Кто является основателем научной экспериментальной психологии. Конспекты лекций по «основам экспериментальной психологии. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Термин «экспериментальная психология» имеет, по крайней мере, четыре значения.

1) Под экспериментальной психологией понимают (вслед за В. Вундтом, С. Стивенсом и другими учеными) всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии. Эта точка зрения отражена в «Экспериментальной психологии» под редакцией П. Фресса и Ж. Пиаже (Экспериментальная психология, 1966).

2) Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. Типичным учебником, который предлагает студентам такое понимание экспериментальной психологии, является «Экспериментальная психология человека» М. В. Мэтлин.

3) Термин «экспериментальная психология» часто употребляется в расширительном значении для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

4) Наконец, под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента , базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающую его планирование и обработку данных Классическим учебником такого рода стала «Экспериментальная психология» Ф. Дж. Мак-Гигана

Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Термин «наука» относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений , которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т. д. Идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности.

Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое — теоретическое знание»: единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.

Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как человеческая деятельность прежде всего характеризуется методом .

Научный метод - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Парадигма — это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это — правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой. Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины.

Любая теория есть временное сооружение и может быть разрушена. Отсюда — критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.

Каждая теория — всего лишь предположение и может быть опровергнута экспериментом. К. Поппер сформулировал правило: «Мы не знаем — мы можем только предполагать».

С позиций критического рационализма (так характеризовали свое мировоззрение Поппер и его последователи) эксперимент — это метод опровержения правдоподобных гипотез.

Принцип потенциальной опровержимости научной теории Поппер назвал принципом фальсифицируемости.

Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:
1. Выдвижение гипотезы (гипотез).
2. Планирование исследования.
3. Проведение исследования.
4. Интерпретация данных.
5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).
6. В случае опровержения старой — формулирование новой гипотезы (гипотез).

Парадигма современного естествознания стала основой психологического метода.

Цель науки — постижение истины, а способ постижения истины — научное исследование.

Исследование основано на научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Научное исследование бывает:

Теоретическое
Эмпирическое
Теоретико-эмпирическое

Исследования по их характеру можно разделить на

фундаментальные (направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний)
и прикладные (проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи)

монодисциплинарные (проводятся в рамках отдельной науки) и междисциплинарные (проводятся на стыке нескольких научных дисциплин)

аналитические /однофакторные (направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности) и комплексные (проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности).

По цели исследования:

Поисковые (подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями «методом тыка»: «Попробуем так, может, что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области).

Критические (проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента).

Уточняющие (их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание).

Воспроизводящие (его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки).

Этапы научного исследования

1. Постановка задачи: что неизвестно?
На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследование по методике, предложенной его предшественниками, затем анализирует методы и методики, которые ими применялись для решения этой или аналогичных задач. Наиболее творческий момент исследования заключается в изобретении оригинальной методики.

2. Формулировка предположений - гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта — группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований — часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследова¬ний и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.

3. Проведение исследований по намеченному плану . В ходе реального эксперимента всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта.

4. Первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные.

5. Формулировка выводов

Получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени. Исследователь должен быть убежден, что найденная им закономерность справедлива и для психического процесса (например, мыслительного), который происходит у человека, живущего в Лондоне, и для жителя Москвы. Научное знание интерсубъективно , т.е. научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.д.

Валидность

Соответствие реального исследования идеальному - внутренняя валидность.
Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности - внешняя валидность.
Отношение идеального исследования к реальности -теоретическая, или прогностическая валидность, поскольку план «идеального исследования» строится исходя из теоретической идеализации реальности — гипотез исследования.

Теория - высшая форма научного знания

Эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические предсказания. Теория является внутренне непротиворечивой системой знаний о части реальности (предмете теории).

Формы теоретического знания - законы, классификации и типологии, модели, схемы, гипотезы.

Теория выступает в качестве высшей формы научного знания. Каждая теория включает в себя следующие основные компоненты:
1) исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности);
2) базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории;
3) логику теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории;
4) множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.

По способу построения различают
аксиоматические (строятся на системе аксиом, необходимых и достаточных, недоказуемых в рамках теории) и
гипотетико-дедуктивные теории (строятся на предположениях, имеющих эмпирическую, индуктивную основу).

Различают теории:
качественные , построенные без привлечения математического аппарата. Это концепция мотивации А. Маслоу, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, экологическая концепция восприятия Дж. Гибсона и пр.;

формализованные - в их структуре используется математический аппарат, — это теория когнитивного баланса Д. Хоманса, теория интеллекта Ж. Пиаже, теория мотивации К. Левина, теория личностных конструктов Дж. Келли.;

формальные - например, стохастическая теория теста Д. Раша (IRT — теория выбора пункта), широко применяемая при шкалировании результатов психолого-педагогического тестирования. «Модель субъекта со свободной волей» В. А. Лефевра (с определенными оговорками) может быть отнесена к сильно формализованным теориям.

Различают эмпирическое основание и предсказательную мощность теории. Теория создается не только для того, чтобы описать реальность, ценность теории заключается в том, какие явления реальности она может предсказать и в какой мере этот прогноз будет точным.

Научная проблема

Постановка проблемы — начало любого исследования. Не нуждается в исследовании лишь подтверждение очевидности. Однако очевидность субъективна.

В неизменных условиях, к которым приспосабливается человек, мир для него беспроблемен. Проблемы порождаются изменчивостью мира и духовной активностью людей.

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы.

В науке формулирование проблемы — обнаружение «дефицита», нехватки информации для описания или объяснения реальности.

Этапы порождения проблемы :

выявление нехватки в научном знании о реальности;
описание проблемы на уровне обыденного языка;
формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Уже формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования. Проблема — это риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем и философскую трактовку понятия «проблема». «Проблема» — объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес» [Философский энциклопедический словарь, 1989].

Проблемы подразделяются на реальные проблемы и «псевдопроблемы», которые кажутся значимыми. Кроме того, выделяется класс неразрешимых проблем (превращение ртути в золото, создание «вечного двигателя» и пр.) Доказательство неразрешимости проблемы само по себе является одним из вариантов ее решения.

Гипотеза

Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения , которые подлежат экспериментальной проверке. Первые входят в структуры теорий в качестве основных частей. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания.

Второй тип гипотез — предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории. Точнее, можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению.

Гипотезы первого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обоснованные гипотезы). Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели.
Второй тип — научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях, а сформулированные по принципу Фейерабенда: «все подходит». Их оправдание — в интуиции исследователя: «А почему бы не так?»
Третий тип — эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая. Классическим вариантом такой гипотезы является афоризм Козьмы Пруткова: «Щелкни быку в нос, он махнет хвостом».

По содержанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии:
А) явления; (попытка установить истину: «А был ли мальчик?» Все это гипотезы о фактах).
Б) связи между явлениями; (к таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой).
В) причинной связи между явлениями. (в экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных).

Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух: основной и альтернативной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических ги-потез используются лишь два понятия: Н1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве).

Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая — для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров.

Теорию в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия, которые и называют гипотезами. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулироваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводимые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте.

Гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.

Методы научного исследования

-Теоретические. Ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией, теоретическая работа совершается «в уме».
-Эмпирические. Проводится для проверки правильности теоретических построений; ученый взаимодействует с самим объектом

-Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.. Классической наблюдательной наукой является астрономия.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Главными особенностями метода наблюдения являются:
— непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
— пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
— сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

Эксперимент -проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы и причинно-следственной связи. Позволяет воспроизводить явления реальности в специально созданных условиях и тем самым выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних условий.

Измерение - эмпирический метод выявления свойств или состояний объекта путем организации взаимодействия объекта с измерительный прибором, изменения состояний которого зависят от изменения состояния объекта. С методической точки зрения, измерение — это регистрация состояния объекта на основе регистрации изменения состояний другого объекта (прибора).

Психологическим измерением считают оценку величины тех или иных параметров реальности или оценку сходств и различий объектов реальности, которую производит испытуемый. На основании этих оценок исследователь измеряет особенности субъективной реальности испытуемого.

При измерении невозможно выявить причинно-следственные зависимости, но можно установить связи между уровнями разных параметров объектов.

Наблюдение является непосредственным, «пассивным» методом исследования.
Измерение — «пассивный», но опосредованный метод.
Эксперимент — «активный», но также опосредованный метод изучения реальности.
Теоретически возможен и четвертый вид эмпирического исследования: непосредственный и «активный», при котором исследователь без приборов регистрации и воздействия взаимодействует с объектом, активно меняя его состояние. Такой метод возможен, наверное, только в психологии, и называется он беседой, а шире — коммуникативным методом.

-Моделирования. Модель — аналог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта. К таким объектам относятся уникальные системы, недоступные экспериментальному изучению, или системы, на которых эксперимент производить по моральным соображениям нельзя: Вселенная, Солнечная система.

Физическое моделирование - исследуется экспериментально
Знаково-символическое моделирование - реализуется в виде более или менее сложной компьютерной программы

Интерпретационные

Учебно-методическое пособие содержит рабочую программу, тематический план и курс лекций по дисциплине «Экспериментальная психология», специальности 01 «Психология». В пособии изложены методологические основы психологических исследований и эксперимента, дана характеристика этапов подготовки и проведения эксперимента, освещены вопросы обработки и интерпретации полученных данных. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов.

История развития экспериментальной психологии. Роль экспериментального метода в психологических исследованиях

План лекции

1. Исторические контексты развития психологического знания.

2. Экспериментальный метод в психологии. Вильгельм Вундт.

3. Экспериментальное исследование высших психических функций. Герман Эббингауз.

4. Структурное направление экспериментальной психологии и функционализм.

5. Прикладные аспекты экспериментальной психологии.

6. Экспериментальные психологические исследования в российской психологии.


1. Исторические контексты развития психологического знания. Психология – одна из самых древних наук и одновременно одна из самых молодых. Подчеркивая эту противоречивость, немецкий психолог Г. Эббингауз говорил, что психология имеет очень длинную предысторию и очень короткую собственную историю. Психология на протяжении тысячелетий развивалась в лоне философского знания, осмысления и объяснения мира, ее собственная история начинается с середины XIX в., когда она выделилась в самостоятельную науку.

С мифологических времен человека занимали собственные переживания, страдания, страсти, поведение, отношение к окружающему миру, что находило выражение в одухотворении тела и природных вещей, в приписывании телу и окружающим предметам особой таинственной нематериальной субстанции, называемой «духом».

В более поздние времена размышления о человеческой природе составляют значительную часть философских и теологических трактатов. Уже в VI-V вв. до н. э. Гераклита, Анаксагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и других античных мыслителей интересовали многие из тех проблем, над которыми и сегодня работают психологи: природа ощущений, восприятия, памяти и их механизмы, побуждения, аффекты, страсти, обучение, виды активности, особенности характера, патологии поведения и др.

К середине XIX в. применение экспериментального метода в познании человеческой природы не представляло особой проблемы. Во-первых, отказ от средневекового авторитаризма и схоластики в естественных науках, сопровождавшийся повсеместным распространением в них различных форм эксперимента, стал к тому времени установившимся фактом. Во-вторых, многие ученые-естественники (физики, медики, биологи, физиологи) в своей практической деятельности все чаще сталкивались с явлениями, понимание которых требовало конкретных знаний об устройстве человеческого организма, особенно о работе его органов чувств, двигательного аппарата и мозговых механизмов.

Уже с середины XVIII в. в физиологии применяются разнообразные экспериментальные методы: искусственное раздражение препарата или живого органа, регистрация или наблюдение вызванных этим раздражением ответов, простейшая математическая обработка получаемых данных. В «Руководстве по физиологии человека» немецкого биолога И. Мюллера (1801-1858) отразился богатейший опыт физиологических исследований всех функций человеческого организма.

В середине XIX в. работавший в Лондоне шотландский врач М. Холл (1790-1857) и профессор естествознания Французского колледжа в Париже П. Флоранс (1794-1867), исследуя функции мозга, широко применяли метод экстирпации (удаления), когда функция определенной части мозга животного устанавливается путем удаления или разрушения этой части с последующим наблюдением за изменениями в его поведении.

В 1861 г. французский хирург П. Брока (1824-1880) предложил клинический метод – посмертное изучение структуры мозга с целью обнаружения поврежденных участков, которые отвечали за поведение. Вскрывали мозг умершего и отыскивали повреждения, обусловившие аномалию поведения при жизни пациента. Например, в результате исследования мозга мужчины, неспособного при жизни внятно говорить, был открыт «центр речи» (третья лобная извилина коры головного мозга).

Развитие экспериментальной физиологии привело к оказавшим решающее влияние на антропологические науки того времени последствиям: быстро увеличивался фактический материал, относящийся к различным сторонам жизнедеятельности организмов, получаемые в экспериментах данные нельзя было установить умозрительным путем; многие жизненные процессы, ранее бывшие монопольным предметом религиозных и философских размышлений, получили новые, главным образом механистические объяснения, поставившие эти процессы в один ряд с естественным ходом вещей.

Развитие психология как самостоятельной науки начинается с экспериментальной психологии, у истоков которой стояли немецкие ученые. Впервые экспериментальные методы изучения сознания применили Г. Гельмгольц (1821-1894), Э. Вебер (1795-1878), Г. Фехнер (1801-1887), В. Вундт (1832-1920).

Стремительно развивающаяся физиология нервной системы постепенно отвоевывала у философии все большее и большее пространство. Немецкий физик и физиолог Г. Гельмгольц (1821-1894), осуществляя замеры скорости проведения нервных импульсов, начал исследование зрения и слуха, явившееся базой для становления психологии восприятия. Его теория восприятия цвета затрагивала не только периферические аспекты, исследуемые физиологией органов чувств, но и многие центрально обусловленные явления, которые еще не удавалось контролировать экспериментально и в полной мере (например, его резонансная теория слухового восприятия).

Немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878), главный научный интерес которого был связан с физиологией органов чувств, изучал кожную и кинестетическую чувствительность. Его эксперименты с осязанием подтвердили наличие порога ощущений, в частности, двухточечного порога. Варьируя места раздражения кожи, он показал, что величина этого порога неодинакова, и объяснил это различие. Благодаря работам Э. Вебера стала очевидной не только возможность измерять ощущения человека, но и существование строгих закономерностей в осознаваемом чувственном опыте.

Изучением законов связи между психическими и физическими явлениями занимался Г. Фехнер (1801-1887), основоположник психофизики. Глубокие знания по физиологии органов чувств, физическое и математическое образование, философские познания интегрировались в простую, но гениальную идею, сформулированную впоследствии как основной психофизический закон. Г. Фехнер разработал ставшие классическими психофизические методы: метод границ, метод постоянных стимулов и метод установки. Они стали мощным инструментом для решения научных проблем не только в психофизике, но и в общей психологии.

2. Экспериментальный метод в психологии. Вильгельм Вундт. С середины XIX в. складывается ситуация, когда становится возможным применить экспериментальные методы естественных наук к исследованию философско-психологических проблем соотношения души и тела, психического и физического. Несмотря на то, что на становление теоретических и методологических основ психологии оказали влияние такие древнейшие науки, как философия, медицина, биология, считается, что современный подход в психологии берет свое начало образования в 1879 г. первой психологической лаборатории в Лейпциге, руководил которой немецкий физиолог, философ, психолог Вильгельм Вундт.

Вильгельм Вундт (1832-1920) поступил в университет на медицинский факультет, однако понял, что медицина не его призвание, и посвятил себя изучению физиологии. В 1855 г. (в 23 года) получил докторскую степень и в течение десяти лет читал лекции и работал лаборантом у Г. Гельмгольца в Гельдельберге. В 1875 г. стал профессором философии в Лейпцигском университете, где проработал 45 лет. Это был самый важный период его научной карьеры.

В 1879 г. В. Вундт основал знаменитую психологическую лабораторию, в 1881 г. – журнал «Философские учения» (с 1906 г. «Психологические учения»), печатный орган своей лаборатории и новой науки. Подобные лаборатории были образованы впоследствии во Франции, Англии, США, России, Японии, Италии. В Москве в 1912 г. была оборудована лаборатория, ставшая точной копией вундтовской.

Основными трудами В. Вундта, отразившими результаты его исследований, являются: «К теории чувственного восприятия» (1858-1862), «Элементы психофизики» (1860), «Лекции о душе человека и животных» (1863), «Основы физиологической психологии» (1873, 1874). Основав лабораторию и журнал, В. Вундт наряду с экспериментальными исследованиями обращается к философии, логике, эстетике (1881-1890). В конце жизни он издает десятитомный труд «Психология народов» (1900-1920). За период с 1853 по 1920 гг. В. Вундт подготовил более 54 тысяч страниц научного текста, т. е. он писал по 2,2 страницы ежедневно. Большинство сочинений ученого переведено на русский язык.

Психология В. Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук, в первую очередь на физиологии. Предметом исследований выступало сознание. Основой концептуальных взглядов являлись эмпирицизм (направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания) и ассоцианизм (направление в психологии, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации).

В. Вундт считал, что сознание есть сущность психики, сложное явление, для изучения которого лучше всего подходит метод анализа, или редукционизма. Он отмечал, что первым шагом в исследовании какого-либо явления должно быть полное описание его составных элементов.

По мнению ученого, психология должна изучать в первую очередь непосредственный опыт, который очищен от всякого рода интерпретаций и «доопытных» знаний, от опосредованного опыта, который дают знания. Этот опыт не является составляющим непосредственного переживания.

Основным методом новой науки явилась интроспекция – метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Поскольку психология – наука об опыте сознания, значит, и метод должен предполагать наблюдения над собственным сознанием. Чтобы получить информацию об органах чувств, исследователь использовал какой-либо раздражитель, а затем просил испытуемого описать полученные ощущения.

Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, проводились в Лейпцигской лаборатории по строгим правилам: точное определение момента начала эксперимента; наблюдатели не должны снижать уровень своего внимания; эксперимент должен быть проведен несколько раз; условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменения и контроля за изменением факторов раздражения.

Интроспективный анализ был связан не с качественной интроспекцией (когда испытуемый описывал свой внутренний опыт), а с непосредственными представлениями испытуемого о величине, интенсивности, диапазоне действия физического раздражителя, времени реакции и др. Таким образом, выводы об элементах и процессах сознания делались исходя только из объективных оценок.

В Лейпцигской лаборатории изучались психологические и физиологические аспекты зрения и слуха и других чувств. Исследовались зрительные ощущения и восприятия (психофизика цвета, цветовой контраст, периферическое зрение, негативное остаточное изображение, ослепление, объемное зрение, оптические иллюзии), тактильные ощущения, а также «чувство» времени (восприятие или оценка разных промежутков времени). Особое внимание уделялось экспериментам, направленным на изучение времени и скорости реакции, внимания и чувств, вербальных ассоциаций.

Таким образом, В. Вундта можно назвать основоположником современной психологии. Благодаря ему в науке возникла новая отрасль – экспериментальная психология. Он пытался разработать строгую теорию природы человеческого мышления. В. Вундт проводил исследования в специально созданной лаборатории и публиковал результаты в собственном журнале. Некоторые из последователей Вундта основали лаборатории и продолжили его исследования, добившись замечательных результатов .

3. Экспериментальное исследование высших психических функций. Герман Эббингауз . Всего через несколько лет после заявления В. Вундта о невозможности экспериментального исследования высших психических функций немецкий психолог-одиночка Г. Эббингауз (1850-1909), работавший вне каких-либо университетов, начал успешно применять эксперимент для изучения процессов памяти, обучаемости и др.

Изучение Г. Эббингаузом процессов заучивания и забывания – пример гениальной работы в экспериментальной психологии – первый опыт рассмотрения собственно психологических, а не психофизиологических проблем. В течение пяти лет Г. Эббингауз провел на себе ряд серьезных исследований. Он утверждал, что трудность заучиваемого материала можно оценить числом повторов для последующего его безошибочного воспроизводства. В качестве материала для запоминания использовались бессмысленные списки трехбуквенных слогов. Отыскать подобные сочетания было чрезвычайно трудной задачей для Г. Эббингауза: он владел английским, французским так же, как родным немецким, изучал латынь и греческий.

Слоги должны быть подобраны таким образом, чтобы не вызывать ассоциаций. Его бессмысленные слоги состояли, как правило, из двух согласных и одной гласной (например lef, bok или аус, тап, сип и т. п.). Он расписал все возможные буквенные сочетания, получив 2300 слогов, из которых наугад выбирал слоги для заучивания. Причем лишенными смысла должны были быть не только отдельные слоги, но и текст (список слогов) в целом.

В ходе экспериментов определялись особенности обучения и запоминания в разных условиях, разница в скорости запоминания бессмысленных слогов и осмысленного материала, зависимость объема запоминаемого материала от числа повторов. Исследование Г. Эббингауза отличалось своей тщательностью, строгим контролем за соблюдением условий эксперимента, математическим анализом данных.

Другими важными его работами являются «О памяти»; «Принципы психологии» (1902); «Очерки по психологии» (1908).

Большого теоретического вклада в психологию Г. Эббингауз не внес, он не создал психологической системы, не основал собственной школы, не воспитал учеников. Его место в истории психологии определяется тем, что он положил начало экспериментальному исследованию процессов памяти.

4. Структурное направление в экспериментальной психологии и функционализм. Первоначально экспериментальная психология развивалась в рамках структурного направления по исследованию проблем сознания, следуя в основном традициям методологического подхода Р. Декарта. Первые психологические лаборатории и психологические исследования (В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, О. Кюльпе, В. М. Бехтерев, Э. Крепелин, Г. И. Челпанов, И. А. Сикорский и др.) были направлены на выявление структуры и элементов сознания (как основного предмета психологии). Психология на данном этапе накапливала эмпирический материал, разрабатывала методологию и инструментарий изучения психических явлений. О широком прикладном использовании полученных знаний не было и речи. Данную позицию в ее крайности отчетливо выразил Э. Титченер (1867-1927), американский психолог, ученик В. Вундта. Он считал, что структурная психология представляет собой «чистую науку», не имеющую прикладного значения, и верил в то, что ученые не должны беспокоиться о практической ценности своих исследований.

Но в это же время возникает и другое направление в психологии – функционализм, сложившийся в к. XIX – н. ХХ в. прежде всего в американской экспериментальной психологии, и ставший осознанным протестом против структурной психологии («чистой науки»), не имеющей прикладного значения.

Функционализм – научное направление в психологии, исследующее проблемы, связанные с ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды. Представителями функциональной психологии являются Ф. Гальтон, У. Джемс, Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и их последователи, разрабатывавшие прикладные аспекты психологии (С. Холл, Дж. Кеттел, А. Бине и др.).

Приверженцы функционализма не стремились к формальному образованию собственной научной школы, но, изучая поведение организма в условиях его взаимодействия с окружающей средой, они стали интересоваться и вопросами практического применения результатов психологических исследований в решении повседневных задач.

Английский психолог и антрополог Ф. Гальтон (1822-1911) при исследовании проблем психической наследственности и индивидуальных различий в развитии детей использовал статистические методы, применял опросники и психологические тесты. Конечной целью исследований было способствовать рождению «качественных» личностей и препятствовать рождению «некачественных». Ф. Гальтон создал новую науку евгенику, имевшую дело с факторами, которые могли улучшить наследуемые качества людей, и утверждал, что человеческий род, подобно домашним животным, может быть улучшен путем искусственной селекции. Для этого необходимо, чтобы талантливые люди выбирались из общей массы и сочетались браком только друг с другом в течение многих поколений. Ф. Гальтон был первым, кто в целях отбора высокоодаренных мужчин и женщин для дальнейшей селекционной работы разработал тесты умственных способностей, хотя появлению этого термина наука обязана американскому психологу Д. Кеттелу, ученику В. Вундта.

Для обоснования данных исследований, обеспечения их объективности, надежности и достоверности Ф. Гальтон использовал методы статистики. Работы Ф. Гальтона в области статистики привели также к открытию одной из самых важных величин – корреляции, первое упоминание о которой появилось в 1888 г. При поддержке Ф. Гальтона его студент К. Пирсон вывел использующуюся по сей день формулу определения коэффициента корреляции, получившего название «коэффициент корреляции Пирсона». Впоследствии на основе работ Ф. Гальтона были разработаны многие другие методы статистических оценок, применяющиеся для анализа результатов психологических исследований.

Окончательная версия функционализма изложена в книге американского психолога Г. Кэрра «Психология» (1925 г.), где указывается, что предметом изучения психологии является психическая деятельность, т.е. такие процессы, как восприятие, память, воображение, мышление, чувства, воля; функция психической деятельности заключается в приобретении, фиксировании, сохранении, организации и оценке переживаний и использовании их для руководства поведением. Подобная направленность психологических теоретических изысканий соответствовала нуждам и запросам экономического и социального развития американского общества. Сфера прикладного использования психологии начала стремительно расширяться.

5. Прикладные аспекты экспериментальной психологии. Одним из «первопроходцев» в американской психологии, занявшимся прикладными ее аспектами в области школьного образования, является С. Холл (1844-1924), организатор первой психологической лаборатории при университете Джонса Хопкинса (1883). При изучении детской психологии С. Холл широко использовал метод анкетирования, с которым познакомился в Германии. К 1915 г. С. Холл и его студенты разработали и успешно использовали для разнообразных исследований 194 опросника.

Значительный вклад в разработку основ психодиагностики как прикладного аспекта экспериментальной психологии внес Д. Кеттел (1860-1944). В одной из статей, написанной им в 1890 г., появилось определение тестов умственных способностей (тесты моторных, или сенсомоторных способностей). Работая в Пенсильванском университете, Д. Кеттел провел серию таких тестов среди своих студентов и к 1901 г. собрал достаточно информации, чтобы установить связь между результатами тестов и показателями академической успеваемости студентов. Результаты оказались неутешительными. Сопоставляя их с аналогичными, полученными в лаборатории Э. Титченера, Д. Кеттел пришел к выводу, что подобные тесты не могут служить показателем успеваемости в колледже, а следовательно, и умственных способностей студентов.

Хотя понятие «тест умственных способностей» ввел Д. Кеттел, тестовый метод получил широкое распространение благодаря работам А. Бине (1857-1911), французского независимого психолога-самоучки, который использовал более сложные критерии умственного развития. Он не согласился с подходом Ф. Гальтона и Д. Кеттела, применявших тесты сенсомоторных функций для измерения интеллекта. А. Бине полагал, что наилучшим критерием умственного развития может служить оценка таких познавательных функций, как память, внимание, воображение, сообразительность. Его метод обеспечил возможность эффективно измерять умственные способности человека, что стало началом современной тестологии.

В 1904 г. А. Бине представилась возможность на практике доказать свою правоту. По инициативе Министерства народного образования Франции была создана комиссия по изучению умственных способностей детей, испытывавших трудности в школьным обучении. А. Бине и психиатр Т. Симон участвовали в работе комиссии и вместе разработали ряд интеллектуальных задач для детей различных возрастных групп. На основе этих задач и был составлен первый тест на интеллект. Первоначально он состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые располагались по возрастанию трудности.

В последующие годы тест неоднократно пересматривался и модифицировался. А. Бине и Т. Симон предложили понятие умственного возраста , определяемого по уровню тех интеллектуальных задач, которые способен решать ребенок.

После смерти А. Бине в 1911 г. развитие тестологии «переместилось» в США, там его работы получили даже большее признание, чем во Франции. В 1916 г. Л. Терман , бывший ученик С. Холла, модифицировал тест Бине-Симона, который с тех пор стал стандартным. Он назвал его шкалой Стенфорд-Бине по названию Стенфордского университета, где тест был впервые представлен, и ввел в широкое обращение понятие коэффициента умственного развития (IQ). Шкала Стенфорд-Бине претерпела несколько редакций и широко применяется в современной тестологии.

С началом первой мировой войны и возросшей технической оснащенностью войск перед армией стояла задача распределить огромное число новобранцев по родам войск и поручить им соответствующие задачи. Для того чтобы проводить тестирование по сложной шкале Стэнфорд-Бине, требовались специально обученные люди. Этот ориентированный на индивидуальность тест не подходил для крупномасштабной программы тестирования, когда за короткое время надо было оценить способности множества людей. Руководил специальной комиссией, группой, включавшей 40 психологов, президент APA (Американской психологической ассоциации) Р. Йеркс . После анализа множества тестов был взят за основу тест С. Отиса и после доработки подготовлен «армейский альфа-тест» и «армейский бета-тест» («бета» – это версия «альфа» для неанглоязычных и неграмотных людей).

Работа комиссии шла медленно, и фактически к тестированию новобранцев приступили за три месяца до окончания войны. Было протестировано более миллиона человек. И хотя программа почти не имела прямого влияния на военные успехи (к тому времени армия больше не нуждалась в этих данных), тем не менее она оказалась очень важной для развития практической и прикладной психологии в целом. Армейские тестирования стали прообразом последующих массовых психологических обследований.

При проведении групповых тестов по отбору рекрутов в армию на сложные технические специальности поощрялось также определение личностных характеристик. Когда армии понадобились тесты для отсева новобранцев с неврозами, американский психолог Р. Вудвортс (1869-1962) разработал бланк личностных данных – опросник, в котором обследуемые отмечали те признаки невротических состояний, которые, по их мнению, у них имеются. Бланк личностных данных послужил моделью для дальнейшего развития группового тестирования.

Еще один ученик В. Вундта американский психолог У. Скотт (1869-1955), оставив позиции структурной интроспективной психологии, применил психологические методы в бизнесе и рекламе, исследуя проблемы эффективности рынка и мотивации в сфере производства, торговли и потребления. Для нужд армии им была разработана шкала оценки качеств младших офицеров. Во время первой мировой войны У. Скотт предложил военным использовать его знания в подборе персонала для армии. К концу войны он был удостоен медали «За отличную службу» – самой высокой военной награды США, которую может получить гражданское лицо. В 1919 г. У. Скотт основал собственную компанию, которая оказывала консалтинговые услуги по работе с персоналом и повышению эффективности более чем сорока крупнейшим корпорациям США. В 1920 г. он стал президентом Северо-западного университета и пробыл на этом посту почти 20 лет.

К моменту окончания Второй мировой войны прикладная психология получила свое научное признание. «Прикладная психология, – говорил Э. Торндайк, – это научная работа. Создать психологию для бизнеса, промышленности или армии тяжелее, чем создать психологию для других психологов, и потому это требует большего таланта».

6. Экспериментальные психологические исследования в российской психологии.

В России психология развивалась под влиянием рефлекторной теории И. М. Сеченова, получившей дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах. В российской психологии в дооктябрьский период (до 1917 г.) условно выделяли естественнонаучное и эмпирическое направления, представители которых внесли наибольший вклад в развитие и разработку проблем экспериментальной психологии. Классические экспериментальные исследования, проводившиеся в лабораториях И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, а также психологами Н. Н. Ланге, Н. А. Бернштейном, клиницистами С. С. Корсаковым, А. Р. Лурия и другими, составили естественнонаучную основу психологических знаний. Идеи Ч. Дарвина об эволюции психики животных развивались в трудах А Н. Северцова и В. А. Вагнера.

В 20-30-е гг. XX в. советская психология переходит на позиции диалектико-материалистического метода познания. Этот процесс был довольно противоречивым. Наряду с этим продолжают расширяться экспериментальные исследования в психофизиологических лабораториях, размах получают тестологические обследования в целях профориентации и профотбора при распределении на сложные виды профессиональной деятельности.

В этот период было основано более 12 научно-исследовательских институтов, около 150 лабораторий по экспериментальной психологии, издавалось много научно-методической литературы. Была принята программа научно-исследовательской и практической работы, в которой указывалось на три основных направления исследований: изучения человека («субъективный момент труда»), изучение и приспособление орудий труда к «материальной обстановке труда», изучение рациональных методов организации труда.

В 30-е гг. ХХ в. в СССР получила широкое распространение психотехника – отрасль психологии, изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с психологией труда, профориентацией и профотбором. Считалось, что зарубежные психотехнические наработки носят «архибуржуазный характер», так как известная формула «все имеют равные возможности» подверглась экспериментально обоснованной критике со стороны советских психологов. Требования нейтральности и объективности, внеклассовости и внепартийности психологии поставили психотехнику и психологию труда в трудное положение. Критики экспериментальной психологии активно утверждали, что тестологическая процедура становится орудием расовой дискриминации и возложила на себя функцию социального регулирования, основываясь на ложной идее о том, что наука может стать над обществом, его процессами, нормами и установками.

После постановления ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» психотехника (как и вся практическая психология) попала под разгром. В короткий срок были закрыты все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, уничтожена или сдана в закрытые фонды архивов психотехническая литература. Немногочисленные труды ученых-психотехников 20-30-х гг. ХХ в. сохранились лишь в личных библиотеках и труднодоступны для широкого круга читателей.

В 40-е гг. XX в. экспериментальные психологические исследования переместились в военную сферу. В сотрудничестве с К. Х. Кекчеевым в 1941 г. А. Н. Леонтьев исследовал проблему адаптации зрительного анализатора, в 1942 г. аналогичная задача решалась ими в пограничных войсках. В 1945 г. вышла книга «Восстановление движения. Психофизиологическое исследование восстановления функций руки после ранения», где были подведены итоги работы А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца по данной теме за годы Великой Отечественной войны. Для периода 40-50-х гг. XX в. характерны экспериментальные наработки в области анализа отдельных высших психических функций, а именно мышления, речи, эмоций, также наметился значительный прогресс в исследовании проблем детской психологии.

Только к концу 50-х гг. XX в. экспериментальная психология вновь вышла на научно-исследовательскую ниву. В частности, в 1958 году под руководством К. К. Платонова началась первая научно-исследо-вательская работа по психотехнической проблематике. В 60-е гг. XX в. отмечается бурный рост количества и качества психологических исследований. Развивается компьютерная, или «адаптивная», психодиагностика (В. А. Дюк, А. Анастази, С. Урбина), где ключевое место занимают компьютер и математические методы. Психологическое экспериментирование насыщается электронно-вычислительной техникой, превращается в пробы искусственного интеллекта. Между философами, психологами и кибернетиками разгорается дискуссия о возможности создания «искусственного интеллекта» подобного «естественному». Формализованные компьютерные психологические методики все громче и отчетливее заявляют о себе.

Таким образом, психологический эксперимент на рубеже XIX-XX веков приобрел индивидуальный статус основного метода психологии. Под влиянием экспериментальной психологии изменился статус самой психологической науки. «За несколько десятилетий, – писал С. Л. Рубинштейн в 1946 году, – фактический экспериментальный материал, которым располагает психология, значительно возрос, методы, которыми она работает, стали разнообразнее и точнее, облик науки заметно преобразился. Внедрение в психологию эксперимента не только вооружило еe этим новым, очень мощным специальным методом научного исследования, но и вообще по-новому поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии. Именно поэтому введение экспериментального метода в психологию сыграло такую большую, пожалуй, даже решающую роль в оформлении психологии как самостоятельной науки».

В настоящее время экспериментальная психология является самостоятельной отраслью психологического знания, без тесного взаимодействия с которой не обходится ни одна другая отрасль психологии. Любое исследование в любой отрасли психологического знания опирается на методологию и методы проведения психологического исследования, эксперимента, методы, приемы и способы математико-статистической обработки психологических данных.

ЛИТЕРАТУРА

    Дружинин Владимир Николаевич «ЭП» - СПб.: Питер, 2003. – 319с.

    Макаревич Ремуальд Александрович «ЭП» - Минск, 2000. – 173с.

    Корнилова Татьяна Васильевна «ЭП» - М.: Аспект Пресс, 2002.

    Немов Роберт Семенович «П» Том 3. – М.: Владос, 2003. – 640с.

    Поль Фресс «ЭП» - СПб.: Питер, 2003.

    Зароченцев К.Д. «ЭП»

Экспериментальная психология как наука

    Понятие ЭП, предмет и объект.

    История становления ЭП как науки.

    Понятие ЭП, предмет и объект.

Термин ЭП имеет 4 значения:

1. Под ЭП понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к ЭП и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии.

Это широкое понимание ЭП. Немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832 - 1920). Также эта точка зрения отражена в учебнике «ЭП» под ред. Поля Фресса и Жана Пиаже. 1966.

2. ЭП как система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.

Это узкое понимание. В учебнике «ЭП человека» М.В. Мэтлин. 1979.

3. ЭП как характеристика научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

4. ЭП как теория психологического эксперимента, базирующаяся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающая его планирование и обработку данных.

В учебнике «ЭП» Ф.Дж. Мак-Гигана.

Предмет и объект ЭП.

Выделение ЭП в самостоятельную область науки, её становление и развитие обусловлено широким внедрением в исследование психических явлений экспериментальных методов.

Эксперимент позволил получать знания, необходимые для решения проблем, связанных с познанием человека, его психики, т.е. неоспорима его положительная роль в развитии теоретических, научно-познавательных направлений исследования психики, получении так называемых «чистых», академических знаний.

В настоящее время под предметом ЭП в широком смысле понимают различные виды исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.

Таким образом, объектом изучения ЭП как науки являются всевозможные проявления психики личности, а её предметом (узкий смысл) – экспериментальное изучение этих явлений в различных сферах человеческой деятельности.

Основным средством такого изучения являются экспериментальные методы.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

    История становления ЭП как науки.

ЭП – сравнительно молодая наука. Её зарождение было подготовлено широко развернувшимся в середине 19в. изучением элементарных психических функций, сферы чувственного познания личности – ощущений и восприятий. Познание этих процессов, осуществлялось в основном методом интроспекции (самонаблюдение) и показало не возможность получения достоверных данных, трудность их интерпретации и привело к необходимости поиска других, более эффективных методов исследования, подготовив, таким образом, базу для возникновения ЭП.

Выделение ЭП в самостоятельную область психологического знания, отличную от философии и физиологии, приурочено ко 2 половине 19 века, когда под руководством выдающегося немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832-1920) была создана первая в мире психологическая лаборатория, оснащенная техническими устройствами и приборами. Их применение знаменовало переход от качественного, описательного исследования психики к более точному, количественному её изучению, переход от метода интроспекции (самонаблюдения) как основного метода психологического исследования к широкому внедрению в практику психологических исследований экспериментального метода.

Крупный вклад в развитие ЭП внёс Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) – русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог, основавший первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем первый в мире Психоневрологический институт по комплексному изучению человека. Его работа «Общие основы рефлексологии человека» в 1917 году получила всемирное признание.

В конце 19 – начале 20 веков ЭП начинает играть всё большую роль в изучении психики человека. Экспериментальный метод стал применятся в изучении не только общих закономерностей протекания психических процессов, свойств и состояний человека, но и индивидуальных различий чувствительности, времени реакции, памяти ассоциаций.

На это же время приходится и развитие тех областей теории вероятности и математической статистики, которые легли в основу количественной обработки экспериментальных данных.

Первое специальное психометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся психологом Френсисом Гальтоном (1822-1911).

В 1884 году он основал Антропологическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях, ему принадлежит заслуга применения в психологии метода корреляции (статистический метод исследования взаимозависимости между переменными). Ф. Гальтон привлёк к сотрудничеству таких ученых-математиков, как Карл Пирсон (1857-1936), который изобрёл дисперсионный анализ (аналитико-статистический метод изучения влияния отдельных переменных, а также их сочетаний на изменчивость изучаемого признака) и Рональд Эйлмер Фишер, применивший в написанной им работе «Общий интеллект, объективно определенный и измеренный» 1904 году – применив факторный анализ к оценке уровня интеллектуального развития личности.

С появлением количественных методов обработки данных экспериментальный метод стал основой психодиагностики.

Один из первых статистически обоснованных тестов интеллекта разработал и опубликовал в 1905–1907 годах французский ученый Альфред Бине (1857-1911).

Во второй половине 1920-х годов стали появляться новые психологические, в том числе интеллектуальные и личностные тесты (Ганс Юрген Айзенк, Раймонд Бернард Кеттелл), вошли в практику тесты, связанные с социально-психологическими исследованиями: социометрический тест, созданный американским психологом Джекобом Морено (1892 - 1974), множество измерительных методик, разработанных группой американских социальных психологов – учеников и последователей Курт Левина.

На 1950–1960–е годы 20 века приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик. Эти годы стали годами наибольшей психометрической активности ученых-психологов. В современной психодиагностике создано множество методик, в которых используются методы математики и физики, а также компьютерные средства.

Психодиагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Таким образом, экспериментальный метод стал надёжным основанием для теоретических обобщений и практических рекомендаций в психологической науке. В результате психология довольно быстро обогатилась новыми более надежными теориями по сравнению с теориями, основанными на исследованиях умозрительного, интроспективного метода. Открылись широкие возможности для развития прикладных областей знаний, в том числе психологии труда, инженерной, медицинской и педагогической психологии.

Благодаря экспериментальному методу исследования современная психология стала не только достоверной академической, но и практически полезной наукой.

Экспериментальная психология является отдельной отраслью психологической науки, которая структурирует знания, относящиеся к проблемам исследования в области психологии и способам их решения. Это специальная научная дисциплина о в психологии.

Начало дисциплины было связано с необходимостью приведения психологии к удовлетворению главных требований, предъявляемым к науке. Любая наука имеет предмет исследования, терминологию, методологию.

Экспериментальный метод в психологии с начала его применения в науке обеспечил расширение области интересов науки. Все начиналось с разработки принципов эксперимента психофизиологического. Итогом стало превращение психологии в самостоятельную научную дисциплину, которая призвана обобщать знания о методах исследования, которые актуальных для всех направлений психологической науки. Экспериментальная психология занимается не просто классификацией исследовательских методов, а развивает их и изучает степень их эффективности.

К настоящему времени эта дисциплина достигла значительного уровня развития, но не прекращает развиваться. До сих пор отсутствует в психологии выработанных взгляд на роль эксперимента и его возможности в научном познании, который мог бы считаться общепризнанным.

Методология экспериментальной психологии базируется на общенаучных методологические объективности, фальсифицируемости) и специфичных для психологии принципах (единства физиологического и психического, единства сознания и деятельности, принципе развития, системно-структурном принципе).

В истории развития экспериментальной психологии можно выделить такие ключевые этапы. XVI век - зарождение экспериментальных методов психологии. XVIII век - систематическая постановка экспериментов в психологии, имеющих научные цели. 1860 —книга «Элементы психофизики» Г. Т. Фехнера, которая считается первой работой в области экспериментальной психологии. 1874 —книга «Физиологическая психология» В. Вундта. 1879 — основание лаборатории Вундта и создание первой научной психологической школы. 1885 — публикация работы «О памяти» Г. Эббингауза, в которой приводится доказательство связи определенных явлений с определёнными факторами через решение конкретных задач.

Сегодня экспериментальная психология и ее методы широко применяются в совершенно различных областях. Достижения экспериментальной психологии базируются на использовании методов биологии, физиологии, математики, психологии.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. Предмет и задачи экспериментальной психологии

Под экспериментальной психологией понимают

1. всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. (В. Вундт, С. Стивенсон и др.) Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии.

2. Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых и конкретных исследованиях. (М.В. Мэтлин).

3. Термин "Экспериментальная психология" используется психологами для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

4. Под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь, включающую его планирование и обработку данных. (Ф.Дж. МакГигана).

Экспериментальная психология охватывает не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но также индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и др.

Задача эксперимента заключается не просто в установлении или констатации причинно-следственных связей, а в объяснении происхождения этих связей. Предметом экспериментальной психологии является человек. В зависимости от целей эксперимента, особенностей группы испытуемых (пол возраст, здоровье и т.п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми, учебными и т.д.

Ю.М. Забродин считает, что основу экспериментального метода представляет процедура контролируемого изменения реальности с целью ее изучения, позволяющая исследователю войти с нею в непосредственный контакт.

2. История развития экспериментальной психологии

Уже в XVII веке обсуждались разные пути становления психологического знания и складывались представления о рациональной и эмпирической психологии. В XIX в. Появились психологические лаборатории и были проведены первые эмпирические исследования, названные экспериментальными. В первой лаборатории экспериментальной психологии В. Вундта использовался метод экспериментальной интроспекции (интроспекция – самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью). Л. Фехнером были разработаны основы построения психофизического эксперимента, они рассматривались как способы сбора данных об ощущениях испытуемого при изменении физических характеристик предъявляемых ему стимулов. Г. Эббингауз проводил исследования закономерностей запоминания и забывания, в которых прослеживаются приемы, ставшие нормативами экспериментирования. Ряд специальных приемов получения психологических данных, в частности так называемый метод ассоциаций, предшествовал разработке схем экспериментального воздействия. Бихевиористские исследования (бихевиоризм – направление в психологии XX века, игнорирующее явления сознания, психики и всецело сводящее поведение человека к физиологическим реакциям организма на воздействие внешней среды.), уделившие первостепенное внимание проблеме управления стимульными факторами, выработали требования к построению поведенческого эксперимента.

Таким образом, экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX века изучением элементарных психических функций – ощущений, восприятия, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии как особой науки, отличной от физиологии и философии. Первым мэтром эксп. психологии справедливо называют в. Вундта, основавшего в Лейпциге в 1879 году институт психологии.

Основателем американской эксп. психологии называют С. Холла, который в течении 3 лет учился в Лейпциге в лаборатории В. Вундта. Затем он стал первым президентом Американской психологической ассоциации. Из других исследователей следует назвать Джеймса Кеттэла, который также получил докторскую степень у В. Вундта (в 1886 г.). Он первым ввел понятие интеллектуального теста.

Во Франции Т. Рибо сформулировал представление о предмете экспериментальной психологии, которая, по его мнению должна заниматься не метафизикой или обсуждением сущности души, а выявлением законов и ближайших причин психических явлений.

В отечественной психологии одним из первых примеров методологической работы на пути осмысления нормативов экспериментирования является концепция естественного эксперимента А.Ф. Лазурского, которую он предложил в 1910г. на I-м всероссийском съезде по экспериментальной педагогике.

С 70-х годов учебный курс "Экспериментальная психология" читается в российских вузах. В "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" за 1995 год ему отводится 200 часов. Традицию преподавания экспериментальной психологии в российских университетах ввел профессор Г.И. Челпанов. Еще в 1909/10 учебном голу он читал этот курс на семинарии по психологии в Московском университете, а позже - при Московском психологическом институте (ныне - Психологический институт РАО).

Челпанов рассматривал экспериментальную психологию как учебную дисциплину по методике психологического исследования, а точнее - по методике эксперимента в психологии.

3. Методология экспериментальной психологии

Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Кроме того, термин "наука" относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом. Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается открытие законов - теоретическое объяснение действительности. Наука как система знаний (результат деятельности) характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как деятельность, прежде всего, характеризуется методом . Метод отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.). Метод - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. При теоретическом методе исследования ученый работает не с реальностью, а с представлением в форме образов, схем, моделей в естественном языке. Основная работа совершается в уме. Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. Ученый работает непосредственно с объектом, а не с его символическим образом.

В эмпирическом исследовании ученый работает с графиками, таблицами, но это происходит «во внешнем плане действия»; рисуются схемы, делаются расчеты. В теоретическом исследовании проводится «мысленный эксперимент», когда объект исследования подвергается различным испытаниям на основе логических рассуждений. Существует такой метод, как моделирование. В нем применяется метод аналогий, предположений, умозаключений. Моделирование используется тогда, когда нет возможности провести экспериментальное исследование. Различают «физическое» и «знаково-символическое» моделирование. Экспериментально исследуется «физическая модель». При исследовании с помощью «знаково-символической» модели объект реализуется в виде сложной компьютерной программы.

Среди научных методов выделяют: наблюдение, эксп6еримент, измерение .

В XX в. на протяжении жизни одного поколения научные взгляды на реальность менялись кардинально. Старые теории опровергались наблюдением и экспериментом. Итак, любая теория есть временное сооружение, и может быть разрушена. Отсюда - критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным. Каждая теория - всего лишь предположение и может быть опровергнута экспериментом. Поппер сформулировал правило: "Мы не знаем - мы можем только предполагать".

При разных подходах к выделению методов психологических исследований критерием остается тот аспект его организации, который позволяет определиться в способах исследовательского отношения к изучаемой реальности. Тогда методики рассматриваются как процедуры или «техники» сбора данных, которые могут быть включены в разные структуры исследований.

Методология – система знаний, определяющая принципы, закономерности и механизмы использования методов психологического исследования. Методология эксп. психологии, как и любой другой науки, строится на основе определенных принципов:

· Принцип детерминизма – проявление причинно-следственных связей. в нашем случае – взаимодействие психики со средой – действие внешних причин опосредуется внутренними условиями, т.е. психикой.

· Принцип единства физиологического и психического.

· Принцип единства сознания и деятельности.

· Принцип развития (принцип историзма, генетический принцип).

· Принцип объективности

· Системно-структурный принцип.

4. Психологическое измерение

Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать как компонент целостной процедуры эксперимента.

Как самостоятельный метод, он служит для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения имокружающего мира, а также для исследования адекватности отражения (традиционная задача психофизики) и структуры индивидуального опыта.