Время хвалит если есть за. Как правильно хвалить своего мужчину: секреты мудрой жены. А вот хвалить себя тогда, когда

Физиологическая психология (англ. physiological psychology) - отрасль психологической науки, возникшая в конце XIXв. Термин Физиологическая психология ввел В. Вундт для обозначения экспериментальной психологии, которая первое время опиралась на методы и техническую базу исследований в астрономии, физиологической оптике, физиологии н. с. и органов чувств. Отношение физиологических процессов к психическим явлениям «Физиологическая психология» Вундта трактовала с позиций дуализма (см. также Психофизиологическая проблема). Вундт ограничивал область Ф. п. лишь элементарными психическими процессами - ощущениями, простейшими чувствованиями и двигательными реакциями. Т. Циген распространил Ф. п. на более сложные психические процессы и критиковал учение Вундта об апперцепции, которое он толковал как отказ от естественнонаучного объяснения.

В настоящее время Физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри Ф. п. выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. В отечественной психологии Ф. п. строится на принципах материалистического монизма и теоретических положениях И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна. Физиологическая психология получает дальнейшее развитие в работах А.Р. Лурия , Е.Д. Хомской, Е.Н. Соколова, Н.П. Бехтеревой, М.Н. Ливанова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, И.В. Равич-Щербо и др. в зарубежной науке крупными представителями Ф. п. являются Д. Хэбб и П. Милнер. (А.Н. Ждан.)

Добавление ред .: Очевидно, Вундт, назвавший экспериментальную психологию термином «Физиологическая психология», совершил категориальную ошибку, которую позднее вполне осознал (кстати, этот факт упоминает и Л.С. Выготский). Причиной ошибки послужило то, что во времена Вундта термин «физиологический» нередко использовался в значении «экспериментальный». В зарубежной литературе в качестве более или менее полных син. для настоящей «Физиологическая психология» используются термины «биологическая психология», «биопсихология», «психобиология», «психофизиология».

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Физиологическая психология - направление в психологии, изучающее психические явления как основанные на физиологических и неврологических процессах. Обычно отражает или корреляционное направление, в котором ведётся поиск физиологических коррелятов поведения, или редукционистское направление, в котором объяснение природы мыслей и действий сводится к простейшим физиологическим процессам.

Синонимы: Биологическая психология, Биопсихология, Психобиология , Психофизиология, Нейропсихология .

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Физиологическая психология - отрасль психологии, которая ориентируется на описание и объяснение психологических явлений, основанных на физиологических и неврологических процессах. Большинство из ее предметов и методов общие с биологией и физиологией, и обычно она отражает или корреляционное направление, в котором ведется поиск физиологических коррелятов поведения, или редукционистское направление, в котором окончательное объяснение действий и мыслей сводится к физиологическим принципам.

Для обозначения этой отрасли используется ряд более или менее точных синонимов, включая такие, как биологическая психология, биопсихология, психобиология и психофизиология.

предметная область термина

">25. "> Историческая роль В. Вундта в развитии психологии. «Физиологическая психология» Вундта. Культурно-историческая психология.

">Историческая роль В. Вундта в развитии психологии

">1. Вышедшая в 1874 г. основная работа Вундта ;font-family:"Cambria Math"">≪ ">Основания физиологический психологии ;font-family:"Cambria Math"">≫ "> ознаменовала собой официальное начало периода развития психологии как самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт создает свою концепцию психологии, большое внимание уде-

">ляя предмету, методам и задачам этой науки.

">2. В1879 г. в Лейпцигском университете была основана первая научная психологическая лаборатория, и именно этот год принято считать годом рождения психологии как самостоятельной науки.

">3. Вундт создал первую в мире собственную психологическую школу, развившуюся до мирового масштаба, что для других ученых и исследователей послужило стимулом к созданию собственных школ, обогативших впоследствии психологию и расширивших области ее применения.

">4. При участии Вундта создается первый Институт экспериментальной психологии, имеющий свой курс обучения профессии, а также первый психологический журнал ;font-family:"Cambria Math"">≪ ">Психологические исследования ;font-family:"Cambria Math"">≫ ">. Психология получает свои собственные научные средства пропаганды и реализации разработанных идей и концепций.

">5. Вундт официально ввел в психологию эксперимент, применяя его как основной метод исследования.

">6. Вундт с помощью понятий эксперимента и опыта ввел в психологию точные критерии научности и достоверности полученного психологического факта - объективность, повторяемость и проверяемость эксперимента любым другим исследователем, и именно на основе этих "> ">критериев по сей день строится любое психологическое исследование.

">7. Интроспективная направленность и ориентация на элементаризм концепции Вундта породили множество дискуссий в научных кругах и стимулировали проведение различных опытов и исследований, опровергающих некоторые положения его учения, и эти споры и дискуссии послужили развитию других концепций и теорий, обогативших в дальнейшем психологию как науку и расширивших ее границы.

">8. Научно-организаторская деятельность Вундта сыграла решающую роль в становлении психологии как самостоятельной дисциплины.

">«Физиологическая психология» Вундта

">Отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX века. Термин физиологическая психология ввел В. Вундт для обозначения экспериментальной психологии, которая первое время опиралась на методы и техническую базу исследований в астрономии, физиологической оптике, физиологии нервной системы и органов чувств. Отношение физиологических процессов к психическим явлениям «физиологической психологии» Вундта трактовала с позиций дуализма. Вундт ограничивал область физиологической психологии лишь элементарными психическими процессами — ощущениями, простейшими чувствованиями и двигательными реакциями. Т. Циген распространил физиологическую психологию на более сложные психические процессы и критиковал учение Вундта об апперцепции, которое он толковал как отказ от естественнонаучного объяснения.

">В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри физиологической психологии выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. В отечественной психологии физиологическая психология строится на принципах материалистического монизма и теоретических положениях И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна. Физиологическая психология получает дальнейшее развитие в работах А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Е. Н. Соколова, Н. П. Бехтеревой, М. Н. Ливанова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, И. В. Равич-Щербо и других, в зарубежной науке крупными представителями физиологической психологии являются Д. Хэбб и П. Милнер.

">Добавление: Очевидно, Вундт, назвавший экспериментальную психологию термином «физиологическая психология», совершил категориальную ошибку, которую позднее вполне осознал (кстати, этот факт упоминает и Л. С. Выготский). Причиной ошибки послужило то, что во времена Вундта термин «физиологический» нередко использовался в значении «экспериментальный». В зарубежной литературе в качестве более или менее полных синонимов для настоящей «физиологической психологии» используются термины «биологическая психология», «биопсихология», «психобиология», «психофизиология».

">Культурно-историческая психология

">Предмет: психика, преобразованная культурой

">Представители: Э. Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Пьер Жане, Выготский, Лев Семенович

">Впервые вопрос о социальности, как системообразующем факторе психики был поставлен французской социологической школой. Ее основатель Э. Дюркгейм (1858-1917) с помощью термина «социальный факт» или «коллективное представление» иллюстрировал такие понятия, как «брак», «детство», «самоубийство». Социальные факты отличны от своих индивидуальных воплощений (нет «семьи» вообще, но существует бесконечное количество конкретных семей) и носят идеальный характер, который оказывает воздействие на всех членов общества.

">Люсьен Леви-Брюль, используя этнографический материал, развил тезис об особом типе «первобытного» мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека.

">Пьер Жане еще более углубил принцип социальной детерминации, предположив, что внешние отношения между людьми постепенно превращаются в особенности строения индивидуальной психики. Так, им было показано, что феномен памяти заключается в присвоении внешних действий выполнения поручения и пересказа.

">Наиболее полно принцип культурно-исторической детерминации психики был раскрыт в работах Л.С.Выготского, разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики:

">натуральной,

">культурно опосредствованной.

">В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

">Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память).

">Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики. Представьте себе, что дикарю, не владеющему счетом, надо запоминать стадо коров на лугу. Как ему придется справляться с этой задачей? Ему необходимо создать точный зрительный образ того, что он увидел, и потом попытаться воскресить его перед глазами. Скорее всего, он потерпит неудачу, пропустит что-нибудь. Вам же нужно будет просто сосчитать коров и впоследствии сказать: «Я видел семь коров».

">Многие факты свидетельствуют, что осваивание ребенком знаковых систем не происходит само собой. Здесь проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказать себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеть» своим ускользающим вниманием или активизируем процесс воображения. Перепетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание, или «интериоризация» - превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

">Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

">26.Исследования Г. Эббингауза.

">Герман Эббингауз (1850-1909) первым применил метод эксперимента к исследованию высших психических функций, в частности памяти. Эксперимент Эббингауза заключался в использовании бессмысленных слогов для изучения объема запоминания. Были сформулированы

">следующие законы работы памяти.

">1. Объем запоминания, который человек без труда воспроизводит после однократного прочтения материала, равен 6-8 бессмысленным слогам.

">2. Чем больше количество единиц в списке, тем больше времени необходимо для его запоминания.

">3. На качество и специфику запоминания информации влияет ;font-family:"Cambria Math"">≪ ">эффект края ;font-family:"Cambria Math"">≫ ">: стимулы, находящиеся в начале и в конце общего материала, запоминаются легче, поскольку испытывают ;font-family:"Cambria Math"">≪ ">тормозящее ;font-family:"Cambria Math"">≫ "> влияние других слогов только с одной стороны.

">4. Существует кривая забывания информации: наибольшая часть выученного материала забывается в первое время после заучивания, и чем больше времени после этого проходит, тем меньшее количество информации забывается, неповторяемый материал забывается быстрее.

">6. Запоминание и заучивание осмысленного материала происходит в 9 раз быстрее, чем не связанных между собой бессмысленных слогов.

">7. При увеличении нагрузки на память снижается работоспособность, поэтому оптимально разделять время, необходимое для заучивания, на несколько коротких этапов.

">8. Тренировка в запоминании одного материала повышает качество запоминания другого.

">Опыты Эббингауза по изучению памяти расширили предмет изучения психологии, так как ранее считалось, что память - это сложная функция сознания и потому для ее изучения невозможно применение эксперимента. Эксперимент стал использоваться как основной метод исследования. Выводы и законы запоминания материала, сформулированные Эббингаузом, имели прикладное значение для многих отраслей психологии: в педагогике были созданы результативные методики обучения, тесты умственного развития по принципу незаконченных предложений. Задачей экспериментатора теперь стало не изучение интроспективных высказываний испытуемого, а наблюдение и анализ его поведения.

">27.Психология акта Ф. Брентано.

">Австрийский философ Ф.Брентано (1838 – 1917) в труде “Психология с эмпирической точки зрения” (1874). Основными чертами психологии интенциональных актов, которую он разрабатывал, являлись предметность, активность и единство. Считал, что нужно изучать не содержание сознания, ощущения, а сам акт восприятия. Акт интенционально содержит в себе объект, на который он направлен. Сознание всегда предметно, предметы обладают интенциональным бытием. Душу считал субстанциональным носителем душевных процессов. Выделял три вида духовных актов: 1)акты представления; в представлении предметы презентируются сознанию сознанию, модификациями этого акта являются восприятие, воображение, понятие. представлению принадлежит ведущая роль среди этих. 2)акты суждения; в суждении объект мниться как истинный или ложный. 3)акты чувства; в актах чувства субъект относится к своему объекту как к добру или злу. Метод – внутреннее восприятие (непредвзятое и непосредственное). Отрицал возможность проведения экспериментов. Психические феномены он противопоставлял физическим. психические феномены как акты и являются предметом психологии: видение, слышание и т.д.

В конце XIX века в науке возникает феномен расхождения реальной и идеальной отдачи от применяемых технологий. Он возникает в силу того, что человек из-за своих ограниченных способностей способен использовать технику с максимальной эффективностью только до определенного уровня. Этот уровень связан с когнитивными процессами такими как ощущение и восприятие. Возникновение экспериментальной психологии, так или иначе, связано с этим феноменом.

Впервые экспериментальные методы изучения основных когнитивных процессов, которые являются одним из предметов исследования в психологии, применили четверо учёных: Герман фон Гельмгольц, Эрнст Вебер, Густав Теодор Фехнер и Вильгельм Вундт. Все они были немцами, все получили образование в области физиологии и все были в курсе последних достижений науки.

Гельмгольц, физик и физиолог, плодовитый исследователь, был одним из величайших ученых XIX столетия. Хотя психология занимала лишь третью строчку в списке его научных интересов, все же именно работы Гельмгольца, а также исследования Фехнера и Вундта, положили начало новой психологии. Он занимался вопросами скорости прохождения возбуждения по нерву, ощущения и восприятия, оптики и тем самым внес огромный вклад в становление экспериментальной психологии.

Огромный вклад в развитие физиологии органов чувств внес профессор анатомии и физиологии лейпцигского университета Эрнст Вебер. До него изучение органов чувств ограничивалось только зрением и слухом. Вебер расширил границы науки, он начал изучать чувствительность мышечных и кожных покровов. Очень важным предстал его перенос в психологию экспериментальных методов физиологии. «Самые известные эксперименты Вебера относятся к различительной чувствительности, которые привели к выводу: для того чтобы произошла разница в ощущениях, новый раздражитель должен находиться в известном отношении к исходному. Это отношение для каждого органа чувств есть величина постоянная. Она устанавливалась опытным путем. Для звука это отношение составляет 1/10, для света -- 1/100 и т. д. Этим обобщением Вебер подводил к мысли о возможности измерения в психологии. Оно было осуществлено Фехнером». Работа Вебера была экспериментальной в самом строгом смысле слова. Она проводилась в специально созданных условиях, предлагаемые участникам эксперимента раздражители многократно варьировались, при этом фиксировался каждый полученный результат. Опыты Вебера вдохновили многих исследователей на использование экспериментального метода в качестве средства изучения феноменов психологии. Исследования Вебера в сфере измерения порога ощущений имели первостепенное значение; его доказательство измеримости ощущений оказало влияние практически на все аспекты современной психологии.

Густав Теодор Фехнер немецкий психолог, один из первых экспериментальных психологов, один из основоположников психофизиологии и психофизики. «Густав Теодор Фехнер в работе «Элементы психофизики» (1860) сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Соответственно, он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача -- соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику.

Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы. Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания -- психофизику. Целью Фехнера было измерение ощущений. … Для проведения психофизических измерений Фехнер разработал три метода: едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.

Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило огромный интерес и, конечно, критику».

Вильгельм Вундт -- основоположник психологии как формальной академической дисциплины. Он организовал первую лабораторию, учредил первый журнал, дал начало экспериментальной психологии как науке. Сферы его научных интересов -- включающие ощущения и восприятие, внимание, чувства, реакцию и ассоциации -- стали основными главами почти во всех учебниках по психологии. «Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объяснены только физиологией или только психологией: это ощущения и простейшие чувствования».

Психология Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук -- в основном, на методах физиологии. Вундт приспособил эти научные методы к новой психологии и проводил исследования точно так же, как это делал любой естествоиспытатель. В. Вундт и его последователи работали с психофизическими, физиологическими закономерностями. «Можно с уверенностью утверждать, что первые эксперименты в психологии были больше психофизиологическими, чем психологическими. Не зря первоначально термин психофизиология использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы регистрации сенсорных, моторных, вегетативных реакций. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что первым предметом психологии является психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий; и первые эксперименты с данным предметом (Г. Т. Фехнер) посвящены измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей, порогов восприятия и построению психофизических шкал». Вундт ограничил предмет психологии только вопросами изучения сознания, заявив, что его наука признает факты и только факты.

В начале развития физиологической психологии Вундт многое берет у ассоцианистов: «Психологическая система Вундта включала изучение элементов (ощущений и чувствований), анализ связей между элементами и продуктов этих связей, исследование законов душевной жизни. В этой программе отчетливо выступает атомизм Вундта, характерный для ассоциативной психологии: простейшие элементы, сенсорные по своей природе, первичны, сложные образования вторичны. Однако Вундт борется с крайностями ассоцианизма: в продуктах ассоциаций он обращает внимание на возникновение нового качества, не сводимого к сумме свойств исходных элементов. Все ассоциации Вундт подразделяет на одновременные и последовательные, которые в свою очередь имеют несколько форм: одновременные существуют в форме слияния, ассимиляции--диссимиляции и компликации, последовательные -- узнавания и воспоминания. За этими видами ассоциаций скрываются восприятие и память. Вундт борется с функционализмом старой психологии и рассматривает их как результат единого механизма ассоциаций. При этом ассоциации характеризуются как пассивный процесс, который протекает без активного участия субъекта. В психологии Вундта нет субъекта, нет личности: «...все психическое -- это непрестанная смена явлений, постоянное возникновение и созидание... Нигде эти факты действительной душевной жизни не нуждаются в другом субстрате для своего истолкования, кроме того, который дан в них самих»1 1- Вундт В. Введение в психологию.-- М., 1912. С. 149». Так как все психические явления происходят и объясняются только этими закономерностями, физиологическая школа почти исключала существование личности. Поэтому здесь и нечего говорить о кризисе личности.

В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри этой отрасли выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. «Более того -- именно физиологическая психология стала краеугольным камнем материалистически ориентированной советской психологии, которая, опираясь на концепцию свойств нервной системы, берущую свое начало от работ И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработала целостную универсальную модель психологической науки».