Называет сибирь золотой страной на дне. Населенный пункт: Сибирь. Семь застывших великанов

В Сибири хороший народ и на Севере роскошный. На Урале - там проблемы. Там народ такой замкнутый… их бурундуки зовут. – Эдуард Кочергин

Все, что мог сделать народ русский в Сибири, он сделал с необыкновенной энергией, и результат трудов его достоин удивления по своей громадности. - Н.Ядринцев

Должно отдать справедливость Сибири. При всех недостатках, укоренившихся в ней от постоянного наплыва разных, часто весьма нечистых элементов, как-то: бесчестья, эгоизма, скрытности, взаимного недоверия - она отличается какою-то особою широтою сердца и мысли, истинным великодушием. - Михаил Бакунин

Мерзнет не тот, кто в Сибири живет, а тот, кто тепло одевается.

О! это большое для меня было счастие: Сибирь и каторга! Говорят: ужас, озлобление, о законности какого-то озлобления говорят! ужаснейший вздор! Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик... Христа понял... русского человека понял и почувствовал, что и я сам русский, что я один из русского народа. Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно. Ах, если бы вас на каторгу! - Федор Достоевский

Раз уж Сибирь существует, и ей по временам находится известное вам употребление, то мне бы хотелось переселить туда молодых скучающих офицеров и красавиц с расстроенными нервами. "Вы испрашиваете паспорт в Париж, так вот вам паспорт в Тобольск".
Я бы хотел, чтобы император прописал именно такое лекарство от мании путешествовать, которая с пугающей быстротой распространяется в России среди подпоручиков с воображением и ипохондрических дам.
Астольф де Кюстин

Сибирский край чрезвычайно любопытный и мне очень жаль, что в этот раз не удалось далее съездить, надеясь притом, что если Бог даст со временем и туда попасть. Я видел многих приезжих оттуда и все очень сожалеют, что я не могу к ним заехать. Здешнее население надобно разделить совершенно на отдельные части. Сторожилы, или коренные сибиряки, народ чисто русский, привязанный к своему Государю и ко всей нашей семье, нравственный, живущий спокойно и в благоденствии, ибо земля у них удивительна, все чернозем, народ собой видный, доказательство тому, что здесь я многих видел бессрочных и отставных из Гвардии и особенно из Семеновского полка – самого отборного людьми.

Другая же часть населения Сибири совсем другого рода и пагубная для сего края, это суть посельщики, или сосланные на поселение, которые больше ничего не делают, как бродят по большим дорогам, грабят и обижают жителей и для них настоящее бремя. Присмотр за ними невозможен. Мы заходили в несколько изб и крестьяне нам говорили, что когда они на работу ходят, то ставят на окошки хлеб да соль и квас для бродяг ссыльных, а не то зажгут им деревню или разграбят дома. Нечего сказать, незавидное положение, которому, однако, весьма трудно пособить, одно средство – прекратить эти переселения и гораздо строже поступать с сыльными, второй раз провинившимися.

Александр II

Сибирь - постоянно ограбляемая страна. Если кто заведется приличный, так его сразу в Москву. А кто тут останется? - Михаил Успенский

Золотые лихорадки мира подарили человечеству джинсы, город Сан-Франциско и рассказы Джека Лондона — перечислять можно в любой последовательности в зависимости от приоритетов. Подарили они и разные тайны и легенды, которые вдохновляют даже современных золотоискателей, в частности, героев программы Discovery Channel «Золотая лихорадка». Они уже седьмой сезон подряд пытаются отыскать собственное Эльдорадо. Однако начиналось всё в 30-е годы XIX века в Сибири. Сиб.фм публикует историческое расследование Discovery Channel о тайнах сибирского золота.

Ты помнишь, как всё начиналось?

В 1812 году Сенат издал указ «О предоставлении права всем Российским подданным отыскивать и разрабатывать золотые и серебряные руды с платежом в казну подати». Он дал официальный старт золотой лихорадке в России, которая, однако, почему-то началась не сразу, а спустя почти 20 лет. Только в 1828 году уральские купцы Поповы подали заявку в Томскую губернию на разработку участка реки Берикуль. Как уральские купцы оказались в Сибири и почему произошло это не сразу после выхода сенатского указа?


Более двух миллионов рублей потратили купцы Поповы на геологоразведку в Томской губернии в поисках золота

По многочисленным свидетельствам, в этих краях жил Егор Лесной — то ли бывший ссыльный, то ли беглый каторжник, то ли просто старообрядец-отшельник. Раньше он работал старателем на уральских россыпях, однако добытое золото сдавал не хозяевам прииска, а нелегальным перекупщикам — те платили в разы больше. За это Егора отправили в ссылку в Сибирь. Освободившись (или сбежав), крестьянин обосновался у озера Берчикуль, где и стал добывать золото на реке Сухой Берикуль. Ни с кем, кроме своей помощницы, Егор не общался, а место золотодобычи держал ото всех в тайне.

Но слухами земля полнится: рассказы о крестьянине, обнаружившем золотоносную провинцию в Сибири, в скором времени дошли и до Урала. Богатые купцы Поповы сначала отправили на разведку своих людей, а через год и сами приехали в Томскую губернию. Егора Лесного в живых они уже не застали: он погиб при загадочных обстоятельствах, и многие версии сходятся на том, что крестьянина, не желавшего раскрывать свои секреты, попросту задушили.

Рассказала купцам о прииске Егора Лесного, по-видимому, его воспитанница, и уже в 1828 году начал работать прииск «1-я Берикульская площадь».


23 ноября 1851 года был утверждён такой герб Красноярска. Лев символизировал силу и мужество, а серп и лопата отражали главное занятие жителей — земледелие и добычу ископаемых, в первую очередь — золота

Примерно в это же время Поповы разведали в окрестностях другие крупнейшие месторождения Сибири — на Сухом и Мокром Берикуле, Салаиркском кряже, в Красноярском, Ачинском, Канском и Нижнеудинском округах. Так началась золотая лихорадка в России, которая за 50 лет подарила стране 583 тонны драгоценного металла.

Золото поит, золото кормит, золото нагишом водит

Крупнейший золотоносный регион современной России — Красноярск: именно здесь добывают ежегодно почти 50 тонн драгоценного металла, что составляет 20 % общей добычи. Лидирующие позиции регион занял давно: ещё в 1851 году был утверждён герб Красноярска — золотой лев, который держит в лапах лопату, главный инструмент старателя. Разумеется, крупнейшая золотая жила Сибири породила и своих миллионеров, а у богатых, как известно, свои причуды. Так, золотопромышленник Н. Ф. Мясников заказал себе визитки из чистого золота: за каждую он заплатил по пять рублей, а ведь мог на эти деньги купить 16 килограмм осетровой икры.

Купец заказал медаль с надписью «Император всея тайги», за что и получил прозвище таёжный Наполеон.


Согласно легенде медаль на цепи «Император всея тайги» весила более пяти килограмм, поэтому Гаврила Машаров так ни разу её и не носил

На этом Гаврила не успокоился: прямо посреди тайги он выстроил себе дом, больше похожий на дворец, как и подобает императору. Стеклянные галереи, оранжереи, где выращивались ананасы, розовые сады, а в фабрике, возведённой неподалёку, производили настоящий венецианский бархат.

Кончилось всё предсказуемо и совсем не радужно: Гаврила обанкротился, разорился, а кредиторы объявили на него настоящую охоту. Спасаясь от них, Гаврила погиб — скорее всего, в лабиринте подземных ходов, которые вырыл под своим домом. Месторасположение его дворца до сих пор остаётся тайной, и загадку эту пытаются разгадать многие, кому не даёт покоя история таёжного Наполеона.

3 декабря 2010 года вышел в эфир первый сезон телепередачи «Золотая лихорадка» на Discovery Channel

История Гаврилы ещё раз подтверждает правдивость популярной среди золотоискателей поговорки «Золото поит, золото кормит, золото нагишом водит». Однако перехватить инициативу можно даже у судьбы. Современный старатель Тони Битс — легенда Клондайка, участник проекта «Золотая лихорадка» Discovery Channel — известен благодаря своим опыту и интуиции. Он не полагается слепо на удачу, а предпочитает создавать её сам, и вместо покупки золотых визиток и строительства дворцов вкладывает деньги в развитие своего прииска. Так, он рискнул инвестировать солидную сумму в реставрацию 75-летней неработающей драги, хотя все вокруг говорили, что эта развалина не стоит доброго слова. Тони рассчитал всё идеально точно: после запуска отремонтированной машины в эксплуатацию старатель получил прибыль в более чем пять миллионов долларов.

Криминальные хроники сибирских приисков

Ещё больше окутано тайной и так называемое дёминское золото. Легенда гласит, что почти полтора века назад — в середине 60-х годов XIX столетия — из тюрьмы Александровский централ, неподалёку от Иркутска, сбежала группа заключённых. Выжить в суровых условиях горной местности Восточного Саяна оказалось под силу только самому стойкому и выносливому — Дмитрию Дёмину. Он обосновался в долине одного из притоков реки Китой, где построил себе зимовку и охотился.

И вот однажды он случайно наткнулся на крупное месторождение рудного золота.

В отличие от Егора Лесного, жить отшельником Дёмин не собирался: он взял с собой добытое золото и отправился в относительно крупное поселение — Тунку. Здесь он купил себе свободу, поделившись драгоценным металлом с местным чиновником.

После Дёмин женился и обосновался в Тунке, а раз в несколько месяцев уходил добывать золото к своему секретному месторождению. Тайну он открыл лишь перед самой смертью своим сыновьям: якобы золотая жила находилась между притоком Китоя и реки Шумака, где-то в районе водораздела. Но ни сыновьям Дёмина, ни золотопромышленнику Кузнецову, как-то разузнавшему о тайном прииске, ни горному технику Новикову, потратившему на поиски больше трёх лет, не удалось отыскать легендарное Эльдорадо беглого каторжника.

Но не было бы счастья, да несчастье помогло. В России случилась революция, а после — Гражданская война. Новиков оказался на стороне Колчака. Спасаясь со своими офицерами от отряда партизан, Новиков случайно наткнулся на золото. Неизвестно, было ли это то самое дёминское месторождение, тем более что обессилевшие белогвардейцы едва ли смогли добыть хоть что-то. Впрочем, радоваться находке оставалось недолго: всех троих вскоре арестовали, и Новиков попал в иркутскую тюрьму. Вышел оттуда он лишь в 1927 году и вместе с компаньонами и нанятыми рабочими — братьями Леоновыми — сразу же отправился на поиски золота.

Жажда наживы, которая никуда не исчезла даже после ареста и тюрьмы, оказалась фатальной: обратно Новиков уже не вернулся, как и его компаньоны.

Позже были обнаружены их тела, а следствие быстро нашло убийц — братья Леоновы во всём сознались. На этом легенда заканчивается — и начинаются уже более или менее достоверные факты, подтверждённые архивными документами.

В декабре 1905 года Александр Колчак получил золотое оружие «За храбрость» — саблю с надписью «За отличие в делах против неприятеля под Порт-Артуром». Позже золотое оружие приравняли к статусу государственного ордена Российской империи

Несколько геолого-разведочных экспедиций, следовавших по разным маршрутам, в том числе и тем, которые назвали Леоновы, закончились ничем. Никакого золота в районе Китоя и Шумака так и не обнаружили, что не мешает современным золотоискателям и сегодня надеяться на чудо: Восточный Саян ежегодно привлекает тысячи охотников за удачей и хотя бы крупицами золота.

Жёлтое золото белого адмирала

С началом Первой мировой войны в целях безопасности началась эвакуация золотого запаса Российской империи, который на тот момент, после выплаты всех военных кредитов, составлял примерно 1,101 миллиарда рублей. Вывозили государственные сокровища поездом из Петрограда в города тыла. Так, в Казани, захваченной в 1918 году белыми и чехословацкими офицерами, оказалась половина всего золотого запаса страны — и это несмотря на попытки большевиков отвоевать его.

После провозглашения Колчака Верховным правителем России в ноябре 1918 казанское золото прозвали именно золотом Колчака — от этого ярлыка оно не избавилось и по сей день, хотя адмирал не имел к нему практически никакого отношения.

Всего на руках у белого движения оказалось 650 миллионов рублей — почти 500 тонн слитков.


1 грамм золота на 10 апреля 2017 года по курсу ЦБ РФ стоит 2 313,7 рубля. За 500 тонн золота можно выручить более 115,5 миллиарда рублей

Именно такие цифры получили при пересчёте и проверке специалисты филиала Госбанка в Омске, куда золото переправили через Самару и Уфу.

Однако золото оставалось в ставке Колчака недолго. 31 октября 1919 года его отправили в 40 вагонах по Транссибирской магистрали, которая на участке от Новосибирска до Иркутска контролировалась лояльными на тот момент Колчаку чехословацкими солдатами. К тому же золотой запас охраняли и офицеры белого движения: они сопровождали его в дополнительных 12 вагонах. Но все эти меры безопасности оказались бесполезны: когда поезд прибыл в Нижнеудинск (город в Иркутской области), представители Антанты вынудили Колчака отречься от титула Верховного правителя, а золото отдать Чехословацкому корпусу.

Такая перемена политического настроения была вызвана, во-первых, тем, что адмирал разогнал Уфимскую директорию, что послужило началом репрессий, а во-вторых, стремлением Чехословацкого корпуса в первую очередь самим наконец эвакуироваться из охваченной смутой России. Вернув золотой запас страны большевикам и выдав им главного адмирала всего белого движения, чехи фактически заключили сделку и выкупили свою свободу.

Колчака арестовали и расстреляли, Чехословацкий корпус вернулся на родину, но история золотого запаса на этом не заканчивается, а только начинается. То ли адмирал догадывался, что его предадут, то ли чехи оставили часть золота себе — неизвестно, но факт остаётся фактом: наркомат финансов РСФСР в 1921 году недосчитался 236 миллионов рублей, то есть 182 тонн золота.

Установлено, что часть денег Колчак переправил за границу и разместил в зарубежных банках, ещё часть — потратил на обмундирование и вооружение своей армии, но всё равно пропавшая сумма исчисляется десятками миллионов. Версии историков и исследователей-любителей расходятся, а в современных СМИ периодически мелькает информации о том, что след золота Колчака якобы обнаружен, однако доподлинных данных о судьбе золотого запаса Российской империи до сих пор нет.

В советские годы — примерно с середины XX века — частная золотодобыча запрещена, то есть нельзя просто взять лопату и отправиться разведывать прииски или небольшие месторождения. В последние годы только-только обсуждается законопроект, который бы разрешил всем желающим заняться индивидуальным промыслом. Если он успешно пройдёт согласование во всех министерствах и ведомствах, то, вполне возможно, любой человек сможет с героями «Золотой лихорадки».

В древней ненецкой легенде рассказывается о том, что один раз в год, когда Великое Солнце воцаряется на небосклоне, из-под мерзлой и безжизненной земли встает Солнечная Баба, которая носит в своем чреве младенца, коему суждено стать духом плодородия.

В другом предании, бытующем у народа манси, повествуется о том, как золотой идол перебрался через Уральский каменный пояс, но был остановлен стариком-шаманом, считавшим себя его хозяином. Разгневанный золотой истукан зарычал громовым голосом, от которого умерло все живое в округе, а сам дерзкий шаман превратился в камень.

Еще в Средние века европейцы сообщали из России о божестве по имени Золотая баба. Ей якобы поклоняются русы на самом севере Европы. Эти предания живы и сегодня.

Первые упоминания о Золотом идоле Севера содержатся в исландских сагах, в которых западноевропейские христианские монахи описали похождения многочисленных в то время банд безбожников-варягов. В них утверждается, что бандиты с IX по XII в. совершали налеты на могущественное царство Биармия или Бьярма, простиравшееся от Белого моря до Урала и верховьев Камы Саги рассказывают о Золотом идоле по имени Юмала. о сказочных богатствах окружающих храм этой богини:

«Наружность храма была обложена золотом и алмазами, которые лучами своими освещали всю окрестность. На скульптуре богини внутри храма было ожерелье в несколько фунтов золота, венец на голове осыпан был драгоценными каменьями, а на коленях стояла золотая чаша такой величины, что четверо богатырей могли утолить из нее жажду Наконец одежда на истукане была такая, что цена ее превышала богатейший груз трех кораблей плавающих по морю Греческому».

Как такому сказочному описанию не запасть в пустую душонку тех, кто живет воровским промыслом? И такие, конечно, нашлись.

Это были Карли, человек богатый и знатный, один из придворных короля Норвегии Олафа, и его брат Гунштейн. Братья наняли для похода известного разбойника Торира по кличке Собака. Последний снарядил для этой цели большой корабль, на котором поплыли еще 80 человек его шайки.

Подойдя к устью Двины, для отвода глаз, поторговали. А ночью решили напасть на храм Юмалы, который находился неподалеку в дремучем лесу.

Шесть сторожей охраняли ночью тот храм, сменяясь по двое в каждую треть ночи. Викинги напали на храм именно в то время, когда отряд часовых только что ушел, а другой еще не успел прийти на смену.

С самых древних времен существовало поклонение богине-матери …Торир Собака всадил топор в воротище, с его помощью перелез через ворота. Это же сделал Карли, и они впустили сообщников внутрь обнесенного забором пространства. На кургане они набрали сколько могли денег и набили ими карманы. Добрались и до статуи Юмалы. На коленях биармской богини стояла серебряная чаша, полная монет, а на шее висела драгоценная золотая цепь. Собака схватил серебряную чашу с деньгами. Карли прельстился цепью и, пытаясь сорвать ее, так сильно рубанул топором по шее Юмалы, что голова статуи покатилась с плеч долой.

Шум услыхали подошедшие охранники, затрубили в рога. Воры спаслись бегством.


В Европе стали активно писать о Золотом идоле севера после 1517 г., когда был опубликован «Трактат о двух Сарматиях» ректора Краковского университета Матвея Меховского. В нем ученый-географ поведал миру, что «…за областью, называемой Вятка, по дороге в Скифию, стоит большой идол, Золотая баба…».

Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему, и никто, проходя поблизости, не минует идола. Идут с приношениями…

Австрийский посол в России Герберштейн был весьма образованным и любознательным человеком. Изучив русский язык, он прочитал все старинные летописи, делал их переводы. В 1549 г. в «Записках о Московии» он составил карту и пояснил: «За Обью, у Золотой бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосьва, Березва и Данадым, которые берут начало из горы Камень Большого Пояса (Урал) и соединенных с ней скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой бабы, называются данниками князя Московского. Золотая баба есть идол у устьев Оби, в области Обдоре. Он стоит на правом берегу… Рассказывают… что этот идол есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына, и что там виден другой ребенок…

Кроме того, уверяют, что там поставлены какие-то инструменты, которые издают постоянный звук вроде трубного. Если это так, то, по моему мнению, ветры сильно и постоянно дуют в эти инструменты».

Информация Герберштейна стала первым сообщением о том, что Золотая баба, как оказалось, уже находится за Уралом, на Оби.

Через тридцать лет этот факт подтвердил и итальянец Александр Гваньини в своем сочинении «Описание европейской Сарматии». Он сообщает, что идол находится в низовьях Оби, и ему поклоняются не только самоеды (ненцы), но и народы Югры и другие племена. Он также пишет, что вокруг истукана слышится какой-то громкий рев.

О том же писал итальянец Александр Гваньини в 1578 году:«Рассказывают даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев наподобие трубного».


Что же это за золотой идол, появление которого сопровождается страшным криком и ревом? Откуда он появился и куда исчез?


Великая Биармия

В России древнейшим письменным упоминанием о ней является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте христианские храмы. В летописи сказано, что сеял Стефан в Пермской земле веру Христову среди народов, которые прежде поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой бабе.

Но предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной, обширной страной, раскинувшейся в IX-ХII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси ее звалиПермью Великой, в скандинавских сагах могущественным государством Биармией или Биармалэндией . Населявшие ее народы поклонялись огромному золотому идолу – Золотой бабе. Ее святилище, находившееся по скандинавским сагам где-то неподалеку от устья Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежащей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.


На старинных картах Московии близ устья Оби часто встречается надпись «Золотая Баба». Иногда надпись сопровождает рисунок прекрасной женщины. Ей поклонялись обитатели Севера. Сибирский золотой кумир дразнил воображение, и путешествовавшие по Руси иностранцы охотно помещали рассказы о нем в свои книги.


Русские летописцы нравы древней Перми описывали так: «Поклоняются идолам, жертвы им приносят… издалека приходят, подарки принося… или соболей, или куниц, или горностаев… или лисиц, или медведей, или рысь, или белку… золото, или серебро, или медь, или железо, или олово». Золотом северные земли богаты. Но как быть с алмазами? После недавнего обнаружения под Архангельском месторождения этих драгоценных камней сомнения отпали.

Но шло время и окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но мало заселенной области свои цепкие руки.

Сначала новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого князя все чаще стали пробираться в когда-то заповедные леса северные. Спасаясь от христианства, почитатели Золотой бабы прятали своего идола то в пещерах на Уральском хребте, то в непроходимой лесотундре реки Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.

Золотую бабу в очередной раз переместили. И на этот раз – за Урал, спасая богиню от уничтожения в период обращения жителей Великой Перми в христианство. С одним из тех, кто обращал приуральские народы в христианство, Стефаном Великопермским, связано первое письменное упоминание Золотой бабы в русских летописях. Вернее, не с ним, а с его кончиной в 1398 г. Вот выдержка из своеобразного некролога на смерть миссионера: «…Это был блаженный епископ Стефан, божий человек, живущий посреди неверных: не знающих бога, не ведающих законов, молящихся идолам, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и кудесникам, и волхвам, и деревьям…»

В послании митрополита Симона пермичам 1510 г. тоже упоминается о поклонении местных племен Золотой бабе.

Кто впервые из русских попытался отыскать Золотую бабу и даже оказался однажды вблизи нее, так это казаки из ватаги Ермака, «покорявшие» Сибирь в 1582 г. По рассказамуцелевших участников дерзкого налета на сибирское ханство Кучума, собранным Ремезовым, казаки впервые услышали о золотом идоле от чуваша, перебежавшего в их стан. От него ермаковцы узнали о том, что ханты молятся идолу –«богу литому золотому, в чаше сидит». Позже конный отряд казаков был послан Ермаком на Обь за добычей. Вышли они по безлюдным местам на великую реку и остановились на Белогорье у большого святилища древней богини. Но взглянуть на Золотую бабу, а тем более заполучить ее казакам не удалось – перед приходом сюда отряда богиню со всем имуществом святилища спрятали в недоступном месте. В последующие годы поисками таинственного идола занимались этнографы.

Один из первых исследователей сибирских народов Новицкий безуспешно разыскивал туземных истуканов, сделанных по подобию человека. Ему удалось увидеть одного божка, который имел вид доски с носом-трубой, небольшими рогами на голове и золотой грудью. При крайней необходимости ханты «отнимали» у идола кусочки золота, и это действительно помогало им выжить в трудную годину. Однако Новицкий знал о существовании и другого антропоморфного идола, но аборигены прятали его.

Так продолжается вот уже четыре столетия: таинственную богиню не удается увидеть никому из исследователей, хотя в ее существовании у них сомнений нет. Так кто же она такая, чей образ запечатлен в ней? Как золотая скульптура попала на север? Почему ненцы, ханты, манси и другие народы считают ее своей богиней?

В течение двадцати лет, с конца 1960-х до конца 1980-х гг., археологи изучали древнее святилище на реке Священный Лес, что в большеземельской тундре за полярным кругом. Здесь были найдены предметы как 11-1 тысячелетий до н.э., так и принадлежавшиек первым векам нашей эры. Здесь обнаружено несколько сотен деталей или обломков женских украшений. Случайность ли это? Или это было святилище богини? Вряд ли в истории возможны случайные эпизоды и факты, около полутора тысячи лет накапливающиеся вблизи от побережья Северного Ледовитого океана. Но если это так, то не принадлежало ли заброшенное много сотен лет назад святилище богини-матери, которую северные народы называют Золотой бабой?

Ягабаба в переводе с ненецкого означает «речная баба», «речная женщина», «речной предок». Правильнее было бы произносить «яха» вместо «яга», но на современных картах можно найти множество примеров использования обеих форм.

Означает ли это, что русская Баба-яга является ненецкой богиней? Нет. Особенности языческой религиозности северных народов позволяют им при совершении обрядов не «привязываться» к конкретному божеству. Северянин поклоняется, принося дары и жертвенных животных, домашнему или ближайшему к дому идолу, просто «богу». Если охота, например, была неудачной, то виновен в этом, конечно же, «бог». Северянин наказывает своего домашнего идола, избивает, оплевывает его, а иногда и выбрасывает. Поэтому маловероятно, чтобы северяне поклонялись конкретной богине Ягабабе.

Для них Золотая баба была олицетворением самого общего понятия бога как сверхъестественной силы, влияющей на их жизнь.

Кроме того, святилище древней богини на реке Священный Лес уже использовалось для жертвоприношений до прихода сюда ненцев. Это означает, что представления о речной богине существовали у предшественников. А что таковые были, подтверждается и археологическими данными, и исследованиями ученых-языковедов, утверждающих, что множество географических названий по обе стороны Северного Урала принадлежат народу-предшественнику современных ненцев и финно-угорских народов. Например, в названиях рек и озер (гидронимах) это слова, оканчивающиеся на гласный плюс носовой согласный звуки: Надым, Пим, Аган, Ляпин, Сабун, Вымь, Локчим, Ухтым и прочие. Что это был за народ?

Известный востоковед и лингвист Марр еще в 1920-е гг. называл древние народы европейского севера, предшествующие финно-уграм, «северными сарматами» или «руссами». Этих предшественников ненцы называли сиртя. Получается, что задолго до прихода на север ненецких и финно-угорских племен здесь существовал культ «водной, речной богини», воспринятый и адаптированный к собственной культуре пришельцами с Северного Алтая, позже превратившейся в Ягабабу, но уже в виде второстепенного мифологического персонажа.

Даже в современном искаженном образе Бабы-яги соединены несколько главных черт, характеризующих чародейку как представительницу иного мира, мира богов. Во-первых, Баба-яга всегда – старуха, обладающая сверхъестественными возможностями, которыми владеют лишь боги. Она владелица и управительница лесного мира и царства животных, у нее тесные связи со стихиями воздуха и воды. Она связана с плодородием земли. Во-вторых, Баба-яга – повелительница потустороннего мира: живет в избушке на «курьих ножках» – столбах, забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо засовов – человеческие руки и ноги, вместо замка – рот с острыми зубами, в избе – печь с огнем и лопата, летает она в ступе с помелом… Втретьих. Баба-яга – судия. Она решает, кто хороший, кто плохой, от нее зависит, у кого изо рта вместо слов драгоценные каменья будут сыпаться, а у кого – жабы вылетать. За нарушения известных ей законов она наказывает, т.е. вершит правосудие. Словом, она выступает в качестве триединой богини – «и день, и ночь, и красно солнышко» в одном лице.

Еще в середине XIX в. большой знаток и исследователь русской мифологии А.А. Потебня пришел к заключению, что в образе Бабы-яги много сходства с Деметрой, одной из главных богинь древнегреческого пантеона. В мифах она богиня плодородия и земледелия, так же как и Баба-яга благостна к людям, дарительница, в ней отражена известная борьба жизни и смерти.

Охота на Золотую бабу

Завладеть Золотой бабой пытались давно.

В поисках сокровищ викинги обшаривали самые отдаленные уголки Восточной Европы. Обычно они выступали при этом под видом купцов. Однажды викингам удалось напасть на след святилища биармов и ограбить его. В нем стояла деревянная копия Золотой Бабы. Подлинник остался для скандинавов недоступным. В XI веке Биармия была покорена русами. Русы в отличие от немцев чужих святилищ не разоряли. Их удовлетворяла обычная дань. Золотая Баба продолжала оставаться главной защитницей биармов. Чем больше крепло христианство, тем нетерпимее оно становилось к чужим богам и обычаям. В конце XIV века в Прикамье прибыл епископ Стефан Храп – будущий святой Стефан Великопермский. Это была личность выдающаяся по уму и образованности. Одновременно епископ был суров и непреклонен и горел стремлением искоренить язычество во вверенных ему землях. Летописец бесстрастно сообщает: «Разъярился владыко Стефан на кумирницы пермские поганые, истуканные, изваяные, издолбленные боги их. В конец сокрушил, раскопал, огнем пожег, топором посек, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесам, и по погостам, и на межах, и на перепутьях».

Из жития св. Стефана мы знаем, что миссионер вел свою проповедь среди почитателей Золотой Бабы. Конечно, он много бы дал за обладание главной святыней язычников-пермяков. Но кумир исчез. Только позднее выяснилось, что его унесли за Уральские горы. В середине XV века московске воеводы начали покорять Северное Зауралье. Самый выдающийся поход они совершили в 1499-1501 годах. Крупная по тем временам рать из 4 тысяч человек во главе с Семеном Курбским и Петром Ушатым перевалила зимней порой через Приполярный Урал. Лыжники вышли в бассейн Северной Сосьвы и повоевали всю Югорскую землю. Они захватили 42 крепости и колонили 58 местных князьков. Но главной ценности остяков, кумира Золотой Бабы с храмовыми сокровищами, найти не удалось.

Чем позднее сообщение о ней, тем далее от древней Биармии мы ее находим. Позднее след кумира затерялся. Землепроходцы в XVII веке исколесили всю Сибирь вдоль и поперек, но таинственный идол в русских документах той эпохи не упоминается. В то самое время, когда иностранцы помещали Золотую Бабу на берегу Северного Ледовитого океана, ее знали значительно южнее.


В конце XVI века волжские разбойники разграбили плывший в Астрахань государев корабль с «казною денежной и пороховою» . В схватке был убит царский посол. Терпению Ивана Грозного пришел конец. Казаки, спасая головы, бежали в приуральские окраины государства. Их охотно приняли камские купцы и солепромышленники Строгановы. За Каменным поясом лежало Сибирское царство хана Кучума. Этот потомок Чингисхана то и дело разорял камские селения, уводил жителей в рабство. Прибывшим казакам была поставлена задача – отбить у Кучума охоту к нападениям.

Поход за Камень возглавил Ермак Тимофеевич Аленин. К его казацкому отряду из 540 воинов Максим Строганов добавил 300 своих ратников. Армия сибирского хана во много крат превосходила численность пришельцев и даже имела пушки, привезенные из Казани. Но ничто не спасло ее от разгрома. После нескольких побед осенью 1582 года русские водворились в столичном граде Сибирь. К северу от города они столкнулись с остяцкими идолами. Ермак отрядил есаула Богдана Брязгу на захват Демьянских и Назымских городков. Городки эти лежали в низовьях Иртыша и близ его впадения в Обь. Защитники одной из крепостей оказали ожесточенное сопротивление. Три дня казаки штурмовали ее стены и уже хотели было повернуть обратно. Но тут они услышали рассказ об осаждении от местного чуваша, некогда приведенного воинами Кучума с Руси: «Молятся они Русскому Богу, и тот Русский Бог из литого золота в чаще сидит».

Новость о русском золотом идоле так поразила казаков, что об отступлении забыли. Чуваш вызвался похитить статую и проник в крепость. С нетерпением ждали его возвращения. Но лазутчик вернулся с пустыми руками. Крепкая охрана помешала исполнить задуманное. Когда городок захватили, идол исчез. Выйдя на Обь, Богдан и сотоварищи приблизились к священному для остяков Белогорью. Здесь было «мольбище великое богини древней». За несколько лет до покорения Сибири в Польше уже знали о том, что Золотая Баба – это женщина с ребенком на руках. Белогорский кумир выглядел так же: «нага, с сыном на стуле сидящая». Более поздние источники называют его Золотой Бабой.

Грозна была белогорская богиня. Вот что поведали о ней участники похода: «И дают ей долю от всякого промысла. А если кто этот закон нарушит, того мучит и томит. А кто принесет не от души и жалея, тот, пред нею упав, умрет. Имеет жрецов много и общину великую» . Не убоялся Богдан потревожить священный покой, вошел в Белогорье. Тогда повелела владычица угров спрятать свой кумир, а огромное мольбище так укрыла, что пришельцы не смогли его отыскать. Вскоре по возвращении из похода казаки вместе с Брязгой попали в засаду и были истреблены.

Через год к Белогорью вышел хорошо вооруженный отряд Ивана Мансурова. В устье Иртыша воины срубили крепостцу и зазимовали. Большое остяцкое войско обступило укрепление и целый день ходило на приступ. Назавтра осаждавшие принесли богиню, поставили ее под деревом и начали молебен о победе. Русские не стали дожидаться окончания молебна, после которого Золотая Баба должна была явить свою силу. Чтобы не искушать судьбу, ударили по собравшимся из пушек. Одно из ядер достигло цели. Из летописей узнаем: «Древо оно, под ним же стоял бесурменский кумир, разбита на многие части, и кумир их сокрушиша».

Несмотря на заверения летописцев об уничтожении идола, сообщения о Золотой Бабе появлялись и позднее. В начале XVIII века за ней безуспешно гонялись Филофей и Григорий Новицкий, истреблявшие остатки язычества среди зауральских угров.

В XX веке борьба с язычеством была продолжена. Шел 1933 год. В компетентные органы поступил сигнал. Оказалось, что ханты, проживавшие по реке Казым (правый приток Нижней Оби), скрывают Золотую Бабу и поклоняются ей. Битва с «религиозным дурманом» была в самом разгаре. Казымского шамана схватили и бросили в застенок. Через какое-то время специалисты добились необходимых сведений. Предстояло убить двух зайцев сразу – ударить по религиозным пережиткам и пополнить бюджет страны изделием из драгоценного металла. К тайному капищу отправилась группа чекистов. Но тут таежные охотники взбунтовались и перестреляли непрошеных гостей. Расправа была скорой. Новый отряд атеистов уничтожил почти всех мужчин таежного племени. У оставшихся отобрали ружья, чем обрекли их на голодную смерть. Святилище разорили. Что сталось с казымским идолом Золотой Бабы до сих пор остается загадкой.


Почерневшая от времени двухметровая Кызымская богиня, или как ее называют, Золотая баба, наводит страх на реставраторов, так много с ее именем связано тайн, загадок, трагедий. Всяк потревоживший ее покой должен быть готов попрощаться с жизнью и здоровьем.

По преданию, “постоянным местом жительства” Казымской богини являются окрестности поселка Юильск в верховье реки Казым, что примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска. Ханты и манси верят, что Казымская богиня – иногда ее называют Золотой женщиной или Золотой бабой – определяет судьбу человека.

С XVI века велись поиски Золотой бабы, а в этом поселке статуя была обнаружена только в 1961 году. Сколько несчастий случилось за время поисков – не перечесть. Пропадали конные отряды, завязнув в болотной топи, гибли десятки вооруженных людей, а местные жители объясняли мистические события гневом потревоженной богини.

Исследователям, обнаружившим статую в 1961 году, тоже пришлось несладко. Один за другим они буквально таяли на глазах, скоропостижно умирая. Однако, согласно поверью, бригада обнаружила не золотую, а деревянную статую, покрытую серебром. «Юильский идол» снова оказался вне досягаемости. Ханты и манси убеждены в том, что статую подменили, и настоящую спрятали на небольшом незаметном острове в окрестностях Юильска, который через некоторое время от резкого подъема уровня воды оказался полностью затопленным.

—————————————————————————————-

ЗАГАДКИ ЗОЛОТОЙ БАБЫ

Храм Золотой Бабы находился, по преданиям, в стране Обдорской, при устье реки Обиго (то есть Оби). Впрочем, слишком частое упоминание этой богини доказывает, что поклонялись ей во всех славянских землях. Она держала на руках одного ребенка, а другого вела за руку. Жители тех мест называли ребятишек ее внуками, отчего она и получила имя Бабы.

Один из этих внуков был, между прочим, сам Святовид. Подле Золотой Бабы всегда лежало множество гуслей и других музыкальных орудий, которые непрерывно наигрывали сами собой – то тихонько, то погромче. По их звуку жрецы предсказывали будущее, ибо Золотая Баба почиталась доброй пророчицей. Почтение к ней было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы, ну а если вовсе ничего не имел, то вырывал из платья своего нить или волос с головы, подносил это Золотой Бабе, кланялся в землю – и тем надеялся ее умилостивить.

Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали ее в их шкуры.

Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для нее на золото, серебро и меха, ибо не принесший жертвы Золотой Бабе непременно должен был заблудиться в пути.

Знак того, что жертва принята Бабой благосклонно, – падающая звезда. Золотая Баба была также главной среди Рожаниц – богинь судьбы, которые есть у каждого человека, а потом и повивальных бабок, которые помогают разрешиться от бремени. Когда появлялся на свет ребенок, Золотая Баба незримо связывала ему ножки, требуя от отца выкупа.

Если повивальных бабок хорошо награждали (т.е. жертвовали таким образом Рожаницам и самой Золотой Бабе), то ребенок рос здоровым и счастливым, а если нет, мог остаться хромым.

Чехи называли Золотую Бабу Альжбетой, и она была богиней материнского чрева.

Рассказ Герберштейна о Золотой Бабе долго ставил ученых в тупик.

Вот он: «Идол Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, и что там уже виден другой ребенок, который, говорят, ее внук».

Получается, что внутри неродившегося ребенка есть еще одно дитя. Столь маловероятная ситуация разъяснилась после находки в Приуралье бронзовой фигурки богини угров. Из тела богини проступает изображение человека, а из его чрева выглядывает еще одно лицо. Перед нами мифологический образ.


Сохранилось несколько рисунков и словесных портретов Золотой Бабы. Она то стоит, держа в руке копье, то сидит в кресле с жезлом или ребенком на руках. Иногда наряду с младенцем подле кресла появляется дитя постарше. Богиня предстает то в одежде, то без нее.

Историки предполагают, что статуя первоначально изображала какую-то иную богиню. Мнения на этот счет существуют самые разные: Богородица, славянская Золотая Майя, Будда, Гуаньинь и т. д.

Ключ к разгадке таинственного облика дают бажовские сказы. В них Золотой Полоз – золотой человек с бородой, свитой в такие тугие кольца, что «не разогнешь». У него зеленые глаза, а на голове шапка с «красными зазоринами». Но ведь это изображение зеленоглазого Осириса.

Борода египетского бога убиралась в узкий тугой пучок. Такая же борода была и у подражавших ему фараонов. Достаточно вспомнить знаменитые личины Тутанхамона с его золотых саркофагов, чтобы понять, как выглядели кольца на бороде золотого человека. Шапка с «красными зазоринами» «пшент» – бело-красная корона объединенного Египта.

Женой и сестрой Осириса была зеленоглазая Исида – богиня плодородия, воды, магии, супружеской верности и любви. Она покровительствовала влюбленным. Точно так же и уральская богиня – богиня вод, тесно связанная с темой любви и супружеской верности.

Образ зеленоглазой Хозяйки Медной горы восходит к Исиде. Сегодня можно сказать, как выглядела медная статуя египтянки. Вспомним, что Золотую Бабу изображали в виде Мадонны. Образ Богородицы с младенцем Иисусом возник под влиянием скульптур Исиды с младенцем Гором. Один из таких идолов хранится в Эрмитаже. Обнаженная Исида сидит и кормит своего сына грудью. На голове богини корона из змей, солнечного диска и коровьих рогов.


Египетские мифы помогают многое понять в наших сказах. Вот, например, волшебная зеленая пуговка. Горнозаводской Танюше ее подарила Хозяйка Медной горы, посредством подарка девушка общалась со своей покровительницей. У египетских богов имелось чудесное око Уаджет («зеленое око»). Оно также обеспечивало владельцу защиту и покровительство. Исида-Хатхор была хранителем Ока и его воплощением.

Исиду знали как богиню музыки. Из-за этого таким звучащим был ее культ на Севере. В свое время богиня изобрела трещотку-систр, с которым ее часто изображали. Основанием систра обычно служила фигура кошки с человеческой головой.

Говорящие земляные кошки находились в свите Хозяйки Медной горы. В уральских сказах кошка Исиды предстает то в виде кошки Огненные Уши, оберегавшей храбрую Дуняшу, то домашней Муренки, уговорившей козлика Серебряное Копытце позабавить девчушку Даренку самоцветами.

В одном из сказов встречаем бегущих по заветной тропке мурашей. На ногах у них – золотые лапоточки. Лапоточки увеличивались в размерах по мере движения их хозяев. Перед нами отголоски египетского мифа о жуке-скарабее, катящем солнце по небу.

Исиду сами египтяне – звали Исет. Рядом с Гумешками берет исток Исеть – «река Исиды». По этой реке уральская медь поступала в лесное Зауралье. Земляную кошку знали в Сысерти, чье название произошло от систра. Некогда здесь было капище, в котором хранился музыкальный зверек богини.

Осирис, он же Золотой человек, в рассказах западноевропейцев выглядит как стоящее подле Золотой Бабы дитя. Следовательно, его золотой кумирчик был миниатюрным. Бажовские сказы знают еще один миниатюрный золотой персонаж – женский. Золотая богиня принимает в них облик Огневушки-Поскакушки, рыжей заводской девчонки, голубой змейки, старушки Синюшки. Эта владычица золотых жил обитала в воде, защищала девушек и чистых душою горняков.

Перед нами вновь Исида, но теперь уже золотая. Значит, имя Золотая Баба родилось не на пустом месте. Вначале так звали золотую статуэтку, а позднее – медную статую Исиды и все иные ее изображения.

О том, что Золотая Баба – Исида, знал Петрией (1620 г.). Но ему никто не поверил. Слишком удивительным казалось появление египетских скульптур в Сибири.

Сибирские славяне

Самой жгучей тайной Золотой Бабы оказалось ее по-русски звучащее имя. У обских угров бытовало еще одно, и опять же славянское – Старуха. Белогорская Золотая Баба остяками называлась Словутес , то есть «славянка». Ее иртышский супруг Золотой Осирис прямо именовался Русским Богом. Кроме этого, страна почитателей русских богов называлась Сибирь. Название это средневековые авторы связывали со славянским словом «север». Но затем это объяснение сочли невероятным и придумали иные.

Разгадка появления славянских имен содержится в известиях мусульманских писателей раннего средневековья. Ал-Масуди (X век) описывает три храма славян. Расшифровка его рассказа показывает, что один храм с кумиром «Сатурна» стоял в Минусинской котловине. Второй, с идолом из золота и статуей девушки, – в районе Таймыра, третий – на Урале.

О почитании в Минусинской котловине «Сатурна и Венеры» писал побывавший здесь Абу Дулеф (X век). Ибн-Мукаффа (VIII век) называл жителей этого места славянами. Под Сатурном восточных авторов скрывается бог подземного мира Велес – Осирис, а под Венерой – богиня любви Морена – Исида.

Славяне жили в Минусинской котловине с киммерийской эпохи. Им принадлежала так называемая тагарская археологическая культура. Тагарцы были талантливыми горняками, металлургами и кузнецами. Под напором кочевых орд смешанные потоки славян, угров и кетов уходили из района верховий Енисея на восток и на север. Разделившийся народ поделил и святыни. Золотой Осирис и Медная Исида оказались на Таймыре, оттуда попали в Прикамье, затем – в Западную Сибирь. Золотую Исиду перенесли на Урал. Медный Осирис остался на месте.

Минусинские славяне поселились в бассейне Иртыша и в южной части Урала, называвшегося в ту пору Славянскими горами. Со временем жестокие войны и смешанные браки привели к тому, что славянская речь перестала звучать в этих местах. Одна только Золотая Баба хранила тайну исчезнувшего народа.

Следы присутствия славян на сибирской земле ощущались очень долго. Еще в XIV веке Эломари знал светлых и голубоглазых сибиряков. Он писал: «Фигуры их совершенство создания по красоте, белизне и удивительной прелести; глаза у них голубые’.

Прорвавшиеся за Каменный Пояс казаки Ермака среди малорослых и монголоидных аборигенов к своему удивлению иногда встречали подлинных гигантов, а среди аборигенок – неописуемых красавиц.

Наследие Матери богов

Путешественники XIX века отмечали, что в их время у обских угров древних идолов уже не было, а в капищах хранились поздние копии. Делали их очень просто. Кумир закапывали в смесь песка с глиной и в полученную форму заливали расплавленный металл. Одну такую Серебряную Бабу вроде бы приобрел финский ученый Карьялайнен и увез к себе на родину. Видимо, еще один подобный идол попал в руки советских чекистов и погиб. Неужели правы летописцы, и пушечное ядро уничтожило Медную Исиду еще в XVI веке? Нет. Ядро ей вреда не причинило.

О сокрушении идола сообщают одни лишь поздние источники. Из более ранних и достоверных известно, что ядро раскрошило одно лишь рядом стоящее дерево. Позднее этот рассказ был несколько приукрашен.

Медная Исида и Золотой Осирис после падения царства Кучума были перенесены в древнее капище близ современного Норильска. Где-то в таймырских горах Путорана они сокрыты и по сию пору. След Золотой Исиды теряется близ истоков Чусовой и Исети. Сказы указывают на Азов-гору у современного города Полевского. Медный Осирис так и не покинул Енисея. Когда-нибудь заступ археолога наткнется на скульптуры, изготовленные в Египте почти 30 веков назад.

Сибирское ханство история, культура и присоединение к России

Сибирское ханство — государство в Западной Сибири, которое образовалось в конце XV века в процессе распада Золотой Орды.

Его центром первоначально был Чимга-Тура (ныне город Тюмень), другой столицей являлся город Искер (он же Сибер, Сибир, Сибирь), который находился на правом крутом берегу Иртыша.

По второй столице, которая в XV веке именовалась также Кашлык, ханство и получило своё название.

История образования

Некоторые исследователи считают, что во времена образования и существования Золотой Орды землями будущего ханства правили потомки татарского князя Тайбуга. Именно он образовал Тайбугинский юрт, на территории которого позднее образовалось Сибирское ханство. Но не все историки поддерживают эту версию, так как документов, подтверждающих или опровергающих эту теорию нет.

Другие, приводя в доказательства описание улусов, считают, что территория ханства находилась под контролем Шейбанидов.

Правители

Первым правителем улуса был Тайбуга, затем следовали Ходжа, Махмет, Ангиш, Касим, братья Бек-Булат и Едигер (занимали трон практически одновременно), Сенбакта, Саускан. Все они были потомки первого князя и назывались Тайбугидами. О них практически ничего не известны, так как сведения до нас дошли только в устной форме.

хан Кучум фото

Далее появляется более точная информация, которая опирается на достоверные письменные источники, из которых известно, что с 1396 года по 1406 год трон занял хан Тохтамыш. Наибольший вклад в развитие ханства внесли хан Ибак, изначально правивший Ногайской Ордой, и Кучум. При их правлении оно становится могущественным государством.

Расцвет

Ибак считается основателем независимого Сибирского ханства со столицей Чимга-Турой. Его территория простиралась от Барабинской степи до берегов Северо-Ледовитого океана. Чем же в истории запомнился хан Ибак?

  • Он одержал победу над Большой Ордой, убив последнего её правителя — Ахмада;
  • Объединил два престола — Сибирский юрт и Ногайскую Орду; Активно вмешивался в дела Казанского ханства (в некоторых источниках его называют «казанским ханом», хотя он не только никогда не занимал казанского трона, но даже и не бывал там).

Ибак был сильным правителем, что не могло раздражать его ногайских покровителей. Они его даже сместили с престола, но под напором беклербеков — высших сановников возвратили ему ногайский престол. Тем не менее, врагов у него хватало, и в 1495 году он погибает от руки Мухаммада из рода Тайбугидов. После совершения убийства Мухаммад становится ханом и переносит столицу в город Искер. С этого момента государство формально становится Сибирским ханством со столицей Сибирь.

После Мухаммеда трон заняли два брата — Едигер и Бек Булат, восстановившие дружеские отношения с ногайцами. Во время их правления произошло историческое событие — Иван Грозный покорил Казанское и Астраханское ханство. Это произвело сильное впечатление на Едигера, он поспешил поздравить русского царя и предложил выплачивать дань Московии, чем Иван IV не преминул воспользоваться. Почему Едигер так поступил?

Он прекрасно осознавал, что Шейбаниды рано или поздно, объединившись с ногайцами, захотят вернуть власть в Сибири. Рассчитывая на помощь Москвы, он думал отстоять трон, но расчёты оказались неверными, русский царь и не собиралась помогать ему. В 1557 году Шейбаниды начали действовать, решив восстановить везде свою власть, где правили раньше.

Совсем скоро они заняли Кызыл-Туру (самую первую столицу государства Тайбугидов). Не заняв ещё Искера, они провозгласили сначала ханом Муртаза бен Ибак, но так как тот был старым и не смог бы перенести поход на столицу Сибирского ханства, надежду возложили на Кучума бен Муртазу. Ему удалось захватить Искер только в 1563 году. Тайбугидов, братьев Едигер и Бек Булат, он казнил. С этого момента во главе ханства снова встал Шейбанид и началась эпоха Кучума.

Культура

К середине XVI века, ханство вступило в отношение с Россией. К этому моменту оно занимало обширную территорию, почти всю Западную Сибирь — от Уральских гор до рек Надым и Пима. Оно граничило с Пермскими землями, Казанским ханством, Ногайской и «Пегой Ордой». Однако заселено было крайне редко, в этот период в нём проживало 30,5 тысяч человек. Население составляли в основном тюркоязычные народы, чаще называемые «сибирскими татарами», которые вели полуоседлый образ жизни.

Население занималось кочевым скотоводством — разводило лошадей и овец, охотой на пушного зверя, рыболовством и бортничеством. В оседлых поселениях развивалось гончарное производство, земледелие, ткачество, плавили металл. Государство имело феодальный строй, состояло из многочисленных мелких улусов, во главе которых стояли беки и мурзы. Низший слой общества — «чёрные» улусные люди были обязаны каждый год платить подать и нести военную службу в отрядах знати. Среди последних распространялся ислам, который стал официальной религией.

При Кучуме государство достигло экономического и политического расцвета. Было образовано 15 городов, которые представляли собой мощные укрепления.

Войны

Сибирским ханам удалось подчинить угро-финские племена на Урале и заставить их платить ясак. Кучум покорил некоторые башкирские племена и барабинцев. Войско ханства состояли из татарских отрядов, а также из отрядов покорённых народов. О численности войска говорить сложно, но доподлинно известно, что при битве на Абалацком озере Маметкул командовал тумэном, то есть войском, состоявшим из 10 тысяч воинов. Однако, несмотря на впечатляющую численность, отряды были неорганизованны, поэтому Кучум и не смог остановить вторжение русских.


Воин сибирского ханства фото

Вооружение татар преимущественно состояло из лука и стрел, холодного оружия — палашей, сабель, дротиков. Сильной стороной военного искусства у них была разведка. Им не было равных в устройстве засад и неожиданных нападениях.

Присоединение к России

«Обложить данью ханство, которое возглавляет чингизид, а Кучум — настоящий чингизид, куда престижнее, чем брать дань с Тайбугидов, но, а если, как и Казань удастся взять, это будет победа», — так думал русский царь. Пока Кучум решал внутренние проблемы, он исправно платил дань Москве дабы не вызвать неудовольствия. Но как только он расправился со всеми внутренними врагами, он прекратил выплачивать дань и разорвал дипломатические отношения в 1572 году. Не менее дерзким поступком была его экспедиция в земли, которыми владели Строгановы, где татары убивали пермяков — основное податное население.

В 1574 году дал «грамоту» Строгановым на территорию, где ему было разрешено строить городки, но на тот момент принадлежавшей ханству. В 1582 году казаки во главе с Ермаком, дружина была организована на деньги Строгановых, овладели Кашлыком, где вёл себя как правитель, накладывая дань и принимая верность покоренных местных князьков. Однако, несмотря на удавшийся захват, казаки страдали от голода.

Хозяйство страны было разрушено, запасы продовольствия довольно скоро истощились. Подкосил боевой дух казаков и смерть атамана, который попал в засаду, устроенную Кучумом и утонул в реке. Они бежали из завоёванной Сибири, оставив страну на произвол судьбы. Но хан Кучум не смог воспользоваться подвернувшимся счастливым случаем, чтобы снова занять престол.

Вначале на трон Искера сел сын Кучума Али, но племянник Едигера Сейдяк не дремал, он выгнал Али и провозгласил себя новым князем. С другой стороны и русские не собирались бросать богатые земли Сибири. В конце 1585 года русское войско продвинулось до Оби, поставило городок и в нём перезимовало. В начале 1586 года отряд стрельцов занял Чимги-Туру, и недалеко от крепости основали город — Тюмень. А весной 1587 года рядом с Искером основали Тобольск.

Покорение Сибири Ермаком фото

В это время Сейдяк проводил время за соколиной охотой, получив приглашение от русских на пир, он, ничего не подозревая, пришёл, где и был пленён. Однако Кучум не сдавался и занялся партизанской войной. Вплоть до 1598 году он совершал набеги на русские города, пока не погиб в 1601 году от рук ногайцев. Но даже после его смерти война против русских не закончилась. Сын Кучума Али объявил себя снова ханом.

Первая половина XVII века проходила в борьбе за возвращение трона Сибирского ханства многочисленными сыновьями Кучума. Одно из последних и серьёзных восстаний произошло в 1662-1664 годах, когда царевич Давлет Гирей поднял башкир с целью захватить все русские города, столицей сделать Тобольск и занять трон. Это восстание было с трудом и жестко подавлено. На этом история Сибирского ханства была завершена. Скоро Сибирь заселили русские. На сибирские земли устремился поток служивых и торговых людей, крестьяне и казаки бежали туда от крепостного гнёта.

В этой статье:

Сибирское золото - металл, добыча которого в России ведется на протяжении более четырех столетий. Следует отметить, что ничего особенного в этом нет, за исключением того факта, что именно в Сибири сокрыт наибольший запас этого металла в стране.

Сибирская коллекция Петра I

Первые упоминания о добыче золота в Сибири относятся к XVII веку. Именно в это время местные жители впервые обнаружили курганы и могильники, разбросанные по всей территории Сибири, переполненные украшениями из золота. Во второй половине XVII века близ Тобольска, Верхотурья и Тюмени ведутся раскопки могильников, содержащих изделия из золота, серебра и меди. Большая часть найденного продавалась на рынках. Наиболее ценные экземпляры вошли в так называемую Сибирскую коллекцию Петра I.

Добыча золота в Сибири в начале 20 века

Начало коллекционной деятельности императора было положено в 1715 году. В этом году у него родился наследник, и в честь этого события владелец уральских заводов А. Н. Демидов преподнес императрице несколько золотых изделий, найденных в Сибири.

В 1718 году император издал указ, обязывающий продавать найденные в могильниках вещи в казну. В 1721 году к этому делу был подключен сибирский губернатор. Он как должностное лицо должен был следить за продажей золотых вещей и по мере возможности скупать наиболее редкие из них для передачи в коллекцию императора. Спустя пять лет 250 изделий из золота, весом в 30 килограммов были помещены в Кунсткамеру. В 1859 году Сибирская коллекция была передана в Эрмитаж, где находится и в наше время.

После смерти Петра I его коллекция не пополнялась. Приказ, однажды изданный императором, никто не отменял, но наиболее богатые могильники уже были разграблены, и ничего ценного обнаружить более не удавалось.

Добыча золота в Сибири

В допетровскую и Петровскую эпоху многие жители России полагали, что такого металла, как золото, в стране нет. Отдельные золотоносные жилы были обнаружены на Урале, право их разработки было передано промышленным магнатам. Остальным желающим ничего не оставалось, как попытать счастья в его поиске на территории Сибири.

На протяжении многих лет находили крупные самородки, но по-настоящему богатое месторождение найдено так и не было. Первым, кто взял на себя задачу по , был купец Попов. Движимый жаждой наживы, он отправился в Кузбасс, где узнал о некоем Егоре Лесном - крестьянине, нашедшем несколько самородков в одном месте. К сожалению, побеседовать со счастливчиком купцу не удалось, незадолго до его приезда крестьянина нашли мертвым.

Неожиданная смерть, впрочем, не остановила купца. Благодаря его стараниям на Кузбассе были найдены залежи металла. Кроме того, золото было обнаружено в Новосибирской области близ ответвлений рек, впадающих в Томь, Обь, Енисей.


Добыча золота в Кузбассе сегодня

В Сибири началась золотая лихорадка. К 1839 году именно в этих краях добывали свыше 1/3 всего золота, поступающего в казну. В 1843 году Российская империя заняла первое место в мире по . К этому году половина из добытого металла поступала из Сибири.

Чаще всего добыча золота велась в промышленных масштабах, весь металл шел в казну. Но бывали годы, когда жителям разрешалось вести самостоятельную добычу. Такая добыча велась с 1901 по 1921 год. Добытое золото разрешалось обменивать, продавать и перепродавать, использовать вместо денег. С 1839 по 1917 год в Сибири добыто свыше двух тысяч тонн металла. На сегодняшний день многие месторождения иссякли, но найдены новые, потому добыча не только не прекратилась, но перешла на новый, более масштабный, уровень.