Методики сбора информации в коучинге. Что такое коучинг простыми словами. Определение и понятия

Говоря о том, какими бывают методы коучинга, многие специалисты ошибочно сужают набор инструментов, которые успешно используются на практике. На самом же деле, чем больше средств для достижения результата в арсенале каждого проводящего коучинг обучение специалиста, тем выше шансы на успех клиента.

МЕТОДЫ КОУЧИНГА

В современном мире коучинг является едва ли не самым эффективным способом достижения поставленных целей. Работа с квалифицированным коучем позволяет разрешить множество вопросов, предотвратить возникновение трудностей в будущем, обеспечить выбор и реализацию оптимальных стратегий личностного и профессионального развития.

Говоря о том, какими бывают методы коучинга, многие специалисты ошибочно сужают набор инструментов, которые используются на практике. На самом же деле, чем больше средств для достижения результата в арсенале каждого проводящего коучинг обучение профессионала, тем выше шансы на успех у клиента.

САМАЯ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА

Наиболее популярный метод, используемый в коучинг-обучении, - это метод «вопрос-ответ». Иногда эта технология коучинга еще называется наставничеством. Ее суть заключается в уверенности, что каждый человек хранит внутри себя потенциал, достаточный для достижения сколь угодно высокого результата. Соответственно, при использовании этого метода коучинга обучение заключается в том, что наставник задает ученику ряд проясняющих или наводящих вопросов, предоставляя возможность ему объективно оценить сложившуюся ситуацию и самостоятельно найти пути выхода из нее. Одним словом, эта технология коучинга заключается в умении коуча задавать правильные вопросы, которые побуждают клиента к самоанализу.

КАКИЕ МЕТОДЫ КОУЧИНГА ПРИВОДЯТ К НАИЛУЧШЕМУ РЕЗУЛЬТАТУ?

Помимо метода «вопрос - ответ», существуют также и другие коучинг технологии. По мнению специалистов Центра «Псиконсалтинг», обучение с помощью системы тренингов, занятия консультативной направленности и прочие - могут быть не менее, а порой и более эффективными, чем «классическое наставничество».

Говоря о том, какие конкретные формы приобретает работа с коучем, следует выделить три ее основных вида:

  • тренинги,
  • процессинг,
  • консалтинг.


ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КОУЧИНГ ТРЕНИНГ?

С самим определением тренинга, наверняка, знакомы многие. Профессиональные коучи Центра «Псиконсалтинг» часто используют именно данный метод. Коучинг тренинг помогает обеспечить продуктивный обмен знаниями и эффективную отработку навыков. В отличие от обычных тренинговых занятий, этот инструмент коучинга предполагает общение tet-a-tet, в ходе которого специалист помогает клиенту поверить в свои силы и настроиться на нужный лад.

КОНСАЛТИНГ И КОУЧИНГ ТРЕНИНГ - В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Консалтинг имеет одно важное отличие от коучинг тренинга. Во время обучения специалист не просто направляет усилия своего «подопечного» на достижение нужного результата, предоставляя ему полную свободу в выборе метода, а консультирует, предлагая возможные схемы действия. При этом сам коуч является компетентным специалистом в той области, в которой клиент испытывает трудности.

ЕЩЕ ОДНА РАЗНОВИДНОСТЬ КОУЧИНГ ОБУЧЕНИЯ - ПРОЦЕССИНГ

Данный метод заключается в проведении коучем определенного процесса, наглядно демонстрирующего клиенту, как следует поступать для достижения желаемого результата. При этом широко используются такие психологические техники, как НЛП, энергетическая терапия ПЭАТ, мозговые штурмы и другие не менее эффективные инструменты.

Работая с клиентами, коучи Центра «Псиконсалтинг» не ограничиваются одним конкретным методом, а предлагают комплексное коучинг обучение. Наши специалисты в совершенстве владеют всеми известными технологиями проведения коучинг-сессий. При этом в каждом конкретном случае мы создаем особые программы занятий, ведь все люди - уникальны, не существуют одинаковых компаний, идентичных коллективов. Индивидуальный подход вкупе с инновационными разработками – принципы деятельности коучей, психологов консультантов, бизнес-тренеров Центра «Псиконсалтинг».

Главная награда для учителя – успех ученика. А что касается коучинга, то лучший результат специалиста – это самореализация его подопечного.

Традиционное понятие наставничества, которое было принято начиная с 80-х годов XX века, устаревает, модернизируется. На сегодняшний день, самым распространенным усовершенствованным направлением наставничества является коучинг.

Коучинг и традиционное наставничество, несмотря на наличие общих элементов, существенно между собой различаются.

Как правило, наставничество выглядит следующим образом: более опытный сотрудник обучает нового сотрудника тому, что умеет сам. Наставничество нацелено на обретение новым сотрудником знаний, умений и навыков, необходимых в его дальнейшей работе. Советом, личным примером наставник передаёт подопечному свой опыт. Можно сказать, что это разновидность индивидуального обучения непосредственно на рабочем месте. Такой подход практикуется с незапамятных времён, и очень хорошо себя зарекомендовал. Действительно, опытный сотрудник много знает и много умеет, ему известны все тонкости и нюансы выполняемой работы. При назначении наставника необходимо учитывать не только его профессиональные качества, но и человеческие. Наставник должен сам уметь и хотеть работать с людьми. Естественно, процесс наставничества должен быть организован таким образом, чтобы деятельность сотрудника в качестве наставника никак не отражалась на его основной работе. В противном случае система адаптации, основанная на наставничестве, приведёт не к повышению, а к снижению продуктивности в целом. Ещё одним существенным минусом наставничества является то, что наставник передает подшефному точную рабочую систему, по которой действует сам, и в случае ошибочных действий, новый сотрудник копирует наставника, перенимая его ошибки.

В отличие от наставничества, коучинг на практике выглядит совершенно иначе, имеет другие цели, и осуществляется другими инструментами. Необходимо отметить, что коучинг как метод развития личности, применяется не только с сфере бизнеса, но также и в жизненных областях, таких как здоровье, взаимоотношения, семья и т.д. Коучинг является не столько современным методом наставничества, сколько отдельным направлением деятельности. Но так как в рамках данной работы коучинг рассматривается как метод адаптации и обучения, и имеет целью эффективное и быстрое введение нового сотрудника в бизнес-процесс, именно поэтому фокус только на сфере профессиональной деятельности, и, следовательно, коучинг рассматривается как современная модернизированная модель наставничества.

Если для наставничества характерна фраза «Делай как я», то фразой, лучше всего отражающей суть коучинга может стать «Вы удивитесь своим возможностям!»

Коучинг социальное явление, которое помогает соединить личные цели человека, его явные и скрытые возможности с задачами развития окружающего его общества.

Коучинг уходит своими корнями в спорт (ориентировочно в 80-е годы прошлого века), где вопросы развития и тренировки спортсменов были на первом месте.

Стандартная тренировка спортсменов заключалась в передаче личного опыта от тренера спортсмену, и основывалась на повторении и регулярных тренировках. Но как показывало время, такой способ развития и тренировки спортсмена натыкался на его внутренние препятствия и противоречия. У спортсмена возникали вопросы: "Я все понимаю, но у меня не получается сделать правильно", или "Я не могу понять, как это сделать правильно", или "У меня ничего не выходит, хотя я делаю все правильно».

Отсутствие нужных результатов (успех и победа в соревнованиях) у спортсменов заставили тренеров задуматься над причинами. Почему правило "делай, как я" и демонстрация примеров "как надо делать правильно" не приводит спортсменов к росту и победам?

Постепенно, тренеры стали менять свои подходы в тренировках спортсменов. Они стали добавлять новые инструменты и методики в тренировки спортсменов, экспериментировать с разными подходами, анализировать результаты. Одной из таких методик, применяемой в наши дни, является создание нового опыта.

Создание нового опыта происходит первоначально в головном мозге спортсмена при помощи визуализации цепочки событий, необходимых ему для достижения успеха и победы на соревнованиях.

Стоит более детально разобраться в понятии «коучинг». Для этого необходимо обратиться к словарным определениям:

    «coaching» - тренировать, заниматься репетиторством, подготавливать к экзаменам или состязаниям;

    «coaching» - наставлять, воодушевлять, тренировать.

Исходя из словарных определений, возникает ощущение, что коучинг и тренинг практически одно и тоже. Но это не так. Со временем, смысл слов постепенно изменяется, и понятие «коучинг» стало узким профессиональным термином. Споры и дискуссии о том, что стоим за термином «коучинг» до сих пор острые, и специалисты не могут принять единое определение. Одно из наиболее распространенных определений принадлежит руководителю Лондонской Школы коучинга Майлзу Дауни:

Коучинг – это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.

Виды коучинга:

    Коучинг руководителей . Руководители и топ-менеджеры, работая с коучем, решают параллельно свои личные задачи профессиональной реализации и роста, а также способствуют развитию своего предприятия и бизнеса в целом;

    Коучинг персонала , отдельных команд или компании в целом направлен на то, чтобы компания легко адаптировалась и развивалась в стремительно изменяющихся внешних условиях, и, как следствие, имела гораздо больше шансов к выживанию и процветанию, нежели ее многочисленные собратья: компании-машины.

В настоящий момент виден существенный возрастающий интерес к коучингу. Это вызвано прежде всего тем, что метод хоть и новый, но уже зарекомендовал себя как действенный и эффективный. Он позволяет добиться реальных и высоких результатов, а человеку важны не столько возможности, сколько результат.

Зачастую, даже при правильно составленном плане действий, сотрудник достигает результата только на 30%, 50% или 70% от запланированного. Такой разрыв, с точки зрения коучинга – это разница между тем, что человек может сделать, и тем, что он реально делает.

Коучинг помогает преодолеть разрыв между потенциалом и эффективностью за счет:

    Осознания человеком своего потенциала (возможностей);

    Принятия ответственности на себя за реализацию потенциала (возможностей).

Процесс коучинга является систематическим и непрерывным. Его действие направлено на достижение определенной цели, и продолжается до того момента, пока человек не осознает, что он достиг того, что хотел. После этого происходит переосмысление и постановка новых целей, и процесс коучинга продолжается, так как это способствует постоянному росту и развитию человека не только в профессиональном плане, но также и в личностном.

Коучинг базируется на признании того, что каждый человек обладает гораздо большими способностями, чем он обычно проявляет. И коуч в своей работе опирается не столько на текущие показатели сотрудника, сколько на его потенциал, который стремится раскрыть на благо компании. Коуч или менеджер, владеющий навыками коучинга, не столько даёт указания и инструктирует, сколько задаёт вопросы. Вопросы, задаваемые коучем по определённой схеме (как их ещё называют, «эффективные вопросы») позволяют новичку по-новому посмотреть на свою работу и на свои возможности.

Коучинг можно использовать для решения вполне конкретной задачи, в нашем случае – для эффективной адаптации и обучения персонала. Но гораздо лучше, если коучинг принят в компании как основной стиль управления, стиль отношений между сотрудниками, стиль корпоративного мышления и поступков. В этом случае атмосфера коучинга позволяет наиболее полно раскрыться потенциалу каждого сотрудника, не возникает проблем с мотивацией персонала, адаптация новых сотрудников проходит легко и естественно, повышается продуктивность работы каждого отдельного сотрудника, рабочих групп и команд. Но, к сожалению, коучинг как стиль управления встречается пока нечасто. Но применение элементов коучинга в управлении персоналом даёт неизменно хороший результат.

Коучинг как инструмент получения результата

    Коучинг направлен на повышение персональной эффективности ;

    Коучинг предназначен для получения максимальных персональных результатов за счет реализации потенциала человека ;

    Коуч управляет коммуникацией с обучаемым с целью добиться максимальной осознанности и ответственности за свои действия со стороны обучаемого. Для этого коуч старается освободить пространство для проявления инициативы со стороны обучаемого и управляет коучконтактом в основном, через вопросы, а также избегает экспертной позиции.

«Коуч не учит, а помогает учиться».

Четкая специфика коучинга отражена в его определении как системы реализации личного, профессионального, творческого потенциала связки «коуч – обучаемый» с целью гарантированного достижения максимально возможного эффективного результата. Предметом коучинга является связка «потенциал-результат» во всех ее проявлениях – личных, групповых, организационных. А основной спецификой является исследование управлением этой связкой для достижения максимально возможного эффективного результата

Термин был заведен в менеджмент в 1990 году консультантом сэром Джоном Уитмором и при переводе буквально на русский язык получается «поучение, подготовка, тренировка». Но буквально этот термин содержит в себе намного большие понятия. Это теория, которая возникла на стыке психологии, маркетинга, логики, жизненного опыта и философии.

Есть масса определений этого термина, но более популярные мы пропишем ниже:

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы; форма индивидуального наставничества, консультирования.

Коучинг - метод «индивидуального тренинга», отличается от группового тренинга тем, что тренер работает с клиентом индивидуально.

Коучинг - это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.

Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.

Коучинг - это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

Нынешний коучинг больше исполняется с помощью использования НЛП. От консультации с психологом коучинг отличается направленностью мотивации. Разница в коучинге и остальных видов консультирования - ставка на реализацию потенциала самого клиента. Коучинг способствует обратить внимание на жизнь с другой стороны, познать себя и своё предназначение. В этом и состоит эффективность коучинга через коучинг-вопросы.

Вопросы персонального коучинга:

Поставить цель - «Чего ты хочешь?»

Проанализировать данную ситуацию - «Что происходит?»

Разработать варианты - «Что нужно сделать?»

Реализовать и контролировать - «Что ты будешь делать?»

Очень продуктивные коучинговые вопросы:

Что еще?

Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?

Какие могут быть последствия для тебя и других?

Какими критериями ты пользуешься?

Что для тебя в этом самое трудное?

Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?

Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?

В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?

Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?

Что ты будешь делать?

Когда ты намереваешься это сделать?

Достигнешь ли ты при этом своей цели?

Какие возможны препятствия на пути?

Кому следует знать об этом?

Какая поддержка тебе нужна?

4 этапа коучинга:

Поставить цели;

Проверить реальность;

Выстроить схему для достижения;

Достичь цель.

Коуч (англ. coach) - специалист, тренер, проводящий тренировку.

Клиент - персона или компания,которая заказывает помощь коуча.

Сессия – особая беседа коуча с человеком.

Формат коучинга – метод общения тренера и клиента в течении обучения. К услугам тренера прибегают для общей работы над поставленными целями,психологической поддержки и вдохновения.

К услугам коуч-тренера нужно обратиться в случае:

Задача клиента колоссальна; предшествующая отработка каких-либо деталей с тренером сократит время работы, сохранит деньги и усилия;

Заказчик желает достигнуть задачи более разумным методом и обучить своих подопечных выполнять работу с удовольствием.

Заказчику принципиально самому достигнуть итогов работы, применяя всевозможные методы максимально;

Заказчику необходимо повысить свою эффективность и ответственность;

Заказчик хочет иметь успех во всех направлениях бизнеса и в жизни - лайф коучинг (от англ. life coaching - жизненный коучинг) .

Основная цель – побуждение саморазвития, для того, чтобы ученик самостоятельно мог определять и извлекать нужную информацию.

Эта теория помогает достичь высоких результатов по многим обстоятельствам. Усиление (синергия) коуча и заказчика формирует сильный толчок к осознанию целей. Ставятся важные и нужные для заказчика цели, притягивающие клиента к отличному результату.

Коуч не учит своего клиента, как делать. Он помогает создавать все обстоятельства для того, чтобы клиент осознал, что ему надо делать, обозначил методы, с которыми он сможет добиться успеха, сам подобрал более целесообразный метод воздействия и сам обозначил главные рубежи свершения своей цели. В коучинге идет обучение клиента достижению целей подходящими путями в короткое время. Коучи помогают тому, чтобы их подопечные учились не прилагая особых усилий достичь наилучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Основная концепция коучинга состоит в том, что человек это не пустой сосуд, который требуем наполнения, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Следует обдумать рацион, вознаграждение, свет, чтобы добиться этого, однако возможность и способность уже заложена в нас. В коучинге формируется приятная обстановка сотворчества: со стороны коуча это прежде всего изучение интересов подопечного и анализ его сильных сторон, со стороны ученика - это мужество изучения своих выборов, креативный подход, поиск и принятие решений, который направлены на то, чтобы достичь результата, обрести радость от своего успеха и включить внутренний «драйв».

Сейчас коучинг – это наиболее известный и нужный психологический тренинг,который помогает получить одновременно и психологическую помощь,и наставление на правильные действия в твоей жизни. Самая интересная вещь в работе коуча состоит в том,что заработная плата по-настоящему профессионального коуча во много раз выше,чем у рядовых психоаналитиков и психотерапевтов. С помощью коучинга можно сделать свою жизнь совершенно особенной, необычайно продуктивной и очень привлекательной.

Виды коучинга и его сферы применения

По области применения различаются:

    карьерный коучинг;

    bussines-коучинг;

    коучинг-individual;

    life-коучинг.

Карьерный коучинг еще именуют как консультирование для карьеры, включает переоценку в себя оценку профессиональных способностей, оценку компетенций, консалтинг по карьерному планированию, подбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п..

Бизнес-коучинг ориентирован на поиск более эффективных методов развития организации. Работа осуществляется с руководством фирмы и с персоналом компании.

Bussines-коучинг очень помогает людям, кто только начинает свой бизнес или находится на пике его развития.

Высокопрофессиональный бизнес-коучинг кроме того способствует руководству разных уровней, т.к обладать способностью передавать права и обязанность своим подчиненным требует мастерства и профессионализма. Подготовка управляющих использовать теорию коучинга - это тоже сфера бизнес-коучинга. Руководство и топ-менеджеры, сотрудничая с коучем, одновременно решают собственные задачи и помогают развитию своей компании и бизнеса.

Бизнес-коучинг на уровне команд и фирм ориентирован на то, чтобы корпорация легко приспосабливалась и формировалась в быстро изменяющихся внешних условиях, и обладала большими шансами к выживанию и процветанию, чем их множественные собратья.

В бизнес-коучинге акцентируются как минимум 3 его вариации:

    коучинг собственников фирмы, ориентированный на исследование напрямую стратегии эффективного формирования бизнеса и точное восприятие и детализацию бизнес-задач;

    коучинг маркетинга, направленный на выработку соответствующего стиля руководства;

    коучинг команд, миссией которого является подготовка работников для принятия своих обязанностей и нацеливания на лучший результат.

Конкретно комплекс технологического процесса в формировании бизнес-процессов охарактеризовал себя как неотъемлемая часть развития сотрудников.

Life-коучинг состоит в персональной работе с клиентом, ориентированной на усовершенствование его существование абсолютно во всех областях. Цель life-коучинга заключается не только в том, чтобы помогать клиенту раскрыть себя во всех важных сферах и реализации себя как цивилизованной ячейки общества. В life-коучинге принципиально важно внимание ко всей жизни заказчика для того, чтобы оказать поддержку и равновесие среди актуальных областей. С следствии этого, методика life-коучинга направлена на развитие в клиенте таких способностей как «уметь учиться, слушать и понимать».

По участникам коучинга выделяют:

    персональный коучинг;……………………………………..

    корпоративный коучинг…………………………………………….

По формату коучинга выделяют:…………………………………….

    очный (личный коучинг, фотокоучинг);………………………………..

    заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг).……………………..

Нужно осознавать, что вышеизложенные направления обучения тесно связаны между собой.

……………………………………………………………………………………..

Персональный коучинг очень часто используется для:

    обучения топ-менеджеров и руководящих должностей;…………………

    мотивации менеджера в адаптации к новой роли/должности;…………….

    Быстрого обучения развития способных работников……………………..

В бизнесе данное учение эффективно используется для:

    развития корпорации;

    определения стратегии компании;

    выработки плана развития;

    создания команды;

    мотивации сотрудников;

    подготовки и обучения персонала;

    увеличения объёма продаж;

    устранения конфликтов в коллективе;

    при подборе персонала и проведении ассесмента

Существенные места в области коуч-услуг занимает обучение «первых лиц». Так как непосредственно управляющим корпорацией нужно принимать заключения и нести за них ответствнность,то от их решений зависит работоспособность фирмы и подчиненных. В период занятий с тренером есть возможность:

    увидеть ситуацию со всех сторон и дать ей оценку её в целом;

    сгенерировать некоторое количество различных методов для решения проблемы;

    дать анализ и утвердить лучшее решение;

    составить план действий.

В личной жизни применяется с целью решения любых проблем:

    в воспитании детей;

    для разрешения домашних конфликтов;

    при налаживании отношений с приятелями и сотрудниками на работе;

    для избавления от вредных привычек - курения, алкогольной и пищевой зависимости.

Также он с успехом применяется для:

    поиска работы;

    определения специализации;

    продвижения по карьерной лестнице.

Вся деятельность коуча базируется на 5 главных принципах:

    доверие к людям.

Коуч доверяет людям и верит в своих клиентов. Это наиболее важный пункт, при этом вера в клиента наступает с веры в самого себя - в свои возможности, свои силы, в свои возможности и способности получать то, что актуально. Помогать раскрываться навыкам в клиенте, возможно только тогда, если коуч может верить в себя, и тем самым, верить в других. Со временем, такая уверенность, подтверждаемая личным опытом, образуется в формулу: «Я верю, что я могу» = «Я знаю, что я могу».

    доверие к окружения.

Тренер надеется, что общество любит нас, если мы идём своим маршрутом. Он понимает, что всё, что приходит в жизнь, имеет глубокий смысл, необходимо только приложить усилия его отыскать и понять.

    осознанность.

С помощью осознанности появляется понимание того, что тренер делает, как он это делает, о чём думает, что чувствует и зачем ему это нужно,коуч понимает, что у всех людей существует все,чтобы достичь поставленных им целей.

Так тренер претворяет в жизнь принцип Сократа: «Каждый человек знает истину. Я выступаю в роли повивальной бабки, позволяя этой истине родиться».

    готовность ставить дерзкие цели.

Коуч - это тот человек, который сам стремится быть смелым в своих желаниях, мечтах, формулировке своих ценностей и выстраивании целей в соответствии с ними, и помогает своему клиенту вести себя также, причём, коуч учит клиента создавать возможности под свои задачи. То есть, сначала: «Что я хочу, что мне важно?», а затем: «А что у меня сейчас есть?»

Самой простой иллюстрацией решения рядовой производственной задачи может служить такой диалог между руководителем и подчинённым:

— Иван Дмитриевич! У нас в этом месяце не получится, видимо, выполнить план по продажам доп. оборудования…

— А что вы уже предприняли?

— Ну, мы все клиентам, кто покупал у нас станки, предлагали наше доп. оборудование. Купили только 35% из них. А до плана нужно, чтобы ещё столько же купили…

— А как думаешь, что можно сделать, чтобы больше клиентов покупали доп. оборудования к станкам, и план был выполнен?

— Хм… Может акцию запустить со скидкой? Некоторые клиенты говорили, что у конкурентов дешевле…

— Так. Что ещё?

— Ну, может сразу ставить доп. оборудование пакетами — несколько запчастей сразу — и этот пакет будет стоить процентов на 10-15 дешевле, чем по отдельности… Или ещё: на самые востребованные станки сразу ставить дополнительное оборудование и продавать с этим допом…

— Так, вот это уже другое дело… С чего начнёшь?

— Определю, какое оборудование самое ходовое и что можно скомплектовать, потом посчитаю размер скидки, чтобы получать ту же маржу…

— Ещё проверь, может, менеджеры мало продают, потому что не знают выгод клиента от покупки доп. оборудования? Или надо поменять способ премирования с продаж доп. оборудования? А может, нужно пересмотреть условия работы с поставщиками? Это уже на будущее, чтобы план выполнялся и в дальнейшем. С этими проработанными вариантами жду тебя во вторник, договорились?

Таким образом, руководитель побуждает сотрудника искать решения, а не бежать за советом. В следующий раз тот придёт с предложениями, а не с вопросами. Так и время руководителя экономится, и эффективность работы не страдает, а своевременно корректируется в соответствии со сложившимися обстоятельствами.

В пору сокращения бюджетов на обучение компании ищут новые способы поддерживать созданную, взращённую культуру обучения и развития сотрудников. И всё чаще они приходят к выводу о том, что нужно воспитывать собственных тренеров, наставников и учителей.

И это хороший вариант! Потому что позволит на собственных ресурсах выстроить и отладить систему внутреннего обучения персонала компании, которая в итоге может перерасти в самообучающуюся организацию.

Коучинг как новый метод обучения и управления персоналом в последнее время очень популярен на Западе. Этот метод позволяет сотрудникам учиться и развиваться прямо на рабочем месте. Коуч (тренер-наставник) не даёт советов и конкретных способов решения задач и проблем. Он стимулирует человека к самостоятельным действиям, помогает ему самому добиться определённых результатов. В процессе диалога с "клиентом" коуч побуждает его к более глубокому осознанию своих целей, возможностей и ограничений и, таким образом, раскрывает, развивает его потенциал, помогает ему справиться с внутренними барьерами. Основными принципами коучинга являются осознанность и ответственность. Именно осознание человеком своих желаний и стремлений, определение пути достижения выбранной цели и осуществление плана действий по продвижению к конкретному результату дают свободу.

Выделяют внутренний и внешний коучинг:

  1. Внешний коучинг проводит привлечённый извне специалист, внутренний коучинг выполняется штатным коучем. И тот и другой вариант имеют свои плюсы и минусы. Так, внешний коуч независим от организации, а значит, его работа может быть более результативной. Но его деятельность обычно очень высоко оплачивается и для широкого использования не всем по карману, поэтому чаще применяется при работе с первыми лицами компании.
  2. Внутренний коуч в иерархии организации работает не выше уровня своего начальника и "сидит на зарплате". У него есть свой план, задачи и отчётность. Но даже если он декларирует полную конфиденциальность коуч — сессий с сотрудниками, в случае давления со стороны руководства: "Расскажите, о чем шла речь у Вас с Петровым на сессии?", перед ним встаёт дилемма: быть лояльным руководству (и если не прослыть "стукачом", то рисковать доверием сотрудников, результативностью сессий и желанием сотрудников их посещать) или принципам профессии (соблюдение конфиденциальности встреч, неразглашение информации даже непосредственному руководителю, что может вызвать недовольство последнего).

И тот и другой вид коучинга для многих компаний в настоящее время, будет, пожалуй, не выгоден, так как потребует внушительных финансовых (услуги профессионального коуча дороги), и временных (на подбор или обучение коучингу одного из сотрудников может уйти до полугода… а то и больше) затрат.

Возможно, поэтому самым оптимальным вариантом является применение коуч-технологий, то есть отдельных инструментов и техник коучинга, руководителями различного уровня. Причём создавать для этого "особые" условия (организация обучающих сессий, встреч) не обязательно. В повседневном деловом общении с подчинённым — во время совещаний, переговоров, текущего контроля и т.д. — руководители могут задавать побуждающие вопросы, стимулируя и направляя инициативу, помогая сотруднику самому сформулировать задачи и найти лучшие способы их решения.

Такой стиль управления имеет массу преимуществ. Руководитель, осознавая себя в роли коуча, чётче излагает свои мысли, шире делегирует полномочия и более терпим к ошибкам подчинённых. В ответ на улучшение качества коммуникаций с руководителем у сотрудников возрастает ответственность и мотивация. Следовательно, повышается эффективность бизнес-процессов. Происходит обучение и развитие сотрудников без отрыва от работы на актуальных для бизнеса рабочих примерах. Коуч — технологии осознанно или спонтанно наследуются вниз по иерархии из-за своей практичности и эффективности. И в результате проявляются таланты, инициатива и лидерство на всех уровнях организации.

Некоторые руководители (возможно, среди ваших знакомых такие есть) задают побуждающие вопросы интуитивно, не осознавая, что используют коуч-технологии. Тем проще им будет сделать этот процесс целенаправленным.

А тем, кто впервые задумался о коучинге как способе развития сотрудников, я уверена, будет полезен совет основоположника бизнес-направления в коучинге — сэра Джона Уитмора:

"Подумайте, что лежит за поведением того человека, который вам нравится. Возможно, в вашем детстве был такой человек, чей приход вас всегда радовал. Это могла быть бабушка, друг родителей или кто-то ещё. Вспомните, что делал этот человек? Каково было его поведение по отношению к вам? Опрос людей во всем мире обнаруживает схожесть ответов. Этот человек:

  • Относился ко мне как к равному;
  • Выслушивал моё мнение;
  • Верил в меня, что я смогу;
  • Бросал мне вызов;
  • Доставлял удовольствие, пробуждал энтузиазм;
  • Давал безопасность, заботу, поддержку;
  • Проявлял доверие, уважение;
  • Уделял мне время и своё полное внимание.

Это тот фундамент, без которого нельзя стать хорошим коучем. Ваши бабушки или те люди, которые проявляли себя таким образом, конечно, не учились коучингу, они были "природными" коучами, но у них есть, чему поучиться. Вспоминайте их чаще" .

Коучинг – одно из множества новых слов, ворвавшихся в нашу жизнь и ставших привычными раньше, чем люди их до конца осмыслили. Коучинг – что это такое?

Это не тренинг, хоть у них много общего, не направление психотерапии, не консультирование. Коучингом занимаются самые разные люди, с гордостью называющие себя коучами, но нередко с трудом объясняющие принцип своей деятельности.

А дословный перевод слова «коуч» еще больше сбивает с толку, потому что переводится это понятие с английского как «карета», «повозка».

Если вы не видите цель в жизни, или она кажется труднодостижимой, если вы устали бежать по кругу за призрачной «морковкой», то вам нужна «карета». Она с комфортом довезет вас до вершины успеха по кратчайшему пути. Это и есть коучинг.

Коучинг – это личностно ориентированная деятельность, которая обеспечивает условия для самореализации человека и сопровождает его на пути к успеху.

Специалист, осуществляющий это сопровождение и создающий условия, и называется коуч.

Зачем нужен коучинг

Это сравнительно молодое явление в социальной жизни общества, ставшее известным в конце 1990-х годов в Великобритании и США. Но уже сегодня, по данным статистики на сайте WPA – «Академии коучингового мастерства», в США около 50 тысяч человек относят себя к профессии «коуч».

И количество их постоянно увеличивается. В России пока коучей значительно меньше. Согласно данным интернет-журнала «Секреты фирмы», их насчитывается всего 3 тысячи, но, по прогнозам, за ближайшие 5 лет эта цифра должна увеличиться в 15 раз.

Коучинг необходим в сложной ситуации, когда человек сам не может найти из нее выхода. А нередко даже проблемы не осознает, а просто чувствует недовольство жизнью и желание все поменять, но что и как менять не знает.

Работа не приносит удовлетворения, перспективы роста отсутствуют, а ни в каком другом виде деятельности индивид себя не видит. Любимое дело, которым человек готов заниматься 24 часа в сутки, не приносит дохода. А так хотелось бы превратить его из хобби в бизнес.

Жизнь потускнела и утратила краски, из нее исчезли цели, к которым бы хотелось стремиться.

Женщина с тревогой понимает, что ее существование превратилось в унылый бег по кругу: «дом-работа-дом». А жизнь проходит, и возникает страх из-за ее бессмысленности.

Многократные попытки организовать свой бизнес закончились крахом, и у человека опускаются руки и возникает ощущение собственной беспомощности и бездарности.

Это все реальные и знакомые нам ситуации. Найти из них выход самостоятельно очень сложно, а часто и невозможно, так как человек видит свои проблемы изнутри, а не во взаимосвязи с окружающим миром, и сосредоточен на своих переживаниях, а не на перспективах.

Можно обратиться за помощью к друзьям, но у них и своих проблем хватает, да и мало кто хочет выглядеть неудачником перед знакомыми.

Вот в таких ситуациях и требует коуч – вдохновитель, профессионал в деле раскрытия потенциала человека, о котором тот иногда даже не подозревает.

Коуч владеет комплексом приемов и техник, которые позволяют постигнуть свои способности, увидеть реальные перспективы деятельности и пути достижения успеха.

Коучинг как вид деятельности

Существует несколько направлений социально-психологической поддержки людей, желающих решить свои проблемы или заняться саморазвитием. Они имеют солидную историю, авторитет и наработанный багаж методов.

В первую очередь к ним относятся различные направления психотерапии и психоанализ, тренинги личностного роста, консалтинг и менторство (наставничество).

Коучинг родился на стыке этих видов деятельности, но имеет существенные отличия, которые позволяют ему быть конкурентоспособным на рынке подобных услуг.

Коучинг и тренинг

Особенно часто работу коучей сравнивают с тренингами, а иногда ставят между ними знак равенства. Оба эти направления представляют собой формы воздействия на человека и управления его поведением. И целью их являются позитивные изменения в жизни личности.

Коучинг можно назвать ближайшим родственником тренингов, так как родился он в спортивной среде, и «коуч» на сленге английских студентов означает «личный тренер» или «репетитор», который буквально «тащит» подопечного к успеху.

Но все же два серьезных отличия не позволяют отождествлять коучинг с психологическим тренингом.

Тренинги в том виде, в котором они распространены сегодня, имеют групповую форму, и она считается наиболее эффективной. А коучинг предполагает индивидуальный подход к каждому клиенту и индивидуальные занятия.

Хоть есть и «командный» коучинг, но он менее распространен, и даже в рамках него коуч работает с членами команды индивидуально.

Тренинг – это формирование определенных навыков – поведенческих, эмоциональных, коммуникативных и т. д. Его цель – развитие человека. А уж как и где индивид будет применять полученные навыки и будет ли вообще это делать, находится за пределами интересов тренера.

Главная задача коучинга не развитие личности, а определение целей и создание условий для их достижения. Коуч не учит, не формирует, не развивает, он направляет мышление человека так, что тот сам находит ответы на свои вопросы и варианты решения проблем.

Коучинг и психология

Коуч работает с человеком индивидуально, что без хорошего знания психологии невозможно, ведь человек должен сам увидеть свои перспективы и возможности.

Раскрытие внутреннего потенциала личности предполагает решение целого комплекса психологических проблем и снятие внутренних барьеров. Однако отнести коучинг к чисто психологическим техникам нельзя.

Психотерапия и психоанализ решают вопросы коррекции психического состояния и направлены на изменение субъективных ощущений человека, его отношения к действительности и самому себе.

Главная задача психоанализа – «вскрытие нарывов», выявление прошлых проблем.

Коучинг прошлым не занимается, он ориентирован на будущее. Он не ищет ответы на вопрос «почему?», а стимулирует человека самого найти ответ на вопрос «как?».

Как сделать жизнь лучше? Как найти свое место в мире? Как решить возникшую проблему?

Коучинг и консалтинг

В Википедии коучинг определяется, как консалтинговая деятельность, но сходство между ними только внешнее. Сессия коуча действительно похожа на консультирование и представляет собой доверительную беседу коуча с клиентом.

Однако цель консультанта – предоставить клиенту пакет советов, которые помогут ему разобраться с проблемой. Как человек их будет использовать, консультанта уже не касается.

В отличие от консультанта, коуч:

  • не дает советов;
  • не предлагает готовых решений;
  • заинтересован в раскрытии внутренних ресурсов человека, который сам должен увидеть свой путь;
  • сопровождает человека в течение всего этого пути, стимулируя преодолевать возникающие препятствия и внутренние барьеры.

Правда, на практике большинство коучей не могут удержаться от советов, хоть профессионалы считают это неуместным. Потому что наиболее результативным будет тот способ решения проблемы, который нашел сам клиент, а не воспринимает его навязанным извне.

Практика коучинга

Основная цель коучинга – пробудить в человеке творца, созидателя собственной жизни, а он способен на большее, чем ему кажется. На достижение этой цели и ориентированы методики коучинга.

Метод вопросов

Основной прием коучинга следующий: с помощью правильных вопросов вызвать мыслительную активность клиента. Поиск ответов на предложенные коучем вопросы позволяет решить несколько задач:

  • конкретизировать главную проблему клиента;
  • помочь ему осознать первостепенную задачу;
  • выяснить, что препятствует ее решению;
  • раскрыть внутренний потенциал клиента;
  • стимулировать его на поиск самостоятельного решения.

Метод вопросов не нов. Его использовал еще античный философ Сократ, который считал, что правильно заданные вопросы помогут найти решение даже очень запутанной проблемы.

К этому методу относится техника коучинга – GROW, разработанная основателем бизнес-коучинга сэром Джоном Уитменом. Она включает четыре группы вопросов.

  1. G oal (цель) – какую цель хочет достигнуть клиент.
  2. R eality (реальность) – что происходит в действительности.
  3. O ptions (опции) – возможности или варианты выхода из ситуации.
  4. W ill (намерения) – что необходимо сделать в первую очередь.

На основе метода вопросов строится общение коуча и клиента, которое называется коуч-сессия.

Организация коуч-сессии

Сессия проходит в форме диалога и длится от 30 минут до 1 часа. Задавая клиенту вопросы, коуч не столько проясняет для себя его ситуацию и проблемы, сколько стимулирует человека к поиску собственного решения.

Коуч-сессия может проводиться не только при личной встречи, но и по скайпу или по телефону.

Всего обычно бывает не менее 5 сессий, а чаще больше (до 15), и каждая встреча клиента с коучем должна иметь конкретный результат, в виде решения промежуточной задачи, составленного плана действий или готовности что-то изменить в жизни.

Кроме вопросов диалога, коуч-сессия может включать «домашние задания» - спланированные в процессе беседы действия, которые должен выполнить клиент к моменту следующей встречи с коучем.

В итоге серии коуч-сессий человек получает не только решение проблемы и реальные позитивные изменения в жизни, но и приобретает навыки раскрытия собственных возможностей, которые потом он сможет использовать самостоятельно.

Виды коучинга

Учитывая быстрое распространение этого вида услуг, сложно выделить общепринятую классификацию. Видов коучинга множество, еще больше сфер, в которых работают коучи. Но чаще всего выделяют два больших вида.

1. Бизнес-коучинг , ориентированный на работу с представителями бизнеса и решающий вопросы его организации, продвижения, эффективности, материального стимулирования, поиска ниши и т. д.

2. Лайф-коучинг , направленный на повышение качества и осмысленности жизни, решение личных проблем, преодоление конфликтов в отношениях, на разработку жизненных стратегий и т. д.

Оба эти вида в равной степени популярны, правда, лайф-коучингом больше интересуются женщины, для которых личная жизнь обычно в приоритете.

Выделяют также индивидуальный и командный виды коучинга. Но их различие не в формате проведения сессий – в командном встречи коуча и членов группы тоже проходят индивидуально.

Отличие в цели. Командный направлен на решение проблем группового характера, например, повышение эффективности работы в команде.

Встречаются и другие виды, например, эриксоновский коучинг, названный так по имени американского психотерапевта М. Эриксона. Методологические основы этой разновидности коучинга разрабатываются специалистами Международного Эриксоновского Университета. А в Лайф-коучинге в последнее время приобретает популярность метафорическое направление.

Как и в любой другой молодой и динамично развивающейся деятельности, в коучинге бурлят процессы преобразований и нововведений, вырабатываются стратегии, возникают и быстро исчезают новые направления. Пока коучинг еще далек от выработки традиций и общепринятых критериев и принципов.

Кто может быть коучем

Это довольно актуальный вопрос, так как профессия коуча только набирает популярность в нашей стране, и желающих попробовать свои силы в ней немало. Ответ на него прост: коучем может быть любой, у кого есть для этого способности.

Нужно ли образование? Да, образование нужно в любой сфере, но получить профессию коуча не так-то просто. Например, международный сертификат можно получить, пройдя обучение по программе ICF – Международной Федерации Коучей, а также в университете Global couching или в Международной академии коучинга.

Есть еще масса курсов и отдельных продвинутых коучей, которые предлагают дорогостоящее, зато быстрое обучение. Но качество его вызывает сомнение.

В овладении профессией коуча важнее не сертификат, а личные качества и способности, которыми обладают не все. Кроме общих знаний в области психологии, социологии и менеджмента, человек должен обладать следующими качествами:

  • открытость и коммуникабельность;
  • терпение и доброжелательность;
  • высокий уровень эмпатии;
  • внимательность и способность чувствовать собеседника;
  • гибкость и высокая скорость мышления;
  • креативность;
  • готовность к саморазвитию и овладению новыми приемами, техниками и т. д.

Только обладая этими качествами, человек может привести своего клиента к успеху, даже если сам он не очень разбирается в профессиональной деятельности заказчика.

Нужно ли быть самому успешным человеком? В идеале, да. Но понятие успеха у всех разное. Главное, уметь вдохновлять людей, зажигать их желанием двигаться вперед.

И все больше людей понимают важность работы коуча, который не только способен объективно и беспристрастно оценить ситуацию, но и пробудить желание и силы двигаться вперед.

И что важно, делать это самостоятельно, поэтому не чувствовать себя беспомощным неудачником, способным только подчиняться чужим указаниям.

Кто из нас не хотел бы добиться успехов в жизни и на работе. Об этом мечтают все. В мире нет ничего невозможного, но, тем не менее, не каждому удается это сделать. Психологи доказали, что каждый человек знает ответы на все свои вопросы, но понимаем мы это лишь на подсознательном уровне. Коучинг – инструмент, с помощью которого можно раскрыть человеческий потенциал, развить способности и таланты людей в любой жизненной сфере. Томас Леонард заметил, что людям, которые уже имеют успех и позитивное мышление, нужно лишь помочь определить, чего именно они хотят от жизни в данный момент. Термин «коуч» Леонард заимствовал из спорта. Коуч – это профессионал, который задает правильные вопросы человеку, помогая ему самому определить свои жизненные цели и найти лучшие способы их достижения. Коучинг возник в 80-е годы 20 века, а уже в 2002 году был объявлен полноценной профессией. Этот вид психологического консультирования помогает справиться с неуверенностью и внутренними опасениями, которые присущи многим из нас.

Методы коучинга

Все методы коучинга отличаются высокой эффективностью и позволяют людям еще быстрее двигаться к своим целям.

  • Наставничество – один из популярных методов коучинга. Наставник (коуч) задает слушателю (клиенту) правильно сформулированные вопросы, тем самым направляя его к самостоятельному решению задач.
  • Не менее эффективным является метод тренинга. Как правило, такие тренинги проходят в форме тет-а-тет. Коуч и клиент в ходе тренингов обмениваются знаниями и навыками, что приводит к положительному результату.
  • В отличие от тренинга, метод консалтинга не просто учит слушателя и подталкивает его к поиску решений. В консалтинге коучем выступает серьезный специалист, который предлагает слушателю готовые схемы действий и конкретные пути решений.
  • Одним из наиболее распространенных методов коучинга является метод процессинга. В ходе него наставник демонстрирует определенную схему действий в виде процесса. Зачастую во время процессинга применяют такой прием, как мозговой штурм.

Больших успехов в исследовании человеческой психики и функционировании мозга добился Милтон Эриксон. Он является разработчиком нескольких методик гипнотерапии, автором 140 работ в области психотерапии. Эриксоновский способ на сегодняшний день является одним из наиболее известных. В его основе лежат 3 базовых принципа:

  1. у человека есть необходимые ресурсы для того, чтобы решить все свои вопросы;
  2. любой человек в силах поменяться - поменять свой бизнес, поменять свое отношение к людям - и увидеть результат;
  3. трансформация возможна.

Технологии Эриксона эффективны и в то же время просты, поэтому каждый может опробовать их на себе. Многие руководители благодаря эриксоновскому коучингу значительно повысили свою эффективность и стали лидерами в своей области.

Техники коучинга

Каждый коуч использует в своей работе определенные техники коучинга. Например, техника «Колесо жизни», содержащая 8 составляющих частей (карьера, деньги, здоровье, семья, друзья, личностное развитие, отдых, физическое окружение), используется с целью фокусировки темы и расстановки приоритетов. Техника «Матрешка» является вспомогательной, но она также способствует фокусировке и раскрытию. Многие коучи из живого рассказа клиента постоянно создают и моделируют уникальные приемы и упражнения, которые они используют «здесь и сейчас». Сколько существует коучей, столько есть и моделей коучинга. Только изучая различные модели коучинга, Вы получите ответы на все вопросы, которые возникают в процессе коуч-сессии. Разнообразие моделей объясняется и тем, что коучинг объединяет множество областей знаний. Однако большинство моделей имеют следующие сходства:

  • во время коуч-сессии устанавливается конфиденциальная связь между коучем и клиентом;
  • совместная формулировка целей клиента;
  • анализ опроса клиента и его обучение динамичному отношению к поставленной цели.

На основании знания и понимания общих подходов каждой модели, коуч создает свой индивидуальный подход к клиенту. Создание новой модели коучинга путем поиска и обобщения лучших практик других моделей является лучшим подходом.

Темы коучинга

Каждую встречу коуча с клиентом сопровождают самые разнообразные темы коучинга, которые затрагивает сам человек. Однако все они способствуют достижению главной цели, которая определяется в начале совместной работы. В результате плодотворного общения с коучем у клиента есть возможность углубить свои знания, повысить КПД и улучшить качество жизни.

В настоящее время выделяют 2 основных направления в коучинге:

  1. бизнес-коучинг
  2. лайф-коучинг

Бизнес-коучинг представляет собой работу над достижением профессиональных и личных целей клиента в его организации и бизнесе. Целью является карьерный рост и улучшение показателей бизнеса.

Лайф-коучинг рассматривает вопросы личной жизни и достижения жизненных целей. Лайф-коучинг дает возможность понять, что происходит в жизни, семье, карьере и бизнесе; укрепляет веру в себя, в свои способности и свой успех. Хороших успехов достигает тот, кто хочет сделать свою жизнь ярче.

В последнее время коучинг становится популярным стилем управления во многих фирмах. Руководителю достаточно задать несколько правильных вопросов вместо инструктажа, и сотрудник не просто выполнит поручение, а сам предложит лучшие пути решения поставленных задач. Таким образом, это способствует росту производительности труда за счет активизации рабочего потенциала.

Коучинг – долгосрочный процесс. Прежде всего, он нужен тем, кто реально хочет изменить свою жизнь. Коучинг будет полезен и для тех, кто хочет выйти на более качественный уровень достижений на работе и дома. Как стиль жизни, коучинг идеально подходит тем, у кого есть цель и желание ее достичь.