Неформальный стиль в английском языке. Неформальный и формальный стили речи. Сокращайте слова и используйте их разговорные формы

Анализируя учения и философские взгляды на государство и гражданское общество можно подойти к тому убеждения, что только правовое государство реально может предоставить полноценные возможности для развития гражданского общества и, в то же время, только гражданское общество позволяет правовому государству функционировать и развиваться с максимальной эффективностью. Это единство выражается прежде всего в совпадении многих целей и задач - все социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы. Рассматриваемое единство проявляется в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с действующим законодательством и прежде всего с Конституцией (Основным законом) страны. гражданский общественный правовой философский

Единство гражданского общества и правового государства видится также в том, что как первое, так и второе обеспечивают условия для самовыражения и свободы человека, его политических инициатив, предпринимательских намерений.

Гражданское общество в условиях его формирования не лишено и существенных внутренних противоречий, обусловленных еще существующими социальными различиями и во много не совпадающими политическими интересами. Поэтому следует согласиться с мнением, что если «убрать» правовое государство, то и гражданское общество «развалится» на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения могут растрачивать свою энергию на выяснение отношений1, бесконечные споры, столкновения.

Можно утверждать, что правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма.

Единство гражданского общества и правового государства находит свое олицетворение и в демократическом политико-правовом режиме, под которым понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Его содержание характеризуется реализацией на практике государственного строительства принципа разделения властей, плюрализмом в общественно-политической жизни, представлением свободы личности в сфере экономической, политической и культурной деятельности, защитой личности от произвола, беззакония и т.д. При этом следует учитывать, что демократический режим всегда базируется на правовой основе.

Основные различия гражданского общества и правового государства заключаются в их структуре и специфических функциях. Правовое государство - это организация особой суверенной публичной власти, задача которого заключается в обеспечении нормального функционирования гражданского общества. Важнейшим отличием правового государства от гражданского общества является и то, что оно может издавать законы и другие нормативные правовые акты, а также принимать меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом.

Гражданское общество, как отмечалось ранее, - это система общественных отношений и институтов, которые призваны способствовать реализации экономических, личных и других интересов и потребностей индивидов и их коллективов. Они выражаются и реализуются посредством таких структурных коллективов гражданского общества, как семья, общественные формирования, партии, ассоциации и другие объединения, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления. Во всех случаях речь идет о структурах, созданных снизу на основе единства интересов, а не по указке вышестоящих органов. Поэтому в системе отношений «гражданское общество - государство» преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи.

В гражданском обществе обязанности граждан перед государством сведены, в сущности, к законопослушанию и уплате налогов. Разумеется, в конкретных случаях и отношениях у граждан могут возникать и другие обязанности, связанные с их общественной, трудовой, предпринимательской и иной деятельностью, выполнением служебного, воинского, семейного долга. Но это такие обязанности, которые обеспечивают существование и эффективное функционирование самого государства.

Отмечая единство и различия гражданского общества и правового государства, нельзя забывать о тесном взаимодействии рассматриваемых явлений, влиянии одного на другое.

Как известно, гражданское общество как общество равноправных граждан, проявляющих свою индивидуальность, творческую инициативу, то есть как общество равных возможностей, появилось и сформировалось примерно в XVII-XIXвв. Это нашло свое выражение в закреплении юридического равенства, прав и свобод человека, обеспечении свободного предпринимательства и частной инициативы. Поэтому не случайно законодательное признание правового равенства людей (правящих и управляемых) на основе наделения их правами и свободами признается главным признаком, основой гражданского общества. Другой вопрос, что реальность существования гражданского общества (собственно, как и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества. С развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение.

Из этого следует, что гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, указать государству его место. Другими словами, гражданское общество - это общество, способное сохранять свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В условиях социального государства гражданское общество позволяет ему активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Так, например, рынком управляет не только невидимая рука экономических стимулов и интересов, но и вполне осязаемые властные структуры, призванные направлять эти механизмы в нужное русло, обеспечивая их функционирование.

Централизованное воздействие сохраняется, но не путем приказных и волевых методов, а через такие правовые инструменты, как налоги, льготы, кредиты, пошлины, тарифы, субсидии, поддержка базовых отраслей промышленности, протекционизм и т.д. Другое дело, что гражданское общество не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной. Такая способность общества к политической самоорганизации как раз и возможна при наличии определенных экономических условий: экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества на современном этапе развития лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство. Отсутствие права частной собственности не только ставит человека в зависимость от государства, но и меняет его природу - лишает его чувства достоинства, уверенности в себе, способности отстаивать свои интересы.

Думается, главным во взаимодействии гражданского общества и государства является то, что первое изменило значимость Конституции страны. Да, это Основной закон, который определяет устройство государства, но это и Основной закон, где зафиксированы права и свободы человека и гражданина. В результате конституция становится соглашением гражданского общества и государства с разграничением сфер их влияния: для государства - особая публичная власть, сфера обеспечения общих интересов; для общества - сфера индивидуальных свобод, частных интересов.

Гражданское общество стимулирует правовую деятельность государства, расширяет контроль представительных и судебных органов за работой центральной и местной исполнительной власти, увеличивает круг лиц, участвующих в выборах, в политической деятельности, усиливает зависимость представительных органов власти от действующих в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся и социально обездоленных.

Развитое гражданское общество постепенно преобразует функцию государства как «ночного сторожа». В его деятельности все больше места занимают такие общественные функции, как организация социального обеспечения, управления народным образованием, здравоохранением. Из того, что формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизнедеятельности, вовсе не означает, что оно совсем не нуждается в государственности. Просто государство должно найти в нем «свое место», отказаться от тотального контроля и ответственности за решение всех проблем, переключить внимание на те сферы, где оно действительно необходимо и где обязано выполнять свои изначальные функции (оборона страны, законотворчество, защита прав граждан, внешняя политика, бюджет, связь, транспорт и т.п.). На современном этапе повышается роль государства и в регулировании экономических отношений, в частности развивается институт государственного контроля, государство спорадически вмешивается в экономику в целях смягчения и преодоления кризисных явлений.

Нормальное цивилизованное государство современности - это правовое и социальное государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных звеньев управленческого аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом. В этом смысле гражданскому обществу государственность необходима для создания организационно-правовых основ жизни социума.

В современных публикациях отмечается большое значение институтов гражданского общества для интеграции социума, введения социальных конфликтов в цивилизованные рамки, продуцирования норм и ценностей, которые затем скрепляет своей санкцией государство, образование среды, где формируется общественно активный индивид.

Гражданское общество при продвижении по пути социального прогресса, становясь более сильным, стремится подчинить себе государство, максимально развить в нем функцию ведения общих дел - охраны правопорядка, борьбы с преступностью, обеспечения высокого жизненного уровня населения, создания нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.

Развитие функции государства по управлению делами всего общества происходит через институты демократии, через законодательство, основанное на признании и гарантиях прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную систему, группы влияния и свободную прессу.

Взаимодействие гражданского общества и правового государства осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах: государственно-правовой регламентации функционирования субъектов гражданского общества, закреплении их конституционно-правового статуса; участии структур гражданского общества и прежде всего тех из них, в организации и деятельности органов государственной власти и их должностных лиц в личную жизнь человека и гражданина; законодательном закреплении обязанности государства по обеспечению социально-экономической и политической безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности.

Следует помнить и о том, что институты гражданского общества способствуют переходу управления общественными делами в руки специалистов, так называемых менеджеров при сохранении традиционных институтов демократии и политического плюрализма. Народы общаются по законам всемирного рынка, возрастает роль международных пактов о правах человека, повышается авторитет прогрессивных международных организаций, повсеместно развивается демократия с перспективой замены государства общественным самоуправлением.

Его соотношения с понятием государства. Следует отметить, что термин «гражданское общество» восходит к периоду античности. У античных мыслителей это понятие отождествлялось с понятиями «государство», «политическое сообщество». Все эти три понятия выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. Они охватывали все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, художественную культуру и т. д. Быть членом политического общества означало быть гражданином - членом государства, и тем самым обязанным жить и действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам. «Тот, кто не способен вступить в общение, - говорил Аристотель, - или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чём, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством». Это свидетельствует о том, что сколь бы значительным ни был человек, он всецело зависел от государства - полиса то есть, имело место тождество частного и общественного. Подход о слитности общества и государства в почти неизменном виде сохранился вплоть до XVIIв.

Переход к капитализму ознаменовался вызреванием гражданского общества и соответственно выявлением различий между ним и сугубо государственными институтами. Основу этого процесса составили: формирование идеи личности с особыми и неотъемлемыми правами и свободами, а также интересами, которые могут не совпадать с интересами общества; осознание факта противоречий и конфликтов между обществом и государством; постепенное вызревание институтов, ценностей и идей гражданского общества, а также мира политического как самостоятельной подсистемы социума и т. д. Не случайно уже Дж. Локк (1632-1704) различает общество и государство. Общество, по его мнению, спонтанно функционирует упорядоченным образом и может существовать даже в естественном состоянии, а государство является политической организацией и продуктом политического договора. Общество предшествует государству, оно существует «по природе», государство же - «новое тело». Если каким-либо образом правительство уничтожается, то общество сохраняется со всеми своими естественными законами и правилами. В обществе каждый индивид обладает неотъемлемыми правами, на которые не должен посягать ни один правитель. Сувереном является совокупность индивидов, а не Божьей милостью монарх. Для Локка целью государства является защита частной собственности, обеспечение мира, гарантированное выживание индивида. Но оно не должно руководить торговлей и индустрией. Ему также не следует заниматься социальной политикой, например, уравнивать личные доходы и помогать бедным.

Проблеме соотношения гражданского общества и государства большое внимание уделяли Г. Гегель и К. Маркс. Следует отметить, что Гегелю принадлежит главная заслуга в разработке концепции гражданского общества и его взаимосвязи с государством. По мнению Гегеля, областью действия гражданского общества являются частные интересы, а сферой действия государства - общие интересы. Гражданское общество - особая стадия диалектического движения от семьи к государству в процессе длительной трансформации, от средневековья к Новому времени. Гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые прямо не зависят от государства. Гегель считал, что общество не может являться «гражданским» до тех пор, пока оно не управляется политически под присмотром государства. Ведь в нём постоянно одни интересы сталкиваются с другими, это - поле боя. Лишь верховная публичная власть - конституционное государство - может эффективно справиться с его несправедливостями и синтезировать конкретные интересы в универсальное политическое сообщество. Что касается К. Маркса, то он вслед за Гегелем рассматривал гражданское общество как результат исторического развития, а не как данное природой состояние. При этом, по его мнению, как гражданское общество, так и государство характеризуются особыми формами и отношениями производства, классового разделения и классовой борьбы и защищаются соответствующими политико-правовыми механизмами. Причем они имеют преходящий характер, поскольку порождают пролетариат - могильщика буржуазного общества. Кстати, термин «гражданское общество» в работах К. Маркса звучит как «буржуазное общество». В большинстве случаев в марксистских текстах гражданское общество рассматривается как совокупность всех материальных (экономических) отношений - как сфера материальной жизни. К. Маркс не уделял должного внимания таким элементам гражданского общества, как домохозяйства, добровольные ассоциации, средства массовой информации, школы, больницы и т. д. Вместе с тем следует отметить, что классики марксизма в некоторых работах под гражданским обществом понимали «определённый общественный строй, определённую организацию семьи, сословий и классов, а его официальным выражением считали «определённый политический строй» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 27. - С. 402).

Итак, в чём же состоит единство и что различает государство и гражданское общество?

Единство государства и гражданского общества состоит прежде всего в том, что они являются частями неразрывного целого. Этим целым выступает общество как единый организм. Одну часть составляет социально - экономическая и духовная сферы, другую - политическая сфера жизни. Причём гражданское общество - первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт обеспечивает условия бытия и функционирования гражданского общества. Важно также отметить, что государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие.

Единство государства и гражданского общества выражается и в обеспечении прав личности. Гражданское общество обеспечивает права человека, государство - права гражданина. В обоих случаях речь идёт о правах личности: в первом случае о её правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д., а во втором - о политических правах. Личность, её право на самореализацию выступают в качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства.

В то же время государство и гражданское общество отличаются друг от друга. Государство - это форма политической организации общества. Общество же - это система связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности. В гражданском обществе эти отношения и связи приобретают новое качество. Они базируются на развитых формах самоорганизации и саморегуляции. Высшей ценностью гражданского общества признаются человек, его права и свободы. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых и региональных интересов, государство же - область выражения и защиты общих интересов. В гражданском обществе преобладают горизонтальные, координационные связи, отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными равноправными партнёрами. В структурах государства доминируют связи соподчинительные, иерархические, вертикальные.

Гражданское общество и государство различаются своим внутренним строением, выполняемыми функциями. Поскольку структура и функции государства были нами рассмотрены, остановимся на структуре и функциях гражданского общества.

Из каких же элементов состоит гражданское общество? В экономической сфере такими элементами являются: мелкие частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создаваемые по собственной инициативе; в социальной - семья, органы самоуправления (по месту жительства, работы, учёбы), политические партии, профессиональные, женские, молодёжные и другие общественные организации, негосударственные институты исследования общественного мнения; в сфере духовной - негосударственные институты (например церковь) и средства массовой информации, позволяющие реализовать свободу совести, мысли и слова, добровольные научные, творческие и т. п. объединения. Сюда относятся также обычаи, традиции, нравы.

Таким образом, структура гражданского общества представляет собой широкую сеть различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, кооперативных объединений, общественно - политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества. Через эти элементы гражданское общество обеспечивает права человека на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.

В основе любого гражданского общества независимо от специфики той или иной страны лежит ряд общих идей и принципов. К ним относятся: 1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения, конкуренция; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности; 5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6) политический и идеологический плюрализм, наличие оппозиции; 7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации; 8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9) гражданский мир, партнёрство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни населения.

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций.

1. Оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2. Создаёт и развивает на базе гражданского общества механизмы общественного самоуправления.

3. Защищает их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства. В этих целях использует активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, в акциях протеста и т. д.

4. Через свои институты и организации добивается обеспечения реальных прав человека, равного доступа к участию в государственных и общественных делах.

5. Выполняет функцию социального контроля за отношениями к своим членам. Оно заставляет индивидов соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Осуществляет коммуникационную функцию: через свои институты и организации информирует государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

7. Выполняет стабилизирующую функцию: создаёт прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

(Агафонов Ю. А., Визнер С. В.,Самыгин С. И., Шило С. И., Щербакова Л. И. Основы политологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - С.156).

С учётом отмеченных характеристик гражданское общество можно определить как систему социальных связей, в которой формируются и реализуются экономические, профессиональные, культурные, религиозные и иные интересы людей (Гаджиев К. С. Введение в политическую науку.- М.,1997. - С.62).

Большинство развитых стран Запада называет себя гражданскими обществами. Так записано в их конституциях. Главным критерием служит рынок со всеми его атрибутами. Однако идеала в этом деле они также не достигают в силу ряда социальных изъянов и недостатков (преступность, безработица, внутренние конфликты, случаи нарушения прав человека и т. д.). Но по основным параметрам эти страны всё же отвечают условиям и требованиям гражданского общества.

Рассматривая гражданское общество, необходимо отметить, что оно предполагает правовое государство. Как, впрочем, правовое государство предполагает гражданское общество. Так что же такое правовое государство?

Сам термин «правовое государство» не нов. Его ввёл в науку И. Кант. Идеи же о правовом государстве высказывались ещё в Древней Греции. В последней трети ХХ в. во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как правовое государство. В самом словосочетании кроется определённый смысл: сначала на первом месте стоит право, на втором - государство. В социально - политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Это основополагающий принцип. Нерушимость его закрепляется в Конституции (Основном законе) и распространяется на все прочие законы и другие нормативные акты. Этот главный принцип правового государства (верховенство закона) предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону самого государства и его органов, должностных лиц, других организаций, граждан.

Правовое государство отличается от неправового и качеством самого закона. Он должен быть гуманным, справедливым, закреплять неотъемлемые права каждого человека на жизнь и на свободу, защиту от произвола со стороны государства, личную неприкосновенность, на независимый суд, тайну переписки и другие личные права, которые даны человеку не государством, а от его рождения являются неприкосновенными и священными.

Правовое государство признаёт автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного, в свою собственность и рассматривает личность наряду с государством как равную себе. Именно поэтому личность становится защищённой от власти. Незыблемость прав человека, его чести и достоинства, охрана и гарантированность интересов человека - важные принципы правового государства.

Таким образом, основными принципами правового государства являются следующие:

Верховенство права (закона) в обществе;

Реальность прав и свобод граждан;

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

Взаимная ответственность государства и личности;

Высокий уровень правосознания и культуры в обществе;

Наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Рассмотрение правового государства лишний раз подтверждает наличие неразрывной связи этого понятия с понятием гражданского общества . Действительно, связь между ними жёстко детерминирована, Ведь государство – форма организации общества. Связь эта выражается и в одновременности их формирования.

Каковы же пути формирования гражданского общества в России? Строительство гражданского общества - одна из главных целей российских реформ. В ходе их реализации сделаны заметные шаги на пути к такому обществу. Это выразилось прежде всего в признании и начале образования различных форм собственности. В настоящее время в России существуют частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. К сожалению, в результате махинаций при проведении реформ значительная часть наиболее выгодных перспективных предприятий и других объектов оказалась в руках нечестных людей. Большое значение имеет признание естественных прав человека, свободы личности. В Конституции Российской Федерации 48 статей (17-64) посвящены правам человека и гражданина. В статье 17 записано: « В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». В этой связи уместно заметить, что советские конституции содержали критику индивидуальной свободы, они допускали ограничения и даже полный запрет этих свобод, если они были несовместимыми с социалистическими принципами. В ныне действующей конституции свободы в либеральном смысле (экономические свободы), демократическом (участие в государственных делах) и социальном (свобода от нищеты) признаются высшей конституционной ценностью.

Заметным шагом на пути к гражданскому обществу является разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов в отношениях между властями (двухпалатный парламент, право вето на законопроекты, принятие Думой бюджета, утверждение кандидатур высших правительственных чиновников, предлагаемых президентом, Конституционный суд, импичмент).Эти и другие механизмы внешнего взаимного контроля препятствуют образованию властной монополии. Хотя сегодня в России наблюдается тенденция аккумуляции всё большей власти у президентской администрации и местной бюрократии.

В процессе реформирования политической системы осуществляется переход от формального федерализма к реальному. Стержнем советского федерализма было «государство - партия» с централизованной командно - административной системой управления. Сегодня в России реальные права субъектов федерации - объективная действительность, хотя многие его принципы, зафиксированные в Конституции, остаются на бумаге. Изменилась также конституционная основа политической институционализации общества. Её в России ныне составляет принцип политического и идеологического плюрализма (ст. 13 Конституции РФ). Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой идеологии, кроме официальной, государственной. Утвердился принцип многопартийности. Стало достоянием истории положение, когда в обществе была только одна партия - партия власти (КПСС), никакой иной быть не должно. В настоящее время в обществе существует легальная оппозиция.

Что такое гражданское общество? Сегодня почти все согласны с тем, что под гражданским обществом понимается добровольная ассоциативная жизнь, отличная от семьи и институтов государства. Гражданское общество также часто отделяется от экономики. Однако вопрос, где именно должна проходить разграничительная линия, остается открытым. Некоторые мыслители, в частности, либеральные и особенно либертарианские (М. Вальзер, Л. Ломаски), рассматривают экономику в качестве составной части гражданского общества. Другие, в первую очередь левые, но не только они, разводят их по разным углам (Д. Коэн и Э. Арато, Д. Кин). Третьи признают экономические отношения только в той мере, в какой они складываются в ассоциативную жизнь, поэтому, например, профессиональные ассоциации и профсоюзы относятся к гражданскому обществу, а, скажем, такие коммерческие компании, как General Electric или Microsoft , нет (Р. Пост и Н. Розенблюм).

Несмотря на различия в подходах, современный интерес к гражданскому обществу ориентирован преимущественно на ассоциативную жизнь, а не на рыночные или товарообменные отношения. Это является существенным отступлением от классических теорий гражданского общества, которые можно найти в работах А. Фергюсона, А. Смита или Г. Гегеля. Мыслители XVIII и XIX веков, естественно, не могли пройти мимо изучения, анализа, исследования и критики обретенной с таким трудом свободы экономической сферы по отношению к государству

Сегодня теоретиков гражданского общества интересует не столько экономическая свобода (хотя такая свобода часто подразумевается), а скорее влияние и роль ассоциативной жизни в государстве. Мы рассмотрим шесть различных взглядов на соотношение гражданского общества и государства , чтобы проиллюстрировать полный диапазон современных дискуссий по данной теме:

  1. Гражданское общество обособлено от государства: свобода ассоциаций;
  2. Гражданское общество противостоит государству: политизация неполитического;
  3. Гражданское общество в диалоге с государством: публичная сфера;
  4. Гражданское общество в поддержку государства: школы гражданства;
  5. Гражданское общество в партнерстве с государством: больше управления, меньше правительства;
  6. Гражданское общество над государством: глобальное гражданское общество.

Эти шесть точек зрения на взаимодействие гражданского общества и государства не являются взаимоисключающими и не обязательно конкурируют друг с другом. Как будет показано в дальнейшем, можно одновременно соглашаться или придерживаться нескольких утверждений.

1. Гражданское общество обособлено от государства: свобода ассоциаций.

Гражданское общество – это сфера, обособленная от государства. Это сфера, в которой люди объединяются и формируют группы ради достижения общих целей, защиты общих интересов, обсуждения важных, а иногда и неважных вопросов. Церкви, боулинг-лиги, сервисные ассоциации, шахматные клубы и социальные группы являются частью гражданского общества. Законодательные органы, армия, полиция, государственная администрация и суды – нет.

В представлении гражданского общества, обособленного от государства, выделяются три аспекта:

  1. добровольный характер участия – с социологической точки зрения добровольность/недобровольность участия может быть непростым вопросом. Но в юридическом смысле различие очевиднее: находясь на территории государства, мы не можем уклоняться от установленных законом обязанностей; с другой стороны, ассоциации не могут применять принудительные или насильственные методы для удержания своих членов;
  2. разнообразие – в то время как государство занимается стратегическими задачами и обеспечением социального благополучия, гражданское общество является сферой, где люди объединяются ради достижения партикулярных целей и групповых интересов, некоторые из которых могут соответствовать общественным;
  3. прочные правовые рамки – для того чтобы гражданское общество не зависело от государства, само государство должно быть связано верховенством закона, способного воспрепятствовать вмешательству с его стороны.

Модель гражданского общества как сферы обособленной от государства, прочно связана с либеральным конституционным порядком. Те исследователи, которых привлекает независимость гражданского общества, часто интересуются конституционными гарантиями свободы ассоциаций. Хотя ассоциативная жизнь существует при любом государственном строе, сильные правовые гарантии для такой жизни предусмотрены не везде.

2. Гражданское общество противостоит государству: политизация неполитического.

«Осень народов» – волна революций, прокатившаяся в конце 1989 – начале 1990 года по всему региону Центральной и Восточной Европы, возродила споры о соотношении гражданского общества и государства. В этом свете гражданское общество предстает не просто обособленной от государства сферой социальной жизни; его можно характеризовать как «агента», который взаимодействует и фактически противостоит государству.

Первым условием устойчивости авторитарного государства является деполитизированность масс. Государственная власть активно препятствует формированию институтов гражданского общества даже в самых безобидных формах. Стабильность любого авторитарного режима сохраняется до тех пор, пока гражданское общество либо полностью отсутствует, либо находится в зависимом положении.

Исследование реформ, начатых М. Горбачевым в Советском Союзе после 1985 года, которые, хотя не и привели к верховенству закона, но все же предоставили значительно большую свободу объединений и самовыражения, побудило некоторых теоретиков обратиться к имплицитной социологической, а не чисто юридической концепции гражданского общества. Ассоциации в условиях однопартийной системы, не признанные государством или существующие вполне легально, в любом случае должны рассматривать в качестве институтов гражданского общества. Различные группы, начиная от «Солидарности» в Польше и экологических движений в Венгрии и Восточной Германии, до молодежных объединений и музыкальных клубов, открывшихся во многих городах региона, выполняли не только собственные коммуникативные, но также социализирующие функции.

Как только режимы начали подавать первые признаки слабости, особенно в 1989 году, эти группы быстро заняли ведущее место и стали настоящими вершителями истории, способствуя относительно безболезненному отстранения коммунистов от власти не только на «баррикадах», но за «круглыми столами». В целом, «осень народов» была революциями гражданских обществ, вступивших в противостояние с государством.

Следует, однако, отметить, что, если одни исследователи приписывают свержение коммунистического строя могуществу гражданского общества, другие ставят под сомнение его потенциал как средства революционного рывка к демократии. Гражданское общество могло расшатать и дестабилизировать тоталитарное государство, но организационные недостатки и отсутствие политического доверия демонстрируют сегодня непрочность его положения в посткоммунистических странах. Уличные демонстрации помогли сбросить коммунистические правительства в 1989 году. Однако остается вопрос: то, что было полезно для свержения диктатуры, будет ли столь же востребовано для поддержания демократии?

3. Гражданское общество в диалоге с государством: публичная сфера.

Все большее число теоретиков полагает, что к гражданскому обществу следует относиться как к творческому и критическому диалогу с государством. Этот диалог характеризуется типом подотчетности, в котором государство должно обосновывать, отстаивать и давать отчет о своих действиях в ответ на многочисленные и разнообразные запросы гражданского обществе.

Историческая борьба за признание публичной сферы, находящейся вне рамок государства, являлась продуктом общественного мнения. Первоочередная политическая функция общественного мнения – просто публичная критика. Но поскольку государственные субъекты прислушиваются к голосу общественности, ей отводится новая и более значительная роль. Критические обсуждения в публичной сфере становятся проверкой легитимности. В оптимистическом варианте предполагается, что под давлением просвещенной и социально ориентированной общественности будут устранены любые основания для проявления несправедливости и произвола.

Вопрос заключается в том, как продвигать и поддерживать публичную сферу, выполняющую функцию партнера по диалогу? Хотя свобода слова и ассоциации являются неотъемлемым условием для сильной публичной сферы, однако одних их недостаточно. «Только основные конституционные гарантии не могут сохранить публичную сферу и гражданское общество от деформаций. Коммуникативные структуры публичной сферы должны сохраняться скорее активным гражданским обществом» (Ю Хаберман). Не государство, а члены гражданского общества несут ответственность за поддержание эффективной демократической публичной сферы. Только когда акторы сознательно пытаются усилить, расширить и трансформировать публичную сферу, она будет продолжать развиваться и совершенствоваться.

4. Гражданское общество в поддержку государства: школы гражданства.

Лучше всего эту точку зрения выразил Д. Эберли: «гражданское общество строит социальные связи и чувство взаимной ответственности, объединяя изолированных людей в ткань более крупной группы, связывая отдельных людей целями, выходящими за рамки частного интереса. Взаимные связи, подпитываемые гражданским обществом, являются источником демократической жизни».

Жизнеспособность либеральной демократии зависит от воспроизводства необходимых демократических «диспозиций». Демократия без демократов – ненадежная конструкция. Вопреки хвастовству Канта, построение сильного политического сообщества «расы дьяволов» – задача бесперспективная. Вместо этого необходимо сосредоточить внимание на формировании идентичности и привитию гражданских ценностей. С этой точки зрения гражданское общество выполняет функции опоры и поддержки государства. Однако, чрезмерно назойливое и самонадеянное государство подрывает компетенцию граждан, необходимую для принятия гражданской ответственности. Чтобы правовое государство могло эффективно выполнять свои функции, ему нужны граждане, которые могут и хотят мыслить в категориях общественного блага.

В отличие от представления о гражданском обществе, обособленном от государства, с точки зрения гражданского общества, поддерживающего государство, ассоциативная жизнь рассматривается не только как сфера множественных целей, но и как сфера, формирования общих ценностей. Преследование множественных целей в ассоциации и сотрудничестве с другими людьми ведет к создания общей гражданской культуры, которая способна превзойти плюрализм и создать узы сообщества. В результате участия в ассоциациях приобретаются такие добродетели как терпимость, сотрудничество, уважение и взаимность. Любой опыт ассоциативной жизни (боулинг-клуб для одних, религиозная практика для других, уличная ярмарка для третьих), является уроком гражданства. Подобный опыт принадлежности общему делу является незаменимым фактором строительства либерально демократического сообщества.

5. Гражданское общество в партнерстве с государством: больше управления, меньше правительства.

Идея вытеснения функций и функционеров государства представителями гражданского общества восходит к классикам эмансипационной социологии XIX – начала XX века. Вместо децентрализации оторванного от жизни, безразличного и неэффективного централизованного государственного аппарата современные теоретики предлагают более приближенную, масштабируемую, хотя и менее упорядоченную систему многоуровневого регулирования, субсидиарности и открытого государственного управления.

Возрастающая сложность государственного управления создает новые проблемы для управления, демократии и автономии:

  1. государство без помощи и посредничества ассоциаций негосударственного сектора не способно предоставлять общественные блага и услуги;
  2. легитимность власти требует большего участия граждан в принятии политических решений, что требует передачи полномочий гражданским ассоциациям;
  3. чтобы государства благосостояния не переросло в патерналистское, стремящееся проникнуть во все сферы жизни, контролировать человека и диктовать свои условия, необходимы механизмы саморегулирования, создающие основу независимости и достоинства человека.

Децентрализация, передача полномочий в третий сектор, участие граждан в принятии решений и управлении – все это несет в себе определенные риски. Приватизация, потеря ответственности, сопротивление переменам и бюрократизация третьего сектора – лишь некоторые из потенциальных опасностей, поджидающих гражданское общество, вступающие в партнерские отношения с правовым государством. Поскольку гражданское общество берет на себя государственные функции, границы между ними государством размываются. Проблема заключается не столько во вмешательстве государства, а в том, что, выполняя государственные функции, гражданское общество может начать действовать и вести себя как государство. Роль гражданского общества как контролера за государством будет в существенной степени скомпрометирована.

6. Гражданское общество над государством: глобальное гражданское общество.

Гражданское общество является глобальным явлением. Сама глобализация поставила на повестку дня ряд вопросов явно надгосударственного характера: наземные мины, права человека, изменение климата, ВИЧ/СПИД и ответственность транснациональных корпораций – вот лишь некоторые примеры.

Многие ассоциации и неправительственные организации выходят за пределы государственных границ. Двумя наиболее заметными субъектами глобального гражданского общества являются проблемно-ориентированные социальные движения и НПО. Активисты объединяются в социальные сети через Интернет и проводят массовые акции по всему миру. Подобные сети активистов являются аморфными и слабо координированными, но их влияние ощущается все острее, особенно во время встреч, проводимых ключевыми институтами экономической глобализации, такими как ВТО и G7. Успешные социальные движения могут трансформироваться во вновь созданные НПО, которые возвращаются в большую политику в качестве «респектабельных» партнеров по переговорам.

Хотя социальные движения и ассоциации сыграли творческую, критическую и новаторскую роль в формировании современного мирового сообщества, даже защитники глобального гражданского общества отмечают преждевременность разговоров о нем. Формирование глобального гражданского общество до появления глобального государства и глобального управления фактически нарушало бы последовательность развития гражданского общества западного образца. Глобальные общественные организации не имеют единого, четкого объекта, власть которого они хотели бы ограничить и контролировать, и от которого им необходима правовая защита. Гражданское общество децентрализовано и не имеет ясного оппонента, против которого ему приходится играть.

Вместе с тем, глобальное гражданское общество по-прежнему не может обойтись без национального государства. Подавляющее большинство организаций, ассоциаций и движений, составляющих глобальное гражданское общество, имеют свои центры и штаб-квартиры в странах, которые предлагают им защиту и предсказуемый правопорядок. Мы возвращаемся к тому, с чего начинали – гражданскому обществу как юридически определяемой и защищаемой сфере свободы. Даже самые «надгосударственные» концепции гражданского общества в определенной степени опираются на свободы, которые могут быть гарантированы только правовым государством.

Литература:

  1. Simone Chambers and Jeffrey Kopstein. Civil Society and the State // The Oxford Handbook of Political Theory / Edited by John S. Dryzek, Bonnie Honig and Anne Phillips.