С кем сравнивается фелица в оде державина. Сочинение на тему: образ фелицы в одноименной оде г. р. державина. Возможно вам будет интересно

Творчество Андрея Вознесенского в современной поэзии занима-ет нишу «социально ориентированного» авангарда, идущего от рус-ского футуризма с его пафосом жизнестроительства, злободневно-стью, экспериментированием в области художественных форм, поиском словесных средств выразительности. Лирика Андрея Воз-несенского требует пристального, может быть, многократного про-чтения, потому что поэт обращается к вопросам сложным, он избе-гает готовых выводов и решений. Помимо сложного ассоциативного мышления, характерного для творческой практики Вознесенского, он склонен к резкой смене настроений, интонаций, метафор и лек-сических уровней.

В лучших произведениях Андрея Вознесенского 50-х годов, та-ких, как поэма «Мастера», стихи «Родина», «Из сибирского блокно-та», «Репортаж с открытия ГЭС», передано оптимистическое миро-ощущение человека. В поэме «Мастера» прославляется «дерзкий труд» народных умельцев, от которых поэт унаследовал «ненасыт-ный голод работы и открытий»:

Я со скамьи студенческой Мечтаю, чтобы зданья Ракетой Стоступенчатой Взвивались В мирозданье!

В 60-е годы появляются новые сборники, «Антимиры» (1964) и «Ахиллесово сердце» (1966), в которых ноты жизнелюбия и чело-вечности стали еще глубже и пронзительнее. А в поэме «Оза» (1967), говоря о миссии поэта спасти мир от «роботизации», «псевдо-прогресса», Вознесенский обращается к историческим судьбам Ро-дины, к извечной, постоянной красоте природы и человеческой ду-ши:

Лишь одно на земле постоянно, Словно свет звезды, что ушла, — Продолжающееся сиянье, Называли его душа.

Но стремясь погрузиться «в ход природ неисповедимый» («тиши-ны я хочу, тишины!»), поэт скоро убеждается, что тишина природы обманчива и вовсе не безмятежна. Об этом говорит посвященное «Памяти жертв фашизма» стихотворение «Зов озера». Трагический поворот темы творчества, безграничных человеческих возможно-стей, убитых людьми в самих себе, обнаруживается в «Плаче по двум нерожденным поэмам» (1965). Поэма звучит как плач по по-воду всего неосуществленного, неродившегося, потерянного, непроявленного:

Аминь. Убил я поэму. Убил, не родивши. К Харонам! Хороним. Хороним поэмы. Вход всем посторонним. Хороним.

Кому из «посторонних» предлагает Вознесенский почтить память нерожденных поэм? Он предлагает «встать» не только героям, наделенным в стихотворении именами собственными (это Серван-тес, Борис Леонидович Пастернак, Данте-Алигьери, Расул Гамза-тов, Николай Коперник, Борис Леванов, Марк Александрович Ландау), не только тем, чьи деяния похожи на деяния многих («ге-ройские мальчики», «девка в джаз-банде», министр, бабуся), но и безмолвным свидетелям «зачатия» поэм — прудам в Останкине, липам ночным, дорогам. Заканчивает свою поэму Вознесенский скорбным плачем, в котором звучит боль о несостоявшемся, безвоз-вратно потерянном:

Вечная память… Вечная память, Зеленые замыслы, встаньте как пламень, Вечная память, Мечта и надежда, ты вышла на паперть! Вечная память!..

Многообразны и оригинальны использованные в этой поэме сравнения («липы ночные, как лапы в ветвях хиромантии», «гробы, как складные ножи гиганта»), метафоры («дороги, убитые горем», «хороним поэмы», «лежат две поэмы, как белый бинокль театраль-ный»).

Противопоставление прошлого и настоящего, утверждение не-возвратимости прошлого и ощущение настоящего как несовершен-ного будущего звучит в стихотворении «Ностальгия по настоящему» (1976). Уже само название стихотворения показывает, что Возне-сенскому чужда поэтическая традиция обращения к темам памяти, прошлого, ностальгии. Парадоксальность заглавия и рефрена сти-хотворения, используемые автором, несут в себе глубокий смысл:

Я не знаю, как остальные, Но я чувствую жесточайшую Не по прошлому ностальгию — Ностальгию по настоящему…

Одиночества не искупит В сад распахнутая столярка. Я тоскую не по искусству, Задыхаюсь по-настоящему…

«По настоящему» и «по-настоящему» — разница в дефисе, но разница смысловая. В первом случае «настоящее», которое осмыс-ливается в противоположность «прошлому»; во втором — в проти-воположность «искусственному, поддельному, ложному». Игра на совмещении двух смыслов слова «настоящее» — «современное», «подлинное» — приводит к пониманию исторического процесса как постоянного «улучшения» жизни и нравов, если не действительно-го, то по крайней мере желательного для поэта («Что прошло, то прошло. // К лучшему…»), к противопоставлению искусства и жиз-ни, к объявлению недостатков пережитками прошлого.

В этом стихотворении Андрей Вознесенский развивает традиции футуризма в сфере художественной формы, активно используя не-правильные и редкие рифмы, поэтические неологизмы, вводя в стихи разговорную, а подчас грубую лексику, предпочитая близкий к ритмам разговорной речи тонический стих.

В 70-80-е годы гуманное чувство в стихах Вознесенского стано-вится более острым, зрелым и действенным. Поэт обнаруживает способность и внутреннюю потребность всем сердцем переживать чужие горести и беды, немедленно откликнуться, прийти на по-мощь людям. Он остро реагирует на сложность и боли современного мира, хотя еще не всегда вносит ясность и определенность в поток своих ощущений. Но естественность чувства и простота формы по-беждают и у него, все реже уступая место рассудочности и услож-ненным построениям. Поэт выражает свое «я» в разных ипостасях. Он, например, необыкновенно чуток к женскому страданию, к жен-ской боли, к унижению чувства человеческого достоинства именно в женщине. Это вообще одна из лучших традиций русской классиче-ской литературы от Некрасова до Блока и Маяковского. Вознесен-ский — достойный преемник этой традиции.

Критик Л. Озеров отмечал: «Я — где боль, везде» — жизненный и творческий принцип Маяковского становится и для Вознесенско-го ведущим… Болевой порог этого поэта низок, нервы его обнажены «…ты пощупай ее ладонью — болит!» Это «болит» прокатывается по всей поэзии Андрея Вознесенского. Бьют собаку — болит. Бьют женщину — болит. Уничтожают народ — боль. Несут атомную ги-бель человечеству — боль.

Поэт хочет уберечь от боли всех. Больше того, он скорбит по по-воду неосуществленного, неродившегося, потерянного, непроявленного… Всё это боль. И этой болью переполнено его сердце».

Его «Монолог Мерлин Монро» с повторяющимся «невыносимо, невыносимо», его «Лобная баллада», «Бьют женщину», а из более ранних — «Последняя электричка», «Мотогонки по вертикальной стене», «Эскиз поэмы» являют нам поэта, который сквозь женскую боль и женское страдание воспринимает боль и страдание чуждого нам антигуманистического мира. В стихотворении «Бьют женщину» Вознесенский рассказывает о том, как бесчеловечно избивают жен-щину в машине, а потом, когда она выбрасывается из машины на шоссе, продолжают ее истязать:

И взвизгивали тормоза. К ней подбегали тормоша. И волочили и лупили Лицом по снегу и крапиве.

Конкретное указание места действия («у поворота на Купавну») придает описываемой сцене достоверность, и в то же время вневре-менную емкостью:

Бьют женщину. Веками бьют, Бьют юность, бьет торжественно Набата свадебного гуд, Бьют женщину…

Боль и обида за женщину, пусть чужую и незнакомую, рождает-ся в поэте из чувства любви к живому человеку и ненависити ко всему, что унижает личность, порабощает ее:

…Она как озеро лежала Стояли очи как вода И не ему принадлежала Как просека или звезда И звезды по небу стучали Как дождь о черное стекло И, скатываясь, остужали Ее горячее чело.

Большое место в лирике Вознесенского занимает тема неразде-ленной женской любви. На контрастах написана «Исповедь». При-мелькавшийся повседневный оборот «ну что тебе надо еще от ме-ня?» становится эпицентром «поединка рокового» — любви — нена-висти:

Исчерпана плата до смертного дня. Последний горит под твоим снегопадом, Был музыкой чуда, стал музыкой яда, Ну что тебе надо еще от меня?

Однако перед трагической силой любви победительница ока-зывается побежденной, победа оборачивается поражением, крик боли — шепотом мольбы:

И вздрогнули складни, как створки окна. И вышла усталая и без наряда. Сказала: «Люблю тебя. Больше нет сладу. Ну что тебе надо еще от меня?»

Пронзительным признанием в любви звучит стихотворение «Не исчезай». Лирический герой чувствует незримую связь с возлюб-ленной, которая дремлет на его плече в самолете. Любовь превыше всего, сильнее смерти:

Не исчезай, в нас чистота, Не исчезай, даже если подступит край. Ведь все равно, даже если исчезну сам, Я исчезнуть тебе не дам. Не исчезай!

Во многих стихотворениях Андрея Вознесенского звучит тема России, Родины, получая порой необычное звуковое воплощение. В 80-е годы поэт подходит к новому жанру «видеом», где изображение неотделимо от звука. Первая видеома «Поэтарх» была создана для Парижской выставки и представляла Золотой шар на голубом фоне неба, от него вверх тянулись золотые нити с буквами алфавита. Эта видеома предназначалась для стихотворения «Когда народ- первоисточник»: Материал с сайта

Когда народ-первоисточник Меняет истину и веру, Печален жребий одиночек, Кто верен собственному вектору. Среди виляющих улыбочек И мод, что все перелопатили, Мой путь прямой и безошибочный, Как пищевод шпагоглотателя.

В 1993 году в газете «Известия» печаталась поэма «Россия воскресе», состоящая из множества сонетов. В этих стихах прозвучала вера поэта в будущее спасение России:

Россию хоронят. Некрологи в прессе. Но я повторяю — Россия воскресе. Помолимся вместе за тех, кто в отъезде, За ближних и дальних помолимся вместе, За тех, кто страдает и кто в мерседесе, За бомжа, что спит не на вилле Боргезе, Пусть с помощью Божьей Россия воскресе!

Творчество Андрея Вознесенского вызывает пристальный инте-рес литературной критики. По мнению А.А. Михайлова, «Андрей Вознесенский — поэт более сложный для восприятия на слух, чем Евтушенко или Рождественский, и тем не менее его эстрадным вы-ступлениям сопутствует успех в самых разных аудиториях.

Чем это можно объяснить? Вместе с усложнением поэтики Воз-несенский широко ввел в поэзию то, что Маяковский называл «ко-рявым говором миллионов» — язык улицы, грубоватую фразеоло-гию повседневного быта, открывая в них новые источники выразительности. Достигается ли этим эстетический эффект? Мож-но без труда отыскать некоторые «излишества» в употреблении вульгаризмов у Вознесенского, но зато можно привести множество примеров, когда грубоватая фразеология органична как характери-стическая черта, как стиль».

По наблюдению С. Чупринина, в основе поэтического механизма Вознесенского лежат прием: не мысль или чувство порождают ме-тафору, но парадоксальная метафора, сближая самые неожидан-ные вещи и понятия, зачастую с помощью звукового, графического или иного формального подобия слов, порождает чувство и мысль. В этом Вознесенский также продолжает традиции русского поэти-ческого авангарда — опыты поэтов-имажинистов. Еще один излюб-ленный прием Вознесенского — оксюморон, сочетание слов с про-тивоположным смыслом («Оглянись вперед», «Реквием оптимистический»). Установка на творческий эксперимент и стрем-ление к демократичности и доступности широкому читателю дела-ют творчество Андрея Вознесенского глубоко современным и со-звучным нашему времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • на озере андрей вознесенский анализ
  • что можно прочитать девушке из вознесенского
  • реферат на тему жизнь и творчество вознесенского
  • жизнь и творчество вознесенского
  • стихотворение вознесенского для всех вне звезд

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. ВОЗНЕСЕНСКОГО

1933 , 12 мая - в Москве в семье Андрея Николаевича Вознесенского (1903–1974) и Антонины Сергеевны (1905–1983), в девичестве Пастушихиной, родился второй ребенок - сын Андрей (старшая сестра - Наталья).

1941 - вместе с сестрой и матерью уезжает в эвакуацию в Курган; отец, инженер-гидролог, работает в годы войны в блокадном Ленинграде. У входа в курганскую школу № 30, где учился будущий поэт, в 2013 году появится мемориальная табличка в его честь.

1943–1951 - вернувшись с семьей в Москву, учится в мужской средней школе № 554. (Сейчас в этом здании по адресу Стремянный переулок, 33/35 - школа № 1060.) Одноклассником Вознесенского был Андрей Тарковский; на всю жизнь они сохранили приятельские отношения. Школу Вознесенский оканчивает с серебряной медалью.

1947 - отправляет письмо и свои первые стихи Борису Пастернаку; поэт позвонил четырнадцатилетнему подростку и пригласил в гости; с тех пор Вознесенский постоянно общается с Пастернаком, который становится для него главным учителем.

1951 - поступает по совету Пастернака в Московский архитектурный институт (МАРХИ), а не в Литературный, как собирался. Продолжает писать стихи.

1957 - пожар в институтских мастерских на Трубной площади; защита дипломного проекта переносится на два месяца. После успешного окончания МАРХИ молодого архитектора распределяют на работу в Ригу; уезжает, но через несколько месяцев возвращается, твердо решив посвятить себя поэзии.

1958 - в «Литературной газете» и альманахе «День поэзии» выходят первые стихи Вознесенского.

1959 , январь - в «Литературной газете» опубликована поэма Вознесенского «Мастера», принесшая ему первую громкую известность. Критики ожесточенно спорят: формализм или подлинное новаторство?

Декабрь - А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Окуджава и другие молодые литераторы участвуют во Всесоюзном писательском совещании, посвященном злободневной дискуссии «физиков» и «лириков».

1960 - почти одновременно выходят два первых сборника стихов Вознесенского: во Владимире - «Мозаика»; в Москве - «Парабола». Главного редактора владимирского издательства К. Афанасьеву понижают за это в должности; тираж изъять не удалось - он сразу же разошелся в книжных магазинах. Самое известное стихотворение - «Гойя» - становится «визитной карточкой» молодого поэта.

30 мая - умер Борис Пастернак. Незадолго до смерти он передает Андрею Вознесенскому из Боткинской больницы записку: «Слишком часто стали повторяться эти жестокие заболевания. Нынешнее совпало с Вашим вступлением в литературу, внезапным, стремительным, бурным. Я страшно рад, что до него дожил». 2 июня Андрей приезжает на похороны учителя в Переделкино. О знакомстве и многолетней дружбе с Б. Пастернаком Вознесенский расскажет в очерке «Мне четырнадцать лет».

Сентябрь - принят в Союз писателей СССР - в один день с автором книги «Леонид Леонов» Зоей Богуславской, будущей женой.

1961 - первая поездка в Америку, в составе делегации советских деятелей культуры. В Нью-Йорке молодых поэтов Вознесенского и Евтушенко размещают в одном гостиничном номере. Итоги творческой командировки - в новом поэтическом сборнике Вознесенского «Треугольная груша», который выйдет в 1962-м.

1 мая - начинаются съемки фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича»; Вознесенский и друзья-шестидесятники сняты для фильма на поэтическом вечере в Политехническом музее по предложению министра культуры Е. Фурцевой, однако эта сцена станет главным раздражителем для партийных цензоров; фильм выйдет под названием «Мне двадцать лет», выступление поэтов из него вырежут; вернут сцену, как и первоначальное название фильма, лишь в 1988 году. Именно со съемками в этом фильме шестидесятники связывают традицию поэтических вечеров в Политехническом.

1962 , 30 ноября - в этот день, по словам Вознесенского, «поэзия впервые в истории вышла на стадион Лужников»; многочисленная аудитория принимает выступление поэтов восторженно. В составе писательских делегаций Вознесенский впервые побывал в Париже и Риме; неожиданным стал головокружительный успех советского поэта на Западе. Вознесенский знакомится с Луи Арагоном, Эльзой Триоле, Жаном Полем Сартром, Андре Бретоном. Издатель пастернаковского «Доктора Живаго» Джанджакомо Фельтринелли предлагает издать его книгу в Италии; с ним и его женой Инге Фельтринелли (возглавившей после гибели мужа издательский дом) у поэта складываются дружеские отношения.

1963 , 7 марта - на встрече с творческой интеллигенцией в Свердловском зале Кремля глава партии и правительства Н. С. Хрущев обрушивается на Вознесенского за «непартийность» и «формализм»: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!» Вознесенский просит дать ему договорить и читает с трибуны свои стихи; стихи вождю не нравятся. Позже пенсионер Хрущев повинится: был неадекватен, виноват.

1964 - Андрей Вознесенский женится на писательнице и театральном критике Зое Богуславской. С прежним мужем, ученым-конструктором Борисом Каганом, от которого у нее сын Леонид, Богуславская сохранит дружеские отношения. Узы брака свяжут ее с поэтом до последних дней его жизни. Выходит новая книга стихов Вознесенского «Антимиры». Новаторская поэма «Оза», обращенная к Богуславской, - одна из вершин его творчества; ключевая идея поэмы: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

1965 , 20 января - Вознесенский выступает на сцене Театра на Таганке в первом представлении по его стихам - «Поэт и театр»; из него вырос спектакль «Антимиры», с которого и начался новый поэтический театр Юрия Любимова. «Антимиры» прошли в театре 800 раз; в этом спектакле Владимир Высоцкий впервые спел «Песню акына» на стихи Вознесенского. Вознесенского восторженно принимают в Лондоне на поэтическом фестивале. Он знакомится с выдающимся скульптором Генри Муром. В Англии Вознесенский отказывается подписывать контракт с издателем Флегоном, имеющим славу «нечистоплотного»; в отместку Флегон издает пиратский сборник Вознесенского, озаглавив его «Мой любовный дневник».

1966 - каждый новый сборник стихов Вознесенского становится событием: выходит «Ахиллесово сердце» и мгновенно раскупается. В Америке поэт знакомится с кумиром битников Алленом Гинзбергом, драматургом Артуром Миллером и его женой Ингой Морат, которые станут его друзьями.

1967 , июнь - поэту запретили выезд в Америку на фестиваль искусств, пишет гневное письмо в газету «Правда». Письмо резко осудило руководство Союза писателей СССР.

Август - прилетает в Новосибирск; «Литературная газета» публикует провокационное письмо от заграничного читателя, обличающее Вознесенского как «пособника» тлетворного Запада; поэта, выселенного из гостиницы, приютила в Академгородке семья академика А. Д. Александрова; вместо отмененных выступлений поэта они организуют домашние концерты. В Новосибирске Вознесенский посетил первую выставку Павла Филонова.

1968 , май - вместе с поэтом Робертом Лоуэллом Вознесенский побывал в гостях у Жаклин, вдовы Джона Кеннеди, в вашингтонском Джорджтауне; общается с сенатором Робертом Кеннеди, кандидатом в президенты США, - знакомы они давно, Роберт Кеннеди писал предисловие к американскому изданию стихов Вознесенского. Меньше чем через месяц Роберт Кеннеди погибнет от рук киллера на встрече с избирателями.

1969 - премьера «Поэтории» композитора Р. Щедрина, созданной на стихи Вознесенского. Поэт выступает вместе с певицей Л. Зыкиной; концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и симфонического оркестра признан крамольным. Следующее исполнение «Поэтории» станет возможным лишь через семь лет.

1970 , февраль - новый спектакль Театра на Таганке по произведению Вознесенского «Берегите ваши лица» запрещен после двух «открытых прогонов»; одним из поводов запрета стала песня «Охота на волков» Высоцкого, впервые прозвучавшая в спектакле.

20 мая - попадает в автокатастрофу под Алма-Атой с актрисой «Современника» Т. Лавровой и казахским поэтом О. Сулейменовым, который вел машину; все чудом остались живы.

1970–1975 - «ударная пятилетка» Вознесенского: одна за другой вышли четыре новые книги - «Тень звука», «Взгляд», «Выпусти птицу», «Дубовый лист виолончельный».

1972 - одна из самых ярких встреч в жизни поэта: в деревне Рясна Каменецкого района Брестской области он знакомится с председателем колхоза «Советская Белоруссия» Владимиром Бедулей, «летающим мужиком», как назовет его в стихах. С тех пор поэт частенько наведывается к Бедуле, в Беловежскую Пущу, на озеро Свитязь. По приглашению канадского премьера Трюдо прилетает в Ванкувер, где много общается и выступает с поэтами Лоуренсом Ферлингетти, Уильямом Джеем Смитом, Уистеном Хью Оденом, профессором Маршаллом Маклюеном. От последнего впервые узнает историю графа Резанова и его возлюбленной испанки Кончиты. В том же году по мотивам этой истории написана поэма «Авось».

1976 - вышла в свет одна из лучших поэтических книг Вознесенского «Витражных дел мастер».

1978 - по многим поздним свидетельствам, поэт значился главным кандидатом в лауреаты Нобелевской премии, на которую выдвигался уже не впервые; однако получает Государственную премию СССР, что меняет расклад сил в Нобелевском комитете: Вознесенского ввиду «официального» советского признания тут же отодвигают. В Нью-Йорке, по следам несостоявшейся Нобелевки, ему присуждают премию Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии.

Участвует в альманахе «Метрополь», который запрещен цензурой как явление «антисоветское» (в 1979-м выйдет в США). Поэт отправляется с путешественником Дмитрием Шпаро на Северный полюс - для встречи с добравшейся туда экспедицией покорителей Арктики.

Издан новый сборник Вознесенского, также один из лучших, - «Соблазн»: «Человека создал соблазн…».

1979 - на советские киноэкраны выходит фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (получивший премию «Оскар»), где Вознесенский читает у памятника Маяковскому свое стихотворение «Параболическая баллада».

Публикует в журнале «Новый мир» новую поэму «Андрей Полисадов» (написанную по следам своих генеалогических разысканий и поездок во Владимир) - о прапрадеде, которого вывезли когда-то мальчишкой из Грузии в Россию; Андрей Полисадов - названный так в приемной семье - стал архимандритом, настоятелем Благовещенского монастыря в Муроме.

1981 , 9 июля - в московском Театре им. Ленинского комсомола (Ленкоме) проходит премьера рок-оперы «Юнона и Авось» на музыку Алексея Рыбникова; в основу постановки Марка Захарова легла поэма Вознесенского «Авось».

1981–1987 - вслед за книгой «Безотчетное» выходит первое собрание сочинений Вознесенского в трех томах. Среди изданных в эти годы книг поэта - «Иверский свет», «Прорабы духа», «Ров».

1982 - в «Новом мире» публикуется «сюрреалистическая» проза Вознесенского: повесть «О».

Начало победоносного шествия по эстрадам, радиоэфирам и телеэкранам песни «Миллион алых роз» на музыку Раймонда Паулса и стихи Вознесенского; записана на пластинке Аллы Пугачевой, выпущенной фирмой «Мелодия»; за год раскуплено шесть миллионов пластинок.

1983 , 7 апреля - у Вознесенского родилась дочь Арина Вознесенская; с ней и ее матерью Анной Вронской поэт сохранит теплые отношения до конца своих дней.

Поэт награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Едет во Францию вместе с труппой Ленкома по приглашению давнего друга, знаменитого кутюрье Пьера Кардена; спектакль «Юнона и Авось» больше месяца идет с аншлагами в парижском театре «Эспас Карден».

В качестве архитектора вместе со скульптором Зурабом Церетели создает памятник «Дружба навеки» (или «Дерево языка»), в честь 200-летия заключения Георгиевского трактата о дружбе и единстве России и Грузии; памятник установлен на Тишинской площади в Москве.

1987 - при помощи усилий А. Вознесенского и А. Пугачевой фирма «Мелодия» выпускает первый диск опальной группы «Аквариум»; на конверте пластинки помещено эссе поэта о лидере группы Б. Гребенщикове.

1990 , 10 февраля - благодаря обращению А. Вознесенского, Е. Евтушенко, академика Д. Лихачева к президенту М. Горбачеву в Переделкине открыт Дом-музей Б. Пастернака.

1992 - выходит книга Вознесенского «Видеомы», представляющая его работы в жанре визуальной поэзии (поэтические тексты совмещены с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, инсталляциями).

1993 - становится почетным членом Российской академии образования (десятой в его списке; до этого поэт стал почетным академиком Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других престижных академий и университетов мира).

1995 - во время отдыха на Кипре у Вознесенского случился первый приступ болезни Паркинсона.

1996 - во время парижского фестиваля премии «Триумф» (организатор и координатор Зоя Богуславская) газета «Нувель обсерватер» в номере, посвященном Вознесенскому, называет его «самым великим поэтом современности».

1997 - благодаря многолетним хлопотам Вознесенского в Витебске открыт Дом-музей художника Марка Шагала.

2000–2010 - в последнее десятилетие жизни поэта, несмотря на развивавшуюся болезнь, выходят новые книги: «Девочка с пирсингом», «Моя Россия», «Возвратитесь в цветы!», «СтиXXI», «Тьмать».

2004 , 15 января - поэт награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени - за большой вклад в развитие отечественной литературы.

2005 - Вознесенский и Богуславская в составе писательской делегации участвуют в работе Международного книжного салона в Париже. «Ну что, поэт, вы помните, как я открывал ваш первый вечер в Париже, когда я еще был мэром?» - спросил президент Жак Ширак.

2006 - издательство «Вагриус» выпускает собрание сочинений А. Вознесенского в семи томах (хотя томов на самом деле восемь - пятый том получился в двух книгах).

2008 , 5 мая - награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени - за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.

2010 , 1 июня - Андрей Андреевич Вознесенский после продолжительной болезни скончался на даче в Переделкине; отпевание по православному обряду состоялось 4 июня в церкви Святой мученицы Татианы при МГУ. Похоронен поэт рядом с родителями на Новодевичьем кладбище в Москве.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Рафаэль автора Махов Александр Борисович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА РАФАЭЛЯ 1483, 6 апреля - Рафаэль родился в Урбино в Страстную пятницу в три часа ночи.1491, 7 октября - смерть матери Маджии Чарла.1492, 25 мая - отец Джованни Санти вторично женится.1494, 1 августа - смерть отца.1495, 31 мая - первое заседание суда по

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Бальмонт автора Куприяновский Павел Вячеславович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА К. Д. БАЛЬМОНТА 1867, 3 июня - рождение К. Д. Бальмонта в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии.1876, сентябрь - поступление на учебу в Шуйскую мужскую прогимназию.1885, сентябрь - исключение из Шуйской прогимназии за участие в

Из книги Врубель автора Домитеева Вера Михайловна

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Павел Федотов автора Кузнецов Эраст

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА П. А. ФЕДОТОВА 1815, 4 июля - родился в Москве. Отец - титулярный советник, поручик в отставке Андрей Илларионович Федотов, мать - Наталия Алексеевна, урожденная Григорьева, по предыдущему браку - Калашникова.1819 - Московское дворянское

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Александр Иванов автора Алпатов Михаил Владимирович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. ИВАНОВА 1806 - рождение Александра Иванова 1817 - поступление в Академию художеств.1824 - картина «Приам испрашивает у Ахилла тело Гектора».1827 - картина «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».1830 -

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

11 ноября 2013 г. в Доме Писателя на Звенигородской, 22 состоялся очередной семинар студии «Метафора». Семинар вёл Борис Орлов, председатель Санкт-Петербургского отделения СП России.
Руководитель семинара отметил, что поэзия Вознесенского не поддаётся однозначной оценке.
Андрей Вознесенский - широко известный советский поэт-шестидесятник, его лирика отличается своеобразным стилем, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами.

Поэта считают учеником Бориса Пастернака и Маяковского, и последнего футуриста Семёна Кирсанова. Поэтические сборники Вознесенского были своевременны и современны, обретали большую популярность: «Треугольная груша» (1962), «Антимиры» (1964). В 1959г. издана поэма «Мастера», в которой пересказана легенда о мастерах, построивших храм Василия Блаженного, и об ослеплении мастеров царём Иваном Грозным. В 1963г. вышла поэма «Лонжюмо», посвящённая Ленину и слушателям его марксистской школы в Лонжюмо, что было в духе партийности. В 1972 году вышла поэма «Авось», основой которой стала история жизни русского государственного деятеля Н.П.Резанова. Борис Орлов отметил, что Андрей Вознесенский создавал «депо метафор», он, безусловно, талантлив с точки зрения метафор:

Художник первородный - всегда трибун,
В нём дух переворота и вечный бунт.
Вознесенскому свойственна плакатная афористичность метафор:
Какое время на дворе -
Таков мессия.

Борис Орлов считает, что больший интерес представляют его ранние стихи, со временем поэт увлекся излишней красивостью. У некоторой части советской литературной общественности Вознесенский вызывал резкое неприятие. В его поэзии нередко наблюдается отсутствие логики, неточность рифмы, случайные образы.

Ольга Мальцева кратко пересказала биографию Андрея Вознесенского. Он родился в Москве 12 мая 1933 года в семье профессора, доктора технических наук А.Н.Вознесенского, директора Гидропроекта. А.Вознесенский учился в старейшей московской школе №1060. В 1957 году закончил Московский Архитектурный институт. Первые стихи отправил Борису Пастернаку в 14 лет и стал его учеником. Первые сборники «Мозаика» (1960) и «Парабола» (1960г.) обвинялись в формализме и навлекли гнев властей. Андрей Вознесенский выпустил 42 сборника и 8 поэм. Женой Вознесенского была известная писательница Зоя Богуславская, они прожили 46 лет. Несмотря на то, что отзывы о творчестве А.Вознесенского были неоднозначными, большую популярность в театральной среде приобретали спектакли, поставленные по поэмам А.Вознесенского. «Ланжюмо» в театре на Таганке ставился около 600 раз, также многократно «Юнона» и «Авось». На стихи Вознесенского написано более 70 песен, он работал с популярными советскими композиторами: Давидом Тухмановым, Арно Бабаджаняном, Евгением Мартыновым, Микаэлом Таривердиевым, Раймондом Паулсом. Среди известных песен: «Вальс при свечах», «Верни мне музыку», «Затмение сердца», «Не исчезай», «Миллион алых роз», «Танец на барабане», «Плачет девочка в автомате», «На бис» (муз. Р.Паулса), «Скрипка Паганини». Вознесенский дружил со многими деятелями искусства. Он скончался 1 июня 2010г., похоронен на Новодевичьем кладбище.
Ольга Мальцева выделила метафоры из стихотворения «Осень в Сигулде» (1961г.), которое друзья поэта называют нерукотворным памятником:

леса мои сбросили кроны
пусты они и грустны,
как ящик с аккардеона,
а музыку - унесли.

…………………………….

о родина, прощаемся,
буду звезда, ветла,
не плачу, не попрошайка.
Спасибо, жизнь, что была.

Александра Манцевода напомнила значение метафоры. А.Манцевода разделила мнение Бориса Орлова о неточностях поэтических образов в поэзии А.Вознесенского. Она прочитала метафоры А.Вознесенского из стихотворения «Антимиры»:

…Я сплю с окошками открытыми,
а где-то свищет звездопад,
и небоскребы сталактитами
на брюхе глобуса висят.

И подо мной вниз головой,
вонзившись вилкой в шар земной,
беспечный, милый мотылек,
живешь ты, мой антимирок!

Общеизвестное мнение выразил Михаил Балашов: современные, звучащие в последние годы песни, далеко уступают уровню советского периода. А.Вознесенский имел заслуженную славу в песенном творчестве. Многие его песни ещё будут звучать и радовать слушателей. И также спектакли, поставленные по поэмам Андрея Вознесенского, ещё повторятся на театральных сценах. М.Балашов также отметил афористичность А.Вознесенского:

Есть русская интеллигенция.
Вы думали - нет? Есть.
Не масса индифферентная,
а совесть страны и честь.

……………………………………

«Нет пороков в своем отечестве».
Не уважаю лесть.
Есть пороки в моем отечестве,
зато и пророки есть.

Анна Ефанова обратила внимание на звукопись в поэзии Андрея Вознесенского. Игра звукосочетаний звучит почти во всех стихах А.Вознесенского:

Мы - кочевые,
мы - кочевые,
мы, очевидно,
сегодня чудом переночуем,
а там - увидим!
Квартиры наши конспиративны,
как в спиритизме,
чужие стены гудят как храмы,
чужие драмы

Нина Александрова зачитала отзывы Константина Кедрова о поэзии Андрея Вознесенского. А.Вознесенский обогнал футуристов и «превратил стих в рулетку», «стих в вихрь». Н.Александрова выделила отдельные метафоры:

Застенчивый укор
застенчивых лугов,
застенчивая дрожь
застенчивейших рощ…
Обязанность стиха
быть органом стыда.

Вадим Поляков отметил полярность поэтических приёмов у разных поэтов.

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Раннее детство провел в родном городе матери Киржаче Владимирской области. Был эвакуирован с матерью в Курган во времена Великой Отечественной войны. После возвращения в Москву, где ходил в школу, уже в 14 лет пишет первые стихи.

После школы поступает в архитектурный институт, после окончания института Вознесенский так и не работал по специальности.

В 1958 году выходят в свет первые стихи, а в 1960-м был опубликован первый сборник «Мозаика». Спустя некоторое время выходит второй сборник «Парабола». Поэта стали приглашать на вечера, где были такие же поэты, гонимые в советском государстве.

В особенности был недоволен поэтом Никита Хрущев, «спасло» же Вознесенского требование Джона Кеннеди, оставить его в покое. Стихотворения Андрея Вознесенского стали переводить и выпускать за границей.

В 1962 году выходит третий сборник «Треугольная груша», вызвавший новые недовольства со стороны власти. Поэт подвергается жесточайшей критике, а произведения его передаются только «из-под полы». Несмотря на это поэт каждый год выходят новые сборники.

Первой супругой поэта была его коллега Белла Ахмадулина, но вместе прожили они недолго. Музой же для поэта почти на протяжении всей жизни была Зоя Богуславская. Брак с Зоей не подарил поэту детей, на смертном одре рядом с Андреем Вознесенским была именно Зоя Богуславская.

В 1995 году у поэта обнаружили болезнь Паркинсона. В 2006 году произошел первый инсульт, осложнением которого были трудности с передвижением и паралич руки. В 2010-ом еще один инсульт, после которого поэт потерял голос. Весной была перенесена операция, но третий инсульт случился в первые теплые деньки, этот удар Вознесенский уже не пережил. Похоронен литератор на Новодевичьем кладбище.

Читать биографию Вознесенского Андрея Андреевича

Мы знаем Андрея Вознесенского прежде всего как замечательного поэта, в творчестве которого отобразилась целая эпоха. Коренной москвич, он появился на свет в мае 1933 года. Его отец был талантливым инженером, всю жизнь занимался строительством гидроэлектростанций, возглавлял институт. В начале войны семья была вынуждена эвакуироваться в Курган, жили в семье простого рабочего. Вознесенский вспоминал, какие добрый и чуткие люди их окружали.

Еще в школе начал писать стихи, с удовольствием их читал друзьям и любимой девушке. Восхищался творчеством Пастернака, поэтому только представилась возможность, написал письмо со своими стихами. Так началась дружба четырнадцатилетнего мальчишки и знаменитого поэта. Много позже о своем друге напишет эссе «Мне четырнадцать лет». Под влиянием отца отучился в архитектурном институте и будучи талантливым человеком оставил свой след как архитектор и художник В поэзии Вознесенский искал свой путь, увлекался Маяковским и Кирсановым, его стихи этого периода отличается удивительной самобытностью, которая сразу привлекла читателя.

Уже в 1959 году выходит в печать сборник «Мозаика» и попадает под цензуру, второй сборник «Парабола» ждала та же участь. Поэта обвиняют в неправильном видении истории и формализме, жестоко критикуют. Однако Вознесенский часто выезжает с гастролями за рубеж, становится очень популярным поэтом.

В личной жизни мастер оказался счастливым человеком, жена была его музой, верным другом и помощницей все 46 лет совместной жизни.

Целый цикл стихов поэт посвящает проблеме отношения человека и природы. "Роща”, "Бобровый плач”, "Песнь вечерняя”, "Не трожь человека, деревце!. Не бей человека, птица!” – каждая строчка взывает, требует остановиться, пересмотреть свою отношение ко всему живому. Выходит книга стихов «Треугольная груша», поэма «Лонжюмо». Книга стихов «Антимиры» звучит с театральной сцены. Сам Владимир Высоцкий пишет музыку к стихам и исполняет «Песню акына». Во времена оттепели Вознесенский много пишет, активно печатается, получает государственную премию. Открывается еще один талант поэта, он становится знаменитым песенником, целые поколения росли с его песнями. Пишет либретто к рок-опере «„Юнона“ и „Авось“», романсы в постановке замечательно исполняет Николай Караченцев.

С взрослением приходит новое восприятие мира, интимная лирика перестает быть главной темой в творчестве Вознесенского. Он раскрывает себя как гражданин и человек, остро чувствующий трагедию времени и общества. В 90-е мастер остро чувствует как распадается государство, духовная основа общества. Результатом стала поэма «Рапсодия распада», обращается к христианской морали, пишет поэму «Андрей Полисадов», в честь своего прадеда-священника. Много экспериментирует с формой, становится на позиции пост авангардизма.

Вознесенский не любит шумную Москву. Предпочитает жить и работать на лоне природы в Переделкино. В память об учителе Борисе Пастернаке дважды в год устраивает литературные вечера. Здоровье поэта ухудшается, перенес несколько инсультов и в 78 лет умер, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Ершов Петр Павлович

    Известный писатель Петр Ершов родился в 1815 году 22 февраля. Он родился в семействе чиновника в поселке Безруково. Свое детство писатель провел в поселке Березово. Семья часто переезжала из – за должности отца Ершова

  • Рэй Брэдбери

    Рэй Брэдбери, известнейший автор научно-фантастических произведений, чьи книги переведены более чем на 40 языков мира, родился 22 августа 1920 в городе Уокиган, штат Иллинойс, США, в семье наладчика телефонных линий и шведской иммигрантки

  • Зинаида Гиппиус

    В 1869 году 20 ноября в семье обрусевшего немца и дворянина Николая Гиппиус родилась дочь Зинаида. Родиной будущей мадонны декаданса стал небольшой городок Белёв, расположенный в Тульской губернии.

  • Гоген Поль

    Наверное, практически для каждого творца и подлинного художника биография имеет довольно высокое значение. Формирование взглядов, наличие насыщенного опыта – подобные факторы и формируют творческую индивидуальность.

  • Игорь Васильевич Курчатов

    Игорь Курчатов – советский физик, создавший основы атомной энергетики, изобрёл первую в СССР атомную бомбу. Игорь Васильевич Курчатов появился на свет 21 февраля 1903 года в Симском Заводе.