Абу абдаллах джафар имя. Краткая биография рудаки. Имя и кунья

Настоящее имя поэта, известного всему миру как Рудаки , - Абу Абдаллах Джафар Ибн Мухаммад (в других источниках указано имя Абуль Хасан). Он являлся основателем классической поэзии на языке фарси, с него началась персидско-таджикская литература, он был создателем жанровых стихотворных форм, главных размеров персидской поэзии.

Родился примерно в 858 г. в таджикском селении Панджруд. Его псевдоним расшифровывается как «рожденный в Панджруде». Он стал известным человеком уже в молодые годы, поскольку имел ярко выраженный поэтический талант, умел прекрасно играть на музыкальном инструменте руда, мог гордиться отличным голосом. Был обладателем хорошего схоластического образования, очень неплохо владел арабским, являлся знатоком Корана.

Легенда гласит, что весь его обширный багаж знаний был получен без обучения где-либо, чему не помешала врожденная слепота. Однако ряд ученых не согласны, что знаменитый поэт был слепым. Согласно их версии, в биографии Рудаки был такой эпизод, как желание правителя Амира Насра лишить его зрения и отобрать все имущество. Другой поэт посоветовал правителю отказаться от этой затеи, чтобы не остаться в истории как человек, ослепивший прославленного стихотворца. Устыдившись, Амир Наср решил наделить Рудаки щедрыми дарами, но тот отказался.

Как бы там ни было, известно, что в юности его пригласили саманидские правители в Бухару, где он среди придворных поэтов стал несомненным лидером. За проведенных там четыре десятка лет Рудаки достиг всего - славы, всеобщего уважения, богатства. Его называли соловьем Хорасана. Однако на склоне лет фортуна перестала ему улыбаться: он стал опальным поэтом, и его изгнали. Неизвестно, по какой причине это случилось, не исключено, что важным фактором стало его лояльное отношение к произошедшему в Бухаре народному мятежу. Рудаки вернулся в родное селение, где скончался в 941 г.

Его творческое наследие составляет 130 тысяч двустиший (до наших дней сохранилась тысяча). В полном объеме дошли поэма «Мать вина», написанная в 933 г., касыда «Жалобы на старость» автобиографического содержания и 40 рубаи. Также сохранились отрывки из произведений, имеющих самый разный характер, - лирических, прославляющих властителя, философско-дидактических. Поэзия Рудаки известна во всем мире, вошла в сокровищницу мировой культуры; на его творчестве выросли такие выдающиеся литераторы Востока, как Омар Хайям, Низами, Фирдоуси, Джами, Руми и многие другие. Все они относились к Рудаки как к своему учителю в поэзии.

Биография из Википедии

Абу́ Абдулла́х Джафа́р Рудаки́ (перс. ابو عبد الله رودکی‎; 858-941) - персидский поэт и учёный, первый из известных персидских поэтов, начавший сочинять стихи на новоперсидском языке. Многие считают Рудаки «отцом персидской поэзии», который стоял у истоков литературы на этом языке.

Жизненный путь

Имя и кунья

Сам’ани, а вслед за ним Шейх Манини, в качестве имени и куньи поэта называет «Абу Абдаллах Джа’фар ибн Мухаммед ибн Хаким ибн Абдаррахман ибн Адам ар-Рудаки, поэт Самаркандский». Такая тенденция, но порой с некоторыми опущениями, сохранятся до XV века. Начиная же с XV века, источники приводят иную кунью поэта. Так, по Даулатшаху Самарканди его звали «Устад Абулхасан Рудаки». Валих Дагистани пишет: «Его собственное имя - Абдаллах, а кунья - Абу Джа’фар и Абулхасан» . Риза Кули-хан не смог разрешить этот вопрос и написал: «Его имя собственное Мухаммед, кунья - Абулхасан. Некоторые считают его именем Абдаллах, другие же считают его куньей Абу Абдаллах, а именем Джа’фар ибн Мухаммед» .

Рождение

О жизни и деятельности Рудаки известно довольно мало. Единственным источником, сообщающим о раннем периоде жизни, является «Лубаб ал-албаб» («Сердцевина сердец»). Дату рождения Рудаки источники не сообщают. Исследователи, исходя из года смерти поэта и из отдельных его высказываний, делали относительно неё разные предположения. Европейские авторы называли датой рождения начало второй половины III в. х./865 г. (H. Ethe), ок. 880 г. (Pizzi, W. Jackson), четвёртая четверть IX в. (Ch. Pickering) и конец IX в. (F. F. Arbuthnot). По мнению А. Крымского Рудаки родился в то время, когда Бухара перешла из рук Саффаридов в руки Саманидов (874 г.); Е. Э. Бертельс указывал в качестве даты 855-860 гг.; А. Дехоти и М. Занд - 850-860; Мирзозода - 858; И. С. Брагинский - 50-е гг. IX в.; А. М. Мирзоев - начало второй половины IX в.; С. Нафиси - ок. 873-874 г. или в середине III в. х./ок. 864-865 гг. III в. х..

Место его рождения до 1940 года не было известно. По мнению одних родиной Рудаки являлась Бухара, другие считали Самарканд, третьи - селение Панджруд. На основе письменных свидетельств и общения с местными жителями, крупнейший таджикский писатель и литературовед Садриддин Айни пришёл к заключению, что родиной поэта является селение Рудак. Ему же удалось установить место захоронения поэта в кишлаке Панджруд. К какому социальному классу принадлежала семья Рудаки неизвестно. Но из одного бейта вытекает, что поэт был выходцем из низов и что ему пришлось претерпеть трудности:

[Носил] я чарыки, [ездил] на осле, а теперь достиг того,

Что признаю китайские сапоги и арабского коня.

А. Т. Тагирджанов полагает, что отец поэта либо принадлежал к духовенству, либо был образованным человеком. Останавливая своё внимание на том, что к восьмилетнему возрасту Рудаки знал наизусть Коран, он высказывает предположение, что учить священную книгу поэт начал с 5-6 лет, поскольку выучить наизусть книгу на неизвестном языке «дело довольно сложное». По всей вероятности, необходимо было ежедневно по несколько часов читать ему, а делать это могли как родители ребёнка, так и кто-нибудь из жителей селения или его имам.

Слепота?

Начиная с конца X века в литературе встречаются утверждения, что Рудаки был слеп от рождения. По сообщению писателя и учёного конца XII - начала XIII вв. Мухаммада Ауфи, отмечавшего врождённую слепоту поэта, «он был настолько способный и восприимчивый, что в восемь лет выучил наизусть весь Коран и научился читать, стал сочинять стихи и высказывать глубокие мысли» . Вслед за М. Ауфи его высказывания повторяли авторы последующих антологий. Этого же мнения вплоть до 1958 года придерживались многие советские исследователи творчества Рудаки. Впервые усомнился в этом H. Ethe, а вслед за ним J. Darmesteter, I. Pizzi, E. Browne, W. Jackson и А. Крымский.

Французский ориенталист Дж. Дармстетер, не отрицая слепоту поэта, в то же время замечает, что «взор Рудаки видел так ясно, что порою мы подвергаем сомнению правдивость легенды, ибо неожиданно крупную роль играют краски в тех стихотворениях, которые от него остались… и нам кажется, что он слишком забывает свою слепоту» . Х. М. Мирзо-заде обращает внимание на то, что если поэт был слепым от рождения, то представляется маловероятным, чтоб его принял в качестве придворного поэта двор Саманидов. Более того, он отмечает, что из реалистических описаний в произведениях Рудаки следует, что «это был поэт, который имел возможность наблюдать жизненные явления своими собственными глазами» . По мнению видного советского антрополога М. М. Герасимова, восстановивший скульптурный портрет поэта по его останкам, Рудаки был ослеплён в зрелом возрасте: ему были выжжены глаза. Анализируя состояние скелета Рудаки, он находит, что «Рудаки ослеплён куском раскалённого железа», причём «глазное яблоко не поражено и, вероятно, даже не деформировано». Поскольку никаких признаков, являвшихся следствием удаления глаз, не обнаружено, М. М. Герасимов считал, что Рудаки был ослеплён «только снаружи посредством ожога».

При дворе Саманидов

По предположению Х. М. Мирзозода Рудаки, покинув родное селение, направился в Самарканд - главный город долины Заравшан, являвшийся вторым центром политической, экономической, научной и литературной жизни саманидского государства X века. Он обращает внимание на то, что Рудаки владел арабским языком, «который можно было изучить только в духовных школах больших центров…». С. Нафиси считает, что Рудаки отправился в Бухару из самаркандского Рудака. В одном из своих стихотворений Рудаки говорит, что он прибыл в Бухару уже зрелым поэтом и состоятельным человеком:

Слуга твой с далёкого пути, на коне, юным и богатым

Прибыл к тебе, о благе твоём помышляя, блага тебе желая.

По сообщению Са’мани Рудаки передавал хадисы со слов кадия Самарканда Исмаила ибн Мухаммада ибн Аслама и его учителя Абдаллаха ибн Абу Хамзы Самарканди. Отсюда С. Нафиси делает вывод, что Рудаки, до того как отправиться в Бухару, прибыл в Самарканд учиться и изучал тут хадисы у кадия города.

Когда Рудаки был привлечён ко двору Саманидов, неизвестно. Все источники сходятся на том, что он был современником саманидского эмира Насра ибн Ахмеда, правившего в 913-943 гг. А. Крымский, С. Нафиси, М. И. Занд и А. М. Мирзоев предположили, что поэт оказался при саманидском дворе в 890-х гг., ещё в правление Исмаила Самани Обстоятельства привлечение Рудаки ко двору эмира Насра ибн Ахмеда также неизвестны. По рассказу Ауфи поэт баснословно разбогател при его дворе: «Эмир Наср ибн Ахмед Саманид был правителем Хорасана, он очень приблизил его (то есть Рудаки - прим.) к своей особе, так что дела его пошли в гору, а богатства и сокровища достигли предела. Говорят, что у него было двести рабов, четыреста верблюдов бывало в его караване. После него ни у одного поэта не было такого могущества и счастья» .

Творчество

Рудаки был довольно плодовитым автором. Он писал поэмы, касыды, газели, рубаи, лугз (или чистан), кит’а и др. По преданиям от него дошло более 130 тыс. двустиший; другая версия - 1300 тыс. - неправдоподобна. По сообщению Ауфи, произведения Рудаки составляют сто тетрадей.

Рудаки считается основателем персидской литературы, родоначальником поэзии на фарси. Рано прославился как певец и музыкант-рапсод, а также как поэт. Получил хорошее схоластическое образование, хорошо знал арабский язык, а также Коран. Факт слепости Рудаки от рождения опровергает советский учёный Герасимов М. М., автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков, утверждая, что ослепление наступило не ранее 60 лет. Иранский учёный Саид Нафиси, который утверждает, что Рудаки и Амир Наср Сомони (правитель из династии Саманиды) были исмаилитами и в 940 году было большое восстание против исмаилитов. По совету визиря, который ненавидел Рудаки, Амир Наср приказал ослепить поэта и конфисковать его имущество. После того, как другой придворный поэт, ранее завидовавший Рудаки, пристыдил Амир Насра тем, что «В истории ты запомнишься как правитель, ослепивший великого поэта». Амир Наср, сильно пожалев о содеянном, велел казнить визиря и щедро одарить Рудаки, но поэт отказался от щедрых даров и умер в нищете в родной деревне Панджруд. Рудаки свыше 40 лет возглавлял плеяду поэтов при дворе саманидских правителей Бухары, достигнув большой славы.

Из литературного наследия Рудаки (по преданию - более 130 тыс. двустиший; другая версия - 1300 тыс. - неправдоподобна) дошла до нас едва лишь тысяча двустиший. Целиком сохранились касыда «Мать вина» (933 год), автобиографическая касыда «Жалоба на старость», а также около 40 четверостиший (рубаи)). Остальное - фрагменты произведений панегирического, лирического и философско-дидактического содержания, в том числе отрывки из поэмы «Калила и Димна» (перевод с арабского, 932), и пяти других поэм.

Наряду с хвалебной и анакреонтической темами в стихах Рудаки звучит вера в силу человеческого разума, призыв к знанию, добродетели, активному воздействию на жизнь. Простота поэтических средств, доступность и яркость образов в поэзии Рудаки и его современников характеризуют созданный ими хорасанский, или туркестанский стиль, сохранявшийся до конца XII века.

Память

  • Центральный проспект столицы Таджикистана - Душанбе носит имя Рудаки.
  • На предполагаемой могиле Рудаки в его родном селении сооружен мавзолей.
  • В честь Рудаки назван кратер на планете Меркурий.
  • В Самарканде, в 1990-е годы на площади возле Самаркандского музея истории и культуры искусства народов Узбекистана, слева от площади и ансамбля Регистан был установлен памятник Рудаки, но в 2009 году данный памятник был перенесён в одну из новых площадей Самарканда.
  • Один из проспектов Самарканда назван в честь Рудаки.
  • Одна из улиц в Алма-Ате названа его именем.
  • «Судьба поэта» - фильм о судьбе Рудаки киностудии «Таджикфильм» 1959 года
  • В 1958 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Рудаки.
  • Портрет Рудаки изображён на банкноте 500 сомони образца 2010 года
  • Имя носил Областной государственный театр музыкальной комедии имени (Хорог)

(Республиканский историко-краеведческий музей имени Рудаки (Таджикистан)

  • Имя было присвоено Таджикской государственной филармонии
  • Оперный театр имени Рудаки (Тегеран, Иран)
  • В 2013 г. премию Русский Букер и Студенческий Букер получил писатель А. Г. Волос за роман «Возвращение в Панджруд», главным героем которого является поэт Рудаки.

Мавзолей Рудаки после реставрации Почтовая марка СССР, 1958 год

Выдающийся поэт,основоположник персидско-таджиской классической поэзии-Абу Абдаллах Джафар Ибн Мухаммад (по другим источникам – Абуль Хасан) родился в 858 году в селении Панджруд (в переводе с таджикского "пять ручьёв") (ныне кишлак Панджруд Пенджикентского района Согдийской области Республики Таджикистан) неподалеку от знаменитого городища Пенджикент. Рудак означает ручеёк, отсюда и псевдоним поэта Рудаки (то есть из Панджруда, иными словами рожденный в Панджруде).

Рудаки является основателем персидской литературы, родоначальником поэзии на фарси-дари, основоположник поэтических жанровых форм. Рано прославился как певец и музыкант-рапсод, а также как поэт. Получил хорошее схоластическое образование, хорошо знал арабский язык, а также Коран. Факт слепости Рудаки от рождения опровергает советский ученый Герасимов М.М., автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков, утверждая, что ослепление наступило не ранее 60 лет. Иранский ученый Саид Нафиси, который утверждает, что Рудаки и Амир Наср Сомони (правитель из династии Саманиды) были исмаилитами и в 940 году было большое восстание против исмаилитов.

По совету визиря, который ненавидел Рудаки, Амир Наср приказал ослепить поэта и конфисковать его имущество. После того, как другой придворный поэт, ранее завидовавший Рудаки, пристыдил Амир Насра тем, что "В истории, ты запомнишься как правитель ослепивший великого поэта".

Амир Наср, сильно пожалев о содеянном, велел казнить визиря и щедро одарить Рудаки, но поэт отказался от щедрых даров и умер в нищете в родной деревне Панджруд, оставив не только великолепные стихи и прозу, но и красивый язык дари (новоперсидский язык), который породил не менее великих поэтов и писателей таких как, Фирдоуси, Хайям, Саади, Хафиз, Руми, Низами, Джами, Насир Хосров, Камол Худжанди, Ас-Самарканди, Бедиль и многие другие, которые внесли огромный вклад в развитие литературы Большого Ирана (Иран, Таджикистан и Афганистан).

Рудаки свыше 40 лет возглавлял плеяду поэтов при дворе саманидских правителей Бухары, достигнув большой славы. Из литературного наследия Рудаки (по преданию - более 130 тыс. двустиший; другая версия - 1300 тыс. - неправдоподобна) дошла до нас едва лишь тысяча двустиший. Целиком сохранились касыда «Мать вина» (933 год), автобиографическая касыда «Жалоба на старость», а также около 40 четверостиший (рубаи).

Остальное - фрагменты произведений панегирического, лирического и философско-дидактического содержания, в том числе отрывки из поэмы «Калила и Димна» (перевод с арабского, 932), и пяти других поэм. Наряду с хвалебной и анакреонтической темами в стихах Рудаки звучит вера в силу человеческого разума, призыв к знанию, добродетели, активному воздействию на жизнь. Простота поэтических средств, доступность и яркость образов в поэзии Рудаки и его современников характеризуют созданный ими хорасанский, или туркестанский стиль, сохранявшийся до конца XII века.

Все зубы выпали мои, и понял я впервые,
Что были прежде у меня светильники живые.
То были слитки серебра, и перлы, и кораллы,
То были звезды на заре и капли дождевые.
Все зубы выпали мои. Откуда же злосчастье?
Быть может, мне нанес Кейван удары роковые?
О нет, не виноват Кейван. А кто? Тебе отвечу:
То сделал бог, и таковы законы вековые.
Так мир устроен, чей удел – вращенъе и круженье,
Подвижно время, как родник, как струи водяные.
Что ныне снадобьем слывет, то завтра станет ядом,
И что ж? Лекарством этот яд опять сочтут больные.
Ты видишь: время старит все, что нам казалось новым,
Но время также молодит деяния былые.
Да, превратились цветники в безлюдные пустыни,
Но и пустыни расцвели, как цветники густые.
Ты знаешь ли, моя любовь, чьи кудри, словно мускус,
О том, каким твой пленник был во времена иные?
Теперь его чаруешь ты прелестными кудрями, –
Ты кудри видела его в те годы молодые?
Прошли те дни, когда, как шелк, упруги были щеки,
Прошли, исчезли эти дни – и кудри смоляные.
Прошли те дни, когда он был, как гость желанный, дорог;
Он, видно, слишком дорог был – взамен пришли другие.
Толпа красавиц на него смотрела с изумленьем,
И самого его влекли их чары колдовские.
Прошли те дни, когда он был беспечен, весел, счастлив,
Он радости большие знал, печали – небольшие.
Деньгами всюду он сорил, тюрчанке с нежной грудью
Он в этом городе дарил дирхемы золотые.
Желали насладиться с ним прекрасные рабыни,
Спешили, крадучись, к нему тайком в часы ночные.
Затем, что опасались днем являться на свиданье:
Хозяева страшили их, темницы городские!
Что было трудным для других, легко мне доставалось:
Прелестный лик, и стройный стан, и вина дорогие.
Я сердце превратил свое в сокровищницу песен,
Моя печать, мое тавро – мои стихи простые.
Я сердце превратил свое в ристалище веселья,
Не знал я, что такое грусть, томления пустые.
Я в мягкий шелк преображал горячими стихами
Окаменевшие сердца, холодные и злые.
Мой слух всегда был обращен к великим словотворцам,
Мой взор красавицы влекли, шалуньи озорные.
Забот не знал я о жене, о детях, о семействе.
Я вольно жил, я не слыхал про тяготы такие.
О, если б, Мадж, в числе повес меня б тогда ты видел,
А не теперь, когда я стар и дни пришли плохие.
О, если б видел, слышал ты, как соловьем звенел я
В то дни, когда мой конь топтал просторы луговые,
Тогда я был слугой царям и многим – близким другом,
Теперь я растерял друзей, вокруг – одни чужие.
Теперь стихи мои живут во всех чертогах царских,
В моих стихах цари живут, дела их боевые.
Заслушивался Хорасан твореньями поэта,
Их переписывал весь мир, чужие и родные.
Куда бы я ни приходил в жилища благородных,
Я всюду яства находил и кошели тугие.
Я не служил другим царям, я только от Саманов*,
Обрел величье, и добро, и радости мирские,
Мне сорок тысяч подарил властитель Хорасана,
Пять тысяч дал эмир Макан – даренья недурные.
У слуг царя по мелочам набрал я восемь тысяч,
Счастливый, песни я слагал правдивые, прямые.
Лишь должное воздал эмир мне щедростью подобной,
А слуги, следуя царю, раскрыли кладовые,
Но изменились времена, и сам я изменился,
Дай посох: с посохом, с сумой должны брести седые.

Абу Абдаллах Джафар Ибн Мухаммад , по другим данным Абуль Хасан (около 858 - 941) - выдающийся таджикский и персидский поэт, родоначальник таджикской классической поэзии.
Родился великий поэт в селении Панджруд (тадж.«пять ручьев »), недалеко от столицы древней Согдианы - Пенджикент а . Отсюда и литературный псевдоним - Рудаки ручеек »). О его молодых годах написано крайне мало. По непроверенным данным, Рудаки родился слепым (по другим сведениям его ослепили в преклонном возрасте), к восьми годам знал наизусть Коран , и слыл непревзойденным чтецом. Хорошо владел арабским языком и обладал потрясающим голосом, играл на лютне, имел склонность к стихосложению.
Еще юношей Рудаки покинул отчий дом и отправился в благословенную Бухару - город, в котором собирались многие люди искусства. Днем он усердно учился, а по вечерам пел свои песни, наигрывая себе на руде (лютня). Когда слух о талантливом юноше достиг дворцовых покоев, правящий эмир Наср ибн Ахмад Самани (годы правления 913-943) пригласил рапсода ко двору, где в дальнейшем и прошла большая часть его жизни. Эмир очень любил поэта и всегда советовался с ним по вопросам поэзии, музыки, вокала.

Свыше 40 лет Рудаки возглавлял при дворе саманидов в Бухаре замечательную поэтическую плеяду: Абу Шукур Балхи , Хусравани , Дакики , Хаким Хаббоз Нишапури , и достиг на этом поприще большой славы и богатства.
Такие выдающиеся поэты Востока , как Фирдоуси , Хайям , Саади , Хафиз , Руми , отдавая должное его творчеству, тоже считали себя его учениками.
Однако не вся жизнь поэта была безмятежной и гладкой. Как это обычно случается, за периодом возвышения наступает череда падений.
К старости Рудаки был ослеплен и изгнан из дворца. Точных сведений о происшедшем нет. По одной из версий, так с поэтом поступил эмир за сочувствие Рудаки к восставшим карматам, по другой, поэта пытали и ослепили сами восставшие, так как, и он, и правитель были ревностными исмаилитами.
Так или иначе, но пришли тяжелые времена, поэт был вынужден покинуть дворец и оставшиеся годы жизни провел нищий и больной в родном Панджруде , где вскорости и умер.

Могилу Рудаки ученые обнаружили только через 1100 лет после кончины поэта, а в 1958 году на ее месте воздвигли мавзолей, который в скорости превратился в место паломничества почитателей его таланта со всего мира.
Поэтическое наследие мастера, дошедшее до наших дней поистинне бесценно.
Из существующих летописей известно, что писал Рудаки очень много, он является автором пяти огромных поэм, таких как «Калила и Димна », «Араис ан-нафаис », «Синбаднаме » и др. Однако до наших дней из 130 тысяч написанных бейтов (двустиший) дошли не более 2 тысяч.
Среди сохранившегося, особенно известны касыды: «Мать вина » и «О старости », которые несомненно говорят о великом даре поэта.
Гениальность Рудаки подтверждают и многие из существующих легенд о жизни мастера.
Так одна из них гласит: «Однажды эмир со своей свитой предпринял путешествие, никто не знал, как бы долго оно продлилось, если бы однажды утром Рудаки не затосковал. Ему очень захотелось вернуться домой, но кто же осмелиться прервать путешествие, когда султану еще не надоело. Тогда поэт, аккомпанируя себе на чанге, запел о зеленых садах золотой Бухары. Конечно, это была всего лишь импровизация, но сила мастера была столь велика, что вся свита просто рыдала, а султан Наср, выбежав из шатра, прыгнул на коня и погнал во весь опор к родному городу. Говорят, он даже домашние туфли не успел сменить и переобувался в сапоги уже на первом перегоне».

Гениальный поэт - Рудаки является основоположником всей поэзии написанной на фарси, его стихи считались простыми и одновременно совершенно непостижимыми. Он первым из поэтов обратил взор на нужды обыкновенного человека и облек их в стихотворную форму. Никто до него не осмеливался нарушить придворный этикет и писать о столь приземленном:

«На мир взгляни разумным оком,
Не так, как прежде ты глядел.
Мир - это море. Плыть желаешь?
Построй корабль из добрых дел.»

Начало жизненного пути

Замечание 1

Ярким представителем арабской науки средневековья является выдающийся ученый и путешественник Ибн Баттута Абу Абдаллах Мухаммед, которого чаще называют более сокращенным именем – Ибн Баттута.

Ибн Баттута родился $24$ февраля $1304$ года. Свое детство и юные годы он провел в городе Танжере, на африканском берегу Гибралтарского пролива, в Марокко. Его полное и правильное имяИбн Баттута Абу Абдаллах ибн Абдаллах ал-Лавати ат Танджи . Это имя указывает, что он был сыном Абдаллаха, потомком некоего Баттуты и его сына также звали Абдаллах, что он принадлежит к берберскому племени Лавата и проживает в городе Танжере. Кроме того, к фамилии добавляется еще и почетное прозвище – шамс ад-дин, что значит «солнце веры».

Учился Ибн Баттута в родном городе. Уже в молодые годы он обладал обширными познаниями в области ислама, исполнял обязанности судьи – кади. Поэтому первыми мотивами его путешествий послужили религиозные традиции паломничества по святым местам, желание повидать мусульманский мир. Вспомним, что в то время арабам принадлежали север Африки и значительная часть Азии, арабские мореплаватели бороздили воды Атлантического и Индийского океанов.

Первые путешествия

С целью совершить хадж в Мекку и посетить могилу Мухаммеда в Медине, $14$ июня $1325$ года в возрасте двадцати двух лет Ибн Баттута отправился в свое первое путешествие. Его путь пролег через Тунис, Александрию и Каир. Из Каира путешественник направился на юг, к побережью Красного моря, в город Айзаб. Затем он вернулся в Каир. Во время этого путешествия Ибн Баттута ознакомился с достопримечательностями Египта, системой местного правления и судопроизводства, описал часть течения Нила.

Из Каира Ибн Баттута продолжил свой маршрут через Сирию и Палестину. Он описал древние города этого региона: Хеброн, Иерусалим, Газу, Тир, Халеб и Дамаск. Особенно поразил путешественника Дамаск.

Из Дамаска он попал в Мекку. Здесь он, как верный мусульманин, совершает все положенные церемонии хаджа. Из Мекки Ибн Баттута направляется в Медину.

Путь на Восток

Наслушавшись от паломников о прелестях персидских городов, Ибн Баттута решает продолжить свое путешествие дальше на восток. Он посещает крупнейшие и красивейшие города Персии:

  • Шираз,
  • Исфахан,
  • Мешхед.

Но самое большое впечатление на него произвел Багдад.

Из Ирака и Месопотамии путешественник возвратился в Мекку. Здесь он провел два года, собирая сведения о прилегающих землях. Из Мекки Ибн Баттута совершал путешествия по аравийскому полуострову, переправлялся в Африку, побывав в Судане.

Из Аравийского полуострова Ибн Баттута переправился на полуостров Сомали, изучал восточное побережье Африки, достиг Мозамбикского пролива.

От восточных берегов Африки путешественник направляется к южным берегам Ирана. Он пытается следовать по пути легендарного Синдбада-морехода, героя арабских сказок и легенд. Собрав богатейший познавательный материал и приобретя много товара, как богатый купец Ибн Баттута возвращается в Каир. Но жажда новых познаний снова зовет его в путь.

Северный поход

Новой целью похода Ибн Батуты стала Золотая Орда. Он направляется туда через Малую Азию, описывая особенности местности и народы. Прибывает в Кафу (Крым). Осмотрев Крым, путешественник направляется к Астрахани. По замерзшей Волге он достигает столицы Золотой Орды – Сарай. Из Сарая его путь пролег выше по течению Волги в Волжскую Булгарию.

Путешествие в Индию и Китай

Из Поволжья через Среднюю Азию Ибн Баттута направляется в Индию. По пути он останавливается в Самарканде. Прибыв в Дели, исследователь продолжает изучать особенности государственного управления и судопроизводства.

В $1342$ году его направляют послом в Китай. Он побывал во многих городах этой империи, изучая обычаи и культуру китайцев. Во время пребывания в должности посла, Ибн Баттута посещает Сингапур, Мальдивские острова. В $1349$ году путешественник возвращается на родину.

Рудаки Абу Абдаллах Джафар (ок. 860-941 гг.)

Таджикский и персидский поэт. Родился в крестьянской семье. В юности стал популярен благодаря своему прекрасному голосу, поэтическому таланту и мастерской игре на музыкальном инструменте - руде. Рудаки был приглашен Насром II ион Ахмадом Саманидом (914-943 гг.) ко двору, где и провел большую часть жизни. Как говорит Абу-л-Фазл Балами, «Рудаки в свое время был первым среди своих современниковв области стихотворства, и ни у арабов, ни у персов нет ему подобного».

Считался не только мастером стиха, но и прекрасным исполнителем, музыкантом, певцом
Рудаки воспитывал начинающих поэтов и помогал им, что еще больше поднимало его авторитет.
Однако в преклонном возрасте он перенес большие лишения. Престарелый и слепой поэт, а может быть, насильственно ослепленный, как утверждают некоторые источники (возможно, вследствие его дружбы с Балами), был изгнан со двора и вернулся к себе на родину.

После этого он прожил недолго.
До нашего времени дошло не более 2000 строк из произведений Рудаки. Сохранившиеся стихи свидетельствуют о его высоком мастерстве во всех поэтических жанрах той эпохи. Он писал торжественные оды, лирические газели, большие дидактические поэмы (сборник известных басен из цикла «Камила и Димна» и др.), сатирические стихи и траурные посвящения. Рудаки не был придворным одописцем обычного типа. Его оды начинаются с ярких описаний природы, воспевания радостей жизни и любви, разума и знаний, благородства и жизненных невзгод, почитания человека и его труда.

У поэта почти отсутствуют религиозные мотивы. На многих стихах лежит печать глубокого философского раздумья. Своим творчеством Рудаки заложил основы всей таджикско-персидской поэзии, выработал основные жанры и жанровые формы; в его стихах выкристаллизовались почти все поэтические размеры и системы образов. Стихи поэта стали образцом для последующих поколений таджикских поэтов. Рудаки - признанный основоположник классической поэзии, которая, распространившись в X-XV вв. среди таджиков и персов, дала миру таких корифеев, как Фирдоуси, Хайям, Саади и др. Классики этой поэзии любовно вспоминали Рудаки, считая его своим учителем.