Где в ссср строили подводные лодки. Советские и российские подводные лодки послевоенного периода. Удары по Британии

Советская подлодка К162 прозванная «Золотой Рыбкой» была единственным реализованным экземпляром проекта 661 «Анчар», который получил название Папа (Papa) по западной классификации. Изначально спроектированная как исключительно скоростная ядерная подлодка под крылатые ракеты П-70 Аметист, 10 штук которых размещались в индивидуальных контейнерах между вешним и внутренним титановыми корпусами.

ПЛАРК пр.661 по своим ходовым и маневренным качествам не имела аналогов ни в советском, ни в зарубежных флотах и послужила несомненным предшественником ПЛА второго и третьего поколений с крылатыми ракетами на борту и титановыми корпусами.

Давайте узнаем подробнее историю этого скоростного гиганта...


В декабре 1959 года было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР "О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок." В соответствии с этим постановлением в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ "Малахит") началась работа по проектированию высокоскоростной ПЛАРК второго поколения с титановым корпусом, АЭУ второго поколения и крылатыми ракетами, стартующими из-под воды пр.661, шифр "Анчар".

В начале 50-х годов XX века военно-политические доктрины сверхдержав обосновывали построение двух основных систем: аэрокосмической для завоевания превосходства в воздухе и космосе, а также морской, обеспечивающей ракетный щит. Необходимым условием решения первой задачи был прорыв в области создания материалов с высокой удельной прочностью для всех типов летательных аппаратов. Ведущим направлением в этой области являлась технология производства изделий из титановых сплавов. Известно, что американский инженер Кроль запатентовал метод получения компактного титана в 1940 году.

Уже через несколько лет производство титана было освоено в СССР, причем на более высоком уровне. На Украине, Урале, в Казахстане были созданы производства по получению титановых концентратов и губчатого титана марок ТГ-1, ТГ-2. При этом советские специалисты, как правило, шли оригинальным путем. В Гиредмете (ныне ОАО «Гиредмет» ГНЦ РФ, ведущая научно-исследовательская и проектная организация материаловедческого профиля) и на Подольском химико-металлургическом заводе с привлечением ученых ЦНИИ КМ «Прометей» были разработаны различные технологии производства слитков. К середине 1955 года специалисты пришли к окончательному выводу: плавить титан нужно в дуговых печах, предложенных «Прометеем». Затем эту технологию передали на Верхне-Салдинский металлообрабатывающий завод (ВСМОЗ) в городе Верхняя Салда на Урале.

Для строительства подводной лодки длиной около 120 метров необходима была радикальная перестройка титановой индустрии. Инициатором в этом направлении выступило руководство ЦНИИ КМ «Прометей» - директор Георгий Ильич Капырин и главный инженер Игорь Васильевич Горынин, их решительно поддержал министр судостроительной промышленности Борис Евстафьевич Бутома. Эти люди проявили огромную дальновидность и гражданское мужество, принимая такое эпохальное решение. В качестве объекта для применения титана выбрали проект 661 разработки СПМБМ «Малахит» (в те времена ЦКБ-16). Одной из целей была отработка применения ПКР П-70 «Аметист» - первой в мире противокорабельной крылатой ракеты с «мокрым» стартом. Авторы проекта подлодки - Н. Н. Исанин, Н. Ф. Шульженко, В. Г. Тихомиров встретили предложение о его переработке в титановом исполнении без всякого энтузиазма. Титан для них был полной неизвестностью: меньший, чем у стали, модуль упругости, «холодная» ползучесть, иные методы сварки, полное отсутствие опыта применения в морских условиях. В таком же положении находились специалисты ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, ЦНИИ технологии судостроения, работники судостроительных верфей.

Тем не менее в 1958 году началась кардинальная перестройка титановой индустрии в стране. В ЦНИИ КМ «Прометей» появилось соответствующее подразделение - вначале отдел № 8, а затем отделы №№ 18, 19. Команда видных ученых создала научное направление - морские титановые сплавы. Коллективы титаномагниевых комбинатов Запорожского (ЗТМК) и Березниковского (БТМК) совместно со специалистами Всесоюзного алюминиево-магниевого института (ВАМИ), Гиредмета и при активном участии ученых ЦНИИ КМ «Прометей» провели большую работу по совершенствованию технологии производства титановой губки. Отечественная промышленность смогла производить крупные слитки массой четыре - шесть тонн для подлодок. Это была крупная победа. Следующей решалась проблема получения бездефектных слитков высокого качества.


Источников дефектов много - неправильный режим плавки, твердосплавные включения (карбиды вольфрама, окисленная губка, высокое содержание отходов в электродах и т. д.), усадочная рыхлость и возникновение раковин. Все эти сложности больших масс перешли к металлургам от «авиаторов». После реорганизации индустрии увеличивались объемы производства, размеры и развесы слитков. Их масса достигала четырех тонн и более.

Неоценимую помощь оказал Владимиров. На совещании в Госплане он доходчиво объяснил, что ЦНИИ КМ «Прометей» не только решает задачу повышения прочности сплава, но учитывает свариваемость, технологичность, агрессивность среды и многие другие факторы. Поэтому его решение по легированию ванадием правильное. Впоследствии идея создания группы сплавов Ti-Al-V постоянно поддерживалась учеными авиационной промышленности. В конце концов сплав марки 48-ОТЗВ обрел права гражданства. С этого момента проблема ванадиевых лигатур стала главной для наших металлургов. Прошло немного времени, и было организовано их производство в Узбекистане и Таджикистане (Ленинабад, Чорух-Дайрон). Таким образом, наша страна перестала зависеть от поставок из-за границы.

Пока специалисты ЦНИИ КМ «Прометей» решали свои задачи на рудном, металлургическом, сварочном и других производствах, корабль строился и рос день ото дня. Главный конструктор по корпусу Н. И. Антонов ввел за правило минимум раз в два-три месяца бывать в цехе и участвовать в работе бригады, курирующей ход строительства.

Обычно это было и серьезно, и смешно. В те времена надевать каску при входе в зону работ было необязательно, и Антонов ею не пользовался. А лысина у него была, как солнечный диск. В это время возникла проблема «тычков». На корпус лодки изнутри приваривалось множество скобок для размещения на них кабелей и труб. Их было тысячи. Швы считались малоответственными, но наши сварщики относились к ним серьезно, так как если в этом шве будет окисление, то в прочном корпусе возникнет трещина и это может плохо кончиться. Как потом выяснилось, он хорошо понимал это и старался осмотреть шов приварки каждого «тычка». И вот, переходя из отсека в отсек, он выпрямлялся, ударяясь головой о «тычок», приваренный к перегородке или пайоле на борту, так что на лысине появлялась очередная ранка. Вначале это вызывало смех и у него, и у нас, его сопровождавших. Но когда мы проходили два-три отсека и на голове его появлялись кровоточащие раны, это было уже не смешно, но тем не менее он готов был целыми днями лазать по отсекам, забираясь в самые потаенные уголки, перепроверяя работу контролеров и сварщиков. У него было высокое чувство ответственности как главного конструктора корпуса первой в мире цельнотитановой подводной лодки.

А на заводе все прекрасно понимали, что при постройке такого сложного инженерного сооружения, как корпус подлодки из совершенно нового материала - титана, требовался новый подход. Надо отдать должное - директор СМП Е. П. Егоров, его заместители, конструкторы, строители, цеховые работники приложили много усилий для создания небывалого производства.


Цех № 42 стал поистине полигоном новизны: ежедневное мытье полов, отсутствие сквозняков, освещенность, чистая одежда сварщиков и других рабочих, высокая культура производства стали его отличительным признаком. Большой вклад в становление цеха внес Р. И. Утюшев - замначальника цеха по сварке. Много умения и души вложили в это дело замечательные специалисты - северяне Ю. Д. Каинов, М. И. Горелик, П. М. Гром, военпред Ю. А. Беликов, А. Е. Лейпурт и многие другие - технологи, мастера, рабочие.

В результате было создано самое совершенное сварочное производство с аргоногелиевой защитой. Аргонодуговая, ручная, полуавтоматическая, автоматическая и другие способы сварки стали обычными для всех работников цеха. Здесь были отработаны сварка погруженной дугой, сварка в «щель» (без разделки), требования к качеству аргона (точка росы), появилась новая профессия - сварщик по защите обратной стороны шва (поддувальщик).

Возникла новая концепция проектирования оболочковых конструкций: исключаются «жесткие» окончания, появляются «мягкие» кницы, плавные переходы от жестких деталей к упругоподатливым и т. д. Эта идея в полной мере была реализована затем В. Г. Тихомировым и В. В. Крыловым при проектировании ПК подводной лодки проекта 705 «Лира» (по кодификации НАТО - «Альфа»). С учетом опыта Н. И. Антонова их корпус оказался идеальным. Но после всех неприятностей корпус подлодки проекта 661 был доведен до совершенства и все блоки прошли испытания.

Проект «Анчар» был необычен не только корпусом из титанового сплава. На лодке впервые были применены ПКР «Аметист» с подводным стартом и забортным расположением шахт, созданы гидроакустическая станция и гидроакустический комплекс, которые в сочетании с торпедными аппаратами предопределили совершенно новую форму носовой оконечности - шаровую вместо привычно остроносой. Это логично привело к каплевидной форме корпуса до кормы. Двойная энергоустановка с двумя турбозубчатыми агрегатами и двумя линиями гребных валов привела к новой форме кормовой оконечности (так называемые штаны), когда два длинных конуса заканчивались гребными винтами. Изящное ограждение рубки, кормовой стабилизатор придавали кораблю элегантно-красивый вид. В нем было хорошо и внутри: cияющие чистотой кают-компания, комната отдыха, душевая, сауна, титановые унитазы. Антонов очень гордился тем, что на подлодке созданы условия для экипажа не хуже, чем на надводном корабле. Это потом подтвердил командир лодки, который служил на ней с момента постройки, ходил и в Арктику, и в Антарктиду, и в Карибское море, и в Тихий океан.

Николай Никитич Исанин советский учёный и конструктор в области кораблестроения, главный конструктор ЦКБ-16, доктор технических наук, профессор Главный конструктор дизель-электрической подводной лодки с баллистическими ракетами проекта 629 .

Корабль предназначался для нанесения ударов крылатыми ракетами и торпедами по крупным надводным кораблям противника. ПЛАРК планировалось использовать также для отработки новых конструкционных материалов (в частности, титанового сплава для корпуса ПЛ) и проверки новых образцов вооружения и технических средств. В начале 1960 г. был представлен и утвержден постановлением Совмина СССР предэскизный проект и основные тактико-технические элементы ПЛАРК, в мае того же года - эскизный проект. Одновременно было подтверждено запрещение использовать на проектируемой ПЛА ранее освоенную технику, оборудование, системы автоматики, приборы и материалы. Этим хотя и стимулировался поиск новых технических решений, но, одновременно, удлинялись сроки проектирования и строительства ПЛАРК, что в какой-то степени предопределяло ее судьбу и было очередным проявлением волюнтаризма высшего руководства. В 1961 году, после утверждения технического проекта, начался выпуск рабочих чертежей, а уже в следующем - 1962 г. - началось изготовление на СМП первых корпусных конструкций из титана, который впервые применялся в мировом подводном кораблестроении. При решении использовать титан принимались во внимание его антикоррозийность, маломагнитность и высокая прочность, хотя базы по его производству не было - она создавалась одновременно с постройкой лодки.

Вооружение лодки включало 10 ПКР "Аметист" в 10 контейнерах размещенных вне прочного корпуса по пять с каждого борта и четырех носовых 533-мм ТА.

Осознав невысокую эффективность ПЛАРК первого поколения, главным образом, по причине надводного старта ПКР, руководство ВМФ начало торопить ОКБ-52 В.Н.Челомея с быстрейшей разработкой ПКР с подводным стартом.

Эти работы хотя и велись с конца 50-х годов, но до их завершения было далеко. Главная проблема была в выборе двигателя для ПКР. Из всех возможных, реальными были только жидкостной или твердотопливный реактивный двигатель. Только они могли работать под водой.

Заставить турбореактивный двигатель сразу после выхода из воды ПКР запуститься и выйти на номинальный режим тогда еще не умели. В окончательном варианте выбрали для ПКР твердотопливный двигатель. Работы по созданию новой ПКР "Аметист" начались в начале 60-х годов и завершились принятием ее на вооружение лишь в 1968 г.

Для вооружения ПЛАРК проекта 661 впервые в мире была создана низколетящая ПКР с подводным стартом. Поскольку ТРД ПКР типа «П-6» не мог быть запущен и работать под водой у ракеты с подводным стартом необходимо было обеспечить запуск и вывод на рабочий режим маршевого ТРД в полете после выхода ПКР на поверхность при стрельбе с погруженной ПЛ. Однако в 60-е годы эта проблема не была решена и разработчиком ПКР «Аметист» ОКБ-52 в качестве маршевого и стартовых двигателей новой ПКР были приняты РДТТ. Это обеспечило возможность ракете «Аметист» стартовать из заполненного водой контейнера с «глухим» задним днищем (без задней БР из ракетной шахты. Однако, из-за меньшей экономичности РДТТ по сравнению с ТРД дальность полета КР «Аметист» оказалась значительно меньшей, чем КР типа «П-6». Дозвуковой была и скорость полета новой ракеты. Дальности стрельбы: 40-60 км и 80 км. что позволяло осуществлять целеуказание средствами самой лодки. Ракета оснащалась фугасно-кумулятивной боевой частью весом около 1000 кг или ядерной боевой частью.


ПЛАРК 661-го проекта имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, делился на девять отсеков:

1-й (верхний) и 2-й (нижний) отсеки, имеющие в сечении форму восьмерки, образованной двумя пересекающимися окружностями диаметром 5,9 м каждая (в них размещались торпедные аппараты с запасным боекомплектом и устройством быстрого заряжания);
3-й — жилые помещения, пищеблок, кают-компания, аккумуляторы;
4-й — ЦП, пост управления энергетикой, жилой блок;
5-й — реакторный;
6-й — турбинный;
7-й — турбогенераторный;
8-й — отсек вспомогательных механизмов (рефрижераторы, компрессорные машины, водоопреснительная установка);
9-й — рулевые приводы и трюмный пост.
Кормовая оконечность лодки была выполнена раздвоенной в виде двух осесимметричных конических обтекателей валов с расстоянием между ними порядка 5 м (в обиходе такое решение получило название «штаны»). Гидродинамическая оптимизация формы кормовой оконечности была достигнута за счет ее удлинения с малыми углами схода ватерлинии в диаметральной плоскости и применения удлиненных гребных валов с обтекателями, допускающими установку гребных винтов оптимального диаметра для заданной частоты вращения.

Энергетическая установка мощностью 80 ООО л. с. включала две автономные группы (правого и левого бортов). Каждая группа объединяла атомную паропроизводящую установку В-5Р, турбозубчатый агрегат ГТЗА-618 и автономный турбогенератор переменного трехфазного тока ОК-3 мощностью 2 х 3000 кВт, Номинальная тепловая мощность двух атомных реакторов водо-водяного типа составляла 2 х 177,4 мВт, а паропроизводительность ППУ при нормальной мощности реактора — 2 х 250 т пара в час.

Реакторы, разработанные для лодки 661-го проекта, имели ряд оригинальных особенностей, В частности, прокачка теплоносителя первого контура осуществлялась по схеме «труба в трубе», что обеспечивало компактность ЯЭУ при высокой тепловой напряженности. При этом реакторы работали не только на тепловых нейтронах, но и с участием реакции деления ядерного «топлива» быстрых нейтронов. Для питания основных потребителей электрической энергии был принят переменный трехфазный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Существенным нововведением стал отказ от использования дизель-генераторов: в качестве аварийного источника использовалась мощная аккумуляторная батарея, состоящая из двух групп серебряно-цинковых аккумуляторов типа 424-Ш по 152 элемента каждая.

На борту корабля имелся всеширотный навигационный комплекс «Сигма-661», обеспечивающий подводное и подледное плавание.

Автоматическое управление кораблем осуществлялось посредством системы управления по курсу и глубине «Шпат», система предотвращения аварийных дифферентов и провалов «Турмалин», а также система управления общекорабельными системами, устройствами и забортными отверстиями «Сигнал-661».

Гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин» обеспечивал обнаружение шумящих целей при одновременном автоматическом сопровождении двух из них с выдачей данных в системы управления ракетным и торпедным оружием. Обеспечивалось круговое обнаружение сигналов ГАС противника, работающих в активном режиме, а также их опознавание с определением пеленга и дистанции. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС «Радиан-1». Для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой ПЛ была оснащена зенитным светосильным перископом ПЗНС-9 с оптическим вычислителем координат. Подъемное устройство позволяло поднимать перископ с глубины до 30 м при скорости до 10 узлов и волнении до 5 баллов. Имелись РЛС РЛК-101 и МТП-10, а также система определения государственной принадлежности «Нихром». Для двухсторонней сверхбыстродействующей засекреченной радиосвязи с береговыми командными пунктами, другими кораблями и взаимодействующими с подводной лодкой самолетами имелась современная (по меркам 1960-х гг.) радиосвязная аппаратура. Корабль был оснащен системой радиоразведки, обеспечивающей поиск, обнаружение и пеленгование работающих радиостанций противника.

Легкий корпус имел в поперечном сечении круговую форму с кормовой оконечностью типа "раздвоенная корма" с разнесенными на 5 метров гребными винтами (позднее подобная схема расположения винтов будет заимствована на лодки пр.949 и 949А). Носовая часть прочного корпуса состояла из двух цилиндров диаметром 5500-мм каждый, расположенных друг над другом, образующих "восьмерку" в поперечном сечении. Остальная часть прочного корпуса имела цилиндрическую форму с максимальным диаметром 9000 мм. Носовая часть "восьмерки" делилась между собой на два отсека прочной платформой, причем верхний цилиндр являлся первым отсеком, а нижний - вторым. Кормовая часть "восьмерки - третий отсек - отделяется от первых двух поперечной переборкой и притыкался к четвертому, имеющему уже цилиндрическую форму. Остальной цилиндрический корпус делился прочными поперечными переборками на 6 отсеков. В 1-м отсеке были размещены ТА, запасные торпеды, устройство быстрого заряжения и пост управления ПКР. Во 2-м - первая группа АБ, аппаратура гидроакустики и трюмный пост. 3-й отсек - жилые помещения личного состава и вторая группа АБ, 4-й - центральный пост, пост управления ГЭУ, рубки различного назначения и жилые помещения, 5-й - реакторный, 6-й - турбинный. В 7-м отсеке находились турбогенераторы и главные распределительные щиты, 8-й отсек - вспомогательные механизмы и оборудование, обратимые преобразователи со щитами, холодильные машины и компрессоры. В 9-м отсеке размещались рулевые приводы и трюмный пост. 10 контейнеров с ПКР - побортно с постоянным углом возвышения в междубортном пространстве в районе первых трех отсеков, используя разницу в диаметрах "восьмерки" и остального цилиндрического прочного корпуса. Носовые горизонтальные рули располагались в носовой части корпуса, ниже ватерлинии, и убирались в легкий корпус.

Строительство ПЛ продолжалось почти 10 лет. Это объясняется задержками в поставках титана, различного комплектующего оборудования, длительным циклом создания ракетного комплекса, принятого на вооружение лишь в 1968г. Как оказалось, титановый корпус требует других методик расчетов прочности, нежели стальной - неучет этого привел к срыву гидравлических испытаний некоторых блоков корабля.

Лодка, к тому же, обошлась очень дорого, за что получила прозвище "Золотая рыбка".

Тем не менее, на государственных испытаниях в 1969 г., ПЛ при 80% мощности ГЭУ показала скорость подводного хода в 42 узла вместо 38, предусмотренных спецификационными требованиями, а после передачи ПЛ флоту при испытаниях на мерной миле в 1971 г., ПЛ достигла на полной мощности реакторов скорости 44.7 узла, что и по сей день не превзойдено ни одной ПЛА мира. На таких скоростях обнаружились явления, до сих пор не отмечавшиеся на ПЛ - при скорости более 35 узлов появился внешний гидродинамический шум, созданный турбулентным потоком при обтекании корпуса ПЛА, причем его уровень достигал 100 децибел в центральном посту лодки. За свои скоростные качества лодка очень нравилась Главнокомандующему ВМФ СССР адмиралу С.Г.Горшкову.(Подводная лодка проекта 661 «Анчар» К-222 занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая подводная лодка в мире. Это достижение не превзойдено до сих пор нигде в мире.)

ПЛАРК пр.661 по своим ходовым и маневренным качествам не имела аналогов ни в советском, ни в зарубежных флотах и послужила несомненным предшественником ПЛА второго и третьего поколений с крылатыми ракетами на борту и титановыми корпусами. Однако затяжка с ее вводом в строй, ряд тактических недостатков ракетного комплекса, значительная шумность ПЛА, конструктивные недоработки ряда приборов и недостаточный ресурс основных механизмов и оборудования корабля, вступление в строй ПЛА второго поколения других проектов, привели к решению об отказе от серийного строительства ПЛАРК пр.661. Лодка вошла в состав Северного флота и с января 1970 г. по декабрь 1971 г. находилась в опытной эксплуатации, после чего была переведена в боевой состав, однако совершила всего несколько боевых походов ввиду низкой надежности механизмов и оборудования. Прошла ряд длительных ремонтов. В 1988 году была выведена в резерв, а в начале 90-х годов списана из состава флота.

Разборка лодки началась в Марте 2010 на Севмаше, единственном предприятии которому по зубам титановый корпус «Золотой Рыбки».


источники
http://topwar.ru/22880-rozhdenie-morskogo-titana.html
http://moremhod.info/index.php?option=com_content&view=article&id=188&Itemid=57&limitstart=7
http://project-941.narod.ru/techno/submarines/project_661/project_661.html
http://nnm.ru/blogs/lomtik3/proshay_zolotaya_rybka/

------

Подводный флот стал частью ВМС разных стран уже во время Первой мировой войны. Изыскательские работы в области подводного кораблестроения начались задолго до ее начала, но только после 1914 года были окончательно сформулированы требования руководства флотов к тактико-техническим характеристикам субмарин. Главное условие, при котором они могли действовать, заключалось в скрытности. Подводные лодки Второй мировой войны по своему устройству и принципам действия мало отличались от своих предшественниц предыдущих десятилетий. Конструктивная разница, как правило, состояла в технологических новшествах и некоторых изобретенных в 20-е и 30-е годы узлах и агрегатах, улучшающих мореходные характеристики и живучесть.

Немецкие субмарины перед войной

Условия Версальского договора не позволяли Германии строить многие типы кораблей и создавать полноценный военный флот. В предвоенный период, игнорируя навязанные в 1918 году странами Антанты ограничения, немецкие верфи тем не менее спустили на воду полтора десятка субмарин океанского класса (U-25, U-26, U-37, U-64 и др.). Их водоизмещение в надводном положении составляло около 700 тонн. Меньшие по (500 т) в количестве 24 шт. (с номерами от U-44) плюс 32 единицы каботажно-прибрежного радиуса действия имели то же водоизмещение и составляли вспомогательные силы кригсмарине. Все они были вооружены носовыми орудиями и торпедными аппаратами (обычно 4 носовых и 2 кормовых).

Итак, несмотря на многие запретительные меры, к 1939 году на вооружении немецких ВМС состояли достаточно современные подводные лодки. Вторая мировая война сразу после ее начала показала высокую эффективность этого класса вооружений.

Удары по Британии

Британия приняла на себя первый удар гитлеровской военной машины. Как ни странно, адмиралы империи наиболее высоко оценивали опасность, исходящую от немецких линкоров и крейсеров. По опыту предыдущего крупномасштабного конфликта они предполагали, что зона действия субмарин будет ограничиваться относительно узкой прибрежной полосой, а их обнаружение не составит большой проблемы.

Применение шнорхеля способствовало снижению потерь субмарин, хотя помимо радаров были и другие средства их обнаружения, например сонар.

Новшество осталось без внимания

Несмотря на очевидные преимущества, шнорхелями оснащались только СССР и другие страны оставили это изобретение без внимания, хотя условия для заимствования опыта были. Считается, что первыми шнорхели применили нидерландские судостроители, но известно также и то, что в 1925 году подобные устройства спроектировал итальянский военный инженер Ферретти, однако тогда от этой идеи отказались. В 1940 году Голландия была захвачена фашистской Германией, но ее подводный флот (4 единицы) успел уйти в Великобританию. Там тоже не оценили этого, безусловно, нужного устройства. Шнорхели демонтировали, сочтя их очень опасным и сомнительно полезным приспособлением.

Других революционных технических решений строители подводных кораблей не применяли. Совершенствовались аккумуляторы, аппараты для их зарядки, улучшались системы регенерации воздуха, но принцип устройства субмарин оставался неизменным.

Подводные лодки Второй мировой войны, СССР

Фото героев-североморцев Лунина, Маринеско, Старикова печатали не только советские газеты, но и иностранные. Подводники были настоящими героями. Кроме этого наиболее успешные командиры советских субмарин становились личными врагами самого Адольфа Гитлера, и лучшего признания им не требовалось.

Огромную роль в морской битве, развернувшейся на северных морях и в Черноморском бассейне, сыграли советские подводные лодки. Вторая мировая война началась в 1939 году, а в 1941-м гитлеровская Германия напала на СССР. На тот момент на вооружении нашего флота состояли субмарины нескольких основных типов:

  1. ПЛ «Декабрист». Серия (кроме титульной единицы еще две - «Народоволец и «Красногвардеец») заложена в 1931 году. Полное водоизмещение - 980 т.
  2. Серия «Л» - «Ленинец». Проект 1936 года, водоизмещение - 1400 тонн, корабль вооружен шестью ТА, в боезапасе 12 торпед и 20 два орудия (носовое - 100 мм и кормовое - 45 мм).
  3. Серия «Л-XIII» водоизмещением 1200 т.
  4. Серия «Щ» («Щука») водоизмещением 580 тонн.
  5. Серия «С» , 780 т, вооружена шестью ТА и двумя орудиями - 100 мм и 45 мм.
  6. Серия «К» . Водоизмещение - 2200 т. Разработанный в 1938 году подводный крейсер, развивающий скорость в 22 узла (надводное положение) и 10 узлов (подводное положение). Лодка океанского класса. Вооружена шестью торпедными аппаратами (6 ТА носовых и 4 кормовых).
  7. Серия «М» - «Малютка». Водоизмещение - от 200 до 250 т (в зависимости от модификации). Проекты 1932 и 1936 годов, 2 ТА, автономность - 2 недели.

«Малютка»

Субмарины серии «М» представляют собой самые компактные подводные лодки Второй мировой войны СССР. Фильм «ВМФ СССР. Хроника Победы» рассказывает о славном боевом пути многих экипажей, умело использовавших уникальные ходовые характеристики этих кораблей в сочетании с их малыми размерами. Иногда командирам удавалось незаметно подобраться в хорошо защищенные базы противника и уйти от преследования. «Малютки» можно было перевозить по железной дороге и спускать на воду в Черном море и на Дальнем Востоке.

Наравне с достоинствами серия «М» имела, конечно, и недостатки, но без них никакая техника не обходится: непродолжительная автономность, всего две торпеды при отсутствии запаса, теснота и утомительные условия службы, связанные с немногочисленностью экипажа. Эти трудности не помешали героическим морякам-подводникам одержать внушительные победы над врагом.

В разных странах

Интересны количества, в которых подводные лодки Второй мировой войны находились на вооружении флотов разных стран перед войной. По состоянию на 1939 год самым большим парком субмарин обладал СССР (свыше 200 шт.), за ним следовал мощный итальянский подводный флот (более сотни единиц), третье место занимала Франция (86 шт.), четвертое - Великобритания (69), пятое - Япония (65) и шестое - Германия (57). В ходе войны соотношение сил поменялось, и этот список выстроился практически в обратной последовательности (за исключением числа советских лодок). Помимо спущенных на воду на наших судоверфях в строю ВМФ СССР находилась и субмарина английской постройки, вошедшая в состав Балтийского флота после присоединения Эстонии («Лембит», 1935).

После войны

Отгремели сражения на суше, в воздухе, на воде и под ней. В течение многих лет советские «Щуки» и «Малютки» продолжали защищать родную страну, затем их использовали для обучения курсантов морских военных училищ. Некоторые из них стали памятниками и музеями, другие ржавели на кладбищах подводных лодок.

Субмарины за прошедшие после войны десятилетия почти не принимали участия в боевых действиях, которые постоянно происходят в мире. Случались локальные конфликты, иногда перераставшие в серьезные войны, но субмаринам боевой работы не находилось. Они становились все более скрытными, двигались тише и быстрее, получили благодаря достижениям ядерной физики неограниченную автономность.

Советские и российские подводные лодки послевоенного периода

В период с 1949 по 1957 год в Советском Союзе методом секционной сборки было построено 236 дизель-электрических подводных лодок проекта 613 (тип «Whiskey»), образцом для которых послужила немецкая подводная лодка XXI серии. Некоторые из этих лодок были оснащены размещавшимися на верхней части корпуса водолазными аппаратами для боевых пловцов.

Дата спуска на воду: 1949 г. (головная лодка проекта). Экипаж: — 50 чел. Водоизмещение: надводное — 1050 т, подводное — 1350 т. Размерения: 76 м х 6,5 м х 5 м. Вооружение: четыре 533-мм и два 400-мм торпедных аппарата. Силовая установка: двухвальная, дизель-электрическая, мощностью 8000/2700 л. с. Дальность плавания надводным ходом: 13000 морских миль (24100 км) на 10 узлах. Скорость: при надводном ходе — 18 узлов, при подводном ходе — 14 узлов.

Подводные лодки типа «Foxtrot» — наиболее удачные советские дизель-электрические субмарины послевоенной постройки. С 1958 по 1984 г. было построено 62 подводных лодки данного типа. Такие лодки регулярно входили в состав соединений советского флота, дежуривших в Индийском океане и в Средиземном море. Начиная с 1968 года, лодки типа «Foxtrot» в больших количествах поставлялись на экспорт.

Дата спуска на воду: 1959 г. (первая лодка). Экипаж: 80 чел. Водоизмещение: надводное — 1950 т, подводное — 2540 т. Размерения: 91,5 м х 8 м х 6,1 м. Вооружение: десять 533-мм торпедных аппаратов. Силовая установка: трехвальная, дизель-электрическая мощностью 5700/5400 л. с + электродвигатель экономического хода (140 л. с.). Дальность плавания надводным ходом: 30000 морских миль (55600 км) на 8 узлах. Скорость: при надводном ходе — 17 узлов, при подводном ходе — 16,5 узлов.

Дизель-электрические подводные лодки проекта 641Б (тип «Tango») строились в период с 1972 по 1982 год и являются дальнейшим развитием субмарин проекта 641 (тип «Foxtrot»). За это время на судостроительных верфях в Горьком было изготовлено 18 таких кораблей нескольких, незначительно отличавшихся друг от друга модификаций.

Дата спуска на воду: 1971 г. (головной образец). Экипаж: 78 чел. Водоизмещение: надводное — 2750 т, подводное — 3546 т. Размерения: 90,2 м х 9,6 м х 7 м. Вооружение: шесть 533-мм носовых торпедных аппаратов (24 торпеды). Силовая установка: двухвальная, дизель-электрическая, мощностью 5250/5400 л. с. Дальность плавания надводным ходом: 12000 морских миль (22200 км) на 10 узлах. Скорость: при надводном ходе — 20 узлов, при подводном ходе — 16 узлов.

Основной тип дизельных подводных лодок современного российского ВМФ. Подводная лодка проекта 877 (тип «Kilo») была спущена на воду в Комсомольске- на-Амуре в начале 1980 года. С 1982 года подводные лодки этого типа стали строиться на Горьковской судоверфи, а с 1985 года для поставок на экспорт — на Судомеханическом заводе в Ленинграде. В 1998 году в составе Военно-Морского Флота России находилось пятнадцать подводных лодок типа «Kilo». Кроме того, лодки этого типа строятся для поставки на экспорт.

Дата спуска на воду: начало 1980 г. (головной образец). Экипаж: 53 чел. Водоизмещение: надводное — 2325 т, подводное — 3076 т. Размерения: 72,6 м х 9,9 м х 6,6 м. Вооружение: шесть 533-мм торпедных аппаратов, ЗРК «Игла». Силовая установка: одновальная, дизель-электрическая, мощностью 4000/5500 л. с. + ЭД экономического хода (1500 л. с.). Дальность плавания надводным ходом: 6000 морских миль (11112 км) на 10 узлах. Скорость: при надводном ходе — 15 узлов, при подводном ходе — 18 узлов.

Первые советские атомные подводные лодки проекта 627 (627А) (тип «November») строились в Северодвинске с 1958 по 1963 год. Основным предназначением этих лодок являлось проведение боевых операций против крупных надводных судов противника, в том числе атаки соединений авианосцев и линейных кораблей.

Дата спуска на воду: 1958 г. Экипаж: 110 чел. Водоизмещение: надводное — 3100 т, подводное — 4800 т. Размерения: 109,7 м х 9,1 м х 6,7 м. Вооружение: восемь 533-мм торпедных аппаратов. Силовая установка: двухвальная, ядерный реактор с водяным охлаждением и две паровые турбины общей мощностью 35000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 15 узлов, при подводном ходе — 30 узлов.

Атомная подлодка с титановым корпусом. Вступила в строй в декабре 1971 года. Это был первый корабль типа «Лира» (проект 705), на западе получившего обозначение «Alfa». В период с 1972 по 1982 г. было построено еще пять таких лодок. Атомный реактор и турбинная установка позволяли лодке развивать феноменальную подводную скорость в 42 узла.

Дата спуска на воду: 1970 г. Экипаж: 31 человек (только офицеры). Водоизмещение: надводное — 2310 т, подводное — 3980 т. Размерения: 79,5 м х 9,5 м х 6,9 м. Вооружение: шесть 533-мм торпедных аппаратов, 18 обычные или ядерных торпед, либо 36 мин. Силовая установка: ядерный реактор с жидкометаллической системой охлаждения, две паровые турбины, вспомогательный дизель. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена (автономность 50 суток). Скорость: при надводном ходе — 14 узлов, при подводном ходе — 43 узла.

Подводные лодки проекта 670М (тип «Charlie II»), строившиеся в Горьком между 1972-м и 1980-м годами, являются усовершенствованными кораблями предыдущего проекта 670 («Charlie I»). Длина корпуса увеличилась на 9 метров из-за дополнительного отсека, расположенного перед стабилизатором. В нем размещены устройства радиоэлектронного наведения, обеспечивающие стрельбу противолодочными ракетами SS-N -15 и SS-N -16. Помимо этого, шесть лодок типа «Charlie II» вооружены противокорабельными ракетами SS-N -9 («Малахит»), имеющими скорость полета 0,9 Маха, дальность 60 миль и оснащенных либо ядерными (250 килотонн), либо обычными боеголовками. Все субмарины этого типа находятся в составе Северного флота.

Дата спуска на воду: 1973 г. Экипаж: 98 чел. Водоизмещение: надводное — 4372 т, подводное — 5500 т. Размерения: 104,9 м х 9,6 м х 7,8 м. Вооружение: восемь пусковых установок комплекса «Малахит», четыре 533-мм и два 406-мм торпедных аппарата (12 и 4 торпеды). Силовая установка: одновальная, атомный реактор и паровая турбина, мощность 18800 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 15 узлов, при подводном ходе — 24 узла.

В 1983 году в Советском Союзе на верфях в Горьком и Северодвинске были заложены две атомные подводные лодки, классифицированные НАТО как тип «Sierra I» (русское название — «Барракуда»). Эти лодки были спущены на воду в июле 1986 года, а закончены постройкой в 1987 году. Одна из них — «Тула», в конце 90-х годов входила в состав Северного флота, другая однотипная с ней подводная лодка была выведена из боевого состава флота в 1997 году. Вслед за этими лодками в СССР были построены две субмарины типа «Sierra II». Первая из них, лодка «Псков», поначалу называвшаяся «Зубатка», была спущена на воду в июне 1988 года, а вторую — «Нижний Новгород», называвшуюся ранее «Окунь», — спустили на воду в июле 1992 года. Глубина погружения лодок типа «Sierra II» составляет 750 м. Характерной конструктивной особенностью подводных лодок этого типа является большой зазор между легким и прочным корпусами, позволивший снизить внешний шум лодки и повысить ее живучесть.

Дата спуска на воду: июнь 1983 г. («Карп», типа «Sierra I»). Экипаж: 61 чел. Водоизмещение: надводное — 6300 т, подводное — 9100 т. Размерения: 107 м х 12,5 м х 8,8 м. Вооружение: четыре 650-мм и четыре 533-мм торпедных аппарата. Силовая установка: одновальная, ядерный реактор и паровая турбина мощностью 43000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 19 узлов, при подводном ходе — 35 узлов.

Первые советские атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Во времена «холодной войны» три или четыре подводные лодки проекта 667 (667А) (тип «Yankee») постоянно находились возле западного побережья США, при этом постоянно осуществлялась смена подлодок в районе патрулирования. В случае войны этот передовой отряд должен был атаковать ракетами базы противовоздушной обороны США, авианосцы и атомные подводные ракетоносцы в портах, а также узлы системы управления американскими войсками. После этого беспрепятственно мог быть осуществлен удар межконтинентальными баллистическими ракетами.

Дата спуска на воду: 1967 г. Экипаж: 120 чел. Водоизмещение: надводное — 7766 т, подводное — 9300 т. Размерения: 129,8 м х 11,7 м х 8,7 м. Вооружение: четыре 533-мм торпедных аппарата, два 406-мм торпедных аппарата, 16 ракет РСМ-25 . Силовая установка: двухвальная, эшелонированная — два ядерных реактора, две турбины мощностью 52000 л. с., два электродвигателя для малошумного хода. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена (автономность 70 суток). Скорость: при надводном ходе — 16 узлов, при подводном ходе — 26 узлов.

В начале 70-х годов Советский Союз развернул строительство атомных подводных лодок проекта 667Б (тип «Delta I») («Мурена»), представляющих собой усовершенствованный вариант лодок проекта 667А (тип «Yankee»). Лодки были вооружены двенадцатью двухступенчатыми баллистическими ракетами SS-N -8, превосходящими радиусом действия американские ракеты «Посейдон». Первая лодка типа «Delta I» была заложена в Северодвинске в 1969 году, спущена на воду в 1971 году. В последующие годы было построено еще шестнадцать подобных лодок.

Дата спуска на воду: 1972 г. Экипаж: 120 чел. Водоизмещение: надводное — 8900 т, подводное: — 13700 т. Размерения: 139 м х 11,6 м х 8,4 м. Вооружение: шестнадцать ракет Р-29 (SS-N -8), четыре 533-мм и два 400-мм торпедных аппарата. Силовая установка: два водо-водяных ядерных реактора, два ТЗА общей мощностью 52000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 16 узлов, при подводном ходе — 26 узла.

В период с 1976 по 1982 год в Советском Союзе велось строительство атомных подводных лодок проекта 667 БДР (тип «Delta III») («Кальмар»). Вооружение лодок составили шестнадцать баллистических ракет SS-N -18. В 1984 году в Северодвинске была построена первая атомная подводная лодка проекта 667БДРМ (тип «Delta IV») («Дельфин»). В последующие годы были построены еще семь лодок этого типа, среди которых «Карелия» и «Новомосковск». Лодки входят в состав Северного и Тихоокеанского флотов.

667БДР. Дата спуска на воду: 1976 г. Экипаж: 130 чел. Водоизмещение: надводное — 10550 т, подводное — 16000 т. Размерения: 155 м х 11,72 м х 8,7 м. Вооружение: шестнадцать ракет

Р-29Р (SS-N -18), четыре 533-мм и два 406-мм торпедных аппарата. Силовая установка: двухвальная, два водо-водяных ядерных реактора, два ТЗА общей мощностью 60000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 14 узлов, при подводном ходе — 24 узла. 667БДРМ. Экипаж: 140 чел. Водоизмещение: надводное — 11740 т, подводное — 18000 т. Размерения: 167 м х 12,2 м х 8,8 м. Вооружение: шестнадцать ракет Р-29Р (SS-N -18), четыре 533-мм и два 406-мм торпедных аппарата. Силовая установка: двухвальная, два водо-водяных ядерных реактора, два ТЗА общей мощностью 60000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 14 узлов, при подводном ходе — 24 узла.

Российские атомные подводные лодки проекта 941 (тип «Typhoon») вооружены трехступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами SS-N -20 «Старджон». Каждая такая ракета снабжена десятью ядерными боеголовками мощностью по 200 килотонн. Дальность полета ракеты — 8300 км, то есть 4500 миль. Рабочая глубина погружения субмарины проекта 941 составляет 300 м, при всплытии лодка может пробивать лед толщиной до 3 м. В период с 1980 по 1989 год было построено шесть подводных лодок этого типа.

Дата спуска на воду: 23 сентября 1980 г. Экипаж: 175 чел. Водоизмещение: надводное — 28500 т, подводное — 49800 т. Размерения: 172,85 м х 23,3 м х 11,5 м. Вооружение: 20 ПУ МБР РСМ-52 , четыре 533-мм торпедных аппарата, 8 ЗУР «Игла». Силовая установка: двухвальная, водо-водяной ядерный реактор и паровые турбины мощностью 100000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 13 узлов, при подводном ходе — 27 узлов.

http://www.geraldika.org/03_2006_21.htm

Вскоре после рождественских каникул 1959 года адмирал Ральф у входа в свой кабинет вывесил следующее объявление: «Я командующий Атлантическим флотом США обещаю ящик виски «Jack Daniels» первому командиру субмарины представивший доказательство того, что вражеская подводная лодка была измотана преследованием и была вынуждена всплыть на поверхность ».

Это не было шуткой. Адмирал как на ипподроме сделал ставку на чудо американской военной мысли - атомную подводную лодку . Современная субмарина производила собственный кислород и была способна находиться под водой в течение всего похода. Советские подводники могли лишь мечтать о таком корабле. При длительном плавании их экипажи задыхались, были вынуждены всплывать, становясь легкой добычей противника.

Победителем стал экипаж подводной лодки «USS Grenadier » бортовой номер «SS-525 » около 9 часов преследовавший , и заставив всплыть на поверхность возле берегов Исландии. Командир подводной лодки США капитан-лейтенант Дэвис получил из рук адмирала обещанный ящик виски. Они не догадывались, что очень скоро Советский Союз преподнесет им свой подарок.

В 1945 году США открыто демонстрировало всему миру разрушительную мощь своего нового оружия, и теперь она должна иметь надежное средство его доставки. По воздуху, так как это было с Японией, сопряжено с большим риском, значит единственно разумным способом доставки ядерного груза должна стать субмарина , но такая, которая сможет скрытно ни разу не всплывая, нанести решающий удар для этого идеально подходила атомная подводная лодка . Создание такой субмарины было сложнейшей задачей в то время, даже для США. Меньше чем через год на верфи в Нью-Лондоне, штат Коннектикут был заложен первый атомоход «USS Nautilus » бортовой номер «SSN-571 ». Проект реализовывался в обстановке такой предельной секретности, что агентурные сведения о нем попали на стол Сталину лишь два года спустя. Советский Союз опять оказался в роли догоняющего. В 1949 году были проведены испытания первой советской атомной бомбы, а в сентябре 1952 Сталин подписал постановление о создании атомных подводных лодок в СССР.

Отечественные конструкторы, как это не раз происходило, были вынуждены идти своим путем, так складывались обстоятельства непростые для Советского Союза в целом и для советской военной науки в частности. В СССР работу оборонного значения всегда возглавляли люди неизвестные широкой общественности, о которых не писали в газетах. Создание проекта подводной лодки поручено конструктору В. Н. Перегудову. Технический проект был утвержден.


Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 627 «К-3», шифр «Кит»:

Длина - 107,4 м;
Ширина - 7,9 м;
Осадка - 5,6 м;
Водоизмещение - 3050 тонн;
- атомная, мощность 35000 л.с.;
Скорость надводная - 15 узлов;
Скорость подводная - 30 узлов;
Глубина погружения - 300 м;
Автономность плавания - 60 суток;
Экипаж - 104 человека;
Вооружение :
Торпедные аппараты 533 мм: носовых - 8, кормовых - 2;

Замысел боевого использования подводного корабля был таков: лодка вооруженная гигантской торпедой выводится на буксирах из пункта базирования в точку погружения, откуда продолжает плавание под водой в заданный район. С получением приказа атомная подводная лодка производит выстрел торпедой, атакуя военно-морские базы противника. Во время всего автономного плавания всплытие атомохода не планируется, средства защиты и противодействия не предусмотрены. После выполнения задачи она становится практически беззащитной. Интересный факт, первая атомная подводная лодка проектировалась и строилась без участия военных. Единственная торпеда с термоядерным зарядом субмарины имела калибр 1550 мм и длину 23 м. Подводникам сразу стало ясно, что произойдет с подлодкой при пуске этой супер-торпеды. В момент пуска вся водная масса выстрелится вместе с торпедой, после чего еще большая масса воды попадет вовнутрь корпуса и неминуемо создаст аварийный дифферент. Чтобы выровнять ее экипажу придется продувать главные системы балласта и на поверхность будет выпущен воздушный пузырь, позволяющий тут же обнаружить атомную подводную лодку , что означает ее немедленное уничтожение. Кроме этого специалисты главного штаба ВМФ установили, что не только в США, а во всем мире военных баз, которые можно уничтожить такой торпедой всего две. К тому же они не имели никакого стратегического значения.

Проект торпеды-гиганта похоронили. Макеты аппаратуры изготовленные в натуральную величину уничтожили. Изменение проекта атомной подводной лодки занял целый год. Цех №3 стал закрытым производством. Его работники не имели права говорить даже родным, где они работают.

В начале 50-х в сотни километрах от Москвы силами ГУЛАГа была построена первая атомная электростанция, назначением которой было не производство электрической энергии для народного хозяйства - это был прототип ядерной установки для атомной подводной лодки . Теми же заключенными в сосновом бору был построен учебный центр с двумя стендами. В течение полугода по всем флотам Советского Союза набирали экипаж будущей атомной субмарины, моряков сверхсрочников и офицеров. Учитывалось не только здоровье и военная выучка, но и девственно чистая биография. Слово атом вербовщики произносить не имели права. Но каким-то образом шепотком распространился слух куда и на что их приглашали. Попасть в Обнинск стало мечтой. Всех переодели в гражданскую одежду, отменили военную субординацию - все обращались друг к другу только по имени отчеству. В остальном - строгие военные порядки. Личный состав был расписан как на корабле. На вопросы посторонних курсант мог отвечать что угодно только не то что он подводник. Слово реактор произносить запрещалось всегда. Даже на лекциях преподаватели называли его кристаллизатором или аппаратом. Курсанты отрабатывали множество действий по утечке выброса радиоактивного газа и аэрозолей. Наиболее значительные неполадки устраняли заключенные, но на долю курсантов тоже доставалось. Что такое радиация никто толком не знал. Помимо альфа-, бета- и гамма излучений в воздухе находились вредные газы, активировалась даже бытовая пыль, об этом ни кто задумывался. Основным лекарством считались традиционные 150 грамм спирта. Моряки были убеждены, что они так снимали подхваченную за день радиацию. Все хотели идти в плавание и боялись быть списанными еще до спуска подводной лодки на воду.

Не согласованность ведомств всегда мешало любому проекту в СССР. Так по экипажу первой атомной подводной лодки и по всему подводному флоту в целом, совершаются два удара. Министр обороны СССР маршал Жуков, который при всем уважении к его сухопутным заслугам во флоте понимал мало, издал приказ вдвое урезающий заработную плату сверхсрочникам. Практически подготовленные специалисты начали подавать рапорты на увольнение. Из шести набранных экипаж первой атомной подводной лодки остался один, который любит свое дело больше чем благосостояние. Следующим ударом маршал Жуков отменил второй экипаж атомной подводной лодки . С появлением подводного флота был установлен порядок - два экипажа. После многомесячного похода первый уходил в отпуск, а на боевое дежурство заступал второй. Задачи командиров субмарин на порядок усложнились. Им надо было что-то придумывать, чтобы найти время для отдыха экипажа, не отменяя боевые дежурства.

спуск первой атомной подводной лодки СССР

А на Северодвинском машиностроительном заводе готовая атомная подводная лодка «К-3 », заложенная 24 сентября 1954 года, уже ждала свой первый экипаж. Внутренние помещения выглядели как произведения искусства. Каждое помещение было выкрашено в свой цвет, краски ярких оттенков приятные глазу. Одна из переборок выполнена в виде огромного зеркала, а другая - картины летнего луга с березками. Мебель изготовлена по спецзаказу из ценных парод дерева и помимо своего прямого назначения могла превращаться в предмет помощи внештатных ситуаций. Так большой стол в кают-компании в случае нужды трансформировался в операционную.

По конструкции советская подводная лодка сильно отличалась от американской субмарины . На подлодке «USS Nautilus » были повторены обычные принципы дизельных подводных лодок , добавлена лишь ядерная установка, а у советской субмарины «К-3 » была совершенно иная архитектура.

1 июля 1958 года наступило время спуска на воду. На боевую рубку была натянута парусина, скрывающая формы. Как известно, моряки народ суеверный, и если не разбивается бутылка шампанского о борт корабля, об этом будут вспоминать в критические моменты во время плавания. Среди членов приемной комиссии возникла паника. Весь сигарообразный корпус нового корабля был обтянут слоем резины. Единственное жесткое место, о которое может разбиться бутылка небольшое ограждение горизонтальных рулей. Никто не хотел рисковать и брать на себя ответственность. Тут кто-то вспомнил, что шампанское хорошо разбивают женщины. Молодая сотрудница КБ «Малахит » уверенно размахнулась, и все облегченно перевели дух. Так родился первенец советского атомного подводного флота.

К вечеру при выходе атомной подводной лодки в открытое море поднялся сильнейший ветер, который порывами снес с обшивки всю старательно установленную маскировку, и субмарина предстала пред глазами оказавшихся на берегу людей в своем первозданном виде.

Интересный факт - когда американцы раскрыли архивы времен «холодной войны» было обнаружено, что спустя совсем небольшое время после спуска на воду первой атомной подводной лодки «К-3» капитан 1 ранга ВМС США Беринс провел свою субмарину в устье канала ведущего к порту Мурманск. Он приблизился к советскому порту настолько близко, что смог наблюдать за ходовыми испытаниями советской, но дизельной подводной лодки, оснащенной баллистическими ракетами. О советской атомной субмарине американцы тогда так и не узнали.

атомные подводные лодки проекта 627 получили натовскую классификацию «November»

Атомная подводная лодка «К-3 » получилась отличной по всем параметрам. В сравнении с американской субмариной она и выглядела внушительнее. После прохождения всех положенных испытаний атомной подводной лодке «К-3 » проекта 627 было присвоено название «Ленинский Комсомол » и 4 июля 1958 года она вошла в состав ВМФ СССР. Уже летом 1962 года экипаж «Ленинского Комсомола » повторил подвиг американцев, которые в 1958 году на первой атомной подводной лодке США «USS Nautilus » совершили поход к Северному полюсу, а затем на других атомных субмаринах неоднократно его повторяли.

Никита Сергеевич Хрущев лично вручал подводникам награды за арктический поход. Капитан атомной подводной лодки Лев Жильцов стал Героем Советского Союза. Весь без исключения экипаж получил ордена. Их имена стали известными всей стране.

После подвига во льдах атомная подводная лодка «Ленинский Комсомол » стала современной «Авророй» и предметом посещения многочисленных делегаций. Пропагандистская показуха почти полностью заменила собой боевую службу. Капитана подводного корабля отправили учиться в академию Генерального штаба, опытных офицеров разобрали по штабам и министерствам, а моряки вместо обслуживания сложной боевой техники принимали участие во всевозможных съездах и конференциях. Вскоре за это пришлось расплатиться сполна.

По данным советской разведки стало известно, что в нейтральных водах Средиземного моря тайно совершает патрулирование американская . Руководство ВМФ СССР поспешно начало обсуждать, кого туда направить и выяснилось, что свободных поблизости нет. Вспомнили про атомную подводную лодку «К-3 ». Субмарину в спешном порядке укомплектовали сборным экипажем. Назначили нового командира. На третьи сутки похода на подводной лодке были обесточены кормовые горизонтальные рули, и отказала система регенерации воздуха. Температура в отсеках поднялась до 40 градусов. В одной из боевых частей начался пожар, и огонь стремительно распространился по отсекам. Несмотря на упорные спасательные действия погибло 39 подводников. По результатам расследования проведенного командованием ВМФ действия экипажа были признаны правильными. И экипаж был представлен к государственным наградам.

Но вскоре на подлодку «Ленинский Комсомол » прибыла комиссия из Москвы, и кто-то из штабистов нашел в торпедном отсеке зажигалку. Было выдвинуто предположение, что один из моряков забрался туда покурить, что и стало причиной катастрофы атомной подводной лодки . Наградные листы были разорваны в клочья, вместо них объявили взыскания.

подводная лодка «Ленинский Комсомол» в губе Пала, 2004 год

Соперничество сверхдержав в подводных флотах было напряженным. Борьба шла по мощности, габаритам и надежности. Появились несущие мощные ядерные ракеты, для которых нет пределов дальности полета. Подводя итог противостоянию можно сказать, что в чем-то военно-морские силы США превосходили советский военно-морской флот, но в чем-то и уступали.

Итак, советские атомные подводные лодки были более скоростными и с большим запасом плавучести. Рекорды погружения и подводной скорости до сих пор остаются за СССР. В производстве атомных подводных лодок с баллистическими ракетам на борту было задействовано около 2000 предприятий бывшего Советского Союза. За годы «холодной войны» СССР и США бросили в топку гонки вооружений по 10 триллионов долларов. Такое расточительство не могла выдержать ни одна страна.

первая атомная подводная лодка «Ленинский Комсомол» в иллюстрациях


«Холодная война» канула влету, но понятие обороноспособности не исчезло. За 50 лет после первенца «Ленинский Комсомол » было построено 338 атомных подводных лодок , 310 из которых по сей день пребывают в строю. Эксплуатация АПЛ «Ленинский Комсомол » продолжалась до 1991 года, при этом подлодка несла службу наравне с другими атомоходами. После списания «К-3 » подлодку планируют переоборудовать в корабль-музей, соответствующий проект уже разработан в КБ «Малахит », но по непонятным причинам корабль остается бездейственным, постепенно приходя в негодность.

Что бы собрать все подлодки, нужно очень много времени, но хотя бы часть из них...

Советская подводная лодка «Л-55».

Церемония передачи английских подводных лодок СССР. «Unbroken» и «Unison» («В-2» и «В-3») Розайт, 30 мая 1944 г. На кораблях флаг Св. Георга.

Советская подводная лодка В-1

Советская подводная лодка Щ-201 «Сазан»

Подводная лодка «С-7»

Торжественное построение английских и советских экипажей подводных лодок «Sunfish» и «Ursula»

Подводная лодка «В-3».

Советская подводная лодка «К-52» (XIV серия)

Подводная лодка «Металлист», начало 1931 г.

Щ-311 - серия V-бис-2, Балтийский флот.

Подводная лодка типа "Щука" в дни Великой Отечественной войны.

Подводная лодка типа "Ленинец".

На снимке: "К-21" у пирса в родной гавани.

Краснознаменная подводная лодка "К-21" под командованием Героя Советского Созба Николая Лунина возвращается на базу.

"К-21" выходит в боевой поход.

Советская субмарина М174

Советская подводная лодка Щ-319 выходит в море


Советская подводная лодка Щ-115 на параде в Петропавловск-Камчатском

В России до Первой Мировой войны подводные лодки использовали только для береговой обороны. Никто не предполагал, что невзрачные субмарины в будущем смогут изменять ход морских сражений. Адмиралы царского флота не воспринимали «подводные корабли» в качестве серьезных помощников в сражениях. Подлодки считались всего лишь «своеобразными минными банками». Подводная угроза вражеских подлодок явно недооценивалась. В октябре 1914 года немецкая субмарина потопила броненосный крейсер «Паллада» вместе с экипажем. Строительство подводных лодок в России пришлось ускорить.

За годы Первой Мировой войны российский флот стал насчитывать более 50 субмарин. Конечно, они были далеко не совершенны: дальность подводного плавания достигала чуть больше ста миль, а скорость развивалась до 10 узлов.

К осени 1914 года Балтийский флот имел 11 подлодок - 8 боевых и 3 учебные. Однако по-настоящему боеспособной была только «Акула», построенная в 1909 году. Именно ей суждено было провести первую торпедную атаку.

За годы Первой Мировой русские подводные лодки захватили или потопили почти 200 вражеских судов. Задача, которая ставилась перед русскими субмаринами, была следующей - всячески препятствовать перевозу стратегических грузов в Турцию, нарушив сообщение врагов.

Больше всего побед одержала подлодка «Тюлень», которая только за два года войны уничтожила или потопила более 30 вражеских шхун и 8 пароходов.

В 1915 году на воды Черного моря был спущен первый в мировой истории подводный минный заградитель «Краб», спроектированный русским ученым Михаилом Налетовым. Подводный корабль провел множество минных постановок, которые окончились весьма удачно.

Большой вклад в развитие боевых подлодок внес знаменитый корабельный инженер Бубнов Иван Григорьевич. По его проекту в 1915 был выдан заказ на строительство шести подводных лодок типа «Барс» для Черноморского флота – «Гагара», «Утка», «Лебедь», «Пеликан», «Буревестник» и «Орлан». Правда две подлодки так и не были достроены, «Орлан» же вообще не успела принять участие в Первой Мировой. Сначала субмарина была захвачена немцами, а позже попала в руки англо-французского командования и была затоплена вблизи Севастополя.

Подводные лодки сыграли важную роль в Первой Мировой войне. Возможно, если бы советское руководство учло этот опыт и уделило должное внимание их развитию, то это помогло бы избежать многих поражений и ошибок в годы Второй Мировой войны.

вооружение...

Английская подводная лодка «Симум»


Английская подводная лодка «Торн»