Князь дмитрий алексеевич голицын посол екатерины 2. Дмитрий Алексеевич Голицын: биография. Выдержки из предисловия

Дмитрий Алексеевич Голицын

Голицын Дмитрий Алексеевич (1734-1803) - князь, дипломат. С 1754 года на службе в Коллегии иностранных дел, с 1760 году - в русском посольстве в Париже, где установил дружеские связи с выдающимися просветителями - Вольтером, Дидро, Монтескье , Д"Алембером и другими. Являлся переводчиком ряда их произведений на русский язык. В своих донесениях в Петербург предлагал освободить крестьян от крепостной зависимости , продать им часть государственных земель и др. В 1769 - 1782 годы - посланник в Гааге. Один из авторов принятой Екатериной II Декларации о вооруженном нейтралитете (1780). Выступал за признание Россией Соединенных Штатов Америки , встречался с будущим президентом США Д. Адамсом . После ухода в отставку жил за границей и занимался наукой (минералогией, физикой, химией, биологией и др.).

Данилов А.А. История России IX - XIX веков. Справочные материалы., М, 1997.

Голицын Дмитрий Алексеевич (1734- 1803), русский философ, экономист и дипломат, член Петербургской АН (1790), ряда иностранных академий и научных обществ. В своих экономических сочинениях уделял значительное внимание вопросам развития народонаселения России. Будучи сторонником физиократов, Голицын полагал, что земледельческий труд обеспечивает существование и развитие государства. Выступал за смягчение крепостного права, предлагая отпускать крестьян на волю за высокие выкупные платежи, без наделения землей. Голицын осуждал запрещение перехода крестьян в городское сословия, считал, что причиной слабого развития промышленности в России является малочисленность населения, занятого в промышленности и торговле. Экономические идеи Голицына были фактически направлены против крепостничества и содействовали развитию, хотя и ограниченному, буржуазными отношениями.

С. Д. Валентей.

Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Голицын Дмитрий Алексеевич (15(26). 05.1734 - 23.02(7.03). 1803, Брауншвейг) - дипломат, ученый, публицист. В 1762-1768 годы - посол во Франции, в 1768- 1798 годы - в Нидерландах; член Петербургской Академии наук и ряда иностранных академий, член Вольного экономического общества. Социально-политические взгляды Голицына развивались в рамках дворянско-аристократического мировоззрения, испытывая влияние западноевропейской идеологии, главным образом идей физиократов и французских просветителей. Находясь за границей, Голицын поддерживал контакты с такими мыслителями, как О. Мирабо, Вольтер , Д. Дидро ; в 1773 году он издал в Гааге посмертно сочинение К. А. Гельвеция «О человеке ». Призывая «насадить» в России науки и искусства с целью преодоления «невежества», Голицын наиболее важным и полезным знанием в этом плане считал философию, которая учит, как быть высоконравственным, как смягчать страсти и владеть собой, прививает человеку гуманность и доброту. «Якобинцы, революционеры, пропагандисты и демократы», с его точки зрения, «незаконно» «узурпировали» почетный титул философов. Настоящими философами он считал французских «экономистов», в защиту которых написал на французском языке большую работу «О духе экономистов, или Экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы являются основой французской революции» (1796). Согласно натурфилософским представлениям Голицына, основные естественные законы являются делом божественной мудрости; они образуют первичный порядок природы; но природа не остается в состоянии неизменного покоя. Голицын разделял мысли Ж. Бюффона о возникновении нового порядка вещей в природе путем соединений, разложений, новых сочетаний ее элементов, отдавая тем самым дань деизму и механицизму XVIII века. В своих представлениях о человеке Голицын существенно расходился с ортодоксальными христианскими воззрениями и ориентировался на достижения естественнонаучной антропологии XVIII века. По его мнению, человек - это двуногое животное, отличающееся от других животных способностью говорить, сообщать свои идеи себе подобным с помощью языка, желанием все видеть и все знать из любознательности; уникальное качество человека - иметь собственность. Социальный порядок, по Голицыну, - отрасль общего физического порядка; его законы не должны быть произвольными; собственность, безопасность, свобода - принципы социального порядка, согласующиеся с физическим порядком природы. Противное свободе состояние - рабство - последняя, согласно Голицыну, степень деградации человеческого существа, унижения разума, развращения нравов. На этом основании он выступал за освобождение крестьянина от крепостного права, без земли, но с правом на движимую и недвижимую собственность. Состояние общества в целом, его нравов, характер нации, развитие науки и искусств Голицын ставит в зависимость от «хороших» законов (или беззакония), от «хороших» (или «плохих») политических учреждений. Он разделял мысль Д. Юма о следствиях, вытекающих из «хороших» законов: законы обеспечивают собственность, собственность рождает уверенность и спокойствие духа, из которых развивается любопытство, а из любопытства рождается знание. Разделяя принцип «Свобода - в монархии, рабство - в республике», он проповедовал идеал монархии, покоящейся на «справедливых» законах.

Опираясь на принципы физиократов, из всех классов общества основным производящим и «составляющим в нации все» Голицын считал класс земельных собственников, который и должен быть самым привилегированным классом. Полезным для России он полагал наличие третьего сословия, хотя и не производительного по своему характеру. Свободомыслие, выступления в защиту философии как самостоятельной науки, натуралистические представления с элементами деизма и механицизма, антропология объективно ставили Голицына в оппозицию к господствующему православно-религиозному мировоззрению, упрочивали ренессансные и просветительские тенденции в русской философской мысли 2-й половины XVIII века.

В. Ф. Пустарнаков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 137.

Сочинения: Письма // Избр. произв. русской мысли второй половины XVIII в. М„ 1952. Т. 2. С. 33-45.

Литература: Бак И. С. Дмитрий Алексеевич Голицын (Философские, общественно-политические и экономические воззрения) // Исторические записки. 1948. Т. 26.

Голицын Дмитрий Алексеевич (15.V.1734 - 23.II.1803), князь, - русский ученый и дипломат. Автор книг и статей по естествознанию, философии и политической экономии. Почетный член Петербургской АН и ряда иностранных академий и научных обществ; член Вольного экономического общества в Петербурге. В 1762-1768 годы - посол во Франции, в 1768-1798 годы - в Нидерландах. Друг Вольтера, Дидро и других французских просветителей. По своим философским взглядам примыкал к материалистам 18 века. В политэкономии объявил себя сторонником сложившейся во Франции в середине 18 века школы физиократов, имевшей при феодальной форме буржуазную сущность. Не поняв этого, Голицын после французской буржуазной революции конца 18 века оправдывал физиократизм от обвинения в том, что он лег в основу экономической политики французской революции. Главный труд: «О духе экономистов, или Экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы легли в основу французской революции...» ("De l"esprit des économistes ou les économistes justifiés d"avoir posé par leurs principes les bases de la Révolution Française. Par le prince D... de G...", Brunsvick, 1796). Полагая, что земля должна быть в неприкосновенной собственности дворян-помещиков, Голицын предлагал отпускать крестьян на волю за высокие выкупные платежи, без наделения землей. При этом арендаторами помещичьей земли явились бы богатые крестьяне, эксплуатирующие своих безземельных односельчан. Такое предложение объективно открывало некоторый простор развитию буржуазных отношений в условиях крепостного строя. Некоторые из многочисленных писем Голицына (хранящихся в ЦГАДА, фонд Голицыных, дела 1111-1125 ) опубликованы в книге: Избранные произведения русских мыслителей второй половины 18 века (т. 2, 1952, с. 33-45).

И. С. Бак. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Литература: Бак И. С., Дмитрий Алексеевич Голицын. (Философские, общественно-политические и экономические воззрения), в сборнике: ИЗ, т. 26, (М.), 1948; История русской экономической мысли, т. 1, ч. 1, М., 1955; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Письма // Избр. произв. русской мысли второй половины XVIII в. М„ 1952. Т. 2. С. 33-45.

Лиература:

Избр. произведения рус. мыслителей второй половины 18 в., т. 2, М. 1952.

Бак И. С., Д. А Голицын (философские, общественно-политические и экономические воззрения), в сб.: Историч. записки, т. 26, [М.], 1948.

История русской экономической мысли, т. 1, ч. 1, М., 1955;

Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955.

Князь Голицын Дмитрий Алексеевич (1734-1803) был весьма просвещенным человеком. В 1796 г. он издал книгу ²О духе экономистов², в которой затронул вопросы управления государством. Он считал, что управление государством должно быть основано на понимании роли земледелия. Он признавал источником богатства не торговлю, а производство, но ограничивал его сельским хозяйством.

Голицын предлагал отпускать крестьян на волю за большой выкуп и без наделения землей. Арендаторами помещичьей земли должны стать богатые крестьяне, которые будут эксплуатировать безземельных односельчан.

Радищев Александр Николаевич (1749-1802) изложил свои взгляды в книге ²Путешествие из Петербурга в Москву² (1790 г.). В книге он реалистически изобразил все стороны русской жизни и различные сословия; рассмотрел политические, социальные, экономические и другие проблемы; указал на источники беззакония и бесправия – самодержавие и крепостничество. Он сделал вывод, что существующее положение вещей можно изменить лишь путем народной революции, которая разрушит самодержавно-крепостнический строй.

Радищев высоко оценил реформы Петра Ι по развитию промышленности и торговли, но отмечал их недостатки и противоречия, тормозом их развития он считал старую крепостническую основу. Развитие мануфактур и ремесел Радищев рассматривал на основе ликвидации крепостничества и образования мелких товаропроизводителей.

Радищев первым из российских экономистов дал обстоятельный анализ бумажно-денежного обращения, показал негативные последствия выпуска бумажных денег в количестве, превышающем потребности товарного обращения.

Он критиковал все действующие виды налогов, в том числе и подушную подать Петра Ι. Считал, что облагать налогом необходимо все слои населения, но с учетом их имущественных доходов.

Преобразования Александра I, реформы М.М. Сперанского и Н.С. Мордвинова

Преобразования Александра I

Александр Ι (1777-1825) был воспитан в духе просветительства. Стремился руководствоваться принципом законности в управлении государством. Он писал, что основным недостатком государственного порядка является «произвол правления».

Он пытался создать свод законов управления государством. В этом ему помогали его близкие друзья, которые создали «Негласный комитет». Основным мероприятием этого комитета была реформа центрального управления. В 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые заменяли действующие петровские коллегии.

Александр Ι осуществлял борьбу с бюрократией путем упорядочивания всех звеньев управленческого аппарата, рационализации политического устройства на основе принципов законности и гражданственности. Проект государственных реформ он поручил подготовить своему ближайшему помощнику М.М. Сперанскому.

План государственных преобразований М.М. Сперанского

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) подготовил план государственных преобразований в 1809 г. («Введение к Уложению государственных законов»). Решение проблемы экономического развития России он видел в целенаправленной политике правительства по созданию экономически независимого сословия. Основа независимости – всемерное расширение института частной собственности.

Он ставил вопрос о народном воспитании и считал, что задачей правительства является создание сети учебных заведений и библиотек, а также общее воспитание молодежи. Сперанский предложил создать недалеко от Петербурга специальный закрытый лицей для ограниченного числа дворянских детей знатных фамилий, где они могли бы получить самое лучшее образование, а в дальнейшем работать в центральных учреждениях России.

Крепостной строй он не пытался отменить, а считал, что тот отменится сам по себе постепенно под влиянием развития промышленности, торговли и просвещения.

Сперанский предложил разделить систему власти на 3 части: законодательную, исполнительную и судебную. Вопросы законодательства находились бы в ведении Государственной Думы; суда – в ведении Сената, управления государством – в ведении министерств ответственных перед Думой.

Сперанский видел объединение законодательной, исполнительной и судебной систем власти в самодержавной власти императора, поэтому он предложил создать Государственный Совет.

По его инициативе был принят план финансового оздоровления страны. Среди прочих мер этого плана предусматривалось ввести новый подоходный прогрессивный налог на доходы помещиков с их земель.

По инициативе Сперанского вместо 8 существующих министерств их должно было стать 11. В 1811 г. им было разработано Общее положение о министерствах.

Главной заслугой Сперанского считается успешное осуществление огромной работы по систематизации и кодификации российского законодательства. Под его руководством были подготовлены первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах (1830) и Свод законов Российской империи в 15 томах (1832).

(1632-1694). Внук княгини Анастасии Петровны , «игуменьи всепьянейшего собора ».

Голицын занимался также отбором и приобретением произведений живописи для отправки в Петербург: с его помощью для Эрмитажа были куплены коллекции Кроза , Кобенцля, Фейтама. Дидро так отзывался о художественных пристрастиях князя:

Я как следует почувствовал нынешний упадок живописи лишь после приобретений, сделанных князем Голицыным для её величества и приковавших моё внимание к старинным картинам. Великолепную коллекцию вы там получите! Князь, наш общий друг, невероятно преуспел в познании искусства. Вы сами удивитесь, как он разбирается, чувствует, судит. И это оттого, мой друг, что у него высокие помыслы и прекрасная душа. А у человека с такой душой не бывает дурного вкуса.

В 1767 году из-за дипломатического конфликта: принижения в официальной переписке с Петербургом Версальским двором титулатуры Екатерины II, Голицыну было велено «выехать из Парижа без аудиенции» . Во время пребывания в России получил звание действительного камергера и чин тайного советника. В 1769 году назначен «полномочным и чрезвычайным министром при Генеральных Штатах Соединенных провинций Нижних Нидерланд» . Его дипломатическая деятельность в Гааге большей частью была направлена на обеспечение безопасности российских торговых судов в условиях войны за независимость колоний Британии в Северной Америке. Степень участия Голицына в создании «Декларации о вооруженном нейтралитете » (1780) до конца не выяснена. Однако согласно исследованиям историков и, прежде всего, Н. Н. Болховитинова , Голицын был инициатором создания «Декларации…» и составителем её черновика . Голицын же убедил примкнуть к странам, принявшим «Декларацию…» штатгальтера Вильгельма V , бывшего до того сторонником Англии .

Вероятно, недовольством русского двора контактами Голицына с Адамсом , представителем США в Нидерландах, объясняется его отозвание из Гааги и последующее назначение посланником в Турин (24 ноября 1782). Так и не уехав в Турин, в конце 1783 года Голицын подал в отставку и остался жить в Голландии.

Семья

В 1767 году, вынужденный покинуть Францию, Голицын испросил разрешения остаться за границей для продолжения своего образования. Ни его прямое начальство, ни императрица, к которой Голицын обращался через Фальконе, не дали ему этой возможности. По состоянию здоровья на несколько месяцев он задержал свой выезд в Россию. Летом 1768 года, находясь на лечении в Ахене , князь познакомился с дочерью прусского генерал-фельдмаршала Самуила фон Шметтау Амалией, сопровождавшей невестку Фридриха II Фердинанду в поездке на курорт. Свадьба состоялась в Ахене 14 августа 1768 года. Молодые приехали в Петербург в октябре того же года. Как только Голицын получил новое назначение, супруги выехали в Голландию. В Берлине у Голицыных родилась дочь Марианна (7 декабря 1769 года), через год в Гааге - сын Дмитрий (22 декабря 1770 года). С 1774 года, возможно стремясь к менее официальному образу жизни, Амалия Голицына жила под Гаагой и занималась воспитанием детей. Поначалу разделявшая атеистический образ мыслей мужа, княгиня позднее стала очень религиозной. В 1780 году между супругами произошёл разрыв, и Амалия Голицына вместе с детьми переехала в Мюнстер . В 1786 году княгиня перешла в католичество и открыла религиозно-мистический салон (Kreise von Münster). Тем не менее супруги переписывались и Голицын иногда навещал семью в Мюнстере. В 50-летнем возрасте его дочь станет супругой князя Сальма .

Голицын и крестьянский вопрос. Физиократы

Голицын в пору своей службы во Франции был постоянным посетителем салона Виктора Мирабо , своего рода филиала кружка создателя физиократии Ф. Кенэ . Он стал одним из первых россиян, приобщившихся к идеям физиократов. В своих письмах канцлеру А. М. Голицыну , понимая необходимость повышения производительности земледелия в России, Д. Голицын высказывался за освобождение крестьян и дарование им собственности на имущество, постепенное образование поземельной собственности, путём выкупа земли земледельцами, создание среднего сословия, уничтожение натурального хозяйства. В переписке с канцлером Голицын ссылался на пример Дании, за ходом социально-экономических реформ в этой стране он внимательно следил. В 1766 году Голицын изучил более половины работ о законодательстве, благоприятствующем земледелию, поданных на конкурс, объявленный экономическим обществом в Берне. В письмах А. М. Голицыну посланник пересказывает и обширно цитирует некоторые конкурсные работы. Полагая, что изменения должны быть достигнуты постепенно, силой убеждения, считал, что наиболее действенным будет пример, поданный самой императрицей. Письма Голицына читала Екатерина II, судя по заметкам, оставленным на них, весьма скептически относившаяся к его предложениям, и, в отличие от князя, не идеализировавшая дворян-землевладельцев. Сторонник социальных преобразований, Голицын тем не менее был противником революционного переворота. Позднее под влиянием событий Французской революции он напишет:

В 1796 году Голицын издал книгу «О духе экономистов, или Экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы и идеи легли в основу Французской революции» («De l’esprit des economistes ou les economistes justifies d’avoir pose par leurs principes les bases de la revolution francaise»), где доказывал, что физиократы старшего поколения не стремились к революции, а старались поддержать разрушающийся существующий строй.

Научная работа

Ещё в пору работы в Париже Голицын интересовался научными и техническими новинками, следил за естественнонаучной литературой и поддерживал переписку с учеными. Письма Голицына, посылаемые в Петербургскую Академию наук по дипломатическим каналам, были ценны тем, что в последнее десятилетие XVIII века и первые годы XIX в Россию почти не поступала литература из-за границы.

Как и многих естествоиспытателей XVIII века Голицына интересовали различные области науки. Став российским посланником в Голландии, он наладил связи с нидерландскими учёными из разных городов. Около 1776 года Голицын создал свою домашнюю лабораторию в Гааге, однако экспериментировал и в чужих лабораториях, а также ассистировал другим учёным. Судя по письму от 28 февраля 1778 года Свиндену , Голицын обладал самой большой на тот момент электростатической машиной (диаметр двух дисков составлял 800 мм) собственной конструкции. Выйдя в 1783 году отставку, князь смог вплотную заняться научными исследованиями.

Электричество

Результаты своих опытов по электричеству Голицын обобщил в работах: «Письмо о некоторых предметах электричества…» и «Наблюдения за естественным электричеством посредством воздушного змея » . В первой работе рассматривался вопрос о природе электричества (концепция Голицына есть одна из вариаций флюидной теории), высказывалась догадка о «лучах, исходящих от положительно заряженного тела», обсуждалась тема грозозащитных приспособлений, а также влияние электричества на биологические процессы (на примере электризации куриных яиц, высиживаемых наседкой). Во второй же работе Голицын проводил аналогию между облаком, несущим электрический заряд и лейденской банкой и описал попытки зарядить последнюю с помощью воздушного змея при разной погоде, отметив отсутствие устойчивого результата. Голицын провёл также серию опытов с целью доказательства, что разрядник остроконечной формы эффективнее разрядников закруглённых или плоских . В статье «Письмо о форме молниеотводов » (6 июля 1778 года, опубликована в 1780 году) он подробно осветил этот вопрос. Голицын разработал конструкцию одностержневого молниеотвода с обеспечением изоляции его металлических частей от строительных конструкций защищаемого сооружения для предотвращения их повреждений при нагреве стержня от удара молнии . Подобный молниеотвод был установлен в замке Росендал (Гелдерн). Голицын в этой установке предвосхитил современные нормы грозозащиты взрывоопасных и пожароопасных объектов. Совместно со Свинденом Голицын производил опыты с целью обнаружения влияния электричества на магнетизм. Учёные остановились в шаге от успеха: размещая магнитную стрелку в плоскости искрового разряда, они не обнаружили её движения под воздействием электричества. Положительный результат мог быть достигнут, если бы стрелка находилась бы над или под разрядом. Основываясь на неудачных опытах, Свинден отрицал связь электричества и магнетизма.

Минералогия

Заинтересовавшись в 80-х годах минералогией, Голицын, как и многие другие, занялся собирательством образцов - большей частью в горах Германии. Его коллекция минералов пополнялась и поступлениями из России, большую помощь князю в этом оказал П. С. Паллас . Форстер , посетивший Голицына в 1790-м году, так говорил о ней: «Минералогический кабинет князя является собранием знатока, который сам его собрал и сохранил, что бывает нечасто и в своём роде поучительно. Мы удивлялись привезённой из Бразилии полуторафунтовой глыбе гибкого песчаника Пейреска; эксперименты князя убедили нас, что разложившиеся виды гранитов Зибенгебирга вблизи Бонна ещё сильнее притягиваются магнитом, чем базальты.»

Последней и самой крупной работой Голицына был «Сборник наименований в алфавитном порядке, принятых в минералогии для земель и камней, металлов и полуметаллов и горных смол…» (Gallitzin D. Recuel de noms par ordre aiphabetique apropries en Mineralogie aux terres et pierres, aux metaux et demi metaux et au bitume… Brunsvik, 1801, p. 320; Nouvelle edition. Brunsvik, 1801, p. 316). Второе, исправленное, издание «Сборника…» вышло перед самой смертью автора. Книга не была переведена на русский язык, но отечественные минералоги были знакомы с ней, в частности, В. М. Севергин при составлении «Подробного словаря минералогического» использовал материал из «Сборника…» Голицына .

Обследуя в одну из своих последних поездок плато Шпессарт , князь обнаружил неизвестный минерал. Образец минерала Голицын отослал в Берлин Клапроту : химическое исследование показало, что он является окисью титана с железом . Образец минерала с результатами анализа князь прислал в Йенское минералогическое общество. Его учредитель и директор Ленц назвал минерал «галлицинитом» (наименование продержалось до середины XIX века, в настоящее время используется наименование рутил).

Летом 1799 года Голицын был избран президентом Йенского минералогического общества. Несмотря на тяжёлую болезнь, князь принимал в его работе активное участие.

Перед смертью Голицын передал свою коллекцию в Минералогический музей Йены (груз весом 1850 кг поступил в декабре 1802 года), прося разместить образцы согласно системе Гаюи .

Вулканология

Голицын одним из первых занялся исследованием потухших вулканов Германии, отмечая удивительное молчание местных натуралистов, когда «их [вулканов] число поразительно большое, их продукты очень разнообразны и они постоянно на виду; материалы, которые выделяли эти вулканы, использовались в течение веков…». Причину этого князь видел в относительной молодости минералогии и вулканологии и в отсутствии единой классификации минералов. «Мемуар о некоторых потухших вулканах Германии» был предоставлен Голицыным в феврале 1785 года брюссельским академикам (Gallitzin D. Memoire sur guelgues vilcans etenits de l’Allemaqne. - Mem. Acad. Bruxelles, 1788, 5, p. 95-114). В своём труде князь обобщил результаты исследования вулканов в районе Рейна ниже Андернаха, в Гессене и близ Геттингена (в бассейне р. Фульды) и отметил успехи французских учёных в изучении вулканов Оверни, Лангедока и Дофине. Работая над «Мемуаром…» Голицин использовал труды Бюффона, Доломье , Гамильтона и подверг критике ряд положений нептунизма .

Экономика

В своих экономических сочинениях Голицын уделял значительное внимание вопросам развития народонаселения России. Будучи сторонником физиократов, он полагал, что земледельческий труд обеспечивает существование и развитие государства. Выступал за смягчение крепостного права, предлагая отпускать крестьян на волю за высокие выкупные платежи, без наделения землёй. Голицын осуждал запрещение перехода крестьян в городские сословия, считал, что причиной слабого развития промышленности в России является малочисленность населения, занятого в промышленности и торговле. Экономические идеи Голицына были фактически направлены против крепостного права и содействовали развитию, хотя и ограниченному, буржуазных отношений.

Признание

  • Член-директор Голландского общества наук (1777)
  • Почётный член Петербургской Академии наук (1778)
  • Иностранный член Брюссельской Академии наук (1778)
  • Иностранный член Шведской Академии наук (1788)
  • Иностранный член Берлинской Академии наук (1793)
  • Член Германской Академии естествоиспытателей (Леопольдина , Галле) под именем Мецената III (1795)
  • Иностранный член Лондонского королевского общества (1798)
  • Член Петербургского Вольного экономического общества (1798)
  • Президент Йенского Минералогического общества (1799-1803)

Последние годы

В 1795 году, перед занятием французскими войсками Голландии, Голицын переехал в Брауншвейг . Последние годы он тяжело болел и испытывал денежные затруднения. Умер от туберкулёза в Брауншвейге 16 марта 1803 года, был похоронен на кладбище церкви Святого Николая (могила не сохранилась). Личный архив князя хранился в Брауншвейге и погиб во время Второй мировой войны .

Награды

В 1785 году Голицын перевёл на французский язык первое описание физической географии и экономики Крыма К. И. Габлица . «Физическое описание Таврической области по её местоположению и по всем трём царствам природы» было издано в 1788 году в Гааге с предисловием и комментариями Голицына, отметившего, что автор продолжил дело, начатое описаниями путешествий «по обширным пространствам империи» Палласа, Иоганна и Самуила Гмелиных, Лепёхина .

«Защищение г. де Бюффона»

В 1790-1793 гг. в парижском Journal de physique, издаваемом Жаном Метери, было опубликовано несколько статей Ж. А. Делюка с нападками на его научных оппонентов, в том числе Бюффона. В ответ Делюку и химику Бальтазару де Сажу, также поместившему в журнале материалы, направленные против прогрессивных французских естествоиспытателей, вышло анонимное Defense de M. de Buffon (1793, Гаага). В России эта работа была опубликована в журнале «Новые ежемесячные сочинения» в переводе Д. Величковского, Н. Фёдорова, П. Кедрина и И. Сидоровского. По сохранившемуся экземпляру с дарственной надписью Голицына было установлено, что именно он является автором памфлета. Это единственное сочинение князя, которое было переведено на русский язык. Признавая некоторые теории Бюффона ошибочными, автор «Защищения…» последовательно отверг обвинения Делюка и Сажа в его адрес:

…ученые всех стран, трудящиеся в усовершенствовании наук, продолжают оказывать к оным [работам Бюффона] всегда уважение, несмотря на вкравшиеся в них ошибки. Я препроводил нарочитую часть жизни моей в знакомстве с Кампером, Алламаном и другими; знаю довольно учёных в Германии. Они не совсем мнения господ Делюка и Сажа: они думают и говорят откровенно, даже пишут, что сочинение г. де Бюффона со всеми погрешностями есть и пребудет навсегда творение человека с дарованиями, а не сухой, так сказать, журнал, как оный древнего

Отдельные представители образованных классов, сопоставляя существовавшие в России феодально-крепостнические порядки с порядками более развитых стран либо с передовыми теориями стран, переживающих кризис феодализма, высказывали критические суждения о злоупотреблениях крепостным правом, ставили вопрос об осуществлении в России хотя бы части идей Просвещения. Исходя из убеждения, что все беды и злоупотребления порождаются невежеством и дурными нравами, сторонники просветительства считали обличение общественных пороков (взяточничества, корыстолюбия, щегольства, галломании, невежества, жестокости, безрассудства) и нравственно-духовное воспитание дворянства верным средством искоренения пороков.

С конца 60-х гг. с разрешения и по инициативе императрицы в России стали издаваться различные журналы. Девизом журнала "Всякая всячина" (1769-1770 гг.), которым негласно руководила Екатерина II, было выраженное намерение издателей "вселить человеколюбие в сердца и души помещиков и смягчить страдания крепостных".

Особое место среди издателей и журналистов того времени занимал Н. И. Новиков (1744-1818), издатель журналов "Трутень", "Живописец" и др. Новиков обличал пороки тогдашнего общества, произвол и взяточничество чиновников и судей, казнокрадство, низкопоклонство дворян перед заграницей. "Трутень" затрагивал проблему противоречия сословного неравенства и естественного равенства людей. В журнале высмеивались помещики, которые больны "мнением, что крестьяне не суть человеки", не слышат "вопиющего гласа природы: и рабы - человеки".

Новиков не выступал против крепостничества как системы, считая его, подобно сословному строению общества, неизбежным следствием и формой разделения труда. Однако знакомство с реальным положением дел в деревне, приложение естественно-правовых, нравственных оценок к крепостническим отношениям, приверженность масонским идеям всеобщего равенства людей побуждали его к радикальным для того времени выступлениям. В 1772 г. в журнале "Живописец" (издание "Трутня" было прекращено по цензурным условиям) опубликован "Отрывок путешествия в*** И *** Т***" (предполагаемая расшифровка - "Издатель Трутня"), впервые в русской публицистике описывающий быт крепостных. Вопреки официальной точке зрения о господстве в деревне добрых помещиков автор рассказывал о нищете и угнетении крестьян, непомерных поборах и бесчеловечном обращении с крепостными жестоких и глупых помещиков. "Бедность и рабство повсюду встречались мне в образе крестьян", - пишет посетитель деревни "Разоренная". Защищаясь вскоре от нападок, "будто сей листок огорчает целый дворянский корпус", Новиков пояснял, что порицается лишь "Дворянин, власть свою и преимущество дворянское во зло употребляющий". Сатира Новикова не шла далее обличения отдельных пороков существовавшего строя; с самого начала издатель "Трутня" объявил, что "против Бога и правления... в наше время никто ничего не напишет, кто хотя искру понятия имеет". Тем не менее статьи Новикова сразу же вызвали угрозы официозных изданий; его журналы закрывались, их издатель подвергался преследованиям.

Новикову принадлежит заслуга организации русского книгопечатания, издания и распространения многих книг отечественных писателей, а также издания переводов зарубежной классики. За связь с масонами Новиков, которого императрица называла "умным и опасным человеком", был заточен в Шлиссельбургскую крепость (на 15 лет), откуда он (через 4 года) был освобожден Павлом I.

При Екатерине II был открыт относительно широкий доступ в Россию иностранной литературы, в том числе радикальной по содержанию; выбор для перевода различных произведений, опубликование их с примечаниями издателей и переводчиков стали одной из форм выражения и пропаганды политико-правовых идей различных направлений.

В 1768 г. отставной военный, секретарь одного из департаментов Сената Яков Павлович Козелъский* (1728 - после 1793) опубликовал книгу "Философические предложения", представляющую собой нечто вроде хрестоматии, в которой по определенной системе изложены выбранные автором "полезные для человеческого рода истины".

* Его младший брат и тезка в том же году выступал в Уложéнной комиссии с поддержкой мнения Коробьина.

По мнению Козельского, внимания достойны лишь четыре философа: Руссо, Монтескье, Гельвеций и некий аноним (Шефтсбери). "Первый из них, бессмертия достойный муж, как высокопарный орел превзошел всех бывших до него философов".

В книге воспроизводятся идеи о договорном создании государства и общества для обеспечения людям "гражданской вольности и собственности имения", о необходимости соединения "особенной пользы каждого человека с общею пользою для всех". Наилучшим признается общество с таким распределением имуществ, чтобы "одни люди не могли презирать и утеснять других", где труд обязателен, а "для труда человеку довольно восьми часов в сутки". С одобрением и симпатией воспроизводятся демократические идеи: "В республиканском правлении общая польза есть основание всех человеческих добродетелей и законодательств".

Составив сборник высказываний западных просветителей, автор "Философических предложений" отводил от себя обвинение в чрезмерном свободомыслии и как бы следовал способу, каким был составлен "Наказ" Екатерины II; его произведение, однако, противостояло екатерининскому "Наказу" как выбором мыслителей и их идей, так и теми выводами, какие следовали из философских посылок. В "Философических предложениях" немало скрытой полемики с идеологами "просвещенного абсолютизма", критических намеков на крепостническую действительность.

Идеей естественного права Козельский обосновывал вывод, что "закон, который дозволяет пленника продать, купить, сделать рабом и содержать его произвольным образом, не основан ни на каком праве, ни на справедливости". Намек на указ Екатерины, запретивший крепостным подавать ей жалобы на помещиков (1767 г.), слышится в таком рассуждении: "Несносно то в человеке, когда он причиняет своему ближнему обиду, а то вдвойне еще несноснее, ежели он не терпит, чтоб обиженный жаловался на обиду". Вопреки официально поддерживаемой идее о необходимости прежде просветить ("выполировать") народ, а затем уже даровать ему свободу, Козельский утверждал: "Выполировать народ иначе нельзя, как через облегчение его трудностей".

В книге содержатся намеки на справедливость и возможность насильственного уничтожения крепостничества. Козельский считал войну справедливой только в том случае, если ее ведут люди, "которые так обижены, что обида их стоит по справедливости войны", и если у них нет другого средства избавиться от несправедливостей. Подобно тому, как река с тем большей силой прорывает плотину, чем дольше было удерживаемо ее течение, люди, долго подвергавшиеся угнетению, "тем больше истощают наружу свою досаду", чем к более долговременному терпению были принуждены; обиженные "при способном для них случае очень мстительны" по отношению к угнетателям, и "по справедливости почесть их можно почти за невинных".

Козельский писал, что его "Философические предложения" противоречат "нынешним обычаям", а потому не избегнут порицания. Идеи своей книги он обоснованно противопоставлял макиавеллизму: "Макиавелли не умрет, проклинать его будут очень громко, а подражать очень тихо".

Крепостничество как экономически невыгодную для крупных землевладельцев систему порицали отдельные крупные землевладельцы.

Князь Д. А. Голицын (1734-1803), богатый помещик, дипломат и посол, был одним из первых дворянских либералов, считавших более выгодным для своего класса и для всего государства развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли на основе свободного труда: "Пока существует крепостное право, Российская империя и наше дворянство, предназначенные тому, чтобы быть богатейшими в Европе, останутся бедными". Ссылаясь на историю Франции, Англии, Голландии, Голицын писал, что "искусства, ремесла развивались и нравы улучшались лишь в стране, где крестьяне пользовались правом собственности и свободы".

Голицын предлагал освободить крепостных с учетом "опасности как от неумеренной поспешности, так и от излишней медлительности". Крестьян предполагалось освободить за выкуп и без земли. "Земли принадлежат нам, - рассуждал Голицын. - Было бы вопиющею несправедливостью их у нас отнять".

Политические взгляды Голицына реакционны. Он крайне враждебно отнесся к французской революции, защищал "алтарь, трон, собственность", опрокинутые и замененные "химерами и крайностями, из которых излюбленными были неограниченная свобода, а также совершенное и абсолютное равенство". В специальном сочинении Голицын убеждал монархов Европы, что их короны уже шатаются, призывал их к борьбе против "беспорядка и анархии", охвативших Францию.

Дворянский либерализм выражал настроения и интересы тех крупных землевладельцев, которые выступали за создание условий для развития капитализма в России при сохранении таких устоев феодализма, как самодержавие и помещичья собственность на землю.

Одним из первых представителей либерализма буржуазного типа в России был профессор Московского университета Семен Ефимович Десницкий (после 1740 - 1789).

В произведениях Десницкого широко использовались достижения теоретической мысли других стран. Он высоко ценил книгу Гроция "О праве войны и мира", но резко критиковал чисто умозрительные построения ряда представителей естественно-правовой школы, особенно Пуфендорфа.

Вслед за Адамом Смитом, лекции которого он слушал в Глазго, Десницкий связывал развитие общества, государства и права с хозяйственным бытом народов, способом добывания средств к жизни. Он делил историю человечества на четыре этапа (состояния) - охотничий, пастушеский, земледельческий, коммерческое состояние. С переходом народов от одного состояния к другому связаны возникновение (с переходом к земледелию) и изменения государства и законов. В коммерческом состоянии земледелие, ремесло и искусства достигают совершенства; большое развитие получают торговля, купечество и право собственности. Все это предопределяет необходимость ряда изменений государства и права.

В коммерческом состоянии "превосходное богатство есть первый источник всех достоинств, чинов и преимуществ перед другими". Коммерция обусловливает развитие права - у простых народов законов мало (все законы древних римлян умещались на двенадцати таблицах); чем выше народ в развитии, тем больше законов ему нужно (только сокращенное изложение законов Великобритании, "где ныне законы в великом совершенстве", занимает 25 книг). Богатство - причина и основание разделения властей; Десницкий с одобрением отзывался о государственном строе Англии, но считал парламентское правление неприменимым к России.

"Монарх всероссийский, - писал Десницкий, - в Российской церкви и империи есть самодержец". Одобряя идеи Монтескье о разделении властей, Десницкий стремился "приноровить учреждение таких властей к нынешнему возвышающемуся российскому монаршескому состоянию".

Созыв Комиссии для сочинения нового Уложения представлялся Десницкому подходящим временем и поводом для проведения в России хотя бы некоторых реформ, приближающих коммерческое состояние. Он написал "Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи" (датировано "30 февраля 1768 г."). Особенность изложенных здесь идей в том, что предлагается не "разделение властей" в смысле создания конституционной монархии с системой "сдержек и противовесов", а образование или реформа подчиненных неограниченному монарху учреждений, осуществляющих законодательную, судебную и исполнительную функции.

Поскольку развитие коммерции требует все большего количества законов, для их подготовки при монархе безотлучно должно состоять специальное учреждение. Им должен стать Сенат; Десницкий предлагал преобразовать Сенат в законосовещательный представительный орган (600-800 человек), избираемый ("по изволению монархов") на пять лет на основе высокого имущественного ценза.

Учреждение "судительной власти" мыслилось как упорядочение системы профессиональных судей и организация суда присяжных, "если б монархи российские соблаговолили узаконить по примеру английскому". Десницкий - сторонник гласности судопроизводства, публикации в печати решений судов, учреждения адвокатуры, принципа состязательности. "Во многих государствах опытом дознано, что без споров в суде справедливости доходить иного средства другого никакого нет".

"Наказательная власть" должна осуществляться воеводами, ведающими местами заключения, исполнением приговоров, сбором подушных и пошлин. На воевод можно подавать жалобы в суд; обоснованные жалобы докладываются Сенату, "где воевода произвольному монарха штрафу и наказанию подвержен будет". Кроме того, в столицах и крупных городах предлагалось учредить "гражданскую власть" из купцов (большинство) и дворян, ведающую градостроительством и благоустройством, ценами, векселями, сбором пошлины и др.

Законодательная власть, рассуждал Десницкий, является первой и в полном значении принадлежит только монарху; однако исполнение законов зависит от организации и деятельности других властей. "Многие народы опытом дознали, что лучше не иметь иных законов, нежели имея, не исполнять".

Основной целью проекта было создание условий для упорядочения законодательной деятельности, а также (главное) организационно-правовых гарантий законности деятельности бюрократического и судебного аппарата самодержавной России.

Взгляды Десницкого на коммерческое состояние в России и на Западе своеобразны. В его трудах немало критических суждений о "сокровиществующих миллионщиках", использующих богатство, чтобы "пленить в послушание себе целый свет", делающих "нечувствительно тьмы народов от себя зависящими", у которых (как в Англии) "даже и самое правосудие может быть нечувствительно на откупе" и т.п. Но, оговаривает Десницкий, это результат "безмерной и худо управляемой коммерции", "весьма опасной коммерции, когда оная вся перевалится на руки немногих богачей".

В духе политики и идеологии "просвещенного абсолютизма" Десницкий одобрял государственное покровительство промышленности и торговле, поддержку мануфактур, учреждение банков, покровительство развитию наук и художеств; это относится к задачам "полиции", ведающей гражданским благоустройством и благосостоянием.

Десницкий признавал существование таких "природных прав" человека, как право на жизнь, здоровье, честь, собственность; он утверждал, однако, что исторические, географические и иные обстоятельства могут обусловливать такое развитие господской или отеческой власти, которая, как у римлян, была необходимой по политическим соображениям, "сколько бы ни казалась в теории противною натуре человеческой". Рабство у римлян, рассуждал Десницкий, было вызвано обширными размерами страны, наличием множества людей "подлого состояния", склонных к бунтам и возмущениям, которых по этой причине лучше держать в неволе.

Десницкий не выступал с осуждением крепостного права и не призывал к его отмене. О крепостных крестьянах России он писал: "Нет возможности без нарушения спокойствия государства дать оным земледельцам права и преимущества". Ссылаясь на екатерининский "Наказ", он предлагал "означить некоторый род собственности для крестьян", которой помещик для собственной выгоды награждал бы трудолюбивых.

Как почти все мыслители того времени, Десницкий осуждал продажу крестьян в розницу и предлагал определить законом, чтобы такие продажи или переводы крестьян в дальние деревни не делались без их согласия. При этом даже и весьма умеренные "учреждения для крестьянства", оговаривал Десницкий, необходимо сделать "с крайнею осторожностью" (их исполнение должно всецело зависеть только от "воли помещичьей"; они не должны "подать крестьянину поползновения к непослушанию и дерзости" и т.п.).

Возникший в России либерализм буржуазного типа отличался от дворянского либерализма, который не содержал программы политических реформ уже по той причине, что самодержавие выражало общие интересы дворянства, а каждый отдельный дворянин был в какой-то мере защищен от чиновничьего произвола своими привилегиями. Иным было положение торгово-промышленных сословий России, чьи экономические интересы и пожелания в середине XVIII в, не шли далее приобретения права владеть крепостными, однако в области политико-правовой состояли не только в одобрении политики протекционизма, но и еще более в стремлении получить хоть какие-то юридические гарантии и защиту от почти бесконтрольного произвола сановников, чиновников, военных, судей, помещиков.

ГОЛИЦЫН ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ - князь, российский государственный деятель, действительный тайный советник (1725).

Из ро-да Го-ли-цы-ных , брат М.М. Го-ли-цы-на Стар-ше-го , М.М. Го-ли-цы-на Млад-ше-го. Служ-бу на-чал в 1686 году ком-нат-ным столь-ни-ком ца-ре-ви-ча Пет-ра Алек-сее-ви-ча (бу-ду-ще-го императора Пет-ра I). Ка-пи-тан Пре-об-ра-жен-ско-го лейб-гвар-дии пол-ка (1694). В 1697 года по-слан Пет-ром I в Ита-лию для изу-че-ния во-енного де-ла. Чрез-вы-чай-ный по-слан-ник в Кон-стан-ти-но-по-ле (1701), где без-ре-зуль-тат-но до-би-вал-ся сво-бод-но-го пла-ва-ния российских су-дов в Чёр-ном море. Ки-ев-ский вое-во-да (1707-1711 годы), за-тем гу-бер-на-тор (с 1711 года); кон-тро-ли-ро-вал дея-тель-ность стар-ши-ны и гет-ма-на И.И. Ско-ро-пад-ско-го. По по-ру-че-нию Голицына Ки-ев-ской ака-де-ми-ей при-об-ре-та-лись и пе-ре-во-ди-лись тру-ды ев-ропейских ав-то-ров, главным образом по ис-тории Ре-чи По-спо-ли-той (М. Кро-ме-ра, А. Фред-ро, Я. Длу-го-ша и др.) и Рос-сии (А. Пос-се-ви-но, П. Ио-вия). Член Вер-хов-но-го су-да над ца-ре-ви-чем Алек-се-ем Пет-ро-ви-чем (был сре-ди под-пи-сав-ших при-го-вор). Се-на-тор (1718). Пре-зи-дент Ка-мер-кол-ле-гии (1717-1722 годы). В 1723 году по де-лу ви-це-канц-ле-ра П.П. Ша-фи-ро-ва был ли-шён чи-на, под-верг-нут штра-фу и до-маш-не-му аре-сту; в том же го-ду по-ми-ло-ван императором Пет-ром I по хо-да-тай-ст-ву императрицы Ека-те-ри-ны I и вос-ста-нов-лен в чи-не и долж-но-сти. Во вре-мя по-след-ней бо-лез-ни Пет-ра I вме-сте с П.М. Ап-рак-си-ным, Г.И. Го-лов-ки-ным, А.И. Реп-ни-ным и др. же-лал воз-вес-ти на пре-стол ца-ре-ви-ча Пет-ра Алек-сее-ви-ча (бу-ду-щий император Пётр II), а императрицу Ека-те-ри-ну I ос-та-вить пра-ви-тель-ни-цей под кон-тро-лем Се-на-та.

Член Вер-хов-но-го тай-но-го со-ве-та (1726), в пред-став-лен-ной Со-ве-ту за-пис-ке пред-ла-гал со-кра-тить рас-хо-ды на ар-мию, при-ве-сти в со-от-вет-ст-вие раз-мер по-душ-ной по-да-ти с раз-ме-ром преж-не-го под-вор-но-го об-ло-же-ния. В 1727-1730 годах воз-глав-лял ко-мис-сию по пе-ре-смот-ру на-ло-го-вой сис-те-мы («Ко-мис-сию о по-да-ти»). По-сле смер-ти императора Пет-ра II пред-ло-жил воз-ве-сти на российский пре-стол гер-цо-ги-ню Кур-лянд-скую Ан-ну Ива-нов-ну (императрица с 1730 года). Уча-ст-во-вал в со-став-ле-нии «Кон-ди-ций». По-сле уп-разд-не-ния Вер-хов-но-го тай-но-го со-ве-та (1730) во-шёл в но-вый со-став Се-на-та, но в его ра-бо-те уча-стия не при-ни-мал. Жил в под-мос-ков-ной вот-чи-не - селе Ар-хан-гель-ское, где со-брал са-мое боль-шое в Рос-сии то-го вре-ме-ни ча-ст-ное со-бра-ние ру-ко-пис-ных и пе-чат-ных книг на латинском, французском, английском, немецком, голландском, русском и других язы-ках (около 6 тысяч томов): кни-ги клас-сических ав-то-ров (Ксе-но-фон-та, Плу-тар-ха, Фу-ки-ди-да, Ци-це-ро-на и др.), пе-ре-во-ды со-чи-не-ний фи-ло-со-фов и пи-са-те-лей (Г. Гро-ция, С. Пу-фен-дор-фа, Н. Ма-киа-вел-ли, Дж. Лок-ка), ра-бо-ты по тео-рии го-су-дар-ст-ва, ди-пло-ма-тии, пра-ву, гео-гра-фии, эко-но-ми-ке, ас-тро-но-мии, ис-то-рии. В его кол-лек-ции на-хо-ди-лись русские ле-то-пи-си и хро-но-гра-фы. В 1736 году при-вле-чён к су-ду по де-лу о на-след-ст-ве ма-че-хи свое-го зя-тя К.Д. Кан-те-ми-ра и его бра-та А.Д. Кан-те-ми-ра. Голицын ре-шил тяж-бу в поль-зу К.Д. Кан-те-ми-ра. При-знан Выш-ним су-дом ви-нов-ным в пре-вы-ше-нии долж-но-ст-ных пол-но-мо-чий в де-ле Кан-те-ми-ров, а так-же в не-ис-пол-не-нии сво-их пря-мых слу-жеб-ных обя-зан-но-стей, при-го-во-рён к смерт-ной каз-ни, за-ме-нён-ной императрицей Ан-ной Ива-нов-ной за-клю-че-ни-ем в Шлис-сель-бург-скую кре-пость.

На-гра-ж-дён ор-де-на-ми Святого Ан-д-рея Пер-во-зван-но-го и Святого Алек-сан-д-ра Нев-ско-го (оба 1727).