Какие впечатления навевает. Стихотворение А.С. Пушкина "Деревня": анализ. "Деревня" Пушкина - пример вольнолюбивой лирики поэта. Любовная лирика Пушкина

Ко всем своим героям Пушкин относится снисходительно. Он проницательно обращает внимание на их ошибки и нелицеприятные поступки, но указывает и на проявленное ими благородство. К Ольге он более равнодушен, чем к прочим, и меньше внимания уделяет ей ввиду типичности её характера. Ленского он любит, хоть и слегка подтрунивает над ним. Онегин, занимающий основное авторское внимание, подвергается пристальному рассмотрению в своих различных проявлениях. То же можно сказать и о Татьяне. Наверное, наиболее трепетно авторское отношение именно к Татьяне, которая предстала самой целостной и развивающейся натурой.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Отношение автора к героям (о романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Во время первой встречи Онегин - скучающий и расслабленный столичный денди. Он не испытывает каких-то серьёзных чувств к Татьяне, но говорит, тем не менее, что именно она, а не Ольга представляет собой нечто интересное. То есть он обращает внимание на Татьяну, но опустошённая душа его лишь кончиком своим дотрагивается до подлинного, сердечного восприятия. Татьяна в момент первой встречи - совершенно неопытная наивная девушка, мечтающая тайно о великой любви (что банально)
    Онегину и Ленскому, воспитанием и культурой оторванным от народа, Пушкин противопоставляет Татьяну Ларину. Татьяна для Пушкина - "милый идеал". Что же ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такой теплотой нарисовал этот образ? Прежде всего, Татьяна - это цельная натура. Белинский разъясняет это так: "Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры, Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска,
    "Горе от ума" и "Евгений Онегин" - произведения, посвященные одному периоду жизни России. (Эпоха после войны 1812 года. Ощущение (в обществе) необходимости перемен. Появление людей, не желающих жить по-старому.) Чацкий и Онегин - герои переломной эпохи. Сходство героев. (Происхождение: Онегин - сын "промотавшегося" дворянина; Чацкий воспитывался в доме богатого Фамусова. Отношение к обществу, свету: Онегин устал от балов, светских обедов, едет в деревню, но и там - "вечный разговор про
    Роль авторских отступлений в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Энциклопедичность, масштабность и философскую глубину придают в романе лирические отступления. Роман (бессмертное произведение) А. С. Пушкина изобилует отступлениями, среди которых можно выделить эпические (они подчеркивают достоверность описываемого или развивают философскую тему) и лирические (в них поэт представляет собственную оценку того, что изображается в произведении, выражает свои чувства и размышления, ведет диалог с читателем и т. д.) Тематика отступлений. Среди всего многообразия
    Размышления пушкиниста В. Непомнящего ярко иллюстрируют мысль о том, какие ляпы получаются, когда человек заранее знает, какой результат он должен получить, в результате чего подгоняет всё исследование под заданную формулу. Нигде в "Евгении Онегине" мы не находим упоминаний о религии. Естественно, все герои романа - люди верующие, по крайней мере, формально выполняющие церковные обряды. Но абсолютно непонятно, на каком основании пушкинист В. Непомнящий приписывает Пушкину постановку именно религиозной проблемы как
    Говоря о сходстве и различии сестёр Лариных, мы фактически можем говорить только о различиях. У них была одна фамилия, и только. Живая, весёлая, поверхностная, недалёкая Ольга - и глубокая, мечтательная, томная и меланхоличная Татьяна. Одна скоренько забывает о смерти жениха и выскакивает замуж за какого-то улана, пленённая "любовной лестью", другая любит избранника беззаветно, несмотря на отказ, изо всех сил пытается понять его. Татьяна стала в результате светской королевой, а Ольга...
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

      Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Онегин, добрый мой приятель... А. С. Пушкин Уже первые читатели романа «Евгений Онегин» обращали внимание на одну осо­бенность: активную роль автора, его непосредственное присутствие в произведении. Он выступает не просто очевидцем всего, что происходит в романе, личность автора несет на себе двойную нагрузку. Во-первых, он - творец произведения, ускоряющий или замедляющий развитие действия. При этом он - поэт Пушкин, во всем своеобра­зии своего творческого облика, со своими взглядами на жизнь и искусство, со своей биографией. Во-вторых, он - один из персонажей романа, вступающий в различные контакты с героями и оценивающий их поступки. Автор говорит здесь о себе часто и много, прямо обращаясь к читателю: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал. Природа пушкинской поэзии с особенной яркостью проявилась именно в «романе в стихах», где лирический поток, идущий от автора, образует как бы центр, вокруг которого располагаются люди и события. Эта лирика, проходящая через все произве­дение, придает происходящему определенное освещение, раскрывает точку зрения ав­тора. Если убрать из «Евгения Онегина» лирические отступления, он потеряет поло­вину своего обаяния. Авторский голос постоянно меняется, вибрирует. Между первой и последней главами - значительная разница в манере изложения. В первой главе преобладает шаловливо-иронический тон: Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить... От главы к главе авторский голос начинает звучать все серьезнее, принимая в фи­нальных строфах последней главы глубокий элегический характер: Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала, полного вина, Кто не дочел ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим. Как и в пушкинских стихотворениях, в романе совершается определенный лири­ческий путь. Автор является одновременно и лирическим героем своего романа. Повествование в романе течет, как непринужденная беседа рассказчика с читате­лем. Иногда автор приостанавливает повествование (например, заканчивает третью главу, не дав Татьяне и Евгению объясниться). Иногда он забегает вперед: сразу пос­ле описания дуэли рассказывает о памятнике на могиле Ленского. В повествовании о путешествии Онегина, начав описывать Одессу, Пушкин отвлекается, а потом возвра­щается к прерванной мысли: «А где, бишь, мой рассказ бессвязный?» Но кажущиеся отрывочность, бессвязность - это прием, свобода мастера, в совершенстве овладевше­го свободой изложения. Автор с симпатией относится к своим героям: сочувствует влюбленной Татьяне, жалеет безвременно погибшего Ленского. Но в качестве персонажа романа он вступа­ет в общение только с Онегиным. Они встречаются в Одессе и Петербурге; это - не просто современники, а люди одного круга, близкого идеям декабристов. Эпическое и лирическое начало в романе связывает именно образ Онегина, чей мир наиболее бли­зок духовному миру автора. Пушкин говорит о своей дружбе с Онегиным: Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба... Онегин часто бывает рупором авторских идей. Но он - не двойник Пушкина, ро­ман - не автобиография. И не только потому, что Онегин - не писатель, не творче­ский человек. Их мнения совпадают не по всем вопросам. Самое главное различие - отношение к русской природе, деревне, вообще ко всему русскому, народному. Вос­питанный гувернерами Онегин, в отличие от Пушкина, не мог чувствовать притяга­тельной силы национального характера. Пушкин иногда спорит с Онегиным, иногда соглашается с ним и далеко не всегда одобряет его поступки (например, осуждает за убийство Ленского). Но когда уставший и изменившийся Онегин вновь появляется перед глазами читателей, автор неожиданно пылко берет его под защиту: Зачем же так неблагосклонно Вы отзываетесь о нем? За то ль, что мы неугомонно Хлопочем, судим обо всем, Что пылких душ неосторожность Самолюбивую ничтожность Иль оскорбляет, иль смешит, Что ум, любя простор, теснит, Что слишком часто разговоры Принять мы рады за дела, Что глупость ветрена и зла, Что важным людям важны вздоры, И что посредственность одна Нам по плечу и не странна? Пушкин признает, что Онегин - человек незаурядный, думающий, страдающий от несовершенства окружающей действительности. Его «охлажденные чувства», из- за которых Онегин проглядел любовь Татьяны, вызывают сочувствие автора. Пуш­кин ввел в литературный обиход нового героя - не демоническую личность, а совре­менника, презирающего свет, но не могущего с ним порвать. Онегин - один из многих, недовольный жизнью, но не умеющий ее изменить. И его неудачная личная жизнь, и общественная неприкаянность показаны Пушкиным как типичные для первой по­ловины XIX века.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение

(отзывы о нем).

II. Структура образов и развития конфликта.

    Тема и идея стихотворения

    Эмоциональная окраска чувств.

    Композиция, сюжет (если есть).

    Образный ряд стихотворения.

    Черты лирического героя.

III. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.).

    Тропы и фигуры.

    Языковой поуровневый анализ:

а) поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);

б) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы);

в) использование явлений морфологии и синтаксиса.

    Ритм, стихотворный размер, рифма.

VI. Личное восприятия стихотворения.

Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.

Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.

Не следует забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. Значит, анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», составление плана, подборку цитат и т.д. Цель этой работы должна быть определена заранее. Например, вы обращаете внимание на эпитеты (метафоры, сравнения...) стихотворения. Для чего? Чтобы понять, каковы их роль в художественном тексте, каковы их особенности у данного автора, о каких чертах его дарования они говорят.

Однако глубоко и полно понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и на этой основе сделать правильные умозаключения нельзя, если не уметь видеть эти части вместе, в единстве, в целом. Этой цели служит синтез – мысленное объединение существенных свойств однородных предметов и явлений.

И тезис (суждение, мысль), и его доказательства (аргументы) и логические действия (рассуждения), и анализ, и синтез – всё это как бы «строительный материал», «кирпичики», из которых разными способами строится «здание» научного поиска. Сравнение логических категорий со строительным материалом не случайно: важно не только и не столько количество суждений – тезисов, аргументов или логических действий, сколько последовательность, убедительность, простота и яркость ваших мыслей и чувств.

КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ АНАЛИЗА

ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Лирика воссоздаёт не внешний, а внутренний мир, субъективные мысли и чувства лирического героя, выражает состояние и переживание, вызванное каким-либо жизненным обстоятельством или содержащее общественное настроение.

I. «Выходные данные».

Сведения о выходных данных можно почерпнуть в комментариях к стихотворениях, лучше пользоваться собраниями сочинений поэтов, в них информация бывает исчерпывающая. Нужно поразмышлять над смыслом названия, установить его прямой, а может быть, и переносный смысл.

II. Структура образов и развитие конфликта.

1. Тема (мотив) – обстоятельство, событие, факт, впечатление, послужившее поводом, стимулом для лирического размышления или состояния (ушедшая любовь «Я вас любил», настоящая любовь «Я помню чудное мгновенье», дружба «Мой первый друг, мой друг бесценный...», положение народа и назначение поэзии «Элегия» Н.А.Некрасова).

Идея – оценка автором изображаемого, его мысли по этому поводу («Я вас любил...» - благословление ушедшей любви, «Я помню чудное мгновенье» – прославление образа возлюбленной, «Элегия» - призыв к изменению существующего положения.

2. Эмоциональная окраска чувств.

Тема предполагает определённое настроение (эмоциональное состояние или размышление). В стихотворении М.Ю.Лермонтова «На смерть поэта» мы улавливаем и боль, и страдания, вызванные гибелью поэта, и откровенную ненависть к убийце, не видевшем в Пушкине национального гения, и восхищение талантом великого поэта, и гнев по поводу реакции на эту гибель консервативной части общества.

Даже в пейзажной лирике, в которой преобладают картины природы, следует искать передачу эмоционального состояния личности (ассоциативный образ). («Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес» (ощущение тоски, беспокойства), стая туч («хищное» движение (стая волков), массивность, отсутствие лёгкости, высоты, давящая темнота, ощущение потерянности и т.д.)

3. Композиция, сюжет (если есть).

Те или иные факты, события, обстоятельства, действия, воспоминания и впечатления, упоминаемые в тексте стихотворения, как правило перемежаются мыслями и эмоциями, что даёт ощущение динамики и движения. Смена и последовательность этих компонентов составляет композицию (построение) лирического произведения. Хотя в каждом конкретном случае композиция неповторима и своеобразна, но можно наметить некоторые общие тенденции.

Практически любое стихотворение «делимо» на две части (как правило, неравных): «эмпирическую» (повествующую) и «обобщающую, в которой содержится тот всеобъемлющий, общечеловеческий, философский смысл, ради которого и написано стихотворение.

Обобщающая часть в стихотворении «На холмах Грузии»:

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

В ней звучит гимн человеку вообще, это гуманистический, жизнеутверждающий аккорд всего стихотворения. Всё остальное – эмпирическая часть. Стихотворение может строиться в другой последовательности: сначала обобщающая часть, потом эмпирическая.

С точки зрения композиции стихотворения можно разделить (условно) на 3 типа:

Событийно-эмоциональные

Эмоционально-изобразительные

Собственно изобразительные или повествовательные

События, факты, обстоятельства, действия, воспомина- ния, впечатления перемежаются мыслями и эмоциями (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье» (последовательность более или менее логически организована;

М.Ю.Лермонтов

«Прошай, немытая Россиия» (последовательность не совсем логична, разорвана, тем не менее она есть.)

Чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций.

(М.Ю.Лермонтов «Парус» – в нем 2 строчки каждого четверостишия как бы изобразительны, а следующие две – выразительны).

Часто внутреннее состояние обнаруживается в конце стихотворения: Снежная равнина, белая луна //

Саваном покрыта

наша сторона //

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь?

Умер? Уж не я ли сам?

(С.Есенин)

В стихотворениях такого рода представлены лишь чередования фактов и явлений, эмоционально-мыслительное начало в них не выражено, но оно подразумевается

(А.А.Фет «Это утро, радость эта», Ф.Т.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится»

Сюжет в лирических произведениях чаще всего отсутствует. Он имеет место в стихотворениях событийных, эпических (чаще всего у Н.А.Некрасова, иногда его лирику называют прозаизированной).

4. Образный ряд стихотворения.

Обратите внимание, как развивается основной образ. Выделите главные, с точки зрения развития образа, слова, строфы, строки.

Проследите, какими средствами создаётся образ, есть ли портретные зарисовки, каковы мысли и чувства автора, помогающие раскрыть образ.

Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его чувствами (прямо или косвенно).

5. Основные черты лирического героя.

Образ лирического героя – это образ личности, которой принадлежат мысли и переживания в лирическом произведении (обычно это или сам автор или близкий к личности автора). Его характер раскрывается в раздумьях, эмоциях (В стихотворении «Памяти Добролюбова» лирический герой сам Н.А.Некрасов. Он через восхищение жизнью своего друга и соратника сумел передать мироощущение и умонастроение демократической интеллигенции своего времени).

III. Жанровое своеобразие стихотворения.

К лирическим жанрам относятся ода, элегия, эпиграмма, послание, гимн и многие другие.

Ода – торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо событие, значительное явление общественной жизни, выдающуюся личность и т.п.

Элегия – стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления и уныния.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение, адресованное определенному конкретному или же обобщенному лицу, событию, явлению и т.п.

Послание – стихотворение, обращенное к какому-либо конкретному лицу или группе лиц.

Гимн – хвалебная песнь в честь богов, героев, победителей, какого-либо знаменательного события и т.п., построенная как обращение или воззвание к восхваляемому объекту.

Стансы – небольшое лирическое стихотворение, состоящее из четверостиший с законченной мыслью в каждом из них, объединенных между собой одной темой. Стансы предполагают раздумья поэта.

Мадригал – стихотворение шутливого или любовного характера, в котором дается преувеличенно лестная характеристика лица, к которому обращается поэт.

С учетом формы и содержания стихотворения можно выделить такие лирические жанры: стихотворение – портрет, стихотворение – воспоминание, стихотворение – размышление, стихотворение – исповедь, стихотворение - признание, стихотворение – зарисовка и пр.

IV. Основные особенности поэтического языка.

    Тропы и фигуры.

Тропы – это образные обороты речи, в которых слова и выражения

употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное; в словарях они не зафиксированы.

Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.

1. Эпитет – образное определение. Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки: серебряные коньки, шёлковые кудри. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное: «Бродяга – ветер», прилагательное: « деревянные часы»; наречие или деепричастие: «ты ж ад но глядишь», «самолёты несутся с ве рк ая ». Эпитет можно переделать в сравнение. Эпитеты служат для обрисовки, пояснения, характеристики какого-либо свойства или признака предмета. Они зажигают слово новыми красками, придают ему нужные оттенки и, проникнутые чувством автора, формируют отношения читателя к изображаемому.

Сравнение – это такие образные определения предмета, понятия или явления с помощью сопоставления одного с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (этим оно отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент).

Анчар, как грозный часовой, стоит

один во всей вселенной (А.С.Пушкин )

Сравнение выражается с помощью слов как, будто, точно, словно или может просто указывать на сходство (похож на...) Часто сравнение выражается формой творительного падежа:

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Возможны и бессоюзные сравнения:

Заутра казнь, привычный пир народу...

Существуют развернутые сравнения, предполагающие детальное сопоставление по ряду признаков или соотнесение какого-либо явления с группой явлений.

Я помню чудное мгновение:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты .

Помогая увидеть предмет с новой, иногда неожиданной стороны, сравнение обогащает, углубляет наши впечатления.

Метафора – это скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразумевается.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка (месяц).

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.

Такие выражения, как «железный стих», «шёлковые ресницы», «утро седое», одновременно выполняют роль эпитетом и метафор и называются метафорическими эпитетами. В метафоре нельзя отделить определения от определяемого слова: исчезает смысл.

Метафора придаёт речи исключительную выразительность. Метафора как бы в сжатом, свёрнутом виде заключает в себе целую картину и потому позволяет поэту исключительно экономно, наглядно обрисовать предметы и явления и выражать свои мысли и переживания.

В каждый гвоздик душистой сирени ,

Распевая, вползает пчела.

Вознеслась ты под свод голубой

Над бродячей толпой облаков ...

___________

Метафора представляет собой нерасчленённое сравнение, в котором легко усматриваются оба члена:

Со снопом волос своих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда ...

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег...

Помимо словесной метафоры, имеют место метафорические образы, или развёрнутые метафоры:

Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен,

Осуждён я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм .

В литературе XX века распространение получает развёрнутая метафора: литературный образ охватывает несколько фраз или всё произведение, превращаясь в самостоятельную картину. Например, в стихотворении Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай» заглавная метафора разворачивается в целый сюжет: фантасмагорическое путешествие по ночному Петербургу.

Аллегория – иносказание. Условное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного явления. Под изображёнными в аллегории животными, людьми, предметами всегда имеются в виду другие лица, вещи, события, факты.

Правосудие – женщина с завязанными глазами и весами в руках.

Аллегория надежды – якорь.

Аллегория мира во всём мире – белый голубь.

Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

Аллегория лежит в основе многих загадок, пословиц, а также притч:

Сито свито,

Золотом покрыто,

Кто взглянет,

Всяк заплачет.

В отличие от символа аллегория однозначна, она выражает строго определённый предмет или явление.

Перифраз – замена однословного названия предмета описательным выражением. (Перифраз строится по тому же принципу, что и загадка: перечисляются существенные «опознавательные» признаки неназываемого предмета).

Вместо того чтобы сказать, что Онегин поселился в комнате дяди, А.С.Пушкин пишет:

От в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Стихотворения–загадки - распространённое явление и в поэзии футуристов:

И лишь светящаяся груша

О тень сломала копья драки,

На ветке лож с цветами плюша

Повисли тягостные фраки.

На языке буквальных соответствий приведённый отрывок означает примерно следующее: погасли лампочки, театр заполнился публикой.

Перифраз (второе значение) – использование писателем формы известного литературного произведения (часто в ироническом плане).

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей .

(С.Есенин.)

В этой жизни помереть не трудно –

Сделать жизнь значительно трудней.

(В.Маяковский).

Олицетворение - приём художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

Это один из постоянных приёмов изображения в сказках, баснях, фантастических произведениях.

Олицетворение как художественный приём представляет собой оборот речи, в котором свойства человека переносятся на явления природы, предметы и отвлечённые понятия. Олицетворение является особым видом метафоры.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость...

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе:

«Светила нам только зловещая тьма » (А.Ахматова);

Той грустной радостью, что я остался жив». (С.Есенин).

На оксюмороне построены названия некоторых произведений литературы – «Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский), Оксюморон создаёт новое понятие или представление: «сухое вино», «честный вор», «свободные рабы».

Примеры оксюморона:

    Люблю я пышное природы увяданье.

    О, как мучительно тобой я счастлив .

    Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль .

    Смотри, ей весело грустить ,

Такой нарядно обнажённой .

    Мы любим всё – и жар холодных числ,

И дар божественных видений.

Ирония – скрытая насмешка.

Употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.

«Отколе, умная, бредёшь, ты, голова?» – обращается Лиса к Ослу, считая его в действительности глупым.

Или в басне «Стрекоза и Муравей»:

«Ты всё пела? Это – дело » -

иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение безделием.

Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной.

Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления («В сто сорок солнц закат пылал! » (В.Маяковский). «Редкая птица долетит до середины Днепра » (Н.В.Гоголь).

«Любовь мою, как апостол во время оно,

По тысяче тысяч дорог разнесу »

(В.Маяковский).

Литота – преуменьшение.

Образное выражение, состоящее в противоположность гиперболе в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления, к которому прибегает писатель в целях усиления выразительности речи.

Например, в народной сказке: мальчик с пальчик, избушка на курьих ножках, у Н.А.Некрасова в «Песне Еремушке»:

Ниже тоненькой былиночки

Надо голову клонить ...

Метонимия – замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности). Например, в нашем представлении неразрывно связаны автор и написанная им книга, пища и посуда, в которой её подают, характерная одежда и человек, в неё одетый, действие и орудие этого действия:

Зато читал Адама Смита ...

(А.С.Пушкин)

Не то на серебре , на золоте едал ...

(А.С.Грибоедов)

Потому, что здесь порой

Ходит маленькая ножка ,

Вьётся локон золотой...

(А.С.Пушкин)

Все флаги в гости будут к нам –

Петербург станет центром морской торговли, и корабли разных стран придут в этот порт под своими национальными флагами .

«Я три тарелки съел ! » (три тарелки ухи)

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Исступленно запели смычки ...

Метонимия отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», вроде», «подобно»; с метонимией этого сделать нельзя.

Синекдоха – один из тропов, состоящий в замене наименования жизненного явления названием его части вместо целого (Москва – вместо Россия), единственное число вместо множественного (человек вместо люди).

Отсель грозить мы будем шведу .

Мы все глядим в Наполеоны .

Чтобы у ног вы увидали

Мундир, и шпоры, и усы!

Символ – многозначный предметный образ, которым связываются между собой различные аспекты изображаемой художником действительности.

Символический образ проясняется в процессе свободно возникающих ассоциаций. Являясь условным обозначением, символ во многом сходен с аллегорией, но он отличается от неё большей степенью обобщения, не поддающегося однозначному толкованию. В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» человеческая душа, обуреваемая страстями, находит соответствие с бурлящей морской стихией; личность ассоциируется с образом одинокого паруса, раздираемого ветром и несущегося по воле волн. Подобные символические соответствия можно обнаружить и в таких стихотворениях, как «Анчар» А.С.Пушкина, «Фонтан» Ф.И.Тютчева, «Стихи о Прекрасной Даме» А.А.Блока, «Песня о Буревестнике» А.М.Горького и многих других.

(Лирические произведения способны рисовать картины, возникающие перед нами, как живые, способны трогать наши сердца, потому что наблюдения и переживания воплощены в них поразительно точно с помощью богатых средств художественной речи).

Фигуры речи

(синтаксис, построение)

Стилистические фигуры – особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова .

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами:

Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог

________ (Г.Р.Державин)

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой...

__________ (А.С.Пушкин)

Ты богат, я очень беден:

Ты прозаик, я поэт .

(А.С.Пушкин)

Столкновение контрастных представлений, сочетания противоположных по смыслу понятий позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи. Иногда по принципу антитезы строятся и большие прозаические произведения «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.И.Достоевского и другие.

Градация – расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости.

И где ж Мазепа ? Где злодей ?

Куда бежал Иуда в страхе?

(А.С.пушкин. «Полтава»)

Не думай бежать!

Это я вызвал.

Найду. Загоню. Доконаю. Замучу !

(В.Маяковский)

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка .

(М.Лермонтов)

Исполнились мои желания, Творец

Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец .

(А.С.Пушкин)

Параллелизм – сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчёркивает сходство или различие явлений, придаёт речи особую выразительность.

Чаще всего в фольклоре сопоставляется образ природы и образ человека.

Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ох, как бы на меня не кручина,

Ни о чём-то бы я не тужила .

В литературе этот приём имеет самое разнообразное применение, причём наряду со словесно-образным параллелизмом может быть и композиционный, когда развиваются параллельные сюжетные линии.

Введение

Заказать работу

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Вопросы и задания


«Деревня»

Вопросы и задания



Вопросы и задания
План

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Вопросы и задания
1. Подготовьте цитатный план к рассказу о детстве и лицейских годах А.С. Пушкина.
2. Определите значение следующих слов: культ, прогрессивный, мемуарист.
3. Какие важные события произошли в жизни Пушкина-лицеиста?
4. Что вам показалось особенно интересным из воспоминаний А.С. Пушкина о Г.Р. Державине? Охарактеризуйте чувства юного Пушкина, читающего в присутствии Державина свои стихи.
5. Сравните гравюрные портреты А.С. Пушкина, создан¬ные Е.И. Гейтманом и В.А. Фаворским. В чём, по вашему мнению, своеобразие каждого портрета?

«Деревня»

Вопросы и задания
1. Основным художественным приёмом в стихотворении является приём антитезы. Что и чему противопоставлено в «Деревне»?
2. Противопоставление это подчёркнуто композицией. Из каких смысловых частей состоит текст, где завершается первая часть и начинается вторая?
3. Какие впечатления навевает на лирического персонажа «пустынный уголок»? Каким он представляется? Назовите образы стихотворения, которые могут подтвердить ваши суждения.
4. Сформулируйте вывод по первой части стихотворения: «Деревня в первой части - это почти идиллическое место, где...» (продолжите).
5. Какое сочетание слов уже в первом стихе второй части решительно противопоставлено предыдущему строю стихотворения?
6. Что «омрачает душу» автора?
7. Что такое в изображении А.С. Пушкина «барство дикое» и «рабство тощее»? Кто они - эти рабы «бесчувственного злодея»? Каково отношение к ним поэта?
8. О чём мечтает А.С. Пушкин, о каком времени и о ка¬ком отечестве? Вывод сформулируйте письменно.

«Зимнее утро», «Зимний вечер»

Вопросы и задания
Постарайтесь охарактеризовать стихотворения А.С. Пушкина самостоятельно по данному примерному плану.
План
1. Время написания стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Краткие тезисы об основных событиях, происходивших в это время в жизни поэта.
2. Определение темы и основных мотивов стихотворений. (Необходимо вспомнить содержание понятий...

Для анализа этого стихотворения важно знать историю его создания и вспомнить некоторые факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина.

Элегия «Погасло дневное светило … » написана молодым поэтом (ему едва исполнился 21 год). Два года после окончания Лицея были насыщены для Пушкина разными событиями: быстро росла его поэтическая известность, но и тучи сгущались тоже. Его многочисленные эпиграммы и острые политические произведения (ода «Вольность» , стихотворение «Деревня») привлекли внимание правительства — обсуждался вопрос о заключении Пушкина в Петропавловскую крепость.

Лишь благодаря хлопотам друзей поэта — Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева и других — удалось смягчить его участь: 6 мая 1820 года Пушкина отправили в ссылку на юг. По дороге он серьёзно заболел, но, к счастью, генерал Н. Н. Раевский добился разрешения взять поэта с собой к морю на лечение.

Путешествие с семейством Раевских Пушкин называл счастливейшим временем в своей жизни. Поэт был очарован Крымом, счастлив дружбой с людьми, которые окружили его заботой и любовью. Он впервые увидел море. Элегия «Погасло дневное светило … » была написана ночью 19 августа 1820 года на борту парусного корабля, подплывавшего к Гурзуфу.

В стихотворении поэт оглядывается назад и с горечью признаёт, что много душевных сил потратил впустую. В его признаниях, конечно, много юношеского преувеличения; он утверждает, что «рано в бурях отцвела» его «потерянная младость». Но в этом Пушкин следует моде — молодым людям того времени нравилось быть « охлаждёнными » и «разочарованными» (во многом виноват Байрон, английский поэт-романтик, овладевший умами и сердцами молодёжи).

Однако пушкинская элегия не только дань увлечению Байроном. В ней запечатлён переход от беспечной юности к зрелости. Это стихотворение значительно прежде всего тем, что поэт впервые использует приём, который станет впоследствии одной из отличительных черт всего его творчества. Так же как в ту южную ночь, возвращаясь к пережитому и подводя какие-то итоги, Пушкин всегда будет честно
и искренне разбирать свои мысли и поступки.

Стихотворение «Погасло дневное светило … » называют элегией. Элегия — поэтическое произведение, содержание которого составляют раздумья с оттенком легкой грусти.

Произведение начинается с короткого вступления; оно вводит читателя в обстановку, в которой будут проходить размышления и воспоминания лирического героя:

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.

Основной мотив первой части — ожидание встречи с «волшебными краями», где всё обещает лирическому герою счастье. Ещё неизвестно, какое направление примут мысли одинокого мечтателя, но читатель уже настроен на торжественный лад непривычной для будничного обихода лексикой. Автор использует слово «ветрило» вместо «парус» , «дневное» вместо «дневное», « океан » вместо « Чёрное море ».

Есть и ещё одна выразительная черта, на которой останавливается внимание, — эпитет угрюмый (океан). Эта черта не только переход ко второй части — она накладывает впечатление на всё стихотворение и определяет его элегическое настроение.

Вторая часть — полный контраст с первой (типичный приём для романтического произведения). Автор посвящает её теме горестных воспоминаний о бесплодно растраченных силах, о крушении надежд. Лирический герой рассказывает, какие чувства владеют им:

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает …
Он вспоминает « прежних лет безумную любовь »,
« желаний и надежд томительный обман » .
Поэт говорит, что он сам порвал с шумной суетой
Петербурга и не удовлетворявшей его жизнью:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья …

И хотя в действительности это было совсем не так (Пушкина выслали из столицы), главное для поэта в том, что для него началась новая жизнь, которая дала ему возможность осмыслить своё прошлое.

Третья часть элегии (всего две строчки) возвращает лирического героя в настоящее время — любовь, несмотря на разлуку, продолжает жить в его сердце:

Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило …

В первой части говорится о настоящем, во второй — о прошлом, в третьей — снова о настоящем. Все части связаны повторяющимися строчками:

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Приём повтора придаёт стихотворению стройность. Значительна тема моря, которая пронизывает всё стихотворение. «Океан» — это символ жизни с её бесконечными волнениями, радостями и тревогами.

Как и во многих других произведениях, Пушкин пользуется одним из любимых своих приёмов — прямым обращением к воображаемому собеседнику.