Склонение называется правило. Что называется склонением в русском языке? Склонение существительных. Что такое склонение существительных? Падежи в русском языке

Элементы композиции былины. Надо взять текст былины и поискать, что там есть из этих элементов.

Как правило, былина начинается зачином. В очень редких случаях зачину предшествует запев.

Иногда зачин былины представляет собой экспозицию, которая предшествует завязке.

Экспозиция подготавливает и усиливает драматизм завязки.

Однако зачин в качестве экспозиции выступает в былинах очень редко. Как правило, зачин представляет собою завязку сюжета. Наиболее распространенным типом былинных зачинов-завязок является кар тина пира у князя Владимира.

Вторым типом зачина-завязки является описание выезда богатыря. Например, в Киев выезжает из Мурома Илья Муромец, из Рязани Добрыня Никитич, из Галича Дкж Степанович и т. д.

Третий тип зачина-завязки - изображение наезда врагов на русскую землю.

В. Я. Пропп замечает: «События классической былины происходят всегда на Руси. События сказки могут локализоваться «в некотором царстве», «в некотором государстве»

Зачины былин сразу же стремятся подчеркнуть историческую достоверность их содержания.

После зачина-завязки в былине идет развитие действия. Первостепенное значение имеет образ главного героя-богатыря, что определяет особенности сюжета. «Былина развивается по принципу наибольшего выделения главного героя, - пишет Д. С. Лихачев,-и поэтому действие былины концентрируется вокруг богатыря, его судьбы» . Образы богатырей наряду с общими имеют и определенные индивидуальные черты. Это отражается и на специфике былинных сюжетов. Так, например, социальный конфликт наиболее остро выражен в былинах, героем которых является Илья Муромец (например, былины «Илья в ссорес Владимиром» и «Илья и голи кабацкие»).

Сюжеты былин различны по своему конкретному содержанию, но для них характерны и некоторые общие, типологические черты. Одна из таких жанрово-типологических черт - одноплановость, или однолинейность, развития сюжета. Как правило, развивается одна сюжетная линия, связанная главным образом с раскрытием ее основного образа - героя-богатыря. Так, например, сюжетное построение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», записанной от Т. Г. Рябинина, имеет такой вид. Утром Илья Муромец выехал «Из того ли из города Муромля, Из того села да с Карачирова», намереваясь к «обеденке» поспеть в Киев. Однако этот путь в Киев оказался очень нелегким. По словам героя, его «дорожка призамешкалась». Под Черниговом Илья Муромец побеждает «силушку великую» и освобождает от врага город. Черниговцы просят его быть их воеводою, но он не соглашается и, будучи верным своему решению, продолжает путь в Киев. По дороге его встречает Соловей-разбойник, от свисту которого, по словам мужиков черниговских,

То все травушки муравы уплетаются,

Все лазуревы цветочки отсыпаются,

Темны лесушки к земли все приклоняются,

А что есть людей, то вси мертвы лежат.

Но Илья Муромец побеждает Соловья-разбойника и привозит его в Киев. О случившемся в пути он рассказывает Владимиру. Князь же не верит, что Илья Муромец мог победить «силушку великую» врага, стоящую у Чернигова, и Соловья-разбойника. Но войдя во двор, он воочию убеждается в том, что Илья Муромец действительно победил и привез в Киев Соловья-разбойника. Былина заканчивается сообщением, что Илья Муромец отвез Соловья-разбойника «во чисто поле» и «срубил ему да буйну голову».

Кульминацией в сюжете былин является описание сражения или иного состязания богатыря с противником. В былине описание сражения (состязания) богатыря с противником всегда очень краткое, победа богатырю всегда дается очень легко, врага всегда побеждает сам богатырь без какой-либо посторонней помощи.

Как и в любом эпическом произведении, сюжет в былине заканчивается развязкой, которой в какой-то мере подчеркивается реальность и историческая достоверность былины.

Важнейшим композиционным принципом былин является принцип противопоставления (контраста или антитезы ), который проявляется прежде всего в построении сюжета былин. Основу былинного сюжета, как правило, составляет столкновение богатырей с их противниками. Это нередко отражается уже в самом названии былин («Добрыня и Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Василий Игнатьевич и Батыга» и др.). Однако былинные богатыри и их иноземные враги контрастны прежде всего по своему духовному облику, морально-нравственным качествам. Богатырь, как правило, добр, справедлив, честен, миролюбив, благороден и скромен. И наоборот, его противник - зол, бесчестен, воинствен, самоуверен и коварен.

Прием антитезы, противопоставления используется и при создании внешнего портрета богатыря и его противника. Если, например, Илья Муромец - человек обычного роста, то его противник устрашающих размеров.

В былинах используется композиционный прием выделения главного героя . Это нередко осуществляется уже в самом начале былины.

в былине «Илья в ссоре с Владимиром» зачин повествует о том, что Владимир созвал на пир всех князей, бояр и богатырей.

Да забыл он позвать да что лучшаго,

А что лучшаго да лучшаго богатыря,

А старого казака Илью Муромца.

Именно Илья Муромец и станет потом главным героем былины.

Все за столом сидят, умолкнули,

Все молодцы приутихнули.

В былине все подчинено созданию образа богатыря.

В былине «Соловей-разбойник» черниговцы, несмотря на то, что Илья победил целое войско и освободил их город, все же не верят, что он справится с Соловьем-разбойником, и не советуют ему ехать дорогой, где всех встречает и уничтожает своим свистом всесильное чудовище Соловей-разбойник. Князь Владимир, пока не убедился в этом воочию, не верит сообщению Ильи Муромца, что он одолел Соловья-разбойника.

первоначальная недооценка сил богатыря необходима для его большего торжества впоследствии. Для того, чтобы победить такого страшного врага, каким является противник, богатырь должен обладать невероятной физической силой. В этих целях в былинах очень широко используется прием гиперболизации . О силе главного русского богатыря Ильи Муромца былина говорит таким гиперболическим выражением:

От земли столб (бы) был да до небушка,

В столбе было (бы) золотое кольцо,

За кольцо бы взял Святорусску поворотил!

Гиперболизация является важнейшим принципом создания былин. В них гиперболизируется сила не только богатырей, но и их противников. И чем больше эта сила противников, тем значительней оказывается победа богатырей над ними, тем большего прославления они заслуживают.

Значительную роль в былине играют диалоги, которые драматизируют сюжет, помогают полнее охарактеризовать героев, раскрыть их мысли и переживания.

пример, показывающий значительную роль диалога в былине. Калин-царь предлагает полоненному русскому богатырю Илье Муромцу смириться со своим положением, сесть с ним «за единый стол», есть его «ествушку сахарнюю», пить «питьица медвяные», «держать казну золотую» и стать изменником Родины, князя Владимира:

Не служи-тко ты князю Владимиру,

Да служи-тко ты собаке царю Калину.

На что Илья Муромец с вызовом отвечает:

А и не сяду я с тобой да за единый стол,

Не буду есть твоих ествушек сахарниих,

Не буду служить тебе собаке царю Калину,

А и буду стоять за стольний Киев град,

А буду стоять за церкви за господний,

А буду стоять за князя за Владымира

Этот диалог с необычайной силой передает драматизм положения, глубоко раскрывает перед нами величие образа главного русского богатыря, говорит о его смелости, мужестве, безграничной преданности Родине.

Важную композиционную роль в былинах выполняет прием повторений отдельных эпизодов, речи героев и т. п. Чаще всего это повторение трехкратное, но может быть и двукратным.

Иногда утверждается, что назначение былинных повторений - достичь замедленности действия. Однако замедление действия не самоцель, а только средство для достижения каких-то иных целей. Основное назначение подобных повторений - наиболее отчетливо выразить особенно важную для былины мысль, акцентировать внимание слушателя на каких-нибудь очень значительных в смысловом отношении эпизодах, тех или иных поступках героев и т. д.

Непосредственно с повторениями в былинах связаны так называемые «общие места». «Общие места» - это устойчивые словесные формулы, которые сказителями почти дословно повторяются в одной или разных былинах в сходных эпизодах повествования или картинках описания. Общие места - это хвастовство богатыря на пиру, питье вина, седлание коня, описание страшного вида врага или многочисленности его войска; весьма устойчиво описание того, как богатырь входит в княжеские палаты: Наиболее часто «общие места» в былинах употребляются при изображении пира у князя Владимира, выражении угроз врага, показе вражеской силы, описании седлания богатырем коня, показе его поездки, сражения с врагами и т. д.

«Общие места» облегчают создание былины: сказитель в известных случаях не вновь создает текст, а пользуется готовыми формулами, которые выполняют в былине важные идейно-художественные функции.

Построение былины (композиция),

запев

основная часть былин - повествование о подвиге.

Действие развивается неторопливо вплоть до своего пика, высшего напряжения - КУЛЬМИНАЦИИ.

Развязка действия наступает мгновенно, в ней изображается поражение врага.

Былину, как правило, венчает концовка, например:

Одно из непременных художественных средств былин - ПОВТОРЫ. Повторяются отдельные слова, строки, описания событий - прибытия и приема гостей, поединков, плачей, зловещих предзнаменований и пророческих снов. Так, в былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник" четыре раза встречается описание страшного свиста Соловья, и от этих повторений сила разбойника кажется еще более могучей. Дорога Ильи Муромца в Киев представляется еще более трудной, когда мы встречаем повторение слова "заколодела":

Прямоезжая дорожка заколодела, Заколодела дорожка, замуравела...

Повторения создают особую напевность и плавность былинной речи:

ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки... Да У славней У речки У Смородины...

ретардации-замедления действия в результате подробного описания, например седлания коня или повторения ситуаций, например, точного повторения послом поручения князя.

Для былин характерны ГИПЕРБОЛЫ, которые как бы укрупняют изображение, помогают ярче, выразительнее показать силу и подвиг богатырей. Сила богатыря невероятно преувеличена: например, Илья Муромец легко, как перышко лебединое, поднимает палицу весом в 90 пудов Богатырский конь Ильи скачет "выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего". Так же преувеличенно рисуются в былинах и враги. Обычно богатырь сталкивается с несметными полчищами, которые "серому волку в три дня не обскакать", "черному ворону в день не облететь".

При помощи ЭПИТЕТОВ создавался особый - былинный, героический - поэтический мир. Богатырь определяется как святорусский, могучий; князь Владимир - как ласковый, славный, светлое солнце, красно солнышко. Враг называется поганым, злым, проклятым, безбожным. Определяемое слово часто употребляется с одним и тем же эпитетом. Такие эпитеты называются ПОСТОЯННЫМИ. Например: буйна голова, ретиво сердце, булатный меч, ноги резвые, кровь горячая, слезы горючие.

Даже суффиксы играют большую роль в изображении поэтического мира былин, они определяют и отношение исполнителя к своим героям Уменьшительно-ласкательными суффиксами награждались любимые герои - Илюшенька, Добрынюшка, Алешенька; уничижительными и увеличительными их противники - Идолище, Змеище.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - сложное произведение. В ней есть несколько основных эпизодов: освобождение Ильей Чернигова от осадившей его вражеской силы, после чего жители города просят Илью быть у них воеводой, но он отказывается, так как едет служить в Киев; встреча с Соловьем-разбойником, закрывшим дорогу из Чернигова в Киев на 30 лет; приезд в Киев, где князь Владимир не верит Илье, что он привез Соловья-разбойника, тогда богатырь показывает Соловья и велит ему засвистать: от свиста бояре падают замертво, а князь и княгиня «окарач ползут». Чтобы Соловей-разбойник не наносил больше вреда, Илья убивает его.

(Илья и Соловей-разбойник)

Свой первый подвиг он совершает по дороге из дома в Киев. Этот подвиг - уничтожение Соловья-разбойника. Рассказу об этой встрече часто предшествует рассказ о том, как Илья в доме у своих родителей исцелился от тяжелого недуга. Былина об исцелении Ильи может исполняться как самостоятельная песня, но очень часто она соединяется с песней о встрече с Соловьем-разбойником.

Илья всегда мыслится старым, даже в тех случаях, когда эпитета «старый» нет. Его старость есть выражение его мудрости, опытности и спокойной силы. Илью Муромца вообще нельзя представить себе молодым. К нему применяется эпитет «добрый молодец», но слово «молодец» в этих случаях обозначает не возраст, а удальство и силу.

Не белая заря занималася, Не красно солнышко выкаталося: Выезжал тут добрый молодец, Добрый молодец, Илья Муромец, На своем коне богатырскиим.

Побелела его головушка, Поседела его бородушка.

Илья Муромец до совершения своих подвигов «сидит сиднем», «сидел седуном» 30 лет. Он сидит на печи потому, что он болен, парализован. О нем поется, что он «не имел ни рук, ни ног», то есть не мог двигать ими. «Тридцать лет был больной, сидел на гноище» (Марк. 91). Часто он сидит именно на печи, где в деревне сидят или лежат больные. «С печи не вставал тридцать лет» (Кир. IV, 1). В каком возрасте эта болезнь с ним приключилась, об этом ничего не сообщается. Иногда он с первых же строк изображается как старый, иногда (редко) сообщается, что он калека от рождения. Слушатель переносится в обстановку реальной русской крестьянской избы, что в эпосе встречается весьма редко, но очень обычно для сказки. Мы понимаем, почему народ в данном случае предпочитает прозу. Эпический стих былины выработался на высоких героических сюжетах. Здесь же мы имеем бытовую картинку из будничной жизни крестьянской семьи.

Родители уходят на работу. Работа их - характерная для северного хлебопашества очистка леса под посев, при котором лес сжигался или рубился, а пни выкорчевывались. «И как тридцать лет да миновалося, в само время летнее, в дни сенокосные, и тогда ушли отец и мать с семейством пожни чистить, а его одного дома оставили» (Рыбн. 190). Так, с разной степенью обстоятельности и реалистичности, сообщается во многих записях.

Илья остается один. К дому приходят странники. Странники эти описываются очень различно. Это «люди проходящие», «нищий стар человек», «две калики перехожие, переброжие», два старика, сиротинушка, в одном случае - двое юношей и т. д. Это нищие, которые пока ничем не изобличают своей необычайности. Они стучатся в окно и просят подать напиться или милостыню. Странники эти несомненно создались не без воздействия легенды, где чудесные странники стучатся сперва к богатым, которые их гонят, а потом к беднякам, которые их принимают. Но здесь происходит иное. Илья не может встать, не может подать им напиться.

Ай же вы, добрые людишки! Не могу напоить вас: Не имею ни рук, ни ног.

«Встать не могу», «Не владею ни руками, ни ногами», - так отвечает Илья.

Я бы рад-то вам подать я милостынку все спасеную... Не могу сойти со печки со кирписьною.

«А стань-ко ты, стань, дак добрый молодец», «Выставай на резвы ноги», «Спусти-ко ты резвы ноги с печки», - так с особой настойчивостью предлагают странники. Илья превозмогает себя, и происходит чудо: «Резвы ножоцьки растянулися» (Марк. 42). Илья, тридцать лет не встававший с места, начинает ходить. «Выставал Илья на резвы ноги, отворял ворота широкие и пускал калик к себе в дом» (Рыбн. 51). В некоторых случаях он выражает свое ликование. Его походка сразу оказывается богатырской. Он ступает так, что «балки кричат» и калиновый пол под ним опускается.

Теперь Илья идет за водой или за квасом и подносит странникам. Но они ему «отворачивают», то есть сами не пьют, а предлагают испить ему, или же, отпив немного, предлагают ему испить остаток. Происходит второе чудо: Илья не только выздоравливает, но чувствует прилив огромной, нечеловеческой силы. «Что чувствуешь в себе, Илья?» Бил челом Илья, калик поздравствовал: «Слышу в себе силушку великую» (Рыбн. 51). «Я теперь, добрые люди, корпус в себе имею» (Рыбн. 139). Странники дают ему испить во второй раз, и теперь сила его настолько велика, что если бы

От земли столб был да до небушки, Ко столбу было золото кольцо, За кольцо бы взял, святорусску поворотил.

Такой силы странники пугаются. Они дают ему испить в третий раз, и сила его убавляется наполовину. Мы уже знаем, что физическая сила еще не определяет героя в русском эпосе. Герой должен быть силен, но героизм определяется тем, на что сила направлена. В одном из вариантов Илья на вопрос о том, что он чувствует, отвечает:

Ежели бы было теперь кольцо силы поганой, Напустил бы бить.

Момент получения Ильей силы есть момент превращения крестьянина Ильи в богатыря. Сиденье Ильи в этом отношении приобретает особое значение: героем, богатырем становится убогий человек из народа. Здесь эстетика былины и эстетика

сказки совпадают. Самый бедный, самый последний из крестьян, больной, недужный, становится спасителем своего народа.

Чудесные странники исчезают, теряются из виду. В некоторых вариантах они в момент исчезновения произносят предвещание, пророчество. Они говорят:

Смерть тебе на бою не писана.

Во чистом-то поле тебе да смерть не писана, Ты не бойся, езди по чисту полю.

Слова странников - только художественная форма для выражения сознания самого Ильи. Он не может сказать сам о себе: «Смерти в бою для меня не существует», это противоречило бы всей поэтике былин. Они означают, что Илья навсегда исключил для себя вопрос о своей смерти. Этот вопрос для него раз навсегда решен, и решился он тогда, когда Илья осознал себя богатырем. Это полное отсутствие страха смерти, полное ее исключение из своего сознания и делает его бессмертным в глазах народа.

Характерно для Ильи, как для героя крестьянского: первое побуждение, первая мысль его после выздоровления и получения силы принадлежит родителям, которые находятся в поле на тяжелой работе. Крестьянский труд, крестьянская сущность настолько неразрывно связаны со всем существом Ильи, что он сразу же идет в поле помогать родителям. Родители вне себя от радости, но радость их сменяется испугом и ужасом, когда они видят, как он работает. Чтобы очистить поле, он дубы вырывает прямо с корнем и бросает их в воду. «Дубье то рвет из матушки сырой земли со всем со коренем» (Марк. 67). «И стал дубье рвать со коренем» (Онч. 19). Сперва отец думает, что Илья будет хорошим крестьянским работником, что он «большой работник будет». Но скоро родители понимают, что Илья уже не работник на поле, что при такой силе призвание его в другом; мать, видя, как он работает, говорит:

Видно, дите будет нам не кормилицо, Станет ездить, видно, по полю чистому.

То же говорит отец: «Этот, видно, сын у меня будет ездить во чистом поле, во чистом поле будет поляковать, и не будет ему поединщика» (Марк. 67). Иногда отец сам предлагает ему ехать в Киев, чаще же он благословляет Илью на отъезд по его собственной просьбе с чрезвычайно интересными для нас наставлениями. В кратчайшей и чрезвычайно меткой форме наставление отца выражено так:

А пожалей-ка ты на поле христьянина, А не щади-ка ты в поле все татарина.

Илья сам совершенно точно определяет цель своего выезда. Цель его состоит в том, чтобы посвятить себя служению Киеву и Владимиру. Он осознал себя богатырем не только по силе, но и по своему жизненному делу. Он едет «киевскому князю поклонитися», «заложиться за князя за Владимира», «постоять я еду за Киев же» и т. д. Мы уже знаем, что идея служения Киеву и Владимиру представляет собой одну из главных идей раннего русского эпоса. Это идея народного и государственного единства в эпоху феодальной раздробленности.

Так кончается эта былина. Отдельные слагаемые ее идут из сказки и легенды. Сиденье на печи, напиток, придающий силу, прощание с родителями - все это сказочные мотивы. В некоторых вариантах Илья выбирает или находит себе коня, как это повествуется о сказочном Иванушке. Но хотя составные части в большинстве сказочного происхождения, сама былина отнюдь не сказка. Илья прямо из избы или с поля отправляется не ради приключений, а на защиту родины и для служения ей.

Продолжением этой былины служит былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.

Былина о Соловье-разбойнике по некоторым своим составным частям более ранняя, чем уже рассмотренные нами былины о Добрыне, Алеше и Илье, по другим - она, наоборот, оказывается более поздней. В целом она может считаться более поздней, так как решающее значение имеют не архаические элементы, не наличие в ней мифологического чудовища, а те мотивы, которые свидетельствуют о преодолении древнейшего наследия и придают ей совершенно новое содержание. Мы рассматриваем эту былину как последнюю о схватке героев с чудовищами.

В развитии эпоса настает момент, когда героическая схватка с чудовищем уже не может полностью удовлетворить художественные запросы народа. Схватка с такого рода чудовищами начинает терять свой героический характер. Она начинает приобретать характер авантюрно-занимательный. Именно это наблюдается в былине о Соловье-разбойнике. Фабула ее, повествование, обладает для народа необычайной занимательностью.

Илья в данной былине совершает не один подвиг, а два. Один подвиг состоит в том, что он поражает нечеловеческое чудовище - Соловья-разбойника. Этот подвиг принадлежит убывающей традиции, он своими корнями уходит в прошлое. Другой подвиг состоит в том, что Илья освобождает Чернигов от осаждающих его врагов, и этот подвиг уже указывает на будущее развитие эпоса, он первый из собственно воинских подвигов Ильи. Народ называет эту былину «первой поездочкой», и такое название следует признать более правильным. В былине об Илье и Соловье-разбойнике Илья уже полностью проявляет свои героические качества. Правда, былина о Соловье носит приключенческий характер, и этим можно объяснить, что не во всех вариантах детали песни подчинены основной идее. Есть такие варианты, в которых Илья едет не для того, чтобы служить Киеву; цель его состоит в том, чтобы, простояв заутреню в Муроме, поспеть к ранней обедне в Киев. Иногда упоминается, что он едет в день пасхи. Он хочет ехать прямоезжей дорогой, чтобы успеть вовремя. Так как он едет в день пасхи, он иногда дает обет не кровавить по дороге рук, не вынимать стрел, не кровавить меча и т. д. Насколько эта заповедь действительно будет соблюдаться, станет видно позднее.

Илья едет в Киев со всей возможной быстротой. Конь Ильи не бывает крылатым. Это не волшебный конь, который летит по воздуху. Конь Ильи - конь богатырский, а не сказочный, хотя он иногда снабжается внешними сказочными атрибутами.

События развиваются не так, как этого ожидает Илья и вместе с ним слушатель песни, а совершенно иначе, и в этой неожиданности одна из художественных особенностей былины.

Несясь к Киеву, Илья совершенно неожиданно для себя видит препятствие, и с этого, собственно, начинает развиваться действие. Он подъезжает к Чернигову, чтобы расспросить там прямоезжую дорогу на Киев, но тут он видит, что

Под Черниговом силушки черным-черно, Черным-черно, как черна ворона.

Весьма часто Илья прямо наезжает на Соловья-разбойника. Такую форму песни мы должны признать дефектной, неполной. Внешне черниговское приключение легко выпадает из песни, внутренне же оно составляет необходимую часть повествования и не может выпасть без ущерба для идейно-художественной цельности песни. Название города подвержено некоторым колебаниям (Бежегов, Бекетовец, Тургов, Орехов, Обалков, Кидоша, Чиженец, Смолягин и другие, в письменной традиции - Себеж), но преобладает Чернигов. Враги, обложившие город, носят самый неопределенный характер. Чаще всего они названы «силой». Иногда, впрочем не слишком часто, они названы татарами, еще реже - литовцами, иногда теми и другими вместе:

Приехал он во город во Бекетовец, И наехала проклята погана Литва, Одолели тут поганы татарове Тыих мужиков бекетовских.

Враги эти - не татары. Насколько конкретно и исторически верно в эпосе изображены татары, мы увидим ниже. Сила, обложившая Чернигов, не угрожает государству в целом. Владимир в Киеве часто даже не знает о том, что произошло в Чернигове. Мы не можем также допустить, чтобы этот эпизод отражал какую-либо из междуусобных войн, ибо, как мы знаем и как это подчеркивал Добролюбов, удельные войны эпосом не отражены совершенно. Значение этого эпизода состоит в том, что героем песни является уже не только змееборец, но избавитель от вражеского войска. Именно поэтому героем песни сделан главный национальный герой эпоса - Илья Муромец. Илья не может остаться равнодушным к судьбе Чернигова.

Богатырско сердце разгорчиво и неуемчиво: Пуще огня-огничка сердце разыграется.

Мирное благочестивое намерение отстоять заутреню в Муроме и обедню в Киеве отодвигается на второй план. Илья Муромец весьма легко отказывается от заповеди не кровавить оружия.

Как прости меня, господь, в таковой вины! Я не буду боле-то класть заповеди великие.

Или более иронически:

Всяк человек завет завечает, А не всякой завет справляет.

Это значит, что церковная мораль рассыпается в прах, когда дело идет о том, что представляет собой наивысшую мораль народа, о том, чтобы спасти родную землю.

Бой всегда описывается очень кратко и чисто «эпически».

Как почал он бить поганыих татаровей, Конем-то топтать и копьем колоть, Прибил-то он поганых в единый час, Не оставил поганых и на семена.

Такая краткость в описании боя характерна для данной песни. Более подробное описание боев мы будем иметь в былинах об отражении татар от Киева.

Освободив город, Илья въезжает в Чернигов. Иногда он застает всех горожан в церкви, причем они даже не подозревают, что город уже освобожден.

Заехал он во город Смолягин, Как там мужики да смолягински Все ходят во церковь соборную От первого до единого. Они каются-причащаются, Со белым светом прощаются, Во чисто поле на войну снаряжаются.

В то время как черниговцы в отчаянии молились, Илья спас город благодаря тому, что не задумался пренебречь церковной заповедью. Когда певец поет, что черниговцы, вместо того чтобы думать о защите, «каются да причащаются, на смертную казнь снаряжаются» (Рыбн. 189), то это не только описание охватившего город смятения, но и звучит как выражение сожаления о черниговцах, которые не нашли ничего лучшего, как молиться и каяться. В городе царят отчаяние и уныние, описанные иногда чрезвычайно ярко. Илья сообщает черниговцам радостную весть. Они не верят, выходят на городскую стену, смотрят в кулак или трубочку и действительно видят поле, усеянное трупами.

Черниговский эпизод заканчивается деталью, весьма важной для понимания смысла этого эпизода, а также для понимания психологии Ильи Муромца. Черниговцы предлагают Илье воеводство , но Илья всегда от него отказывается.

Черниговцы оказались беспомощными перед лицом врага не потому, что они не обладали храбростью. Они готовились к обороне, они были готовы как один умереть за родной город, они не думали о сдаче города сильнейшему врагу, предпочитая смерть. Они были бездеятельны потому, что не было той власти, которая могла бы возглавить народное движение. Поэтому черниговские мужики предлагают Илье воеводство, то есть власть. Ему на золотом блюде выносят ключи города.

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Например:

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира.

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.

Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это - быль.

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой...

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось...»

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольгё и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.

Склонения». Говорят о типах склонения отдельных частей речи (например, в русском языке выделяют субстантивное - склонение существительных, адъективное - склонение прилагательных и местоименное склонения) и отдельных групп слов в пределах одной части речи. Так, традиционно в русском субстантивном склонении выделяются I (голова - головы́ ), II (стол - стола ) и III (тетрадь - тетради ) типы склонения, а также особые случаи: несклоняемые слова (у которых совпадают все формы в обоих числах: метро , кенгуру , беж и т. п.), несколько слов с -ен- в косвенных падежах (время - времени ), два слова с -ер- в косвенных падежах (мать - матери, дочь - дочери ), особое склонение Христос - Христа и т. п. Предлагались и другие, более экономные способы классификации русских словоизменительных парадигм - так, А. А. Зализняк объединяет традиционные I и II склонения в «I субстантивный тип склонения» с окончаниями, различающимися в зависимости от морфологического рода .

В латышском языке шесть типов склонения, в армянском языке семь типов склонения, в украинском - четыре типа склонения. В большинстве плановых языков один тип склонения.

Склонение имен существительных в русском языке

Все существительные можно разделить на семь групп, у которых будут одинаковые окончания (формы) при склонении по падежам и числам, то есть существует семь типов склонения существительных:

  • II склонение - имена существительные мужского рода с нулевым окончанием или окончанием -о (-е) и имена существительные и среднего рода с окончанием -о (-е) в именительном падеже единственного числа (дом , конь , музей , домишко , сараишко , окно , море , ущелье , подмастерье ).
  • Существительные, склоняющиеся по адъективному типу (адъективное склонение) - имена существительные, образованные от прилагательных и причастий путём перехода из одной части речи в другую (прохожий , дежурный , ванная , мороженое ).
  • Несклоняемые - имена существительные, не имеющие форм склонения, не изменяющиеся по падежам; чаще всего иноязычные (такси , фламинго , кафе , метро , кенгуру ).
  • Несколько существительных, склоняющихся по местоимённому типу - имена существительные, образованные от местоимений путём перехода из одной части речи в другую либо склоняющиеся, как местоимения (ничья , кабельтов ).

Образование склонений в индоевропейских языках

В индоевропейском праязыке падежные окончания были в большинстве случаев одинаковыми для всех имён. Эти окончания присоединялись к основе с помощью одного из соединительных (или тематических) гласных a: , o , i , u или u: . В отдельных случаях соединительного гласного могло и не быть.

Через какое-то время, уже после распада праязыка, в отдельных индоевропейских языках падежные окончания стали сокращаться. Соединительный гласный также мог исчезнуть в одной падежной форме, но сохраниться в другой форме того же слова. Поскольку основа - это то, что от падежа не зависит, то соединительный гласный отошёл к окончанию.

Этот процесс называется переразложением основ; он привёл к тому, что имена, которые до того обладали разными соединительными гласными, стали по-разному склоняться. Так в индоевропейских языках образовались склонения, которых изначально было шесть основных типов: пять в соответствии с пятью соединительными гласными, и одно - для слов, в которых этот гласный отсутствовал (так называемое атематическое склонение).

Например, в латинской грамматике традиционно выделяют пять склонений, но третье существует в двух вариантах: третье гласное и третье согласное. В действительности, третье согласное - это атематическое склонение.

Атематическое склонение

Слова, принадлежащие к атематическому склонению, давали исключения во многих языках. В отсутствие тематического гласного зачастую подвергалась фонетическим изменениям наличная основа. Ниже приведена классификация древних основ и примеры исключений.

Основы с суффиксом.

  • основы на -n (суффиксы -n, -en, -men)
В русском представлены существительными на -мя: время, племя и т. д. Когда-то в именительном падеже -en превратилось в -я (через -ę), но древняя основа с -en обнаруживается в других падежах: знамя - к знамени (а не к знамю ).
  • основы на -er (термины кровного родства)
В русском языке этот тип дал исключения, аналогичные предыдущему, для двух слов: мать - к матери , дочь - к дочери .
  • основы на -es
Усечение в форме единственного числа, например: небо - небеса , чудо - чудеса . В английском этот тип также дал исключение в образовании множественного числа: child (ребёнок) children (дети) (где r из более древнего s).
  • основы на -ent (праславянский суффикс, означавший детей и детёнышей животных): этот тип дал такие исключения, как котёнок - котята . Хотя в этом случае исключение образовалось не усечением основы, тем не менее, и здесь возникла аномалия.

Корневые основы (без суффикса) дали многочисленные исключения в образовании множественного числа. Например, в английском man (человек) - men (люди), mouse (мышь) - mice (мыши) и т. д. В русском языке дитя - дети.

Примечания

Литература

  • А. А. Зализняк. Русское именное словоизменение. - М.: 1967.
  • Русская грамматика. - М.: АН СССР, 1980.
  • Булыгина Т. В. , Крылов С. А. Склонение // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: 1990.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Склонение (лингвистика)" в других словарях:

    Склонение: Склонение (астрономия) Склонение (лингвистика) Склонение (юридическое) склонение к сожительству Склонение (физическое) Магнитное склонение … Википедия - У этого термина существуют и другие значения, см. Субстрат. Языковой субстрат влияние языка коренного населения на чужой язык, обычно при переходе населения с первого на второй в результате завоевания, этнического поглощения, культурного… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герд. Александр Сергеевич Герд Дата рождения: 23 июня 1936(1936 06 23) (76 лет) Научная сфера … Википедия

    Эту статью предлагается разделить на Согдийский язык, Согдийская литература. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К разделению/17 июля 2012. Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связности, и… … Википедия

    - (лат. dualis) форма склонения и спряжения, употребляется для обозначения двух предметов, или парных по природе (части тела и т. д.) или по обычаю. Разделение на единственное, двойственное и множественное число, возможно,… … Википедия

    Запрос «Литовский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Литовский язык (значения). Литовский язык Самоназвание: Lietuvių kalba … Википедия

    Запрос «немецкий» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Немецкий язык Самоназвание: Deutsch, deutsche Sprache Страны … Википедия


Склонение существительных в русском языке

Склонение — это изменение существительных по падежам. В зависимости от совокупности окончаний, которые присущи тем или иным существительным, различают три основных типа их склонения. К 1-му склонению принадлежат существительные м.р. с нулевым окончанием в начальной форме, т.е. в И.п. ед.ч. (химик , анализу исследователь ) и существительные ср.р. с окончаниями на , (вещество , поле ). Ко 2-му склонению принадлежат слова ж.р., м.р. и общего рода с окончаниями , (гипотеза , капля , операция , юноша , староста ).

Существительные 1-го и 2-го склонения имеют две разновидности основы — твердую, к которой относятся существительные с конечным согласным твердым (завод, заводу , заводом; игра , игры , игру ), и мягкую с конечным согласным мягким (писатель , писателя , писателем; песня , песни , песню , песней ).

К 3-му склонению существительных принадлежат слова ж.р. с нулевым окончанием в начальной форме, следовательно имеющие только мягкую разновидность (оттепель , ночь ). (В школьной практике другая нумерация типов склонения: к 1-му склонению существительных относят то, что в научной грамматике признается за 2-е, и наоборот.)

Кроме этих трех основных типов склонения имеется отдельное склонение существительных, образованных от прилагательных (больной , рабочий и др.). В табл. 14 приводятся образцы основных типов склонения существительных и комментарии к ним.

Комментарий. 1. У неодушевленных существительных м.р. совпадают окончания и И.п. и В.п. ед.ч. (компьютер , танец ). У одушевленных существительных м.р. (контрактник , представитель , врач ) совпадают окончания в Р.п. и В.п. ед.ч. (контрактника , представителя , врача ).

Первое склонение

Существительные мужского и среднего рода на твердый и мягкий согласный

Единственное число

Падеж

Мужской род

Средний род

Мужской род

Средний род

на твердый согласный

на мягкий согласный

контрактник

устройство

представитель

биополе

компьютер

юбилей

контрактника

устройства

представителя

биополя

компьютера

юбилея

контрактнику

устройству

представителю

биополю

компьютеру

юбилею

контрактника

устройство

представителя

биополе

компьютер

юбилей

контрактником

устройством

представителем

биополем

компьютером

юбилеем

(о ) контрактнике

(об ) устройстве

(о ) представителе

(о ) биополе

(о ) компьютере

(о ) юбилее

Падеж

Множественное число

контрактники

устройства

представители

биополя

компьютеры

юбилеи

контрактников

устройств

представителей

биополей

компьютеров

юбилеев

контрактникам

устройствам

представителям

биополям

компьютерам

юбилеям

контрактников

устройства

представителей

биополя

компьютеры

юбилеи

контрактниками

устройствами

представителями

биополями

компьютерами

юбилеями

(о ) контрактниках

(об ) устройствах

(о ) представителях

(о ) биополях

(о ) компьютерах

(о ) юбилеях

Существительные мужского рода с основой на ж, ч, ш, щ, ц и среднего рода на -ие

Падеж

Единственное число

Множественное число

Мужской род

Средний род

Мужской род

Средний род

врач

предприятие

врачи

предприятия

танец

танцы

врача

предприятия

врачей

предприятий

танца

танцев

врачу

предприятию

врачам

предприятиям

танцу

танцам

врача

предприятие

врачей

предприятия

танец

танцы

врачом

предприятием

врачами

предприятиями

танцем

танцами

(о ) враче

(о ) предприятии

(о ) врачах

(о ) предприятиях

(о ) танце

(о ) танцах

Существительные мужского рода типа домишко , домище

Падеж

Единственное число

Множественное число

домишко

домишки

домище

домища

домишка

домишек

домища

домищ

домишку

домишкам

домищу

домищам

домишко

домишки

домище

домища

домишком

домишками

домищем

домищами

(о ) домишке

о домишках

(о ) домище

(о ) домищах

2. Некоторые неодушевленные существительные м.р. могут иметь в Р.п. ед.ч. не только окончания (), но и (ю ). Например, вариантные окончания могут получать:

  • а) вещественные существительные, когда указывается количество чего-либо (тонна сахара сахару , много снега снегу ) или отсутствие какого-то количества (ни грамма сахара сахару , ни капли супа — супу); это особенно относится к вещественным существительным с уменьшительно-ласкательными суффиксами (возьмите медку у сахарку );
  • б) отвлеченные существительные в тех же случаях (сколько шума шуму ; ни крика крику , ни шума шуму );
  • в) слова, входящие в устойчивые сочетания (без году неделя , не до смеху ). Окончания , в целом характерны для разговорной речи: А эта марья корешка высока така... У ей цвет букетом... Святками малиновыми. Ее от раку пьют... (Е. Евтушенко); Сбили вас с толку этим учением вот и мотаетесь по белому свету (В. Шукшин).

3. Существительные м.р. основой на ж , ч , ш , щ в Т.п. ед.ч. могут иметь ударное окончание -ом (врачом ) и безударное -ем (товарищем ).

4. Существительные м.р. с основой на ц в Т.п. имеют ударное окончание -ом (концом ) и безударное -ем (.пальцем ), в Р.п. мн.ч. имеют ударное окончание -ов (концов ) и безударное -ев (танцев ).

5. Существительные ср.р. с основой на ц в И.п. и Т.п. ед.ч. имеют при ударении на окончании соответственно (кольцо ) и -ом (кольцом ), не на окончании (солнце ) и -ем (солнцем ).

6. Некоторые неодушевленные существительные м.р. в П.п. ед.ч. с предлогом в при указании на нахождение внутри чего-либо и с предлогом на при указании на нахождение на поверхности чего- либо могут иметь окончания (-ю ) (в лесу , в строю , на берегу ). Окончания (-ю ) всегда ударные.

Примечание. К наиболее употребительным существительным м.р., имеющим в П.п. ед.ч. окончания (-ю ) (их всего около 200), относятся: берег , борт (корабля), лес , мост , порт , ряд , сад ,угол (в углу комнаты , на углу улицы ), шкаф (в шкафу , на шкафу ). При наличии вариантов окончаний -е, у некоторых слов (" отпуске в отпуску , в цехе — в цеху , на холоде на холоду ) первое носит нейтральный характер, второе — разговорный.

7. Существительные м.р. с основой на -ий (санаторий ) в П.п. ед.ч. имеют окончание (в санатории , о гении ).

8. Существительные м.р. на г , к , х в И.п. мн.ч. оканчиваются на (механик , механики ).

Ряд существительных м.р. в И.п. мн.ч. имеет ударные окончания- а (): бок бока , адрес адреса , директор директора. К наиболее употребительным существительным, которые последовательно получают в И.п. мн.ч. окончание () относятся: адрес , берег , бок , лагерь , мастер , номер , орден , остров , паспорт , поезд , профессор , том , цвет. Есть случаи колебаний в выборе вариантных окончаний: годы года , инспекторы инспектора , прожекторы прожектора , секторы сектора , слесари слесаря , токари токаря , тополи тополя , тракторы трактора , якори якоря. При наличии колебаний в употреблении () — а () последние более свойственны бытовой или профессиональной речи. В то же время следует не смешивать вариантные формы, различающиеся значениями: образы (художественно-литературные) и образа (иконы), учители (идейные руководители) и учителя (преподаватели), цветы (растения) и цвета (окраска) и т.д.

9. Отдельные существительные имеют нестандартные формы И.п. мн.ч.: брат братья , англичанин англичане , котенок котята , человек люди , ребенок дети.

10. Некоторые группы существительных м.р. в Р.п. мн.ч. имеют форму И.п. ед.ч. (без окончания). Такие группы составляют: 1) отдельные названия лиц по национальной принадлежности Обурят , грузин ,лезгин , турок , цыган ; но арабов ,монголов ); 2) отдельные названия лиц, связанных с воинской службой (гусар , партизан , солдат; но капитанов , майоров ); 3) отдельные названия единиц измерения при указании на их количество (ампер , ватт , вольт , герц , ом , рентген ).

В случае колебаний форм с нулевым окончанием и с -ов первый свойствен разговорной речи, а последние — строго литературному языку (гектар , -ов; абрикос , -ов ).

Второе склонение

Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями ()

Падеж

Основные образцы

Существительные на -ия и с основой

на г, к, х, ц, ж, ч, их, щ

Единственное число

звезда

мужчина

староста

басня

компания

дискотека

птица

юноша

звезды

мужчины

старосты

басни

компании

дискотеки

птицы

юноши

звезде

мужчине

старосте

басне

компании

дискотеке

птице

юноше

звезду

мужчину

старосту

басню

компанию

дискотеку

птицу

юношу

звездой

мужчиной

старостой

басней

компанией

дискотекой

птицей

юношей

(о) звезде

(о) мужчине

(о) старосте

(о) басне

(о) компании

(о) дискотеке

(о) птице

(о) юноше

Множественное число

звезды

мужчины

старосты

басни

компании

дискотеки

птицы

юноши

звезд

мужчин

старост

басен

компаний

дискотек

птиц

юношей

звездам

мужчинам

старостам

басням

компаниям

дискотекам

птицам

юношам

звезды

мужчин

старост

басни

компании

дискотеки

птиц

юношей

звездами

мужчинами

старостами

баснями

компаниями

дискотеками

птицами

юношами

(о) звездах

(о) мужчинах

(о) старостах

(о) баснях

(о) компаниях

(о) дискотеках

(о) птицах

(о) юношах

Комментарий. У существительных в Т.п. ед.ч. варьируются окончания -ой (-ей ) и -ою (-ею ) (рукой , птицей рукою , птицею ). Последние формы встречаются обычно в стихах.

Третье склонение

Склонение существительных женского рода на

Падеж

Единственное число

Множественное число

модель

ночь

модели

ночи

модели

ночи

моделей

ночей

модели

ночи

моделям

ночам

модель

ночь

модели

ночи

моделью

ночью

моделями

ночами

(о) модели

(о) ночи

(о) моделях

(о) ночах

Комментарий (все типы склонения).

1. У неодушевленных существительных всех родов совпадают окончания в И.п. и В.п. мн.ч. (компьютеры , звезды , дискотеки , устройства , биополя , ночи ). У неодушевленных существительных м.р. и ж.р. совпадают окончания в Р.п. и В.п. мн.ч. (контрактников , представителей , врачей; юношей; птиц ).

2. При употреблении после переходных глаголов совершенного вида существительных в форме не В.п., а Р.п. указывается на использование не всего предмета (продукта), а только его части: купить сахар (весь) — сахару (какую-то часть); взять конфеты (все) — конфет (некоторую их часть).

3. При склонении существительных наблюдаются чередования звуков. К наиболее распространенным из них относятся: а) чередование гласного с нулем звука: о (ё ) нуль (лоб — лба , лбу , лбом; лёд — льда , льду , льдом ); е — нуль (перец — перца , перцу , перцем; парень — парня , парню , парнем ); нуль — о (ё ) (окно — окон , стекло — стёкол ); нуль — е (кольцо — колец , сердце — сердец , друзья — друзей , земля — земель , деревня — деревень ); б) чередование согласного с согласным (сук — сучья , друг — друзья ).

Существительные, имеющие падежные окончания, характерные для разных типов склонения, называют разносклоняемыми. К ним относятся 10 существительных ср.р. на -мя (бремя , время , вымя , знамя , имя , пламя , племя , семя , стремя и темя ) и существительное м.р. путь , имеющие в Р.п., Д.п. и П.п. ед.ч. окончания существительных 3-го склонения (нет времени , к знамени , в пламени; в пути ), а в Т.п. — существительных м.р. типа корабль , соболь (временем , знаменем; путем ). Существительные на -мя в Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. в ед.ч. дополнительно получают суффикс -ен- (-ён- ) (знамя на знамени , на знамёнах ), существительные семя , стремя в Р.п. мн.ч. — суффикс -ян (семян ). Образцы склонения таких существительных приведены в табл. 17.

Неосновные типы склонения существительных

Существительные среднего рода типа знамя

Падеж

Единственное число

Множественное число

знамя

знамена

знамени

знамен

знамени

знаменам

знамя

знамена

знаменем

знаменами

(о) знамени

(о) знаменах

Существительные мужского рода путь

Падеж

Единственное число

Множественное число

путь

пути

пути

пути

пути

путям

путь

пути

путем

путями

(о) пути

(о) путях

россиянин , инопланетянин

Падеж

Единственное число

Множественное число

россиянин , инопланетянин

россияне , инопланетяне

россиянина , инопланетянина

россиян , инопланетян

россиянину , инопланетянину

россиянам , инопланетянам

россиянина , инопланетянина

россиян , инопланетян

россиянином , инопланетянином

россиянами , инопланетянами

(о ) россиянине , (об) инопланетянине

(о) россиянах , (об) инопланетянах

Существительные женского рода типа мать и дочь

Падеж

Единственное число

Множественное число

мать , дочь

матери , дочери

матери , дочери

матерей , дочерей

матери , дочери

матерям , дочерям

мать , дочь

матерей , дочерей

матерью , дочерью

матерями , дочерьми (-ями )

(о) матери , дочери

(о) матерях , дочерях

Существительные мужского рода типа волчонок, лисёнок

Падеж

Единственное число

Множественное число

волчонок , лисёнок

волчата , лисята

волчонка , лисёнка

волчат , лисят

волчонку , лисёнку

волчатам , лисятам

волчонка , лисёнка

волчат , лисят

волчонком , лисёнком

волчатами , лисятами

(о) волчонке , лисёнке

(о) волчатах , лисятах

Существительные типа полчаса

Падеж

Единственное число

полчаса

получаса

получасу

полчаса

получасом

(о) получасе

Существительные , имеющие окончания прилагательных и причастий

Мужской род

Падеж

Единственное число

Множественное число

новый русский , русскоговорящий

новые русские , русскоговорящие

нового русского , русскоговорящего

новых русских , русскоговорящих

новому русскому , русскоговорящему

новым русским , русскоговорящим

Как И.п. или Р.п.

новым русским , русскоговорящим

новыми русскими , русскоговорящими

(о) новом русском , (о) русскоговорящем

(о) новых русских , (о) русскоговорящих

Средний род

Падеж

Единственное число

Множественное число

сказуемое , подлежащее

сказуемые , подлежащие

сказуемого , подлежащего

сказуемых , подлежащих

сказуемому , подлежащему

сказуемым , подлежащим

сказуемое , подлежащее

сказуемые , подлежащие

сказуемым , подлежащим

сказуемыми , подлежащими

(о) сказуемом , (о) подлежащем

(о) сказуемых , (о) подлежащих

Женский род

Падеж

Единственное число

Множественное число

запятая , служащая

запятые , служащие

запятой , служащей

запятых , служащих

запятой , служащей

запятым , служащим

запятую , служащую

запятые , служащих

запятой , служащей

запятыми , служащими

(о) запятой , (о) служащей

(о ) запятых , (о) служащих

Склонение фамилий на -ин и -ев

Падеж

Единственное число

Множественное число

Юдин , Андреев

Юдины , Андреевы

Юдина , Андреева

Юдиных , Андреевых

Юдину , Андрееву

Юдиным , Андреевым

Юдина , Андреева

Юдиных , Андреевых

Юдиным , Андреевым

Юдиными , Андреевыми

(о) Юдине , (об) Андрееве

(о) Юдиных , (об) Андреевых