Конспект занятия по психологии Тема: « Образ моего « Я. Упражнение «Избавление от страхов»

Тема: Образ "Я" и самосовершенствование

Цель: Формирование навыков изменения себя, умение ставить реальные цели и добиваться их.

Развитие и личностный рост.

Этап

Время, мин

Материал

Примечание

Начало работы

Обмен чувствами.

Разминка

Упражнение-активатор "Приветствие". Обсуждение. Обмен впечатлениями.

Работа по теме

Информация ведущего о возможности изменения своего образа "Я".

Работа по теме

Упражнение "Солнце радости".

Бумага, фломастеры

Работа по теме

Обсуждение проблемы развития и роста на основе анализа реального и идеального я. Знакомство со схемой «Шаги постановки цели».

Плакат «Шаги постановки

целей»

Разминка

Упражнение-активатор

"Необычный калейдоскоп».

Работа

по теме

Составление проекта по самоусовершенствованию. Работа и обсуждение в тройках.

Использовать

домашнее

задание

Завершение работы

Обмен чувствами, подведение итогов. Задание на дом.

Справочный материал

Информация: Поскольку образ "Я" связан с опытом человека в определенных ситуациях, можно развивать более положительный образ "Я", изучая возможности альтернативного поведения в этих ситуациях. Основная мысль: если ты будешь делать по-другому, то получишь другой результат. Еще одним из путей улучшения образа "Я" является осознание собственных успехов и достижений в прошлом для того, чтобы усилить их в будущем. Так же не следует думать о себе плохо из-за одной - двух неудачных попыток. Ошибки являются частью обучения и положительного изменения себя.

Для этого необходимо посмотреть на себя настолько реалистически, насколько это возможно. Определить свои сильные и слабые стороны. Более тщательно проанализировать те моменты, в которых вы наиболее слабы. И, наконец, сформировать более положительный образ "Я" можно путем постановки и достижения целей путем принятия решения об изменении себя и выполнения этого намерения.

Взгляд на самого себя: Описать самого себя, употребив, как минимум пять прилагательных или коротких фраз для себя в настоящий момент (реальное «Я») и себя в пожеланиях (идеальное «Я») или каким бы ты хотел бы быть.

В целом, с друзьями, дома, в школе.

Чтобы сформировать более позитивный образ «Я» путем постановки и; достижения целей, относящихся к личным навыкам и поведению необходимо придерживаться следующих шагов:

  1. Выбрать что-то относящееся к тебе лично, что ты хотел бы изменить (личный навык, привычку, поведение), Обратись к шагам постановки целей.
  2. Считай, что избранное тобой изменение является главной целью то есть тем, что ты хотел бы изменить в определенный период.

3. Разбить главную цель на несколько мелких ежедневных целей.
Еженедельные шаги - это шаги, приближающие главную цель:

Ладить с мамой Мыть посуду

Больше заниматься Завинчивать готовить уроки до того, как

включается телевизор вечером.
Быть более внимательным Узнать, есть ли у кого -то из друзей трудно-
другом сти и предложить свою помощь.

Но для того, чтобы изменить свое поведение необходимо уметь ставить цели. При выборе цели следует придерживаться следующих шагов:

  1. Выбрать реалистичную цель.
  2. Разбить ее на серию небольших постепенных шагов. Наилучший способ изменения себя - маленькие постепенные шаги.
  3. Лучше выбирать такое свое качество, изменение которого можно отследить или измерить. Это нужно для того, чтобы увидеть, насколько улучшился навык.
  4. Разработай несколько вариантов достижения цели.

Советы для самоусовершенствования:

  1. Подумай о своих сильных и слабых сторонах.
  2. Выбери что-то, что ты хотел бы изменить. Обратись к шагам постановки целей.
  3. Определи четкие сроки достижения цели.
  4. Немного времени потрать каждый день для того, чтобы мысленно представить себе результат.
  5. Не бойся сделать ошибки. Они могут свидетельствовать о том, что ты действительно меняешь себя
  6. Будь терпеливым. Улучшение и изменение требуют времени. Проект самоусовершенствования.

Проект предполагает выбор навыка или формы поведения, которые ученик хотел бы изменить или улучшить. Например: похудеть, получить «4» по английскому, организовать баскетбольную команду, ладить с мамой, стать более популярным в классе.

Для осуществления проекта необходимо сначала выбрать что-то в качестве цели (она должна быть долговременной) и должно предполагать еженедельные подцели (маленькие шажки, которые человек предпринимает еженедельно для достижения главной отдаленной цели). Каждый день стараться фиксировать свои достижения на пути к совершенствованию.

Упражнения:

1. «Солнце радости». Участники группы индивидуально рисуют солн
це так, как это делают дети: крут и от него расходятся лучи. На каждом луче
необходимо написать то, чему подросток радуется в жизни (например: мама,
катание на велосипеде, кино и т.д.) Затем участники делятся своими «солнеч
ными лучами» друг с другом.

Упражнения-активаторы:

  1. «Приветствие». Участники группы образуют полукруг. Каждый по очереди выходит в центр и здоровается со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Все остальные повторяют каждое предложенное приветствие. Упражнение настраивает на работу в группе, помогает установить теплую атмосферу.
  2. «Чудесный калейдоскоп».

Участник группы должны встать в круг и изобразить: «напряженные коленки», танцующие пальцы», «радостные руки», «удивленные плечи», «грустный нос и т.д.

Работа в тройках. Группа разбивается на тройки. В каждой подгруппе выбирается общее качество, которое необходимо улучшить. Составляется проект по его усовершенствованию с учетом шагов постановки целей и советов для самоусовершенствования.

Домашнее задание:

Каждому постараться самостоятельно составить проект по самоусовершенствованию и начинать их выполнять.

Я, каков я в настоящий момент (реальное «Я»)

Я, каким я хотел бы быть

(идеальное «Я»)

Конспект занятия по психологии

Тема: « Образ моего « Я» »

Цель:

Исследование качеств личности

Совершенствование своего « Я»

Построение плана развития и приобретения положительных качеств личности

Развитие психических процессов (внимание, память, мышление, речь)

Форма проведения: практикум

Ход занятия:

1. Орг. момент. Приветствие.

2 . Основная часть.

2.1 Обучение навыкам самоанализа.

а) вступительная беседа.

Как вы думаете, почему мы все такие разные? Да, потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности, которые формируются благодаря множеству причин. У нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями и устоями; мы дружили с разными людьми – все это отложило отпечаток на нашей индивидуальности. Нет на земле двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек уникален и по – своему неповторим.

Сегодня мы еще раз поговорим о нашей уникальности и неповторимости, о том, что в каждом из нас множество разнообразных качеств личности, которые и делают нас неповторимыми.

Каждый из нас постоянно употребляет местоимение « я»; это « я» думает, учится. Но кто такой этот « я» , как он выглядит, как может поступить в той или иной ситуации?

Это « я» живет в человеке в виде представлений о самом себе. Я – это то, кем считает себя человек в мыслях, чувствах, действиях. Совокупность всех представлений о себе называется « образом – «я», или «я»- концепцией.

Наш внутренний человек, образ « я» многогранен, он проявляет себя по – разному: вцы можете быть на уроке тихим и скромным, а дома – грозой семьи, на улице – хорошим другом.

Существует «я»- физическое –внешнее, « я»- психическое – внутреннее.Есть « я» - сознательное (я- высокий, красивый) , « я» - бессознательное –

(непонятно, почему нравится запах розы, любите сладкое).Вы помните себя в прошлом, ощущаете в настоящем, представляете в будущем.У вас есть идеал вашего « я» – каким бы вы хотели себя видеть.

Б).Упражнение:« Кто это» (водящий угадывает ученика по его характеристике).

В). Упражнение « Наоборот» (одни называют положительное качество характера человека, другой – отрицательное).

Г). Упражнение « Волшебный круг»(в центре окружностей – «я», в первом круге – качества, проявляющиеся ежедневно, во втором круге – качества, проявляющиеся часто, но не каждый день, в третьем – те, которые проявляются редко, в четвертом, те, которых у вас нет, но вы бы хотели приобрести.

Обсуждение результатов.

Вопросы : Что нужно для того, чтобы эти качества стали частью вашей личности? Поможет ли это в построении плана развития своей личности?

Вывод: Для полноценного развития своей личности нужно иметь цель, к которой необходимо стремиться, не отступая от нее, не смотря ни на что.

Д). Притча « Орел и пустыня»(см. стр. 117)

Вопросы:

Что такое цель?

Какую цель поставил для себя орел?

Можно ли назвать цель орла высокой? Почему?

Какие качества развивает стремление к высокой цели?

Что нужно для реализации цели?

Вывод : Чтобы достичь поставленной цели нужно иметь представление о том как вы будете это делать, иметь план действий. Если только говорить о том, чего вы хотите, но ничего не делать, то результата никогда не добиться.

2.2 Развитие психических процессов(внимание, память, мышление) .

а) Упражнение « Разминка» (см. стр. 175)

б)Упражнение « Анаграммы»

в) Упражнение « Найди имя»

г)Упражнение «Запомни» (см. стр. 118)

д) Головоломка

3.Заключительная часть.

Вывод. Упражнение « Комплименты»

находчивость смелость беспечность высокомерие скупость неряшливость доброта умение прощать честность благодарность настойчивость ум капризность несдержанность аккуратность чувство меры общительность хитрость предательство робость эгоизм заботливость исполнительность лень хороший вкус верность простодушие трудолюбие обидчивость жадность

забывчивость трусливость грубость любознательность чуткость сострадание опрятность

обман пунктуальность щедрость терпеливость справедливость гордость

1.Не поддавайся плохому настроению!

2. Будь смелее!

3. Доверяй себе!

4. Определи цель своей жизни!

5.Наметь пути достижения цели!

6. Научись правильно оценивать свои возможности!

7. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе!

8. Развивай свои способности!

9. Работай над собой!

10………………………………….

… что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Николай Заболоцкий

Хотите знать

какой образ создается у других людей при общении с вами и как это влияет на достижение ваших целей?

какие несоответствия внешнего образа и внутреннего содержания мешает построить личную жизнь?

как эффективно подавать себя для достижения личных целей?

почему блондинки ходят в розовом, а Марк Цукерберг приехал к инвесторам за деньгами в пижаме и тапочках?

Сейчас, как никогда, люди стремятся произвести максимально хорошее впечатление за рекордно короткое время. Поэтому становится так модно заниматься своим имиджем. И это правильно.

Наш зрительный образ всегда несет какую-то информацию о нас, о нашем характере, о наших вкусах и привычках – это своего рода визитная карточка. И это - инструмент влияния на окружающих. То, как нас воспринимают окружающие люди, определяет наши взаимоотношения и то, с какой скоростью мы достигаем своих целей (и достигаем ли).

Но пользуясь только лишь услугами имиджмейкера, мы можем столкнуться с тем, что ограничимся лишь созданием красивой картинки, в которой нам не очень комфортно и из которой мы не можем жить. А в жизни ничего особенно не изменится.

Если Вы действительно хотите увидеть образ и качество своей внутренней энергии и подобрать правильные инструменты имиджелогии, чтобы выразить его вовне (проявить), то вам нужно пойти чуть глубже. Для этого важно начать не с внешних факторов, а с внутренних. Изнутри. Нужно исследовать свою уникальность – что ЗА красивой картинкой? Что Вы за человек? Какие у Вас ценности? Что для Вас важно в жизни?

А затем создать более целостный образ, и разрешить противоречия, которые так нам мешают:

    Как мы себя воспринимаем? И как нас воспринимают другие люди?

    Кто мы есть, какие на самом деле, глубоко в душе? И как мы себя позиционируем, презентуем другим, какую маску мы создаем?

    Кто мы сейчас? И кем мы хотим быть?

    Кем мы хотим быть? И что от нас ожидает или даже требует наше окружение (муж, жена, родители, друзья, бизнес, карьера).

И здесь лучше обратиться к помощи специалистов.

На нашем семинаре вам не придется много и подробно изучать соответствия цветов или записывать все возможные сочетания разных элементов гардероба.
Семинар начинается с того, что вы открываете себя настоящего, смотрите на себя со стороны. Кто вы есть на самом деле. Что именно вы хотите, чтобы люди знали о вас? И что вы сейчас транслируете окружающим своим внешним видом.

Затем Вы научитесь осознанно формировать свой образ. Что вы транслируете? Какое послание? Сообщение? Уверены ли вы что то, что считывают другие – это то, что вы хотите до них донести? Или что-то другое?

Вы обретете образ, соответствующий вам, в котором вам комфортно, и который говорит о том какие вы, сообщает окружающим то, что вы ХОТИТЕ сообщить.

И как заключительный этап - вы научитесь формировать гардероб, соответствующий состоянию Вашей души, отражающий Вашу индивидуальность и помогающий достигать Ваших целей в жизни.

Эта программа для тех, кто хочет обрести смелость быть собой. Быть настоящим. Быть целостным. И при этом быть результативным и счастливым.

Всегда грустно видеть как прекрасный удивительный гениальный человек выглядит как будто цена ему 3 копейки. И удивляется, что к его гениальным мыслям никто не спешит прислушиваться. И обижается. Хотя сам не позаботился о том, чтобы привести в соответствие форму и внутреннее содержание.

Приведите свой внешний вид в соответствии с тем, кто вы есть на самом деле и чудеса не заставят себя ждать. Вокруг вас начнут собираться совсем другие люди, а качество жизни изменится в лучшую сторону.

Приглашаем в увлекательное путешествие – путь к себе!

В программе:

    Исследование кто я, какой я

    Ваш реальный и идеальный образ

    Вы глазами других людей. На что они обращают внимание в первую очередь и какое впечатление вы производите

    Как Ваши желания и цели влияют на внешний вид

    Психологические принципы формирования имиджа

    Символическое значение цвета. Психологическое воздействие цвета

    Правила формирования гардероба. Идеальная структура гардероба

    Эффективная самопрезентация (умение себя подать)

    И много творчества и вдохновения)

Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников Вачков Игорь Викторович

Образ Я

Образ Я – это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще – это некоторая внутренняя картинка; в ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает.

В целом образ Я включает набор некоторых устойчивых характеристик, с помощью которых человек себя самого описывает и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но так или иначе любая из них относится к одному из трех видов Я-характеристик: социальному, физическому или психологическому. Поговорим об этом подробнее.

Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.

Стефан Цвейг

Социальное Я. Оно возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, мы играем социальные роли. Играем – не значит прикидываемся. Просто в рамках роли наше поведение перестает быть спонтанным и непредсказуемым, оно начинает подчиняться определенным правилам. Человек, школьник, сын (дочь), друг, спортсмен, отличник, юноша (девушка) – это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте. Мы много времени проводим, общаясь с другими людьми на ролевом уровне. Многие наши роли становятся важной частью нашего Я. Описывая себя, мы естественным образом делаем это через те или иные значимые социальные роли. А как же иначе?

Физическое Я. У Бориса Пастернака есть стихотворение, которое начинается так: «Дано мне тело, что мне делать с ним?..» Получается следующее: есть Я и есть физическое тело, в котором это Я существует. Конечно, все не так просто. Наше Я не просто заключено в некоторую физическую оболочку. Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Но в стихотворной строчке – важная истина. Заключается она в том, что каждый из нас устанавливает свои, особые отношения с собственным телом: любит его или не принимает, холит-лелеет или не обращает внимания на его недуги, развивает и совершенствует его или просто поддерживает в жизнеспособном состоянии. Отношение к телу находит выражение в характеристиках образа Я.

Психологическое Я. Оно представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями.

Образ внутреннего мира каждого из нас уникален. Он включает свой, личный набор характеристик, среди которых у одних преобладают социальные, у других – психологические. Есть люди, включающие характеристики физического облика в свое Я и игнорирующие свои телесные качества.

Социальное, физическое, психологическое Я – все это, так сказать, характеристики нашего внутреннего мира в ширину, его географическая карта. При желании ее можно нарисовать, обозначив различными цветами пространство, которое мы в своей душе отвели исполняемым ролям, телесным характеристикам и личным особенностям. Однако наше Я имеет еще и свою глубину. Рассмотрим ее далее.

Может ли человек по своему желанию менять свой образ Я?

Из книги Мысленным взором автора Лазарус Арнольд

Идеализированный образ «Я» Самым лучшим примером образов, помогающих добиться успеха, будет, наверное, техника, известная под названием «идеализированный образ „Я“» (ИОЯ), разработанная доктором Дороти Зюскинд из колледжа Хантер в университете Нью-Йорка. Цель этого

Из книги Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников автора Вачков Игорь Викторович

Образ Я Образ Я – это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще – это некоторая внутренняя картинка; в ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя

Из книги Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП автора Андреас Коннира

Желаемый Я-образ Желаемый Я-образ - это «я, обладающий большим количеством выборов, для которого это нежелательное поведение/реакция - не проблема». Есть ряд элементов, делающих этот образ сильным мотиватором изменения.Всегда диссоциированный я-образ. Чтобы желаемый

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Как возникает образ Мыслит малыш конкретно, абстрактных понятий пока не понимает. Но ведь и для того, чтобы произвести любое самое элементарное обобщение, надо в какой-то степени абстрагироваться от деталей и вычленить суть. Если этого не сделать, то как понять, что мама в

Из книги Здравствуй, Душа! [Раздел I] автора Зеленский Валерий Всеволодович

Образ и Душа Не будем забывать, что отправной точкой цивилизации современного западного мира является классическая Греция. Это имеет особенно большое значение для глубинной психологии и, в частности, для юнговской психологии, в которой считается, что психическая жизнь

Из книги Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии автора Банников Константин Леонардович

Символизм физиологизма: образ тела и образ мира Антропоморфный принцип в космогонии представляет человеческий организм и продукты его жизнедеятельности в качестве аллегории структурных компонент мира и законов их функционирования. В некоторых архаических мифах

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Образ солдата В военный госпиталь приехал ансамбль песни и пляски сельской школы, чтобы подбодрить раненых.«Ааа-са… оо-па…» - кричал бодро самый маленький танцор. И так как не все раненые могли встать и выйти в коридор, где происходил концерт, мальчик в папахе вбежал в

Из книги Почему одни семьи счастливы, а другие нет [Как преодолеть разногласия и приумножить любовь] автора Аксюта Максим

Женский образ Такими увидели представительниц прекрасного пола мужчины: Мечтает быть счастливой. Хочет быть замужем и иметь детей. Ей ужасно, когда она чувствует себя одинокой. Очаг, дом – в ее владении, и от этого она много требует. Ей важно быть ценной и нужной.

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Образ здоровья или образ жизни? На Востоке здоровье всегда было результатом взаимоотношений. Считается, что ни разум, ни тело, ни дух не может рассматриваться как единственная причина или жертва заболевания, так как все они взаимосвязаны и взаимозависимы. То, что символ

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Я-образ В этом разделе мы познакомимся со следующей составляющей интеллекта, которая называется: Я-образ.Я-образ – это то, что вы думаете о самом себе. Это единственное, на что вы можете реально повлиять. И это – главный источник вашей силы.Чем лучше и точнее вы себя знаете,

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Я-образ Все, что мы о себе думаем, составляет наш «Я-образ».Я-образ – это не простое восприятия себя как некоторого организма, что свойственно и приматам. Это восприятие себя именно как активного субъекта со своими потребностями, желаниями и целями. Воздействуя на Я-образ,

Из книги Сотрудничество вместо принуждения [Доверять или проверять] автора Кузнецов Юрий Николаевич

«Я»-образ В самой первой книге по психологии, которую написал американский философ Уильям Джеймс в 1890 году, говорилось, что человек отличается от животных наличием модели «Я».Конечно, такой простой и яркий признак отличия от животных, как образ «Я», одно время был

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

Идеальный образ Идеальный образ личности закрывает возможности для сотрудничества. Мы смотрим вокруг и видим, насколько наша природа разумна. Нам трудно представить, что все это лишь результат биологической случайности. Именно поэтому мы всерьез сомневаемся, что живем

Из книги Хватит ныть! Действуй! автора Болотова Татьяна

Теологический образ Бога и психологический образ человека Исследования по истории и психологии религии доказывают, что образ Бога меняется в ходе развития как отдельного человека, так и всего человечества, в соответствии со степенью его зрелости. И сегодня «культы

Из книги 50 упражнений, чтобы изучить язык жестов автора Даниельс Патрик

Образ врага Пришла ко мне на занятия как-то одна супружеская пара. На индивидуальную консультацию времени у меня не было, поэтому я попросила их прийти в другой раз. Но дама была настойчива в своих требованиях – ей хотелось всего сразу и сейчас! Ну я и выдала ей весь

Из книги автора

5. Ваш телесный образ Если первый взгляд или рукопожатие способны разоблачить, то и ваша манера общения в целом оказывает определенное воздействие на окружающих. В разные моменты жизни каждому из нас приходится то брать на себя инициативу, то поневоле принимать