Не в своей тарелке фразеологизм. "Не в своей тарелке": значение фразеологизма, происхождение, примеры. Что означает слово assiette

ЛЕКСИКА - это словарный состав языка.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

СЛОВО - это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

То есть, лексика сама по себе ничего не изучает. Лексика – это словарный состав языка, стилистического пласта, конкретного текста или множества текстов. Изучением лексики занимается лексикология , и именно этот раздел языкознания имеют в виду, упоминая о научных изысканиях в этой области.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

Слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

Новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

Лексическое значение слова

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Однозначные и многозначные слова.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова - это слова, у которых есть только одно лексическое значение, не зависимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это

  • научные термины (бинт, гастрит),
  • имена собственные (Петров Николай),
  • недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон),
  • слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производи ые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним - производные.

Многие слова, которые сейчас воспринимаются как многозначные, изначально имели только одно значение, но так как они часто употреблялись в речи, у них стали появляться еще значения, ломимо основного. Многие слова, которые в современном русском языке однозначны, могут со временем стать многозначными.

Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение ‘княжение, столица’, а сейчас оно имеет значение ‘предмет мебели’.

Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.

Например, у слова «осадок» прямое значение -‘твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания’, а переносное значение - ‘тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь’.

Лексикология включает в себя разделы, изучающие слова и словосочетания в разных аспектах. Так, семантика исследует смысловые значения единиц языка, фразеология – устойчивые речевые обороты, этимология – происхождение слов и выражений, ономастика изучает имена собственные, в том числе имена и фамилии людей, лексикография – теорию и практику составления словарей, ономасиология – разбирает процессы наименования в направлении от явления или предмета к слову, его обозначающему.

Если в мире есть достойные названия «чуда» , то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них. Л. Успенский. Л е к с и к а (от гр. lexikos - относящийся к слову) - это совокупность слов языка. Л е к с и к о л о г и я (от гр. lexikos - относящийся к слову, logos - учение) - наука о лексике

Слово – строительный материал языка А. С. Пушкин – 21000 слов Взрослый человек – 12000 слов Школьник – 3600 слов гриб ми р сне г урок кот сомлесгрим

Лексическое значение слова — — то, что обозначает данное слово Толковые словари: Словарь современного русского языка – 120480 слов Словарь живого великорусского языка В. Даля – 200000 слов Словарь русского языка С. Ожегова – – 50000 слов

С л о в а многозначные (имеют несколько значений) В шляпке белый гриб стоит, грибников к себе манит. . Шляпку девочка надела – Чудо как похорошела. . однозначные (имеют одно значение)

ПЕРЕНОС ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА ПРЯМОЕ СЕДАЯ ГОЛОВА ВЕРШИНА ГОРЫ ВОЛЧИЙ ХВОСТ (ПРЯМО УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕТ, ДЕЙСТВИЕ, ЯВЛЕНИЕ) ПЕРЕНОСНОЕ СЕДАЯ ЗИМА ВЕРШИНА СЛАВЫ ВОЛЧИЙ АППЕТИТ (ПЕРЕНОСИТ ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА НА ДРУГОЙ ПРЕДМЕТ) Переносное значение образно, оно делает речь выразительнее, ярче, поэтичнее

Слова — близнецы Омонимы (от греч. «омос» — одинаковый, «онима» — имя) – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей Норки: — Где вы были? – У Лисички! — Что вы ели там? – Лисички.

Слова- омонимы, которые различаются… значением и произноше – нием значением и написанием почитать книгу –– почитать роди- телей быстрых б éé лок –– яичный бел óó кк в деревне рос – букет роз

Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие или одинаковые по лексическому значению. Балерина – это артистка балета; её можно назвать и танцовщицей. Танцовщица – исполнительница танцев, не всякую танцовщицу можно назвать балериной. Слова-синонимы отличаются: оттенками значения; сферой употребления. Слова — заменители

Ответь на вопросы 1. Что такое лексика? 2. Слова, противоположные по смыслу, называются … 3. Что такое синонимы? 4. В чем разница между однозначными и многозначными словами? 5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются … 6. Чем отличается прямое значение слова от переносного?

Занимательные задачи Наша школа вышла на воскресни к Лодка уткнулась носом в берег Артиллерис т чистил ствол пушки

Занимательные задачи На морозе щеки горят Мороз сковал речку Петя светился от счастья


Что такое лексика и что изучает лексикология?

Давай задумаемся: из чего состоит наш язык? Конечно, из слов . Мы говорим, выражаем свои мысли словами. Слова в языке называют предметы (дом, дерево, корабль,книга, небо), действия (строить, расти, плыть, читать, светиться), признаки (новый, могучий, деревянный, ночной), количество (три, сорок один, тысяча, семнадцать).

Прочитай внимательно предложение.

Этот старый деревянный дом построили сто лет назад.

В предложении есть слова, обозначающие предметы: «дом», «лет» (множественное число от слова «год»). Признаки обозначаются словами «этот», «старый», «деревянный» . Слово,обозначающее действие, – «построили» . Значение количества имеет слово «сто».

Ученые называют все слова языка словарным составом или лексикой.

«Лексика» по происхождению греческое слово. В греческом языке λέξη (по-русски это читается как «лекси») обозначает «слово».

Словарный состав языка, его лексика изучается в специальном разделе науки о языке, который называется лексикологией. Лексикология изучает значение и происхождение слов, их связи и взаимоотношения в языке.

Изучая лексику, мы сможем ответить на многие интереснее вопросы. Например, сумеем объяснить, из какого языка пришло в русский то или иное слово – вот так же, как объяснили греческие корни самого слова «лексика». А еще научимся точно определять значение слов по специальным словарямтолковым . И поймем, что слова в языке существуют не сами по себе, а в связях с другими словами. Что это за связи?

Например, есть слова, которые произносятся одинаково, а вот обозначают совсем разное. Знакомо тебе слово «рейд»? Этим словом обозначают стоянку кораблей на якоре, которая находится на некотором расстоянии от берега. А еще рейдом называют быстрое, неожиданное продвижение войск в тыл противника. Почему получилось, что такие разные понятия называются одним словом? Неужели в языке слов не хватило?

Конечно, слов в языке всегда хватает. А ответ на вопрос нужно искать вот где: откуда пришли эти слова в русский язык, из каких языков? Слово «рейд» в «морском» значении заимствовано из голландского языка (ведь голландцы – одни из самых лучших мореходов в Европе, именно там, в Голландии, создатель русского флота Петр Первый учился морскому делу, туда же посылал учиться умных и дельных молодых людей). А вот его «сухопутное» значение – из английского, где оно обозначает «набег». Эти два совершенно разных слова случайно совпали в русском языке.

Вот так, изучая происхождение слов, лексикология объясняет удивительные совпадения. Но это лишь один пример. Другие – в следующих разделах курса.

Перейти на... Новостной форум Письменное и устное общение Задание № 1. Письменное и устное общение Задание № 2. Письменное и устное общение Задание № 3. Письменное и устное общение Задание № 4. Письменное и устное общение Учимся читать и слушать Задание № 1. Учимся читать и слушать Задание № 2. Учимся читать и слушать Стили речи Задание № 1. Стили речи Задание № 2. Стили речи Звуки и буквы Транскрипция Задание № 1. Звуки и буквы. Транскрипция Задание № 2. Звуки и буквы. Транскрипция Задание № 3. Звуки и буквы. Транскрипция Контрольные вопросы и задания по теме «Звуки и буквы. Транскрипция» Гласные и согласные звуки Задание № 1. Гласные и согласные Задание № 2. Гласные и согласные Задание № 3. Гласные и согласные Задание № 4. Гласные и согласные Задание № 5. Гласные и согласные Задание № 6. Гласные и согласные Задание № 7. Гласные и согласные Задание № 8. Гласные и согласные Задание № 9. Гласные и согласные Графика. Алфавит Задание № 1. Алфавит Задание № 2. Алфавит Задание № 3. Алфавит Задание № 4. Алфавит Двойная роль букв Задание № 1. Двойная роль гласных Задание № 2. Двойная роль гласных Задание № 3. Двойная роль гласных Обозначение мягкости согласных на письме Задание № 1. Обозначение мягкости согласных на письме Задание № 2. Обозначение мягкости согласных на письме Задание № 3. Обозначение мягкости согласных на письме Фонетический разбор Задание. Фонетический разбор Контрольные вопросы и задания по теме «Гласные и согласные. Алфавит» Задание №1. Лексикология Задание № 2. Лексикология Задание № 3. Лексикология Задание № 4. Обозначение мягкости согласных на письме Контрольные вопросы по теме «Лексикология» Что такое лексическое значение слова? Где можно уточнить лексическое значение слова? Задание № 1. Лексическое значение слова Задание №2. Лексическое значение слова Задание № 3. Лексическое значение слова Задание № 4. Лексическое значение слова Задание № 5. Лексическое значение слова Контрольные вопросы по теме «Лексическое значение слова» Однозначные и многозначные слова Задание №1. Однозначные и многозначные слова Задание № 2. Однозначные и многозначные слова Задание № 3. Однозначные и многозначные слова Задание № 4. Однозначные и многозначные слова Контрольные вопросы и задания по теме «Однозначные и многозначные слова» Прямое и переносное значение слова Задание № 1. Прямое и переносное значения слова Задание № 2. Прямое и переносное значения слова Задание № 3. Прямое и переносное значения слова Задание № 4. Прямое и переносное значения слова Контрольные вопросы и задания по теме «Прямое и переносное значение слов» Омонимы Задание № 1. Омонимы Задание № 2. Омонимы Задание № 3. Омонимы Контрольные вопросы и задания по теме «Омонимы» Синонимы Задание № 1. Синонимы Задание № 2. Синонимы Задание № 3. Синонимы Задание № 4. Синонимы Задание № 5. Синонмы Контрольные вопросы по теме «Синонимы» Морфемы. Изменение и образование слов Морфемный разбор слова Окончание Имя существительное Задание №1 Имя существительное Морфология. Самостоятельные и служебные части речи Задание № 1.Морфология. Самостоятельные и служебные части речи Задание № 2. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи Задание № 3. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные Задание №1. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные Задание №2. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные Задание №3. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные Контрольные вопросы по теме «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Существительное» Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №1. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №2. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №3. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №4. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №5. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №6. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №7. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №8. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №9. Правописание падежных окончаний имен существительных Род, число, склонение, падеж существительных Задание №1. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №2. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №3. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №4. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №5. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №6. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №7. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №8. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №9. Род, число, склонение, падеж существительных Задание№10. Род, число, склонение, падеж существительных Морфологический разбор существительного Задание №1. Морфологический разбор существительного Контрольные вопросы по теме «Существительное» Имя прилагательное как часть речи Задание №1. Прилагательное как часть речи Задание №2. Прилагательное как часть речи Задание №3. Прилагательное как часть речи Задание №4. Прилагательное как часть речи Задание №5. Прилагательное как часть речи Задание №6. Прилагательное как часть речи Задание №7. Прилагательное как часть речи Полные и краткие прилагательные Задание №1. Полные и краткие формы прилагательных Задание №2. Полные и краткие формы прилагательных Задание №3. Полные и краткие формы прилагательных Задание №4. Полные и краткие формы прилагательных Задание №5. Полные и краткие формы прилагательных Задание №6. Полные и краткие формы прилагательных Задание №7. Полные и краткие формы прилагательных Правописание падежных окончаний прилагательных Задание №1. Правописание окончаний прилагательных Задание №2. Правописание окончаний прилагательных Задание №3. Правописание окончаний прилагательных Морфологический разбор имени прилагательного Задание №1. Морфологический разбор прилагательных Контрольные вопросы по теме «Прилагательное» Глагол как часть речи Задание №1. Глагол как часть речи Задание №2. Глагол как часть речи Задание №3. Глагол как часть речи Неопределенная форма глагола. Задание №1. Неопределенная форма глагола Задание №2. Неопределенная форма глагола Задание №3. Неопределенная форма глагола Задание №4. Неопределенная форма глагола Задание №5. Неопределенная форма глагола Задание №6. Неопределенная форма глагола Задание №7. Неопределенная форма глагола Спряжение глаголов Задание №1. Спряжение глагола Задание №2. Спряжение глагола Задание №3. Спряжение глагола Задание №4. Спряжение глагола Задание №5. Спряжение глагола Вид глагола Задание №1. Вид глагола Задание №2. Вид глагола Задание №3. Вид глагола Задание №4. Вид глагола Время глагола Задание №1. Время глагола Задание №2. Время глагола Задание №3. Время глагола Задание №4. Время глагола Задание №5. Время глагола Задание №6. Время глагола Контрольные вопросы по теме «Глагол» Буквы е / и в корнях с чередованием Задание №1. Буквы е / и в корнях с чередованием Задание №2. Буквы е / и в корнях с чередованием Задание №3. Буквы е / и в корнях с чередованием Морфологический разбор глагола Задание №1. Морфологический разбор глагола Не с глаголами Задание №1. Не с глаголами Задание №2. Не с глаголами Задание №3. Не с глаголами Задание №4. Не с глаголами Задание №5. Не с глаголами Контрольные вопросы по теме «Глагол» Словосочетание Что изучает синтаксис? Синтаксический разбор словосочетания Задание №1. Синтаксический разбор словосочетания Задание №2. Синтаксический разбор словосочетания Задание №3. Синтаксический разбор словосочетания Задание №4. Синтаксический разбор словосочетания Задание №5. Синтаксический разбор словосочетания Задание №6. Синтаксический разбор словосочетания Контрольные вопросы и задания по теме «Синтаксис. Словосочетание» Предложение Главные члены предложения Второстепенные члены предложения Синтаксический разбор простого предложения Однородные члены предложения Задание №1. Однородные члены предложения Задание №2. Однородные члены предложения Задание №3. Однородные члены предложения Задание №4. Однородные члены предложения Задание №5. Однородные члены предложения Задание №6. Однородные члены предложения Задание №7. Однородные члены предложения Задание №8. Однородные члены предложения Предложения с обращениями Задание №1. Обращения Задание №2. Обращения Задание №3. Обращения Задание №4. Обращения Задание №5. Обращения Задание №6. Обращения Простое осложненное предложение Задание №1. Простое осложненное предложение Задание №2. Простое осложненное предложение Синтаксический разбор простого осложненного предложения Задание №1. Синтаксический разбор Контрольные вопросы и задания по теме «Простое предложение с осложнением» Тест Сложное предложение Синтаксический разбор сложного предложения Задание №1. Сложное предложение Задание №2. Сложное предложение Задание №3. Сложное предложение Задание №4. Сложное предложение Задание №5. Сложное предложение Задание №6. Сложное предложение Контрольные вопросы по теме «Сложное предложение» Прямая речь Задание №1. Прямая речь Задание №2. Прямая речь Задание №3. Прямая речь Задание №4. Прямая речь Задание №5. Прямая речь Диалог Задание №1. Диалог Задание №2. Диалог Задание №3. Диалог Контрольные вопросы по теме «Прямая речь и диалог»

Цель : познакомить учащихся с понятием «лексика» и «лексическое значение слова», выработать умение находить в толковом словаре определение лексического значения слова и грамматические признаки.

Задачи : научить составлять словарную статью, вырабатывать умение узнавать слово по его лексическому значению; развивать устную и письменную речь; воспитывать любовь к языкам.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический с элементами полилингвальности.

Оснащение урока: мел, доска, толковые словари, портрет И.Даля, стенд «Лексика русского языка».

Ход урока

I. Организационный этап

1. Приветствие.

2. Психологический настрой учащихся на работу

Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок!

II. Актуализация изученных раннее разделов русского языка

Ребята, какие разделы русского языка мы уже изучили? (синтаксис, фонетика)

Что вы о них знаете? (повторить определения)

Прослушайте стихотворение и попробуйте определить, с каким разделом мы познакомимся сегодня?

Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране Лексикологии
Ищите те пути, которые Вас к знаниям
Помогут привести.

III. Этап изучения нового материала

1. Работа со стихотворением А.Шибаева (открываем учебники на стр.137)

Как вы понимаете смысл последнего четверостишия?

Что значит «море слов»? (все слова языка)

2. Запись терминов в тетрадь.

Лексика - совокупность всех слов языка.

Лексикология - раздел науки о языке, который изучает словарный состав.

А задумывались ли вы сколько всего в русском языке слов?

3. Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».

Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. И мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.

Ребята, а что же такое вообще Слово?

4. Слушаем сообщение учащегося «Слово - самая удивительная вещь на свете».

Докажите, что слово - самая удивительная вещь на свете.

Какими словами можно передать радость, ликование? Нежность, теплоту, мужество?

4. Работа со стихотворением Рыленкова о добрых словах.

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным-
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

Какова основная мысль текста?

5. Словарная диктовка (у доски уч-ся)

Пожалуйста, сердечный, здравствуйте, заботливый, нежный, спасибо, благодарю, будьте любезны, добрый день.

Дополните эту группу слов «добрыми словами».

7. Ребята, чтобы употреблять слово, надо не только его знать, но и знать его лексическое значение. Например: словарь-книга, где собраны слова русского языка, машина-транспортное средство для передвижения.

- Лексическое значение слова - это то, что слово обозначает.

Обратимся к словам К.Паустовского: «Для всего, что существует в природе:воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

О чем эта цитата?

Что могут обозначать слова, из которых состоит наша речь? (предметы, явления окружающей действительности, понятия, действия, признаки).

IV. Этап закрепления новых знаний

1. Лексический диктант (упр.482).По словесному описанию определить название предмета и записать его одним словом. Тонуть, шторм, океан, плавать, маяк, берег. Какая тема объединяет эти слова? (морская). Составьте одно предложение с этими словами.

2. Выставка словарей.

Как вы думаете, куда следует обратиться за помощью, если мы не знаем значение какого-либо слова? (К словарю)

Как называется такой словарь? (Толковый)

Обратимся к нашей выставке. На ней представлены толковые словари.(Знакомство со словарями). Но самый известный это «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, в котором 200000 слов.

3. Сообщение учащегося о В.И.Дале.

4. Работа по учебнику (стр.137, упр.481)

Что обозначают данные слова: лексикон, лиловый, приручить?

Что мы узнали из этих словарных статей? (произношение слова и ударение, окончание слова в разных формах, лексическое значение слова, примеры употребления).
Вывод : С помощью толкового словаря можно выяснить не только значение, но и написание слова и его морфологические признаки.

5. Самостоятельная работа с элементом полилингвальности . (класс работает самостоятельно по вариантам, у доски учащийся выполняет упр. 484.)

1. Определить (перевести) слово на русский язык.

2. Составить словарную статью.

3. Проверка.

6. Знакомство с толковым словарем учебника (стр.294. Откроем и проверим:верно ли мы составили словарные статьи в предыдущем задании? (писать, мир, голова, бежать, мать, хорошо).

7. Кроссворд (загадки читаются на казахском языке, учащийся называет ответ на казахском языке и переводит его на русский язык).

1. Ұнгір түбінде жалбырап,
Өсіп тұр жалғыз жапырақ.(тіл-язык)

2. Үлкен үйге барасың
Үлкен білім аласың. (мектеп-школа)

3. Қабат қабат қатталған,
Асыл сөзбен апталған
Парағы бар сөйлейтің,
Ол қазына өлмейтін. (кітап - книга)

4. Ұшымен қазақ
Тор көзді жазық.
Үстіне өттім
Асыл сөз жазып (дәптер - тетрадь).

Если мы правильно отгадали загадки, получили спрятанное слово. Какое?

Найди по-казахски будет тан,
А книга так звучит: кітап.
В степи копытами пылят
Несутся кони, или....(ат).

А как вы думаете, это слово однозначное или многозначное?

Об однозначности и многозначности мы поговорим на следующем уроке!

V. Проверка усвоения новых знаний

1. Повторить усвоенные на уроке понятия.

Лексика - ..
Лексикология - ...
Лексическое значение слова - ...
Лексикон - ...
Толковый словарь - ..
В. И. Даль -

2. Тест со взаимопроверкой.

1. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре.
б) в словаре антонимов русского языка.
в) в орфографическом словаре.

2. То, что обозначает слово, является его:
а) грамматическим значением.
б) лексическим значением.

3. Словарный состав - это:
а) все слова языка.
б) слова, которые даны в толковом словаре.
в) слова, которые я знаю.

4. Словарный состав языка изучает:
а) фонетика.
б) лексика.
в) синтаксис.

2. Взаимопроверка. Оценки.

VI. Подведение итогов

Когда изведав трудности учения,
Мы начинаем складывать слова
И понимать, что есть у них значения
«Вода, огонь, старик, олень, трава».
По-детски мы удивлены и рады
Тому, что буквы созданы не зря.

VII. Домашнее задание

Выучить определения. Записать в тетрадь 2-3 словарные статьи из толкового словаря.

VIII. Рефлексия

  1. На уроке я узнал (а)...
  2. Мне понравилось...
  3. Своей работой на уроке я...
  4. Мое настроение...
  5. Домашнее задание мне кажется...

Все наши высказывания мы строим из слов-кирпичиков. Несмотря на то что все пользуются одинаковыми словами, каждый из нас имеет свой особенный лексический запас – совокупность тех слов, которыми мы пользуемся в речи. Не секрет, что чем больше слов хранится в Вашей языковой сокровищнице, тем более яркой и образно насыщенной может быть наша речь. Слова, без которых невозможно наше общение, и изучает лексика .

(от др.-греч. «относящийся к слову», «слово», «оборот речи» ) – это совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка; ее цель – называть, формировать и передавать знания об объектах реальной действительности.

Русская лексика – это один из наиболее богатых и загадочных разделов русского языка. Задумайтесь, как много вокруг нас слов. Посмотрите, как много значений может появиться со временем у изначально однозначного слова. Представьте, насколько объемно то, что выражают слова языка.

Лексика русского языка, подобно морфологии и др., это система – стройная и строгая: в ней есть свои классификации и разделы, но при этом лексика – единственный раздел, который наименее статичен, который постоянно находится в развитии. Это зависит от многих причин – развитие общества, появление новых реалий, переосмысление «старых» названий. Вспомним, слово гимназия или гувернёр : они ушли из языка, но в 21 веке вернулись с новым значением.

Лексика русского языка полна загадок. Иногда «название» предмета может не совсем соответствовать его сущности: мы говорим птица сидит на ветке (но она на ней стоит!) или пить таблетку (но ведь мы ее едим!) и др. Вспомните, как много слов имеют по несколько названий: например, у северных народов существует более двух десятков названий снега. При этом есть реалии, которые так и не получили своего названия (лакуны ) , например, как назовем часть лица между носом и губой или часть ноги за коленом? Пока у этих понятий нет названий, мы можем их лишь описать в нескольких словах.

Русская лексика делится на несколько классов: например, по сфере употребления – на общеупотребительную и лексику ограниченного употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы и проч.).

Помните, что лексика – это очень важный раздел, отвечающий не только за общение в целом, но и за его качество. Не нужно повторять, что изучать лексику своего языка должен каждый человек.

Если у Вас появились вопросы, Вы можете провести бесплатное пробное 25-минутное занятие с онлайн репетитором. Для этого Вам необходимо зарегистрироваться на сайте, и Вы сможете заниматься с репетитором уже сейчас. После у Вас будет возможность выбрать подходящий Вам тарифный план и продолжать заниматься с Вашим учителем.

Успехов в нелегком изучении русского языка!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.