Социальная психология отличие от социологии. Лазарева О.А. Социология и социальная психология: сходства и различия. Индивидуальная и социальная психология

социальная психология — это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики групп.

Аспекты этого предмета:

социальный аспект — социальность, обращенность в общество;

психологический аспект — обращенность к внутреннему, скрытому от общества, индивидуальному.

Отсюда и проблема: что должно исследоваться — внутреннее или внешнее? Внутреннее: психику как особый механизм изучает общая психология. А социальное (внешнее) — изучает социология.

Почему же необходима еще и отдельная наука — социальная психология? В чем отличие предмета социальной психологии от предмета общей психологии и социологии?

Отличия от предмета общей психологии
  1. В рассматриваются сами по себе как операции, формы отражения по своей внутренней структуре и как механизмы. В социальной же психологии психические процессы, состояния, психические образования наполняются конкретно-социальным содержанием, когда мы их рассматриваем не только как формы отражения, как мыслительные операции, но и как мир отношений человека (включение в сферу взаимодействия с людьми)
  2. В не рассматривается такое явление как общение и взаимодействие. А ведь человек всегда с кем-то взаимодействует, общается. Законы взаимодействия необходимо отдельно исследовать. И в этом необходимость в другой науке, но не в общей психологии.

Отличия общей и социальной психологии в объектах и предметах исследований:

Объект — индивидуальное поведение и деятельность человека.

Предмет — психические механизмы, обеспечивающие поведение и деятельность.

Социальная психология

Объект — взаимодействие и общение человека.

Предмет — психические механизмы поведения и деятельности, обусловленные ситуацией общения и взаимодействия.

Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.

Отличие социологического и социально-психологического подхода к исследованию явлений

Социолог любые явления объясняет объективными общественными законами, общественными и общими категориями, влиянием отношений между социальными группами.

Для социолога личность — это вывернутый «наизнанку» социум. Это персонифицированный представитель какой-то общественной группы, персонифицированная социальная единица. И все отношения между людьми рассматриваются как отношения общественных групп через отношения социальных единиц.

Социальный психолог видит личность не только как социум, но и нечто более конкретное. Отношения его с другими людьми — это не только отношения общественных позиций, ролей, но и индивидуализированное психологическое отношение (симпатии, восприятие другого, понимание, сочувствие и т.п.). Здесь важен иной уровень обобщения.

Конечно, социальный психолог учитывает, что общественные отношения выступают как макроусловия и влияют на изменения психики через микроусловия. Но для социолога — это безлично-типологический подход. А для социального психолога — это конкретно-личностный подход.

Проблема предмета социальной психологии являлась темой для обсуждения в науке на протяжении всего 20-го века. В истории отечественной социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии:

— 20-е гг. и

— конец 50-х — начало 60-х гг.

В результате дискуссии сложились три подхода к пониманию предмета социальной психологии .

Первый подход , получивший распространение среди социологов, понимал Социальная психология как науку о «массовых явлениях психики». В рамках этого подхода ставились различные акценты: изучение психологии классов, отдельных элементов общественной психологии групп таких, как традиции, нравы, обычаи и пр.; формирование общественного мнения; изучение коллектива.

Второй подход видит главным предметом исследования социальной психологии — личность. Здесь внимание уделяется, с одной стороны, психологическим чертам, особенностям личности, типологии личности. С другой стороны, выделялись положения личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Этот подход популярен среди психологов.

Третий подход синтезирует два предыдущих. Социальная психология рассматривается здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Здесь проблематика социальной психологии представляется достаточно широко.

В рамках последнего подхода. рассмотрим схему проблем к которым адресуется социальная психология:

Схема предложенная Б.Д. Парыгиным : 1) социальная психология личности; 2) социальная психология общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности.

Отличие Социальной Психологии (С.П.) от Социологии (С.)
Определения:
Социальная психология
раздел психологии,
изучающий
закономерности
поведения
и деятельности
людей,
обусловленные их принадлежностью к
определённым общественным группам
и психологические характеристики этих групп
произошла от:
психологии
и социологии
Социология
- это наука об
обществе
как социальной системе в целом,
функционировании
и развитии
этой системы
через ее составные элементы:
личности,
социальные общности,
институты
Подход к раскрытию общественных отношений:
С.
в них
не просто
«встречаются» индивид с индивидом
и «относятся» друг к другу,
но - индивиды
как представители определенных общественных групп, сложившихся
в сфере разделения труда или
в сфере политической жизни.
Такие отношения строятся
не на основе
симпатий
и антипатий,
а на основе социальных
интересов
и положения,
занимаемого в обществе.
Поэтому такие отношения обусловлены объективно:
они есть отношения
между социальными группами
или между индивидами как представителями социальных групп.
Это означает, что общественные отношения
носят безличный характер;
их сущность
не во взаимодействии конкретных личностей,
а, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.
Объект изучения:
Сходства:
это явления человеческого взаимодействия,
единицами которого являются индивиды
“неоднородные”
и “имеющее слабо организованную связь“
Пример:
толпа,
театральная публика и т. д.
В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в
"агрегатных однородных“
и “органически соединённых“,
которые изучает социология.
Содержание:
По сравнению с социологией
социальная психология более индивидуалистична
Интересы:
Сходства:
поведение людей в группах
что люди думают друг о друге
как они влияют друг на друга
и как относятся друг к другу
Различия:
С.П.
поведение среднестатистических людей
то, как индивидуум
думает о других
испытывает их влияние
и относится к ним
влияние
как группы на индивидуума,
так и индивидуума на группу
Пример:
1.
понять, как люди становятся привлекательными друг для друга
2.
формирование расовых установок индивидуума
С.
различные по численности группы
от маленьких
до очень больших
Пример:
общества
и присущие им тенденции
Пример:
1.
количество
официально оформленных
и гражданских
браков
и разводов
и тенденции в этой сфере
2.
чем расовые установки
представителей среднего класса как группы
отличаются от расовых установок людей с более низкими доходами
Исследовательские методы:
Различия:
С.П.
больше полагаются на эксперименты
в которых они могут манипулировать каким-либо фактором
Пример:
чтобы понять,
оказывает ли влияние на человека индивидуум одного с ним:
пола,
возраста и т. п.,
социальный психолог может создать такие экспериментальные условия, при которых оно будет
присутствовать
или отсутствовать
С.
факторами, которые изучают социологи,
Пример:
социоэкономический класс
манипулировать
трудно
или неэтично
Методология:
По сравнению с социологией
социальная психология более экспериментальна

Социология и психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. В определенном смысле союз этих наук напоминает союз психологии и истории (взаимообогащение методами и фактами), но он также похож на альянс философии и психологии (интеграция знаний на теоретико-методологическом уровне). Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных: анкетирование и опрос.
4. I*. О. Немоп киша 1

Разработанная преимущественно социологами концепция социального научения принята в социальной и возрастной психологии. Напротив, предложенные психологами теории личности и малой группы находят применение в социологических исследованиях. Социологи пользуются психологическими данными при решении проблем, касающихся общества в целом; психологи обращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведения человека в обществе.
Есть немало проблем, над решением которых социологи и психологи трудятся вместе и которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это - проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. Всеми этими проблемами в психологии занимаются представители социальной психологии, и примечательно то, что направление научных поисков с аналогичным названием, но с иной проблематикой и методологией исследования существует и в социологии.
Рассмотрим некоторые понятия и концепции, которые разрабатываются в социологии и необходимы для углубленного понимания индивидуальной психологии человека.
Наиболее известной из теорий, предложенных в русле «социологически ориентированной» социальной психологии, помогающей нам понять, каким образом отдельно взятым человеком приобретаются, поддерживаются и сохраняются определенные формы социального поведения, является теория социального научения. Эта теория в свою очередь выступает как часть социологии и имеет своим предметом социализацию.
Социализацию личности можно определить как процесс усвоения и воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни психологические качества, знания, умения и навыки, в том числе речь и способность по-человечески общаться, взаимодействовать с людьми. Социализация - это многогранный процесс познания индивидом созданной людьми цивилизации, приобретения опыта социальной жизни, превращения из природного в общественное существо, из индивида в личность.
Социализация включает в себя усвоение норм нравственности, культуры человеческих отношений, правил поведения среди

Людей, необходимых для эффективного взаимодействия с ними, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает в себя активное познание человеком окружающей его действительности, овладение навыками коллективной работы, развитие необходимых коммуникативных способностей.
Для каждого нового поколения открываются все более широкие возможности для социализации, но каждому следующему поколению людей приходится вместе с тем все труднее, так как количество информации, которую необходимо усвоить в процессе социализации, быстро возрастает и уже сейчас намного превышает возможности отдельно взятого индивида. Понятие социализации касается как процесса, так и результатов приобретения человеком жизненного опыта.
Особого внимания заслуживают механизмы социализации, т.е. способы, посредством которых человеческий индивид приобщается к культуре и приобретает опыт, накопленный другими людьми. В качестве основных источников социализации человека, несущих в себе необходимый опыт, выступают общественные объединения (партии, классы и т.п.), члены его собственной семьи, школа, система образования, литература и искусство, печать, радио, телевидение.
Теория социального научения, лежащая в основе современных представлений о закономерностях и механизмах социализации, утверждает, что поведение человека есть результат его общения, взаимодействия и совместной деятельности с разными людьми в различных социальных ситуациях, есть результат подражания, наблюдения за другими людьми, обучения и воспитания на их примерах. Эта теория отрицает исключительную зависимость поведения человека от генотипа, биологии организма и его созревания и считает, что развитие не менее зависимо от мира, внешнего для человека, т.е. от общества.
Другим важным положением теории социального научения является утверждение о том, что любые формы общественного поведения человека, даже если в их основе не лежат известные генетические факторы, преобразуются в результате применения к человеку системы разнообразных социально-культурных поощрений и наказаний. Такие поощрения (похвала, награда, одобрение и т.п.) стимулируют и закрепляют те или иные реакции у человека. Наказания же, напротив, подавляют, препятствуют развитию и исключают их из сферы индивидуального опыта.
Считается, что новые виды социального поведения могут приобретаться человеком не только в результате прямых поощре-
4*
99

Ний и наказаний, но и при наблюдении за поведением других людей (так называемое викарное научение) благодаря тому, что человек, как и многие другие высшие живые существа, имеет способность обучаться через прямое подражание.
Люди в состоянии заранее предвидеть возможные следствия своих социальных поступков, планировать и сознательно их осуществлять. Ожидаемые человеком вероятные результаты его поведения играют заметную роль в жизни, управляя процессом его социального научения не в меньшей степени, чем прямые поощрения и наказания.
Частный, но не менее важный механизм социализации - идентификация. Дети по мере своего физического и психического развития усваивают большое число разнообразных норм и форм поведения, человеческих отношений, характерных для их родителей, сверстников, окружающих людей. Ребенок в процессе социализации идентифицирует себя с другими людьми, перенимая их взгляды и накопленный жизненный опыт. Посредством идентификации он приобретает различные виды социального и полоролевого поведения.
Основным источником идентификации для детей раннего возраста являются родители. В дальнейшем к ним присоединяются сверстники, дети более старшего возраста, взрослые. Действие идентификации как механизма социального научения не прекращается в течение всей жизни человека. Ее источником служат люди, несущие в себе ценные качества и желательные для социализирующегося индивида формы поведения.
Один из важнейших идентификационных процессов, благодаря которому мы узнаем, как формируется личность человека определенного пола: мужчины или женщины, - полоролевая типизация. Под ней понимается процесс и результат приобретения ребенком психологии и поведения, характерных для людей одного с ним пола.
Основную функцию в полоролевой типизации выполняют родители. Они служат моделью для подражания со стороны ребенка в своем полоролевом поведении. Через родителей детям передаются их полоролевые установки, соответствующие требования и образцы поведения. Необходимые полоролевые ожидания родителей формируют у детей требуемые психологические качества через систему поощрений и наказаний, применяемых по отношению к тем или иным формам поведения, через игрушки и соответствующую полу ребенка одежду, через распределение между детьми разного пола обязанностей по дому,
100

Через воспитание у мальчиков мужских, а у девочек женских форм поведения.
Отцам в условиях нашей культуры обычно поручается воспитывать соответствующие личностные качества у сыновей, с них больше спрашивается за поведение и психическое развитие мальчиков, чем девочек. За воспитание дочерей в семье чаще всего отвечает мать.
Аналогичные родительским полоролевые требования предъявляются и поддерживаются друг у друга самими детьми (обращение к мальчику: «Ведешь себя как девчонка» - или к девочке: «Ведешь себя как мальчишка»). В процесс полоролевой типизации активно включаются средства массовой информации, печать, радио, телевидение. Источников для формирования у детей стереотипных полоролевых взглядов в современном обществе достаточно много, и их вполне хватает на то, чтобы уже к двум-трем годам у ребенка стали отчетливо проявляться свойственные его полу психологические и поведенческие черты, оценки и взгляды.
Показано, что объектом идентификации для ребенка часто становятся взрослые, которые отзывчивы и добры по отношению к детям. Им подражают больше всего.
Когда в семье доминирует мать, девочки чаще идентифицируют себя с ней, а не с отцом; у мальчиков в такой семье могут возникнуть определенные трудности психологического развития, препятствующие приобретению ими мужских черт характера и соответствующих форм поведения. В тех семьях, где главой является отец, девочки, напротив, бывают больше похожими на отцов. Одновременно у них складываются многие черты характера, свойственные матери.
Важный фактор идентификации - восприятие себя ребенком как внешне похожего на того или иного из своих родителей. Тенденция к идентификации себя с похожим родителем проявляется у детей сильнее, чем стремление к идентификации с непохожим родителем.
К другим механизмам социализации относят подражание, внушение, социальную фацилитацию, конформность и следование нормам. Подражание - это сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом опыта других людей, манер, поступков и действий.
Механизм подражания в своей основе является у человека врожденным. Различные виды и формы подражательных движений можно наблюдать уже у высших животных, более и чаще
101

Всего - у человекообразных обезьян (антропоидов). Замечено, например, что антропоиды в стаде подражают тем видам поведения, которые наблюдаются у других им подобных обезьян. Подражание является для высших животных важным механизмом приобретения опыта.
Не меньшую роль оно играет и в процессе социализации человека. Почти весь человеческий опыт ребенок до трехлетнего возраста приобретает в общении с окружающими людьми через подражание.
Внушение можно рассматривать как процесс, в результате которого происходит неосознанное воспроизводство человеком мыслей, чувств, психических свойств и состояний других людей, с которыми он общается.
Социальная фацилитация - это положительное стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, совершаемую в их присутствии или при их непосредственном участии. В результате социальной фацилитации действия человека становятся более раскованными, а мыслительные процессы протекают свободнее, активнее и интенсивнее (слово «фацилитация» в переводе с английского языка на русский означает «облегчение»). В наибольшей степени социальная фацилитация у человека проявляется в кругу близких и знакомых людей. В обществе чужих людей, порождающих чувство тревоги и беспокойства, нередко наблюдается явление противоположного характера, выражающееся в торможении поведения и психических процессов субъекта общения. Это - социальная ингибиция (данное слово в переводе означает торможение).
Много внимания в социальной психологии уделялось изучению, такого механизма социализации, как конформность. Конформным называют поведение человека, при котором он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо конъюнктурных соображений (личной выгоды в ущерб следованию истине). Конформность - это приспособленчество, следование чужому мнению, заранее и сознательно рассчитанное на то, чтобы не создавать себе лишних трудностей в общении и взаимодействии с людьми, добиться поставленных целей, погрешив против истины.
От других социально-психологических механизмов социализации конформность отличается наличием более или менее выраженного конфликта между тем, что человек думает, и тем, что он делает на самом деле, между тем, что он говорит, и как поступает.
102

Рис. 30. Линии разной длины, использованные в эксперименте САша при изучении конформного поведения
Рассмотрим известный, классический пример конформного поведения. В одном из первых исследований конформности (они были начаты САшем в 50-е годы в США) для создания необходимой экспериментальной ситуации были использованы простые зрительные стимулы - линии разной длины, расположенные вертикально рядом друг с другом (рис. 30). В эксперименте участвовали от 7 до 9 человек, из которых только один был настоящим испытуемым, а остальные выступали как добровольные помощники экспериментатора. С ними он заранее договорился о том, что в экспериментальной ситуации они будут давать заведомо ложный ответ на заданный экспериментатором вопрос. При этом настоящий испытуемый, принимавший участие в эксперименте, не подозревал, что остальные члены груп-
103

Пы являются подставными лицами и договорились с исследователем о единообразной форме поведения.
Каждый из действительных испытуемых проходил через три серии исследования. В первой серии он должен был один на один с экспериментатором отвечать на вопрос: «Какой из трех линий, изображенных на рисунке справа, равна по длине одна линия, представленная на том же рисунке слева?» Все испытуемые в этой серии давали правильный ответ.
Затем, во второй серии эксперимента, на тот же самый вопрос они должны были отвечать в присутствии группы, состоящей из подставных лиц, которые давали единодушно ложный ответ, например утверждали, что линия, представленная на рисунке слева, равна по длине линии, которая является самой короткой (крайняя справа). В составе подставной группы наивный испытуемый должен был отвечать последним.
В третьей серии все испытуемые, прошедшие через первые две, вновь отвечали один на один с экспериментатором на тот же самый вопрос.
Результаты исследования оказались следующими. Из 100% испытуемых, давших правильные ответы в первой и третьей сериях эксперимента, во второй его серии около 32%, несмотря на очевидность для них правильного ответа, вслед за всеми вслух повторяли ложный ответ, т.е. вели себя конформно.
Впоследствии при социально-психологическом анализе фактов, полученных в этом эксперименте, ученые пришли к выводу о том, что конформное поведение играет отрицательную роль в социализации. Оно препятствует становлению самостоятельной, независимой личности, способной иметь и отстаивать свое мнение.
От собственно конформного поведения следует отличать такое, при котором индивид, не имея установившегося собственного мнения или сомневаясь в его правильности, бессознательно и невольно встает на точку зрения большинства окружающих людей. Такое поведение, внешне напоминающее конформное, может играть положительную роль в социализации. Оно способствует становлению индивидуальной позиции и исправлению ошибок, так как часто оказывается, что истина находится на стороне большинства людей, а не какого-либо одного, отдельно взятого индивида.
Еще один показательный эксперимент, демонстрирующий влияние группы на мнения людей, провел в 30-е годы М.Шериф. Его исследование состояло в следующем. Испытуемых, от 3 до 5 человек, помещали в затемненную комнату и на экране
104

МОМЕНТЫ ФИКСАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МНЕНИЙ
Рис. 31. Изменение индивидуальных мнений членов группы о расстоянии, на которое «переместилась» неподвижная точка, в ходе и по окончании эксперимента (по М.Шерифу)
показывали неподвижную маленькую светящуюся точку. Никто из членов экспериментальной группы заранее не знал о том, что точка на самом деле является неподвижной. Всем им в начале эксперимента предлагалась инструкция примерно следующего содержания: «Внимательно посмотрите на точку. Следите за ней. Если вдруг заметите какое-либо изменение в ее положении, скажите об этом вслух».
В силу известной иллюзии возникновения кажущегося движения неподвижных объектов, которая связана с анатомической подвижностью глазного яблока и частей тела человека, а
105

Также с отсутствием в поле зрения ориентиров, по отношению к которым можно судить о движении другого объекта, большинство испытуемых в описываемом эксперименте через некоторое время после его начала «видели» движение точки и заявляли об этом вслух. Между ними начиналась дискуссия, в ходе которой они спорили друг с другом о том, в каком направлении и на какое расстояние относительно своего первоначального положения сдвинулась точка. До дискуссии, в ходе ее, по окончании и спустя несколько дней после проведения эксперимента отмечались мнения испытуемых о том, на какое расстояние сдвинулась точка. Они в систематизированном виде представлены на рис. 31.
Кривые, изображенные на нем, показывают, что первоначально различные мнения испытуемых в ходе и в результате дискуссии становились более единообразными. Это свидетельствует об их взаимном влиянии друг на друга, о становлении групповой нормы суждений и о ее воздействии на индивидуальные мнения членов группы. Оказалось, что влияние групповой нормы не исчезает и после завершения эксперимента, хотя при этом и обнаруживается тенденция частичного возврата к первоначальному мнению.


Проблемы экономики сегодня волнуют каждого. Мировой финансовый кризис отразился и продолжает отражаться на жизни многих из нас, поэтому стабильность национальной экономики по-прежнему является одним из главных источников для беспокойства. Дэвид Кортен, известный американский экономист, рассказывает о причинах мировых финансовых потрясений и способах их преодоления. По его мнению, главная причина экономических катастроф - крах Уолл-стрит, центра финансового района Нью-Йорка, в 2008 году. "Так как Уолл-стрит делает деньги в невероятных количествах, мы позволили ей взять на себя управление всей экономикой? и в этом месте находится источник всех наших проблем", - считает автор. Он предлагает план создания Новой экономики - экономики, ориентированной не на прибыль, которая выражается в денежном эквиваленте, а на разумное использование ресурсов и здоровую экологию. Дэвид Кортен советует, как правильно распределять средства и уменьшать расходы, а также учит нас принимать...

В основе монографического исследования лежит новый взгляд на социологию и экономику знания. В центре внимания - содержательное, структурное и методологическое сближение социологии и экономики в новых исторических условиях начала XXI века. Переосмысливается история и теория этих дисциплин, анализируется зарубежный опыт, формулируются практически значимые выводы, соответствующие изменившимся реалиям. Рассматриваются актуальные проблемы перехода российского общества к той стадии цивилизационного и социокультурного развития, на которой экономика, движимая преимущественно инновациями, служит фундаментом для формирования постиндустриального общества знания, а гуманитарные достижения стимулируют экономические инновации. Для экономистов, социологов, политологов, политиков, представителей органов государственной власти и всех, кто не безразличен к судьбам родной страны.

В настоящей книге рассматриваются экономические и социальные результаты рыночных реформ в странах с переходной экономикой за 15-летний период, включая: реформирование отношений собственности; динамику ВВП, промышленного производства и занятости; актуальные направления территориально-отраслевых преобразований в рыночных условиях; социальные и экологические последствия промышленной реструктуризации, а также вопросы ее финансирования. Особое внимание уделено такой стратегической проблеме перехода к рынку, как развитие сектора малых и средних предприятий. Дана характеристика уроков прошедшего этапа реструктуризации промышленности стран с переходной экономикой и отражены новые вызовы ее дальнейшего развития на принципах постиндустриального общества и глобализации мировой экономики. Аналитический обзор базируется на выполненных авторами исследованиях и материалах форума "После пятнадцати лет осуществления рыночных реформ в странах с переходной экономикой; новые вызовы и...

Экономика - обширная наука, тесно связанная с трудовой деятельностью, жизнью, благосостоянием людей. Не владея экономическими знаниями, трудно сделать правильный выбор в сфере бизнеса, карьеры, оперативно и грамотно решать многие повседневные задачи. В настоящий словарь включено около двух тысяч терминов экономического содержания, наиболее часто встречающихся в школьных учебных пособиях по экономике, экономической географии, новейшей истории, а также широко употребляемых средствами массовой информации; ряд статей посвящен деятельности выдающихся экономистов, реформаторов, предпринимателей. Самостоятельный интерес представляет раздел `Приложения`, вобравший разнообразные материалы познавательного, справочного и рекомендательного характера, предназначенныедля всех, кто интересуется современной экономикой.

Исследуются основные тенденции и этапы трансформации военной экономики крупнейших государств мира в XX - начале XXI вв. Всесторонне анализируются трансформационные процессы, обусловленные качественными и количественными изменениями в характере военных потребностей и способах их удовлетворения. Показывается, как эта изменения приводят к возникновению нового типа военной экономики, принципиально отличающегося от прежнего по основным параметрам, системе организации и управления, формам взаимосвязей с военной организацией государства, общей экономикой и другими областями общественной жизни. Особое внимание уделяется новейшим процессам в военно-экономической деятельности, связанным с происходящей революцией в военном деле, а также возможным путям повышения эффективности военной экономики России. Для ученых, руководителей и работников силовых ведомств и специалистов оборонного комплекса, экономистов, политологов.

В книге впервые сделана попытка системного анализа причин и последствий капиталистической революции в России в начале 90 - х годов. Автор использует огромный статистический материал, характеризующий состояние российской экономики в 1985 - 97 гг. Кроме того, в книге представлена историческая ретроспектива российских реформ в XVII - XX веках. Большое внимание уделено автором анализу и оценке теневой экономики в современной России. Книга представляет интерес для предпринимателей, студентов и других читателей, интересующихся российской экономикой.

В данном практическом пособии читателю представлен в кратком изложении понятийный аппарат одной из наиболее слабо изученных в нашей стране области социологической науки - экономики и социологии знания. Рассматриваются особенности экономики и социальной сферы современного общества, механизмы производства и распространения знания в обществе, формы управления знанием в организациях, стратегии создания инновационного бизнеса, трансформация в условиях современного общества системы высшего образования. Представлен исторический обзор осмысления роли знания в социологических теориях общества. Для экономистов, социологов, политологов, политиков, представителей органов государственной власти.

В предлагаемой вниманию читателей книге в доступной форме излагаются основные категории современной мировой экономики и международных экономических отношений. Автор книги, американский экономист Р.Ч.Эппинг, имеющий большой опыт работы в международных экономических организациях, на конкретных примерах раскрывает содержание ключевых понятий мирового хозяйства и процессов, происходящих в этой области. В книге дается обширный глоссарий наиболее употребляемых экономических терминов. Рассчитана книга на всех, кто занимается и интересуется экономическими проблемами, - от студентов и преподавателей до практических работников в сфере бизнеса и в органах государственного управления экономикой.

В книге доктора экономических наук, профессора А.А.Тавадяна представлены разработанные автором интервальные методы систематизации взаимосвязей индикаторов экономики и установленный им принцип соответствия системы ценовых и натуральных индикаторов, выполняющий структурно-задающую роль экономических индикаторов. Автором выявлена функциональная роль принципа неопределенности в экономической теории и сформулировано положение о соотношении неопределенностей в экономике. Впервые сформулирован интервал неопределенности ключевых экономических индикаторов. Разработан инструментарий для изучения и совершенствования методологии исследования экономических взаимосвязей. Для специалистов в области управления экономикой, научных работников, студентов и аспирантов.

В учебном пособии рассмотрены структура, ресурсы, тенденции и проблемы современной мировой экономики. Особое внимание при этом уделено человеческим и природным ресурсам как факторам роста и устойчивого развития. Подробно охарактеризована экономика развитых, новых индустриальных, развивающихся стран и стран с переходной экономикой, включая Россию. Представлена Специфика внешнеэкономических отношений с выделением внешнеторговых связей. Книга предназначена для студентов, аспирантов, а также преподавателей экономических факультетов университетов.

У нас есть занятная тенденция расширять наш Я - образ, переоценивая или недооценивая степень того факта, что другие думают или поступают также, как мы, - феномен называемый " эффектом ложного консенсуса". Если рассматривать мнение, то мы находим поддержку наших позиций, считая, что с нами согласно большинство. Можно утверждать, что ложный консенсус встречается т. к. мы делаем обобщение из ограниченной выборки. Что касается наших способностей или ситуаций, чаще встречается эффект ложной уникальности. Такое восприятие отчасти возникает из мотива поддержать и повысить самооценку - побуждения, которая спасает людей от депрессии, но способствует недооценки и групповому конфликту. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (мы сами). Мы выражаем свое самоопределение показывая себя как определенный тип человека. Для некоторых сознательная самопрезентация - образ жизни. Те, у кого высокие показатели по шкале тенденции к самомониторингу действуют как социальные хамелеоны, т. е. приспосабливают свое поведение в соответствии с внешними ситуациями. Люди с низкими показателями самомониторинга меньше заботятся о том, что о них думают другие. Они больше руководствуются внутренними ощущениями, поэтому они будут говорить и действовать как чувствуют на самом деле. Проблема самомониторинга достаточно актуальна в наше время. В различной степени мы являемся самомониторами, мы обращаем внимание на наше поведение и регулируем его, чтобы произвести желаемое впечатление.

Подводя определенные итоги по главе, мы не можем сравнить с нашими отечественными учебниками те же определения, например, как самоэффективность, самопрезентация или самомониторинг. Их нет даже в психологическом словаре А. В. Петровского, возможно они имеют другое толкование и другое определение. На мой взгляд Д. Майерс слишком углубился в психологию личности, задействовав концепцию самоэффективности А. Бандуры и установку локус контроля Д. Роттера. Однако в разделе Я - концепция достаточно убедительно был описан "эффект ссылки на себя". Самопрезентация представлена здесь второй основной частью этой главы включая феномен ложной скромности и новое определение - самомониторинг.

Отличие социологии от социальной психологии.

Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и предмет социологии и психологии личности:

Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведет себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы (от малых до очень больших - обществ). Социальная психология изучает - индивидов , людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу. Например, рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг друга.

Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в том, что обе эти отрасли психологической науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся изучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга , как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.

Индивидуальная и социальная психология.

Если говорить об индивидуальной психологии , то ее объект и объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания.

Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией.

Коллективная или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ (толпа, театральная публика и т. д.) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соедененных “, которые изучает социология.

Ясно, что они (индивидуальная и социальная психология) не подменяют друг друга, а более того социальная психология могла бы стать главной со, одним ее разделом, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.

Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а со - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.

Общественное мнение как предмет изучения социальной психологии.

Общественное мнение является одним из явлений, изучаемых социальной психологией, входящих в ее предмет. Именно потому, что общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всесторон­нему анализу и строгому определению, общественное мнение рассмотрено в данном реферате с точки зрения актуальности его иследования и значения такого исследования. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений об­щественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в котором опосредственно и обобщенно отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссий, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.

Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Оно относится к числу тех социальных явле­ний, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к се­бе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех об­ластей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители раз­личных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управ­ления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

Столь заметный рост интереса к общественному мнению имеет свое объяснение.:

Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни, общест­венное мнение непосредственно связано с материальным носите­лем, который определяет реальную силу этого мнения, его чер­ты и свойства. При этом, чем более широкие слои выступают носителем общественного мнения, тем большим социальным автори­тетом и действенностью оно отличается, тем в большей степени заставляет собой считаться.