Дистанционная платформа moodle регистрация. Moodle - система дистанционного обучения. Внедрение и сопровождение Moodle с помощью компании Открытых Технологии

), а джентлемен из НИИСИ по имени Антон Павлов написал заметку про его собственные улучшения MIPSfpga . Так как профессора встретили новый продукт для обучения студентов электронике в целом положительно, то возникла идея помочь начинаю платами, причем сразу у нескольких людей и организаций.

В частности, в честь Нового Года я в кооперации с Виталием Кравченко из univeda.ru планируем небольшую раздачу слонов, то бишь бесплатных плат Terasic DE0-CV с FPGA Altera Cyclone V. Так что вы сможете повторить подвиг Антона Павлова. Так как данная конкретная раздача делается _не_ на деньги Imagination Technologies, не на деньги Altera и не на деньги НПЦ «Элвис», а на деньги частных благотворителей, включая меня лично, то слоны будут раздаваться с довольно конкретными условиями, описанными ниже.

Цели мероприятия:

1. Повысить уровень вовлеченности российских вузов в мировые исследования в области микроархитектуры процессоров, проектирования СнК и гетерогенных многоядерных систем

2. Повысить количество русских текстов на MIPS Insider дабы посетители из международной электронной промышленности и academia начинали понимать, что русские идут

3. Изготовить, от лица коммьюнити, кучу учебных материалов вокруг MIPSfpga, которыми могли бы пользоваться как преподаватели российских вузов, так и преподаватели университетов в других странах - США, Японии, Китае и т.д.

Условия:

1. Желательно чтобы получатель платы был преподавателем, аспирантом или студентом российского вуза.

2. Желательно, чтобы этим вузом не был МГУ, МФТИ, МИФИ, МИЭТ и ИТМО, которые могут получить эти платы из других источников.

3. Очень желательно, чтобы перед получением платы креативный товарищ прислал бы мне не только описание проекта, но и код на Verilog или VHDL, C и/или ассемблере, с которым он симулировал прототип будущей синтезированной системы в среде ModelSim или Icarus. Временные диаграммы тоже приветствуются.

4. Код проекта по завершению выкладывается на http://github.com/MIPSfpga - см. в качестве примера http://github.com/MIPSfpga/mipsfpga-plus

5. Там же описывается в секции Wiki:

5.1. Что находится в каждом файле
5.2. Иерархия модулей хардверной части
5.3. Как симулировать - инструкция со скриншотами
5.4. Временные диаграммы симуляции
5.5. Как синтезировать - инструкция со скриншотами
5.6. Результаты синтеза - размер и максимальная частота
5.7. Описание софтверной части
5.8. Фотографии работающей платы FPGA

6. Это же выкладывается на в форме статьи
7. Это же выкладывается на http://silicon-russia.com
8. Это же выкладывается на http://community.imgtec.com/forums/cat/mips-insider/mipsfpga
9. Язык (6), (7), (8) может быть русский или английский

10. Если вы ничего не делаете с платой месяц, она у вас изымается и передается кому-нибудь еще

11. Если мы (я и UnivEDA) будем делать какие-либо мероприятия в России типа конкурсов или трейнингов, мы у вас плату тоже на некоторое время заберем назад

Примеры проектов с платами:

1. Интерфейс между MIPSfpga и сенсорами с интефейсами SPI, I2C, UART и другими. Сенсоры влажности, температуры, звука, компасы, дальномерка и т.д.

2. Интерфейс между MIPSfpga и внешней по отношению к FPGA памяти - SDRAM, DDR и т.д. (в текущих примерах память системы строится из block memory внутри FPGA)

3. Интерфейс между MIPSfpga и более крупными устройствами - VGA дисплей, мышь, клавиатура, джойстик.

4. Визуализация работы кэша с помощью запуска процессора с частотой 1 такт в секунду и вывода сигналов, связанных с транзакцией (запрос, промах и т.д.).

5. Визуализация работы конвейера и арифметических устройств с помощью запуска процессора с частотой 1 такт в секунду и вывода сигналов контроля конвейера и т.д.

6. Добавление команд в процессор с помощью интерфейса CorExtend / User Defined Instructions (UDI). Пример - специальные команды для шифрования.

7. Лабораторные работы с демонстрацией работы прерываний в разных режимах и обработчика прерываний.

8. Мосты между шиной AHB-Lite и другими шинами - AXI, APB, OCP, Wishbone, PLB и т.д.

9. Многопрооцессорные системы без когерентности кэшей первого уровня и (для самых продвинутых) с когерентными кэшами и реализацией протоколов типа MESI.

10. Портирование на MIPSfpga разного рода программ и операционных систем - от простых RTOS до различных вариантов Linux (MIPSfpga поддерживает TLB MMU).

Прошу присылать предложения на [email protected] с копией [email protected]

Написать эту статью заставили меня товарищи, которые очень хорошо (гораздо лучше меня) разбираются в контроллерах и применяют их везде, где ни попадя. Тем не менее, есть огромная куча приложений, когда применение ПЛИС не только оправдано, но и приводит к значительному упрощению системы и улучшению ее параметров. Сразу оговорюсь: в этой и, возможно, последующих статьях я рассматриваю ПЛИС только фирмы Xilinx не потому, что они мне заплатили, и даже не потому, что они лучше всех, просто исторически сложилось, что работаю я практически только с ними.

Итак, начнем с небольшого количества теории. ПЛИС делятся на две основных группы: CPLD (Complex Programmed Logic Device) и FPGA (Field Programmed Gate Array). CPLD - это обычно ПЛИС класса "эконом", т.е. имеют невысокую цену и довольно скудное количество ресурсов, особенно это заметно на триггерах. FPGA обычно подороже, содержат побольше ресурсов (простой логики - триггеров...) и, самое важное, в последнее время дополнительные "непростые" блоки, как, например, умножители, блоковую память, интерфейсные причиндалы (Ethernet, PCI-express...) и даже процессорные ядра PowerPC. Отдельно можно упомянуть серию Zinq от Xilinx - туда вообще ядра ARM запихали. Главным же отличием FPGA от CPLD является потребность в загрузке конфигурации при включении питания и, соответственно, внешней ПЗУ с конфигурацией. Даже семейство SPARTAN-3AN имеет на борту встроенную ПЗУ-шку, из которой и грузится.

Теперь самое главное: чем ПЛИС отличается от контроллера и когда их применять. Тут всё довольно просто: ПЛИС (берем те, что без наворотов) - это, по сути, мешок логики на одном кристалле, которую можно произвольно соединять: те самые триггеры, AND, OR и тому подобные примитивы, как, например, в серии К155 или 74НС. Контроллер же - это готовый процессор (пусть со скудным количеством команд), встроенная память, шины данных и команд, периферия и т.д. В общем-то говоря, из большой ПЛИС можно сделать маленький контроллер, но эта затея, по крайней мере, глупая. Итак, контроллер заточен под выполнение длинных цепочек команд, их циклического повторения, переключения с одной цепочки на другую и т.д., а ПЛИС заточена под выполнение простых логических операций и, что немаловажно, большого количества сразу (и даже на разных тактовых частотах).

Перейдем от теории к практике. Для начала нам хватит какой-нибудь микросхемы CPLD. Ресурсов мало, но для освоения самое оно. Я возьму XC95288XL в корпусе TQ144 (опять же просто оказалась в наличии), вообще рекомендую взять что-нибудь посвежее, например, из серии CoolRunner 2 . Чтобы получить готовое изделие (пусть даже минимально мигающее светодиодом), нам необходимо: спаять аппаратную часть (тут, я надеюсь, проблем не возникнет, а нюансы я упомяну), "написать" прошивку (в нашем случае, скорее, нарисовать) и зашить прошивку в микросхему. В общем, нам понадобятся софт, генерящий прошивку, и программатор. Софт (Xilinx ISE Webpack) качаем с официального сайта (правда, попросят зарегистрироваться), лицензия Webpack - свободная. Программатор можно сделать по схеме на рис.1 (под LPT-порт) или приобрести заводской USB-шный (в китайских интернет-магазинах встречал по цене порядка 50$, но сам не покупал). Более .

Рис. 1

После того, как мы припаяли ПЛИС на макетную плату, спаяли или купили программатор, скачали и установили пакет ISE Webpack (у меня версия 13.2), запускаем Project Navigator и создаем новый проект. Чтобы создать проект, выбираем File -> New Project, указываем имя проекта и куда его сохранить, также указываем тип исходника TOP-LEVEL (рис.2). Дело в том, что для ПЛИС не обязательно рисовать схему из триггеров и их соединений, можно, например, писать на языках высокого уровня (VHDL, Verilog) и совсем не обязательно в пределах одного проекта использовать что-то одно. Мы же пока используем только Schematic на всех уровнях.


Рис. 2
(рисунок кликабелен для увеличения, откроется в новом окне)

В следующем окошке (рис. 3) выбираем нашу микросхему (остальное поначалу не трогаем); в окне, появившемся после нажатия на кнопку "Next", любуемся на параметры созданного проекта, жмем "Финиш" - и готово: проект создан.


Рис. 3

Теперь надо, собственно, нарисовать схему: правым кликом на окошко с проектом и new sourсe (рис 4.), нарекаем этот исходник именем (это имя нашей схемы, их в проекте может быть много), выбираем опять-таки Schematic, жмем "Next", любуемся на параметры вновь создаваемого файла, жмем "Финиш" и получаем чистую схему.


Рис. 4
(рисунок кликабелен для увеличения, откроется в новом окне)

Начинается самое интересное: на панельке слева (не с самого краю) жмем кнопочку "add symbol" (рис. 5).


Рис. 5
(рисунок кликабелен для увеличения, откроется в новом окне)

И получаем еще левее список символов текущей библиотеки. Как добавлять, создавать, править библиотеки, разберемся потом (по мере необходимости). Сейчас нам важно выбрать необходимый символ. Так в верхнем окошке мы видим некий классификатор - фильтр, которым пользоваться не обязательно (ну зачем же пролистывать всякие триггеры и логические элементы, когда нам нужен счетчик).

Для примера рассмотрим следующую задачу: нужно максимально точно определить время задержки между передними фронтами 2-х импульсов, появляющихся на разных проводах, и слить это значение в контроллер по интерфейсу SPI. Всякое сходство задачи с темой "Повышение рабочей частоты МК" на одном из робототехнических форумов умышленное. Итак, на входе устройства 2 провода для импульсов и 3 провода для SPI контроллера. Добавляем еще вход тактирования (пока мы не знаем на какой частоте, можем только предположить, что не менее 70 МГц). Начинаем рисовать прошивку: нам нужны триггеры-защелки, которые будут "ловить" импульсы, счетчик времени, регистр сдвига (создавать их не надо, они есть библиотечные). Что такое триггеры и счетчики, описывать не буду, надеюсь, читатели "в теме" и проблем не возникнет, в противном случае придется писать еще несколько статей. Получили вот такую схему (рис. 6), как вы видите, необязательно тянуть провод от выхода символа до входа, достаточно просто обозвать цепь. Для обозначения внешних входов и выходов используем кнопку "Add I/O Marker".


Рис. 6
(рисунок кликабелен для увеличения, откроется в новом окне)

Когда схема готова, переходим на вкладку Design, и даблкликаем на Implement Design - начинаются всякие процессы (для начала не важно какие именно - главное, что всё вместе - это процесс перегонки исходника в прошивку). Когда всё отработает, смотрим на эрроры с варнингами: всё, что важно, исправляем, остальное оставляем. Например, не нужны нам выходы СЕО и ТС счетчика и остальные 15 бит параллельного выхода регистра сдвига тоже не нужны, а варнингами ругается. Если ругается эррорами на то, что мы так и хотим, значит, мы хотим чего-то не того. Если нас (и синтезатор) всё устраивает - любуемся дальше на репорты: сколько каких ресурсов израсходовано, какие тактовые частоты доступны... Если опять всё хорошо, то самое время просимулировать схему и убедиться, что она, собственно, работает согласно поставленной задаче. Симуляцию после проверки таймингов я предлагаю проводить по причине того, что иногда для получения нужной тактовой частоты приходится всю схему перетрясти, что, естественно, может сказаться на результате...

Итак, симуляция: на вкладке Design (в левой панельке) выбираем simulation (рис. 7).


Рис. 7
(рисунок кликабелен для увеличения, откроется в новом окне)

Внизу, в процессах, вместо процессов синтеза и разводки появился процесс Simulate Behavioral Model, даблкликаем на него - запускается симулятор, в котором мы видим наши сигналы (не только входные-выходные, но и промежуточные) (рис 8).


Рис. 8
(рисунок кликабелен для увеличения, откроется в новом окне)

Наводим на кнопочки курсор мышки, читаем комментарии к кнопочкам. Устанавливаем время шага симуляции (рис. 9) и начальные значения входных сигналов, сразу же настраиваем тактовые сигналы (не будем же мы каждые 5 нс симулировать и клок переключать).


Рис. 9
(рисунок кликабелен для увеличения, откроется в новом окне)

Шагая по времени путем манипуляций с входами и (при необходимости) с шагом симуляции, получаем временную диаграмму (рис. 10).


Рис. 10
(рисунок кликабелен для увеличения, откроется в новом окне)

Убеждаемся, что всё работает так, как задумано (или отлаживаем схему дальше), и переходим к следующему шагу - распределению выходов и входов по ножкам микросхемы. Для этого добавляем еще один файл-исходник (рис. 11), а именно Implementation Constraints File.


Рис. 11
(рисунок кликабелен для увеличения, откроется в новом окне)

Прописываем "распиновку микросхемы" (рис. 12), здесь же прописываем требования к тактовым частотам. И вот мы дошли до нюанса, связанного с тактовыми сигналами. Дело в том, что сигналы тактирования должны приходить на так называемые глобальные линии - линии, которые проходят через всю микросхему, остальные линии имеют локальный характер и от блока к блоку проходят через коммутационную логику. У микросхемы XC95288XL в корпусе TQ144 таких линий 3, и подключаются они к ногам 30, 32, 38. Остальные сигналы можно подключить к любым ножкам ввода-вывода (I/O).


Рис. 12
(рисунок кликабелен для увеличения, откроется в новом окне)

Снова даблкликаем Implement Design, ждем, читаем замечания на тему варнингов с эррорами и переходим на отчеты по распиновке (рис. 13) и таймингам (рис. 14); убеждаемся в том, что всё нас устраивает, и имеем счастье в виде файла %project_name%.jed.


Рис. 13
(рисунок кликабелен для увеличения, откроется в новом окне)


Рис. 14
(рисунок кликабелен для увеличения, откроется в новом окне)

Файл прошивки готов. Допустим, устройство тоже. Подключаем к ЭВМ JTAG кабель и даблкликаем на Configure Target Device. Запустится утилитка прошивки (Impact.exe), собственно, при изготовлении нескольких устройств для прошивки серии можно ограничиться запуском только ее одной. Создаём новый проект (это проект для программки-прошивалки), разрешаем ей автоматически найти программатор и подключенную микросхему, показываем файл прошивки и жмем Program. Ждем несколько десятков секунд, видим надпись о том, что всё хорошо, - устройство готово.

В современной системе образования несколько лет назад появился термин «Moodle». Итак, что такое Moodle? Обучающая платформа MOODLE (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle – это open source software (открытые программные средства) — система, разработанная в Австралии бывшим сотрудником компании WebCT, первая версия которой вышла 20 августа 2002 года. Официальный сайт — http://www.moodle.org

Что такое Moodle? Аббревиатураозначает

M odular
O bject
O riented
D ynamic
L earning
E nvironment

Курсы Moodle — это информационные ресурсы, которые преподаватели размещают в Moodle, после чего студенты, имея соответствующие права доступа, могут записаться на курс и работать с ним: изучать информационные материалы, участвовать в семинарах, обсуждениях, проходить тестирование, сдавать экзамены и т.д. Обучающая платформа Moodle поддерживает разные методы записи студентов на курс: автоматический, вручную преподавателем, по кодовому слову, из внешней базы, гостевой доступ.

10 полезных фактов о Moodle:

1. Поддерживается большим количеством людей со всего мира и обладает высокой производительностью.

2. Поддерживает более 40-ка языков мира и может работать с кодировкой UTF-8.

3. Поддерживает множество баз данных (MySQL, PostgreSQL, MSSQL, Oracle, текстовый файл).

4. Использует протокол HTTPS для аутентификации (исключение перехвата пароля пользователя третьими лицами).

5. Moodle проста в обращении, имеет понятный интерфейс

6. Поддерживает различные внешние виды целого сайта либо отдельных курсов (темы).

7. Различает несколько типов пользователей: главный администратор, администратор, создатель курсов, преподаватель, студент, гость.

8. Имеет большой набор блоков, фильтров и модулей (полный список), позволяя изменять внешний вид и расположение блоков на титульной странице всего сайта или отдельно взятого курса.

9. Позволяет выполнять резервное копирование по расписанию либо вручную, а также имеет гибкую настройку системы безопасности.

10. Moodle проводит оценку знаний студентов на основе тестирования, предлагая такие типы вопросов, как описание, случайный, случайный вопрос на соответствие, вложенные ответы (короткие ответы, числовые, множественный выбор.) Для преподавателей иностранных языков незаменимым способом тестирования есть Hot Potatoes Quizez:

Medicine Hot Potatoes Test

Hot Potatoes Quiz

Будучи в Москве на , я познакомилась с Остином Вуд, преподавателем английского языка, который знаком с Moodle не понаслышке.

— Hi everyone! Welcome to ! Today I’m staying in Moscow. I’ve been here for the third day and happy to introduce you to Austin who is going to tell us about Moodle platform. Hello Austin! Please share your experience in using Moodle platform.

— Hello! To my experience with Moodle, it’s actually from the side of the student. We used Moodle at both my high school and in my university for, probably, six or seven different courses.

— What specific features should students keep in mind when learning English with Moodle?

— It’s great to offer teachers because they can use it to distribute materials. So reading assignments or worksheets and handouts — they can put these on Moodle instead of printing them out for the students. Today many students prefer to use electronic format so this way they can choose what they want to print out themselves at home, or simply read it on their phone or their tablet. It’s also very great for having discussions so students can post their thoughts, their reactions to some reading assignment or video and students can interact with a teacher. This allows them to have more interaction time than they might have in the class room which is sometimes more dominated by teacher’s talking time.

— What about the assessment process? How is students’ knowledge assessed?

— Yes, today there’s a grading process built into Moodle. If teachers use Moodle for all their assignments, they can actually keep track of all the marks, all the grades in Moodle. So the day after assignment is admitted students can log in again and they can see their grade in the class. They don’t have to ask the teacher what marks they currently have — all the assessment is built into Moodle modules. This makes it very easy for teachers and very convenient for students.

— Do you consider Moodle to be an effective way of learning languages?

— Yes, I used it personally in my Spanish class at the high school. It was an excellent work for language learning, that’s why I am sure that it would be as effective with English.

— Thank you, Austin! I wish you successful teaching career in Russia and bright and enthusiastic students in your class.

Весной 2014 года я подала заявку в Український інститут інформаційних технологій в освіті Національний Технічний Університет України «КПІ» в Киеве и закончила курс повышения квалификации научно-педагогических сотрудников, получив сертификат об окончании и защитив выпускную работу на «отлично»

«Разработка дистанционных курсов с использованием платформы Moodle» (специальность «Програмная инженерия»).
Мой авторский курс в Moodle «Навчання аудіювання студентів мовних вузів» разработан для студентов 2 курса факультета переводчиков Киевского национального лингвистического университета и охватывает следующие темы: «Mass Media»,

В настоящее время существует большое количество систем для реализации электронного обучения в образовательных учреждениях как отечественных, так и зарубежных. Перед преподавателями как разработчиками, так и активными пользователями часто встаёт вопрос: какой программной платформе отдать предпочтение для более эффективной организации учебного процесса? Чтобы внедрение электронного обучения было успешным, необходимо выбрать платформу, отвечающую конкретным требованиям, целям, задачам, предъявляемыми к ней образовательным учреждением. К ключевым параметрам выбора системы управления обучениям относят: функциональные характеристики, безопасность, надежность, цена и многое другое. Центром ДОТ был проведен анализ, популярных на сегодняшний день систем дистанционного обучения (СДО). Целью анализа явилась необходимость выделить систему, наиболее подходящую для организации электронного обучения в вузе. Для составления объективной оценки, мы принимали во внимание собственный опыт, а также сведения от разработчиков и активных пользователей систем. Мы создавали курсы, изучали возможности администрирования, работу с элементами курса в рассматриваемых системах и исследовали их на соответствие современным принципам электронного обучения.

Наиболее важные критерии отбора системы дистанционного обучения:

  • Установка на любую аппаратно-программную платформу;
  • Безопасность системы;
  • Простой, интуитивно-понятный web-интерфейс;
  • Наличие в системе функций, применяемых для организации
    электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий
    разработка и редактирование курсов, набор элементов курса для различных
    специальностей;
  • Поддержка русского языка;
  • Модульность курса;
  • Интегрирование внешних модулей для расширения функционала;
  • Поддержка международных стандартов (IMS, SCORM), используемых в
    электронном обучении;
  • Наличие форм коммуникаций;
  • Возможность организации балльно-рейтинговой системы;
  • Использование системы в смешанном обучении.

Анализ систем дистанционного обучения:

  • Moodle

LMS Moodle — модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда –СДО разработанная в Австралии. Над системой уже более 10 лет работает международная команда разработчиков, под руководством фонда Moodle в Австралии. Moodle постоянно развивается, так как совместный опыт разработчиков и сообществ пользователей по всему миру, обеспечивает постоянное дополнение ее новыми инструментами.

Система позволяет создавать огромное количество образовательных элементов и ресурсов, поэтому курсы в Moodle — это не просто набор лекций и заданий. Курс в системе Moodle, созданный опытным преподавателем, выглядит как структура из дополняющих друг друга элементов, которые различаются по своему виду и назначению. Помимо стандартных элементов обучения, таких как лекции, задания и тесты, в системе Moodle используются — глоссарий, вики, блоги, форумы, практикумы, которые помогают разнообразить процесс обучения. Стоит отметить хорошо развитую систему коммуникаций Moodle. На форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени. И даже если этого количества ресурсов недостаточно, то Moodle распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность «заточить» ее под особенности каждого образовательного проекта:

  • интегрировать с другими информационными системами;
  • дополнить новыми сервисами вспомогательными функциями или отчетами;
  • установить готовые или разработать совершенно новые дополнительные модули (активности).

Система Moodle предоставляет удобные средства контроля успеваемости студентов. Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети. В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: просмотренные материалы лекций, выполненные домашние здания, успеваемость по тестам и т.д. Таким образом легко понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения.

Одним из главных плюсов СДО Moodle является её широкая известность в мире. Система имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах и переведена на несколько десятков языков. В сообществе пользователей Moodle можно поделится своим опытом использования системы и узнать полезную информацию о ней от других пользователей. В РФ зарегистрировано более 1000 инсталляций по данным Moodle.net. Отличительной особенностью платформы Moodle является и тот факт, что на ее основе можно организовывать проведение массовых онлайн-курсов (МООС), одно из новых направлений в электронном обучении.

Центром ДОТ проводятся курсы повышения квалификации для преподавателей СамГУ, на которых преподаватели получают необходимые знания для самостоятельной разработки курсов в Moodle.

Использование преподавателями филологического факультета СамГУ платформы Moodle для организации учебного процесса

Большинство российских вузов используют, в качестве электронной образовательной среды — LMS Moodle. Асадуллина Л.И. в работе «Компетенции преподавателя вуза в смешанном обучении» пишет:

«В Национальном исследовательском Томском политехническом университете активно осуществляется подход смешанного обучения, а именно, применение популярной системы управления обучением LMS Moodle, с помощью которой преподаватели разрабатывают авторские электронные курсы по своей дисциплине, а студенты имеют возможность самостоятельно их изучить и пройти тестирование, определив свой уровень владения изученным материалом. » 1

  • Google for education

Сервисы Google в обучении отвечают принципам современной системы образования. Но при более глубоком рассмотрении, в части использования в электронном обучении, эти сервисы имеют ряд недостатков:

  • все файлы хранятся на «чужом» сервере;
  • сравнительно малое количество элементов, которые можно использовать в образовательном процессе.

Дистанционное обучение, основанное на сервисах Google, будет простым в организации и эксплуатации, но качественно такая система будет сильно отличаться от Moodle и Efront. Сервисы Google – это пакет MS Office, интегрированный в веб-сайт. В качестве контроля предлагается использовать календарь или таблицы (аналог MS Excel). В сравнении с функционалом Moodle и его элементами (тест, лекция, задание и т.д.), сервисы Google выглядят ограниченно, поскольку предлагают вести обучение на основе презентаций, текстовых документов и календарей.

Сервисы Google хороший вариант для организаций, например школ, у которых нет в распоряжении своего сервера или для которых в качестве образовательной нагрузки достаточно лекций и простых заданий. Конечно, для университета с развитым электронным обучением они не подходят. Также стоит отметить, что сервисы Google были запрещены в ряде регионов для использования госслужащими и неоднократно появлялись сообщения о внесении сервисов в «черный список» рунета.

  • eFront

eFront – LMS, разработанная в Греции. В отличие от сервисов Google eFront требует инсталляции на сервер. Разработчики eFront указывают на следующие основные плюсы своей системы:

  • интуитивная понятность системы и удобство в работе;
  • сертифицированная поддержка формата SCORM.

Эти плюсы выглядят немного надуманными, если разобраться. Например, удобство работы в системе, безусловно, зависит от самой системы, но большей частью зависит от пользователя. Для пользователей других систем работать в eFront будет непривычно и неудобно, так как eFront сильно отличается в администрировании и разработке курсов. Получается, что eFront удобен и понятен для новичков, которые только начинают работать в подобных системах. Тогда возникает вопрос – на чем основываются новые пользователи, говоря о комфортной работе в системе? Любого пользователя нужно обучать для эффективной работы, вне зависимости от интуитивности системы.

К минусам рассматриваемой системы можно отнести:

  • Небольшой набор инструментов для создания учебных материалов
  • Недостаточно дополнительных модулей
  • Небольшое сообщество пользователей

Дополнительный функционал и возможности системы предоставляются в платной ее версии.

Также стоит отметить, что найти более одного живого примера образовательных русскоязычных хороших систем на данной платформе оказалось невозможным. В основном, система eFront используется для бизнеса и организаций. На официальном сайте системы можно найти список организаций, использующих eFront:

      • Fujitsu Australia Limited Kalsec Inc.
      • University of South Carolina
      • Karachaganak Petroleum Operating B.V. Engel Austria GmbH
      • Mobile Money Limited

Среди этих организаций лишь University of South Carolina выбрал eFront для образования.

Анализ выборочных платформ для организации электронного обучения показал, что наиболее функциональной по своим возможностям является LMS Moodle. Благодаря поддержке разработчиков она постоянно развивается и считается универсальной, поскольку может использоваться как в небольших учебных центрах, так и в крупных ВУЗах для решения специфичных задач.

Популярная программная платформа Moodle позволяет создавать и проводить разнообразные учебные курсы онлайн, при этом акцент делается на поддержку активного взаимодействия между преподавателем и учащимися, а также учащихся между собой - совместное решение задач, обсуждения, обмен знаниями и другие виды коллективной работы. Обучающую платформу Moodle используют более 50 тысяч организаций из более чем 200 стран мира, в том числе в России, где на сегодняшний день Moodle - одно из самых востребованных обучающих решений open sourсe (СПО). В РФ зарегистрировано более 600 инсталляций с количеством пользователей в некоторых из них до 500 тысяч человек.

Платформа Moodle имеет модульную структуру, что позволяет гибко изменять и дополнять функциональные возможности системы.

В марте 2011 года Российская компания SPIRIT , разработчик и поставщик программной платформы операторского класса для интернет-видеотелефонии, совместно с компанией ALT Linux , российским разработчиком в области разработки свободного ПО и дистрибутивов на базе Linux , объявили о выпуске нового модуля интеграции системы видеоконференцсвязи ВидеоМост и популярной обучающей платформы Moodle.

ВидеоМост может быть встроен в Moodle как дополнительный модуль. Интегрированная в СДО Moodle ВКС ВидеоМост, в отличие от использования преподавателями и учащимися отдельного внешнего средства связи, например, Skype или Apple iChat, дает пользователям ряд преимуществ:

  • поддержка многопользовательских конференций, а не только видеозвонков «один-на-один»;
  • удобство и отсутствие необходимости в отдельной регистрации в разных приложениях, так как при входе в систему все функции, включая ВКС, становятся доступны одновременно из единой среды;
  • простота - вызов совершается одной кнопкой в привычном интерфейсе учебного курса;
  • контроль - сбор и предоставление статистических отчетов производится в нужном формате в общую систему.

Функциональность совместного просмотра документов и материалов, созданных преподавателем или учащимися, а также опция встроенного текстового чата интегрируется вместе с ВКС . Для удобства интеграции решения ВидеоМост в платформу Moodle создан ряд специальных программных интерфейсов и плагинов, обеспеченных проработанной документацией.

Российская компания SPIRIT, разработчик и поставщик инновационной программной платформы операторского класса для интернет-видеотелефонии, совместно с компанией ALT Linux, российским лидером в области разработки свободного ПО и дистрибутивов на базе Linux, объявляют о выпуске нового модуля интеграции системы видеоконференцсвязи ВидеоМост и популярной обучающей платформы Moodle.

Дистанционное обучение - это сфера, где эффективность коммуникаций и взаимодействия участников учебного процесса непосредственно влияет на успешность процесса в целом, поэтому гибкость и интерактивность систем дистанционного обучения (СДО) приобретают все большее значение для их пользователей. Внедрение опции видеоконференцсвязи (ВКС) в СДО является логичным шагом развития систем онлайн-обучения.

Создание нового модуля интеграции отечественной системы видеоконференцсвязи ВидеоМост и популярной обучающей платформы Moodle на базе СПО вписывается в рамки концепции Национальной Программной Платформы (НПП), расширяя конкурентоспособные возможности российского ПО.

Модуль ВКС может быть задействован при создании учебного курса Moodle. В этом случае видеоконференция будет организована во время запланированного урока (семинара, лекции и т.п.) или в другое указанное преподавателем время. Состав участников, которым будет доступна конференция, совпадает с составом слушателей данного курса. Опции видеоконференции могут быть отредактированы преподавателем, он получит доступ к инструментам управления участниками конференции, в том числе предоставлению и запрету права голоса, отображению видео и т.п.

ПО ВидеоМост может быть интегрировано также с другими программными решениями, дополнив их функциональность встроенным блоком видеоконференцсвязи в рамках единой системы. Возможность мгновенно провести сеанс видеосвязи с любым количеством участников позволяет вывести эффективность взаимодействия пользователей системы на качественно новый уровень.

Moodle 2.2

В ноябре 2011 года вышла новая версия открытой системы дистанционного обучения (СДО) Moodle 2.2, распространяющейся по лицензии GNU GPL . С помощью Moodle можно создавать сайты для онлайн-обучения.

Лидером и идеологом системы является Мартин Дугимас (Martin Dougiamas) из Австралии. Проект является открытым, русификацию Moodle осуществляет команда добровольцев из России и Белоруссии.

Moodle написана на PHP с использованием SQL-СУБД (MySQL, PostgreSQL, Microsoft SQL Server и др. - используется ADOdb XML). Moodle может работать с объектами SCO и отвечает стандарту SCORM.

В Moodle 2.2 предусмотрены следующие новые возможности:

  • Рубрики оценивания - плагин, расширяющий подсистему оценок Moodle, реализующий концепцию рубрик многокритериального оценивания. Преподаватель оценивает работы сразу по многим заданным критериям, после чего оценки автоматически нормируются по уровню других учеников. По замыслу разработчиков, это должно компенсировать склонность некоторых преподавателей к завышению или занижению оценок, а также неравномерную сложность заданий.
  • Расширена поддержка стандарта IMS, что позволяет теперь подключать к курсам задания, расположенные на сторонних сайтах или написанных на других языках программирования. Благодаря стандарту IMS LTI внешние задания могут получать информацию о сдающем экзамен (или зачет) ученике и возвращать полученную оценку.
  • Тема оформления MyMobile оптимизирована для работы со смартфонов.