Что такое самость по юнгу. Карл-густав юнг и его определение самости. Определения, значения слова в других словарях


Нам, простым смертным время от времени напоминают, насколько важен для организма полноценный 8-часовой сон. Вместе с тем опыт некоторых представителей нашего вида, имя которых в нашем представлении ассоциируется с определенными достижениями, зачастую свидетельствует об обратном. Многие из этих людей стали и остаются знаменитыми и успешными, уделяя сну минимум времени. Один из ярких примеров - ныне здравствующий харизматичный Дональд Трамп, отводящий на сон не более 3-4 часов в сутки. И, по мнению зажигающему своей энергией кандидата в президенты, такое распределение времени дает ему ощутимое преимущество над конкурентами.

Сон – пустая трата времени – был глубоко убежден Томас Эдисон, предпочитающий всю сознательную часть жизни прерываться на короткий сон по нескольку раз в течение дня. Того же мнения и распорядка, правда на несколько веков ранее, придерживался Леонардо да Винчи, проваливающийся в т. н. «полиморфный» 20-ти минутный сон 6 раз в сутки. Никола Тесла жертвовал на сон из своего предельно плотного графика не более 2 часов, начиная с полуночи.

Уинстон Черчилль взял за привычку уделять сну, помимо нескольких часов ночью, короткое дневное время. С этой целью он распорядился перевезти в здание Парламента свою любимую кровать, что не помешало ему впоследствии привести свою страну к победе в Битве за Британию и прослыть одним из величайших дипломатов всех времен и народов.

В контексте сказанного, предлагаем вашему вниманию любопытную подборку – инфографику, состоящую из 12 фактов о том, как и сколько затрачивали и продолжают затрачивать на сон некоторые вошедшие в историю персоналии, включая и перечисленных особ.

8 часов – миф, или реальность?

Согласно усредненной статистике, большинство из нас затрачивает на сон в общей сложности около 24 лет. А много ли это или мало? И как отыскать ту золотую середину, которая позволит каждому извлекать из сна максимальную пользу? Давайте по крайней мере попробуем приблизиться к ответу на эти вопросы, проанализировав, насколько вредны недосып или пересып, и что происходит с нашим мозгом , когда времени для сна хронически не хватает.

Один из признанных авторитетов в научном мире, посвятивших изучению феномена сна десятилетия, профессор психиатрии Даниэль Крипке основываясь не только на собственном мнении, но и на убедительных фактах утверждает: «Люди, которые спят от 6,5 до 7,5 часов в сутки, живут дольше. Они более продуктивны и счастливы. А вот излишний сон вполне может быть вреден для здоровья. И вы можете чувствовать себе разбитым, проспав 8,5 часов, и отлично отдохнувшим, проспав 5».

"… Как бы ни хотелось каждому из нас, единых рекомендаций, увы нет и быть не может… - продолжает профессор… - Речь, скорее, в некотором приближении, может идти о выработке индивидуального графика. Каждому стоит поэкспериментировать и сократить время сна, для начала, до 7,5 часов, прислушаться к своим ощущениям и прочувствовать, как влияет такая разница на качество жизни. Если ночью вы крепко спите по 6 часов и чувствуете себя в течении дня отлично - вы счастливчик, и вам, вероятнее всего, вряд ли необходимо еще что-то сокращать".

Не может заведомо считаться плюсом для большинства из нас и привычка подражать Эдисону или Маргарет Тэтчер и принудительно сокращать время сна до 4 часа в сутки, разумеется, если эти 4 часа – не ваш личный, опробованный и подтвержденный годами практики здоровый физиологический минимум, позволяющий чувствовать себя после пробуждения свежо и бодро, а в течение дня успевать переделать уйму дел.

Здесь необходимо правильно расставить акценты : человек, проспавший 4 часа действительно может концентрировать внимание на происходящем и воспринимать действительность так же адекватно, как и тот, кто проспал 7-8 часов. И этот факт неоднократно подтвержден специальными тестами и упражнениями. Ловушка заключается в том, что человек, систематически и искусственно ограничивающий свой минимальный лимит сна, теряет способность к концентрации внимания при решении даже простейших повседневных задач значительно быстрее человека, достаточно строго придерживающегося своего естественного биологического графика.

«Ты не понимаешь!» - пытается докричаться до меня Вконтакте незнакомая девушка. - «Играть в Доту - попусту тратить время, это игра тебя портит. Нет… Она уже испортила тебя, ты зависима от этой херни!»

Хотя нет, так звучит текст, подредактированный мной за несколько минут. Удивительно, что этот человек гнёт свою линию, называя меня никем. И откуда такая лютая ненависть к нам, геймерам? Мы обычные люди, у каждого есть свои увлечения, но не все хотят это понимать.

И всё же, пытаясь унизить игроков, противники игр хотят переубедить нас своими ошибочными и копированными фактами, которые можно опровергнуть, потратив пять минут на поиски информации в интернете. Да и можно назвать это фактами? Скорее всего обычными глупыми стереотипами.

Но чем же отличается увлечение играми от других хобби? Здесь надо разбираться по пунктам, чтобы до конца осмыслить, чем же мы, геймеры, отличаемся от людей, что не играют в компьютерные игры.

Видеоигр очень много, каждая по-своему хороша, у каждой есть свои минусы. Но, так как вызванная буря ненависти обратилась именно на Доту, то я буду сравнивать её со своим вторым увлечением - рисованием. С первого взгляда, совершенно разных хобби, да?

1.1. - Представь, что ты устала, хочется на кого-нибудь наорать. Что делать? Всего одна катка - и всё - ты или сорвёшься на своих тиммейтов, с которыми вряд ли пересёчешься ещё раз, либо успокоишься.

Для успокоения есть музыка. Вот что действительно полезно, в отличии от твоих тупых игр!

Музыка? Разве в Доте нет её? По-моему, именно в этой игре очень хорошие саундтреки, которые можно слушать не только при игре, но и скачать их, чтобы они были всегда под рукой. Такие качественные игры развивают музыкальный вкус и привычку к хорошим мелодиям.

Почти в каждой игре, в независимости от её популярности и разработчиков, есть звуки. В хоррорах предпочитают резкие пугающие (или те, что с каждым шагом главного героя становятся всё громче), в том числе и простую музыку; в битвах используются воодушевляющие треки; , но всегда есть какие-то звуки, с помощью которых строится сама атмосфера игры.

Звуки… В Доте их достаточно - от приятной музыки при поиске игры до превосходной и очень качественной английской озвучки (русскую комментировать не смею). Во всяком случае, озвучка, если и не шикарна, то достойна уважения.

К тому же, если не нравится музыка в Доте, то можно просто отключить её в настройках и, запустив Вк или другой сайт, наслаждаться своими треками. Конечно, никто не будет заставлять каждого игрока слушать именно то, что предоставляет игра - полная свобода, выбирай музыку по вкусу и радуйся.

1.2. - Играя в Доту, ты ничего не добьёшься!

А вот этот «факт» можно рассмотреть с разных сторон.

1) Человек, который не играет в данную игру, а лишь отчасти интересуется ею, может опровергнуть и это высказывание. Нет, даже одного слова «киберспорт» достаточно.

В International участвуют шестнадцать, конечно же, самый профессиональных команд - часть получает приглашения, остальные же боролись за своё право продолжать бороться. Надо ли говорить, что победители получают мировую славу, выигрывают дохуища денег достаточно большую сумму и получают кубок, о котором мечтает каждый дотер.

И это можно назвать «бесполезным»?

2) Личная жизнь. Конечно, существует стереотипы, что у всех дотеров её нет. И, как ни странно, в этот «факт» верят ненавистники геймеров. Они считают это минусом игр. Хотя, если таким людям лишь задуматься о том, правы ли они в этой вере… На опровержение достаточно пяти минут.

Во-первых, для того, чтобы быть дотером, не требуется всё свободное время играть в Доту, так сказать, задротить - можно уделять игре совсем немного, не надо сидеть по ночам и, стараясь не заснуть, думать, какого персонажа выбрать на следующий матч. Следовательно, тратить драгоценные часы на свою семью и друзей дотер может.

Во-вторых, я, конечно, мало кого удивлю, но… Есть девушки, которые играют в Доту . Плохо играет? Ничего, ради любви парень может её подучить, помучиться, а она будет ещё больше стараться, вникать в игру и осознавать свои ошибки. В крайнем случае, ради своей второй половинки многие представительницы женского пола начинают играть.

В-третьих, почему дотер должен любить? Ограничений по возрасту у геймеров нет, игрок лет тринадцати-пятнадцати вовсе не нуждается в таких отношениях, да и рано ещё задумываться о свиданиях, поцелуях и других любовных обязательствах - успеется.

И, наконец, в-четвёртых, если говорить о несчастной любви… Тебя бросил человек, которого ты любишь? Предали, обманули? Не проблема, иди играй! Действительно, можно отвлечься от своих проблем, расслабиться; ну, или оторваться по полной в различных шутерах.

Ах да, если ставить в такое же положение художников... Я не верю, что прославлюсь, что из-за моих рисунков у меня появятся друзья - лишь ненавистники и критики. Значит, многим стоит бросить рисование, понимая, что они ничего не добьются?

1.3. - Геймеры плохо учатся!

И сразу ошибка: как уже говорилось, нет ограничений в этой сфере - играть может и взрослый человек, причём может на этом деле зарабатывать (снимать качественные гайды или обозревать «превосходные творения» раков, которые считают себя профессионалами).

Если думать про людей, что только учатся… В мире очень много игроков, так почему же эта реальность не катится на самое дно только из-за таких «отбросов, у которых нет личной жизни»? Правильно, потому что человек сам распоряжается своим временем, сам решает, поучить ему что-то или пойти поиграть.

И на все заверения, которые похожи на это: «Мой друг задротит постоянно, ужасно учится. Я ему помогаю, но ничего не получается», я могу смело сказать, что задрот и геймер - слова, которые синонимами не являются . Путать и называть своего друга-геймера задротом - грубая ошибка.

Почему дотеры обязаны плохо учится? Да, они должны играть только в игры, не отвлекаясь на учёбу... А художники должны часами напролёт рисовать, не желая учить заданный материал - им же важно только их увлечение, они не могут бросить такое увлекательное занятие.

1.4. - Плохое зрение, такие как ты не увлекаются спортом!

Я не хочу и не буду повторяться про то, что человек сам распоряжается своим временем. Речь здесь пойдёт совершенно о другом.

Почему при виде худощавого неспортивного и/или дотера в очках многие говорят: "Доигрался человек", ну, или море критики и монологов на тему "К чему приводят игры? Конечно же, к ухудшению здоровья!"

Я не спорю, что долго сидеть за компьютером - плохо, а игры - это то, что нас как раз к такой технике притягивает. Но, если хоть чуть-чуть подумать и прийти к выводу, что у каждого человека есть проблемы со здоровьем...

Бывают заболевания, которые появляются у человека с самых первых минут его жизни. Он в этом не виноват, но тем не менее, ему запрещаются нагрузки, что-то из еды, увлечения и т.д. Является ли гуманным нападать на такого по поводу его здоровья? Если несчастному идти другим путём, то есть заниматься спортом, то ему гораздо труднее достичь результата, чем здоровым.

Зрение? Кто скажет, что человек виноват в том, что у него плохое зрение? Да, большинство людей сами его портят, но есть и такие, кому этот минус передаётся по наследству. Пусть это не так распространенно, но есть такие геймеры, которые не могут жить без очков или линз только потому, что их родственники в своё время не следили за ним.

2. Неполный список действительных минусов Доты(точнее, всего несколько минусов Доты).

1) Несомненно, первое, что приходит в голову... Школьники! Точнее, люди, которые обожают мешать своей команде, при этом оскорбляя своих союзников. Такое поведение неприемлемо, но от таких дотеров невозможно избавиться.

Но это не значит, что такие геймеры добрались только до Доты - практически в каждой онлайн-игре, как бы ты не желал поиграть спокойно, за пять минут найдутся. Но это проблемы общества, а не игр, агрессивные люди могут быть везде.

Настоящая жизнь для них опасна, они не грубят, смотря человеку в глаза. Обычные трусы, на слова которых отвечать не советуется, им нужно почувствовать себя выше других, при этом не получив за это ни строгого взгляда, не пару оплеух.

2) Что не нравится дотерам ещё? Конечно же, распространённой проблема - эта игра действительно затягивает! Конечно, в первые часы очень легко оторваться от матчей, но чем дальше, тем труднее. Можно называть это как плюсом, так и минусом.

Но, опять же, всё зависит от человека, как он может отказаться от такого желания. Дота, как увлечение и способ отдохнуть, частенько так увлекает человека, что тот ставит её выше, делает чуть ли не своим смыслом жизни. Честно, это даже звучит странно, но такое встречается, хоть и не так часто, как представляют антигеймеры.

3) Матчи длятся долго.

Есть онлайн-игры, где чтобы выиграть или проиграть требуется всего несколько минут. В отличии от Доты, из-за того, что игрокам приходится играть друг с другом гораздо меньше, в таких реже ссорятся, обвиняют, то есть реже портят себе настроение.

4) Самый главный минус, скорее всего не самой игры, а её популярности, что является отличной приманкой для неприятных личностей.

Хорошая команда, где каждый вежлив и знает, кого пикает и что покупает - большая редкость; чаще попадаются люди, что не уважают свою тиму, из-за одной ошибки готовы втоптать друг друга в грязь, хотя играют намного хуже, чем требуют от своих союзников.

Не всегда легко подстроиться под свою команду и понять, как будут стремиться к победе противники - я считаю, что из-за этого игра такая интересная, а различные матчи надо тащить по-разному.

3. Dota = Inspiration.

К чему же приведёт смесь Доты, вдохновения?

Многим творческим людям требуется, так сказать, подпитка вдохновения - в частых случаях музыка, общение с друзьями. Но эта игра так же является источником сил - выиграл ты или нет -, игрок, злой или довольный собой, захочет сотворить что-то. Может быть, некоторые дотеры вновь устремятся на поиски, чтобы опять поиграть, но не все же такие.

Песни, в основном рисунки - люди посвящают своё время этой игре не только когда играют, а когда поют или же рисуют. Не спорю, что на этом творческие порывы заканчиваются, но для примера хватит и пара этих пунктов.

4. Заключение. Итог.

1) Многие "факты" ненавистников Доты являются ошибочными. Странно, что такие люди до конца готовы бороться за своё мнение, не слушая других, что могут с лёгкостью опровергнуть сказанное.

2) У каждого человека, животного, предмета - и так далее - есть свои плюсы и минусы. Дота, как игра, относящаяся к этому списку, тоже неидеальна, что не мешает её разработчикам гордиться ею.

3) Человека может вдохновить всё - ненависть и любовь, благородство и трусость, творчество других людей. Повторюсь, что данная игра не является исключением, даже наоборот: много дотеров нашли в себе силы, чтобы творить "чудеса".

На этом моя небольшая статья заканчивается. Мне остаётся лишь пожелать удачи и добавить, что Дота - всего лишь игра, которой надо наслаждаться, а не портить себе настроение.

    Сущ., кол во синонимов: 1 игра в бирюльки (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ТРАТА, траты, жен. 1. только ед. Действие по гл. тратить. «Пошли затеи, балы да балы, денежная трата всякая.» Сухово Кобылин. Трата денег. Пустая трата времени. 2. То, что тратится или истрачено. Предстоят большие траты. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

    Прил., употр. очень часто Морфология: пуст, пуста, пусто, пусты и пусты; пустее 1. Если ёмкость ничем не заполнена, то её называют пустой. Пустая бочка, бутылка, чашка, тарелка. | На полу лежал пустой флакон. 2. Если предмет, помещение,… … Толковый словарь Дмитриева

    Ая, ое; пуст, пуста, пусто. 1. Ничем не заполненный (о каком л. вместилище). Пустая бочка. Пустая коробка. Пустая бутылка. Пустой чемодан. || Полый внутри. Пустой шар. || Не занятый кем, чем л., обычно находящимся в нем или на нем. Пустой подвал … Малый академический словарь

    Основная статья: Хикару и Го Это описание серий аниме сериала Хикару и Го, который транслировался в Японии с 10 октября 2001 по 26 марта 2003 года, а в январе 2004 года было выпущено продолжение в виде OVA. Серии в этом сериале, в соответствии с… … Википедия

    Торговля - (Trade) Определение торговли, история возникновения торговли Определение торговли, история возникновения торговли, основы торговли Содержание Содержание 1. История возникновения Торговля в История торговли развитых мира Торговля в в 20 веке 2.… … Энциклопедия инвестора

    Большая биографическая энциклопедия

    Алан Тьюринг Alan Mathison Turing … Википедия

    КАРТЫ ИГРАЛЬНЫЕ - ♠ Глупый поступок лишит вас верного дохода. Червовой масти вы броситесь в любовь, как в омут. Бубновой масти вы ошиблись с выбором делового партнера. Трефовой масти неправильный выбор места размещения капитала. Пиковой масти вы мастер… … Большой семейный сонник

    - (Иван Александрович) один из знаменитейших русских писателей. Род. около 1812 г. [В биографических статьях o Г. указывается, что он родился 6 июня 1813 г. Это неверно. Душеприказчику и старинному другу Г., М. М. Стасюлевичу, в точности известно,… …

    Один из знаменитейших русских писателей. Род. около 1812 г. [В биографических статьях o Г. указывается, что он родился 6 июня 1813 г. Это неверно. Душеприказчику и старинному другу Г., М. М. Стасюлевичу, в точности известно, что метрическое… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Поток. Психология оптимального переживания , Чиксентмихайи М.. Книга "Поток. Психология оптимального переживания" представляет собой очень нетривиальный подход к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Радость потока - это высшая…
  • Рак. Радикальная ремиссия. 9 ключевых факторов для полного выздоровления , Келли Тернер. Изучение спонтанных излечений - не пустая трата времени. Наоборот, это приводит к потрясающим открытиям, которые сделала автор данной книги - Келли Тернер. Подробноизучив более 1000 случаев…
Наименование параметра Значение
Тема статьи: Самость
Рубрика (тематическая категория) Социология

Мы не только составляем для себя определœения ситуации; отвечая на вопрос “Кто я такой?”, мы также даем самоопределœения. Ответы на данный вопрос и составляют то, что социологи называют собственным Я или самостью, ᴛ.ᴇ. набор понятий, с помощью которых мы определяем, какие мы есть. Формирование собственного Я представляет собой центральную часть процесса социализации. Самость – не биологическая данность, она развивается в процессе взаимодействия человека с другими людьми. Социолог Дж. Мильтон Йингер пишет:

“Самость формируется на базе действий других людей, которые становятся частью индивида в результате отождествления им себя с этими другими и его самооценки с точки зрения этих других. Оглядываясь назад, вы можете спросить себя: “Кто я такой?” Но на делœе ответ известен еще до того, как вопрос был задан. Ответ данный составился из всœех определœений наших ролей, принципов и целœей, которые начинают формироваться у нас под влиянием окружающих с момента нашего рождения. “Ты – мальчик; ты – мой сын; ты – француз”; “Ты – хороший мальчик и составляешь истинную часть этой группы” (с соответствующими вознаграждениями, подтверждающими слова); или “Ты – дурной мальчик” (эти слова значимые персоны доводят до нашего сведения с помощью соответствующих, по их мнению, санкций)”.

Самость это наши идеи по поводу собственных качеств, способностей и поведения. В повсœедневной жизни мы ощущаем присутствие самости в таких фразах, как: “горжусь собой”, “разговариваю сам с собой”, “потерял контроль над собой”, “стыдно за себя”, “испытываю себя”, “ненавижу себя” и “люблю себя”. Эти понятия представляют из себясердцевину человеческой сущности, осознание того, что каждый из нас есть уникальное творение, отличающееся от других и в то же время похожее на них. Образ каждого человека как уникального, автономного, самодостаточного существа дает ощущение психической целостности. У индивидов, страдающих какой-либо формой сильного душевного заболевания, особенно шизофрении, отсутствует четкое представление о самих себе и о границах собственной личности, ᴛ.ᴇ. о том, где начинается и где заканчивается их личность. По этой причине многие из них теряются в потоке обрушивающихся на них стимулов.

Самость участвует в развитии эгоцентрического сдвига, при котором человеку свойственно ставить самого себя в центр всœех событий. По причинœе такого эгоцентрического сдвига мы создаем гипертрофированные представления о самих себе как о жертвах или целях действия или события, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в действительности направлено совсœем не на нас.

К примеру, когда профессор, перед тем как возвратить студентам проверенные экзаменационные работы, выбирает в качестве примера несколько особенно хороших или плохих работ, мы обычно склонны переоценивать вероятность (того, что одна из таких работ принадлежит нам. Подобным образом мы склонны переоценивать вероятность того, что именно нас, а не других членов нашей группы, выберут для участия в демонстрации опытов. А когда мы участвуем в лотерее, мы ощущаем, что наш билет имеет больше шансов на выигрыш, чем на самом делœе.

Эгоцентрический сдвиг свойствен каждому человеку, просœеивающему жизненный опыт через фильтр собственной личности. Такой смещенный взгляд на реальность формирует наше восприятие событий, а позже воздействует на наши воспоминания об этих событиях. Человеку типично думать о собственном Я в терминах статичности как о “цельной системе” или “вещи”. Но согласно концепциям сторонников теории символического интеракционизма, собственное Я обладает также динамическими характеристиками. Представители этой теории указывают, что мы можем быть объектами собственных поступков. Мысленно мы отходим в сторону и с этого наблюдательного пункта начинаем следить за собственными действиями. С этой точки зрения самость представляет собой процесс, с помощью которого мы разрабатываем свои действия в соответствии с поступками других людей. Социологи Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид и Э. Гоффман постарались облегчить понимание этих проблем, предложив свои теории.

Теория “зеркального Я”

На рубеже XX в. в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологическими факторами. Чарльз Хортон Кули (1864-1929) выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя и свой мир путем участия в процессах социальных интеракций, и утверждал, что наше сознание активизируется в социальном контексте. Это утверждение лучше всœего иллюстрирует теория “зеркального Я” – процесса, в ходе которого мы мысленно становимся на точку зрения других людей и видим себя их глазами или так, как по нашему мнению другие люди видят нас. Базовой посылкой любого типа социального поведения является наша способность прогнозировать точку зрения других людей.

Самосознание. Кули предполагал, что “зеркальное Я” представляет собой постоянный ментальный процесс, для которого характерны три фазы. В первую очередь, мы представляем себе, как мы выглядим в глазах других людей. К примеру, мы можем решить, что поправляемся и становимся “жирными”. Во-вторых, мы воображаем, как другие люди будут оценивать нашу внешность. Мы прекрасно знаем, что обычно окружающие рассматривают тучных людей как непривлекательных. В-третьих, мы вырабатываем некий тип внутреннего самоощущения, к примеру, чувство гордости или стыда, на базе которого создаем для себя представления о том, что думают о нас прочие люди. В нашем случае мы скорее всœего будем испытывать беспокойство или неловкость, связанные со своей воображаемой тучностью.

Процесс зеркального отражения собственного Я является субъективным процессом и не обязательно соответствует объективной реальности. К примеру, жертвы невроза, вызывающего потерю аппетита͵ намеренно морят себя голодом, не желая соглашаться с тем, что в действительности они не толстые, а худые или страдают болезненными состояниями, в убеждении, что они чересчур полные. Понятие “зеркального Я” не подразумевает, что наше представление о самих себе обязательно радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым человеком или новой ситуацией. В связи с этим полезно провести грань между собственными воображаемыми образами, так называемыми само-имиджами, и представлением о себе. “Само-имидж” это наш внутренний собственный образ, обычно относительно кратковременный; он изменяется по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. Представление о себе - ϶ᴛᴏ более стабильный взгляд на самого себя, вневременное ощущение самого себя – “истинное Я”, или “Я такой, какой есть на самом делœе”. “Само-имиджи” слой за слоем обычно накапливаются с течением времени и оказывают влияние на относительно устойчивое представление о самом себе. В целом можно сказать, что последовательность “само-имиджей” скорее корректирует, чем вытесняет наше более ясно выкристаллизовавшееся представление о самом себе, или самоидентичность.

Застенчивость. Поскольку людям свойственно самосознание, они часто испытывают чувство застенчивости. Застенчивость это общая тенденция испытывать напряжение, скованность и неловкость в общественных ситуациях. Данные опросов свидетельствуют о том, что 40% взрослых американцев считают себя застенчивыми. В Японии очень высокий процент застенчивых людей – около 60%. Видимо, одна из причин этого состоит по сути в том, что японцы находятся под сильным воздействием исторически сложившейся в их стране “культуры стыдливости”, согласно которой человек обязан сохранять сдержанность, дабы не подводить своих родных и близких.

Застенчивость ложится на человека тяжким грузом, ставит препоны на пути достижения человеком счастья и раскрытия своего потенциала. Застенчивые люди часто оказываются неудачниками – в школе, в бизнесе, в любви, в любой жизненной сфере, где люди удовлетворяют свои потребности в ходе взаимодействия с другими. Застенчивые люди постоянно находятся под самоконтролем, кажутся чересчур поглощенными проблемой собственной адекватности и адекватности своего поведения. Вследствие этого естественность их поведения страдает – они не могут “расслабиться” и не дают сами себе окунуться в водоворот социальных взаимодействий.

Подавленность это внутренняя модель поведения, не дающая человеку достичь собственного уровня навыков и способностей под воздействием социального давления. Подобно застенчивости, подавленность возникает, когда процесс индивидуации идет наперекос. К примеру, мы часто осознаем ситуации, в которых от нас ожидают успешной демонстрации умений. Так, на спортивных соревнованиях мы можем приложить максимум стараний, чтобы обеспечить правильность выполнения упражнений – координацию и точность мышечных движений тела – путем контроля за выполнением программы. При этом подобный самоконтроль нарушает автоматизм или отточенность исполнения, вследствие чего неизбежны ошибки.

К примеру, известно, что в финальной и решающей игре чемпионата͵ в чемпионате на кубок мира игроки – хозяева поля имеют тенденцию стушевываться и, следовательно, оказываются в невыгодном положении. Местные болельщики обычно реагируют на промахи и успехи своей команды аплодисментами, криками и свистом, в то время как голы, забитые командой гостей, сопровождаются угрюмым молчанием или криками разочарования. В обычных играх сезона такое поведение болельщиков может служить источником вдохновения для местной команды, но на чемпионате страх местных игроков проиграть его перед лицом поддерживающей их аудитории оказывает на игроков дополнительный “нажим” и усиливает самоконтроль. В результате они становятся “зажатыми” и склонными к совершению не типичных для них ошибок.

Понятие “обобщенного другого”

Джордж Герберт Мид (1863-1931) продолжил разработку идей Кули и сделал множество собственных открытий. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, как и к другим людям. При этом мы “принимаем на себя роль других в отношении самих себя”. Внутренне мы принимаем двойную точку зрения: одновременно являемся субъектом – наблюдателœем и объектом – наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем самих себя.

Мид обозначил субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности словом “я” (I), а объективный – словом “меня” (me).

Задумайтесь, что происходит, когда вы размышляете, задать или не задать вопрос профессору, читающему у вас на курсе лекции. Вы думаете: “В случае если я задам вопрос, он сочтет меня тупицей. Лучше уж промолчать”, ᴛ.ᴇ. вы воображаете отношение профессора к студентам. При этом вы как бы берете на себя роль профессора и смотрите на самого себя как на объект, или “меня”. Именно вы, действуя в качестве субъекта͵ или “я”, решаете, что задавать вопрос не стоит.

Использование личных местоимений в утверждении иллюстрирует взаимоотношение аспектов объект-субъект. По Миду, ключ к развитию самосознания детей лежит в освоении ими языка. С помощью языка мы стараемся настроиться на те действия, каких хотели бы добиться от других. Мысленно мы спрашиваем себя: “В случае если я хочу, чтобы данный человек отреагировал именно так, что для этого нужно? Что требуется от меня, чтобы воздействовать на него таким образом?” Мид приводит следующий пример: учительница просит ученика принœести стул в аудиторию. Вероятно, он выполнит просьбу, а если не выполнит, то учительнице скорее всœего придется самой принœести стул. Прежде чем попросить ученика принœести стул, она должна проиграть всю сценку в собственном уме.

Язык позволяет людям вести внутренний диалоᴦ. Мы говорим сами с собой и отвечаем сами себе в основном точно аналогично тому, как ведем беседу с другими. Таким образом мы судим о том, как будут отвечать нам другие люди.

Социолог Ральф Тернер уточнил и расширил идеи Мида. Тернер указывает, что, говоря или делая что-либо, мы, как правило, приобретаем внутреннее состояние готовности к некоторым типам реакций, могущих последовать в наш адрес от других людей. В случае если мы машем рукой профессору, задаем вопрос милиционеру или обнимаем товарища, мы ожидаем, что другой человек ответит на наше действие действием, соответствующим нашему. Получая ответ или реакцию другого человека, мы вступаем в стадию проверки и пересмотра наших ожиданий, мысленно оценивая его поведение. При этом мы приписываем такому поведению определœенное значение и в соответствии с этим планируем свои последующие действия. К примеру, в случае если другой человек отреагировал так, как мы не ожидали, мы можем прервать общение, можем попытаться “вернуться на исходные позиции” и перепроверить свои намерения, можем не принять во внимание реакцию другого человека или отказаться от своих первоначальных замыслов, можем последовать по пути, предложенному нашим собеседником. По этой причине представители символического интеракционизма утверждают, что процесс самокоммуникации имеет первоочередное значение для социального взаимодействия.

Согласно концепции Мида, в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: стадию “ролевой игры”, “коллективной игры” и “обобщенного другого”. На первой стадии ребенок в игре берет на себя роль только одного человека и “примеряет” на себя модель его поведения. Модель, которая обычно представляет собой важную личность в жизни ребенка, к примеру одного из родителœей, принято называть “значимый другой”. К примеру, двухлетний ребенок может осмотреть штанишки куклы, сделать вид, что они мокрые, пожурить куклу и отнести ее в ванную. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в этой ситуации ребенок принимает на себя родительскую точку зрения и ведет себя, как его отец или мать.

На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет одновременно множество ролей. Это напоминает случай организованной спортивной игры, в которой каждый индивид должен учитывать роли большого числа людей.

К примеру, в случае если в бейсболе игрок с битой отбивает мяч на третью базу, игрок первой базы должен хорошо представлять себе действия питчера, подающего на третьей базе, и “гасителя” мячей. Каждый игрок должен представлять свою роль во взаимодействии со всœеми остальными игроками. То же происходит и в жизни. Детям предстоит познакомиться с ожиданиями, связанными с множеством ролей, в случае если они хотят научиться успешно играть собственные роли.

На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определœенных взглядов на то, что является соответствующим поведением, а что – несоответствующим. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, принято называть “обобщенный другой”. Отношение такого “обобщенного другого” отражает отношение более крупного сообщества. Хотя мы приобретаем представления об установленных правилах от конкретных людей (от матери, учителя или сверстника), эти понятия генерализируются или распространяются на всœех людей в рамках схожих ситуаций. Следовательно, размышлять над своим поведением означает мысленно взаимодействовать с самим собой с позиции абстрактного человеческого сообщества. По мнению Мида, “обобщенный другой” - ϶ᴛᴏ средство связи каждого из нас с нашим обществом. С помощью обобщенного образа другого человека мы впитываем в себя, или интернализуем, организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных личностей так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.

Процесс “управления впечатлениями”

Эрвин Гоффман (1922-1982) дополнил наши представления о самих себе. Кули и Мид исследовали вопрос о формировании представлений человека о самом себе в процессе социального взаимодействия и то, как человек учится планировать свои действия на основании тех данных о себе и своем поведении, которые он черпает у других людей. Гоффман делает акцент на другой проблеме. Он указывает, что только путем воздействия на представление других людей о самом себе человек может надеяться прогнозировать или контролировать ситуации, в которых он может оказаться. Мы заинтересованы в том, чтобы представить себя другим людям в выгодном свете, чтобы у них сложилось о нас по возможности самое выгодное впечатление. Этот процесс Гоффман назвал управлением впечатлениями (impression management). В ходе этого процесса мы скрываем какие-то черты, а какие-то намеренно выпячиваем. К примеру, водитель такси может попытаться скрыть от пассажира тот факт, что он по ошибке везет его в противоположную сторону, а молодой профессор может потратить несколько часов на подготовку и “репетирование” первой своей лекции в надежде сразу же предстать перед студентами в качестве знающего и эрудированного человека. Вы и сами хорошо представляете себе, что участвуете в процессе управления впечатлениями, когда решаете, что надеть в каком-то конкретном случае – на вечеринку, на прием к врачу, на собеседование с работодателœем или на юбилей.

Гоффман рассматривает театральные постановки как аналитическую аналогию и средство отображения и понимания общественной жизни. Этот аспект он называет драматургическим подходом. Он описывает жизнь в обществе как сцену, на которой происходят общение и взаимодействие людей; всœе люди являются одновременно и актерами, и зрителями пьесы жизни; в этой пьесе они играют те самые роли, которые исполняют в своей повсœедневной жизни и деятельности.

Гоффман иллюстрирует свой подход, описывая, какие перемены происходят в поведении официантов в ресторане, когда они выходят в обеденный зал из подсобных помещений. Меняется аудитория, и соответственным образом изменяется поведение официантов. “Центральной сценой” является обеденный зал, где официанты демонстрируют услужливость и расторопность по отношению к посœетителям ресторана. “Кулисы” - ϶ᴛᴏ кухонные помещения, где те же официанты открыто бравируют друг перед другом, всячески насмехаясь над той услужливостью, которую они демонстрируют “на сцене”. Вместе с тем, они скрывают всю неприглядную сторону приготовления пищи – отходы, чад и вонь испорченных. продуктов, отделяя ее от заманчивой и благоухающей атмосферы обеденного зала. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, при переходе из одной ситуации в другую люди круто; меняют “выражения” своего внутреннего образа. Οʜᴎ предпринимают усилия по предопределœению ситуации для других людей, давая им подсказки для того, чтобы другие люди реагировали на них и действовали желательным для них образом.

Хотя социологи обычно причисляют Гоффмана к интеракционистам, его труды значительно расходятся с классическими формулировками символического интеракционизма. Представители этой теории рассматривают каждую ситуацию как нечто уникальное, заново построенное “кирпичик за кирпичиком” из специфических сочетаний поступков и значений, наблюдаемых в определœенных обстоятельствах. Гоффман изображает социальную жизнь в форме “каркасов” – структур, имеющих невидимое, однако реальное существование в видимых социальных взаимодействиях повсœедневной жизни. Такие базовые “каркасы” понимания способствуют выработке незыблемых правил, которыми люди пользуются для организации собственного поведения. Следовательно, действия людей в большей степени зависят не от механического выполнения правил, а от активного, непрерывного процесса межличностного взаимодействия.

Самость - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Самость" 2017, 2018.