Как переводится слово экология с греческого. Экология. Кто ввел термин «экология»

- (от эко... и...логия), синтетическая биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Экология относится к числу фундаментальных (функциональных) подразделений биологии, исследующих фундаментальные свойства… … Экологический словарь

Экология - (ecology) От греческих корней, означающих дом и наука. Немецкий ученый Эрнст Геккель рассматривал экологию как науку об отношениях между организмами и окружающей средой. Это общепринятое определение в ходу и поныне. Впервые Геккель использовал… … Политология. Словарь.

ЭКОЛОГИЯ - (от греч. oikos дом жилище, местопребывание и...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. термин экология предложен в 1866 Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции… … Большой Энциклопедический словарь

Экология - (от греческого oikos дом, жилище, местопребывание и...логия), наука об отношениях организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин “экология” предложен в 1866 немецким биологом Э. Геккелем. С середины 20 в. в связи с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭКОЛОГИЯ - [Словарь иностранных слов русского языка

Экология - Экология ♦ Écologie Изучение окружающей среды или мест обитания (в переводе с греческого oikos означает «дом»), в более специальном смысле – изучение биотопов (окружающей среды живых организмов), в более общем – изучение биосферы… … Философский словарь Спонвиля

ЭКОЛОГИЯ - ЭКОЛОГИЯ, биологическая дисциплина, изучающая взаимоотношения между организмами и ими с ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. Термин был введен в употребление Эрнстом ГЕККЕЛЕМ в 1866 г. Экологи изучают популяции (группы одинаковых организмов), сообщества (комплексы … Научно-технический энциклопедический словарь

ЭКОЛОГИЯ - (от греч. oikos жилище, местопребывание и...логия), биол. наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем разл. уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы. Э. определяют также как… … Биологический энциклопедический словарь

ЭКОЛОГИЯ - (от греч. 6ikos – жилище, местопребывание и logos – понятие, учение) наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания. Впервые термин «экология» ввел в 1866 нем. биолог Эрнст Геккель. Любой вид организмов в ходе… … Философская энциклопедия

экология - ойкология, природоохрана Словарь русских синонимов. экология сущ., кол во синонимов: 15 агроэкология (2) … Словарь синонимов

Книги

  • Экология , Н. Н. Марфенин. Экология. Марфенин Н. Н. ISBN:978-5-7695-7968-4… Купить за 1367 грн (только Украина)
  • Экология , Пушкарь, Владимир Степанович, Якименко, Людмила Владимировна. Последовательно представлены основные разделы современной междисциплинарной науки «Экология», изучающей сложнейшие механизмы и закономерности устойчивого существования экосистем различного…
Олимпиада по экологии для 2–4-х классов

1. Что в переводе

а) Наука об атмосфере.

б) Наука о доме.

в) Наука о здоровье.

2. Какую пользу приносит лес людям? (Лес дает древесину. В лесу живут промысловые звери и птицы, растут грибы и ягоды, плодовые деревья. Лес помогает сохранять влагу в почве, поддерживает полноводность рек, охраняет почву от разрушения, очищает воздух, украшает землю.)

3. Как называются листья хвойных растений?

а) Иголки.

б) Пластинки.

в) Хвоинки.

г) Лепестки.

4. Какое участие в охране леса могут принимать школьники? (Охранять лес от пожаров, собирать семена деревьев, ухаживать за сеянцами на лесопосадках.)

_____________________________________________________________________________

5. “Веселый, нарядно и заботливо одетый мальчуган шаловливо подпрыгнул и обломал зеленую ветку, другую... Мама стояла рядом и с любовью глядела на проделки любимого чада”. С каким выводом ты согласен?

а) Он еще ребенок и не ведает, что творит.
б) Родители обязаны разъяснить своему сыну, что так обращаться с живым растением нельзя.
в) Ничего страшного, что он сломал ветку, их много на дереве.

6. Где создаются заповедники?

а) в зоопарках;
б) в парках около городов;
в) в дикой природе, вдали от населенных пунктов.

7. Как называется профессия человека, который работает с животными в заповедниках?

а) егерь;
б) лесник;
в) браконьер.

8. Напиши, какое растение изображено на картинке и где оно растёт.

Морошка. На болотах.

1. Найди среди хвойных растений лишнее.

а) Ива.

б) Можжевельник.

в) Лиственница.

2. Какие из перечисленных рек протекают по территории нашей области. Подчеркни.

а) Енисей

г) Дон

3. Что в переводе означает слово “экология”? Подчеркни правильный ответ.

а) Наука об атмосфере.

б) Наука о доме.

в) Наука об окружающем мире.

г) Наука о здоровье.

4. Виды утилизации мусора. Выбери самый экологически чистый способ.

5. Когда осенью температура воздуха ниже?

а) В ясные дни.

б) В пасмурные дни.

в) В будние дни.

г) В выходные дни.

6. Найди среди хвойных растений лишнее.

а) Сосна.

в) Орешник.

г) Можжевельник.

7. Если реке водится много рыбы стерляди. О чем это говорит?

а) О недостаточной очистке воды очистными сооружениями.
б) О большом количестве сточных вод.
в) О чистой воде, свободной от сточных вод.

г) О том, что в реке можно купаться.

8. Какую пользу приносят птицы? (Птицы поедают насекомых, которые наносят вред растениям; своим пением они оживляют леса, парки, создают неповторимое очарование, столь необходимое для отдыха людей.)

9. Кто из перечисленных ниже животных считается самым чистоплотным зверьком?

в) Барсук.

10. Напиши название растения.

Багульник.

1. Где расположена Липецкая область?

а) на центральной части европейской территории
б) на Дальнем Востоке.
в) на Западно-Сибирской равнине.

2. На поверхности реки пышно разрастаются водоросли, они занимают большую площадь водной поверхности. О чем это говорит?

а) о загрязнении реки.
б) о чистоте реки.

в) о многообразии водных растений.

3. Распредели растения по ярусам, записывая их номера.

Деревья __1, 3, 5, 8 ______
Кустарники___11, 13 _______
Кустарнички___4, 6, 9 ______
Травянистые растения__2, 7, 10, 12 __

1.сосна 2.кислица 3.ель 4.голубика

5.берёза 6.брусника 7.ландыш 8.дуб

9.черника 10.пролеска 11.орешник

12.ветреница 13.волчье лыко

4. В каких природных зонах обитают эти охраняемые животные. Укажи стрелками.

АРКТИКА
СМЕШАННЫЕ ЛЕСА -зубр
ТУНДРА - розовая чайка СТЕПЬ - журавль- красавка, дрофа
ТАЙГА - тигр ПУСТЫНЯ - ушастый ёжик

5. Растения в природе могут достигать значительных размеров. Например, сосны в средней полосе России могут вырастать до высоты 20-30 метров. Однако, на торфяных болотах в средней полосе, эти же сосны никогда не бывают высокими. Объясните это явление.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

6. Перечисли птиц, которые зимуют в наших краях.

______________________________________________________________________________

Снегирь, сорока, воробей, клёст, поползень, чёрный ворон, свиристель, кедровка, дятлы, сокол-сапсан, орлы, сойка, ласточка, синицы. Рябчики, белые куропатки, тетерева, глухари. (31 вид)

7. Подумай какое слово пропущено в тексте, вставь его.

“Значит, все силы надо употребить на то, чтобы предотвратить контакт птиц с нефтью. В качестве простейшего способа борьбы с нефтью можно использовать опилки - как только они пропитаются нефтью их собирают и сжигают”.

8. Какое дерево называют “спичечной королевой”?

а) Берёза.

в) Осина.

9. Составив слово, вы поймёте, где можно увидеть редких животных в наше время.

А В Д Е З И К Н О П _____________________________ Заповедник.

10. Подчеркни название этой птицы.

а) Синица.

б) Клёст.

в) Скворец.

11. Назови экологический знак и объясни его.

_не рви лекарственные растениия_____________________________

12. Эти земноводные занесены в красную книгу липецкой области.

Укажи стрелками где Филин, где Болотная Сова?

белая большая цапля Белый аист

Серый журавль черный аист

Итоги олимпиады по окружающему миру в ___ классах.

20 1 1-2012 уч. год.

Учитель: __________________________________________




ФАМИЛИЯ, ИМЯ

КЛАСС

Кол-во баллов

Место

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20
Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-30
  1. Термин "экология" с греческого переводится как наука: Е). о доме, жилище.
  2. Экология - наука, изучающая:

Е. закономерности взаимоотношений организмов со средой обитания

  1. Наблюдение и сбор данных об экологической ситуации на всей планете называется:

А), глобальный мониторинг

  1. Одной из задач экологии является изучение:

Е) проведения непрерывного наблюдения (мониторинга) за состоянием природной среды.

  1. Причины возникновения экологических проблем:
  2. критическое состояние взаимодействия общества и природы;
  3. Понятие «экосистема»:

D ). совокупность совместно обитающих различных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом;

  1. Понятие «ноосфера»:

E ) высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, когда разумная деятельность становится главным, определяющим фактором.

  1. Раздел экологии «аутэкология» изучает:

B ), закономерности адаптаций отдельных живых организмов к среде обитания;

  1. Синэкология изучает: Е). изменение видового состава сообщества во времени.
  2. Демэкология изучает:

B ), влияние выбросов нефтегазоперерабатывающего завода на численность популяции воробьев, обитающих в данном районе;

C ), место вида в экосистеме, определяемое его биологическим потенциалом и совокупностью факторов внешней среды;

  1. Продуценты - организмы, находящиеся на трофическом уровне: А). I;
  2. Ксерофиты - это растения, приспособленные к условиям обитания в:

D ). местообитаниях с недостаточным увлажнением;

  1. Автотрофными называются организмы, которые:
  2. , самостоятельно синтезируют органическое вещество из неорганических соединений;
  3. К гетеротрофным организмам относятся: Е). тигры.
  4. Гетеротрофные организмы в процессе жизнедеятельности:

В), потребляют готовое органическое вещество;

  1. Кто предложил термин «экология»? В). Э. Геккель;
  2. Кто является автором учения о биосфере? Е). В.И. Вернадский
  3. Впервые термин «экосистема» ввел: А).А.Тенсли;
  4. К абиотическим факторам природной среды относятся:

В), температура и влажность атмосферного воздуха;

  1. К биотическим факторам природной среды относятся: В), популяция зайцев степной экосистемы;
  2. Сущность “правила минимума” Ю. Либиха заключается в том, что если:

D ). хотя бы один из экологических факторов выходит за пределы минимума (меньше минимума), то организм погибает;

  1. Толерантность - это:

D ). пределы устойчивости организмов к колебаниям уровня экологических факторов;

  1. Согласно закону "толерантности"1 В. Шелфорда организмы:

D ). выдерживают изменения факторов окружающей среды в определённых пределах;

  1. Лимитирующим фактором называется:

B ), любой экологический фактор, значение которого приближается к верхнему или нижнему пределу выносливости организма;

  1. Такое взаимоотношение между популяциями, как «мутуализм», обозначается сочетанием знаков: В). «+ +»;
  2. Биологический процесс, в результате которого световая энергия преобразуется и аккумулируется в клетке, называется: С), фотосинтез;
  3. Биологический процесс, в результате которого питательные вещества окисляются, называется: А), дыхание;
  4. К какой функциональной группе относятся бактерии и грибы в биоценозе? В), редуцентам;
  5. К какой функциональной группе относятся животные в биоценозе? А), консументам;
  6. В биоценозе растения выполняют роль. С), продуцентов;
  7. Роль продуцентов в водной экосистеме выполняют: А), фитопланктон;
  8. Роль консументов в водной экосистеме выполняют: В), хищные рыбы;
  9. Роль редуцентов в водной экосистеме выполняют: D ). микроорганизмы;
  10. Концентрационная функция живого вещества биосферы заключается в:

В), накоплении в телах организмов атомов веществ, рассеянных в природе;

  1. Деструктивная функция живого вещества биосферы заключается в:

C ), разложении мертвой органики и минеральных пород;

  1. Энергетическая функция живого вещества биосферы заключается в:

C ), аккумуляции солнечной энергии в процессе фотосинтеза;

  1. Средообразующая функция живого вещества биосферы заключается в:

C ), преобразовании физико-химических параметров среды обитания;

  1. Распространение жизни в верхних слоях атмосферы ограничено недостатком: D ). паров воды;
  2. В результате средообразующей функции живого вещества биосферы в географической оболочке Земли произошли важнейшие события:
  3. , изменился химический состав вод первичного океана и атмосферы;
  4. Живое вещество биосферы обусловливает:

B ), непрерывный круговорот веществ в экосистеме;

  1. Особенности современного уровня взаимодействия природы и общества?

Е) качественно новое состояние в эволюции планеты, при котором процессы и явления биосферы направляются человеческим интеллектом.

  1. Понятие об экологии:

B ), наука, изучающая условия существования вида, находящегося во взаимодействии с окружающей средой;

  1. Под сообществом понимают:

C ), совокупность живых организмов, представляющих различные виды, обитающих в одном ареале;

  1. Объект изучения экологии:

Е). комплексное и всестороннее состояние взаимодействия общества и природной среды и возможных последствий антропогенных воздействий на биосферу.

  1. В трудах какого ученого экология представлена впервые как общая наука об отношениях организмов к окружающей среде? D ). Э. Геккеля;
  2. Функциональная классификация экосистем основана на:

Е). зависимости от источников, количества и качества поступающей энергии.

  1. Структурная классификация экосистем подразумевает:

D ). естественные черты растительности и ландшафта (наземные), геологические и физические особенности (океан);

  1. Что такое природные ресурсы?
  2. , важнейшие компоненты окружающей среды, используемые для создания материальных и культурных потребностей общества;

60 . Наиболее распространена классификация антропогенных воздействий:

  1. Наибольшее количество выбросов вредных веществ осуществляется на предприятиях черной металлургии в процессе производства: D ). коксохимическое;
  2. Что такое «санитарно-защитная зона»?

E ). площадь дополнительного озеленения вокруг промышленного или сельскохозяйственного предприятия с целью усиления ассимиляции и фильтрации загрязнителей атмосферного воздуха.

63 .Источник химического загрязнения окружающей среды: Е). аэрозоли.

  1. К биологическому загрязнению окружающей среды относится:
  2. , чрезмерная экспансия синантропных животных в городах (крыс, ворон, мышей, голубей);
  3. Физическое загрязнение связано с: С), электромагнитным излучением;
  4. Нефтяное загрязнение - это: В), нефтяная пленка;
  5. Основными источниками радиоактивного загрязнения Мирового океана являются:

D ). загрязнение радиоактивными отходами, аварии судов с атомными реакторами, захоронение радиоактивных отходов;

  1. Страна с максимальным количеством действующих АЭС и максимальной их долей в общемировом объеме вырабатываемой электроэнергии: Е). Франция.
  2. Преобладающими видами загрязнителей водных экосистем предприятиями горнодобывающей и угольной промышленности являются:

А), флотореагенты, минеральные взвешенные вещества, фенолы;

  1. Загрязнители, поставляемые в окружающую среду предприятиями сельскохозяйственного цикла: В), фосфорорганические пестициды;
  2. Токсичный компонент отработавших газов на автотранспорте: С). С">20 Н">12 ;
  3. К глобальным экологическим проблемам относятся: D ). процессы опустынивания;
  4. К глобальным экологическим проблемам относятся: E ). парниковый эффект.
  5. Какой загрязнитель Мирового океана представляет наибольшую опасность для живых организмов на современном этапе? С), нефть;
  6. Основная масса углекислого газа (СО?) поступает в атмосферу на современном этапе в результате: D ). сжигания всех видов горючих ископаемых;
  7. Прогнозируемое учеными возможное потепление климата связывается в основном с выбросами в окружающую среду: А), углекислого газа;
  8. Киотский международный протокол посвящен вопросам снижения выбросов;

В), парниковых газов;

  1. Какой вид источников энергии является наиболее экологически чистым?
  2. . использование энергии ветра;
  3. Отличие экологизации производства от экологического производства заключается

D ) приспособление различных технологий к сложившимся биосферным условиям;

  1. Биотехнология - это:

B ), способ получения нужных веществ на основе целенаправленного изменения генетического кода организма;

  1. Какова роль биологизации производства в решении экологических проблем?
  2. открывает возможность управления циклами круговорота веществ в природе, защиты биоты Земли от ксенобиотиков.
  3. Экология человека - это наука, изучающая:

B ), часть социальной экологии, изучающая взаимодействие человека с окружающей средой;

  1. Этнологический и провоцирующий факторы заболеваний человека:

С), загрязнение окружающей среды;

  1. Демографический взрыв - это:

D ). периодическое резкое увеличение численности населения, связанное с улучшением социально-экономических условий;

  1. Первый мегаполис мира: Е). БосВаш.
  2. Для очистки сточных вод используют методы: Е). механические, химические и биологические.
  3. Под рекультивацией земель понимают комплекс работ:
  4. , по восстановлению нарушенного плодородия почв и возвращения земле в сельскохозяйственное пользование;
  5. Общий экологический ущерб - это:

E ). дополнительные расходы, связанные с восстановлением здоровья и работоспособности населения, потерями урожая сельскохозяйственных культур, продуктивности водоемов и лесов, ликвидацией последствий пожаров и др. бедствий.

  1. Согласно Закону об охране окружающей среды РК, кто обязан вести производственный мониторинг? А), специально уполномоченные государственные органы;
  2. Основной принцип международного сотрудничества, соблюдаемый в области охраны окружающей среды РК: C ), соблюдение приоритета всеобщей экологической безопасности;
  3. Международная программа, посвященная наиболее острым проблемам экологического кризиса (опустынивание планеты, деградация почв, обеслесивание, загрязнение пресных вод и т.д.):

D ). ЮНЕП - международная программа - 2 ООН по окружающей среде, 1972 г.

  1. . Устойчивое развитие это: D ). Экономическое развитие без ущерба на природу
  2. Ступень мониторинга - основной уровень сбора первичной информации:

А), локальный (санитарно-гигиенический);

  1. Техногенные антропогенные воздействия на биоту - это:

E ). предприятий горно-промышленного комплекса.

  1. Наиболее распространена классификация антропогенных воздействий:

С), по типу хозяйственной деятельности;

  1. Уровень транспортного шума, производимого тяжелым грузовиком (дБ): А). 100;
  2. Шум экологический - это: B ) форма загрязнения окружающей среды, состоящая в увеличении уровня шума сверх природного фона;
  3. Шум экологический бытовой возникает при функционировании: C ), пылесоса;
  4. Допустимый шум уличного движения у стен домов днем (дБ): D ). 50;
  5. Основной единицей активности распада радиоактивного материала является: Е). Ки (кюри).
  6. Химические соединения, способные вызывать злокачественные и доброкачественные новообразования в организме, называются... С) бластомогенами;
  7. Численность населения Земли на 2005 г. составила... С) 6,5 млрд. чел. ;
  8. В основе рационального природопользования и охраны природы лежат такие аспекты, как экономический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный и А) научный;
  9. Использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования - это называется правилом... D ) прогнозирования.
  10. Увеличение или уменьшение использование одного ресурса увеличивает или уменьшает возможность использования другого ресурса - это... сочетание интересов хозяйствующих субъектов. С) конкурентное;
  11. Элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в материальное производство, называются... А) природными ресурсами;
  12. Какими природными ресурсами являются каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых? А) исчерпаемые невозобновляемые;
  13. Человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности человека или природных процессов, является... воздействием. А) конструктивным;
  14. Совокупность геохимических процессов, вызванных горно-технической, инженерно-строительной и сельскохозяйственной деятельностью человека, называется... D) техногенезом.
  15. Экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения, называется... С) экологической катастрофой.
  16. Киотский протокол (1997) в отношении присоединившихся к нему стран включает в себя обязательство...

C ) сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов по отношению к уровню 1991 г.;

Экология

ЭКОЛОГИЯ

(ecology) От греческих корней, означающих "дом" и "наука". Немецкий ученый Эрнст Геккель рассматривал экологию как "науку об отношениях между организмами и окружающей средой". Это общепринятое определение в ходу и поныне. Впервые Геккель использовал слово Oekologie (экология) в книге "Общая морфология" ("Generalle Morphologie", 1866). В те времена бурный процесс индустриализации, менявшей лицо Англии и Германии, и строительство железных дорог, сопровождавшееся хозяйственным освоением прилегавших к ним территорий в Северной Америке, повлекли за собой такие экологические катастрофы, как исчезновение странствующего голубя и почти полное истребление американских бизонов. "Властительницей" дум интеллигенции стала опубликованная в 1859 г. работа Чарлза Дарвина "Происхождение видов" с ее главной идеей – эволюционное развитие всего живого, включая человека. Слово "экология" всегда понималось в трех значениях. Во-первых, как интеллектуальный вид деятельности – исследование взаимодействия между субъектами живой природы. Во-вторых, как сама система, порожденная причинными связями между видами. И наконец, в-третьих, слово "экология" используется (и не обязательно профессионалами-экологами) для анализа нравственных критериев и политических программ, обусловленных осознанием реальности экологических проблем. Моральные критерии, как правило, вступают в противоречие с практической деятельностью человека, разрушающей экологические системы, и требуют поиска путей установления (или восстановления) гармонии человека с природой. Реальность подобных целей (более того, их логичность), равно как и их соотношение с представлениями экологии как науки, являются основным предметом политической экологии. Политическая экология имеет длительную историю, впрочем, некоторым исследователям она представляется слишком короткой. Политический (в отличие от научного) смысл термина определился лишь в конце 1960-х – начале 1970-х гг., когда в западных странах забили тревогу по поводу состояния окружающей среды. В этот период философы, специализирующиеся в области нравственности, в частности норвежец Арне Наэсс, начали уделять больше внимания практической значимости выводов экологии. Наэсс различает "глубокую" и "неглубокую" экологию. Первая не является "антропоцентрической" и признает принципы "биосферного эгалитаризма", "разнообразие", "симбиоз" и децентрализацию. Вторая подразумевает сугубо антропоцентрическую заботу о чистоте среды обитания и сохранений природных ресурсов (будь то красоты природы или нефть) для будущих поколений. По мнению Наэсса, человек обязан встать на позиции "глубокой экологии" хотя бы только для того, чтобы достичь скромных целей "неглубокой экологии". Как говорит он сам, характерные черты и основные принципы "глубокой экологии" еще окончательно не прояснены, однако исследования Наэсса и других ученых затронули тему, будоражившую умы людей, и стимулировали появление "зеленой" философии, которая с тех пор развивается на различных уровнях – общественном, полемическом и научном. Это движение неоднородно но, его отмежевание как от либерального капитализма, так и от марксизма-ленинизма, часто вместе именуемых "индустриализмом" ("industrialism"), очевидно. Безусловно, "зеленая" философия имеет право претендовать на резкое отличие от любых исходных посылок западной политической мысли до 1970 г., которые, как правило, носили либеральный и утилитарный характер – иначе говоря, были экономическими. Как "экология", так и "экономика" (образованные от греческих корней) означают управление – домом или естественной средой обитания, но сейчас эти слова относятся к диаметрально противоположным взглядам на то, каким должно быть это управление. Политическая экология и "зеленая" философия – термины сравнительно новые, но они напоминают нам о давно бытующих взглядах. Для большинства примитивных культур характерно особое отношение к "зеленому" миру, нечто вроде протоэкологической философии. Люди почитали природу и стремились жить в гармонии с окружающей средой. Исключение, как отмечают многие ученые, составляла еврейская культура. В Книге Бытия 126 утверждается "господствующее" положение человека, сотворенного как нечто уникальное, отдельное от природы и наделенного безграничным правом властвовать над всеми другими тварями. Поэтому языческое почтительное отношение к природе многие "зеленые" писатели противопоставляют "иудейско-христианскому" отказу от идеала экологического равновесия в пользу антропоцентрической теологии человека и Бога, отделенных от остальной части творения и господствующих над ней, если не считать высказываний противоположного свойства св. Бенедикта и (особенно) св. Франциска. Любая разновидность политической экологии основана на доктрине, которую обобщенно можно назвать "экологическим грехопадением человека", т.е. на идее о том, что человечество способно жить, и когда-то так и жило, в гармонии с природой, но на определенном этапе эту гармонию нарушило. Одна из общепринятых версий грехопадения – замена язычества христианством сначала в Европе, а позднее и в других регионах, куда добирались европейские колонизаторы. Один из традиционно германских символов веры приписывает дисгармонию между человеком и природой иудейскому влиянию. Эту точку зрения, в частности, высказывает Людвиг Фейербах в "Сущности христианства" ("The Essence of Christianity"). В сочетании с расовой теорией такой подход способствовал возникновению антисемитизма (anti-Semitism) Рихарда Вагнера, Х.С. Чемберлена и нацистов. Нацистский Reichsnaturschutzgesetz, свод законов об охране природы (1935), был прототипом природоохранного законодательства. Рудольф Гесс, заместитель вождя партии, и Вальтер Дарре, министр сельского хозяйства, верили в "биодинамическое" (или органическое) земледелие, однако эта сторона нацистских взглядов начала терять свою привлекательность уже в 1939 г., как только теорию стали применять на практике. Некоторых английских писателей, например романиста Хенри Уильямсона, привлекали сугубо природоведческие аспекты нацистских взглядов. Но более типичным было отношение Дж. Р. Р. Толкиена, видящего в нацизме "извращенный" вариант немецких законов о природе. Еще одно важное направление мысли – это признание за англосаксами тесной связи с природой и их отношение к норманнскому феодализму как к экологическому грехопадению. Джон Массингам, К.С. Льюис и сэр Артур Брайант – писатели, которые чувствовали необычайное родство с Англией саксов: по Массингаму, близкие к природе саксы пришли на смену римлянам – протокапиталистам-эксплуататорам, а позднее их самих вытеснили норманны, но они незаметно оправились и дали средневековой Англии собственные ценности, растоптанные капиталистической бюрократией Тюдоров. Пожалуй, самую реакционную версию экологического грехопадения пропагандировал в 1970-х гг. Эдвард Голдсмит в бытность свою редактором журнала ("Эколог") ("The Ecologist"). По его версии, люди страстно желают жить в гармонии с природой, но реализовать это желание они могли только тогда, когда были охотниками-собирателями, любая же форма сельскохозяйственного и индустриального общества нарушают экологическое равновесие. Это возвращает нас к главной проблеме экологической политической теории. Научные исследования не позволяют ни построить экологически стабильную модель, ни выдвинуть стройную теорию гармонизирующей роли человека в экологической системе. Они скорее ведут к построению дарвиновской модели (Darwinism) нестабильной эволюционирующей системы, в которой человек (и не только он) коренным образом меняет условия жизни большинства других видов, понижая шансы на выживание одних и, возможно, повышая шансы большинства других. Человек не может жить в гармонии с природой, если это подразумевает его пассивную экологическую роль, он также не может не менять экологическую систему как среду обитания других видов, (такую роль играют все виды без исключения). На двух третях суши (а если исключить полярные и пустынные районы, практически на всей суше) человек коренным образом изменил экологические системы. Он не мог оставить природу нетронутой, например, в английской сельской местности. Теперь природа является во многом нашим собственным творением, и без нашего вмешательства не в состоянии существовать. Любая самостоятельная этическая доктрина не будет экологической сама по себе; этические аспекты роли человека в природе должны исходить извне. Геккель, в частности, ввел в свою систему религиозный фактор, он утверждал: "Любая наука как таковая есть явление природы и умственной деятельности. Это незыблемый принцип монизма, который, как принцип религиозный, можно было бы назвать пантеизмом. Человек не над природой, он внутри нее". Однако это религия лишь по форме, в ней нет содержания. Пантеистический Бог не оставил указаний о том, следует ли перекрывать реки плотинами или сажать леса. Один из современных теоретиков экологии, обладающий развитым воображением, обращает наше внимание на экологический парадокс. В сочинении Джеймса Лавлока "ГАЙА: Новый взгляд на жизнь на земле" ("GAIA: A New Look at Life on Earth") говорится о том, что земное существование (речь не идет о Земле и жизни человека) – это самоподдерживающаяся система систем, которой человек не способен принести ни существенного вреда, ни существенной пользы, хотя он может повлиять на собственные шансы выжить. Загрязнение окружающей среды для Лавлока – "самая естественная вещь в мире", а ядерная энергия по своей сути ничем не отличается от любых других источников энергии. По его мнению, в интересах человека руководствоваться чувствами восхищения и священного трепета перед естественным миром. Эта мысль перекликается с идеей Наэсса о том, что этические посылки просто "внушаются, инспирируются и подкрепляются" природой экологии. Индивидуальные или коллективные подходы не могут быть экологически правильными или ошибочными сами по себе. Вместе с тем существуют весьма убедительные аргументы в пользу более общей рекомендации, которая состоит в следующем: рассматривая проблемы окружающей среды, следует задумываться не только над детально изученными экологическими последствиями наших решений, но и над природой экологии.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Экология

(от греч. oikos дом, жилище, местопребывание и логос слово, учение)

наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложил в 1866 немецкий зоолог Э. Геккель, определив ее как "общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все „условия существования".


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Экология" в других словарях:

    Экология … Орфографический словарь-справочник

    - (от эко... и...логия), синтетическая биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Экология относится к числу фундаментальных (функциональных) подразделений биологии, исследующих фундаментальные свойства… … Экологический словарь

    - (от греч. oikos дом жилище, местопребывание и...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. термин экология предложен в 1866 Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции… … Большой Энциклопедический словарь

    Экология - (от греческого oikos дом, жилище, местопребывание и...логия), наука об отношениях организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин “экология” предложен в 1866 немецким биологом Э. Геккелем. С середины 20 в. в связи с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

наука, занимающаяся изучением взаимоотношений между живыми организмами и средой их обитания. В центре ее внимания - система отношений, поддерживающих все живое на земле, внутренние взаимосвязи природы.

Отличное определение

Неполное определение

ЭКОЛОГИЯ

(ecology) От греческих корней, означающих "дом" и "наука". Немецкий ученый Эрнст Геккель рассматривал экологию как "науку об отношениях между организмами и окружающей средой". Это общепринятое определение в ходу и поныне. Впервые Геккель использовал слово Oekologie (экология) в книге "Общая морфология" ("Generalle Morphologie", 1866). В те времена бурный процесс индустриализации, менявшей лицо Англии и Германии, и строительство железных дорог, сопровождавшееся хозяйственным освоением прилегавших к ним территорий в Северной Америке, повлекли за собой такие экологические катастрофы, как исчезновение странствующего голубя и почти полное истребление американских бизонов. "Властительницей" дум интеллигенции стала опубликованная в 1859 г. работа Чарлза Дарвина "Происхождение видов" с ее главной идеей – эволюционное развитие всего живого, включая человека. Слово "экология" всегда понималось в трех значениях. Во-первых, как интеллектуальный вид деятельности – исследование взаимодействия между субъектами живой природы. Во-вторых, как сама система, порожденная причинными связями между видами. И наконец, в-третьих, слово "экология" используется (и не обязательно профессионалами-экологами) для анализа нравственных критериев и политических программ, обусловленных осознанием реальности экологических проблем. Моральные критерии, как правило, вступают в противоречие с практической деятельностью человека, разрушающей экологические системы, и требуют поиска путей установления (или восстановления) гармонии человека с природой. Реальность подобных целей (более того, их логичность), равно как и их соотношение с представлениями экологии как науки, являются основным предметом политической экологии. Политическая экология имеет длительную историю, впрочем, некоторым исследователям она представляется слишком короткой. Политический (в отличие от научного) смысл термина определился лишь в конце 1960-х – начале 1970-х гг., когда в западных странах забили тревогу по поводу состояния окружающей среды. В этот период философы, специализирующиеся в области нравственности, в частности норвежец Арне Наэсс, начали уделять больше внимания практической значимости выводов экологии. Наэсс различает "глубокую" и "неглубокую" экологию. Первая не является "антропоцентрической" и признает принципы "биосферного эгалитаризма", "разнообразие", "симбиоз" и децентрализацию. Вторая подразумевает сугубо антропоцентрическую заботу о чистоте среды обитания и сохранений природных ресурсов (будь то красоты природы или нефть) для будущих поколений. По мнению Наэсса, человек обязан встать на позиции "глубокой экологии" хотя бы только для того, чтобы достичь скромных целей "неглубокой экологии". Как говорит он сам, характерные черты и основные принципы "глубокой экологии" еще окончательно не прояснены, однако исследования Наэсса и других ученых затронули тему, будоражившую умы людей, и стимулировали появление "зеленой" философии, которая с тех пор развивается на различных уровнях – общественном, полемическом и научном. Это движение неоднородно но, его отмежевание как от либерального капитализма, так и от марксизма-ленинизма, часто вместе именуемых "индустриализмом" ("industrialism"), очевидно. Безусловно, "зеленая" философия имеет право претендовать на резкое отличие от любых исходных посылок западной политической мысли до 1970 г., которые, как правило, носили либеральный и утилитарный характер – иначе говоря, были экономическими. Как "экология", так и "экономика" (образованные от греческих корней) означают управление – домом или естественной средой обитания, но сейчас эти слова относятся к диаметрально противоположным взглядам на то, каким должно быть это управление. Политическая экология и "зеленая" философия – термины сравнительно новые, но они напоминают нам о давно бытующих взглядах. Для большинства примитивных культур характерно особое отношение к "зеленому" миру, нечто вроде протоэкологической философии. Люди почитали природу и стремились жить в гармонии с окружающей средой. Исключение, как отмечают многие ученые, составляла еврейская культура. В Книге Бытия 126 утверждается "господствующее" положение человека, сотворенного как нечто уникальное, отдельное от природы и наделенного безграничным правом властвовать над всеми другими тварями. Поэтому языческое почтительное отношение к природе многие "зеленые" писатели противопоставляют "иудейско-христианскому" отказу от идеала экологического равновесия в пользу антропоцентрической теологии человека и Бога, отделенных от остальной части творения и господствующих над ней, если не считать высказываний противоположного свойства св. Бенедикта и (особенно) св. Франциска. Любая разновидность политической экологии основана на доктрине, которую обобщенно можно назвать "экологическим грехопадением человека", т.е. на идее о том, что человечество способно жить, и когда-то так и жило, в гармонии с природой, но на определенном этапе эту гармонию нарушило. Одна из общепринятых версий грехопадения – замена язычества христианством сначала в Европе, а позднее и в других регионах, куда добирались европейские колонизаторы. Один из традиционно германских символов веры приписывает дисгармонию между человеком и природой иудейскому влиянию. Эту точку зрения, в частности, высказывает Людвиг Фейербах в "Сущности христианства" ("The Essence of Christianity"). В сочетании с расовой теорией такой подход способствовал возникновению антисемитизма (anti-Semitism) Рихарда Вагнера, Х.С. Чемберлена и нацистов. Нацистский Reichsnaturschutzgesetz, свод законов об охране природы (1935), был прототипом природоохранного законодательства. Рудольф Гесс, заместитель вождя партии, и Вальтер Дарре, министр сельского хозяйства, верили в "биодинамическое" (или органическое) земледелие, однако эта сторона нацистских взглядов начала терять свою привлекательность уже в 1939 г., как только теорию стали применять на практике. Некоторых английских писателей, например романиста Хенри Уильямсона, привлекали сугубо природоведческие аспекты нацистских взглядов. Но более типичным было отношение Дж. Р. Р. Толкиена, видящего в нацизме "извращенный" вариант немецких законов о природе. Еще одно важное направление мысли – это признание за англосаксами тесной связи с природой и их отношение к норманнскому феодализму как к экологическому грехопадению. Джон Массингам, К.С. Льюис и сэр Артур Брайант – писатели, которые чувствовали необычайное родство с Англией саксов: по Массингаму, близкие к природе саксы пришли на смену римлянам – протокапиталистам-эксплуататорам, а позднее их самих вытеснили норманны, но они незаметно оправились и дали средневековой Англии собственные ценности, растоптанные капиталистической бюрократией Тюдоров. Пожалуй, самую реакционную версию экологического грехопадения пропагандировал в 1970-х гг. Эдвард Голдсмит в бытность свою редактором журнала ("Эколог") ("The Ecologist"). По его версии, люди страстно желают жить в гармонии с природой, но реализовать это желание они могли только тогда, когда были охотниками-собирателями, любая же форма сельскохозяйственного и индустриального общества нарушают экологическое равновесие. Это возвращает нас к главной проблеме экологической политической теории. Научные исследования не позволяют ни построить экологически стабильную модель, ни выдвинуть стройную теорию гармонизирующей роли человека в экологической системе. Они скорее ведут к построению дарвиновской модели (Darwinism) нестабильной эволюционирующей системы, в которой человек (и не только он) коренным образом меняет условия жизни большинства других видов, понижая шансы на выживание одних и, возможно, повышая шансы большинства других. Человек не может жить в гармонии с природой, если это подразумевает его пассивную экологическую роль, он также не может не менять экологическую систему как среду обитания других видов, (такую роль играют все виды без исключения). На двух третях суши (а если исключить полярные и пустынные районы, практически на всей суше) человек коренным образом изменил экологические системы. Он не мог оставить природу нетронутой, например, в английской сельской местности. Теперь природа является во многом нашим собственным творением, и без нашего вмешательства не в состоянии существовать. Любая самостоятельная этическая доктрина не будет экологической сама по себе; этические аспекты роли человека в природе должны исходить извне. Геккель, в частности, ввел в свою систему религиозный фактор, он утверждал: "Любая наука как таковая есть явление природы и умственной деятельности. Это незыблемый принцип монизма, который, как принцип религиозный, можно было бы назвать пантеизмом. Человек не над природой, он внутри нее". Однако это религия лишь по форме, в ней нет содержания. Пантеистический Бог не оставил указаний о том, следует ли перекрывать реки плотинами или сажать леса. Один из современных теоретиков экологии, обладающий развитым воображением, обращает наше внимание на экологический парадокс. В сочинении Джеймса Лавлока "ГАЙА: Новый взгляд на жизнь на земле" ("GAIA: A New Look at Life on Earth") говорится о том, что земное существование (речь не идет о Земле и жизни человека) – это самоподдерживающаяся система систем, которой человек не способен принести ни существенного вреда, ни существенной пользы, хотя он может повлиять на собственные шансы выжить. Загрязнение окружающей среды для Лавлока – "самая естественная вещь в мире", а ядерная энергия по своей сути ничем не отличается от любых других источников энергии. По его мнению, в интересах человека руководствоваться чувствами восхищения и священного трепета перед естественным миром. Эта мысль перекликается с идеей Наэсса о том, что этические посылки просто "внушаются, инспирируются и подкрепляются" природой экологии. Индивидуальные или коллективные подходы не могут быть экологически правильными или ошибочными сами по себе. Вместе с тем существуют весьма убедительные аргументы в пользу более общей рекомендации, которая состоит в следующем: рассматривая проблемы окружающей среды, следует задумываться не только над детально изученными экологическими последствиями наших решений, но и над природой экологии.