Примеры умножение на 0 и 1. Правило умножения любого числа на ноль. Задания на развитие внимания
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель:
- Ввести частные случаи умножения с 0 и 1.
- Закрепить смысл умножения и переместительное свойство умножения, отрабатывать вычислительные навыки.
- Развивать внимание, память, мыслительные операции, речь, творческие способности, интерес к математике.
Оборудование: Слайдовая презентация: Приложение1.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный день. На уроке присутствуют гости. Порадуйте меня, друзей, гостей своими успехами. Откройте тетради, запишите число, классная работа. На полях отметьте свое настроение в начале урока. Слайд 2.
Устно весь класс повторяет таблицу умножения на карточках с проговариванием вслух (неправильные ответы дети отмечают хлопками).
Физкультминутка (“Мозговая гимнастика”, “Шапка для размышления”, на дыхание).
2. Постановка учебной задачи.
2.1. Задания на развитие внимания.
На доске и на столе у детей двухцветная картинка с числами:
– Что интересного в записанных числах? (Записаны разными цветами; все
“красные” числа – четные, а “синие” – нечетные.)
– Какое число лишнее? (10 – круглое, а остальные нет; 10 – двузначное, а
остальные однозначные; 5 – повторяется два раза, а остальные – по одному.)
– Закрою число 10. Есть ли лишнее среди остальных чисел? (3 – у него нет
пары до 10, а у остальных есть.)
– Найдите сумму всех “красных” чисел и запишите ее в красном квадрате.
(30.)
– Найдите сумму всех “синих” чисел и запишите ее в синем квадрате. (23.)
– На сколько 30 больше, чем 23? (На 7.)
– На сколько 23 меньше, чем 30? (Тоже на 7.)
– Каким действием искали? (Вычитанием.) Слайд 3.
2.2. Задания на развитие памяти и речи. Актуализация знаний.
а) – Повторите по порядку слова, которые я назову: слагаемое, слагаемое,
сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. (Дети пытаются воспроизвести
порядок слов.)
– Компоненты каких действий назвали? (Сложение и вычитание.)
– С каким действием вы еще знакомы? (Умножение, деление.)
– Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, произведение.)
– Что обозначает первый множитель? (Равные слагаемые в сумме.)
– Что обозначает второй множитель? (Число таких слагаемых.)
Запишите определение умножения.
a + a +… + a = аn
б) – Рассмотрите записи. Какое задание будете выполнять?
12 + 12 + 12 + 12 + 12
33 + 33 + 33 + 33
а + а + а
(Заменить сумму произведением.)
Что получится? (В первом выражении 5 слагаемых, каждый из которых равен 12, поэтому оно равно 12 5. Аналогично – 33 4, а 3)
в) – Назовите обратную операцию. (Заменить произведение суммой.)
– Замените произведение суммой в выражениях: 99 2. 8 4. Ь 3. (99 + 99, 8 + 8 + 8 + 8, b + b + b) . Слайд 4.
г) На доске записаны равенства:
81 + 81 = 81 – 2
21 3 = 21 + 22 + 23
44 + 44 + 44 + 44 = 44 + 4
17 + 17 – 17 + 17 – 17 = 17 5
Рядом с каждым равенством помещаются картинки.
– Зверюшки лесной школы выполняли задание. Правильно ли они его выполнили?
Дети устанавливают, что слон, тигр, заяц и белка ошиблись, объясняют, в чем их ошибки. Слайд 5.
д) Сравните выражения:
8 5... 5 8
5 6... 3 6
34 9… 31 2
а 3... а 2 + а
(8 5 = 5 8, так как от перестановки слагаемых сумма не изменяется;
5 6 > 3 6, так как слева и справа по 6 слагаемых, но слева слагаемые больше;
34 9 > 31 2. так как слева слагаемых больше и сами слагаемые больше;
а 3 = а 2 + а, так как слева и справа по 3 слагаемых, равных а.)
– Какое свойство умножения использовали в первом примере? (Переместительное.) Слайд 6.
2.3. Постановка проблемы. Целеполагание.
Верны ли равенства? Почему? (Верны, так как сумма 5 + 5 + 5 = 15. потом в сумме становится на одно слагаемое 5 больше, и сумма увеличивается на 5.)
5 3 = 15
5 4 = 20
5 5 = 25
5 6 = 30
– Продолжите эту закономерность направо. (5 7 = 35; 5 8 = 40...)
– Продолжите ее теперь налево. (5 2 = 10; 5 1=5; 5 0 = 0.)
– А что означает выражение 5 1? 5 0? (? Проблема!)
Итог обсуждения:
Однако выражения 5 1 и 5 0 не имеют смысла. Мы можем условиться считать эти равенства верными. Но для этого надо проверить, не нарушим ли мы переместительное свойство умножения.
Итак, цель нашего урока – установить, сможем ли мы считать равенства 5 1 = 5 и 5 0 = 0 верными?
– Проблема урока! Слайд 7.
3. “Открытие” детьми нового знания.
а) – Выполните действия: 1 7, 1 4, 1 5.
Дети решают примеры с комментированием в тетради и на доске:
1 7 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 7
1 4 = 1 + 1 + 1 + 1 = 4
1 5 = 1 + 1 + 1 + 1 +1 = 5
– Сделайте вывод: 1 а – ? (1 а = а.) Выставляется карточка: 1 а = а
б) – Имеют ли смысл выражения 7 1, 4 1, 5 1? Почему? (Нет, так как в сумме не может быть одно слагаемое.)
– Чему они должны быть равны, чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения? (7 1 тоже должно быть равно 7, поэтому 7 1 = 7.)
Аналогично рассматриваются 4 1 = 4; 5 1 = 5.
– Сделайте вывод: а 1 = ? (а 1 = а.)
Выставляется карточка: а 1 = а. Накладывается первая карточка на вторую: а 1 = 1 а = а.
– Совпадает наш вывод с тем, что у нас получилось на числовом луче? (Да.)
– Переведите это равенство на русский язык. (При умножении числа на 1 или
1 на число получается то же самое число.)
– Молодцы! Итак, будем считать: а 1 = 1 а = а. Слайд 8.
2) Аналогично исследуется случай умножения с 0. Вывод:
– при умножении числа на 0 или 0 на число получается нуль: а 0 = 0 а = 0.
Слайд 9.
– Сравните оба равенства: что вам напоминают 0 и 1?
Дети высказывают свои версии. Можно обратить их внимание на образы:
1 – “зеркальце”, 0 – “страшный зверь” или “шапка-невидимка”.
Молодцы! Итак, при умножении на 1 получается то же самое число (1 – “зеркальце”) , а при умножении на 0 получается 0 (0 – “шапка-невидимка”).
4. Физкультминутка (для глаз – “круг”, “вверх – вниз”, для рук – “замок”, “кулачки”).
5. Первичное закрепление.
На доске записаны примеры:
23 1 =
1 89 =
0 925 =
364 1 =
156 0 =
0 1 =
Дети решают их в тетради и на доске с проговариванием в громкой речи полученных правил, например:
3 1 = 3, так как при умножении числа на 1 получается то же самое число (1 – “зеркальце”), и т.д.
а) 145 х = 145; б) х 437 = 437.
– При умножении 145 на неизвестное число получилось 145. Значит, умножали на 1 х = 1. И т.д.
a) 8 x = 0; б) х 1= 0.
– При умножении 8 на неизвестное число получился 0. Значит, умножали на 0 х = 0. И т.д.
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе . Слайд 10.
Дети самостоятельно решают записанные примеры. Затем по готовому
образцу проверяют свои ответы с проговариванием в громкой речи, отмечают правильно решенные примеры плюсом, исправляют допущенные ошибки. Те, кто допустил ошибки, получают аналогичное задание на карточке и дорабатывают индивидуально, пока класс решает задачи на повторение.
7. Задачи на повторение. (Работа в парах). Слайд 11.
а) – Хотите узнать что вас ждет в будущем? Вы это узнаете, расшифровав запись:
г – 49:7 о – 9 8 н – 9 9 в – 45:5 й – 6 6 д – 7 8 ы – 24:3
81 | 72 | 5 | 8 | 36 | 7 | 72 | 56 |
–Так что же нас ждет? (Новый год.)
б) – “Я задумала число, вычла из него 7, прибавила 15, потом прибавила 4 и получила 45. Какое число я задумала?”
Обратные операции надо делать в обратном порядке: 45 – 4 – 15 + 7 = 31.
8. Итог урока. Слайд 12.
С какими новыми правилами познакомились?
Что понравилось? Что было трудно?
Можно ли применить эти знания в жизни?
На полях можно выразить свое настроение в конце урока.
Заполните таблицу самооценки:
Хочу знать больше
Хорошо, но могу лучше
Пока испытываю трудности
Спасибо за работу, вы хорошо потрудились!
С. 72–73 Правило, № 6.
Урок математики
3 класс
Тема урока : «Умножение на 1 и 0»
Предмет изучения: свойства умножения.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока : формирование у учащихся ключевых образовательных компетенций:
Учебно-познавательной компетенции, включающей знания и умения целеполагания, планирования, самооценки учебно-познавательной деятельности;
Коммуникативной компетентности – способности взаимодействовать с людьми, приобретение навыков работы в группе, публичного выступления;
Информационной компетентности – умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, передавать ее.
Оборудование: слайдовая презентация, компьютерная техника, листы с заданиями, маркеры.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, -
Всё для вас.
Я желаю вам удачи и хорошей плодотворной работы на уроке.
Начинаем урок математики с разминки.
II . Математическая разминка. Вам приготовлены задачи на внимание.
Человек купил 7 бубликов и съел их все, кроме 3. Сколько бубликов у него осталось?(3)
Петя и Катя поехали на машине в деревню. Каждое колесо машины проехало 50 км. Какое расстояние проехала машина? (50)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3кг. Сколько весит петух, если встанет на две ноги? (3кг)
У трех братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (4)
Что легче: 3кг железа или 3кг ваты? (равны)
Что вам пригодилось для решения задач? (внимание, сообразительность, смекалка)
Будьте такими внимательными на протяжении всего урока!
III . Целеполагание.
Работа в группах. (на листах задание)
8+1= 0+67=
93-1= 18-0=
65+1= 340+0=
100-1= 82-0=
Что интересного заметили?
Вы уже решали такие примеры?
Сделайте вывод.
Слайд.
233∙1=
60 1∙0=
789∙1=
В чем особенность этих выражений?
Сможете найти значения выражений?
Поставьте перед собой задачу? Чему будем учиться на уроке?
IV .Сообщение темы и задач урока:
Тема урока: «Умножение на 1 и 0»
Работа над новым материалом.
Сегодня мы с вами побудем исследователями.
Найдите значения выражений.
На доске запись: 2∙1=
Что произошло?
(от перестановки множителей произведение не меняется)
Слайд:
Сделайте вывод.
Такое может получиться только с этими числами?
Решите следующие примеры. (Работа в группах на листах)
159∙1=
Работа в группах: приведите свои 2 примера? (на листах)
(результат вывешивает на доску.)
Откройте учебники на с. 82. Прочитайте правило в рамке.
Как в математике обозначают любое число? (латинской буквой а)
Запишите этот вывод формулами.
Молодцы, вы сами сделали вывод, который нам предлагают авторы учебника.
Вы хорошо поработали, а теперь отдохнём.
Физминутка.
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять!
(Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно - поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
На доске запись:
Сделайте вывод.
- При умножении любого числа на 0, получается 0.
а х 0 = 0
0 х а = 0
-Прочитайте вывод на странице 83.
А теперь вернемся к слайду:
233∙1=
601∙0=
789∙1=
Можете теперь решить данные числовые выражения?
Закрепление.
1. Теперь я вам предлагаю потренироваться. (Задание на листочке у каждого ученика)
Игра «Математические бусы».
Из разных цифр я сделал бусы.
А вместо звёздочек
Расставьте знаки,
Чтоб верный получить ответ.
12 * 0=0 0 * 4=0 7 * 1=7
12 * 0=12 8 * 8=1 0 * 8=0
Взаимопроверка.
Поменяйтесь листочками для проверки.
Прочитайте задачу. В столовую привезли 36 кг яблок, а груш в 4 раза меньше. На сколько килограммов меньше привезли груш, чем яблок?
Что обозначают следующие выражения:
Слайд:
36:4 36-4 36- 36:4 36+36:4
Работа в группах:
Решите пример за 1 минуту? (для каждой группы на листе свой пример)
Какой ответ получился?
Почему получился один и тот же ответ?
Домашнее задание: с. 83 №1,№7
Рефлексия.
Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?
а ∙1 = а
1 ∙ а = а
а ∙ 0 = 0
0 ∙ а = 0
Какие задачи вы ставили в начале урока?
Справились вы с ними?
1) Интересно вам было на уроке?
2) Справились ли вы с решением задачи, которую ставили в начале урока?
У вас на столах лежат смайлики. Их 3 вида. Выберите для себя один из них, который соответствует вашему настроению после нашего урока.
Тема урока : «Умножение на 1 и0»
Предмет изучения: свойства умножения.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока : формирование у учащихся ключевых образовательных компетенций:
Учебно-познавательной компетенции, включающей знания и умения целеполагания, планирования, самооценки учебно-познавательной деятельности;
Коммуникативной компетентности – способности взаимодействовать с людьми, приобретение навыков работы в группе, публичного выступления;
Информационной компетентности – умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, передавать ее.
Оборудование: слайдовая презентация, компьютерная техника, листы с заданиями, маркеры, колокольчик.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок мы начнем с представления своего имени. Произнесите имя с тем чувством, с тем настроением, которое вы испытываете в данный момент. Пожалуйста хором, одновременно. И…(дети произносят свое имя)
Я желаю вам и нашим гостям хорошей плодотворной работы на уроке, буду надеяться, что вам будет интересно.
Начинаем урок математики с разминки.
Матем. разминка. «Лучшая группа знатоков математики»
Вам приготовлены задачи на внимание.
Человек купил 7 бубликов и съел их все, кроме 3. Сколько бубликов у него осталось?(3)
Петя и Катя поехали на машине в деревню. Каждое колесо машины проехало 50 км. Какое расстояние проехала машина? (50)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3кг. Сколько весит петух, если встанет на две ноги? (3кг)
У трех братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (4)
Что легче: 3кг железа или 3кг ваты? (равны)
Что вам пригодилось для решения задач? (внимание, сообразительность, смекалка)
Будьте такими внимательными на протяжении всего урока!
Целеполагание.
Работа в группах.(на листах задание)
На слайде числовые выражения.
8+1= 0+67=
93-1= 18-0=
65+1= 340+0=
100-1= 82-0=
Что интересного заметили?
Вы уже решали такие примеры?
Сделайте вывод.
Слайд.
645∙1= 645∙0=
1∙35= 0∙35=
94∙1= 94∙0=
1∙73= 0∙73=
80∙1= 80∙0=
Обратите внимание на эти числовые выражения.
В чем особенность этих выражений?
Сможете найти значения выражений?
Поставьте перед собой задачу? Чему будем учиться на уроке? Обсудите в группах.
Тема урока: «Умножение на 1 и 0»
4. Новый материал.
Давайте понаблюдаем, побудем исследователями.
Найдите значения выражений.
Слайд:
129∙1=
Что произошло?(от перестановки множителей произведение не меняется)
Слайд:
1∙129=
Сделайте вывод.
Слайд. Вывод.
Такое может получиться только с этими числами?
Как в математике обозначают любое число?(латинской буквой а)
Запишите этот вывод формулами..
Работа в группах: приведите свои 2 примера? (на листах маркерами)
(Каждая группа вывешивает результат на доску.)
Откройте учебники на с. 72. Прочитайте правило в рамке.
Вот видите, вы сами сделали вывод, который нам предлагают авторы учебника.
Где вам это правило может пригодится?(в жизни, при решении примеров, задач)
Физминутка.
Исходное положение – сидя за партой:
Хорошо растереть ладони.
1-2- крепко сжать ладони, согнув пальцы.
3-4- расслабить. Повторить 3-4 раза.
1-2- подняли руки вверх, ладони соединены.(вдох)
3-4- вернулись в и.п. (выдох). Повторить 3-4 раза.
Палец правой руки перед носом. Смотрим на кончик пальца 1-2-3.
Переведем взгляд на любую дальнюю точку за окном1-2-3. повторить 3-4 раза.
Крепко зажмурить глаза 1-2-3.Открыть и похлопать ресницами. Повторить 3-4 раза.
Руки соединены на затылке за головой.1-2 – развернули локти, соединили лопатки, давим ладонями на затылке, напрягая мышцы шеи и плечевого пояса (почувствуйте напряжение мышц шеи, затылка) – вдох.
Сделайте вывод.
Слайд: при умножении любого числа на 0, получается 0.
а х 0 = 0
0 х а = 0
А теперь вернемся к слайду
645∙1= 645∙0=
1∙35= 0∙35=
94∙1= 94∙0=
1∙73= 0∙73=
80∙1= 80∙0=
Можете теперь решить данные числовые выражения?
Закрепление.
Теперь я вам предлагаю потренироваться. (задание на листочке у каждого ученика)
Задание (на листочке у каждого ученика)
15х=15 14+=14 х34=0
15х=0 18-=0 х17=0
Поменяйтесь листочками для проверки.
Прочитайте задачу. В столовую привезли 36 кг яблок, а груш в 4 раза меньше. На сколько килограммов меньше привезли груш, чем яблок?
Что обозначают следующие выражения:
Слайд:
36:4 36-4 36- 36:4 36+36:4
Сказка про Рыцарей.
Слайд.
В графстве «Математика» жили два рыцаря в разных замках. Один рыцарь был благородный, а другой – коварный. Благородный рыцарь с кем только не скрещивал шпаги, всегда проигрывал бой. Он же благородный. Он всегда уступает. А коварный рыцарь всегда выходит победителем из любого боя. Как вы думаете, дети, что это за рыцари? (1, 0)
Мои ученики придумали для вас такое задание.
Кто сможет решить пример за 1 минуту? (для каждой группы свой пример)
Слайд:
24х7х5х14х19х0х26х35х67=
31х5х56х3х27х4х0х45х81=
92х5х76х54х8х0х21х8х34=
67х2х25х3х0х118х37х5х12=
26х0х32х7х56х2х45хх9х58=
Почему получился один и тот же ответ?
Домашнее задание: с. 72 №1, придумать примеры.
Рефлексия.
Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?
а ∙1 = а
1 ∙ а = а
а ∙ 0 = 0
0 ∙ а = 0
Вам понравилась работа на уроке?
Вспомните задачу, которую вы ставили в начале урока? Справились вы с ней?
1) Интересно вам было на уроке?
2) Справились ли вы с решением задачи, которую ставили в начале урока?
Поздравьте друг друга, пожмите руки.
Как вы думаете, какую из данных сумм можно заменить произведением?
Будем рассуждать так. В первой сумме слагаемые одинаковые, число пять повторяется четыре раза. Значит, можно заменить сложение умножением. Первый множитель показывает, какое слагаемое повторяется, второй множитель - сколько раз это слагаемое повторяется. Заменяем сумму произведением.
Запишем решение.
Во второй сумме слагаемые разные, поэтому заменить её произведением нельзя. Складываем слагаемые и получаем ответ 17.
Запишем решение.
Можно ли произведение заменить суммой одинаковых слагаемых?
Рассмотрим произведения.
Выполним действия и сделаем вывод.
1*2=1+1=2
1*4=1+1+1+1=4
1*5=1+1+1+1+1=5
Можно сделать вывод: всегда количество единиц-слагаемых равно числу, на которое умножается единица.
Значит, при умножении числа один на любое число получается то же самое число.
1 * а = а
Рассмотрим произведения.
Эти произведения невозможно заменить суммой, так как в сумме не может быть одно слагаемое.
Произведения во втором столбике отличаются от произведений в первом столбике только порядком множителей.
Значит, чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения, их значения также должны быть равны соответственно первому множителю.
Сделаем вывод: при умножении любого числа на число один получается то число, которое умножали.
Запишем этот вывод в виде равенства.
а * 1= а
Решите примеры.
Подсказка: не забудьте выводы, которые мы сделали на уроке.
Проверьте себя.
Теперь давайте понаблюдаем за произведениями, где один из множителей нуль.
Рассмотрим произведения, где первый множитель - нуль.
Заменим произведения суммой одинаковых слагаемых. Выполним действия и сделаем вывод.
0*3=0+0+0=0
0*6=0+0+0+0+0+0=0
0*4=0+0+0+0=0
Всегда количество нулей-слагаемых равно числу, на которое умножается нуль.
Значит, при умножении нуля на число получается нуль.
Запишем этот вывод в виде равенства.
0 * а = 0
Рассмотрим произведения, где второй множитель - нуль.
Эти произведения невозможно заменить суммой, так как в сумме не может быть нуль слагаемых.
Сравним произведения и их значения.
0*4=0
Произведения второго столбика отличаются от произведений первого столбика только порядком множителей.
Значит, чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения, их значения также должны быть равны нулю.
Сделаем вывод: при умножении любого числа на нуль получается нуль.
Запишем этот вывод в виде равенства.
а * 0 = 0
А вот делить на нуль нельзя.
Решите примеры.
Подсказка: не забудьте выводы, сделанные на уроке. При вычислении значений второго столбика будьте внимательны при определении порядка действий.
Проверьте себя.
Сегодня на уроке мы познакомились с особыми случаями умножения на 0 и 1, потренировались умножать на 0 и на 1.
Список литературы
- М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. - М.: «Просвещение», 2012.
- М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. - М.: «Просвещение», 2012.
- М.И. Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
- Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. - М.: «Просвещение», 2011.
- «Школа России»: Программы для начальной школы. - М.: «Просвещение», 2011.
- С.И. Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
- В.Н. Рудницкая. Тесты. - М.: «Экзамен», 2012.
- Nsportal.ru ().
- Prosv.ru ().
- Do.gendocs.ru ().
Домашнее задание
1. Найдите значения выражений.
2. Найдите значения выражений.
3. Сравните значения выражений.
(56-54)*1 … (78-70)*1
4. Составьте задание по теме урока для своих товарищей.
Урок математики во 2 классе
Тема урока: «Умножение на 0 и 1»
Цели урока:
Деятельностные:
тренировать способность к исследованию ситуации;
формировать способность к выявлению причины затруднения в учебной
деятельности.
Образовательные:
ввести случаи умножения на 0 и 1,
закрепить смысл умножения и свойство переместительного закона умножения,
закрепить умения читать и применять буквенные выражения,
отрабатывать вычислительные навыки.
Развивающие:
развивать внимание, память, мышление, речь, интерес к математике.
Воспитательные:
формировать способность работы в группе, гражданско –патриотические
ценности любви к родному краю.
Оборудование:
учебник Л. Г. Петерсон «Математика» 2 класс, часть 2,
карточки для групповой работы,
презентация
плакат Пчела.
1. Организационный момент.
Ход урока
Ребята! Сегодня на наш урок математики пришли к нам гости. Будем
стараться, чтобы порадовать меня, друзей и гостей своими успехами.
Повернитесь к гостям, возьмитесь за руки и пожелайте друг другу хорошего
настроения.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Сели девочки, теперь мальчики.
Символ нашего класса – «Пчела», а наш девиз – «Нам на месте не сидится,
пчелки любят потрудиться!»
О чем он? (ученики объясняют смысл девиза)
2. Мотивация к учебной деятельности.
Какое действие мы сейчас отрабатываем на уроках математики?
(Умножение)
Что мы уже знаем и можем? (название чисел при умножении; что показывает
каждый из множителей; действие умножение можно заменить суммой
одинаковых слагаемых; переместительное свойство умножения)
С чего начнем работу на уроке? (с повторения необходимых знаний)
Тогда в путь!
3. Актуализация знаний.
Откройте тетради, оказалось, что не у всех есть тетрадки. Достанем Папку
Почета и узнаем, кто у нас сегодня «лучший». (учитель раздает тетради)
Начнем урок с Минутки Чистописания.
Какие числа прописаны? Охарактеризуйте их. (ученики говорят о числах по
разрядам, значимости в математике)
Запишите дату, классная работа.
Итак, начнем урок с устного счета.
1) Продолжите ряд и найдите закономерность.
5, 12, 19, 26……(+7)
2, 6, 3, 7, 4…..(+4, 3)
2) Замените сложение умножением и вычислите.
5 + 5 + 5 =
3 + 3 + 3 + 3 =
9 + 9 =
3) Сравните выражения.
32 х 17 17 х 32
3 + 3 + 3 + 3 4 х 3
Каким законом вы пользовались? (переместительное свойство умножения)
3. Постановка проблемы.
Запишите несколько произведений, замените их суммой чисел и найдите
ответ.
6 х 3 = 6 + 6 + 6 = 18
6 х 2 = 6 + 6 = 12
6 х 1 = ?
6 х 0 = ?
Смогли ли мы заменить сложением два последних выражения? (нет)
(Суммы с одним слагаемым не бывает; и не бывает суммы без слагаемого)
Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться
выполнять умножение на 1 и на 0)
4. Открытие нового знания.
Откройте учебники, стр. 78 №1.
Выполните действия и сделайте вывод. (Коллективная работа)
1 х 2 = 1 + 1 = 2
1 х 4 = 1 + 1 + 1 + 1 = 4
1 х 5 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 =5
Что мы заметили, решая примеры? Какой можем сделать вывод?
(При умножении 1 на любое число получаем это же число)
Запишем равенство: 1 х а = а
2 х 1 4 х 1 5 х 1
2 х 1 = 1 х 2 = 2
4 х 1 = 1 х 4 = 4
5 х 1 = 1 х 5 = 5
Какой можно сделать вывод? (При умножении любого числа на 1,
получается то же самое число)
Посмотрим на вывод: а х 1 = 1 х а = а
Ребята, а скажите, что мы в жизни говорим «она одна»? (Родина)
Как называется наша страна? (Россия)
Как называется наша малая Родина? (город Старый Оскол)
Как мы должны относиться к нашему краю? (Любить, беречь, заботиться)
Продолжаем работать с учебником. №3 стр.78
Выполните действия. (Коллективная работа)
0 х 3 = 0 + 0 + 0 = 0
0 х 6 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
0 х 4 = 0 + 0 + 0 + 0 = 0
Какой можем сделать вывод? (При умножении нуля на число, получается
нуль.)
Запишем равенство: 0 х а = 0
Теперь посмотрите на следующие произведения:
3 х 0 6 х 0 4 х 0
Чем отличаются эти выражения от предыдущих? (Порядком множителей)
Значит, чтобы не нарушилось переместительное свойство умножения,
перепишите эти выражения, применив это свойство.
3 х 0 = 0 х 3 = 0
6 х 0 = 0 х 6 = 0
4 х 0 = 0 х 4 = 0
Какой можно сделать вывод? (При умножении любого числа на нуль и нуль
на число, получается нуль.)
Посмотрите на вывод: а х 0 = 0 х а = 0
Итак, мы познакомились с умножением числа на 0 и 1.
5. Физминутка музыкальная. (Песня «Пчела Майя»)
6. Первичное закрепление.
Работа в парах №2 и №3 стр.78
(2 ученика работают за доской)
Выполнив задание, проверяем – по эталону.
У кого были затруднения?
7. Самостоятельная работа.
Решите уравнения и найдите их значение х №6 стр.79.
Проверка по образцу – эталону.
12 х Х = 12 Х х 9 = 0 1 х Х = 0 Х х 586 = 589
Х = 1 Х = 0 Х = 0 Х = 1
8. Физминутка для глаз.
Каждый человек, особенно художник, должен заботиться о своем зрении, и
мы с вами сейчас это сделаем.
Мы глазами поколдуем.
Круг глазами нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз – два!
Мы глазами поморгаем,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперед –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!
9. Групповая работа.
А сейчас мы разобьемся на группы по 4 человека и будете выполнять
задание.
(Каждой группе решить пример, найти ответ и открыть букву. Ответы
написаны на карточках и развешаны по классу. Учащиеся находят ответ
своего примера и прикрепляют на доске в таблицу.)
400 – 386 = 14 (В) 174 + 86 = 260 (Е) 769 + 105 = 874(А)
652 – 538 = 114(К) 801 – 631= 170 (Т) 907 523 = 384 (Р)
114
К
14
В
874
А
384
Р
170
Т
260
Е
170
Т
Что означает слово «Квартет»? (Квартет – это ансамбль из 4 музыкантов –
исполнителей. Существуют инструментальные и вокальные квартеты.
Инструментальные квартеты бывают струнные (например, 2 скрипки, альт,
виолончель) или смешанные, куда входят разные инструменты. Вокальные
квартеты бывают эстрадные, исполняющие популярную музыку (например,
«Битлз», «Доктор Ватсон»), и камерные, исполняющие классические
произведения.
И наши группы тоже были по 4 человека, как квартет и работали
организованно, сплоченно. Молодцы, хорошо справились с заданием.
10. Решение задачи.
Перед тем, как решить задачу, вспомним с вами, что такое периметр и
площадь прямоугольника.
Как найти периметр прямоугольника? Как найти площадь прямоугольника?