - Игорь Сурат, в ВЕУ и институте психоанализа - Лев.

Московский экономический институт работает с 1996 года. А в 2011 году Сураты стали владельцами Московского института психоанализа - через компанию «Современное образование 3», владельцем которой был тот самый Александр Семенов, ректор Московского университета имени С.Ю. Витте.

В институте психоанализа Сураты недавно установили памятник Зигмунду Фрейду. Из 3,7 тыс. студентов вуза 85% изучают психоанализ заочно.

Кроме вузов у Суратов есть два учебных центра, которые включают в себя автошколы. Их два - «Мосдор» и «Автодор», оба - очень крупные и в 2016 году принесли семейству 280 млн руб. дохода.

До 2015 года у Суратов был еще один вуз - Институт мировой экономики и информатизации, который Рособрнадзор лишил аккредитации. Другие вузы ведомство не тронуло.

Московский экономический институт

Восточно-Европейский институт (Ижевск)

Московский институт психоанализа

Общий доход: 1 млрд руб.

Численность студентов: 18 тыс.

4. Галина, Мария и Михаил Берулава

Два декана Бийского пединститута Галина и Михаил Берулава в 1996 году переехали в Сочи, где Михаил получил должность директора местного Научно-образовательного центра Российской академии образования (РАО). Одновременно супруги открыли в Сочи собственный вуз - Черноморскую гуманитарную академию (позже ее переименовали в Международный инновационный университет).

В 2006 году Михаил Берулава стал ректором Университета Российской академии образования (УРАО), образованного на базе советского института повышения квалификации учителей. И делал политическую карьеру - в 2011 году он избрался депутатом Госдумы от КПРФ. Все было хорошо, пока в РАО не сменился президент - им стала ректор СПбГУ Людмила Вербицкая. Академия вышла из состава учредителей УРАО, у которого Рособрнадзор как раз приостановил аккредитацию, а учредителем УРАО стало ООО «Факел», принадлежавшее частично проректору по экономике и бухгалтеру Международного инновационного университета Инге Тординава. Потом в состав учредителей вошли Берулавы, вуз переименовали в Университет Российского инновационного образования (УРИО). По данным мониторинга 2017 года, в нем было 2,8 тыс. студентов, из которых 90% заочники. В Международном инновационном университете 2,5 тыс. студентов, из них 66% заочники.

Одновременно, в апреле 2016 года, супруги Берулава открыли еще один вуз - Московский инновационный университет (МосИУ). Он работает по тому же адресу, что УРИО. Новый вуз получил лицензию, а в сентябре 2016 года - аккредитацию по восьми группам специальностей.

В 2018 году оба инновационных университета, принадлежащих семье Берулава, вошли в состав учредителей УРИО. Три вуза объединились в «образовательный консорциум». Часть студентов УРИО, который сейчас работает без аккредитации, перевели в МосИУ, а другим обещают возможность получить диплом государственного образца по сетевым программам консорциума.

Международный инновационный университет

Университет Российской академии образования

Московский инновационный университет

Общий доход: 890 млн руб.

Численность студентов: 5,3 тыс.

5. Игорь, Олег и Наталья Ильинские, Сергей Агеев, Сергей Плаксий, Виктор Приступко

Ректор Московского гуманитарного университета Игорь Ильинский, которому сейчас 82 года, перестройку встретил крупным комсомольским деятелем - был редактором журнала «Комсомольская жизнь», потом директором Научно-исследовательского центра при Высшей комсомольской школе. Это учреждение в 1990 году превратилось в Институт молодежи, а Ильинский в его ректора. В 2000 году Институт переименовали в Московскую гуманитарно-социальную академию, потом в Московский гуманитарный университет, а среди учредителей стали появляться Ильинские. Сын Игоря Олег Ильинский трудится в вузе первым проректором, дочь Наталья - проректором по инновационному развитию.

Другие учредители вуза - его проректоры Виктор Приступко, Сергей Агеев, а также Антонина Ковалева и советник ректора Сергей Плаксий. Как и Ильинский, выходцы из Высшей комсомольской школы. В МосГУ в 2017 году училось 3,9 тыс. студентов, из которых 46% заочники. По одному адресу с МосГУ зарегистрирован второй вуз Ильинских и их коллег - Национальный институт бизнеса с 1,8 тыс. студентов (из которых 79% заочники) и 120 млн руб. дохода, ректором в нем работает Сергей Плаксий.

В Московском институте психоанализа Игоря и Льва Суратов отвечать на вопросы «Проекта» отказались, в МосИУ оставили их «на рассмотрение руководства» без определенных сроков, в МФЮА не смогли ответить в отсутствие ректора.

В первом полугодии 2016 года Рособрнадзор сообщил о полном или частичном отзыве аккредитаций в 111 вузах. Во втором полугодии уже только в 77 вузах. В 1-м полугодии 2017 года - в 22. Наконец, в июне 2017 года Рособрнадзор сообщил, что внеплановые проверки больше не проводит. Замглавы Рособрнадзора Наталья Наумова назвала это «надзорными каникулами». А глава Рособрнадзора Сергей Кравцов объяснял каникулы фактическим завершением борьбы с плохими вузами: «Большая часть вузов, у которых были выявлены несоответствия госстандартам, были лишены аккредитации. На сегодняшний день мы имеем сеть образовательных организаций, которые в достаточной степени эффективны».

Надзорные каникулы

Как Рособрнадзор принимал решения по итогам проверок вузов в 2015-2018 годах и что в это время происходило в министерстве образования России

Текущую проблему рынка Кравцов описал новым понятием «академической нечестности» - это когда «отсутствуют реальные занятия, знания студентов оцениваются необъективно, сессии сдаются за взятки». Получается, что оценить качество обучения в оставшихся на рынке «эффективных организациях» Рособрнадзор по-прежнему не может. «Критерии академической нечестности в виде измеряемых показателей очень бы хотелось как-то формализовать, но не понятно, что измерять», - говорит глава Ассоциации негосударственных вузов Владимир Зернов.

Сегодня государство поддерживает госвузы в несравнимо большем масштабе - и бюджетными местами, и инвестициями в инфраструктуру. «В России частные вузы практически не имеют какой-либо поддержки государства, их сталкивают в маргинальную область, - говорит Зернов. - Правила (налоги, господдержка) должны быть одинаковыми для всех вузов. Тогда частное образование создаст реальную конкурентную среду, «академическая нечестность» станет невыгодной, и рынок «продажи дипломов» будет сведён на нет».