Самые распространенные слоги в русском языке. Что такое слог, какие есть их виды, как делить слова на слоги. Уроки грамоты и обучение чтению

Что такое слог?

  1. Слог это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными) , которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

    В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нм гласных: а-ри-я (3 слога) , ма-як (2 слога) , рейс (1 слог) .

    Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук) . Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые.

    Во всех языках существуют открытые слоги, но в некоторых, например, Гавайском, закрытых слогов нет.

    Слоги могут быть прикрытыми (начинаются с согласного) и неприкрытыми (начинаются с гласного) . Например, * слове ар-буз первый слог неприкрытый, а второй прикрытый.

    Для того, чтобы определить, сколько слогов в слове, применяют нехитрый прием, впервые показываемый учителями начальной школы детям. Для этого руку тыльной стороной подносят на близкое расстояние к подбородку и четко произносят нужное слово, считая, сколько раз подбородок коснется руки. Это число и будет количеством слогов.

  2. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные слогообразующие, остальные неслоговые.

    При определении понятия слога с точки зрения науки о языке различаются два подхода. Со стороны образования, или, иначе, в физиологическом отношении, слог интерпретируется как звук или сочетание звуков, при произнесении которых речевой аппарат человека порождает один неразрывный толчок выдыхаемого воздуха. В свою очередь, в акустическом отношении, или со стороны звучности, под слогом может пониматься такой отрезок речи, в рамках которого один звук выделяется в сравнении с другими, находящимися от него в непосредственной близости, наибольшей степенью звучности 1.

  3. слог это небольшая часть слова например команда слог ко 2 слог ман 3 слог да
  4. СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ СТОЛЬКО И СЛОГОВ
    НАПРИМЕР
    МАМА 2 ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
    ЗНАЧЕТ 2 СЛОГА
  5. Слог это одна-три буквы! Тоесть это то, на что делится слово! =)
  6. Слог это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков.
  7. Слог это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным
  8. Сколько в слове гласный столько и слогов
    мАшИнА з слога т. к 3 гласных в слове
  9. Сколько в слове гласных столько и слагов это знает каждый из учеников
  10. Слог это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков.
  11. это три или две буквы

Лингвисты выделяют такое понятие, как слоги. Изучающим язык нужно уметь правильно определять их границы в словах и различать их по видам. Рассмотрим самые основные виды слогов, а также правила деления.

Слоги - что это такое?

Существуют разные подходы к определению этого понятия. С точки зрения фонетики, слог - это один звук или группа звуков, сопровождаемая выдыхательным толчком. В слове всегда ровно столько слогов, сколько в нем гласных. Можно сказать, что слог - это минимальная произносительная единица.

Слоговым (или слогообразующим звуком) является гласный. Согласный, соотвественно, считается неслоговым.

Виды слогов

Слоги также классифицируют на открытые и закрытые. Закрытые слоги оканчиваются на согласную, а открытые - на гласную. В русском языке отмечена тенденция к открытости слога.

Также если слог начинается с гласного звука, он является неприкрытым, а если с согласного - то прикрытым.

Выделяют еще слоги по акустическому строению:

  • восходящие, где от менее звучного (глухого согласного) идет и/или сонорный согласный, и/или гласный (па-па).
  • нисходящие, где, в отличие от восходящего, слог начинается от гласного, а затем идут уже сонорные согласные и/или глухие (ум).
  • восходяще-нисходящий, где получается подобие "горки", в которой сначала идут согласные по степени сонорности, затем вершина - гласный звук, и затем - "спуск" вниз, начиная с наиболее сонорных согласных (пинг-понг).
  • ровные слоги - одна гласная, то есть неприкрытые и открытые слоги являются ровными и состоят из одного только гласного (а).

Ударные и безударные слоги

Ударный слог - это слог, на гласную которого падает ударение, то есть гласная стоит в сильной позиции. На безударные слоги ударение не падает.

А безударные слоги, в свою очередь, делятся на два типа по отношению к ударному слогу: заударные и предударные. Нетрудно догадаться, что предударные стоят перед ударным слогом, заударные, соответственно, - после. Их также делят на предударные/заударные слоги разного порядка по отношению к ударному. Первый предударный или заударный находится ближе всего к ударяемому, второй по порядку стоит за первым заударным и предударным, и так далее.

Возьмем к примеру слово че-ре-до-ва-ни-е, где все слоги, стоит заметить, являются открытыми. Ударным будет четвертый слог -ва-, первым предударным - слог -до-, вторым - -ре-, третьим - че-. А вот первым заударным будет -ни-, вторым - -е.

Как делить слово по слогам?

Все слова можно поделить на слоги. В разных языках деление может происходить по-разному. Но как проходит деление в русском языке? Какие есть нюансы правила?

В целом, деление проходит по общим принципам:

  • Сколько гласных, столько и слогов. Если в слове есть один гласный звук, то это один слог, так как гласные являются слогообразующими. Например, это слова: кот, кит, тот, ток, которые состоят из одного слога.
  • Слогом может являться только гласный звук. Например, по слогам слово "этот" делится как э-тот.
  • Открытые слоги оканчиваются гласными, закрытые - согласными. Примеры открытости: мо-ло-ко, де-ле-ни-е, ко-ро-ва. Закрытые слоги встречаются, как правило, на конце слова или на стыке согласных (ком-пот, крот, дать). В русском языке, как уже говорилось, имеется тенденция к открытости слога.
  • Если в слове есть буква "й", то она отходит к предшествующему слогу. Например, мой-ка.
  • На стыке двух гласных происходит деление посередине, потому что двух гласных в одном слоге быть не может. В таком случае получается, что первый слог является открытым, а второй - неприкрытым (ха-ос).
  • Все сонорные (м, н, л, р) на стыке согласных перед глухими обычно "прилипают" к предшествующим им звукам, образуя слог.

Теории слогоделения

Тем не менее нет четких рамок того, что именно является слогом и где проходят его границы. Главное - наличие гласного, а вот определение границ может происходить по-разному. Существует несколько основных теории слогоделения.

  • Сонорная теория, в основе которой лежит принцип волны сонорности слога. Разработал ее ученый из Дании Отто Есперсен, а для русского языка продолжил идею Р. И. Аванесов. Он выделял четыре степени звучности, начиная с более сонорных и заканчивая несонорными. На вершине стоят гласные, затем по второй степени идут сонорные, третья степень - звонкие шумные, а на четвертом месте - полностью глухие согласные. То есть слог - это сочетание гласного с менее вплоть до несонорных.
  • Экспираторная теория (выдыхательная) подразумевает то, что слог - это один выдыхательный толчок. Сколько толчков, столько и слогов. Однако минус этой теории заключается в неопределенности границы слога на стыке согласных. В этой теории можно использовать свечку, чтобы понять, сколько слогов (воздушных толчков) в слове.
  • Теория "мускульного напряжения" несет в себе идею, что в слоге сочетаются уровни максимального и минимального мускульного напряжения (т. е. напряжния органов речи). Границей слога будут звуки минимального мускульного напряжения.

Теперь, когда вы знаете правила деления слов на слоги, у вас не возникнет проблем с переносом слов.

Слог

слог , слога, мн. слоги, слогов, муж.

1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (линг. ). Открытый слог (оканчивающийся на гласный). Закрытый слог (оканчивающийся на согласный). Делить слова на слоги. 2 только ед. Стиль, манера писать или говорить, излагать свои мысли. Высокопарный слог. Статья написна прекрасным слогом. «- Позвольте, Петр Иванович, я расскажу... - Э, нет, позвольте уж я... вы уж и слога такого не имеете.» Гоголь. «К стихам идет высокий слог.» Вяземский .

Слог

1) В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

2) В акустическом отношении (со стороны звучности) отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Слог безударный. Слог ударный. Слог предударный. Слог заударный. Слог закрытый. Слог открытый.

1) Индивидуальные особенности в словоупотреблении, построении речи и т. д., характерные для того или иного писателя, общественного деятеля, оратора. Слог Белинского.

2) То же, что стиль в 4 знач. Писать хорошим слогом.

Риторика: Словарь-справочник

Слог

1) сыр – 1 толчок = 1 слог; сы -ро - 2 толчка – 2 слога; сы -ро -е сплав - 2 толчка, но слог один);

2)

3)

4)

1) мо -ло -ко );

2) ас );

3) прикрыто-закрытые слоги (дом , сон , сом );

5) в риторике

Словарь лингвистических терминов

Слог

Минимальная естественная единица произнесения звуков речи, состоящая из одного и более звуков. Один звук в слове слоговой (слогообразующий), остальные – неслоговые (неслогообразующие). Существует несколько теорий слога:

1. слог – сочетание звуков, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха (сыр – 1 толчок = 1 слог;

сы-ро - 2 толчка – 2 слога;

сы-ро-е 3 толчка – 3 слога) – эспираторная теория, которая не объясняет всех случаев: сплав - 2 толчка, но слог один);

2. слог – это группировка звуков, обладающих разной степенью звучности (наиболее звучный - слоговой звук, остальные звуки – неслоговые) – сонорная теория, основанная на акустических критериях (была развита Р.И. Аванесовым);

3. слог – единство подъема напряжения и усиления звучности в начале слога и их падения в конце слога – мускульная теория;

4. слог – волна силы, интенсивности (самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные - неслоговые).

Слог характеризуется единством раскрытия или закрытия полости рта. С этой точки зрения выделяются следующие группы:

1) открытые слоги (произносятся при раскрытии полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в конце слога, и чаще всего – это гласный: мо-ло-ко );

2) закрытые слоги (образуются при закрытии полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в начале слога, после чего идет падение напряжения и сонорности: ас );

3) прикрыто-закрытые слоги (дом, сон, сом );

5. в риторике : способ словесного выражения, создающий образ речи, который входит в стиль в качестве составной части.

Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

Слог

звук или сочетание звуков, произнесенные отдельным напором выдыхаемого воздуха. Звуки в процессе речи не одинаковы по силе выдыхания и звучности. И выдыхание и голос при говореньи то усиливаются, то ослабевают, и таким образом речь как бы распадается на волны выдыхания и звучности, представляющие промежутки между моментами наибольшего ослабления выдыхания или звучности с одним моментом наибольшей силы; такие промежутки и называются С. Сила выдыхания (громкость) и звучность (сила голоса) обыкновенно совпадают. С. может состоять из одного звука (так, наше «ау» распадается на 2 С., каждый в один звук, п. ч. посередине между а и у в этом слове происходит ослабление звучности, а затем голос опять усиливается, но можно произнести – и так в б. ч. языков и бывает – сочетание ау в один С.) и из нескольких звуков; в последнем случае наиболее сильный или звучный звук слова наз. слоговым , а остальные неслоговыми в сочетании согласных звуков с гласным в нормальных условиях слоговым является гласный, как наиболее звучный, а неслоговыми согласные, но при ослаблении звучности гласного последний может стать неслоговым, если рядом с ним стоит сонорный (см.) согласный звук, делающийся в таком случае слоговым; в сочетании несонорных согласных звуков с сонорными последние могут стать слоговыми; таково, напр., в русском яз. р в словах оборотень, в театрах при произнесении их без гласных звуков по соседству с р и др.; при сочетании двух или более гласных звуков один из них является слоговым, а другие могут стать неслоговыми, причем обычно в таких случаях неслоговыми являются гласные более высокого подъема (см. Гласные); поэтому из гласных звуков чаще всего бывают неслоговыми и и у . В русском яз. из гласных в неслоговом употреблении встречается только и (буква й ): дай, рой. Из согласных в русском яз. слоговыми могут быть сонорные согласные, но только в безударных С. вследствие утраты соседних гласных (примеры выше). Реже встречаются слоговые шумные: кошчка, и т. п. Грамматическое правило, что в каждом русском слове столько слогов, сколько в его письменной передаче гласных букв, не считая й , в большинстве случаев верно, п. ч. под ударением слоговыми в русском яз. могут быть только гласные, а без ударения согласные могут стать слоговыми только вследствие утраты гласных звуков, которые продолжают обозначаться на письме гласными буквами. С. делятся на открытые , оканчивающиеся на слоговой звук: до-ма, зна-ю, в сербск. яз. бр-до «гора» (все слоги – открытые), и закрытые , оканчивающиеся на неслоговой звук: дом, дай, двор-ник, чай-ник, немец. blau «синий» (все слоги закрытые). При стечении в слове или словосочетании нескольких С. граница между двумя С. или слогораздел находится а) если между двумя слоговыми звуками – один краткий неслоговой звук, то перед этим звуком: тра-ва, мо-я, и т. о. первый из них является открытым, б) если – один долгий неслоговой звук, то посередине его: мас-са и пр., в) если – несколько согласных звуков, перед этой группой или в середине ее, в разных языках и при стечении разных звуков различно; часто границу указать трудно или невозможно.

Риторика: Словарь-справочник

Слог

(фон). Минимальная естественная единица произнесения звуков речи, состоящая из одного и более звуков. Один звук в слове слоговой (слогообразующий), остальные СЛОГ – неслоговые (неслогообразующие).

Существует несколько теорий слога:

1) слог – сочетание звуков, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха (сыр – 1 толчок = 1 слог; сы -ро - 2 толчка – 2 слога; сы -ро -е 3 толчка – 3 слога) – эспираторная теория, которая не объясняет всех случаев: сплав - 2 толчка, но слог один);

2) слог – это группировка звуков, обладающих разной степенью звучности (наиболее звучный - слоговой звук, остальные звуки – неслоговые) – сонорная теория, основанная на акустических критериях (была развита Р.И. Аванесовым);

3) слог – единство подъема напряжения и усиления звучности в начале слога и их падения в конце слога – мускульная теория;

4) слог – волна силы, интенсивности (самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные - неслоговые).

Слог характеризуется единством раскрытия или закрытия полости рта. С этой точки зрения выделяются следующие группы:

1) открытые слоги (произносятся при раскрытии полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в конце слога, и чаще всего – это гласный: мо -ло -ко );

Слоги - это части, на которые слово делится в процессе устной речи. Когда мы произносим слово, то получается несколько выдыхательных толчков воздуха - это как раз и есть произношение по слогам: ко-шка. Два толчка воздуха при выдыхании - два слога: во-да. 3 толчка воздуха - три слога: на-у-ка.

В слове выделяют такое количество слогов, сколько в нем звуков из голоса, то есть гласных: лист - 1 слог, но-ра - 2 слога. В слоге может быть самое разное количество букв, но одна обязательно должна быть гласной.

В слове может быть разное количество слогов. Бывают односложные, двусложные, трехсложные слова и многосложные слова: лист (1 слог), но-ра (двусложное слово), у-е-зжать (трехсложное).

Слог может состоять из одного гласного звука или сочетания гласного и согласного: а-ба-жур. Даже один гласный звук - это уже слог. А вот один согласный не является слогом. Как же разделить слово на слоги? Важно понять главный принцип: если в слог входят гласный и согласный звуки, то начинается он всегда с согласного: но-чник, стра-на.

Как разделить слово на слоги при стечении согласных

Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного - к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный - шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).

В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.

Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.

Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]: май-ка, Сань-ка, ман-ка.

Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так - от-течь.

Зачем уметь делить слово на слоги

Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип - основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.

Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.

Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов - это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.

К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.

Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.

В этой статье освящается тема "1 слог" . Разделить слова на слоги можно при помощи онлайн программы.

Слог - это один звук или несколько звуков,
произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха:
го-ра, ма-ши-на.

Правила деления слов на слоги в русском языке

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • В слове столько слогов, сколько гласных звуков . Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): оборона - о-бо-ро-на; строка - стро-ка; Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук: го-да, сте-на.
  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сок.
  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-ски, ди-кта-тор.
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сань-ка, сим-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить . Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги. То же самое можно проследить на примере глагола уезжать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление слова для переноса - уез-жать .

Внимание!

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

  • два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
  • два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквыр, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й : мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка

Говорящие книги
(компьютер показывает пиктограмму слога и проговаривает его вслух)

Обучение детей чтению слоговым способом online:

  • Говорящие книги (компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)
  • Онлайн игра Расставь слоги по местам
  • Игра на закрепление навыка чтения по складам Отгадай слово
  • Игра на развитие образной памяти ребенка Лишние склады
  • Онлайн игра Слово в матрице
  • Игра - тренинг Отгадай пиктограмму
  • Онлайн игра Запоминание пиктограмм - складов

Уроки грамоты и обучение чтению

На занятиях по обучению грамотре важно предлагать детям упражнения для подготовки руки к процессу письма. Это графические игры и графические задания, которым предшествует гимнастика для пальцев. Пальчиковая гимнастика – это самые простые занятия, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, снять дрожание руки. В результат выполнения графических упражнений ребята учатся:

а) свободно направлять движения по размаху, степени нажима на карандаш, по ритму;

б) ориентироваться на листе бумаги;

в) представлять линии различных конфигураций безотрывным движением руки.

Не желательно предлагать детям писать элементы букв или сами буквы, мелкие графические элементы, т.к. это требует точности выполнения и огромных волевых усилий.

Необходимо широко применять штриховки, обведение контуров. прорисовывание на линии группы контурных изображений (сливы, яблоки, желуди и др.) закладывает навык соблюдения строки, сбережение размера фигуры, размножение изображения. Все это будет нужно в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое имя « Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Самолеты» и т.д. Такое образное соотнесение дает возможность детям за линией, видеть предмет, развивает фантазию, творчество, сложную трудоемкую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника.

В занятиях по обучению чтению следует включать элементы имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии. Учитывая трудность материала, использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес детей к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. В представленных методических сценариях занятий включен сказочный персонаж Карандаш. Этот герой ассоциируется с понятием «грамота», «письмо». Его задачи на занятии разнообразны: знакомит детей с новым материалом, играет с ними в дидактические игры, делает «ошибки», которые дети с удовольствием исправляют, налаживает повышенный эмоциональный фон, настроение.

На занятиях по обучению чтению следует уделять внимание интонационной выразительности речи. Важно научить ребенка выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Воссоздание мелодики речи, навыков постановки ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ученика выделять значимую информацию, передавать в речи свои мысли и чувства.

Статья была посвящена теме "1 слог" .