Тренинг на конфликтность упражнения. Тренинг: «Предотвращение конфликтов в педагогическом коллективе. Типичные приемы слушания

"Практический психолог образования является специа­листом с высшим образованием, уравненным в отношении оплаты, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений, вне зависимости от конкретного места его ра­боты: образовательные учреждения (детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др.), районные, городские, областные, региональные психологические цент­ры образования.

На должности практического психолога образовательных учреждений разного профиля, районных, городских, регио­нальных центров психологической службы образования мо­гут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детс­кой практической психологии, психологической службы об­разования в объеме не менее 1 200 часов на факультетах и курсах переподготовки. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации практических психологов образования проходят профессиональную экспертизу в Экс­пертном совете по подготовке практических психологов об­разования при Минобразования России и утверждаются управлением высших учебных заведений Минобразования России.

Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (от 9 до 16 разрядов) в каждом образовательном учреждении - не менее одного психолога на учреждение, - а также в районных, городских, областных, региональных центрах психологической службы образования, являющихся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации, В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспи­танников (учащихся), количество ставок психологов увели­чивается.

Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отде­лами психологической службы республиканских, региональ­ных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть психологических центров разного уровня.



Практический психолог образования имеет 24-часовую рабочую неделю.

Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных воз­растов и различными категориями взрослых.

Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образо­вательного учреждения и количеством штатных и внештат­ных единиц психологов, которым оно располагает.

Для работы психолога в образовательном учреждении выде­ляется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы. Районные, област­ные, городские, региональные центры оборудуют рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями.

Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соот­ветствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.

Практические психологи, работающие в образовательном учреждении, центры психологической службы образования ведут учет проводимой работы и представляют отчетность по административной и профессиональной линиям в со­ответствии с утвержденными Министерством образования формами отчетности. Отчет психологической службы образо­вательного учреждения включается в отчетную документацию учреждения, центров психологической службы - в отчеты органов управления образованием соответствующего уровня" (Положение.., с.182-185).

Таким образом, как показывает опыт зарубежной и оте­чественной психологии, психологическая служба образо­вания может быть организована по-разному в зависимости от потребностей общества, от"задач, которые приходится решать школьным психологам.

В зависимости от административной подчиненности и организационной структуры это может быть:

1) психолог или группа психологов, работающих в дет­ском саду, детском доме, интернате, школе, ли­цее, гимназии, профессионально-техническом училище, техникуме, колледже под административ­ным руководством этого учебного заведения;

2) психолог или группа психологов, работающих под административным руководством городского или рай­онного департамента (или управления) образования и обслуживающая несколько учебных заведений;

3) консультационный психологический центр, рабо­тающий под административным руководством го­родского, районного или областного департамента (управления) образования как самостоятельное под­разделение (например, психолого-педагогическая консультация) или в составе внешкольнбго учреж­дения (например, медико-психолого-педагогическая комиссия, центр социальной, педагогической, ме­дицинской и психологической помощи семье и де­тям);

4) психолог или группа психологов, работающих как научно-методический центр или кабинет в составе управления городского, районного, областного или государственного департамента (или управления) образования и под его административным руковод­ством. В зависимости от источников финансирования это мо­жет быть городская, районная, областная государственная или частная психологическая служба.

8.4. задачи практических психологов в образовании какие же задачи решают психологи в сфере образова­ния?

Одна из наиболее распространенных задач педагогичес­ких психологов еще с начала XX века - диагностика умственного развития детей, оценка их качеств и способ­ностей. При этом широко применяется тестирование. Ос­новной сферой приложения сил школьного психолога традиционно считается измерение психических функций с применением стандартизированных тестов и отбор де­тей для обучения по специальным программам. В течение длительного времени наиболее популярными среди пси­хологов были тесты на определение коэффициента умствен­ной одаренности ребенка.

Измерение и тестирование, а также отбор детей для обучения по специальным программам - исторически более ранние функции школьных психологов в разных стра­нах - и сейчас чрезвычайно широко применяются в прак­тике психологической службы.

Однако английйские психологи уже давно выражают неудовлетворенность формальными тестами для измере­ния. На конкретных примерах они демонстрируют субъективный характер и научную несостоятельность при­меняемых тестов, их ограниченность и искусственность. Растет число исследований, в которых вместо распределе­ния людей по группам на основе тестов внимание больше обращается на конкретные Трудности обучения, их при­чины и пути преодоления. Актуальной проблемой практической педагогической психологии становится пси­хологическая поддержка и помощь учащимся, испытыва­ющим трудности в обучении и плохо адаптирующимся к социальным условиям.

В 1980-х годах многие американские специалисты уже перестали считать, что измерение - это единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной пси­хологии. Так в "Руководстве Национальной ассоциации школьных психологов по обеспечению психологической службы в школах" отмечается, что основная цель школь­ной психологической службы - служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юноше­ства. Это предполагает:

а) психологическое и психолого-педагогическое изме­рение и оценку "школьного функционирования" детей и юношества;

б) активное вмешательство психолога, направленное на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;

в) помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребенке; для этого организуются специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;

г) консультирование и совместную работу с персона­лом школы и родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала шко­лы как профессионалов (цит. по: Практическая пси­хология образования, 1997, с.8).

С середины 1980-х годов начинается новый этап в раз­витии практической школьной психологии и во Франции. В 1985 году была создана рабочая группа, состоящая из представителей пяти различных организаций - членов Национальной ассоциации психологов (ANOP). Эта груп­па провела специальную работу по определению функций педагогического психолога во Франции. Было подчеркну­то, что педагогический психолог имеет дело со всей пси­хологической реальностью ребенка и может способствовать развитию всех сторон его личности; при этом педагоги­ческой психолог может подключать к этому процессу ро­дителей и учителей. Отмечается, что педагогический психолог может идти и против системы школьного и се­мейного воспитания, менять стандарты этого воспитания, если полагает, что они препятствуют прогрессивному раз­витию личности ребенка.

В дальнейшем во Франции обсуждался проект создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой системы - предотвращать школьный неуспех, способствовать социальному научению и социальной адаптации детей, помогать детям с умст­венной отсталостью интегрироваться в общий поток уча­щихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой ранее - отделять таких детей), содействовать общеобразо­вательному и профессиональному росту учащихся, повы­шать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народно­го образования.

В странах Восточной Европы психологическая служба школы ставит перед собой цель: не просто констататиро-вать уровень развития учащихся для отбора, а получить психологическую информацию об учащемся или коллек­тиве класса, чтобы создать условия, стимулирующие раз­витие (цит. по: Практическая психология образования, 1997", с.8). Основные задачи психологических служб образования в большинстве стран Центральной и Восточной Европы: обеспечение развития здоровой личности, коррекция зат­руднений в ее развитии, решение проблем профессиональ­ной ориентации. В деятельности психолога-консультанта, например, в Чехии и Словакии доминирет психодиагнос­тика. На основе проделанной работы составляется диагнос­тическое заключение, из которого следуют рекомендации. Психолог может рекомендовать организационные меры - зачисление ребенка в специальную или вспомогательную школу, в специальные классы в рамках начальной школы, в специальный детский сад и т.д. Он может предложить наиболее подходящий тип обучения, оптимальную область для выбора профессии. Психолог может рекомендовать применение подходящих методов воспитания и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, вра­чебное обследование (психоневрологическое, логопедичес­кое и др.).

Большое место в консультациях занимает определение готовности детей к обучению в школе, выявление школь­ной зрелости. В зависимости от уровня развития ребенка психолог дает соответствующие рекомендации: начать по­сещение школы до достижения 6-летнего возраста, поступать в первый класс в обычные сроки, приступить к уче­нию в выравнивающем первом классе, отложить поступ­ление ребенка в школу на один год, направить в особую школу (например, для плохо говорящих). Родителям и вос­питателям детских садов даются рекомендации по разви­тию тех детей, у которых обнаружена недостаточная готовность к обучению в школе. Через год, перед самым поступлением в школу, этих детей обследуют еще раз. Сво­евременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе - один из основных видов деятельнос­ти по предупреждению трудностей в обучении.

В консультациях или центрах диагностируют различного типа трудности, связанные с учебой в школе. Среди уча­щихся, испытывающих трудности в обучении, оказываются также дети с первичными отклонениями в развитии на основе легких форм задержки умственного развития. Оп­тимальное развитие этих детей во многом зависит от пра­вильного психологического обследования, в результате которого даются соответствующие рекомендации условий и методов воспитания и обучения. Занимаются и с теми учащимися, у которых имеются проблемы личностного характера, трудности в поведении, воспитании. Квалифи­цированное психологическое обследование трудных и пе­дагогически запущенных детей выясняет причины этого и позволяет наметить определенные рекомендации в работе с ними.

Следует подчеркнуть, что психологические консульта­ции и центры в основном занимаются решением конкрет­ных проблем, с которыми к ним обращаются родители или учителя. Это особенно четко представлено в венгерс­кой инструкции для консультаций по вопросам воспита­ния. В соответствии с ней психолог занимается проблемами отклонений в поведении ребенка от нормы, которые не могут быть исправлены обычными педагогическими сред­ствами (например, агрессивное поведение, продолжитель­ное беспокойство, невнимательность, наблюдаемая долгое время). Психолог в таких психологических центрах работа­ет также с проявлениями чрезмерной чувствительности, робости, замкнутости ребенка. Он разбирается в причинах боязни школы, ответов на уроке. В его компетенцию входит изучение отклонений в поведении, проявляющихся в систематических кражах, лжи ребенка дома или в шко­ле, побегах ребенка из дома или из школы, внезапных изменениях в эмоциональном состоянии ребенка. При­чинами для обращения за помощью к психологу могут быть также ситуации, когда хороший ученик начинает плохо учиться: показывает низкие результаты в учебе, хотя мог бы добиться лучших при своих способностях; испытывает затруднения по усвоению одного из учебных предметов; не имеет интереса к учебе в школе. Психолог работает и с детьми, которые проявляют нарушения речи нервного характера (заикание, скороговорение), жалу­ются на систематические головные боли, бессонницу, беспричинную утомляемость.

Психологическая служба системы образования в стра­нах Восточной Европы занимает существенное место в воспитании и обучении детей, подростков и юношей.

Опрос, проведенный Европейской федерацией ассоци­аций профессиональных психологов (ЕФАПП) в 1996-97 годах показывает, что задачи, которые приходится решать школьным психологам в большинстве европейских стран, в значительной степени совпадают. Педагогические психо­логи Европы участвуют в оценивании и тестировании де­тей, которые имеют учебные или поведенческие проблемы, в консультировании детей, родителей и семей, в выработ­ке рекомендаций для школы. Большинство психологов вклю­чено в текущие внутришкольные процессы и работают вместе со школой над инновациями и преобразованиями школьной жизни. Многие также помогают работникам школы в профессиональном росте и в выполнении иссле­довательских проектов.

Педагогические психологи по всей Европе выполняют много функций, но главное содержание работы заклю­чается в обследовании детей с учебными и поведенчес­кими трудностями и выработке рекомендаций школе и семье. Достаточно очевидными оказываются возрастаю­щие требования к школьным психологическим службам. Это приводит к тому, что психологам приходится рабо­тать в условиях значительного напряжения. Педагогические психологи говорят о проблемах, связанных с ограничениями, которые руководители порой накладывают на их работу. Отмечается также ролевая неопределенность про­фессиональной деятельности. Некоторые педагогические психологи выражают озабоченность в связи с тем, что пересечение между их работой и работой других специа­листов может вызвать путаницу, недоразумения и обиду. Необходимо гарантировать соблюдение возможно более высоких этических стандартов, в особенности в отноше­нии конфиденциальности и уважения прав разных групп клиентов.

Общее мнение заключается в том, что педагогический психолог должен восприниматься как профессиональный психолог, работающий с детьми и молодежью в образова­тельной среде. Основной объем этой работы приходится на школу, ясли, детские сады, больницы и детские дома. Необходима также работа с семьями, учителями, специа­листами других профессий, которые связаны с детьми. Педагогические психологи могут работать со школами и другими организациями, помогая им в разработке орга­низационных мер, оценке и выработке стратегий помощи детям с проблемами.

Приходится психологам Европы сталкиваться и со мно­гими другими проблемами, которые возникают в обще­стве в последние годы. Например, педагогические психологи из Швейцарии, Бельгии и Финляндии обраща­ют внимание на проблемы жестокости, употребления нар­котиков, которые нарастают в среде школьников. Все это непосредственно влияет на круг обязанностей, в выпол­нение которых включены педагогические психологи. У педагогических психологов Нидерландов и Израиля рас­ширяется объем работы с детьми со специальными нуж­дами, которые оказываются интегрированными в основную школу.

8.5. задачи и виды деятельности практических

Любовь Михайловна Печикина
Игры для преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников. Часть 1

Игра «Скажи другому комплимент»

Цель : раскрепощение, объединение, активизация участников группы ; создание хорошего настроения.

Описание : Участник сидят в кругу . Педагог бросает мяч тому, кто хочет сказать комплимент. Затем комплимент тот ребенок, у кого оказался мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока дети не скажут комплимент

Беседа о конфликтах с детьми

Цель : разъяснить детям понятие «Конфликт » ; способность формированию позитивного отношения к людям.

Задачи :

Дать характеристику понятия «Конфликт »

Рассмотреть природу конфликта , определить его положительные и отрицательные стороны

Познакомиться с методом выхода из конфликтных ситуаций

Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта , разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу

Оборудование :

Классическая музыка

Цветы на клеевой основе

План беседы :

1. Чтение притчи. Вступительное слово

2. Что такое конфликт ?

3. Причины конфликтов

4. Как разрешить конфликт ?

5. Правила поведения для конфликтных людей

6. Рефлексия. Итоги.

Ход беседы (беседу ведёт педагог)

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое , идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран.

Наконец в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоящей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый , он расположился на отдых под городской стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое, чем наш путешественник. Они поспорили.

Как так? Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

Могут ли быть у всех людей интересы, убеждения, взгляды? (Дети – нет)

Возникали ли у вас разногласия с друзьями, родными? (Дети – да)

Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт » ? (Ссора, драка, слезы, спор, крик)

Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношении людей, о таких ситуациях как конфликт , их причинах и путях решения или выхода из конфликта .

Так что такое конфликт ?

Конфликт – это спор , ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые порождают враждебность, страх, ненависть между людьми.

У на с в группе тоже иногда возникают конфликтные ситуации . Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске – «У меня причиной конфликта было то , что …» (Дети называют свои предложения)

Как мы видим возникновение конфликта необходимы участники спора , предмет спора и мотивы, подталкивающие, людей, к спору.

Конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие. Давайте же выясним, какие же бывают причины конфликтов ?

Причины конфликтов :

Несовпадение целей и желаний

Неуважение к другим людям

Неумение общаться

Разница чувств и состояний

Давайте познакомимся с некоторыми правилами во время конфликта

Методы выхода из конфликта :

Найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию , выйти из конфликта первым

Найти компромисс спорного вопроса

Подчиниться, принять правила или точку зрения противника

Понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры

Правила поведения для конфликтных людей

Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало

Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда

Критикуя, чаще улыбайтесь

Будьте справедливы и терпимы к людям

Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других

Умейте вовремя остановиться!

Дети! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

Рефлексия

Перед вами на столах лежат бумажные цветы. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих листов.

Перед вами на рисунке 3 вазы. Поместите ваш цветок там, где вы считаете нужным при ответе на вопрос : «считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение?»

1- Интересно полезно

2- Сложно, но интересно

3- Бесполезно, безразлично

Конечно же, сегодняшняя беседа прошла не зря, и вы поняли, что избежать конфликтов может каждый . Хочу закончить нашу встречу словами В. Берестова «Гляжу с высока на обиду, теряю обиду из виду»

Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением

Цель : актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта ; проигрывание возможных вариантов негативного разрешения конфликтной ситуации

Описание игры : детям предлагается несколько конфликтных ситуаций , развитие которых они разыгрывают в парах. Получившиеся сценки обсуждают к кругу.

Примеры конфликтных ситуаций :

1. Друг взял у тебя куклу и обещал поиграть и вернуть. Но нечаянно сломал ее. Назревает конфликт

2. Вы решили поиграть в игру «Магазин» , но не можете решить, кто будет продавцом, а кто покупателем. Назревает конфликт

Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта , обоснованности их требований, взаимной зависимости конфликтных сторон .

Рефлексия

Прощание

Игра «Король»

Цель : предоставление детям возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не сущая и не обижая

Инструкция : Кто из вас когда – нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете побыть королем. Н на всегда, конечно, всего лишь минут на 10. Все остальные становятся слугами и должны делать все то, что приказывает король. Естественно, король не может отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей. Но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы нему кланялись, чтобы ему подавали и т. д. кто хочет стать первым королем?

Со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За 1 раз в роли могут быть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, все вместе обсуждаем полученный опыт.

Как та чувствовал себя, когда был королем?

Что тебе больше всего понравилось в роли?

Легко ли отдавать приказы?

Что ты чувствовал, когда был слугой?

Когда королем был Игорь, он был добрым или злым королем?

Проигрывание ситуации

Цель : помочь ребенку эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни

Инструкция : Ребенку предлагаются ситуации , в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными , придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций :

Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться

Мама принесла три апельсина, тебе и сестре (брату, как ты поделишь их? Почему?

Ребят из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

Игра «Добрый волшебник»

Цель : развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками

Инструкция : «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя

Рефлексия

Прощание

Игра «Паровозик»

Цель : сплочение группы

Ход игры : Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний – кончик хвост. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост» . Остальные дети крепко держаться друг за друга. Ели дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Упражнение «Что и когда я чувствую»

Цель : профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.

Описание : ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытать люд. 9злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.). далее предлагает каждому ребенку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда…» , «Мне бывает страшно, когда…» и т. д.)

Игра «Ссора»

Цель : учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта ; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания : дружелюбие, враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций , а так же способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры . Для игры необходима «волшебная тарелочка» картинка с изображением двух девочек

Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку» , на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами : Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой

И уселись по угла.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения :

Подумайте с скажите6 из-за чего поссорились девочки? (из –за игрушки)

А вы когда – нибудь ссорились со своими друзьями? Из –за чего?

А что чувствуют те, кто ссорится?

А можно обойтись без ссор?

Подумайте, как девочки могут помириться?

Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения – автор как закончил эту историю :

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу : «Играй, давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признавать свою вину

Рефлексия