Сказка о жабе и розе читать смотреть. Основная мысль произведения. В.М. гаршина в сказке о жабе и розе. Сказка о жабе и розе читать

Известный писатель. Род. в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда Тульской губернии, учился в Тульской семинарии, Медико-хирургической акад. и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1-й московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку. С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком. С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать под гармонику перед публикой. Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе У. дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах У. изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, наудачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя. Имя У. в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н. Г. Чернышевского "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта - неподкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая У. стала меркнуть. С появлением произведений Левитова, Глеба У., Решетникова публика, а тем более критика стали охладевать к У., который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием. С конца 1862 г. имя У. исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появляется в этом журнале разбор нового издания произведений У., написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя. После этого У. стал печатать свои рассказы в "Отечественных записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петров. Позднее его сочинения стали появляться все реже и большею частью в незначительных изданиях. "Рассказы Н. В. У." вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки" в 3 томах - в 1876 г., "Очерки народного быта" - в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "Сочинения, повести, рассказы и очерки" (4 тома). Был также целый ряд изданий мелких рассказов. Ср. некролог в "Историческом вестнике", 1889, декабрь.

П. Быков.

{Брокгауз}

Успенский, Николай Васильевич

Русский писатель. Род. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского. Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил. Лит-ая деятельность началась в 1857 ("Старуха", напечат. в "Сыне отечества"). Успенский, сблизившись с Некрасовыми Чернышевским, стал сотрудником "Современника". В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году У., резко настроенный против самодержавия, "обманувшего народ", был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю. Обидевшись на Некрасова, У. порвал с "Современником". В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в "Отечественных записках" и "Вестнике Европы". Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой. В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в "Русском вестнике" и бульварном "Развлечении". Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.

Ранние рассказы У. ("Старуха", "Поросенок", "Грушка", "Змей" и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма ("Хорошее житье", "Сельская аптека"). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был "Обоз" , посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье "Не начало ли перемены?" Чернышевский приветствовал У., сумевшего "глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода".

В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду ("Уездные нравы"), знакомое ему духовенство ("Работник", "Бурсацкие нравы" и др.), учительство, студенчество ("Студент", "Межедворов" и др.) и фабричных рабочих (пьеска "Странницы"), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными. Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - "Федор Петрович" , "Старое по-новому" , написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения которого чужды народнической идеализации общинных "устоев". Постепенно У. стал "забытым писателем", творчество которого, как одного из "шестидесятников" и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев. У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. "Поросенок", рассказанный деревенской просвирней, "Грушка" - торговцем, "Хорошее житье" - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в "Хорошем житье" он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску ("Обоз", "Змей" и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его "Истории одного города", в "Сказках". Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры. При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа.

Библиография: I. Рассказы, 2 чч., СПб, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПб, 1864; Новые рассказы, СПб - М., 1867; Новейшие рассказы, СПб - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПб, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПб, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. "Academia", Москва - Ленинград, 1933.

II. [Чернышевский П.], Не начало ли перемены? "Современник", СПб, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. M. H. Чернышевского, т. VIII, СПб, 1906; [Достоевский Ф.], Рассказы Н. В. Успенского, "Время", П., 1861, декабрь; Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., "Современник", СПб, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, "Дело", СПб, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. І, М., 1932 [в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX - LXXX)]; Бельчиков H., H. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., "Литература и марксизм", М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933.

III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПб, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933 [см.: "Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского", "Библиография"].

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Успенский, Николай Васильевич" в других словарях:

    Успенский (Николай Васильевич) известный писатель. Родился в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда, Тульской губернии, учился в тульской семинарии, медико хирургической академии и Петербургском университете, в котором курса… … Биографический словарь

    - (1837 89) русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления … Большой Энциклопедический словарь

    - [май 1837, с. Ступино, ныне Ефремовского района Тульской обл., √ 21.10(2.11).1889, Москва], русский писатель. Родился в семье сельского священника. Учился в Петербургской медико хирургической академии, затем на историко филологическом факультете… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Успенский. Николай Васильевич Успенский (31 мая 1837 21 октября (2 ноября) 1889, Москва) русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского. Содержан … Википедия

    - (1837 1889), русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления. * * * УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич (1837 89), русский писатель … Энциклопедический словарь

    Николай Васильевич Успенский (31 мая 1837г. 21 октября (2 ноября)1889, Москва) русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Значение в литературе … Википедия

    - (1837, село Ступино, ныне Ефремовского района Тульской области, — 1889, Москва), писатель. Сын священника. Учился в Тульской духовной семинарии, затем в Петербурге (в Медико хирургической академии и университете; не закончил), был близок к Н … Москва (энциклопедия)

Николай Васильевич Успенский
Дата рождения 31 мая (1837-05-31 )
Место рождения село Ступино, Ефремовский уезд , Тульская губерния
Дата смерти 2 ноября (1889-11-02 ) (52 года)
Место смерти Москва
Гражданство (подданство)
Род деятельности
Жанр очерк, рассказ, повесть
Язык произведений русский
Произведения на сайте Lib.ru
Файлы на Викискладе

Биография

Николай Васильевич Успенский родился в 1837 году в семье священника в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии . Сначала будущий писатель учился в духовной семинарии , а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете , который, правда, не закончил.

Литературная деятельность Успенского началась в 1857 году , когда в журнале «Сын отечества » был напечатан рассказ «Старуха». Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским , стал сотрудником «Современника ». В 1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию , где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году Успенский, резко настроенный против самодержавия , «обманувшего народ », был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

После конфликта с Некрасовым, Успенский порвал и с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (1862 год преподавал в Яснополянской школе Л. Н. Толстого , в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». В 1864 году писатель проживал в усадьбе Тургенева .

В 1878 году Николай Васильевич женился, однако овдовел уже в 1881 году , а с 1884 года писатель стал бродяжничать, часто голодая . Однако, Успенский продолжал писать, временами публикуясь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Кроме этого он играл перед уличной толпой на музыкальных инструментах, распевал куплеты и частушки , он разыгрывал целые сцены с маленьким крокодиловым чучелом, от лица которого произносил монологи . В одиночестве Успенский злоупотреблял алкоголем , а в октябре 1889 года окончил жизнь самоубийством , зарезавшись в переулке. Некролог был напечатан лишь в декабре того года в «Историческом Вестнике». Другие крупные издания некролог не печатали.

Творчество

Ранние рассказы Успенского («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, писатель выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов Успенского, раскрывавших истинное положение крестьянства , обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная Успенским, и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал Успенского, сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить… коренную причину её тяжелого хода ».

В дальнейшем Н. В. Успенский написал ряд рассказов и очерков , описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеса «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений писателя успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.

Наиболее художественно ценные повести Успенского 1860-х - «Фёдор Петрович» (), «Старое по-новому» (), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против Николая Успенского, произведения которого были чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно Николай Васильевич стал «забытым писателем», творчество которого, как одного из «

Эдуард Николаевич Успенский - советский писатель и известный автор детских книг. Одними из самых его известных персонажей являются Чебурашка, кот Матроскин, крокодил Гена, почтальон Печкин, Дядя Федор и другие. Состоит в совете партии «Гражданская сила».

Биография

22 декабря 1937 года в Московской области в городе Егорьевск родился Эдуард Успенский. Его родители были обычными служащими. Успенский Николая Михайлович был сотрудником аппарата ЦК КПСС, а Успенская Наталья Николаевна работала инженером-машиностроителем. Еще в школе он становится вожатым у младших. С этого момента он проникся особой любовью к младшим. Высшее образование он получает в Московском авиационном институте, но большую часть времени уделяет не учебе, а организации капустников, игр КВН. Став инженером, он отрабатывает тир года по специальности, а затем уходит в литературу.

Молодость

Еще в институте он начинает писать первые юмористические рассказы, стихи. Основным его заработком становятся написание сценариев к мультфильмам, театральных сценок и детская литература.

Первые юмористические рассказы Успенского зарезались цензурой. Лишь отдельные его работы были напечатаны в юмористических разделах «Литературной газеты» и газеты «Клуб 12 стульев». Это послужило переходом писателя к жанру детской литературы. В одном из своих последних интервью Эдуард Успенский заявил, что он всегда знал, что станет детским писателем. Не потому, что он не мог писать произведения для взрослых, а потому что он этого хотел.

Известность

Он приобретает известность после написания в 1966 году рассказа «Крокодил Гена и его друзья». Позднее, в соавторстве с Качановым, он пишет еще несколько пьес про Чебурашку.

В 1974 году он опубликовал свою первую книгу из серии - «Дядя Федор, пес и кот». Эта книга об очень самостоятельном шестилетнем мальчике, который за это получил прозвище Дядя Федор. Дядя Федор уходит из дома, так как его родители не разрешают приютить бездомного говорящего кота Матроскина. Уже вместе с псом Шариком они поселяются в деревне Простоквашино. По этой серии книг было снято несколько известных мультфильмов.

Успенский председательствует в жюри, которое принимает решение о присуждении премии «Заветная мечта». При возрождении Высшей лиги КВН в 1986 году он был в жюри. Созданием телепередач «Спокойной ночи, малыши!», «Радионяня», «АБВГДейка» обязаны тоже ему.

В 2010 году Эдуард Успенский стал обладателем премии имени Корнея Чуковского, выдаваемой за особые достижения детским писателям.

В связи с тем, что многие люди пытались использовать его героев в корыстных целях, Успенский обращался к юристам, и они оказывали ему юридическую помощь, которая касалась авторских прав на его произведения и героев.

Эдуард Николаевич Успенский. Родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске Московской области - умер 14 августа 2018 года в Москве. Советский и российский писатель, сценарист, автор детских книг.

Эдуард Успенский родился в г. Егорьевске Московской области.

Отец - Успенский Николай Михайлович (1903-1947), сотрудник аппарата ЦК ВКП(б).

Мать - Успенская Наталья Алексеевна (1907-1982), инженер-машиностроитель.

Братья: Игорь (старший) и Юрий (младший).

Получив образование в Московском авиационном институте (МАИ) и став инженером, он зарабатывал на жизнь тем, что писал и делал сценарии мультфильмов. В дополнение к детским книгам Успенский писал стихи и театральные сценки из цикла о Чебурашке, «Крокодил Гена и его друзья».

Первая книга Успенского про Дядю Фёдора «Дядя Фёдор, пёс и кот» была опубликована в 1974 году. Главным героем был шестилетний мальчик, которого звали Дядей Фёдором за то, что он был очень самостоятельным. После того, как родители запретили ему оставить в квартире говорящего бездомного кота Матроскина, Дядя Фёдор ушёл из дома. Вместе с Матроскиным и псом Шариком они втроём поселились в деревне Простоквашино. Найдя клад, они смогли купить трактор, ездящий на супе и картошке. По книге было снято три популярных мультипликационных фильма: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино».

Интересно, что образ старухи Шапокляк был списан Успенским со своей бывшей жены.

Цикл произведений о «Простоквашино» был переведён на турецкий язык.

Являлся председателем жюри премии «Заветная мечта». Также в 1986 году являлся членом жюри в первых играх возрождённой Высшей лиги КВН.

Эдуард Успенский является организатором таких передач, как «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня» и «В нашу гавань заходили корабли».

В 2007-2008 годах член Высшего Совета политической партии «Гражданская сила».

В 2010 году Успенскому присуждена премия имени Корнея Чуковского, учреждённая для детских писателей, в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе».

Скончался вечером 14 августа 2018 года в частном доме в деревне Пучково, которая входит в Троицкий административный округ Москвы. Ранее, 9 августа, писателю стало плохо в своем доме. Он потерял сознание, а его супруга вызвала медиков.

Вторая жена - Елена Успенская. В браке родились дочери-двойняшки Ирина и Светлана.

В 2005-2011 годах состоял в браке с телеведущей Элеонорой Филиной.

После разрыва с Филиной вновь сошелся со своей второй женой Еленой.

Библиография Эдуарда Успенского:

«Крокодил Гена и его друзья» М.,1966, 1970
Разноцветная семейка. М., 1967
Крокодил Гена. М., 1970
Вот так школа. М., 1968
«Воздушные шары» М., 1971
«Вниз по волшебной реке» М., 1972
Гололёд. М., 1973
«Наследство Бахрама», 1973
«Дядя Фёдор, пёс и кот» М.,1974
Академик Иванов. М., 1974
Крокодил Гена. Таллин, 1975
Повтори. М., 1976
Удивительное дело. М., 1976
Крокодил Гена. М., 1977
Крокодил Гена и другие сказки. М., 1977
«Вниз по волшебной реке» М.,1979
Если был бы я девчонкой. М., 1983
Каникулы в Простоквашино. М., 1983
Над нашей квартирой. М., 1980, 1981, 1984
Вера и Анфиса в поликлинике. М., 1985
Вера и Анфиса знакомятся. М., 1985
«Отпуск крокодила Гены», 1974
«Гарантийные человечки» М., 1975
Гололёд. М., 1982
«Гарантийные человечки возвращаются», 2011
«Все в порядке» М., 1976
«Мудрец»
«Школа клоунов», 1981
«Колобок идёт по следу» М., 1987
Про Сидорова Вову. М., 1988
«Клоун Иван Бултых», 1987
«25 профессий Маши Филипенко», 1988
«Меховой интернат» М., 1989
«Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы», 1990
«Дядя Фёдор, пёс и кот» (диалоги по политическим вопросам), 1990
«Лекции профессора Чайникова», 1991
«Грамота: Книга для одного читающего и десяти неграмотных», 1992
«Бизнес Крокодила Гены», 1992
«Год хорошего ребенка» (1992) (соавтор Э. де Грун)
«Подводные береты» (1993)
«Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино» (1994)
«Любимая девочка дяди Фёдора» (1997)
«Дядя Фёдор идёт в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино» (1999)
«Крокодил Гена - лейтенант милиции» (2001)
«Похищение Чебурашки» (2001)
«Случай со степанидом» (рассказы) (2002)
«Таинственный гость из космоса» (2004)
«Истории про девочку со странным именем» (2009)
«Зима в Простоквашино» (1997)
«Новые порядки в Простоквашино»
«Праздники в деревне Простоквашино»
«Привидение из Простоквашино»
«Неприятности в Простоквашино»
«Клад из деревни Простоквашино»
«Каникулы в Простоквашино»
«Новая жизнь в Простоквашино»
«Весна в Простоквашино» (2004)
«Ошибка почтальона Печкина»
«Чебурашка идёт в народ»
«Грибы для Чебурашки» (2001)
«Иван - царский сын и Серый Волк»
«Про Веру и Анфису»
«Жаб Жабыч Сковородкин»
«Сын Жаба Жабыча»
«История с ястребом-перепелятником»
«Следствие ведут колобки»
«Магнитный домик под Владимиром»
«Укус гадюки» (2002)
«Хозяйственная собака на белорусском хуторе»
«Дядя Фёдор, пёс и кот, и политика»
«Печкин против Хватайки»
«Кислотный дождь в Простоквашино и другие весёлые истории»
«Дни рождения в Простоквашино»
«Происшествия в Простоквашино, или изобретения почтальона Печкина»
«История про Гевейчика, гуттаперчевого человечка»
«Лжедмитрий Второй, настоящий»

Пьесы Эдуарда Успенского:

«Испанский сериал»
Дядя Фёдор, пёс и кот (1976)
Гарантийные человечки (1979)
Девочка-учительница (1983)
«Новый Год в Простоквашино»
«Остров Учёных»
«Отпуск Деда Мороза»
«Про щучье веленье»
«Пропажа белого слона»
«Следствие ведут Колобки»

Художественные фильмы Эдуарда Успенского:

1982 - Там, на неведомых дорожках (по повести «Вниз по Волшебной реке»)
1991 - Год хорошего ребёнка (по мотивам одноимённой повести Э.Успенского и Э. де Грун)

Сценарии мультфильмов Эдуарда Успенского:

1969 - Антошка (Весёлая карусель, № 1), Крокодил Гена
1971 - Чебурашка
1971 - Разгром (Весёлая карусель, № 3)
1971 - Рыжий, рыжий, конопатый (Весёлая карусель, № 3)
1972 - Неудачник (сценарий: Р. Качанова, Э. Успенского, режиссёр В. Голиков)
1974 - Шапокляк
1974 - Птичий рынок
1975 - Картина. Ехал Ваня
1975 - Наследство волшебника Бахрама
1975 - День чудесный
1975 - Слоно-дило-сёнок
1975 - Дядя Фёдор, пёс и кот: Матроскин и Шарик (фильм первый)
1976 - Дядя Фёдор, пёс и кот: Митя и Мурка (фильм второй)
1976 - Дядя Фёдор, пёс и кот: Мама и папа (фильм третий)
1976 - Осьминожки
1978 - Трое из Простоквашино
1979 - Дядюшка Ау (фильм первый)
1979 - Ошибка дядюшки Ау (фильм второй)
1979 - Дядюшка Ау в городе (фильм третий)
1979 - Про холодильник, серых мышей и гарантийных человечков
1979 - Олимпийский характер
1980 - Каникулы в Простоквашино
1980 - Клякса
1980 - Гребля на каноэ (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Дзю-до (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Конный спорт (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Спортивная гимнастика (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Спортивная ходьба (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Хоккей на траве (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Баба-яга против! (фильм первый)
1980 - Баба-яга против! (фильм второй)
1980 - Баба-яга против! (фильм третий)
1981 - Пластилиновая ворона
1981 - Ивашка из дворца пионеров
1982 - Телеглаз (заставка к циклу передач об экономии)
1983 - Чебурашка идёт в школу
1983 - Следствие ведут Колобки (фильм первый)
1983 - Следствие ведут Колобки (фильм второй)
1983 - Новогодняя песенка Деда Мороза
1984 - Зима в Простоквашино
1985 - Про Сидорова Вову
1986 - Академик Иванов
1986 - Про Веру и Анфису
1986 - Следствие ведут Колобки (фильм первый, второй)
1987 - Следствие ведут Колобки (фильм третий, четвёртый)
1987 - Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса тушат пожар
1988 - Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса на уроке в школе
1988 - Загадка (Весёлая карусель, № 19)
1989 - Сегодня в нашем городе
1989 - Счастливый старт 1 (фильм о дельфинах)
1989 - Счастливый старт 3 (фильм о дельфинах)
1989 - Озеро на дне моря (фильм о дельфинах)
1989 - Мико - сын Павловой (режиссёр Е. Пророкова) (фильм о дельфинах)
1989 - Надводная часть айсберга (фильм о дельфинах)
1989 - Секретная океанская помойка (фильм о дельфинах)
1990 - Счастливый старт 4 (фильм о дельфинах)
1991 - Подводные береты
1993 - Три типа и скрипач
2011 - Весна в Простоквашино
2013 - Чебурашка (режиссёр Макото Накамура)

Успенский Николай Васильевич родился в 1837 г. в селе Ступино, Ефремовского уезда, Тульской губернии - писатель - демократ.

Отец его - деревенский священник, обремененный большой семьей и постоянно нуждавшийся. Еще в ранние годы Николай Васильевич близко узнал тяжелую жизнь крепостных крестьян, помещичьей дворни.

С 1848-56 учился в Тульской духовной семинарии, бурсацкий быт которой, мертвящая система обучения, невежество учителей, своеволие бурсаков неблагоприятно сказались на воспитании будущего писателя, хотя уже тогда проявились его литературные интересы.

Успенский решает уйти из семинарии и едет в Петербург, где поступает, по примеру многих разночинцев того времени, в Медико-хирургическую академию. Попав в атмосферу оживленной студенческой жизни, он приобщается и к литературной жизни столицы.

В 1857 на страницах «Сына Отечества» появляются его рассказы «Старуха» и «Крестины». Вскоре произведениями Николая Васильевича заинтересовался Некрасов , он привлек писателя к сотрудничеству в «Современнике». Успенский переходит на историко-филологический факультет Петербургского университета, но здесь он учится всего лишь год, целиком отдавшись литературной работе.

Эпизоды раннего периода жизни писателя (деревенские впечатления, семинария, студенческий быт) нашли отражение в ряде его автобиографических произведений

«При своем деле»,

«Брусилов»,

«Декалов» и другие.

Рассказы и очерки Николая Васильевича, печатавшиеся в «Современнике» под общим названием «Очерки народного быта», принесли успех писателю.

В 1861 вышла первая книга его рассказов. В статье Чернышевского «Не начало ли перемены?» («Современник», 1861, № 11) был раскрыт глубокий смысл произведений писателя-демократа, их новаторское значение в литературе о народной жизни. В том же году Успенский побывал за границей, познакомился с Тургеневым. Зарубежная буржуазная действительность вызвала резкие критические суждения радикально настроенного разночинца. Он иронически относится и к русским либералам, восхвалявшим только что проведенную крестьянскую реформу. В близости революционно - демократическому лагерю «Современника» состояла сила суждений писателя.

Однако идейная его убежденность была недостаточно прочной. Вскоре по личным мотивам он порывает с Некрасовым и «Современником».

Дальнейший жизненный и писательский путь Успенского Николая Васильевича был запутанным, противоречивым, приведшим, в конце концов, к трагической развязке. Некоторое время он учительствует в Яснополянской школе Л. Толстого, потом работает учителем в разных городах. Продолжая литературное творчество, писатель сотрудничает в различных печатных органах, вплоть до реакционных. Вышедшие незадолго до смерти его мемуары «Из прошлого» получили скандальную известность, так как в них, наряду с некоторыми ценными биографическими материалами, содержалось немало тенденциозных и прямо клеветнических выдумок по отношению к виднейшим деятелям русской литературы. Личная неустроенность, идейный и творческий кризис привели писателя к самоубийству.

Ценнейшая часть литературного наследия Успенского Н.В. - его очерки и рассказы о народной жизни, созданные в первый период творчества. По определению Чернышевского, заслуга писателя-демократа состояла в том, что «он пишет о народе правду без всяких прикрас». В своих рассказах Успенский со всей смелостью и прямотой заговорил о таких чертах народной жизни, народного характера, которые сложились в тягостных условиях крепостнических порядков, безысходной бедности и бесправия. В рассказах «Обоз», «Проезжий», «Змей» и других он рисует деревенскую темноту, невежество, беззащитность перед силой и наглостью богатых и привилегированных сословий.

Достоевский отмечал рассказ «Поросенок», в котором писатель, описывая злоключения бедной женщины, сумел показать в ней «простодушие, добродушие и вместе с тем извращение самых обыкновенных, самых естественных понятий». Большого драматизма при полной безыскусственности повествования преисполнен рассказ старой крестьянки о крепостной деревенской действительности («Старуха»), Устами преуспевающего кабатчика повествуется о горьком пьянстве нищих мужиков («Хорошее житье»). Суровая правда о народе нужна была для самого народа, для роста его самосознания. Именно в этом видели Чернышевский и Добролюбов одну из насущных задач передовой русской литературы. В рассказах Николая Васильевича Успенского, столь емких по жизненному, идейному содержанию, проявилось большое дарование и художественное мастерство писателя-реалиста - его превосходное знание народного языка, речевая индивидуализация героев, лаконизм повествования, умение за отрывочными картинами представить целый уклад жизни, за скупыми портретными деталями раскрыть существенные черты духовного облика простых людей.

Авторское отношение в рассказах Успенский не декларируется, оно проявляется в построении, образах, картинах произведения. Рассказы и очерки его периода общественного подъема 60-х гг. способствовали развитию всей демократической литературы той поры и последующего времени.

Дальнейшее творчество писателя посвящено в основном изображению пореформенной жизни России, преимущественно деревенской, которую писатель лучше всего знал. В своих произведениях он говорит о губительности для народа пережитков крепостного права, росте буржуазных отношений, бесплодности либерально-земских «забот» о народном благе, рассказывает о повсеместном разорении крестьянства

«Федор Павлович»,

«Производительные силы»,

«Деревенский театр»,

«Издалека и вблизи»,

«Егорка-пастух»,

«В земской управе» и др.

Произведения этого периода не получили у современников столь широкого признания, как первая книга рассказов писателя, но и они многое дают для познания русской пореформенной действительности, говорят о меткости наблюдений художника.

Творчество Успенского Николая Васильевича было предметом споров, разных оценок в критике.

Со статьями и рецензиями о его произведениях выступали Чернышевский, Достоевский , Михайловский , Бунин , М. Горький.

Плеханов в статье «Литературные взгляды Н. Г. Чернышевского», отвергая либерально-народнические суждения об Успенском, писал: «Это был типичный представитель эпохи 60-х годов, взявшийся за изображение народного быта. Он отнюдь не задавался целью издеваться в своих произведениях над русским крестьянином... он по-своему сильно сочувствовал ему... как человек, не чувствующий никакой надобности в идеализации отсталой массы». Лучшие произведения У. способствовали дальнейшему углублению реализма русской литературы, ее развитию по пути демократизма и народности.