Станет не потому ли что. Не потому ли я живу, что умерли они? «Потому что» выделяется запятыми

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Фёдор Иванович Тютчев – русский дипломат, не лишённый поэтического романтизма и философского мировоззрения. Ему довелось жить в период расцвета русской литературы. И хотя сочинение стихов не были основным ремеслом Тютчева, он вошёл в литературу как замечательный поэт со своим собственным, неподражаемым стилем.

Разве найдётся русский, не знающий его знаменитые строки: «Умом Россию не понять…». Эта патриотичность, сила и мощь присуща во многих произведениях автора, даже когда речь идёт о любви или природе.

Родился великий романтик в ноябре 1803 году. Детство провел в Орловской губернии под присмотром старших родственников. Начальное образование было получено в домашних условиях. Федор тянулся к знаниям с самого детства, многие окружающие замечали незаурядный интеллект мальчика.

Обучением занимался поэт-переводчик по фамилии Раич. Он рассказывал Федору о литературе античности, а также об Итальянской культуре. К 12 годам Тютчев с легкостью переводил зарубежные издания различных писателей.

В 19-м году поэт решает продолжить обучение и поступает в Московский университет на факультет, посвященный развитию словесности. Именно здесь происходит его знакомство со многими влиятельными людьми. К стихотворениям, которые время от времени ложатся на бумагу молодой человек относится как к хобби.

Через два года он заканчивает учебу и устраивается на работу в коллегию по иностранным делам. Очень скоро получает новую должность и отправляется в Мюнхен в качестве члена дипломатической миссии. Европа понравилась Тютчеву. Здесь он заводит дружбу с Шеллингом, а также Гейне и переводит творения известных немецких классиков на русский язык. Здесь же он пишет многие произведения, которые в дальнейшем были напечатаны в России.

Главное событие, которое смогло сделать его известным, произошло в 1836 году. Именно в это время его произведения печатаются в журнале «Современник», который принадлежал Александру Сергеевичу Пушкину.

Из Европы Федор Иванович вернётся только в 44-м году. Он начинает работать в министерстве по иностранным делам в Москве. Через десять лет писателя назначают на новую должность в качестве председателя. Фёдор Иванович Тютчев является весьма значимой фигурой, его уважают и ценят. Он имел отличное чувство юмора, а также был прекрасным собеседником.

Анализ стихотворения «Осенний Вечер»

Данное произведение относится именно к тому периоду становления поэта, где Федор Иванович Тютчев только начал активно развиваться. Шедевр «Осенний вечер» относится к раннему творчеству. Создано стихотворение в далеком 30-м году девятнадцатого века. В момент написания автор находился на территории России во время очередного посещения родины.

Произведение «Осенний вечер» создано в духе изысканного и классического для того времени направления – романтизма. Шедевр отличается мягкостью и легкость, он существенно выделяется среди произведений о пейзажной лирике. В стихотворении Федора Ивановича читатель непросто видит осенний вечер, который является определенным феноменом натуральной природы. Автор описывает взаимосвязь натуральной природы и жизнедеятельности человека. Такие особенности придают строкам особенный и глубокий философский замысел.

Произведение Федора Ивановича Тютчева «Осенний вечер» представляет собой своеобразную развернутую метафору. Поэту понятны ощущения кроткой улыбки увядания осенней поры года. Он сравнивает ее с божеством и описывает в виде страдания человека, являясь прообразом нравственности.

Особенности стихотворения «Осенний вечер»


Классическое произведение Федора Ивановича Тютчева создано с использованием пятистопного ямба. Здесь имеется специфическая, свойственная автору, перекрестная рифмовка. Стихотворение относится к кратким произведениям и включает в себя лишь двенадцать строк. Все строки – это единственное в произведении предложение, являющееся сложноподчиненным. Читается оно на одном дыхании, как многие шедевры Федора Ивановича. Для соединения всех деталей сюжета, который окружает лирического героя, использовано словосочетание про кроткую улыбку увядания.

Натуральная природа в произведении описана в виде многоликой и постоянно изменчивой стихии. Здесь присутствует огромное разнообразие красок и звуков. Автор максимально качественно передал читателю практически неуловимые очаровательные моменты, связанные с сумерками в осеннее время года. Именно в это время специфическое вечернее солнце способно напрочь изменить весь лик земного шара. Краски при этом становятся максимально яркими и насыщенными. Это интересно и в описании лазури, багряности листвы, особенного блеска, а также пестроты деревьев. Полупрозрачная дымка смягчается с помощью изысканных эпитетов. К примеру, туманность и легкость.

В стихотворении «Осенний вечер» автором создается классическая картина натуральной природы в осенний период года. В этом поэту помогают синтаксические сгущения, которые способны соединить воедино множественные средства, олицетворяющие художественную выразительность. Стоит рассмотреть основные из них:

» Грация. Она изображается в словах изнеможение и ущерб.
» Олицетворения. К примеру, томный шепот осенней листвы.
» Метафора. Таких словосочетаний множество, к примеру, зловещность блеска, а также увядающая улыбка.
» Эпитет. Яркие представители таких средств выразительности – это умильная, кроткость, стыдливость, туманность.


Последний пункт из вышеописанного списка средств выразительности в произведении «Осенний вечер» особенно развит. Эпитеты могут быть различными как по структуре, так и по особенному значению. Стоит рассмотреть основные типы, которые описываются в стихотворении:

» Синтетические. К этому виду относится зловещий блеск и пестрота природы.
» Цветовые. Описание багряности листвы.
» Сложные. Это словосочетания, написанные через дефис, к примеру, грустно-сиротеющая натуральная природа.
» Контрастные. Это и умильная, по-особенному таинственная прелесть, зловещее сияние, туманность и тишина лазури, порывистость ветра и его холодность. Эти средства выразительности максимально качественно передают состояние природы, которое является на тот момент переходным. Это своеобразное прощание лирического героя с осенью и предвкушение морозной поры года.

Особенности натуральной природы в стихе «Осенний вечер»


Состояние натуральной природы в произведении преподносится читателю с особенной чувственностью. В этом Федору Ивановичу помогает используемая в строках своеобразная аллитерация. Она позволяет сделать максимально естественным эффект падающей или шепчущей листвы, а также дает почувствовать, свежее дыхание ветра, который описан, как порывистая и холодная стихия.

Автор в своих произведениях использует специфическое пантеистическое описание пейзажей. Натуральная природа в произведении Федора Ивановича «Осенний вечер» максимально очеловечена. Осень как будто живое существо способна дышать, чувствует окружающее ее пространство, испытывает особенную радость и грусть от тех или иных жизненных моментов. Осень Тютчевым воспринимается в качестве определенного страдания, об этом говорит болезненная улыбка.

Великим романтиком не отделяется особенный мир природы от особенностей жизнедеятельности простого человека. Между данными образами присутствует особенная параллель, которая создается в основном с помощью специфического эпитета, где осень описывается грустно-сиротеющей. Автор делает акцент на теме прощания.

В стихотворении «Осенний вечер» присутствует максимально легкая грусть природы, которая навевает предчувствие скорого прихода зимнего времени года. Эти ощущения смешиваются с особенной радостью, ведь времена года имеют свою цикличность и за зимним периодом обязательно произойдет возрождение, которое запестрит яркими и сочными красками.

В стихотворение Тютчева описано единичное мгновение. Автор старался создать у читателя уникальное впечатление, вмещающее в себя особенные мысли и ощущения, а также полную бесконечность, связанную с собственным жизненным путем. В произведении приводится сравнение осеннего периода года с исключительной духовной зрелостью, когда человек обретет мудрость. Он советует прожить жизнь мудро и ценить практически каждое мгновение.

«Осенний вечер» Федор Тютчев

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»

Пейзажная лирика поэта Федора Тютчева по праву занимает достойное место в русской литературе 19 века. И это неудивительно, так как автор многочисленных стихов о красоте природы сумел органично соединить в своих произведениях традиции российской и европейской литературы. Стихи Федора Тютчева выдержаны в духе классических од, как по стилю, так и по содержанию, однако имеют куда более скромные размеры. Вместе с тем, в них присутствует европейский романтизм, что связано с увлечением Тютчева творчеством таких поэтов, как Генрих Гейне и Уильям Блейк.

Литературное наследие Федора Тютчева невелико и насчитывает порядка 400 произведений, так как всю свою жизнь автор посвятил дипломатической государственной службе, выкраивая для творчества редкие свободные часы. Тем не менее, великолепным образцом классического романтизма является его стихотворение «Осенний вечер», написанное в 1830 году. В это время Федор Тютчев находился в Мюнхене, остро ощущая не только одиночество, но и тоску по родине. Поэтому обычный октябрьский вечер навеял на поэта не только грустные воспоминания, но и настроил на лирико-романтический лад , что, в свою очередь, подтолкнуто к написанию очень изящного, волнующего и наполненного глубоким философским смыслом стихотворения под название «Осенний вечер».

Казалось бы, сама по себе осень навевает ощущение тоски, которое подсознательно связано с угасанием жизни, завершением еще одного цикла, который делает человека старее. Примерно такие же чувства вызывает вечерний сумрак, который у символистов ассоциируется со старостью и мудростью. Однако во времена Тютчева в литературе не принято было изъясняться посредством символов, поэтому автор попытался найти в заведомо печальном сочетании осени и вечера позитивные моменты , с первых строчек стихотворения подчеркнув, что «светлость осенних вечеров» обладает особой, неизъяснимой прелестью. Наблюдая за тем, как на «грустно-сиротеющую землю» опускаются осенние сумерки, поэт сумел уловить тот момент, когда последние лучи света дотронулись до разноцветных крон деревьев, вспыхнув в яркой листве. И это восхитительное по красоте явление Федор Тютчев сравнил с «кроткой улыбкой увяданья» природы. И – тут же провел параллель с людьми, отметив, что у разумных существ подобное состояние зовется «божественной стыдливостью страданья».

Примечательно то, что в стихотворении «Осенний вечер» поэт не разделяет такие понятия, как живая и неживая природа , справедливо считая, что все в этом мире взаимосвязано, и человек зачастую копирует в своих жестах и поступках то, что видит вокруг. Поэтому осень в творчестве Федора Тютчева ассоциируется с духовной зрелостью, когда человек осознает истинную цену красоты и сожалеет, что уже не может похвастаться свежестью лица и чистотой взгляда. И тем больше он восхищается совершенством природы, в которой все процессы цикличны и при этом имеют четкую последовательность. Огромный механизм, запущенный неведомой силой, никогда не дает сбоев. Поэтому к легкой грусти, которая навеяна сбрасывающими свою листву деревьям, ранними вечерами и порывистым холодным ветром, примешивается чувство легкости и радости. Ведь на смену осени придет зима, а после окружающий мир вновь переменится до неузнаваемости и запестреет сочными весенними красками. А человек, пройдя очередной жизненный цикл, станет чуточку мудрее, научившись находить чувственное удовольствие в каждом прожитом мгновении и ценить любое время года все зависимости от капризов природы, собственных предпочтений и предрассудков.

Цель:

  • Опираясь на содержание повести Г. Бакланова, пробудить у учащихся чувство гордости и восхищения своей Родиной, народом - победителем, заставить их понять, что память о войне должна остаться в сердце каждого из нас отголоском совести;
  • Воспитание у учащихся чувства ответственности не только перед прошлым, но и перед будущим, ответственности за сохранение мира, за будущее страны, во имя которого шла война с фашизмом, ответственности за поистине святые нормы человеческих отношений, которые сплотили народ, помогли ему вынести испытание войной.

Оборудование: портрет Г. Бакланова, выставка книг Г. Бакланова о войне, песни Б. Окуджавы "До свидания, мальчики", В. Высоцкого "Братские могилы", иллюстрация А. Широкова "За Родину".

Предварительная работа:

  1. Прочитать повесть. Какие произведения поэтов и прозаиков близки данной повести?
  2. Подобрать стихи о Великой Отечественной войне, созвучные содержанию повести
  3. Подобрать материал о погибших односельчанах. Написать эссе "Они закрыли Родину грудью"
  4. Работа по тексту. Отметьте в тексте раздумья Третьякова о причинах войны, об истории, памяти, ценности человеческой жизни
  5. Выпуск газеты "Они защищали Родину".

Эпиграфы к уроку:

А степная трава пахнет горечью.
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы,
И грохочет над полночью то ли гроза,
То ли эхо прошедшей войны.
Р.Рождественский.

Это было достойное поколение: гордое, с острым чувством долга: Почти все оно осталось на полях битв.
Г.Бакланов.

Ход урока

Звучит песня на стихи Б. Окуджавы "До свидания, мальчики".

Ведущий: Война - всегда трагедия для народов. Но такой ожесточенной, кровопролитной битвы не знала история человечества. Более 56 миллионов человеческих жизней - вот ее цена. И в том числе - свыше 20 миллионов советских людей. Наша страна понесла неисчислимые жертвы.

(Входят юноша и девушка, одетые в военную форму. Читают стихотворение В. Соколова "Песня")

Какими красивыми были
Мальчишки семнадцати лет,
Которых еще не любили,
Которых давно уже нет.

Летели над ними разрывы,
Осколки великой войны.
Но все ж они,
мальчики,
живы,
Как живы отцы и сыны.

Какими красивыми были
Девчонки семнадцати лет,
Которых еще не любили,
Которых давно уже нет.

Летели над ними разрывы,
Осколки великой войны.
А все ж они,
девочки,
живы,
Как дочери и как и сыны.

Какими красивыми были,
Такими и в землю ушли.
А там, где мы их хоронили,
Там красные маки взошли.

Свершаются сказки и были
В созвездьях боев и побед:

Такими красивыми были
Ребята семнадцати лет.

Ведущий:

Величие бессмертного героического подвига нашего народа в Великой Отечественной войне, нетленная Память о понесенных жертвах и является главной причиной, заставляющей вновь и вновь обращаться к военной тематике писателей и поэтов, стремящихся правдиво и художественно убедительно показать, как выстоял советский человек в огненные годы, как и почему победил.

Память о войне. Это Память народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее и будущее. Каждая книга о войне - этому подтверждение.

В военной прозе поднимаются важнейшие проблемы современного человека: проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества и мира, проблемы нравственного выбора и исторической памяти.

Книги А. Ананьева, В. Быкова, Ю. Бондарева, А. Адамовича, Б. Васильева, А. Чаковского раскрывают перед читателем истинное лицо войны, рассказывают о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа, и заставляют нас оценить все то, что принесла с собой война.

Среди лучших произведений о войне - повесть Г.Бакланова "Навеки - девятнадцатилетние".

Сообщение учащихся о Г. Бакланове:

1. Бакланов Григорий Яковлевич (р. 1923 г.) родился в Воронеже. Рано потерял родителей и воспитывался в семье дяди. Война для него стала началом взрослой жизни. В 1941 году со школьной скамьи он ушел добровольцем на фронт, тяжелым был путь его от рядового до начальника разведки дивизиона. Командовал батареей до конца войны на Юго-Западном фронте.

2. После окончания войны Г. Бакланов считал своим долгом рассказать о пережитом, о тех, кто, защищая Родину, обессмертил себя красотой подвига.

После окончания в 1951 году Литературного института им. А.М. Горького сосредоточился на военной тематике. Автор повестей "Южнее главного удара", "Пядь земли", "Мертвые сраму не имут", которые оказались в центре критических дискуссий об "окопной правде", "лейтенантской прозе". В 1964 году опубликовал повесть "Июль 41-го года". Повесть "Навеки - девятнадцатилетние" (1979) удостоена Государственной премии СССР.

С 1986 по 1996 год возглавлял редколлегию журнала "Знамя".

В 1988 г. вышла книга рассказов "Свет вечерний", в 1993 - сборник повестей и рассказов "Свой человек", в 1995 - книга "Я не был убит на войне".

3."Навеки - девятнадцатилетние" - книга о бессмертии целого поколения. (Обращается внимание на эпиграф). Бакланов говорит: "Это достойное поколение, гордое, с острым чувством долга. Почти все оно осталось на полях битв. Я думаю об этих юношах - святых, честных, самоотверженно исполнивших свой долг - я думаю о них с отеческим чувством, мне больно, что так рано оборвались их жизни. Не по возрасту тяжкая, страшная ответственность легла на их плечи".

Ученик зачитывает воспоминания Г. Бакланова:

Снимали фильм по моей повести "Пядь земли". Съемки шли на месте боев, о которых рассказывалось в книге. Режиссеры были молодые, в войне не участвовали, им хотелось соблюсти абсолютную точность. И окопы рыли на месте прежних окопов. В одном из них нашли скелет человека. Так вот, первым толчком, как я думаю, был тот случай, а написал я эту повесть через 16 лет.

Учитель: Кому посвящена повесть? Какие эпиграфы использует автор?

Автор использует 2 эпиграфа: слова Ф. Тютчева и С. Орлова. В них переплетаются философские размышления о жизни, о человеке. Да, все они "посетили" мир в минуты роковые, пройдя по жизни в "подкованных кирзовых сапогах". Это их судьба, их назначение.

Учитель: Как же испытала их судьба? Почему, вспоминая о них, наши сердца содрогаются от боли, жалости и переполняются гордостью за них?

Выразительное чтение 1 главы.

Учитель: Каков смысл этой главы? Какова ее роль?

Ученик: 1 глава - пролог, определяющий идею всего произведения. Перед нами неизвестный погибший солдат. Бои в этой местности шли 30 с лишним лет назад. И эти годы он сидел в окопе. Кто он? И страшно, и жутко от этой картины. Взошло солнце, согревая живущих, но оно бессильно согреть того, кто 30 с лишним лет назад погиб здесь, защищая Отчизну.

Учитель: Какие стихи вызывает в памяти эта глава?

Ученики читают стихотворения С. Орлова

Мы ушли на заре,
Словно тени косые,
Под землей наши руки с корнями сплелись.
И не слышим мы - дождь ли идет по России,
Или дымом сугробы в полях завились.
Тишина, о которой мы столько мечтали,
Черным камнем легла на разбитую грудь.
Может быть, петухи на Руси закричали,
Но и им тишины не спугнуть, не вспугнуть.
Только хруст корневищ сквозь прогнившие кости,
Только голос подземных ручьев:
На забытом, поросшем крапивой погосте
Мы лежим, может, год, может - тыщу веков.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой:
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей:

Учитель: Что же произошло здесь более 30 лет назад?

Кто главный герой повести?

Ученик: Лейтенант Владимир Третьяков.

Учитель: Рассказать о первой встрече с ним. (Работа по 2 главе). Третьяков возвращается из госпиталя на фронт. (Чтение отрывка со слов "Как скатился из-под машинки в декабре сорок первого: до слов: довоенной красе").

Учитель: Сидит Третьяков на обочине, ждет попутной машины, а мимо проходят солдаты всех ростов и возрастов.

Чтение отрывка из 3 гл. со слов "шли на смену тем, кто полег здесь: до слов: в поле недавнего боя".

Учитель: Какой показана война?

Ученик: Война изображена жестокой, страшной, разрушающей силой. Война - этогибель, это смерть.

Учитель: Кем предлагает стать Третьякову начальник разведки? Какое решение принимает Третьяков?

Ученик: Чтение эпизода из 3 гл. со слов "Чем-то понравился Третьяков начальнику разведки: до слов:попросился в батарею".

Учитель: Той же ночью Третьяков вел орудие к фронту. Как он выдерживает первое испытание? (Работа по 4 гл.)

Чтение эпизода: "А впереди стояла и молчала батарея. Они были вместе: до слов:поведешь орудие".

Вывод: Третьяков инициативен, умеет в считанные секунды взять на себя ответственность, не теряясь в трудной смертельной обстановке.

Чтение эпизода: "Застонал, зашатался мост: :по своим напрягшимся мускулам ощутил, будто он спиной подпирал мост". (глава 4).

Учитель: Характер лейтенанта выявлен через конкретные факты: сам голодный, делится пайком с девушкой, мог остаться при штабе, а идет на передовую, чтобы убедить в безопасности других, рискуя жизнью, становится под мост.

Учитель: Какие мысли овладевают Третьяковым?

Ученик: Повесть проникнута философскими размышлениями о смысле жизни, о кратковременности ее, о смерти, о жестокости и бесчеловечности войны. Сама природа восстает против убийства.

Учитель: В творчестве какого писателя 19 в. прослеживаются эти мотивы?

Ученик: В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" (Привести примеры).

В повести Г. Богомолова мы видим реальные сцены, в которых явно прослеживается протест против войны. Война "в крови, в страданиях, в смерти".

Учитель: Найдите в тексте примеры.

Чтение и анализ эпизодов:

1. "Он отыскал в лесу воронку снаряда, налитую водой. Вокруг нее лежали молодые деревца; какие-то из них еще подымутся, оживут: до слов: :И осыпана землей остриженная под машинку черная, круглая голова: уже убитого, хоронил его другой снаряд."

2."Он смотрел в бинокль: А даль впереди, за стволами сосен, вся золотая, манила, как непрожитая жизнь".

Учитель: Над чем заставляют задуматься эти строки?

Ученик: Война несет смерть. А это то, чего не должен видеть человек. Война противочеловечна. Богомолов не принимает войну. Он как бы говорит читателям: "Смотри и помни".

Учитель: А рядом жизнь, трава, на которой завтракал взвод, "бойцы развеселились, и он смотрел на них, живых, веселых вблизи смерти. Смерть так рядом:"

Зачитаем размышление Третьякова о жизни и смерти:

"Неужели только великие люди не исчезают вовсе? Неужели только им суждено и посмертно оставаться среди живущих? А от обычных, от таких, как они все, что сидят сейчас в этом лесу, неужели от них от всех ничего не останется? Жил, зарыли, и как будто не было тебя, как будто не жил под этим солнцем, под этим вечным синим небом. Неужели мысль невысказанная, и боль - все исчезнет бесследно? Или все же что-то остается. Витает незримо. И придет час - отзовется в чьей-то душе? И кто разделит великих и невеликих, когда они еще пожить не успели? Может быть, самые великие - Пушкин будущий, Толстой - остались в эти годы на полях войны безымянно и никогда ничего уже не скажут людям. Неужели и этой пустоты не ощутит жизнь?" (гл. 5)

Учитель: Какие чувства овладевают Третьяковым?

Ученик 1 : Это боль по неосуществившемуся, боль за то, что война лишает человека жизни. За что? Кто восполнит ту пустоту, которая остается после каждого солдата?

Ученик 2: Третьяков пытается доказать, что война не забудется. Погибшие навсегда останутся в памяти народной, останутся навсегда 19-летними.

Учитель: (Работа по тексту). Взвод Третьякова в бою. Как в суровом бою рождается воинское братство? Зачитать картину боя (гл. 6, 7)

Ученик: "Кто-то стонущий свалился в окоп. Зеленая пилотка. Испуганный, мутящийся взгляд. Руками в крови, в земле зажимает живот сбоку. Увидел это, когда уже разгибался бежать. На миг спасительная мысль: остаться, перевязать: Но уже бежал, в руке гремела катушка, провод сматывался на землю. И тут возник из-за поля вой мины: до:визг оборвался".

Учитель: В пыли и дыму сражение шло уже не 1 час.

Зачитаем эпизод боя из гл. 8.

"В своих выгоревших гимнастерках, со скатками через плечо: до слов:будто все еще ползли".

Ученик: Страшные картины войны заставляют содрогнуться. Люди, только недавно наблюдавшие восход солнца, теперь неподвластны законам жизни. Их нет: (Зачитывается эпизод: "Наверху все грохотало. Пока пробирался туда, повсюду в проходах толкалось множество набежавшего откуда-то народа:" до слов: "У переднего пушка сверкнула огнем. Да так, что звоном уши заложило") (гл. 8).

Ученик 2: Зачитывает эпизод "На поле лежала неокопавшаяся пехота. Танки шли, и перед ними, как ветром, снимало с земли людей. Они вскакивали по одному, бежали, пригибаясь, словно на четвереньках, разрывы сметали бегущих". (гл. 8)

Ученик 3: Чтение эпизода: "Поднявшись на слабых ногах, не понимая, ранен он, не ранен, - но крови на нем нигде не было, - Третьяков увидел поле:" до слов: ":и крыло мельницы с оторванным полотнищем, опускаясь с верху, отделяло его от остальных". (гл. 8)

Учитель: При каких обстоятельствах ранен Третьяков?

Ученик: Третьякова ранят в тот момент, когда он пытается спасти Насруллаева.

Учитель: Третьяков ведет себя героически. Он не прячется за спинами друзей, теперь солдаты верят ему.

В этих боях погиб почти весь взвод Третьякова. "Пахотное поле, на котором из года в год сеяли и убирали пшеницу: стало для них последним полем боя". И вот по этому полю живые, с трудом вытаскивая из чернозема сапоги, ходили, разыскивая и узнавая убитых, а они, убитые, "лежали в облепленных пудами чернозема сапогах".

Этот факт в читательском сознании связывается со словами героя:

"Живые всегда виноваты перед теми, кого нет" - и стихотворением А.Твардовского:

Я знаю, никакой моей вины
В том что другие не пришли с войны.
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же:
"Я знаю, никакой моей вины:"

Учитель: Найдите и зачитайте философские размышления Третьякова (гл. 10)

Ученик: "С верхних нар Третьяков смотрел, смотрел на эту осеннюю красоту мира, которую мог бы уже не увидать. Ненамного хватило его на этот раз, на один бой и то не до конца. А на душе спокойно. Сколько же это надо народу, если война длится третий год и одному человеку в ней так мало отмерено?..."

Учитель: "Сколько же это надо народу?" - вот вопрос, который рождается в мыслях Третьякова. А у читателей появляется чувство боли, сожаления и ненависти к тем, кто разжег войну.

Учитель: С какой целью даны в повести сцены в госпитале? (Работа по гл. 11 - 26).

Ученик: Эти сцены помогают увидеть мощь, масштабность народных страданий. Находясь в госпитале, раненые не перестают вспоминать о сражениях.

На фронте солдат не успевал передохнуть между боями, у него не было времени оценить происходящее, посмотреть на себя со стороны, а в госпитале времени много. Поэтому каждый раненый, в том числе и Третьяков, заново "прокручивал" свою военную жизнь, бои за высотку, круговую оборону, атаки с ходу. В госпитале Володе представилась возможность думать, оценивать, размышлять о гибели миллионов, об общем счете войны и неизбежности случайных потерь.

Чтение эпизода из гл. 19 : "Для тяжелораненых самые трудные часы ночью, а для выздоравливающих самое тягостное время - вечер. Вечером в палате сумеречный желтый свет электричества, хлопья теней по углам, и все, кого отделила война - мертвые и живые, - все они в этот час с тобой".

Сообщения учащихся:

  • Знакомство с судьбами людей
  • Любовь к Саше.
  • Работа по гл.25 - 26.

Учитель: Повесть реалистична. Автор изображает страшные картины боев, где гибнут ни в чем неповинные люди. "Блестели на солнце лужи, и среди них по всему полю лежали убитые. В шинелях, впитавших в себя воду, в мокрых ватниках, окоченелые, лежали они там, где настигла их смерть. Пахотное поле у хутора Кравцы, на котором из года в год сеяли и убирали пшеницу и куда каждую осень выгоняли на стерню гусей, стало для них последним полем боя". (гл. 26)

Учитель: Третьяков погибает. Зачитаем сцену гибели.

Ученик: "Он не слышал автоматной очереди: его ударило, подбило под ним ногу, оторвавшись от повозки, он упал. Все произошло мгновенно. Лежа на земле он видел, как понесли лошади под уклон, как санинструктор, девочка, вырывала у ездового вожжи, взглядом измерил расстояние, уже отделившее его от них:" до слов: "И строй за строем плыли в небесной выси ослепительно-белые облака, окрыленные ветром" (гл. 27).

Учитель: Такой конец глубоко философичен. Облако взрыва подняло ввысь бессмертную память о погибших. Мир по-прежнему жив: ветер, поле, облака, но нет человека. Но память вечна:

Ты в ней остаешься. Один. Отрешенный.
От света и воздуха. В муке последней.
Никем не рассказанный. Не воскресший.
Навеки веков восемнадцатилетний.
П.Антокольский. "Сын"

Невольно вспоминаются стихи А. Твардовского. Зачитаем их.

Та кровь, что пролита недаром
В сорокалетний этот срок,
Нет, не иссякла вешним паром
И не ушла она в песок.

Ей не довольно стать зеленой
В лугах травой, в садах листвой,
Она живой, нерастворенной
Горит, как пламень заревой.

Стучит в сердца, владеет нами,
Не отпуская ни на час,
Чтоб ваших жертв, святая память
В пути не покидала нас:

Учитель: Какова идея повести?

Ученик 1: Память о войне вечна. Мы, живые, ощущаем пустоту, оставленную погибшими. Мы скорбим о потерях. (Чтение отрывка из "Реквиема" Р. Рождественского)

Помните!
Через века,
Через года, -
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти
Павших
Будьте достойны!
Вечно достойны!

Ученик 2: Книга потрясает своей жестокой правдой. Бакланов заставляет читателей увидеть лик войны, услышать стоны и рождает ненависть к тем, кто разжигает войны, кто обрывает жизни 19-летних. Нас охватывает чувство скорби и боли.

Ученик 3: Повесть вызывает чувство гордости тем поколением, которое смогло в жестокой схватке с врагом спасти свою страну. Книга общей болью связывает поколения, тревожит наши сердца.

Учитель: Знакомясь с произведениями о войне, встречаясь с ветеранами, мы восхищаемся нашим народом-победителем. Каждого вело в бой чувство любви к родине. Мы должны дать клятву тем, кто в жестокой схватке с врагом одержал победу, тем, кто навеки остался 19-летним. Мы должны любить свою Родину, быть чище, добрее, человечнее.

Звучит песня В. Высоцкого "На братских могилах"

Чтение стихотворений:

1 ученик:

Пускай до последнего часа расплаты,
До дня торжества - недалекого дня -
И мне не дожить, как и многим ребятам,
Что жили нисколько не хуже меня.
Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
А. Твардовский

2 ученик:

Весь под ногами шар
Земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
С.Щипачев

Объявляется минута молчания.

Домашнее задание:

  • 1 группа: Написать сочинение "Он пал за мир - так сказано о нем." (по повести Г. Бакланова "Навеки - девятнадцатилетние")
  • 2 группа: Написать сочинение на основе личных встреч с ветеранами войны, родственниками погибших на тему "А был он лишь солдат".