Чем отличается метод и методика. Чем метод отличается от методики. X. Количественные методы в изучении языка

Теория (греч. theoría, от theoréo - рассматриваю, исследую), в широком смысле - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности - объекта данной Т. Т. выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования практической деятельности.

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio - схватывание) - термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов, не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Концепция связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое в отличие от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты - устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Концепции, приобретая пропозициональную форму теории, утрачивают свою сопряженность с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определенный комплекс. Концепции коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми «общими голосами», признаваемыми участниками диалога. Каждый элемент концепции коррелирует не с объектом, а с целостностью личного опыта.

МЕТОД- в широком смысле сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач. Метод предполагает известную последовательность действий на основе четко осознаваемого артикулируемого и контролируемого идеального плана в самых различных видах познавательной и практической деятельности в обществе и культуре. Степень этой осознанности и контроля идеального плана деятельности может быть различной, но так или иначе осуществление деятельности на основе того или иного метода в принципе предполагает сознательное соотнесение способов действия субъектов данной деятельности с реальной ситуацией, оценку их эффективности, критический анализ и выбор различных альтернатив действия и пр

По Боришпольцу- способ достижения какой-либо цели, совокупность приемов\ операций практического или теоретического познания действительности. Связан с операционализацией теоретического знания. Или сознательный способ достижения результата, решения поставленных задач.

Методика -совокупность способов, приемов познания

По Ковальченко- совокупность правил и процедур, приемов и операций, позволяющих на практике реализовать идеи и требования принципа, на котором основан метод.

Методология (от «метод» и «логия») –1) учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности 2)система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»

Методология – 1)это учение об организации деятельности. 2) учение о методе познания и преобразования мира» Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности

ПОДХОД - комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей. Обычно к анализу категории П. обращаются в особые периоды развития той или иной деятельности, когда фиксируются принципиальные изменения или возникают неразрешимые наличными средствами проблемы. В развитии науки и научной деятельности Кун назвал эти периоды научными революциями. В более широком смысле, вся наука представляет собой особый П. к миру, базовой парадигмой которого являются развернутые представления о природе

Научные концепции - наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий.

Научная теория - это систематизированные знания в их совокупности. Научные теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т.п.) посредством системы законов.

Главное отличие теории от гипотезы - достоверность, доказанность. сам термин теория имеет множество смыслов. Теория в строго научном смысле - это система уже подтвержденного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и теорий.

Различают три вида теорий.

1. Описательные теории. Описательные теории носят качественный характер. Они выделяют исследуемую группу явлений или объектов, формулируют на основе научных данных общие закономерности, но корректировка доказательств и логический анализ не проводятся. К таким теориям относятся первые теории электричества и магнетизма, филиологическая теория Павлова, теория Дарвина, современные психологические теории.

2. Научные теории. В этих теориях с помощью математических моделей конструируется идеальный объект, представляющий и замещающий реальный объект. Обычно такие теории основываются на нескольких аксиомах и гипотезах. Следствия из теории проверяются экспериментально. Примером являются современные физические теории, для которых характерна логика и строгий математический аппарат.

3. Дедуктивные теории. В дедуктивных теориях формулируется основная аксиома, а затем добавляются положения, выведенные из основной аксиомы путем строгой логики. Пример: «Начала» Евклида.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА

План.

II. Описательный метод изучения языка

III. Сопоставительный метод

IV. Сравнительно-исторический метод в языкознании

V. Конструктивные методы

VI. Дистрибутивный метод

VII. Метод компонентного анализа

VIII. Психологический метод в языкознании

IX. Нейролингвистические методы

X. Количественные методы в изучении языка

XI. Социолингвистические методы

Наблюдение,

Эксперимент,

моделирование , которые носят различный характер в зависимости от специфики науки.

Наблюдение включает в себя отбор фактов, установление их признаков, описание наблюдаемого явления в вербальной или символической форме, в форме графиков, таблиц, геометрических структур и т.д. Лингвистическое наблюдение касается отбора языковых явлений, выделения из устной или письменной речи того или иного факта, соотнесения его с изучаемой парадигмой явления.

Эксперимент как общенаучный способ исследования - это поставленный опыт в точно учитываемых условиях. В лингвистике эксперименты проводятся как с использованием приборов и аппаратов (экспериментальная фонетика, нейролингвистика), так и без таковых (психолингвистические тесты, анкетирование и т.д.).

Моделирование представляет собой такой способ познания явлений действительности, при котором объекты или процессы изучаются путём построения и исследования их моделей. Модель в широком смысле - это любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема,
чертеж, графики и т.п.) или устройство, используемые в качестве «заместителя», «представителя» какого-либо объекта, процесса или явления. Любая модель строится на основе гипотезы о возможном устройстве оригинала и является его функциональным аналогом, позволяя переносить знания с модели на оригинал. Понятие модели широко входит в языкознание в 60-70-е годы XX столетия в связи с проникновением в лингвистику идей и методов кибернетики.

Важным общенаучным элементом процесса познания является интерпретация (от лат. interpretatio - объяснение, истолкование), суть которой заключается в раскрытии смысла полученных результатов исследования и включении их в систему существующих знаний. Без включения новых данных в систему существующих знаний их смысл
и ценность остаются неопределенными. В 60-70-е годы XX века возникло и развилось целое научное направление - интерпретирующая лингвистика , которая рассматривала значение и смысл языковых единиц зависимыми от интерпретирующей деятельности человека.

3. Частная методология включает методы конкретных наук, например, математические,

биологические,

лингвистические и др., которые соотносятся с философской и общенаучной методологией, а также могут заимствоваться другими науками.

Лингвистические методы исследования характеризуются прежде всего редким применением инструментального эксперимента и слабой формализацией доказательств. Лингвист ведет анализ обычно путем наложения имеющихся знаний об объекте исследования на конкретный материал (текст), из которого производится та или иная выборка, а теория строится на основе моделей-образцов. Свободная интерпретация разнообразного фактического материала по правилам формальной логики и научная интуиция являются характерными чертами лингвистических методов.

Термин «метод» как путь исследования явлений никогда не понимался однозначно.

Чаще всего под методом понимают обобщенные совокупности теоретических установок, приемов исследования, связанных с определенной теорией.

Наиболее общий метод всегда представляет собой единство «метод-теория», вычленяя ту сторону объекта исследования, которая признается важнейшей в данной теории. Например, исторический аспект языка в сравнительно-историческом языкознании, психологический - в психолингвистике, структурный аспект в структурной лингвистике и т.д. Любой крупный этап в развитии языкознания, характеризующийся изменением взглядов на язык, сопровождался изменением метода исследования, стремлением создать новый общий метод.
Таким образом, каждый метод имеет свою сферу применения, исследует свои аспекты, свойства и качества объекта. Например, применение сравнительно-исторического метода в языкознании связано с родством языков и их историческим развитием, статистического - с дискретностью
языковых единиц, их разной частотностью и т.д.

Методика исследования представляет собой процедуру применения того или иного метода, которая зависит от аспекта исследования, техники и способов описания, личности исследователя и иных факторов.

Например, при количественном изучении единиц языка в зависимости от целей исследования может использоваться различная методика:

делаются приблизительные подсчеты,

точные подсчеты с использованием математического аппарата,

сплошная или частичная выборка языковых единиц и тому подобное. Методика охватывает все этапы исследования :

Наблюдение и сбор материала,

Выбор единиц анализа и установление их свойств,

Способ описания,

Прием анализа,

Характер интерпретации изучаемого явления.

Самый хороший метод и прием исследования могут не дать нужных результатов без верной методики исследования. При характеристике каждого из лингвистических направлений и школ методическая проблематика занимает в этом то большее, то меньшее место. Различие в школах внутри одного лингвистического течения, направления чаще всего заключается не в методах исследования, а в различных методиках анализа и описания материала, степени их выраженности, формализованности и значимости в теории и практике исследования. Так, например, характеризуются различные школы структурализма: пражский структурализм, датская глоссематика, американский дескриптивизм.

Таким образом, методология, метод и методика являются тесно связанными и взаимодополняющими друг друга понятиями. Выбор в каждом конкретном случае того или иного методологического принципа, сферы применения метода и методики зависит от исследователя, целей
и задач исследования.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА

План.

I. Методология, метод, методика: сходства и различия

Фрагмент работы:

Что такое метод? Чем отличается метод исследования от метода обучения, от метода решения школьной задачи?

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

в отличие от методологии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.Все их многообразие можно разделить на: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.

Это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа

Это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-пе-дагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

В теории экспериментальной психологии исследователь должен представлять разделение следующих гносеологических психологических категорий: методология, метод, методика, средство исследования, технология и техника, тестирование, моделирование и др. (рис. 1.3), на которых коротко остановимся.

Рис. 1.3.

исследований

В научной литературе термин «методология» определяется по крайней мере в рамках четырех плоскостей. Некоторые авторы трактуют методологию как систему принципов и способов организации и построения исследования 1 . А. Я. Анцупов, М. И. Дьяченко и другие исследователи придают этой категории путеводный статус и определяют ее как путь исследования с помощью методов объективных проявлений психики и раскрытия закономерностей . В Энциклопедическом словаре отмечается, что методология исследования является неким учением о методах, методиках, способах и средствах познания . Согласно А. Реберу (A. Reber) это система методов, конкретные процедуры и средства, использующиеся в исследовании .

Структура понятия «методология» представлена также в виде четырех основных элементов: теоретического, содержательного, практического и формального. Теоретическая составляющая методологии стремится к модели идеального знания - это гносеология (наука о познании). Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования - это эпистемология (наука о путях, методе познания). Практическая составляющая методологии - это программа (алгоритм), набор приемов и способов достигнуть практической цели, не погрешив против истины. Наконец, формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.

Методология, опираясь на принятые теории и концептуальные подходы, определяет (и включает) способы, средства, методы и технологии исследования. Совокупность нескольких методов принято называть методологическим подходом.

Метод (греч. methodos - путь исследования или познания) - это постоянно развивающийся и видоизменяющийся способ или совокупность способов, приемов и операций, шагов, действий. В данном пункте взгляды многих исследователей совпадают. Однако в содержательной части («способ чего?») проявляются разногласия авторов. Одни определяют метод как способ построения и обоснования системы знаний (действительности) , другие - как способ решения определенной задачи, достижения какой- либо цели , третьи - как способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме 1 . С. Л. Рубинштейн пишет о методе как о способе, посредством которого познается предмет науки . В Психологическом словаре отмечается, что метод - эго способ изучения психологических проявлений личности человека . В Философском словаре метод трактуется как способ теоретического и практического освоения (познания) деятельности .

В отличие от метода методика имеет авторство. В Словаре бизнес-терминов методика определяется как совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы . С. Л. Рубинштейн указывает на методику как на частный, вспомогательный или промежуточный метод исследования . А. Ребер утверждает, что методика - это производная от метода, конкретизированная для реальной ситуации определенная усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели .

В рамках теоретического представления терминов психологической гносеологии средство исследования представлено синонимично понятию «метод» и трактуется как прием, способ действия для достижения чего- нибудь, орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности .

В современной психологии нарастает процесс принятия и активного освоения исследователями понятий, пришедших в психологическую науку из других сфер знаний: философии, социологии, информатики, экономики и др. Ярким примером этого является употребление в профессиональной психологии и акмеологии терминов «технология», «техника», «инструмент», «моделирование», «модель» и др.

Технология (греч. techne - искусство, мастерство, умение + logos - мысль, причина; методика, способ производства) - это совокупность методов, процессов и материалов, комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на деятельность с целью получения продукта с номинальным качеством и оптимальными затратами и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. Данное понятие прочно связано с термином «техника». В психологии под техникой понимается, с одной стороны, совокупность средств человеческой деятельности, включая психологические инструменты (алгоритмы) и методы (например, проективные техники, игровые техники и ир.), а с другой - совокупная характеристика навыков и приемов, усвоенных и приобретенных людьми и используемых в какой-либо сфере их жизнедеятельности.

Инструмент (лат. instrumentum - орудие) - предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для воздействия на объект - его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта 1 . В основе конструкции и правил использования инструмента лежат знание законов реальности, окружающей среды, задачи и технологические особенности деятельности. То есть технология наряду с внешними условиями и целями предопределяет назначение и функции инструмента. Инструмент представляет собой некое средство воздействия на объект. Однако воздействие может представляться в исследовании двумя планами - орудием (инструментом) и вспомогательным материалом, способствующим воздействию. В одном случае это средство может выполнять функцию орудия (инструмента), а в другом - вспомогательного материала. Например, статистическая программа, реализуемая при помощи компьютера, является инструментом для обработки эмпирических данных. Когда же компьютерная программа применяется в качестве средства демонстрации стимуль- ного материала испытуемым, то она выполняет функцию вспомогательного материала, а инструментом является тестовое задание.

Моделирование - метод и (или) процесс исследования психических явлений при помощи их реальных (физических) и идеальных, прежде всего математических, моделей . Моделирование должно являться обязательной частью психологических исследований и разработок ввиду сложности материальных объектов, окружающего мира, форм их взаимоотношений и взаимодействий. В основу метода (процесса) моделирования положена процедура исследования объектов действительности путем манипулирования с их моделями. Одни и те же объекты могут иметь различные модели в зависимости от целей и условий исследования. Модель (фр. modele, от лат. modulus - мера, аналог, образец) - это некая искусственная или естественная система, изучение которой служит средством получения знаний о другой системе, это упрощенное представление, аналог определенного реального объекта или фрагмента социальной реальности (оригинала), протекающих в нем процессов и явлений .

Как и моделирование, тест (англ, test - проба, испытание, проверка) представляет собой некую психологическую методику, которую часто называют методом психодиагностики, использующим стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений . Тестирование предполагает использование тестов. С одной стороны, это методика изучения глубинных процессов деятельности человека, с другой - система стандартизированных заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности .

Таким образом, рассмотренные категории являются основополагающими в экспериментальной психологии и несут в себе систематизирующую и структурирующую идею, в которой заключается особый эпистемологический смысл, предполагающий методическую верификацию любой, даже очевидной, гипотезы и концепции. Эта верификация должна быть отлажена и доказательна, как бы сложно и утомительно ни было это осуществлять.

  • См.: Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.2-е изд. М.: Политиздат, 1990. С. 209 ; Философский энциклопедический словарь / гл. ред.Л. Ф. Ильичев [и др.]. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 365.
  • Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций.1935-2007 гг. / А. Я. Анцупов [и др.]; под ред. А. Я. Анцупова. М.: Студия «Этника», 2007.С. 12 ; Дьяченко М. И., Капдыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психологический словарь-справочник. М.: ИД Куприянова, 2009. С. 154.
  • Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М. : Сов.энциклопедия, 1986. С. 797.
  • Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / А. Ребер: пер. с англ. М.: Вече-АСТ, 2001. Т. 1.С. 445.
  • э Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. С. 364.

В переводе с греческого термин «метод» буквально означает «путь». Он применяется для описания взаимосвязанных и соединенных в единую систему взглядов, приемов, способов и операций, которые целенаправленно применяются в научно-исследовательской деятельности или при практическом осуществлении процесса обучения. Выбор метода напрямую зависит от мировоззрения того, кто будет его применять, от целей и задач деятельности.

Фактически любая область человеческой деятельности характеризуется своими собственными методами. Часто говорят о методах литературного творчества, методах сбора и обработки информации, ведения предпринимательской деятельности. При этом речь чаще всего идет о наиболее общих принципах и подходах, которые положены в основу познания одной из сторон действительности и действий с ее объектами.

Известно несколько самостоятельных классификаций методов. Они могут разделяться на общие и частные. Иногда выделяют особые методы конкретных научных дисциплин, например, сравнительный метод в языкознании или метод системных описаний в психологии. Но есть и наиболее общие методы, которые широко используются в любых науках, а также в образовании. К ним можно отнести непосредственное наблюдение, эксперимент и моделирование.

Отличие методики от метода

Методика, если сравнивать ее с методом, носит более конкретный и предметный характер. По сути своей она представляет собой хорошо подготовленный и адаптированный к конкретной задаче алгоритм действий в рамках методологического подхода. Эта более или менее четко заданная последовательность операций базируется на принятом методе, на его основных принципах. По своему содержанию понятие «методика» ближе всего стоит к термину «технология».

Отличительный признак методики – детализация приемов и приближение их к задаче, стоящей перед исследователем или педагогом. Если, к примеру, в социологическом исследовании решено использовать метод интервьюирования, то методика подсчета результатов и их интерпретации может быть разной. Она будет зависеть от принятой концепции исследования, особенностей выборки, уровня оснащенности исследователя и так далее.

Говоря другими словами, в методике непосредственно воплощается метод. Считается, что хороший ученый или педагог, работающий в рамках определенного метода, владеет целым репертуаром методик, что позволяет ему проявлять гибкость в подходах и приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности.